АРП_мир истории_6_УО_В1

Приложение
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(приказ от 31.08.2023 №70)

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«МИР ИСТОРИИ»
6 КЛАСС
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся с УО 6-9 классов и составлена в соответствии с:
 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»,
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
 требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
 с учѐтом планируемых результатов освоения адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью
 федеральным перечнем учебников, предметной линией учебников «История Отечества» 6-9 классы (Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История
Отечества.: Учеб .для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы/ И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова.М:Просвещение,2020.).
История

Федеральная адаптированная
основная общеобразовательная
программа обучающихся с
умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями). Утверждена
приказом Министерства
просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г.
№1026 http://fgosreestr.ru
Программы специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений
VIII вида5-9 классы. М., Владос.

Рабочие программы
по учебным
предметам ФГОС
образования
обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями. Вариант
1. 5-9 классы. Русский
язык. Чтение.Мир
истории. История
Отечества,Якубовская Э.
В.,
Шишкова М. И.,
Бгажнокова И.М. М.:
Просвещение, 2019

6 класс И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. Мир истории. 6
класс: учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. – М.: Просвещение, 2022
7 класс И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. История
Отечества. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы
– М.: Просвещение, 2019
8 класс И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. История
Отечества. 8 класс : учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы – М.: Просвещение, 2020
9 класс И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, И.В. Карелина..
История Отечества. 9 класс : учеб. дляобщеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы – М.: Просвещение, 2021

В связи с тем, что для обучающегося с умственной отсталостью характерна слабость процессов возбуждения и торможения, замедленное
формирование условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, затруднено его включение в учебный процесс. Нарушен объем и темп
восприятия, недостаточная его дифференцировка, мыслительные операции обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях
установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и
сравнении предметов по признакам сходства и отличия, слабость обобщения, трудности понимания смысла явления или факта.
Для обучающихся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают
выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Запоминание, сохранение и воспроизведение
полученной информации обучающимися с умственной отсталостью имеют целый ряд специфических особенностей: они лучше запоминают внешние,
иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у
нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается
логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти
обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения:
вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством
искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Внимание отличается сужением объема, малой
устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что
связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания.
В соответствии с вышеперечисленной характеристикой, дети данной категории имеют особые образовательные потребности:
 доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
 систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом
изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
 обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих
доброжелательное и уважительное отношение к ним;
 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к
обучению и социальному взаимодействию со средой;
 специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию
по словесной инструкции;
 стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического
материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных
качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Цель обучения – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей
деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе
обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами являются:

 освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца
всемирной истории;
 помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути
своего и других народов;
 развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения
их исторической обусловленности;
 овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной
работы ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов
педагогического воздействия
Общая характеристика учебного предмета
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического
материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных
качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний.
При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и
индивидуальных особенностей учеников. Для лучшего усвоения материала необходимо применять систему межпредметных связей. Это необходимо в
силу особенностей развития и познавательных возможностей умственно-отсталых детей, которые не в состоянии овладеть систематическим курсом
истории, предусмотренным программой массовой школы, но данная программа рекомендует в доступной для учащихся форме изучать предлагаемый
материал.
Применение многообразных наглядных средств формирует у учеников умение представлять себе как жили люди в определенную историческую
эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории. При изучении
истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «Лента времени», игры, викторины с использованием
исторических дат.
На уроках истории в образовательной специальной (коррекционной) школе VIII вида используются: рассказ, беседа, выборочное
объяснительное чтение текста учебной книги, работа с историческими картинами, схемами, просмотр и разбор видеоофильмов, отдельных фрагментов
кино, мультфильмов.
Представляется, что в курсе «Истории России» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических
событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля,
олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их
последовательности. При планировании курса количество часов определяется объѐмом учебного материала, значимостью событий.
Изучение учебного предмета «Мир истории» в 6 классе и «История отечества» - в 7-9 классах обеспечивает формирование личностных,
коммуникативных, познавательных учебных действий. В предмет заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями.
Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с
нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Место предмета в учебном плане
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год

6
2
68

7
2
68

8
2
68

9
2
68

Содержание учебного предмета «Мир истории» 6 класс
Представление о себе и окружающем мире.
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие
и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село и другие), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей образовательной организации.
Местность, где мы живем. Происхождение названия местности. Край (область, республика), в котором мы живем; главный город края, области,
республики; национальный состав, основные занятия жителей.
Россия - страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные
символы Российской Федерации. Руководитель страны (Президент Российской Федерации).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории.
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь
(происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление). "Лента времени". Краткие
исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец
века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события XX века (обзорно, с примерами). Новое
тысячелетие (XXI век).

