РП_АООП _Математические представления_8.2_1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования
(вариант 2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математические представления»
для обучающихся 1 – 4 классов

1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Общая характеристика учебного предмета.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в
ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трѐх человек, нужно поставить три тарелки, три
столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с
выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного
обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является
важнымприемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по
часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество
продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи и направления:
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий
Рабочая программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о
величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный
предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ,на изучение предмета «Математические представления»
отведено 68 часов,2часа в неделю, 34 учебные недели.

Направления коррекционной работы:
В рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по математике с обучающимися, которые
нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе
совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться
помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных
средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и
сознательного участия ребенка в процессе;
- одним из показателей активности ребенка является формировать и поддерживать положительное отношение к заданиям. Если у ребенка быстрая
истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным
формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;
- развития мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще
всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно
изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную;

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
- Называет (показывает) конструкцию.
- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового)
строительного набора
- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).
- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой
ложки в другую емкость.
- Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком (первый «Дар Фребеля»), катает и бросает мячи среднего
размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.
- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (если неговорящий, то показывает под ноги на фигуру).
– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.
-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно
количество (много, мало, нет — пусто).

- Переносит с одного места на другое бытовые предметы (кастрюли, пустые и наполненные водой, шариками, сковородки — пустая и полная,
различные миски и другие пустые и полные емкости).
- Катает кукольные коляски с куклой, игрушки на палках и веревочках по инструкции учителя.
2 класс
Личностные:
- проявление интереса к математическим задачам для решения житейских задач,
-положительное взаимодействие со сверстником при выполнении действий с разными множествами предметов (деление поровну, умение
поделиться, помочь, вместе донести тяжелый или много предметов и т.д.).
Предметные:
- овладение практическими действиями с отдельными предметами и непрерывными множествами (крупа, песок, вода и т.д.), различать понятия
мало - много, один - много и т.д.;
- умение сравнивать освоенное количество предметов (в пределах 1-много и т.д.),
- умение устанавливать равенство и неравенство, различение понятий больше-меньше; преобразование множеств и сохранения их количества (в
пределах 1-много и т.д.); соотносить количество 1(2-3) с количеством пальцев или предметов.

3 класс
Личностные:
-принимают и понимают смысл элементарных математических задач в разных житейских ситуациях,
-поддерживают положительное взаимодействие со сверстником при выполнении простых математических задач.
Предметные:
- выполнение практических действий с отдельными предметами и непрерывными множествами (крупа, песок, вода и т.д.), дифференцировать
множества больше-меньше, мало-много, поровну;
- умение воспринимать определенное количество предметов: 1,2,3,4,
- умение сравнивать освоенное количество предметов (в пределах 2-х, 3-х, 4-х),

- умение устанавливать равенство и неравенство, различение количества предметов: больше-меньше, поровну;
- преобразование множеств и сохранения их количества (в пределах 4-х);
- соотносение количества 1, 2, 3, 4 с количеством пальцев или предметов,
- узнавание и сооотнесение цифр: 1, 2, 3, 4 с количеством пальцев или предметов;
- умение выполнять простейшие измерительные действия: измерять, отмерять, сравнивать с помощью условной мерки.
4 класс
Личностные и метапредметные результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных
панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Предметные рузультаты освоения учебного предмета «Математические представления»
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные
представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых
арифметических задач с опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
Умение обозначать арифметические действия знаками.
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий,
определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Система оценки достижений планируемых результатов .
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися АООП и СИПР, отражающую взаимодей- ствие
следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он приме- няет на
практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения учитывается, что у
обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности
их обучения и развития в целом.
Учитываются следующие факторы и проявления:
− особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе вы- полнения
перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;
− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, допол- нительные
словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
− при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в качественных критериях по итогам практических
действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Система оценки достижения предметных результатов АООП (вариант 2) исключает наличие шкалы балльного (отметочного) оцени- вания.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ре- бѐнка по
итогам учебного года. На еѐ основе составляется характеристика каждого обучающегося, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на
следующий учебный год. Перевод обучающегося на следующую ступень образования осуществляется максимально приближѐннок возрасту
ребѐнка.

3.Содержание учебного предмета
1 класс
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много»,
«мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице.
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения
(приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного
ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине.
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад
(сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток.
Деление обучающихся на группы
1 подгруппа
Показатели
Физическое развитие
Двигательная сфера

Грубые отклонения в физическом развитии,
ребенок не передвигается.
Общая моторика грубо нарушена, ограничено
движение рук и ног.

