5. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП УО) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) (далее – Школа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Содержание
АООП УО представлено учебно-методической документацией (учебный план,
календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания,
календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской
Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В основу разработки АООП УО заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный
подход предполагает учет их
особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности
возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к
созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный
подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании
строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется
характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и
учебной).
Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП УО реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования
социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и
опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в
изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и
интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и
личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые
обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных
знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП УО положены следующие
принципы:
принципы государственной
политики Российской Федерации в области образования 5
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся);
принцип коррекционно-развивающей
направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности
обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом
особых образовательных потребностей;
принцип практической направленности, предполагающий
установление тесных связей между изучаемым материалом и практической
деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное
значение для решения практико-ориентированных задач;
принцип воспитывающего обучения,
направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений
(правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий, адекватных способов
поведения в разных социальных средах;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий
взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до
старшего школьного возраста;
принцип целостности содержания
образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей
между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их
состав;
принцип учета возрастных особенностей
обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты
личностных достижений;
принцип учета особенностей психического
развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
принцип направленности на формирование
деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и
умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в
различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося
к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Структура АООП УО включает
целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями
Стандарта.