ОПИСАНИЕ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ВАРИАНТ 1
МАОУ СОШ № 56
Срок реализации 5 лет
Целевой раздел
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) общего образования
обучающихся с умственной отсталостью реализуется на базе Муниципального автономного
общеобразовательного
учреждения
Артемовского
городского
округа
«Средняя
общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов».
Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и потенциальных
возможностей обучающихся. Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса в образовательном учреждении на уровне основного общего образования.
Цель реализации АООП ОО
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направления на формирование
общей культуры воспитанников с умственной отсталостью, обеспечивающей разностороннее
развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и
социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Программа способствует
эстетическому, трудовому и физическому воспитанию обучающихся с нарушениями интеллекта.
Она ориентирована на коррекцию общего, речевого, физического и с принятыми в семье и
обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Программа способствует эстетическому, трудовому и физическому воспитанию обучающихся с
нарушениями интеллекта. Она ориентирована на коррекцию общего, речевого, физического и
психического развития воспитанников в целях их успешной социализации в современное
общество.
Принципы и подходы к формированию АООП ОО
Принципы построения и реализации основной общеобразовательной программы:
гуманизации, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса, преемственности основных образовательных программ, системности, комплексного
обучения на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий, эмоциональноценностной ориентации образовательного процесса, принцип приоритета личностного развития,
принцип коррекционной направленности образовательного процесса.
В основу образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный
подходы, осуществление которых предполагает:
признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося
основным средством достижения цели образования;
признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации в образовательном
процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в соответствии с требованиями современного
общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной
адаптации;
разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения
ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых
образовательных потребностей;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где
общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат общего образования;
реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие
способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального
развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умственной
отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются
в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
АООП ОО реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или
отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые
обеспечивают освоение АООП ОО на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного
процесса.
Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками
образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП.
Сроки
реализации
АООП
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет.
Описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Освоение АООП ОО обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и
итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с
содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, и в сроки, которые определяются Стандартом. Обязательной является
организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и
особых образовательных потребностей. АООП ОО, которая при необходимости
индивидуализируется (СИОП), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том
числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или
отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП ОО (вариант 1). Обязательной
является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей
обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах
(образовательной, семейной, досуговой, трудовой и др.).
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как
итоговые достижения на момент завершения образования.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проходят
итоговую аттестацию в форме двух испытаний: первое предполагает комплексную оценку
предметных результатов усвоения обучающимися письма и развития речи, чтения и развития,
математики и основ социальной жизни; второе – направлено на оценку знаний и умений по
выбранному профилю труда.
Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП ОО имеет интегративный характер и включает в себя:
требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и умений
для решения практико-ориентированных задач (предметные результаты).
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Часть первая учебного плана – «Образовательные предметы» отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке
итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем,
отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не
является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения программы
Система
оценки
достижения
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить
следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и
формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке
результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности
общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития
их жизненной компетенции.
Содержательный раздел
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее программа формирования БУД,
программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования
Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования
БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет
реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании
школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает
одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения
доступными видами профильного труда.
Результативность овладения базовыми учебными действиями у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на завершающем этапе обучения
(IX класс). Организация самостоятельно разрабатывает процедуру и содержание итоговой
комплексной оценки базовых учебных действий.
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении Программы .
Программа коррекционной работы основного общего образования обеспечивает:
— создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания,
обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса;
— дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными
потребностями в общеобразовательном учреждении.
Разработка и реализация программы коррекционной работы осуществлятся
общеобразовательным учреждением совместно с образовательными учреждениями посредством
организации сетевого взаимодействия, направленная на обеспечение возможности освоения
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья программы.
Организационный раздел
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам
(годам обучения).
Организация временного режима обучения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать их особым образовательным
потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения
АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение
9 лет:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены учебные предметы и
коррекционно-развивающие занятия.
Календарный учебный график Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с
углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) является одним из
основных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
Условия реализации программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Требования к условиям получения образования обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) представляют собой интегративное описание совокупности
условий, необходимых для реализации АООП ОО, и структурируются по сферам ресурсного
обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание
комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся, построенной
с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество
образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей
(законных представителей), нравственное развитие обучающихся; гарантирует охрану и
укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Система условий реализации АООП ООО в соответствии с требованиями Стандарта
представлена следующими разделами:
- описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного
общего образования;
- психолого-педагогические условия реализации ООП в школы;
- материально-технические и информационные условия реализации ООП;
- информационно методические условия реализации ФГОС.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)