Начальные представления об истории.
История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика (элементарные представления на конкретных
примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись), устные (фольклор),
письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный век.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и
виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы
охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей.
Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей:
семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней):
История освоения человеком огня, энергии. Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня
древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей.
Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных
ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.
История использования человеком воды.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история
мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища.
Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты). История совершенствования жилища. Влияние
климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения
истории.
История появления мебели.
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство.
Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота,
земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья
и жизни человека.
История появления посуды.
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение
гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов,
народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы
изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование
инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления
одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на
примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти,
сапоги, туфли, сандалии.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география. Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное

письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая
республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Мир истории»
Минимальный уровень:







понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;
использование помощи педагогического работника при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.

Достаточный уровень:









знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью педагогического работника;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в школе 8 вида относятся следующие убеждения и качества:
 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;





освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего идругих народов, толерантность.

Предметные результаты изучения истории учащимися 6,7,8,9 классов включают:
 овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для
миропонимания и познания современного общества;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения
событий и явлений прошлого и современности;
 умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность;
 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысленияжизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом;
 готовность применять исторические знания для выявления и сохраненияисторических и культурных памятников своей страны и мира.

Тематическое планирование
6 класс «Мир истории»
№

Раздел

Кол-во
часов

1

Имя, отчество, семья,
родословная человека

6

Уметь пересказывать близко к тексту, составлятьполный ответ на вопросы с помощью
текста.
Уметь составлять рассказ по плану, рассказ-описание исторической личности, оценку
деятельности.
Уметь выполнять задания на анализ информации. Умение составлять логическую
цепочку, составлятьрассказ по рисунку, рассказ о своей семье по плану.

2

Отчий дом. Наша
Родина – Россия

14

Пересказ близко к тексту, составление полных ответовна вопросы с помощью текста.
Пересказывать близко к тексту.

Основные виды учебной деятельности

3

О том, что такое время
и как его изучают

6

Составление рассказа по опорным словам и фразам, умение делать вывод с опорой на
факты. Анализировать текст по вопросам, соотносить информацию с иллюстрациями.

4

Что изучает наука
история

6

Составление полных ответов на вопросы с помощьютекста. Соотношение иллюстраций с
текстом.

5

История Древнего
мира

8

6

История вещей.
Занятия человека на
земле
Человек и общество

20

Выявление основных черт изучаемого периода. Составляет простейшие монологические
ответы сзаписью в тетради.
Находит и выписывает обозначенные учителем даты.
Работа с дополнительными источниками информации.
Находит и выписывает в тетрадь обозначенныеучителем термины.
Составляет рассказ по иллюстрации.
Находит в учебнике ответы на вопросырепродуктивного уровня.
Составляет простой план по параграфу

7

8
68

Поурочное планирование
Мир истории 6 класс
2 часа в неделю (68 часов)
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

1

Введение. Почему надоизучать
историю.

1

2

История имени.

1

Планируемые результаты
Предметные
Личностные
Минимальный уровень:
 осознание своей
идентичности как
 понимание доступных
исторических фактов;
гражданина страны, члена
семьи, этнической и
 использование некоторых
религиозной группы,
усвоенных понятий в
локальной и региональной
активной речи;
общности;
 последовательные ответы
 освоение гуманистических
на вопросы, выбор
традиций и ценностей
правильного ответа из ряда
современного общества,
предложенных вариантов;

Коррекционные задачи
Развитие внимания,
памяти,коррекция речи.
Развитие мышления,
эмоционально-волевых
качеств. Развитие навыков
работы с текстом
учебника.
Развитие внимания,
памяти,коррекция речи.
Развитие мышления,
эмоционально-волевых

3

Отчество и фамилия человека.

