5. ОПИСАНИЕ__АООП_УО_ООО_ОУ № 56

ОПИСАНИЕ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ВАРИАНТ 1
МАОУ СОШ № 56
Срок реализации 5 лет
Целевой раздел
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) общего образования
обучающихся с умственной отсталостью реализуется на базе Муниципального автономного
общеобразовательного
учреждения
Артемовского
городского
округа
«Средняя
общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов».
Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и потенциальных
возможностей обучающихся. Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса в образовательном учреждении на уровне основного общего образования.

Цель реализации АООП ОО
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направления на формирование
общей культуры воспитанников с умственной отсталостью, обеспечивающей разностороннее
развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и
социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Программа способствует
эстетическому, трудовому и физическому воспитанию обучающихся с нарушениями интеллекта.
Она ориентирована на коррекцию общего, речевого, физического и с принятыми в семье и
обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Программа способствует эстетическому, трудовому и физическому воспитанию обучающихся с
нарушениями интеллекта. Она ориентирована на коррекцию общего, речевого, физического и
психического развития воспитанников в целях их успешной социализации в современное
общество.
Принципы и подходы к формированию АООП ОО
Принципы построения и реализации основной общеобразовательной программы:
гуманизации, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса, преемственности основных образовательных программ, системности, комплексного
обучения на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий, эмоциональноценностной ориентации образовательного процесса, принцип приоритета личностного развития,
принцип коррекционной направленности образовательного процесса.
В основу образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный
подходы, осуществление которых предполагает:
признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося
основным средством достижения цели образования;
признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации в образовательном
процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в соответствии с требованиями современного
общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной
адаптации;

разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения
ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых
образовательных потребностей;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где
общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат общего образования;
реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие
способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального
развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умственной
отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются
в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
АООП ОО реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или
отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые
обеспечивают освоение АООП ОО на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного
процесса.
Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками
образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП.
Сроки
реализации
АООП
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет.
Описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Освоение АООП ОО обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и
итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с
содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, и в сроки, которые определяются Стандартом. Обязательной является
организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и
особых образовательных потребностей. АООП ОО, которая при необходимости
индивидуализируется (СИОП), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том
числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или
отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП ОО (вариант 1). Обязательной
является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей
обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах
(образовательной, семейной, досуговой, трудовой и др.).
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как
итоговые достижения на момент завершения образования.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проходят
итоговую аттестацию в форме двух испытаний: первое предполагает комплексную оценку
предметных результатов усвоения обучающимися письма и развития речи, чтения и развития,
математики и основ социальной жизни; второе – направлено на оценку знаний и умений по
выбранному профилю труда.

Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП ОО имеет интегративный характер и включает в себя:
требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и умений
для решения практико-ориентированных задач (предметные результаты).
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Часть первая учебного плана – «Образовательные предметы» отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке
итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем,
отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не
является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения программы
Система
оценки
достижения
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить
следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и
формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке
результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности
общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития
их жизненной компетенции.
Содержательный раздел
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее программа формирования БУД,
программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования
Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования
БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет
реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании
школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает

одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения
доступными видами профильного труда.
Результативность овладения базовыми учебными действиями у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на завершающем этапе обучения
(IX класс). Организация самостоятельно разрабатывает процедуру и содержание итоговой
комплексной оценки базовых учебных действий.
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении Программы .
Программа коррекционной работы основного общего образования обеспечивает:
— создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания,
обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса;
— дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными
потребностями в общеобразовательном учреждении.
Разработка и реализация программы коррекционной работы осуществлятся
общеобразовательным учреждением совместно с образовательными учреждениями посредством
организации сетевого взаимодействия, направленная на обеспечение возможности освоения
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья программы.
Организационный раздел
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам
(годам обучения).
Организация временного режима обучения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать их особым образовательным
потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения
АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение
9 лет:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены учебные предметы и
коррекционно-развивающие занятия.
Календарный учебный график Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с
углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) является одним из
основных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
Условия реализации программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Требования к условиям получения образования обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) представляют собой интегративное описание совокупности
условий, необходимых для реализации АООП ОО, и структурируются по сферам ресурсного
обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание
комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся, построенной
с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество
образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей
(законных представителей), нравственное развитие обучающихся; гарантирует охрану и
укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Система условий реализации АООП ООО в соответствии с требованиями Стандарта
представлена следующими разделами:
- описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного
общего образования;
- психолого-педагогические условия реализации ООП в школы;

- материально-технические и информационные условия реализации ООП;
- информационно методические условия реализации ФГОС.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».