4. ОПИСАНИЕ_АООП ООО_ЗПР_ОУ № 56

ОПИСАНИЕ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МАОУ СОШ № 56
Целевой раздел
Срок реализации программы 5 лет
Цель реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР — создание условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования
обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с ЗПР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в
те же сроки обучения (5 - 9 классы). АООП ООО разработана с учетом условий
интегрированного обучения обучающихся с ЗПР в классах, в которых реализуется ООП ООО
в соответствии с ФГОС ООО.
АООП
ООО
представляет
собой
адаптированный
вариант
основной
общеобразовательной программы основного общего образования (далее — ООП ООО).
Требования к структуре АООП ООО (в том числе соотношению обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее
освоения соответствуют федеральному государственному стандарту основного общего
образования (далее — ФГОС ООО). Адаптация программы предполагает введение программы
коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к
результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО.
Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР является психологопедагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя с педагогами,
реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ППк.
Планируемые результаты освоения АООП ООО представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования школы адекватно отражают требования Стандарта,
передают специфику образовательного процесса, соответствуют возрастным возможностям
обучающихся.

1

Достижение планируемых результатов освоения обучающимися АООП ООО
учитывается при оценке результатов деятельности образовательного учреждения,
педагогических работников.
В соответствии со Стандартом к числу планируемых результатов освоения программы
относятся:
личностные результаты
метапредметные результаты
предметные результаты
В результате изучения всех предметов основной школы обучающиеся получат
дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные
универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская
ИКТ-компетентность
обучающихся,
составляющие
психолого-педагогическую
и
инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению
систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых
проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции
и рефлексии.
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования
система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения
ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей
перспективы их развития.
В структуре планируемых результатов выделяются:
1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего
образования;
2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ:
 «Выпускник научится»,
 «Выпускник получит возможность научиться».
«Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего
образования» отражает такие общие цели образования, как формирование ценностносмысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие
познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных
предметов.
Структура планируемых результатов
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие
основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности
обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы
представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и
детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы
планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и
использование исключительно неперсонифицированной информации.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и
детализируют основные направленности метапредметных результатов.
3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и
детализируют их.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития
программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-

2

ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с ЗПР в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся.
Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения АООП ООО
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования,
позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов
образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ООП
ООО МАОУ СОШ № 56.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при
завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть
индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых
результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся
планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов
образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части
учебного плана.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению
учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном
материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных
предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
действий.
Содержательный раздел
Программа развития универсальных учебных действий на уровне основного общего
образования
Универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные) формировались в условиях реализации основной образовательной
программы начального
общего образования, являясь
основой
для ключевых
компетентностей школьников. учебные действия.
Программа развития универсальных учебных действий на уровне основного образования
(далее – программа развития универсальных учебных действий) конкретизирует требования
Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание
образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных
программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной
деятельности.
Программы отдельных учебных предметов
Программы по учебным предметам включают:
1) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса: личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование;
В данном разделе основной образовательной программы основного общего образования
приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на ступени
основного общего образования, которое должно быть в полном объёме отражено в
соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов, курсов.

3

Полное изложение примерных программ учебных предметов, курсов, предусмотренных
к изучению на уровне основного общего образования, в соответствии со структурой,
установленной в Стандарте, приведено в Примерных программах по учебным предметам.
В ООП ООО:

- представлен список произведений по литературе, определенный для изучения в
МАОУ СОШ №56;
- определены перечни практических и лабораторных работ по физике, химии, биологии,
географии, определенный для проведения в МАОУ СОШ №56;
- представлен список музыкальных произведений, определенный для изучения на
музыке в МАОУ СОШ №56;
- определено содержание регионального компонента по истории, музыке.
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего
образования в школе
Комплексно-целевая
программа
воспитания
и
социализации
обучающихся
предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего
создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего
воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся,
основанного на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм,
реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других
субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их
духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации,
формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального
сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для
каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на
основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы комплексной
помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП ООО, коррекция недостатков в физическом и
(или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во
внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Объем и содержание определяются в
зависимости от образовательных потребностей обучающихся.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медикопедагогического
сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП ООО;
возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного
учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений
об окружающем мире и собственных возможностях.
Программа коррекционной работы содержит:
перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
и освоение ими АООП ООО;
систему
комплексного
психолого-медико-педагогического
и
социального
сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего
психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых

