АРП_история Отечества_ УО В 1

Приложение
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(приказ от 31.08.2023 №70)

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
7-9 КЛАСС
для обучающихся с умственной отсталостью
вариант 1

Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в
рабочей программе воспитания МАОУ СОШ №56
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся с УО 6-9 классов и составлена в соответствии с:
 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»,
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
 требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
 с учѐтом планируемых результатов освоения адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственнойотсталостью
 федеральным перечнем учебников, предметной линией учебников «История Отечества» 6-9 классы (Бгажнокова И.М., Смирнова
Л.В. История Отечества.: Учеб .для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы/ И.М.
Бгажнокова, Л.В. Смирнова.- М:Просвещение,2020.).

История

Федеральная адаптированная
основная общеобразовательная
программа обучающихся с
умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями). Утверждена
приказом Министерства
просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г.
№1026 http://fgosreestr.ru
Программы специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений
VIII вида5-9 классы. М., Владос.

Рабочие программы
по учебным
предметам ФГОС
образования
обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями. Вариант 1.
5-9 классы. Русский язык.
Чтение.Мир истории.
История
Отечества,Якубовская Э.
В.,
Шишкова М. И.,
Бгажнокова И.М. М.:
Просвещение, 2019

6 класс И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. Мир истории. 6
класс: учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. – М.: Просвещение, 2022
7 класс И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. История
Отечества. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы
– М.: Просвещение, 2019
8 класс И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. История
Отечества. 8 класс : учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы – М.: Просвещение, 2020
9 класс И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, И.В. Карелина..
История Отечества. 9 класс : учеб. дляобщеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы – М.: Просвещение, 2021

В связи с тем, что для обучающегося с умственной отсталостью характерна слабость процессов возбуждения и торможения,
замедленное формирование условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, затруднено его включение в учебный процесс.
Нарушен объем и темп восприятия, недостаточная его дифференцировка, мыслительные операции обладают целым рядом своеобразных
черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и
дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия, слабость обобщения,
трудности понимания смысла явления или факта.
Для обучающихся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую,
они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Запоминание,
сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью имеют целый ряд специфических
особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и
запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое
требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память
может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько
в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических

отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие
трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями
его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением
волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания.
В соответствии с вышеперечисленной характеристикой, дети данной категории имеют особые образовательные потребности:
 доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
 систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с
учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
 обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального
состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,
демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
 специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу,
подражанию по словесной инструкции;
 стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая
адаптация выпускника в общество.
Цель обучения – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в
своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья
в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами являются:
 освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и
творца всемирной истории;
 помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к
историческому пути своего и других народов;
 развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с
точки зрения их исторической обусловленности;
 овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо
для эффективной работы ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска
адекватных способов и приемов педагогического воздействия
Общая характеристика учебного предмета
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая
адаптация выпускника в общество.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит
формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического
развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Для лучшего усвоения материала необходимо применять систему
межпредметных связей. Это необходимо в силу особенностей развития и познавательных возможностей умственно-отсталых детей,
которые не в состоянии овладеть систематическим курсом истории, предусмотренным программой массовой школы, но данная программа
рекомендует в доступной для учащихся форме изучать предлагаемый материал.
Применение многообразных наглядных средств формирует у учеников умение представлять себе как жили люди в определенную
историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения
истории. При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «Лента времени»,
игры, викторины с использованием исторических дат.
На уроках истории в образовательной специальной (коррекционной) школе VIII вида используются: рассказ, беседа, выборочное
объяснительное чтение текста учебной книги, работа с историческими картинами, схемами, просмотр и разбор видеоофильмов,
отдельных фрагментов кино, мультфильмов.
Представляется, что в курсе «Истории России» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных
исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и
выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему
запоминанию их последовательности. При планировании курса количество часов определяется объѐмом учебного материала,
значимостью событий.
Изучение учебного предмета «Мир истории» в 6 классе и «История отечества» в 7-9 классах обеспечивает формирование
личностных, коммуникативных, познавательных учебных действий. В предмет заложено изучение исторического материала, овладение
знаниями и умениями. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств
гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Место предмета в учебном плане
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год

Введение в историю.

6
2
68

7
2
68

8
2
68

9
2
68

Содержание учебного предмета «История Отечества» 7-9 класс

Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные памятники истории. Наша Родина - Россия.
Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края - часть истории России. Как изучается
родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. "Лента времени".
История нашей страны древнейшего периода.
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов.
Родоплеменные отношения восточных славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования
восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Русь в IX - I половине XII века.
Образование государства восточных славян - Древней Руси. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и
внешняя политика. Крещение Руси при князе Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города,
развитие ремесел и торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века).
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель - самостоятельных государств, особенности их социальнополитического и культурного развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород. Культура
Руси в XII - XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск

Чингисхана и хана Батыя. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и
Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое
побоище.
Начало объединения русских земель (XIV - XV века).
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита и его политика. Расширение территории
Московского княжества. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.
Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III. Освобождение от иноземного господства. Образование
единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт Руси в
XIV - XV вв.
Россия в XVI - XVII веках.
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь
Иван IV Грозный. Система государственного управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя
политика Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских городов. Быт
простых и знатных людей.
Москва - столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества,
живописи. Быт, нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI - XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством И.
Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение
Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель. Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне.
Крестьянское восстание под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке.
Культура и быт России в XVII веке.
Россия в XVIII веке.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. "Великое посольство" Петра I. Создание российского флота и борьба за выход к

Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва:
разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I - первый российский император. Личность Петра I
Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея.
Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М.В.
Ломоносова. И.И. Шувалов - покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии
художеств.
Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост
городов. "Золотой век дворянства". Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е.
Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии.
А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие
исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века.
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные
этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В.
Давыдов). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I.
Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни
общества. Внешняя политика России. Крымская война 1853 - 1856 гг. Итоги и последствия войны.
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки.
Выдающиеся деятели культуры (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, В.А. Тропинин, К.И. Росси).
Россия во второй половине XIX - начале XX века.
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социальноэкономическое развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы,
открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих.
Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй
половине XIX века. Великие имена: И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.И. Суриков, П.И. Чайковский, А.С. Попов, А.Ф.
Можайский.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих.
Русско-японская война 1904 - 1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и
политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905 - 1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. - начало революции, основные ее события. "Манифест 17
октября 1905 года". Поражение революции, ее значение. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
"Серебряный век" русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А.М. Горький, В.А. Серов, Ф.И. Шаляпин, Анна Павлова.
Появление первых кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных
действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П.Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе.
Россия в 1917 - 1921 годах.
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство. А.Ф. Керенский.
Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917 года в
Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В.И. Лениным. Принятие
первых декретов "О мире" и "О земле". Установление советской власти в стране и образование нового государства - Российской
Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие первой Советской Конституции - Основного Закона РСФСР.
Судьба семьи Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Борьба между "красными" и "белыми".
Положение населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая политика советской власти во
время Гражданской войны: "военный коммунизм". Экономический и политический кризис в конце 1920 - начале 1921 г. Массовые
выступления против политики власти (крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой экономической политике,
положительные и отрицательные результаты нэпа.
СССР в 20-е - 30-е годы XX века.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года. Система государственного управления СССР. Смерть
первого главы Советского государства - В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И.В.
Сталина. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛАГ. Последствия репрессий.

Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-наАмуре). Роль рабочего класса в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление, экономические и социальные последствия. Создание колхозов.
Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР. Образование новых
республик и включение их в состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы. Основные направления внешней политики
Советского государства в 1920 - 1930-е годы. Укрепление позиций страны на международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е - 1930-е гг. "Культурная революция": задачи и направления. Ликвидация неграмотности,
создание системы народного образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И.П. Павлов, К.А. Тимирязев, К.Э.
Циолковский). Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Русская эмиграция. Политика власти в отношении религии и
церкви. Жизнь и быт советских людей в 20-е - 30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Первое военное столкновение между
японскими и советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении. Советско-финляндская война 1939 - 1940 годов,
ее итоги. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые
неудачи Красной армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Битва за Москву, ее историческое значение.
Маршал Г.К. Жуков. Герои-панфиловцы.
Героизм тружеников тыла. "Все для фронта! Все для победы!". Создание новых вооружений советскими военными конструкторами.
Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои.
Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Зверства фашистов на оккупированной
территории, и в концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д.М. Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории.
Партизанское движение. Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление
немецких войск по всем фронтам. Наука и культура в годы войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Изгнание захватчиков с советской земли,
освобождение народов Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии.
Завершение Великой Отечественной войны. День Победы - 9 мая 1945 года.

Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.
Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические и трагические уроки войны. Причины
победы советского народа. Советские полководцы (Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский, И.С. Конев), герои войны. Великая
Отечественная война 1941 - 1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
Советский Союз в 1945 - 1991 годах.
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни. Восстановление разрушенных городов. Возрождение и
развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с
фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946 - 1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как
великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало "холодной войны". Политика укрепления
социалистического лагеря.
Смерть И.В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н.С. Хрущева. Осуждение культа личности, начало реабилитации
репрессированных. Реформы Н.С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь советских людей в годы правления Н.С.
Хрущева. Выработка новых подходов к внешней политике. Достижения в науке и технике в 50 - 60-е годы. Исследование атомной
энергии. Выдающиеся ученые И.В. Курчатов, М.В. Келдыш, А.Д. Сахаров. Освоение космоса и полет первого человека. Ю.А. Гагарин.
Первая женщина космонавт В.В. Терешкова. Хрущевская "оттепель". Противоречия внутриполитического курса Н.С. Хрущева, его
отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад. Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика Советского
Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. XXII-летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и
морального климата в стране. Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е - начале 80-х годов XX века.
Смерть Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах.
Вывод войск из Афганистана. Избрание первого президента СССР - М.С. Горбачева. Нарастание экономического кризиса и обострение
межнациональных отношений в стране. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Распад
СССР. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Первый президент России Б.Н. Ельцин. Образование Содружества
Независимых Государств (далее - СНГ). Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.
Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах.
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Политический кризис осени 1993 г.
Принятие Конституции России (1993 г.). Символы государственной власти Российской Федерации. Экономические реформы 1990-х гг.,
их результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Основные направления национальной политики:
успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское
зарубежье.
Отставка Б.Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году. Второй президент России - В.В. Путин. Его деятельность: курс на
продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение
согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы. Политические лидеры
и общественные деятели современной России. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная церковь в
новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России - Д.А. Медведев. Общественно-политическое и экономическое развитие страны,
культурная жизнь на современном этапе. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление
международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России - В.В. Путин. Сегодняшний день России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в
2014 г. Воссоединение Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «История Отечества»
Минимальный уровень:
 знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
 знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
 знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей
культуры);
 понимание значения основных терминов-понятий;
 установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование "Лентой времени";
 описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам
педагогического работника;
 нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;
 объяснение значения основных исторических понятий с помощью педагогического работника.
Достаточный уровень:
 знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории;
 знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение;











составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление
элементарной характеристики исторических героев;
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий;
понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с опорой на ее "легенду";
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в школе 8 вида относятся следующие убеждения и качества:
 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;
 освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;
 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего идругих народов, толерантность.
Предметные результаты изучения истории учащимися 6,7,8,9 классов включают:
 овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой
для миропонимания и познания современного общества;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и
значения событий и явлений прошлого и современности;
 умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников,
раскрывая еесоциальную принадлежность и познавательную ценность;
 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысленияжизни и деяний личностей и народов в истории своей
страны и человечества в целом;
 готовность применять исторические знания для выявления и сохраненияисторических и культурных памятников своей страны и
мира.

Тематическое планирование
7 класс «История Отечества»
№

Раздел

Кол-во
часов

Основные виды учебной деятельности

1

Древняя Русь.

10

Умение пользоваться учебником, ориентироваться втексте, иллюстрациях учебника
Составление описательного рассказаРабота с картой учебника

2

Древнерусское
государство.

8

Умение правильно употреблять историческиетермины, понятия
Умение составлять вопросы по тексту способствоватьзапоминанию и воспроизведению
изученного материала; продолжать развивать навыки работы с учебником

3

Крещение Киевской
Руси. РасцветРусского
государства

14

Умение работать с документами: учить анализироватьи делать выводы; умение
поддерживать беседу по оценке исторической деятельности Ярослава Мудрого.
Развитие умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности, умение
учащихся извлекать знания из различных источников; учитьнаходить в учебнике ответы
на вопросы.

4

Русь в борьбес
завоевателями.

17

5

ЕдиноеМосковское
государство.

19

Запоминание и воспроизведение изученного материала, выработка умений устанавливать
причинно-следственные связи; связное и развернутоеизложение фактов, опираясь на
таблицы, схемы, рисунки; объяснение сложных понятий на основе текста учебника,
таблиц.
Учить понимать действия и поступки людей в прошлом; продолжать развивать умения
поддерживать беседу по оценке исторического деятеля; давать нравственную оценку
поступкам.
Развитие у учащихся умения работать с учебником, технологической картой, контурной
картой, умения выявлять главное, анализировать. Выстраивать причинно-следственные
связи, анализировать и обобщать материал, делать выводы.

68

8 класс «История Отечества»
№

Раздел

Кол-во
часов

Основные виды учебной деятельности

1

Повторение.

1

Участвовать в определении проблемы и постановкецелей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Работать с текстом учебника, документами,предложенными в нѐм:
- отвечать на вопросы, делать выводы;
- используя текст параграфа, анализировать структуругородского самоуправления в
указанный период.

2

Российское государство в
конце XVII –начале XVIII
века.

16

Оценка деятельности исторической личности. Умение применять в речи словарные слова.
Умение сравнивать и делать вывод. Описание события по плану. Установление причинноследственных связей.

3

Российская империя
после Петра I.

15

Умение формулировать ответ на вопрос с помощью текста, составление характеристики
исторической личности. Умение анализировать, соотношение данных с современностью.
умение работать с дополнительными источниками.Рассказ-описание по иллюстрации с
опорой на текст,умение использовать словарные слова.

4

Российская империя в
первой половинеXIX в.