Бытовые навыки
Социальный опыт

При обслуживании себя полная зависимость от
других.
Не ориентируются в окружающем.

Способность к общению

В контакт не вступает, взгляд не фиксирует.

Способность к деятельности

Интерес к действиям взрослого не проявляется.

Сформированность высших психических функций
Восприятие
Память
Мышление
Речь
2 подгруппа

Не сформированы

Понимание обращенной речи недоступно.

Показатели
Физическое развитие
Двигательная сфера
Бытовые навыки
Социальный опыт
Способность к общению
Способность к деятельности
Сформированность высших психических
функций
Восприятие
Память
Мышление
Речь
3 подгруппа

Грубые отклонения в физическом развитии, способ передвижения – ползание.
Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук.
При обслуживании себя полная зависимость от других.
Не ориентируются в окружающем.
Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи.
Интерес к действиям взрослого активно не проявляется.
Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи
взрослого.
Опосредованное запоминание недоступно.
Обобщение, абстрагирование недоступны.
Понимание обращенной речи недоступно.

Краткая характеристика.
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним
видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируются в знакомом пространстве, выполняет простые поручения.
Особенности психофизического развития: нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжѐнность,
скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: доступны обобщения по ситуационной близости, анализ, синтез – со

значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объѐм, малая
произвольность. Память – механическая, малый объѐм.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность развита слабо, интерес к деятельности не устойчивый,
предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности
ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют
инструкции.
Речь: собственная речь представлена аграмматичной фразой, слова с грубо нарушенной слоговой структурой. Наблюдаются полиморфные нарушения
звукопроизношения. Активно повторяют за педагогом отдельные слова. В обращенной речи понимают простые инструкции.
2 класс
Количественные представления.
Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой.
Написание цифры.Знание отрезка числового ряда 1 – 3.
Представления о величине.
Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов
по высоте. Сравнение предметов по высоте.
Представление о форме.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник,квадрат,круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение
геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник,квадрат,круг,
прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник,квадрат,круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической
фигуры (треугольник,квадрат,прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник,квадрат,круг, прямоугольник).
Пространственные представления.
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади,
справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх,
вниз, вперѐд, назад, вправо, влево

Временные представления.
Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня,
3 раздела:
Элементарные (дочисловые) математические представления.
Практические действия с дискретными и непрерывными множествами.
Математика в житейских ситуациях.
3 направления (этапы):
Предметы вокруг нас: внешние свойства предметов.
Практические действия с предметами разного количества.
Ориентировка на количественный признак: преобразование множеств.
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях. Для обучающихся 3 группы реализация программы показана в
индивидуальной (надомной) форме обучения.
Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов, с конкретными пропорциями времени изучения данного предмета на уроке: элементарные
математические представления (40% от объема урока); практические действия с дискретными и непрерывными множествами (40%); математика в
житейских ситуациях (20%).
Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для
формирования мотивации обучающихся к играм к предметно-практическим действиям с дискретными и непрерывными множествами.
3 класс
Количественные представления.Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение
(вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в
пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера.
Представления о величине.
Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов
по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.

Представление о форме.
Сборка геометрической фигуры (треугольник,квадрат,круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры
(треугольник,квадрат,прямоугольник) из счетных палочек.
Пространственные представления.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя,
правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из
предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз.
Временные представления.
Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение
деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.
Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году.
Сравнение людей по возрасту.
Основное содержание учебного предмета «Математические представления» включает
5 разделов:
Элементарные (дочисловые) математические представления (представления о форме, о величине - толщина, длина).
Практические действия с дискретными и непрерывными множествами (пересыпание, переливание, перекладывание и др.);
Математические операции (счет, пересчет, цифры, соотнесение).
Математика в житейских ситуациях (проблемные задачи), в игровой и в продуктивных видах деятельности (рисование, конструирование, аппликация,
лепка).
5. Операции измерения. В процессе обучения используются практические, наглядные и словесные методы , а также игровые приемы, настольнопечатные игры для овладения обучающимися предметно-практическими действиямя при решении математических задач.

4 класс
Количественные представления.
Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну
(несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько)
единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание
достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине.
Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с
помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по
глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов
линейкой.
Представление о форме.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия
(прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание
циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.
Пространственные представления.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя,
правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из
предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед,
после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание
последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом,
вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.
Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого
часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс

№
п/п
1-2
3-4
5
6
7
8

Тема урока
Формирование временных представлений.
«День-вечер-ночь».
«Части суток».
«День-вечер-ночь».
«Режим дня».
«Ночной режим».
Закрепление по теме:«Покажи,что ты делал днем,вечером»,

Количество
часов

Содержание

2
2
1
1
1
1

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка
следования частей суток.