4

образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в
освоении АООП ООО, корректировку коррекционных мероприятий;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских
работников организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и
других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности;
планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления,
отражающие её основное содержание:
диагностическая работа, обеспечивающая проведение комплексного обследования
обучающихся
с
ЗПР
и
подготовку
рекомендаций
по
оказанию
им
психолого­медико­педагогической помощи;
коррекционно­развивающая
работа,
обеспечивающая
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в
психофизическом развитии обучающихся с ЗПР;
консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения
обучающихся с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных
психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации;
информационно­просветительская
работа,
направленная
на
разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
обучающихся с ЗПР, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися,
их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Программы курсов коррекционно-развивающей области (коррекционной подготовки):
логопедические занятия;
психокоррекционные занятия.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при
реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную
коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами,
имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать
границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Организационный раздел
Учебный план регламентирует организацию образования детей с расстройствами
психологического развития в различных формах, и механизмом реализации задач
коррекционного образования: обеспечение коррекции психического развития и
эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования

5

навыков и умений учебной деятельности детей, у которых при потенциально сохранных
возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания,
недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость,
несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
 активизация познавательной деятельности;
 повышение уровня умственного развития;
 нормализация учебной деятельности;
 коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
 социально-трудовая адаптация.
Соблюдение охранительного режима при обучении будет способствовать сохранению
здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности
объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности,
проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих
технологий и создание благоприятного психологического климата.
Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводит
психолог, логопед, которые работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведет
отслеживание развития ребенка.
В обязательную часть учебного плана входят следующие предметные области и учебные
предметы:
- «Русский язык и литература» - «Русский язык», «Литература»,
- «Родной язык и родная литература» - «Родной (русский) язык», «Родная литература (на
русском языке)»
- «Иностранный язык» - «Иностранный язык (английский)», «Второй иностранный язык
(английский)», «Второй иностранный язык (китайский)»
- «Общественно-научные предметы» - «История России. Всеобщая история»,
«Обществознание», «География»
- «Математика и информатика» - «Математика», «Алгебра», «Геометрия»,
«Информатика»
- «Духовно-нравственная культура народов России» - «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
- «Естественнонаучные предметы» - «Биология», «Физика», «Химия»
- «Искусство» - «Музыка», «Изобразительное искусство»
- «Технология» - «Технология»
- «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» - «Физическая
культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебный план основного общего образования ориентирован на пятилетний
нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели в 5-9 классах.
Продолжительность урока – 40 мин. Режим работы - шестидневная учебная неделя.
Общая продолжительность осенних, зимних, весенних каникул – 39 дней.
Учебный план, и в целом, основная образовательная программа основного общего
образования школы, состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть основной образовательной
программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, – 30% от общего объема.
В соответствии с ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится
не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.
Календарный учебный график

6

Календарный учебный график Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с
углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) является одним из
основных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
Внеурочная деятельность
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)
нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования,
как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в МАОУ СОШ №56 (в
дальнейшем – школа) осуществляется на основе оптимизационной модели организации
внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной
деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и
социализации детей.
Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени
начального общего и основного общего образования с учетом интересов обучающихся и
возможностей школы.
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники
школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).
Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в
соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом школы;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов
на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического
пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве
всех его структурных подразделений.
Модель внеурочной деятельности в школе обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности,
которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое), в том
числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции,
диспуты, школьное научное общество, олимпиады, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с
выбором участников образовательного процесса.
Система условий реализации АООП ООО с требованиями Стандарта представлена
следующими разделами:
- описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного
общего образования;

- психолого-педагогические условия реализации ООП в школы;
- материально-технические и информационные условия реализации ООП;

- информационно методические условия реализации ФГОС.

7
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».