14

Описание события по плану, умение работать с исторической картой. Умение
устанавливать причинно-следственные связи, восстанавливать цепочку событий с опорой
на иллюстративный материал. Умение находить факты, подтверждающие утверждение.
Анализ произведений – исторические факты впроизведении. Сравнение обстоятельств с
помощью текста-описания.

5

Россия в конце XIX
– началеXX века.

22

Выявление основных черт изучаемого периода. Составление простейшего монологического
ответа сзаписью в тетради.
Находит и выписывает обозначенные учителем даты. Развитие у учащихся умения работать
с учебником, технологической картой, контурной картой, умения выявлять главное,
анализировать.
Выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, делать
выводы

68
9 класс «История Отечества»
№
1

Раздел

Кол-во
часов

Основные виды учебной деятельности

Великая российская
революция и
Гражданская война.

17

Устанавливать причинно-следственные связи; знать революционные события 1905 – 1907
годов. Знать политические партии и движения, возникшие в началеXX века. Устанавливать
причинно-следственные связи; иметь представление о Первой мировой войне иоб участии в
ней России. Устанавливать причинно-следственные связи; иметь представление о
гражданской войне как битве двух противоборствующих сил России.

2

Советское государство в
1920-1930-егоды.

17

Объяснять сущность новой экономической политики Советского государства.
Устанавливать причинно-следственные связи; знать предпосылки и принципы построения
СССР. Давать характеристику личности И.В. Сталина; показывать роль Сталина во
внутрипартийной борьбе.Умения и навыки работать с исторической картой; иметь
представление о проведении коллективизации крестьянских хозяйств в России.

3

СССР в Великой
Отечественной войне
(1941-1945).

15

Устанавливать причинно-следственные связи; иметьобщее представление о внешней
политике СССР в начале Второй мировой войны. Умения и навыки работать с исторической
картой; иметь представлениео ходе военных действий в начальный период войны.
Приводить примеры стойкости и мужества ленинградцев в дни блокады. Иметь
представление оборьбе советских людей в тылу врага во время Великой Отечественной
войны. Умения и навыки работать с исторической картой; иметь представление о
завершающих сражениях Красной Армии в Европе.

4

Послевоенное развитие
СССР. Российская
Федерация в конце ХХ –
XXI века. СССР после
войны.

19

Устанавливать причинно-следственные связи; иметь представление о победах СССР в
войне; подвигах советского народа, сумевшего в кратчайшие сроки возродить экономику
страны. Иметь представление о духовной жизни страны в период правления Н.С. Хрущева.
Иметь общее представление экономического и политического развития страны в период
правления Л.И. Брежнева. Рассказывать о развитии духовной сферы жизни советского
общества вгоды «застоя».

68

Поурочное планирование
История Отечества
7 класс
Тема урока

№
урок
а

Колво
часов
1

1

Происхождениеславян.

2

Славяне и соседние народы.

1

3

Облик славян и черты их
характера.

1

4

Развитие торговли.Путь «из
варяг в греки».

1

5

Земледелие- основное занятие
славян

1

6

Организация жизни славян.

1

7

Как менялась жизнь людей в
общине.

1

8

Жилища,

1

одежда,

семейные

Планируемые результаты
Предметные
Личностные
Минимальный
 осознание своей
уровень:
идентичности как
 знание некоторых
гражданина
дат важнейших
страны, члена
событий
семьи,этнической
отечественной
и религиозной
истории;
группы,
локальной и
 знание некоторых
региональной
основных фактов
общности;
исторических
событий, явлений,
 освоение
процессов;
гуманистических
традиций и
 знание имен
ценностей
некоторых
современного
наиболее известных
общества,
исторических
уважение прав и
деятелей (князей,
свобод человека;
царей, политиков,
полководцев,
 осмысление
ученых, деятелей
социальнокультуры);
нравственного
опыта
 понимание
предшествующих
значения основных
поколений,
терминов-понятий;
способность к

Коррекционные задачи
Развитие внимания, памяти,коррекция речи.
Развитие мышления, эмоционально-волевых
качеств. Развитие навыков работы с текстом
учебника.
Развитие внимания, памяти,коррекция речи.
Развитие мышления, эмоционально-волевых
качеств. Развитие навыков работы с текстом
учебника.
Развитие умения анализировать,
выделять главное, обобщать исторический
материал. Развитие внимания, мышления. Развитие
речи. Развитие понятийного аппарата.
Развитие внимания и памяти, навыков работы с
текстом в учебнике. Развитие умения
анализировать, выделять главное, обобщать.
Развитие речи, внимания, умения работать с
текстом в учебнике. Развитие умения
анализировать, обобщать, сравнивать.
Развитие речи, внимания, умения работать с
текстом в учебнике. Развитие умения
анализировать, обобщать, сравнивать.
Развитие внимания, зрительной памяти, речи.
Развитие умения систематизировать материал,
давать полные развернутые ответы.
Развитие зрительной памяти, умения работать с

обычаи восточных славян.
9

Языческие традициивосточных
славян.

1

10

Повторительно- обобщающий
урок по теме «Древняя Русь»

1

11

Как возникло древнерусское
государство.

1

12

О чѐм рассказываетдревняя
летопись.

1

13

1

14

Об Аскольде, Дире и их
походах вВизантию
Князь Олег

15

Князь Игорь

1

16
17

Княгиня Ольга.
Сын князя Игоря иОльги –
Святослав.
Повторительно- обобщающий
урок потеме «Древнерусское
государство.»

1
1

Сыновья князяСвятослава.

1

18

19

1

1

определению
 установление по
своей позиции и
датам
ответственному
последовательности
поведению в
и длительности
современном
исторических
обществе;
событий,
пользование
 понимание
"Лентой времени";
культурного
многообразия
 описание
мира, уважение
предметов,
к культуре
событий,
своего идругих
исторических
народов,
героев с опорой на
толерантность.
наглядность,
составление
рассказов о них по
вопросам
педагогического
работника;
 нахождение и показ
на исторической
карте основных
изучаемых
объектов и
событий;
 объяснение
значения основных
исторических
понятий с помощью
педагогического
работника.
Достаточный
уровень:
 знание

текстом в учебнике. Развитие умения составлять
развернутый план.
Развитие понятийного аппарата, умения составлять
рассказ на основе наглядного материала. Развитие
навыка самостоятельной работы с текстом .
Развитие памяти, умения воспроизвести изученный
материал. Развития умения
анализировать, обобщать, выделять главное.
Развитие памяти, умения анализировать, выделять
главное, обобщать. Развитие устной речи и
понятийного аппарата.
Развитие умения анализировать исторические
факты. Развитие зрительной памяти. Развитие
умения составлять развернутый план.
Развитие зрительной памяти, умения
ориентироваться по карте, выделять главное.
Уметь ориентироваться в тексте учебника.
Развитие понятийного аппарата.
Развитие речи, умения воспроизвести изученный
материал. Развитие зрительной памяти, умения
работать с картой. Развитие умения анализировать.
Обобщать, выделять главное.
Развития умения работать с текстом в учебнике.
Развитие памяти, мышления, умения устанавливать
причинно-следственную связь.
Развитие познавательных интересов, внимания,
памяти. Развитие умения анализировать,
систематизировать, обобщать изученный материал.
Развитие умения работать с иллюстрациями, давать
оценку событиям с помощью учителя.
Развитие памяти, умения анализировать, выделять
главное, обобщать. Развитие умения
самостоятельно работать с текстом учебника,
анализировать исторические факты.