1

10-11

Закрепление по теме: «Покажи,что ты делал ночью».
Формирование количественных представлений
«Знакомство с понятием «один» и «много».

12

«Знакомство с цифрой 1».

1

13
14

«Один-много».
«Цифра 1».

1
1

15
16
17

«Много».
«Выполнение различных действий: один — много хлопков».
«Мои игрушки».

1
1
1

18

«В гостях у лесовичка в лесу».

1

19

Посчитай сколько шишек, найди цифру 1».

1

20

Формирование представлений о величине.
«Большой-маленький.

1

9

2

Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение,
уравнивание множеств).
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с
числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры.
Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с
числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры.
Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение
множеств. Объединение предметов в единое множество.
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение,
уравнивание множеств).
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с
числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры.
Пересчет предметов по единице.
Различение однородных (разнородных по одному признаку)

21

«Длинный- короткий».

1

22

«Большие и маленькие игрушки».

1

23

«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по
величине длинный-короткий, используя приемы наложения и
приложения».
«Я большая,а ты маленький».

1

1

26

«Штриховка предметов различной величины длинная лента,
короткая лента».
«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы».

27
28

«Подбери ленты для кукол».
«Постройка башни».

1
1

29

«Длинный мост, короткий мостик».

1

30

1

31-32

«Выделение «короткий - длинный» предметов в различных
игровых ситуациях, в конструктивной деятельности».
Формирование представлений о форме.
«Круг».«Квадрат».

33-34
35-36
37-38

«Маленькие и большие квадраты».
«Предметы похожие на круг,квадрат».
«Раскрашивание круга,квадрата».

2
2
2

39-40

«Обведение квадрата по контуру».

2

41-42

«Штриховка квадрата».

2

43-44
45-46

Формирование пространственных представлений.
«Вверху-середина-внизу».
«Разложи игрушки по полкам».

2
2

24
25

1

предметов по величине. Сравнение двух предметов по
величине способом приложения (приставления), «на глаз»,
наложения.
Различение однородных (разнородных ) предметов по длине.
Сравнение предметов по длине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку)
предметов по величине.
Сравнение двух предметов по величине способом
приложения (приставления), «на глаз», наложения.
Различение однородных (разнородных по одному признаку)
предметов по величине.
Сравнение двух предметов по величине способом
приложения (приставления), «на глаз», наложения.

1

2

Различение однородных (разнородных ) предметов по длине.
Сравнение предметов по длине.

Узнавание (различение) геометрических фигур:
треугольник,квадрат,круг.
Узнавание (различение) геометрических фигур:
треугольник,квадрат,круг.
Рисование геометрической фигуры (прямоугольник,
квадрат,круг).
Обводка геометрической фигуры
(треугольник,квадрат,круг, прямоугольник) по шаблону
(трафарету, контурной линии).
Штриховка геометрической фигуры
(треугольник,квадрат,круг, прямоугольник).
Определение месторасположения предметов в пространстве:
близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху),

47-48

«Разложи одежду по полкам».

2

49-50

«Ориентация на листе бумаги».

32

51-52
53-54
55-56
57-58
59-60

«Ориентация в классе».
«Поровну- больше».
«Разложи игрушки».
«Пространственные понятия: поровну- больше ближе,к,от.»
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на
изменение положений частей тела».

2
2
2
2
2

61-63

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов
поровну-больше».

3

64-66

Закрепление тем: «Короткий-длинный»,«вверху-внизу по
середине».«поровну – больше».

3

67-68

Резервные уроки

2
68 часов

Итого

снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри,
перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в
середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый,
левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть
листа, верхний (нижний) правый (левый) угол.
Определение месторасположения предметов в пространстве:
близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху),
снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри,
перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентация в пространственном расположении частей тела
на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ
(внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука
(нога, сторона тела).
Определение месторасположения предметов в пространстве:
близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху),
снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри,
перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Сравнение двух предметов по величине способом
приложения (приставления), «на глаз», наложения.
Определение месторасположения предметов в пространстве:
близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху),
снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри,
перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.

2 класс
№п/п
Тема урока
Предметы вокруг нас: внешние свойства предметов.