1

4

Семья.

1

5

Биография

1

6

Поколения людей

1

7

Урок-практикум «Моя
биография и родословная»

1

8

Повторительно-обобщающий
урок по теме «Имя, отчество,

1

 использование помощи
педагогического работника
при выполнении учебных
задач, самостоятельное
исправление ошибок;
 усвоение элементов
контроля учебной
деятельности (с помощью
памяток, инструкций,
опорных схем);
 адекватное реагирование
на оценку учебных
действий.
Достаточный уровень:
 знание изученных понятий
и наличие представлений
по всем разделам
программы;
 использование усвоенных
исторических понятий в
самостоятельных
высказываниях;
 участие в беседах по
основным темам
программы;
 высказывание собственных
суждений и личностное
отношение к изученным
фактам;
 понимание содержания
учебных заданий, их
выполнение
самостоятельно или с
помощью педагогического
работника;
 владение элементами
самоконтроля при
выполнении заданий;

уважение прав и свобод
человека;
 осмысление социальнонравственного опыта
предшествующих
поколений, способность к
определению своей
позиции и ответственному
поведению в современном
обществе;
 понимание культурного
многообразия мира,
уважение к культуре своего
и других народов,
толерантность.

качеств. Развитие навыков
работы с текстом
учебника.
Развитие умения
анализировать,
выделять главное,
обобщатьисторический
материал. Развитие
внимания, мышления.
Развитие речи. Развитие
уменияоперировать
новыми понятиями.
Развитие понятийного
аппарата.
Развитие внимания и
памяти, навыков работы с
текстом в учебнике.
Развитие умения
анализировать, выделять
главное, обобщать.
Развитие речи, внимания,
умения работать с текстом
в учебнике. Развитие
умения анализировать,
обобщать, сравнивать.
Развитие речи, внимания,
умения работать с текстом
в учебнике. Развитие
умения анализировать,
обобщать, сравнивать.
Развитие внимания,
зрительной памяти, речи.
Развитие умения
систематизировать
материал, давать полные
развернутые ответы.
Развитие зрительной
памяти, умения работать с

семья, родословная человека»

9

О доме

1

10

Название городов и улиц.

1

11

Родник «Двенадцать
ключей».

1

12

Истоки.

1

Наша Родина – Россия.

2

13-14

 владение элементами
оценки и самооценки;
 проявление интереса к
изучению истории.
Минимальный уровень:
 понимание доступных
исторических фактов;
 использование некоторых
усвоенных понятий в
активной речи;
 последовательные ответы
на вопросы, выбор
правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
 использование помощи
педагогического работника
при выполнении учебных
задач, самостоятельное
исправление ошибок;
 усвоение элементов
контроля учебной
деятельности (с помощью
памяток, инструкций,
опорных схем);
 адекватное реагирование
на оценку учебных
действий.
Достаточный уровень:
 знание изученных понятий
и наличие представлений
по всем разделам
программы;
 использование усвоенных
исторических понятий в
самостоятельных
высказываниях;
 участие в беседах по

 осознание своей
идентичности как
гражданина страны, члена
семьи, этнической и
религиозной группы,
локальной и региональной
общности;
 освоение гуманистических
традиций и ценностей
современного общества,
уважение прав и свобод
человека;
 осмысление социальнонравственного опыта
предшествующих
поколений, способность к
определению своей
позиции и ответственному
поведению в современном
обществе;
 понимание культурного
многообразия мира,
уважение к культуре своего
и других народов,
толерантность.

текстом в учебнике.
Развитие умения
составлять развернутый
план.
Развитие понятийного
аппарата, умения
составлять рассказ на
основе наглядного
материала. Развитие
навыка самостоятельной
работы с текстом
учебника, умения
составлять конспект
параграфа.
Развитие памяти, умения
воспроизвести изученный
материал. Развития
умения
анализировать, обобщать,
выделять главное.
Развитие памяти, умения
анализировать, выделять
главное, обобщать.
Развитие устной речи и
понятийного аппарата.
Развитие умения
анализировать
исторические факты.
Развитие зрительной
памяти. Развитие умения
составлять развернутый
план.
Уметь ориентироваться в
тексте учебника. Развитие
понятийного аппарата.
Развитие зрительной
памяти, умения
ориентироваться по карте,

15-16

Как устроено государство.