20

Князь Владимир Красное
Солнышко

1

21

Крещение Руси.

1

22

Расцвет русского государства
при Ярославе Мудром

1

23

Русская Правда Ярослава
Мудрого.

1

24

Русь после смертиЯрослава
Мудрого
Князь ВладимирМономах.

1

Распад Руси на отдельные
княжествав XII веке.
Новгородская республика.
Господин Великий Новгород

1

Торговля и ремѐсла
Новгородской земли.
Князь ЮрийДолгорукий

1

25

26
27

28
29

1

1

1

хронологических
рамок ключевых
процессов, дат
важнейших
событий
отечественной
истории;
 знание некоторых
основных
исторических
фактов, событий,
явлений, процессов;
их причины,
участников,
результаты и
значение;
составление
рассказов об
исторических
событиях,
формулировка
выводов об их
значении;
 знание мест
совершения
основных
исторических
событий;
 знание имен
известных
исторических
деятелей (князей,
царей, политиков,
полководцев,

Развитие мышления, умения анализировать,
обобщать, выделять главное. Развитие умения
самостоятельно находить ответы на вопросы,
умения устанавливать
последовательность событий. Развитие навыка
работы с картой.
Развитие умения ориентироваться в тексте
учебника, работать с картой.
Развитие понятийного аппарата.
Развитие навыков работы с учебником и
историческими источниками. Развитие умения
давать развернутые и полные ответы на вопросы и
задания учителя.
Развитие навыков работы скартой. Развитие умения
воспроизводить изученныйматериал. Развитие
памяти,
внимания, мышления,развернутой речи.
Развитие навыков работы с текстом учебника,
нагляднымматериалом.
Развитие мышления, уменияанализировать,
обобщать, выделять главное. Развитие навыков
работы с
дополнительным материалом,умения
воспроизвести изученный материал.
Развитие памяти умения работать с картой и
текстомучебника.
Развитие памяти, мышления.Развитие умения
работать с учебником, анализировать, выделять
главное.
Развитие памяти, умения воспроизвести изученный
материал.
Развитие памяти, мышления.Развитие умения
работать с учебником, анализировать, выделять

30

История возникновенияМосквы

1

31

Культура Руси в X-XIII веках

1

32

Повторительно- обобщающий
урок потеме «Крещение
Древней Руси. Расцвет Русского
государства»
Монголо-татары.

1

34

Образование монгольского
государства

1

35

Битва на реке Калке

1

36

Нашествие монголовна Русь.

1

33


1




37
38

39

Князь Александр Невский
(1236-1263).
Ледовое побоище.

1

Власть Золотой Ордынад
русскими
князьями

1



1



ученых, деятелей
культуры) и
составление
элементарной
характеристики
исторических
героев;
формирование
первоначальных
представлений о
взаимосвязи и
последовательности
важнейших
исторических
событий;
понимание
"легенды"
исторической карты
и "чтение"
исторической карты
с опорой на ее
"легенду";
знание основных
терминов понятий и
их определений;
соотнесение года с
веком,
установление
последовательности
и длительности
исторических
событий;
сравнение, анализ,
обобщение

главное.
Развитие памяти, умения воспроизвести изученный
материал.
Уметь ориентироваться в текстеучебника. Развитие
зрительной памяти понятийного аппарата.
Развитие зрительной памяти, умения
ориентироваться по карте, выделять главное,
умения воспроизвести изученный материал.
Развитие речи, умения
воспроизвести изученный материал.
Развитие зрительной памяти,умения работать с
картой.
Развитие памяти, мышления, умения устанавливать
причинно-следственную связь.
Развития умения работать с текстом в учебнике и
картой.
Развитие познавательных интересов, внимания,
памяти. Развитие умения анализировать,
систематизировать, обобщать изученный материал.
Развитие умения работать с
иллюстрациями, давать оценку событиям помощью
учителя.
Развитие зрительной памяти,умения работать с
картой.
Развитие памяти, мышления, умения устанавливать
причинно-следственную связь.
Развития умения работать с текстом в учебнике и
картой.
Развитие познавательных интересов, внимания,
памяти. Развитие умения анализировать,
систематизировать, обобщать изученный материал.
Развитие умения работать с

Объединение русскихземель
против
Золотой орды.
Князь Иван Калита

1

42

Московский князь Дмитрий
Иванович Донской (1350-1389).

1

43

Куликовская битва.

1

44

Наследники ДмитрияДонского.
Василий
Тѐмный.
Собирание РусиИваном III.

1

Освобождение Руси
от Золотой Орды.
Управление государством
ИваномIII.
Укрепление Московского
государства.
Повторительно- обобщающий
урок потеме «Русь в борьбе с
завоевателями»
Первый русский царь ИванIV
Грозный.

1

40

41

45
46
47
48
49

50

1

1

1
1
1

1

исторических
фактов;
 поиск информации
в одном или
нескольких
источниках;
 установление и
раскрытие
причинноследственных
связей между
историческими
событиями и
явлениями.

иллюстрациями, давать оценкусобытиям помощью
учителя.
Развитие умения анализировать.Обобщать,
выделять главное.
Развитие внимания, памяти,коррекция речи.
Развитие
мышления. Развитие навыковработы с
историческими
документами.
Развитие внимания, памяти,коррекция речи.
Развитие
мышления. Развитие навыковработы с
историческими
документами.
Развитие умения работать с иллюстрациями, давать
оценкусобытиям помощью учителя.
Развитие внимания, мышления,речи. Развитие
навыка сравнения исторических событий и
явлений.
Развитие умения работать с иллюстрациями, давать
оценкусобытиям помощью учителя.
Формирование навыков устнойречи. Развитие
мышления и памяти.
Формирование навыков устнойречи. Развитие
мышления и памяти.
Формирование навыков устнойречи. Развитие
мышления и памяти.
Формирование навыков устнойречи. Развитие
мышления и памяти.
Развитие понятийного аппарата.Развитие навыка
составления связного рассказа по тексту учебника.
Развитие умения ориентироваться в тексте

51

Земский собор,
реформы Избраннойрады.

1

52

Войны ИванаГрозного.

1

53

Опричнина

1

54

Покорение Сибири

1

55

Россия после ИванаГрозного.
Борис Годунов
Лжедмитрий I - самозванец.
Лжедмитрий II.Семибоярщина.

1

57

Минин и Пожарский:за веру и
Отечество.

1

58

Воцарение династии
Романовых.

1

59

Царь Алексей Михайлович
Романов (1645-1676)

1

60

Царь Михаил
Федорович Романов

1

61

Раскол в русской православной
церкви.