1
2
3-4

5-6

7-8
9-10
11-12

13-14
15-16

17

Упражнения на ознакомление со свойствами и
качествами предметов.
Найди пару.
Выбор, группировка предметов по
определенному качественному признаку.
Выбор, группировка предметов по
определенному качественному признаку: форме,
цвету и величине.
Выбор, группировка предметов по
определенному качественному признаку: форме,
цвету и величине, назначению, используя приемы
наложения и приложения, сличения (по
подражанию действиям учителя «Дай такой»).
Много- мало.
Упражнения на выделение количества: много,
мало с использованием плодов, воды.
Упражнения на выделение количества: много,
мало с использованием геометрических фигур,
игрушек, картинок.

Большой- маленький.
Наблюдения, игры, игровые упражнения на
сопоставление двух объектов по величине
(большой — маленький), используя приемы
наложения и приложения, раскрашивание,
штриховку, обводку по трафаретам изображений.
Распределение игрушек больших в большую

Количество часов

Содержание

1
1

Игры с предметами: «Подбери пару» (вещи). Манипулирование
предметами: ощупывание, захват больших предметов двумя
руками, маленьких — одной рукой. Объединение предметов в
множества по выделенному признаку (назначение, размер, цвет,
форма).

2

2

2
2
2

2
2

1

Практические действия с песком: нагребание, высыпание.
Сопоставление двух предметов по величине (большой —
маленький мяч, большая — маленькая пирамида). Опускание
больших и маленьких предметов в соответствующие отверстия
методом проб и примеривания. Различение множеств (один,
много, мало, пусто). Составление ряда из предметов
(изображений). Действия с непрерывными множествами:
переливание воды из кувшина в стаканы, в бутылки, в миски и т.
П., пересыпание песка из песочного ящика в миски, в банки,
высыпание в различные формы, полив песка водой; пересыпание
различных плодов, крупы, определяя вместе с педагогом и
самостоятельно количество (больше- меньше, поровну).
Сопоставление двух предметов по величине (большой —
маленький мяч, большая — маленькая пирамида). Опускание
больших и маленьких предметов в соответствующие отверстия
методом проб и
примеривания. Различение множеств (один, много, мало, пусто).
Составление ряда из предметов (изображений).
Действия с непрерывными множествами: переливание воды из

18

19-20
21
22

емкость, маленьких – в маленькую); помещение
стаканчиков друг в друга по размеру;
различной величины, по опорным точкам (вместе
с учителем и самостоятельно).
Подбор друг к другу разнородных предметов,
одинаковых по величине (подходящие крышки к
коробкам, баночкам; мячи или шары — к
отверстиям разного диаметра).
Длинный- короткий.
Геометрические фигуры.
Выбор геометрических фигур.

1

2
1
1

23
24

Группировка геометрических фигур по форме.
Составление рядов геометрических фигур , рядов
с чередованием.

1
1

25

1

27-28

Обведение фигур по контуру, складывание из
счетных палочек (и др. материала).
Составление узоров различной формы
узнавание знакомых форм на рисунке.
Игры со строительными материалами и
дидактическими игрушками.
Мы строители.

29-30

Три медведя.

2

31-32

В гостях у матрѐшки.

2

26

кувшина в стаканы, в бутылки, в миски и т.п., пересыпание песка
из песочного ящика в миски, в банки, высыпание в различные
формы, полив песка водой; пересыпание различных плодов,
крупы, определяя вместе с педагогом и самостоятельно
количество (больше- меньше, поровну).

Составление ряда из предметов (изображений). Узнавание
(различение) геометрических тел: «шар». Узнавание
(различение) геометрических фигур: круг.
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами,
фигурой.

1

3

Объединение (группировка) предметов по функциональным,
качественным признакам с опорой на образцы по одному
признаку.
Складывание разрезных картинок из двух частей с
использованием приема накладывания на образец (игрушки,
овощи, фрукты, знакомые животные).
Объединение (группировка) предметов по функциональным,
качественным признакам с опорой на образцы по одному
признаку.
Построение простых построек из конструктивного материала,
геометрических фигур, счетных палочек (стул, кровать) разной
величины, выстраивание сериационных рядов.
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение).
Складывание 3-5 составных матрешек. Сравнение.
Подбор предметов по величине (большой матрешке - большой
платок).

33

Временные представления.
Знакомство с временным понятием «день».

1

34
35
36-37

Знакомство с временными понятием «ночь».
Временные понятия день- ночь.
Сначала- потом.

1
1
2

Практические действия с предметами разного количества.
Сравнение (сопоставление) двух групп предметов
по их количеству.
38-39
Один – много, ни одного.
40
Упражнения на выделение количества (много,
мало, пусто, один).
41
Выделение одного (много) предметов,
ориентируясь на величину.
42-43
Пустой – полный.
44-45
Упражнения на выделение количества: пустой –
полный с использованием плодов, воды, песка.