2




17

Герб, флаг, гимн России

1


18

Москва - столица России.

1




19

Мы жители планеты Земля

1

20

Повторительно-обобщающий
урок по теме «Отчий дом. Наша
Родина – Россия»

1

основным темам
программы;
высказывание собственных
суждений и личностное
отношение к изученным
фактам;
понимание содержания
учебных заданий, их
выполнение
самостоятельно или с
помощью педагогического
работника;
владение элементами
самоконтроля при
выполнении заданий;
владение элементами
оценки и самооценки;
проявление интереса к
изучению истории.

выделять главное.
Развитие речи, умения
воспроизвести изученный
материал. Развитие
зрительной памяти,
умения работать с картой.
Развитие умения
анализировать. Обобщать,
выделять главное.
Развитие памяти,
мышления, умения
устанавливать причинноследственную связь.
Развития умения работать
с текстом в учебнике.
Развитие познавательных
интересов, внимания,
памяти. Развитие умения
анализировать,
систематизировать,
обобщать изученный
материал. Развитие умения
работать с
иллюстрациями, давать
оценку событиям с
помощью учителя.
Развитие памяти, умения
анализировать, выделять
главное, обобщать.
Развитие умения
самостоятельно работать с
текстом учебника,
анализировать
исторические факты.
Развитие мышления,
умения анализировать,
обобщать, выделять
главное. Развитие умения

21

Что такое время.

1

22

История календаря.

1

23

Русский земледельческий
календарь

1

24

Счет лет в истории.
Историческое время.

1

25

Счет лет в истории.
Историческое время.

1

Минимальный уровень:
 понимание доступных
исторических фактов;
 использование некоторых
усвоенных понятий в
активной речи;
 последовательные ответы
на вопросы, выбор
правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
 использование помощи
педагогического работника
при выполнении учебных
задач, самостоятельное
исправление ошибок;
 усвоение элементов
контроля учебной
деятельности (с помощью
памяток, инструкций,
опорных схем);
 адекватное реагирование
на оценку учебных
действий.
Достаточный уровень:
 знание изученных понятий
и наличие представлений
по всем разделам
программы;
 использование усвоенных
исторических понятий в
самостоятельных

 осознание своей
идентичности как
гражданина страны, члена
семьи, этнической и
религиозной группы,
локальной и региональной
общности;
 освоение гуманистических
традиций и ценностей
современного общества,
уважение прав и свобод
человека;
 осмысление социальнонравственного опыта
предшествующих
поколений, способность к
определению своей
позиции и ответственному
поведению в современном
обществе;
 понимание культурного
многообразия мира,
уважение к культуре своего
и других народов,
толерантность.

самостоятельно находить
ответы на вопросы,
умения устанавливать
последовательность
событий. Развитие навыка
работы с картой.
Развитие умения
ориентироваться в тексте
учебника, работать с
картой.
Развитие понятийного
аппарата.
Развитие навыков работы
с учебником и
историческими
источниками. Развитие
умениядавать развернутые
и полные ответы на
вопросы и задания
учителя.
Развитие навыков работы
скартой. Развитие умения
воспроизводить
изученныйматериал.
Развитие памяти,
внимания, мышления,
развернутой речи.
Развитие навыков работы
с текстом учебника,
нагляднымматериалом.
Развитие мышления,
уменияанализировать,
обобщать, выделять
главное. Развитие навыков
работы с
дополнительным
материалом, умения
воспроизвести изученный

26

27

Повторительно - обобщающий
урок по теме
«Что такое время и как его
изучают»

Что такое история.

1

1

28

Какие науки помогают
истории.

1

29

Как работают археологи

1

высказываниях;
 участие в беседах по
основным темам
программы;
 высказывание собственных
суждений и личностное
отношение к изученным
фактам;
 понимание содержания
учебных заданий, их
выполнение
самостоятельно или с
помощью педагогического
работника;
 владение элементами
самоконтроля при
выполнении заданий;
 владение элементами
оценки и самооценки;
 проявление интереса к
изучению истории.
Минимальный уровень:
 понимание доступных
исторических фактов;
 использование некоторых
усвоенных понятий в
активной речи;
 последовательные ответы
на вопросы, выбор
правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
 использование помощи
педагогического работника
при выполнении учебных
задач, самостоятельное
исправление ошибок;
 усвоение элементов

материал.
Развитие памяти умения
работать с картой и
текстомучебника.