1

56

1

учебника, выделять главное.
Развитие понятийного аппарата.Развитие навыка
составления связного рассказа по тексту учебника.
Развитие умения ориентироваться в тексте
учебника, выделять главное.
Развитие понятийного аппарата.Развитие навыка
составления связного рассказа по тексту учебника.
Развитие умения ориентироваться в тексте
учебника, выделять главное.
Развитие понятийного аппарата.Развитие навыка
составления связного рассказа по тексту учебника.
Развитие умения ориентироваться в тексте
учебника, выделять главное.
Развитие умения работать с иллюстрациями, давать
оценкусобытиям помощью учителя.
Развитие умения работать с иллюстрациями, давать
оценкусобытиям помощью учителя.
Развитие зрительной памяти. Развитие навыков
работы с текстом учебника. Развитие навыков
составления развернутого рассказа.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять главное,
обобщать.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять главное,
обобщать.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять главное,
обобщать.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять главное,
обобщать.
Развитие пространственного мышления, умения
обобщать,

делать выводы, самостоятельно находить ответы на
поставленные вопросы, устанавливать логическую
последовательность событий.
62
63
64
65
66

67
68

Укрепление южныхграниц
России.
Развитие России вXVII веке.

1

Развитие познавательных способностей, интереса.

1

Культура России вXVI- XVII
веках.
Культура России вXVI- XVII
веках.
Повторительно- обобщающий
урок потеме «Единое
Московское государство.»
Итоговое повторение.
Итоговое повторение.

1

Развитие умения анализировать, выделять главное,
обобщать, сравнивать, систематизировать.
Развитие познавательных способностей, интереса.

1

Развитие умения анализировать, выделять главное,
обобщать, сравнивать, систематизировать.
Развитие познавательных способностей, интереса.

1
1

Развитие умения анализировать, выделять главное,
обобщать, сравнивать, систематизировать.

1

8 класс
№
урок
а

Тема урока

1

Повторение

2

Введение. Наше Отечество Россия в XVII веке.
Детство и юность
Петра I

3

Колво
часо
в
1

1
1

Планируемые результаты
Предметные
Личностные
Минимальный
уровень:
 знание некоторых
дат важнейших
событий
отечественной
истории;
 знание некоторых

 осознание своей
идентичности как
гражданина
страны, члена
семьи,этнической
и религиозной
группы,
локальной и
региональной

Коррекционные задачи

Развитие внимания, памяти,коррекция речи.
Развитие мышления, эмоционально-волевых
качеств.
Развитие внимания, памяти,коррекция речи.
Развитие навыков работы с текстом учебника.
Развитие умения анализировать,
выделять главное, обобщать исторический
материал. Развитие внимания, мышления.
Развитие речи. Развитие понятийного аппарата.

4

Борьба за власть.

1

5

Правление Софьи.

1

6

Начало правленияПетра I.

1

7

Великое посольство
(1697-1698).

1

8

Возвращение ПетраI в Москву.

1




9

Северная война

1


10

Основание Петербурга.

1

11

Заслуги Петра Великого в
историиРоссии.

1

12

Промышленность исельское
хозяйство.

1

13

Изменения в управлении
государством.
Табель о рангах.
Указ о единонаследии.
Образование и культура при
ПетреI

1

14
15

1
1



основных фактов
исторических
событий, явлений,
процессов;
знание имен
некоторых
наиболее
известных
исторических
деятелей (князей,
царей, политиков,
полководцев,
ученых, деятелей
культуры);
понимание
значения основных
терминов-понятий;
установление по
датам
последовательност
и и длительности
исторических
событий,
пользование
"Лентой времени";
описание
предметов,
событий,
исторических
героев с опорой на
наглядность,
составление
рассказов о них по
вопросам

общности;
освоение
гуманистических
традиций и
ценностей
современного
общества,
уважение прав и
свобод человека;
 осмысление
социальнонравственного
опыта
предшествующих
поколений,
способность к
определению
своей позиции и
ответственному
поведению в
современном
обществе;
 понимание
культурного
многообразия
мира, уважение к
культуре своего
идругих народов,
толерантность.


Развитие внимания и памяти, навыков работы с
текстом в учебнике. Развитие умения
анализировать, выделять главное, обобщать.
Развитие речи, внимания, умения работать с
текстом в учебнике. Развитие умения
анализировать, обобщать, сравнивать.
Развитие речи, внимания, умения работать с
текстом в учебнике. Развитие умения
анализировать, обобщать, сравнивать.
Развитие внимания, зрительной памяти, речи.
Развитие умения систематизировать материал,
давать полные развернутые ответы.
Развитие зрительной памяти, умения работать с
текстом в учебнике. Развитие умения составлять
развернутый план.
Развитие понятийного аппарата, умения
составлять рассказ на основе наглядного
материала. Развитие навыка самостоятельной
работы с текстом .
Развитие памяти, умения воспроизвести
изученный материал. Развития умения
анализировать, обобщать, выделять главное.
Развитие памяти, умения анализировать,
выделять главное, обобщать. Развитие устной
речи и понятийного аппарата.
Развитие умения анализировать исторические
факты. Развитие зрительной памяти. Развитие
умения составлять развернутый план.
Развитие зрительной памяти, умения
ориентироваться по карте, выделять главное.
Уметь ориентироваться в тексте учебника.
Развитие понятийного аппарата.
Развитие речи, умения воспроизвести изученный
материал. Развитие умения анализировать,

1
1

18

Семья Петра I
Повторительно-обобщающий
урок по теме « Российское
государство в конце XVIIначале XVIII века»
Екатерина I

19

Пѐтр II.

1

20

Анна Иоанновна и
Иван VI

1

21

ЦарствованиеЕлизаветы
Петровны
(1741-1761)
Воцарение ПетраIII.

1

23

Начало царствованияЕкатерины
II.

1

24

Войны в России впериод
правления
Екатерины II: война
с Турцией

1

16
17

22

1

1

педагогического
работника;
 нахождение и показ
на исторической
карте основных
изучаемых
объектов и
событий;
 объяснение
значения основных
исторических
понятий с
помощью
педагогического
работника.
Достаточный
уровень:
 знание
хронологических
рамок ключевых
процессов, дат
важнейших
событий
отечественной
истории;
 знание некоторых
основных
исторических
фактов, событий,
явлений,
процессов; их
причины,
участников,
результаты и

обобщать, выделять главное.
Развития умения работать с текстом в учебнике.
Развитие памяти, мышления, умения
устанавливать причинно-следственную связь.
Развитие познавательных интересов, внимания,
памяти. Развитие умения работать с
иллюстрациями, давать оценку событиям с
помощью учителя.
Развитие памяти, умения анализировать,
выделять главное, обобщать. Развитие умения
самостоятельно работать с текстом учебника,
анализировать исторические факты.
Развитие мышления, умения анализировать,
обобщать, выделять главное. Развитие умения
самостоятельно находить ответы на вопросы,
умения устанавливать
последовательность событий.
Развитие умения ориентироваться в тексте
учебника, работать с картой.
Развитие понятийного аппарата.
Развитие навыков работы с учебником и
историческими источниками. Развитие умения
давать развернутые и полные ответы на вопросы
и задания учителя.
Развитие навыков работы скартой. Развитие
умения воспроизводить изученный материал.
Развитие памяти,
внимания, мышления,развернутой речи.
Развитие навыков работы с текстом учебника,
нагляднымматериалом. Развитие зрительной
памяти, умения ориентироваться по карте,
выделять главное.

25

(1768-1774)
Присоединение
Крыма.

1

26

Русско-турецкаявойна

1

27

Как управляла Россией
Екатерина II.

1

28

Как управляла Россией
Екатерина II.
Восстание Пугачева

1

Развитие образования при
Екатерине II.
Конец правления
Екатерины Великой.