46-47
48

49
50

Сравнение множеств (поровну (одинаково),
больше, меньше).
Выбор без пересчета соответствующее
количество предметов и проверка правильности
выполнения задания способами наложения и
приложения одного количества предметов или
картинок на другое.

Ориентировка в пространстве и на плоскости.
Развитие пространственных представлений.
Формирование понятий «верх»- «низ».

2
1
1

Изображение погодных явлений, людей и животных (в разное
время суток) с помощью мимики и пантомимики.
Наблюдения за погодными явлениями; выделение контрастных
времен года по наиболее характерным признакам и называние
их.

Различение множеств (один, много, мало, пусто). Практические
упражнения на определение количества: много, мало, пусто,
один (с использованием плодов, воды, геометрических фигур,
игрушек, картинок).

2
2

Действия с непрерывными множествами: переливание воды из
кувшина в стаканы, в бутылки, в миски и т. п., пересыпание
песка из песочного ящика в миски, в банки, высыпание в
различные формы, полив песка водой; пересыпание различных
плодов, крупы, определяя вместе с педагогом и самостоятельно
количество (больше- меньше, поровну).

2

Выбор без пересчета соответствующее количество предметов и
проверка правильности выполнения задания способами
наложения и приложения одного количества предметов или
картинок на другое. Преобразование множеств (увеличение,
уменьшение). Действия с непрерывными множествами:
переливание воды из кувшина в стаканы, в бутылки, в миски и т.
п., пересыпание песка из песочного ящика в миски, в банки,
высыпание в различные формы, полив песка водой; пересыпание
различных плодов, крупы, определяя вместе с педагогом и
самостоятельно количество (больше- меньше, поровну).

1

1
1

Понимание пространственных отношений, передаваемых руками
(жесты).

51

Изменение положения частей тела.

1

Игры-имитации действий в пространстве хорошо знакомых
сказочных персонажей. Раскладывание фигур в заданной
последовательности (вертикальные/горизонтальные ряды), по
инструкции: «Положи наверху», «Положи внизу».

52-53
54

Вперѐд- назад.
Перенос с одного места на другое разных
предметов.

2
1

57-58

Развитие пространственных представлений,
формирование понятий «право» - «лево».
Право – лево, выполнение упражнений по
заданию учителя
Далеко- близко.
Половинки.

2

Выделение одного предмета из множества.
Группировка предметов в единое множество
(много предметов).

2
2

Объединение (группировка) предметов по функциональным,
качественным признакам с опорой на образцы по одному
признаку.
Игры-имитации действий в пространстве хорошо знакомых
сказочных персонажей. Раскладывание фигур в заданной
последовательности.
Жизненные ситуации: сервировка стола: хлеб лежит слева от
тарелки, а ложка справа.
Понимание пространственных отношений, передаваемых руками
(жесты).
Игры-имитации действий в пространстве хорошо знакомых
сказочных персонажей. Раскладывание фигур в заданной
последовательности
Объединение (группировка) предметов по функциональным,
качественным признакам с опорой на образцы по одному
признаку.
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение).

Итого

68часов

59-60
61-62
63-64
65-66
67-68

2
2
2

3 класс
№п/п
Тема урока
Количество часов
Содержание
Элементарные дочисловые и числовые математические представления (представления о форме, о величине - длина, высота, ширина).
1-4

Парочки.

4

Нахождение парных предметов (по одному - двум признакам),
расположенные в разных местах, вещей (варежки, сапоги).
Выбор, группировка предметов по определенному качественному
признаку: форме, цвету и величине, назначению, используя
приемы наложения и приложения, сличения (по подражанию
действиям учителя «Дай такой»).

5-6

Длинный – короткий.

2

7-9

Круг и квадрат.

3

10-12

Точка. Линия.

3

13-15
16-17
18-19

Вверх – вниз. Вперед – назад.
Над – под.
Далеко – близко.

3
2
2

Наблюдения, игры, игровые упражнения на сопоставление двух
объектов по величине, используя приемы наложения и
приложения.
раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений.
Распределение игрушек больших в большую емкость, маленьких
– в маленькую); помещение стаканчиков, коробок друг в друга
по размеру;
различной величины, по опорным точкам (вместе с учителем и
самостоятельно).
Выбор геометрических фигур; группировка геометрических
фигур по форме; составление рядов геометрических фигур,
рядов с чередованием;
подбор предметов к модели геометрической фигуры; Различение
округлых форм и предметов и угловатых.
обведение фигур по контуру, складывание из счетных палочек (и
др. материала), составление узоров различной формы; узнавание
знакомых форм на рисунке.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных,
наклонных) линий на различной поверхности (манка, песок,
бумага). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры
(круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Заполнение
контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали). Соотнесение точек с числом и цифрой.
Изменение положения частей тела.
Перенос с одного места на другое разных предметов.
Раскладывание фигур в заданной последовательности