 осознание своей
идентичности как
гражданина страны, члена
семьи, этнической и
религиозной группы,
локальной и региональной
общности;
 освоение гуманистических
традиций и ценностей
современного общества,
уважение прав и свобод
человека;
 осмысление социальнонравственного опыта
предшествующих
поколений, способность к

Развитие памяти,
мышления.Развитие
умения работать с
учебником, анализировать,
выделять главное.
Развитие памяти, умения
воспроизвести изученный
материал.
Развитие памяти,
мышления.Развитие
умения работать с
учебником, анализировать,
выделять главное.
Развитие
умения составлять
развернутыйконспект
параграфа.

30

Исторические памятники.

1

31

Историческая карта.

1

32

Повторительно - обобщающий
урок по теме
«Что изучает наука
история»

1

33

Земля и космос.

1

контроля учебной
деятельности (с помощью
памяток, инструкций,
опорных схем);
 адекватное реагирование
на оценку учебных
действий.
Достаточный уровень:
 знание изученных понятий
и наличие представлений
по всем разделам
программы;
 использование усвоенных
исторических понятий в
самостоятельных
высказываниях;
 участие в беседах по
основным темам
программы;
 высказывание собственных
суждений и личностное
отношение к изученным
фактам;
 понимание содержания
учебных заданий, их
выполнение
самостоятельно или с
помощью педагогического
работника;
 владение элементами
самоконтроля при
выполнении заданий;
 владение элементами
оценки и самооценки;
 проявление интереса к
изучению истории.
Минимальный уровень:

определению своей
позиции и ответственному
поведению в современном
обществе;
 понимание культурного
многообразия мира,
уважение к культуре своего
и других народов,
толерантность.

Развитие памяти, умения
воспроизвести изученный
материал.
Уметь ориентироваться в
текстеучебника. Развитие
зрительнойпамяти
понятийного аппарата.
Развитие умения слушать
учителя. Развитие
зрительнойпамяти, умения
ориентироваться по карте,
выделять главное.

 осознание своей

Развитие речи, умения
воспроизвести изученный

34

От кого произошѐл
человек.

1

35

Человек умелый.

1

36

Следующее поколение
людей каменного века.

1

37

Наступление ледников.

1

38

Как жили древние
охотники, кочевники и
собиратели.

1

39

Новые занятия людей.

1

 понимание доступных
исторических фактов;
 использование некоторых
усвоенных понятий в
активной речи;
 последовательные ответы
на вопросы, выбор
правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
 использование помощи
педагогического работника
при выполнении учебных
задач, самостоятельное
исправление ошибок;
 усвоение элементов
контроля учебной
деятельности (с помощью
памяток, инструкций,
опорных схем);
 адекватное реагирование
на оценку учебных
действий.
Достаточный уровень:
 знание изученных понятий
и наличие представлений
по всем разделам
программы;
 использование усвоенных
исторических понятий в
самостоятельных
высказываниях;
 участие в беседах по
основным темам
программы;
 высказывание собственных
суждений и личностное
отношение к изученным

идентичности как
гражданина страны, члена
семьи, этнической и
религиозной группы,
локальной и региональной
общности;
 освоение гуманистических
традиций и ценностей
современного общества,
уважение прав и свобод
человека;
 осмысление социальнонравственного опыта
предшествующих
поколений, способность к
определению своей
позиции и ответственному
поведению в современном
обществе;
 понимание культурного
многообразия мира,
уважение к культуре своего
и других народов,
толерантность.