1

1

34

Повторительно- обобщающий
урок по теме « Российская
империя после Петра I»
Отношения со странами
Европы в
конце XVIII - начале XIX века
Начало правленияАлександра I.

35

Реформы. Аракчеевщина.

1

36

Вторжение армииНаполеона в
Россию. Битва за Смоленск.

1

29

30
31

32

33

1

1

1

1

значение;
составление
рассказов об
исторических
событиях,
формулировка
выводов об их
значении;
 знание мест
совершения
основных
исторических
событий;
 знание имен
известных
исторических
деятелей (князей,
царей, политиков,
полководцев,
ученых, деятелей
культуры) и
составление
элементарной
характеристики
исторических
героев;
 формирование
первоначальных
представлений о
взаимосвязи и
последовательност
и важнейших
исторических
событий;

Развитие мышления, уменияанализировать,
обобщать, выделять главное. Развитие навыков
работы с дополнительным материалом,умения
воспроизвести изученный материал.
Развитие памяти умения работать с картой и
текстомучебника.
Развитие памяти, мышления.Развитие умения
работать с учебником, анализировать, выделять
главное.
Развитие памяти, умения воспроизвести
изученныйматериал.
Развитие памяти, мышления.Развитие умения
работать с учебником, анализировать, выделять
главное.
Развитие памяти, умения воспроизвести
изученный материал.
Уметь ориентироваться в текстеучебника.
Развитие зрительной памяти понятийного
аппарата.
Развитие зрительной памяти, умения
ориентироваться по карте, выделять главное,
умения воспроизвести изученный материал.
Развитие речи, умения
воспроизвести изученный материал.
Развитие зрительной памяти,умения работать с
картой.
Развитие памяти, мышления, умения
устанавливать причинно-следственную связь.
Развитие познавательных интересов, внимания,
памяти. Развитие умения анализировать,
систематизировать, обобщать изученный

Отечественная война 1812.
Бородинское сражение.
Наполеон в Москве.

1

39

Александр I и Наполеон.
Окончание войны.

1

40

Поход русской армии в Европу

1

41

Начало правленияНиколая I.
Восстание
декабристов.
Реформы Николая I.

1

Войны на Кавказе. Отношение
России сдругими странами при
Николае I.
Крымская война. Оборона
Севастополя.

1

Повторительно-обобщающий
урок по теме « Российская
империя в первой половине XIX
века.»
Царь-освободитель

1

37
38

42

43

44

45

46

1

1

1

1

 понимание
"легенды"
исторической
карты и "чтение"
исторической
карты с опорой на
ее "легенду";
 знание основных
терминов понятий
и их определений;
 соотнесение года с
веком,
установление
последовательност
и и длительности
исторических
событий;
 сравнение, анализ,
обобщение
исторических
фактов;
 поиск информации
в одном или
нескольких
источниках;
 установление и
раскрытие
причинноследственных
связей между
историческими
событиями и
явлениями.

материал. Развитие умения работать с
иллюстрациями, давать оценку событиям
помощью учителя.
Развитие зрительной памяти,умения работать с
картой.
Развитие памяти, мышления, умения
устанавливать причинно-следственную связь.
Развития умения работать с текстом в учебнике и
картой.
Развитие познавательных интересов, внимания,
памяти. Развитие умения анализировать,
систематизировать, обобщать изученный
материал. Развитие умения работать с
иллюстрациями, давать оценкусобытиям
помощью учителя.
Развитие умения анализировать.Обобщать,
выделять главное.
Развитие внимания, памяти,коррекция речи.
Развитие мышления. Развитие навыковработы с
историческими документами.
Развитие внимания, памяти,коррекция речи.
Развитие мышления. Развитие навыковработы с
историческими документами.
Развитие умения работать с иллюстрациями,
давать оценкусобытиям помощью учителя.
Развитие внимания, мышления,речи. Развитие
навыка сравнения исторических событий и
явлений.
Развитие умения работать с иллюстрациями,
давать оценкусобытиям помощью учителя.
Формирование навыков устнойречи. Развитие

47

Александр II (1855-1881).
Отмена крепостного права.

1

Военные реформыАлександра
II.
Международные отношения
Россиипри Александре II.
Русско-турецкая война 18771879 гг.

1

51

Революционные организации в
России в конце XIXвека.

1

52

Царь Александр IIIМиротворец
(1881-1894 гг.).

1

53

Укрепление самодержавия
Александром III

1

54

Российское государство в
период правленияАлександра
III.
Отношения России с
европейскими странами, конец
правления Александра III.
Последний российский.
император - Николай II
(1894-1917).
Россия в началецарствования
Николая II.

1

48
49
50

55

56

57

1
1

мышления и памяти.
Формирование навыков устнойречи. Развитие
мышления и памяти.
Формирование навыков устнойречи. Развитие
мышления и памяти.
Формирование навыков устнойречи. Развитие
мышления и памяти.
Развитие понятийного аппарата.Развитие навыка
составления связного рассказа по тексту
учебника. Развитие умения ориентироваться в
тексте учебника, выделять главное.
Развитие понятийного аппарата.Развитие навыка
составления связного рассказа по тексту
учебника. Развитие умения ориентироваться в
тексте учебника, выделять главное.
Развитие понятийного аппарата.Развитие навыка
составления связного рассказа по тексту
учебника. Развитие умения ориентироваться в
тексте учебника, выделять главное.
Развитие понятийного аппарата.Развитие навыка
составления связного рассказа по тексту
учебника. Развитие умения ориентироваться в
тексте учебника, выделять главное.
Развитие умения работать с иллюстрациями,
давать оценкусобытиям помощью учителя.

1

Развитие умения работать с иллюстрациями,
давать оценкусобытиям помощью учителя.

1

Развитие зрительной памяти. Развитие навыков
работы с текстом учебника. Развитие навыков
составления развернутого рассказа.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять главное,

1

58

Реформы П. А.Столыпина.

1

59

Война с Японией.

1

60

Начало революционных
выступлений 19051907 годов.
Серебряный век русской
культуры.

1

Россия перед Первой мировой
войной (1908-1914).
Участие России в Первой
мировой войне

1

Февральская революция 1917
года.
Отречение НиколаяII.

1

1

67

Повторительно- обобщающий
урок теме « Россия в конце XIX
- началеXX века»
Повторение

68

Повторение

1

61

62
63

64
65

66

1

1

1

1

обобщать.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять главное,
обобщать.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять главное,
обобщать.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять главное,
обобщать.
Развитие пространственного мышления, умения
обобщать,
делать выводы, самостоятельно находить ответы
на поставленные вопросы, устанавливать
логическую последовательность событий.
Развитие познавательных способностей,
интереса.
Развитие умения анализировать, выделять
главное, обобщать, сравнивать,
систематизировать.
Развитие познавательных способностей,
интереса.
Развитие умения анализировать, выделять
главное, обобщать, сравнивать,
систематизировать.
Развитие познавательных способностей,
интереса.
Развитие умения анализировать, выделять
главное, обобщать, сравнивать,
систематизировать.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять главное,
обобщать.

9 класс
№
урок
а

Тема урока

Кол-во
часов

1

Предпосылки возникновения новой
социальной системы. Падение
монархии

1

2

Основные политические партии в
1917 г.

