4. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Описание образовательной программы
Срок реализации программы 5 лет
Цель реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР — создание условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с ЗПР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в
те же сроки обучения (5 - 9 классы). АООП ООО разработана с учетом условий
интегрированного обучения обучающихся с ЗПР в классах, в которых реализуется ООП ООО
в соответствии с ФГОС ООО.
АООП ООО представляет собой адаптированный вариант основной
общеобразовательной программы основного общего образования (далее — ООП ООО).
Требования к структуре АООП ООО (в том числе соотношению обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее
освоения соответствуют федеральному государственному стандарту основного общего
образования (далее — ФГОС ООО). Адаптация программы предполагает введение программы
коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к
результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО.
Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР является психолого-
педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя с педагогами,
реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ППк.
Планируемые результаты освоения АООП ООО представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования школы адекватно отражают требования Стандарта,
передают специфику образовательного процесса, соответствуют возрастным возможностям
обучающихся.
Достижение планируемых результатов освоения обучающимися АООП ООО
учитывается при оценке результатов деятельности образовательного учреждения,
педагогических работников.
В соответствии со Стандартом к числу планируемых результатов освоения программы
относятся:
личностные результаты
метапредметные результаты
предметные результаты
В результате изучения всех предметов основной школы обучающиеся получат
дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные
универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская
ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и
инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению
систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых
проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции
и рефлексии.
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования
система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения
ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей
перспективы их развития.
В структуре планируемых результатов выделяются:
1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего
2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ:
«Выпускник научится»,
«Выпускник получит возможность научиться».
«Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего
образования» отражает такие общие цели образования, как формирование ценностно-
смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие
познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных
предметов.
Структура планируемых результатов
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие
основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности
обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы
представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и
детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы
планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и
использование исключительно неперсонифицированной информации.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и
детализируют основные направленности метапредметных результатов.
3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и
детализируют их.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития
программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с ЗПР в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся.
Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения АООП ООО
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования,
позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов
образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ООП
ООО МАОУ СОШ № 56.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при
завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть
индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых
результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся
планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов
образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части
учебного плана.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению
учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном
материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных
предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
действий.