материал.
Развитие зрительной
памяти,умения работать с
картой.
Развитие умения
анализировать.Обобщать,
выделять главное.
Развитие памяти,
мышления, умения
устанавливать причинноследственную связь.
Развития умения работать
с текстом в учебнике и
картой.
Развитие познавательных
интересов, внимания,
памяти. Развитие умения
анализировать,
систематизировать,
обобщать изученный
материал. Развитие умения
работать с
иллюстрациями, давать
оценку событиям
помощью учителя.
Развитие зрительной
памяти,умения работать с
картой.
Развитие памяти,
мышления, умения
устанавливать причинноследственную связь.
Развития умения работать
с текстом в учебнике и
картой.
Развитие познавательных
интересов, внимания,
памяти. Развитие умения

40

Повторительно - обобщающий
урок по теме
«Истрия Древнего мира»

1

41

История освоения
человеком огня, энергии(от
древности до наших дней)

1

42

Огонь в жизни древнего
человека.

1

43

Огонь, глина, гончар.

1

44

Огонь открывает новую
эпоху в жизни людей.

1

45

Вода, еѐ значение в жизни

1

фактам;
 понимание содержания
учебных заданий, их
выполнение
самостоятельно или с
помощью педагогического
работника;
 владение элементами
самоконтроля при
выполнении заданий;
 владение элементами
оценки и самооценки;
 проявление интереса к
изучению истории.
Минимальный уровень:
 понимание доступных
исторических фактов;
 использование некоторых
усвоенных понятий в
активной речи;
 последовательные ответы
на вопросы, выбор
правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
 использование помощи
педагогического работника
при выполнении учебных
задач, самостоятельное
исправление ошибок;
 усвоение элементов
контроля учебной
деятельности (с помощью
памяток, инструкций,
опорных схем);
 адекватное реагирование
на оценку учебных
действий.

анализировать,
систематизировать,
обобщать изученный
материал. Развитие умения
работать с
иллюстрациями, давать
оценкусобытиям помощью
учителя.
Развитие умения
анализировать.Обобщать,
выделять главное.

 осознание своей
идентичности как
гражданина страны, члена
семьи, этнической и
религиозной группы,
локальной и региональной
общности;
 освоение гуманистических
традиций и ценностей
современного общества,
уважение прав и свобод
человека;
 осмысление социальнонравственного опыта
предшествующих
поколений, способность к
определению своей
позиции и ответственному
поведению в современном
обществе;
 понимание культурного
многообразия мира,
уважение к культуре своего

Развитие внимания,
памяти,коррекция речи.
Развитие
мышления. Развитие
навыковработы с
историческими
документами.
Развитие внимания,
памяти,коррекция речи.
Развитие
мышления. Развитие
навыковработы с
историческими
документами.
Развитие умения работать
с иллюстрациями, давать
оценкусобытиям помощью
учителя.
Развитие внимания,
мышления,речи. Развитие
навыка сравнения
историческихсобытий и
явлений.
Развитие умения работать

человека.

46

Вода и земледелие.

1

47

Вода как источник
энергии.

1

48

Какие дома строили
древние люди.

1

49

Как появилась мебель.

1

50

Профессии людей, связанные с
изготовлениеммебели.

1

51

Как появились каша и
хлеб.

1

52

История об обыкновенной
картошке.

1

Достаточный уровень:
 знание изученных понятий
и наличие представлений
по всем разделам
программы;
 использование усвоенных
исторических понятий в
самостоятельных
высказываниях;
 участие в беседах по
основным темам
программы;
 высказывание собственных
суждений и личностное
отношение к изученным
фактам;
 понимание содержания
учебных заданий, их
выполнение
самостоятельно или с
помощью педагогического
работника;
 владение элементами
самоконтроля при
выполнении заданий;
 владение элементами
оценки и самооценки;
 проявление интереса к
изучению истории.

и других народов,
толерантность.

с иллюстрациями, давать
оценкусобытиям помощью
учителя.
Формирование навыков
устнойречи. Развитие
мышления и памяти.
Формирование навыков
устнойречи. Развитие
мышления и памяти.
Формирование навыков
устнойречи. Развитие
мышления и памяти.
Формирование навыков
устнойречи. Развитие
мышления и памяти.
Развитие понятийного
аппарата.Развитие навыка
составления связного
рассказа по тексту
учебника. Развитие
умения ориентироваться в
тексте учебника, выделять
главное.
Развитие понятийного
аппарата.Развитие навыка
составления связного
рассказа по тексту
учебника. Развитие
умения ориентироваться в
тексте учебника, выделять
главное.
Развитие понятийного
аппарата.Развитие навыка
составления связного
рассказа по тексту
учебника. Развитие умения
ориентироваться в тексте
учебника, выделять

53

О керамике, фарфоре и
деревянной посуде.