1

3

Партия большевиков,ее влияние на
общественную и политическую
жизнь государства.
Программа большевиков

1

4

Неудачи Временного правительства.
Походна Петроград Л.Г. Корнилова.

1

5

1

7

Захват властибольшевиками.
II Всероссийский съезд Советов
рабочих и солдатских депутатов.
Первые декреты .
Установление советской власти на
основной территориибывшей
империи. Созыв и роспуск
Учредительного собрания.
КонституцияРСФСР
Брестский мир.

8

Экономическая политика

1

6

1

1

Планируемые результаты
Предметные
Личностные

Коррекционные задачи

Минимальный
 осознание своей Развитие внимания, памяти,коррекция речи.
Развитие мышления, эмоционально-волевых
уровень:
идентичности
 знание
как гражданина качеств. Развитие навыков работы с текстом
учебника.
некоторых дат
страны, члена
Развитие внимания, памяти,коррекция речи.
важнейших
семьи,
Развитие мышления, эмоционально-волевых
событий
этнической и
качеств. Развитие навыков работы с текстом
отечественной
религиозной
учебника.
истории;
группы,
локальной
и
Развитие умения анализировать,
 знание
региональной
выделять главное, обобщать исторический
некоторых
общности;
материал. Развитие внимания, мышления.
основных фактов
Развитие речи. Развитие понятийного
исторических
 освоение
событий,
гуманистически аппарата.
Развитие внимания и памяти, навыков работы
явлений,
х традиций и
с текстом в учебнике. Развитие умения
процессов;
ценностей
анализировать, выделять главное, обобщать.
современного
 знание имен
общества,
Развитие речи, внимания, умения работать с
некоторых
уважение прав и текстом в учебнике. Развитие умения
наиболее
свобод
анализировать, обобщать, сравнивать.
известных
человека;
исторических
Развитие речи, внимания, умения работать с
деятелей (князей,  осмысление
текстом в учебнике. Развитие умения
царей,
социальноанализировать, обобщать, сравнивать.
политиков,
нравственного
полководцев,
опыта
ученых, деятелей
предшествующ
культуры);
их поколений,
Развитие внимания, зрительной памяти, речи.
способность к
Развитие умения систематизировать материал,
 понимание
определению
давать полные развернутые ответы.
значения
своей позиции и Развитие зрительной памяти, умения работать
основных

большевиков
9

Судьба царской семьи. Церковь и
государство.

1

10

Причины
Гражданской войны.

1

11

Политика «военногокоммунизма».
Белая Армия.

1

12

Рабоче-крестьянская Красная армия

1

13

Ход гражданской войны.

1

14

Окончание
Гражданской войны. Эмиграция.
Итоги Гражданской войны.

1

Образование и культура в период
Гражданской войны.
Обобщающее повторение раздела I

1

«Малая гражданская
Восстание вКронштадте.

1

15





1


16
17
18

война».

1



терминовпонятий;
установление по
датам
последовательно
сти и
длительности
исторических
событий,
пользование
"Лентой
времени";
описание
предметов,
событий,
исторических
героев с опорой
на наглядность,
составление
рассказов о них
по вопросам
педагогического
работника;
нахождение и
показ на
исторической
карте основных
изучаемых
объектов и
событий;
объяснение
значения
основных
исторических

ответственному
поведению в
современном
обществе;
 понимание
культурного
многообразия
мира, уважение
к культуре
своего идругих
народов,
толерантность.

с текстом в учебнике. Развитие умения
составлять развернутый план.
Развитие понятийного аппарата, умения
составлять рассказ на основе наглядного
материала. Развитие навыка самостоятельной
работы с текстом.
Развитие памяти, умения воспроизвести
изученный материал. Развития умения
анализировать, обобщать, выделять главное.
Развитие памяти, умения анализировать,
выделять главное, обобщать. Развитие устной
речи и понятийного аппарата.
Развитие умения анализировать исторические
факты. Развитие зрительной памяти. Развитие
умения составлять развернутый план.
Развитие зрительной памяти, умения
ориентироваться по карте, выделять главное.
Уметь ориентироваться в тексте учебника.
Развитие понятийного аппарата.
Развитие речи, умения воспроизвести
изученный материал. Развитие зрительной
памяти, умения работать с картой. Развитие
умения анализировать. Обобщать, выделять
главное.
Развития умения работать с текстом в
учебнике.
Развитие памяти, мышления, умения
устанавливать причинно-следственную связь.
Развитие познавательных интересов,
внимания, памяти. Развитие умения
анализировать, систематизировать, обобщать
изученный материал. Развитие умения
работать с иллюстрациями, давать оценку
событиям с помощью учителя.

19

Отношения РСФСР состранами
Европы.

1

20

Новая экономическаяполитика 19211929 гг. Финансовая
реформа 1922-1924 гг.

1

21

1

22

Промышленное производство в
периоднэпа. План электрификации
РСФСР. Итоги нэпа.
Ленин и Сталин

23

Объединение советских республик

1

24

Национально- государственное
устройство СССР в 1920-е гг. Смерть
В.И.Ленина
Предпосылки индустриализации.
Первая пятилетка 1928-1932 гг.
Коллективизация сельского
хозяйства(колхозы). Итоги
коллективизации.
Вторая пятилетка(1933-1937гг).
Конституция 1936 г.

1

Экономический подъем в годы

1

25
26

27

28

1

1
1

1

понятий с
помощью
педагогического
работника.
Достаточный
уровень:
 знание
хронологических
рамок ключевых
процессов, дат
важнейших
событий
отечественной
истории;
 знание
некоторых
основных
исторических
фактов, событий,
явлений,
процессов; их
причины,
участников,
результаты и
значение;
составление
рассказов об
исторических
событиях,
формулировка
выводов об их
значении;
 знание мест
совершения

Развитие памяти, умения анализировать,
выделять главное, обобщать. Развитие умения
самостоятельно работать с текстом учебника,
анализировать исторические факты.
Развитие мышления, умения анализировать,
обобщать, выделять главное. Развитие умения
самостоятельно находить ответы на вопросы,
умения устанавливать
последовательность событий. Развитие навыка
работы с картой.
Развитие умения ориентироваться в тексте
учебника, работать с картой.
Развитие понятийного аппарата.
Развитие навыков работы с учебником и
историческими источниками. Развитие умения
давать развернутые и полные ответы на
вопросы и задания учителя.
Развитие навыков работы скартой. Развитие
умения воспроизводить изученныйматериал.
Развитие памяти,
внимания, мышления,развернутой речи.
Развитие навыков работы с текстом учебника,
нагляднымматериалом.
Развитие мышления, уменияанализировать,
обобщать, выделять главное.
Развитие памяти умения работать с картой и
текстомучебника.
Развитие памяти, мышления. Развитие умения
работать с учебником, анализировать,
выделять главное.
Развитие памяти, умения воспроизвести

29

первыхпятилеток. Система ГУЛАГ
Советское общество в1930-е гг.

1


30

Образование и культура в 1930-е гг.

1

31

Ситуация в мире в 1930-е гг.
Положение на Дальнем Востоке

1

32

Внешняя политикаСССР накануне
Второй мировой войны.