(вертикальные/горизонтальные ряды), по инструкции: «Положи
наверху», «Положи внизу», «Положи по середине».
Закрашивание и штриховка изображений различной величины и
конфигурации в различных направлениях (вертикальными,
горизонтальными, косыми линиями), обводка по трафаретам (по
внешнему контуру, по внутреннему контуру), по опорным
точкам. Создание симметричных узоров. Перенос узора с левой
половины на правую (бабочка, украшенная елка, платье и др.), с
верхней части в нижнюю (шарфик, полотенце и др.).
20-22

Мы строители.

3

выбирать по образцу необходимые элементы строительного
набора (где такой?) с помощью соотносящего и указательного
жестов, используя в качестве образцов объемные фигуры и
плоскостные изображения.

23-26

Часть и целое.

4

Складывание разрезных картинок из двух - трех частей с
использованием приема накладывания на образец (игрушки,
овощи, фрукты, знакомые животные). Составление целого из
двух половинок (овощи, фрукты на липучке).
Составление иллюстрированных кубиков (4 кубика) совместно с
педагогом.
Подбор недостающей части к предмету. Дорисовывание части
(отдельных деталей, симметричной половины) предмета.

Практические действия с дискретными и непрерывными множествами (пересыпание, переливание, перекладывание и др.)
27-29

Один – много, ни одного.

3

Практические упражнения на определение количества: много,
мало, пусто, один (с использованием плодов, воды, геометрических фигур, игрушек, картинок).

30-32

Пустой – полный.

3

Упражнения на выделение количества: пустой – полный с
использованием плодов, воды, песка.
Практические действия с песком. Пересыпание. Черпание
ложкой.

33-35

Сравнение множеств (поровну (одинаково),
больше, меньше).

3

Заполнение ведерок, формочек контрастных размеров для
определения количества (в большом ведерке много песка, а в
маленьком — мало).

Насыпание/ высыпание песка (гороха) из ведерок в две кучки
(видеть и тактильно ощутить, где много, а где мало).
Выбор без пересчета соответствующее количество предметов и
проверка правильности выполнения задания способами наложения
и приложения одного количества предметов или картинок на
другое.
Математические операции (счет, пересчет, цифры, соотнесение).
36-37

Счет в пределах четырех.

2

38-39

Число и цифра 4.

2

40-41

Урок – игра «Спасение Колобка».

2

Практические упражнения на выделение количества: один, два,
три, четыре (с использованием плодов, воды, геометрических
фигур, игрушек, картинок).
Рисование цифр 1, 2, 3, 4 по точкам, трафаретам, на песке, лепка
из глины, пластилина, пата, выкладывание из природного
материала, шнурков и т. п.
Упражнение на соотнесение количества с цифрой.
Игровые упражнения на выделение количества предметов (один,
два, много) на основе тактильного обследования по типу игры
«Чудесный мешочек».
Сравнение двух групп предметов по их количественному
признаку с использованием различных способов проверки:
приложение, подкладывание, соотнесение, переливание,
пересыпание и пересчет.

Математика в житейских ситуациях (проблемные задачи), в игровой и в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование, конструирование,
аппликация)
42
Предметы – заместители.
1
наблюдение за использованием взрослым предметовзаместителей и подражание действий взрослому,
43
Лепка.
1
использование конструктивного материала в качестве предметов44
Конструирование.
1
заменителей,замещая один предмет другим (мозаика – конфеты,
45
Рисование,аппликация.
1
кубик – тортик, колечки от пирамидки – баранки).
Тренировочные упражнения с применением палок и шнурков
разного размера.
46-47

Творческие игры

2

Учитывание знакомых свойств предметов в предметнопрактической и игровой деятельности (шарик катится; кубик
стоит, не катится; большой домик для большой матрешки,
маленький — для маленькой).

Лепка из глины и пластилина объектов, отличающихся по
величине (курочка с цыплятами, неваляшки — мама и дочка,
ежиха и ежата).
48-49

Сюжетные игры.

Операции измерения.
50-51
Часы.

2

Выполнение последовательных действий алгоритма (что
сначала, что потом?).
сюжетно-дидактические игры «Аптека», «Магазин», «Почта»,
«Театральная касса — кукольный театр»

2

Узнавание часов, их частей (стрелки часов, циферблат), их
назначение. Настольно-печатные игры, упражнения с
настоящими и игрушечными часами. Тренировочные
упражнения по определению времени (час).