1

54

Изготовление посуды как
искусство. Профессии людей,
связанных с изготовлением
посуды.
История фарфора, история
хрусталя; посуда из
драгоценных металлов.

1

56

История появления
одежды.

1

57

Одежда и положение
человека

1

58

История появления обуви.

1

59

Профессии людей, связанные с
изготовлениемобуви

1

55

1

главное.
Развитие понятийного
аппарата.Развитие навыка
составления связного
рассказа по тексту
учебника. Развитие умения
ориентироваться в тексте
учебника, выделять
главное.
Развитие умения работать с
иллюстрациями, давать
оценкусобытиям помощью
учителя.
Развитие умения работать с
иллюстрациями, давать
оценкусобытиям помощью
учителя.
Развитие зрительной
памяти. Развитие навыков
работы с текстом
учебника. Развитие
навыков составления
развернутого рассказа.
Развитие памяти,
мышления, умения
слушать, анализировать,
делать выводы, выделять
главное, обобщать.
Развитие памяти,
мышления, умения
слушать, анализировать,
делать выводы, выделять
главное, обобщать.
Развитие памяти,
мышления, умения
слушать, анализировать,
делать выводы, выделять
главное, обобщать.

60

Повторительно-обобщающий
урок по теме
« История вещей. Занятия
человека на Земле»

61

О далекихпредках - славянах и
родовом строе.

62

Как люди понимали мир
природы в древности.
Современные религии, какони
появились.

63

64

Искусство и культура.

65

Письмо и первые книги.

66

От изобретения колеса - кновым
открытиям.
Человечество стремится кмиру.

67

68

Повторительно- обобщающий
урок по теме
«Человек и общество».

1

Минимальный уровень:
 понимание доступных
исторических фактов;
 использование некоторых
усвоенных понятий в
активной речи;
 последовательные ответы
на вопросы, выбор
правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
 использование помощи
педагогического работника
при выполнении учебных
задач, самостоятельное
исправление ошибок;
 усвоение элементов
контроля учебной
деятельности (с помощью
памяток, инструкций,
опорных схем);
 адекватное реагирование
на оценку учебных
действий.
Достаточный уровень:
 знание изученных понятий
и наличие представлений
по всем разделам
программы;
 использование усвоенных
исторических понятий в
самостоятельных
высказываниях;
 участие в беседах по

 осознание своей
идентичности как
гражданина страны, члена
семьи, этнической и
религиозной группы,
локальной и региональной
общности;
 освоение гуманистических
традиций и ценностей
современного общества,
уважение прав и свобод
человека;
 осмысление социальнонравственного опыта
предшествующих
поколений, способность к
определению своей
позиции и ответственному
поведению в современном
обществе;
 понимание культурного
многообразия мира,
уважение к культуре своего
и других народов,
толерантность.

Развитие памяти,
мышления, умения
слушать, анализировать,
делать выводы, выделять
главное, обобщать.
Развитие
пространственного
мышления, умения
обобщать,
делать выводы,
самостоятельно находить
ответы на поставленные
вопросы, устанавливать
логическую
последовательность
событий.
Развитие познавательных
способностей, интереса.
Развитие умения
анализировать, выделять
главное, обобщать,
сравнивать,
систематизировать.
Развитие познавательных
способностей, интереса.
Развитие умения
анализировать, выделять
главное, обобщать,
сравнивать,
систематизировать.
Развитие познавательных
способностей, интереса.
Развитие умения
анализировать, выделять
главное, обобщать,
сравнивать,
систематизировать.

Развитие памяти,
мышления, умения
слушать, анализировать,









основным темам
программы;
высказывание собственных
суждений и личностное
отношение к изученным
фактам;
понимание содержания
учебных заданий, их
выполнение
самостоятельно или с
помощью педагогического
работника;
владение элементами
самоконтроля при
выполнении заданий;
владение элементами
оценки и самооценки;
проявление интереса к
изучению истории.

делать выводы, выделять
главное, обобщать.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».