1

33

Внешняя политикаСССР накануне
Второй мировой войны.
Обобщающее повторение раздела II

1

35

Действия СССР в начале Второй
мировой войны

1

36

Реорганизация Красной Армии,
укрепление обороноспособности
страны

1

37

Первые дни войны (июнь1941-осень
1942 гг.)
Оборона Москвы.
Разгромфашистов под Москвой

1

Перестройка экономики страны на
военные нужды. Наукаи образование.

1

34

38

39

1





1



основных
исторических
событий;
знание имен
известных
исторических
деятелей (князей,
царей,
политиков,
полководцев,
ученых, деятелей
культуры) и
составление
элементарной
характеристики
исторических
героев;
формирование
первоначальных
представлений о
взаимосвязи и
последовательно
сти важнейших
исторических
событий;
понимание
"легенды"
исторической
карты и "чтение"
исторической
карты с опорой
на ее "легенду";
знание основных
терминов

изученный материал.
Развитие памяти, мышления.Развитие умения
работать с учебником, анализировать,
выделять главное.
Развитие памяти, умения воспроизвести
изученный материал.
Уметь ориентироваться в текстеучебника.
Развитие зрительной памяти понятийного
аппарата.
Развитие зрительной памяти, умения
ориентироваться по карте, выделять главное,
умения воспроизвести изученный материал.
Развитие речи, умения
воспроизвести изученный материал.
Развитие памяти, мышления, анализировать,
делать выводы, выделять главное, обобщать.
Развитие памяти, мышления, умения
устанавливать причинно-следственную связь.
Развития умения работать с текстом в
учебнике и картой.
Развитие познавательных интересов,
внимания, памяти. Развитие умения работать с
иллюстрациями, давать оценку событиям
помощью учителя.
Развитие зрительной памяти,умения работать
с картой.
Развитие памяти, мышления, умения
устанавливать причинно-следственную связь.
Развития умения работать с текстом в
учебнике и картой.
Развитие познавательных интересов,
внимания, памяти. Развитие умения
анализировать,систематизировать, обобщать
изученный материал. Развитие умения

1

41

Партизанская война и подпольное
движение.Мастера культуры –
фронту
Оборона Севастополя

42

Сталинградская битва

1

40



1


43

44

45
46

47
48

49
50

51

Битва на Курской дуге.Битва на
Северном Кавказе. Тегеранская
конференция
Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни
шагуназад!».

1

Усиление военно-экономической
мощиСССР.
Освобождение территории СССР и
Европы от фашистских захватчиков.
Открытие Второго фронта в Европе.
Ялтинская конференция. Взятие
Берлина. Конференция в Потсдаме
Война СССР с Японией. Хиросима и
Нагасаки.
Нюрнбергский процесс
Обобщающее повторение раздела III

1

СССР после войны.
Итоги Великой Отечественной
войны.Обстановка в мире после
войны
Возвращение СССР к мирной жизни.

1

1

1

1
1

1

1





понятий и их
определений;
соотнесение года
с веком,
установление
последовательно
сти и
длительности
исторических
событий;
сравнение,
анализ,
обобщение
исторических
фактов;
поиск
информации в
одном или
нескольких
источниках;
установление и
раскрытие
причинноследственных
связей между
историческими
событиями и
явлениями.

работать с иллюстрациями, давать оценку
событиям помощью учителя.
Развитие умения анализировать.Обобщать,
выделять главное.
Развитие внимания, памяти,коррекция речи.
Развитие мышления. Развитие навыковработы
с историческими документами.
Развитие внимания, памяти,коррекция речи.
Развитие мышления. Развитие навыковработы
с историческими документами.
Развитие умения работать с иллюстрациями,
давать оценкусобытиям помощью учителя.
Развитие внимания, мышления,речи. Развитие
навыка сравнения историческихсобытий и
явлений.
Развитие умения работать с иллюстрациями,
давать оценкусобытиям помощью учителя.
Формирование навыков устной речи. Развитие
мышления и памяти.
Формирование навыков устной речи. Развитие
мышления и памяти.
Формирование навыков устной речи. Развитие
мышления и памяти.
Формирование навыков устной речи. Развитие
мышления и памяти.
Развитие навыка составления связного
рассказа по тексту учебника. Развитие умения
ориентироваться в тексте учебника, выделять
главное.
Развитие понятийного аппарата.Развитие

52

Государственное устройство СССР
после войны

1

53

Наука 1945 - начала 1950-х гг.
Культурнаяжизнь общества 1945начала 1950-х гг.

1

54

Смерть Сталина. Конец эпохи культа
личности
Курс на строительствокоммунизма.
Социальная
и
хозяйственноэкономическая деятельность Н.С.
Хрущева
СССР в международных отношениях
в 1950-начале 1960-х гг.

1

Покорение космоса. Оттепель в
советском искусстве.
Образование в 1950-начале 1960-х гг.
Экономическая и политическая
ситуацияв стране в 60-80-е гг.
Изменения в жизнисоветских людей
Отношения СССР с государствами
мира: от разрядки до кризиса

1

Образование и спорт. Советское
искусство 1970-1980-х гг.

1

55

56

57

58

59

60

1

1

1

1

навыка составления связного рассказа по
тексту учебника. Развитие умения
ориентироваться в тексте учебника, выделять
главное.
Развитие понятийного аппарата.Развитие
навыка составления связного рассказа по
тексту учебника. Развитие умения
ориентироваться в тексте учебника, выделять
главное.
Развитие понятийного аппарата.Развитие
навыка составления связного рассказа по
тексту учебника. Развитие умения
ориентироваться в тексте учебника, выделять
главное.
Развитие умения работать с иллюстрациями,
давать оценкусобытиям помощью учителя.
Развитие умения работать с иллюстрациями,
давать оценкусобытиям помощью учителя.
Развитие зрительной памяти. Развитие
навыков работы с текстом учебника. Развитие
навыков составления развернутого рассказа.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять
главное, обобщать.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять
главное, обобщать.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять
главное, обобщать.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять

61

Начало перестройки.Период
гласности и свободы мнений.
Окончание «холоднойвойны».
Отмена 6-й статьи Конституции

1

62

Распад СССР.

1

63

1

67

Россия после распада СССР.
Экономическиереформы 1990-х гг.
Чеченский кризис
Первые реформы В.Путина.
Экономическое и социальное
развитие в2000-2008-м гг.
Образование и наука
Отношения России сдругими
странами в XXI в. Духовное
возрождение современной России
Государственное устройство
современной России.
Обобщающее повторение раздела IV

68

Итоговое повторениекурса

1

64

65

66

1

1

1
1

главное, обобщать.
Развитие пространственного мышления,
умения обобщать,
делать выводы, самостоятельно находить
ответы на поставленные вопросы,
устанавливать логическую
последовательность событий.
Развитие познавательных способностей,
интереса.
Развитие умения анализировать, выделять
главное, обобщать, сравнивать,
систематизировать.
Развитие познавательных способностей,
интереса.
Развитие умения анализировать, выделять
главное, обобщать, сравнивать,
систематизировать.
Развитие познавательных способностей,
интереса.
Развитие умения анализировать, выделять
главное, обобщать, сравнивать,
систематизировать.
Развитие памяти, мышления, умения слушать,
анализировать,делать выводы, выделять
главное, обобщать.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».