6. ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД ФИЛИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 56 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» В ПОС.НЕЗЕВАЙ (МАОУ СОШ № 56)
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа дошкольного образования является нормативным
документом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением
отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) структурного подразделения «Детский сад» (далее – ДОУ), разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, с учетом ФООП ДО
и Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изм.) «Об образовании в Российской Федерации». ДОУ создаёт условия для реализации
гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного
дошкольного образования. Обучение и воспитание в ДОУ ведутся на русском
языке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Программа предназначена для организации деятельности
образовательной организации по созданию условий реализации ФГОС.
ДОУ функционирует в режиме полного
дня с 10 – часовым
пребыванием детей с 7:00 до
17:00 часов и пятидневной рабочей недели, исключая праздничные и выходные
дни.
ООП ДО
реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в ДОУ. Срок реализации рассчитан на 5 лет для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет в различных видах общения и деятельности с
учётом их возрастных, индивидуальных психологических
и физиологических особенностей, интересов и потребностей. ООП ДО ДОУ реализуется в одной разновозрастной группе общеразвивающей направленности. ООП ДО учитывает новые стратегические ориентиры в развитии системы
дошкольного образования:
-
повышение социального статуса
дошкольного образования; - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка
в получении качественного дошкольного образования;
-
обеспечение государственных гарантий
уровня и качества
дошкольного образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; - сохранение единства
образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. ООП ДО определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего
и дошкольного возраста и
обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
ООП ДО
формируется как программа психолого - педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного
возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых
ориентиров дошкольного образования).
ООП ДО призвана обеспечить гуманизацию и индивидуализацию образовательного процесса на
основе:
-
учета потребностей воспитанников детского сада, их родителей;
- отбора содержания и его реализации в соответствии с возможностями и потребностями детей;
-
использования и совершенствования методик образовательного процесса и образовательных
технологий;
- сотрудничества ДОУ и
семьи.
1.1.1. Цели и задачи
реализации ООП ДО
Цели и задачи реализации ООП ДО сформулированы на основе:
- ФГОС ДО;
- ФООП ДО;
-
парциальных, авторских образовательных программ, методик, выбранных
ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
- характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- образовательных запросов
родителей, социума;
- планируемых результатов;
-
результатов педагогической диагностики предыдущего образовательного
периода.
Обязательная часть ООП ДО предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие
детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях
(пункт 2.5 ФГОС ДО).
В части ООП
ДО, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных
отношений ООП ДО, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные
образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы (п. 2.9
ФГОС ДО).
Объем
обязательной части ООП ДО определен не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками
образовательных отношений – не более 40%. ООП ДО позволяет
организовать работу ДОУ в режиме развития, искать новые
стратегические и тактические направления преобразования образовательной деятельности в ДОУ.
Цель ООП ДО: проектирование социальных ситуаций развития
ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию,
мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Цели ООП ДО достигаются через решение поставленных образовательных задач в обязательной части ООП ДО и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть:
охрана и укрепление физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей
для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья;
обеспечение преемственности
целей, задач и содержания дошкольного общего и
начального общего образования;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений
с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
объединение обучения
и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных
и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
формирование общей культуры
личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие
их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной
деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития
и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
Обеспечение коррекции
нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Воспитывать любовь к малой Родине, родному
краю осознание его многонациональности,
многоаспектности. Формировать общую культуру личности с учетом этнокультурной
составляющей образования.
Формировать духовно-нравственное отношение
и чувства сопричастности к родному дому,
семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа. Формировать бережное
отношения к родной природе, окружающему миру.
Формировать начало культуры здорового
образа жизни на основе национально- культурных традиций.
Особое внимание в Программе уделяется:
- развитию личности
ребенка,
- физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья детей,
- воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход
в решении различных жизненных ситуаций;
-
уважение к традиционным ценностям.
Эти цели
реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.
Для
достижения целей и задач ООП ДО первостепенное значение имеют: забота
о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого
ребенка;
создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет
растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской
деятельности, их интеграция в целях повышения
эффективности воспитательно-образовательного процесса;
творческая
организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого
ребенка;
уважительное отношение
к результатам детского
творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского
сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста,
обеспечивающей отсутствие давления
предметного обучения.