52-53

Время.

2

Части суток, соотнесение названий частей суток с
соответствующими картинками, стихотворениями, потешками и
песенками. Противоположные части суток: утро и вечер, день и
ночь. Части суток, предшествующие друг другу и следующие
друг за другом (ночь после вечера, перед утром; день между
утром и вечером). Наблюдение сезонных изменений в природе,
беседы, игровые упражнения с использованием
иллюстративного материала, продуктов детского творчества
(времена года).

54-55
56-57
58-59
60-61
62-63

Утро,день,вечер,ночь сутки.
Сегодня,завтра,вчера,на следующий день.
Неделя.
Временагода.
Формирование временных представлений
«Утро-день-вечер-ночь».«Режимдня».

2
2
2
2
2

64-66

Условная мерка.

3

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка
следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели.
Знание последовательности дней недели. Знание смены дней:
вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным
промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на
следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.
Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в
году. Узнавание (различение) месяцев
Измерение с помощью мерки. Практические действия с
использованием условных мерок (полоски бумаги, ленточки,
тесемки) для измерения длины и ширины различных предметов
и соотнесение их по этим пар.
Отмеривание условной меркой заданное количество: «Насыпь 3
ложки риса», «Налей 2 стаканчика воды», «Отмерь 1 ложку».

Учить сравнивать величины с помощью условной мерки.
67-68

Обобщение и закрепление пройденного
материала.

2

Итого

68 часов

4 класс
№ Тема урока
п/п
1
Понятия «больше – меньше»

Количеств
о часов
1

2

Понятия «длинный-короткий»

1

3

Понятия «широкий – узкий»,«шире – уже».

1

4

Понятия

1

5-6

Круг.

2

7

Понятия
«толстый-тонкий»,«толще-тоньше»,одинаковой
(равной) толщены.

1

8

Понятия

«глубокий-мелкий»,«глубже-мельче».

1

9

Понятия
(равные).

«тяжелый-легкий»,«тяжелее-легче»,одинаковые

1

«высокий-низкий»,«выше-ниже», «одинаковые».

Содержание
Совместные с учащимися игры, игровые упражнения и
наблюдения на сопоставлениедвух объектов по величине большой
— маленький,используя приемы наложения и приложения.
Совместные с учащимися игры, игровые упражнения и
наблюдения на сопоставлениедвух объектов по величине
длинный-короткий используяприемы наложения и приложения.
Совместные с учащимися игры, игровые упражнения и
наблюдения на сопоставлениедвух объектов по величине
(широкий –узкий , шире –уже, одинаково ), используяприемы
наложения и приложения.
Совместные с учащимися игры, игровые упражнения и
наблюдения на сопоставлениедвух объектов по величине
(высокий-низкий, выше-ниже,одинаково ), используяприемы
наложения и приложения.
Рисование учащимися круга, спомощью трафаретов, поопорным
точкам, вырезание их (с помощью учителя исамостоятельно).
Совместные с учащимися игры, игровые упражнения и
наблюдения на сопоставлениедвух объектов по величине
(толстый-тонкий, толще-тоньше), используя приемы
наложения и приложения.
Совместные с учащимися игры, игровые упражнения и
наблюдения на сопоставлениедвух объектов по величине
(глубокий-мелкий, глубже- мельче), используя приемы наложения
и приложения.
Совместные с учащимися игры, игровые упражнения и
наблюдения на сопоставлениедвух объектов по величине

1011

Треугольник.

2

12

Много-мало, больше-меньше,несколько, столько же.

1

13

Первый-последний, впереди,следом, сзади.

1

1415
1617

Справа-слева, выше-ниже.

2

Квадрат.

2

1819
2021
22

Утро, день, вечер, ночь-сутки.

2

Сегодня,

2

Давно, недавно.

1

2324
2526
2728

Прямоугольник.

2

Точка. Линия.

2

Счѐт в прямом и обратном порядке от 1 до 6. Называние
числового ряда, раскладывание цифр в заданной
последовательности
Число и цифра 7. Письмо цифры 7по опорным точкам.

2

Составление и решение примеров и задач из изученных чисел с
помощью наглядного материала.
Счѐт в прямом и обратном порядке от 1 до 7. Называние
числового ряда, раскладывание цифр в заданной
последовательности

2

2930
3132
3334

завтра,вчера, наследующий день.

2

2

(тяжелый-легкий, тяжелее-легче, одинаковые (равные),
используя приемы наложенияи приложения.
Рисование учащимисятреугольника, с помощью трафаретов, по
опорным точкам, вырезание их (с помощью учителя и
самостоятельно).
Совместные с учащимися игры, игровые упражнения и
наблюдения на сопоставлениедвух объектов по величине
(высокий-низкий, выше-ниже,одинаково), используяприемы
наложения и приложения;
Совместные с учащимися игры, игровые упражнения и
наблюдения на сопоставлениепонятий первый-последний,
впереди, следом, сзади.
Совместные с учащимися игры, игровые упражнения и
наблюдения на сопоставлениепонятий справа-слева, выше- ниже.
Рисование учащимисяквадрата, с помощью трафаретов, по
опорным точкам, вырезание их (с помощью учителя и
самостоятельно).
Формирование интереса к смене дней недели. Демонстрация
сменыпорядка день недели.
Формирование
интереса
кпонятиям давно-недавно.
Рисование учащимисяпрямоугольника, с помощьютрафаретов,
по опорным точкам, вырезание их (с помощью учителя и
самостоятельно).
Рисование учащимися точек и линий с помощьютрафаретов, по
опорным точкам.
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом.
Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка
числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места
числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной)
последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух
слагаемых.
Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на
одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на
увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись

Число и цифра 8 .
Число и цифра 8. Письмо цифры 8 по опорным точкам.

1
2

Число и цифра 9. Письмо цифры 9 по опорным точкам.

2

Счѐт в прямом и обратном порядке от 1 до 9. Называние
числового ряда, раскладывание цифр в заданной
последовательности.
Образование числа 10. Письмо числа 10 по точкам.

2

2

Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых.

Лѐгкий- тяжѐлый. Сравнение предметов по весу.

2

Весы. Части весов. Практическое занятие.

2

Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.
Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса
предметов, материалов с помощью весов.

Построение прямой линии, проходящей через одну точку и две
точки.
Геометрические тела.

2

2

5455

Практическиеупражнения:нагруппировкупоформе—
шары,кубы,треугольныепризмы(крыши),круги,квадраты,треуго
льники(пообразцуипословеснойинструкции).
Ориентация на листе бумаги(центр, верх, низ, правая, левая
сторона).

56

Составление ряда из предметов, геометрических фигур.

1

57
58

Отрезок. Линейка.
Измерение отрезка с помощью линейки

1
1

6263

Стоимость.

2

35
3637
3839
4041
4243
4445
4647
4849
5051

5253

2

2

решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач
на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).

Рисованиеучащимисяточекипрямыхлиней,спомощьютрафаретов,
поопорнымточкам.
Рисование учащимися геометрических тел с помощью
трафаретов, по опорным точкам, вырезание их(с помощью
учителя и самостоятельно). Узнавание (различение)
геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок».
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами.
фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур:
треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая,
ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с
геометрической фигурой
Рисование учащимися круга, квадрата, треугольника,
прямоугольника с помощью трафаретов, по опорным точкам,
вырезание их(с помощью учителя и самостоятельно).
Ориентация на листе бумаги; нахождение показ, а по
возможности, и называние частей листа
на бумаге.
Упражнения в самостоятельном составлении предметных и
геометрических рядов.
Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение
длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание
достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с

6465

Геометрические фигуры и тела.

2

66

Циркуль.

1

67
68

Путешествие предметов.
Закрепление пройденного. Урок-игра.

1
1

Итого

68 часов

числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен
денег.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб»,
«призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с
геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение)
геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок.
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой.
Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование
круга произвольной (заданной) величины.
Составление ряда из предметов (изображений): слева направо,
снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка
следования: первый, последний, крайний, перед, после, за,
следующий за, следом, между. Определение, месторасположения
предметов в ряду.

5.Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного).
2. Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10).
3. Мозаики.
4. Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий.
5. Карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет.
6. Макеты циферблата часов.
7. Весы.
8. Цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
9. Обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
10. Изображения предметов,людей,объектов природы,цифр и др.,
11. Оборудование,позволяющеевыполнятьупражнениянасортировку,группировкуразличныхпредметов,ихсоотнесенияпоопределеннымпризнакам.
12. Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций.
13. Строительные конструкторы с комплектом цветных деталей.
14. Раскладные пирамидки, «почтовые (проблемные) ящики»,
15. Плоские и объемные геометрические фигуры разной величины.
16. Полоски цветного картона разной длины и ширины.

Цифровыеобразовательныересурсы:
educont.ruцифровойобразовательный контент
https://uchi.ruПлатформа«Учи.ру»
Сборниккомпьютерныхигр«Несерьѐзныеуроки»,обучающихнавыкамчтенияисчѐта«Учимбуквыицифры».
http://all.edu.ru-ВсеобразованиеИнтернета


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».