Описание адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования для детей с задержкой психического
развития
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие
темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем,
применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека.
Поэтому, впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная с
уровня начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те
знания, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеурочную
деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и
среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего
жизненного пути, соответствующего способностям, общественным потребностям
профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса
навыки самообразования и самовоспитания. Необходимость разработки
адаптированной образовательной программы начального общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артемовского
городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным
изучением отдельных предметов» связана с реализацией ФГОС НОО ОВЗ,
призванного обеспечивать развитие системы образования в условиях
изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований
государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний
становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В
современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не
просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных
установок личности учащегося. Главной целью образования становится не
передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное
образование
выступает
важнейшим
средством
самореализации
и
самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и
ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой,
досуговой деятельности человека. Формируемые на данном уровне
универсальные учебные действия обеспечивают не только дальнейшее развитие
ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни,
получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в
процессе взросления. Актуальность программы заключается в том, что умение
учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение
учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить
новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и
равноправия. Образовательное учреждение берёт на себя следующие
обязательства по выполнению задач: Адаптированная основная образовательная
программа начального общего образования определяет содержание и
организацию образовательного процесса на уровне начального общего
образования и направлена на формирование общей культуры, духовнонравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие
обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее
АООП НОО) – это образовательная программа, адаптированная для обучения
данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования к
структуре адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ.
Цель
введения
и
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП
НОО) обучающихся с задержкой психического развития – обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями
здоровья посредством создания условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Данная образовательная программа разработана на основе следующих
документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 19.12.2014 №
1598;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями);
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями);
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 № 189
Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к
использованию Министерством образования и науки Российской Федерации.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»;
Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с изменениями и дополнениями);
Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с
углубленным изучением отдельных предметов».
АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР)
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артемовского
городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным
изучением отдельных предметов» (далее МАОУ СОШ № 56) составлена на
основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего
образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.1 и вариант 7.2).
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания
условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации МАОУ СОШ №
56 АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих
основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с
обеспечением
преодоления
возможных
трудностей
познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание
благоприятных
условий
для
удовлетворения
особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР,
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и
др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
• предоставление
обучающимся
возможности
для
эффективной
самостоятельной работы;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
В основу АООП НОО обучающихся с ЗПР МАОУ СОШ № 56 заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Применение дифференцированного подхода предполагает учет особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, которые проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования и
предоставляет обучающимся возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной
деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и
нарушенным развитием и строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно- практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения.
В основу АООП НОО обучающихся с ЗПР МАОУ СОШ № 56 заложены
следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР ориентировку на
программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с задержкой психического развития;
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу
структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ―
«образовательной области»;
принцип
направленности
на
формирование
деятельности,
обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического
развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,
способами
и
приемами
познавательной
и
учебной
деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ могут
реализоваться два варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР ― варианты 7.1 и
7.2. Каждый вариант АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит
дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям
ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых
образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР,
получение образования вне зависимости от выраженности задержки психического
развития.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части
создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР
осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1.) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
к
структуре
адаптированной
основной
общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам
освоения.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). АООП НОО представляет собой
адаптированный вариант основной образовательной программы начального
общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре АООП НОО (в
том числе по соотношению обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее
освоения соответствуют федеральному государственному стандарту начального
-
общего образования (далее—ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает
введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в
освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы
коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными
условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психологопедагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя
начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной
работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его
особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
адаптация основной общеобразовательной программы начального общего
образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с
ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего
тонуса и др.);
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию
поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на
компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной
саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы
("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
обеспечение
непрерывного
контроля за
становлением
учебнопознавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и
осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического
развития адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования:
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР должно
стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных
(жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с ЗПР АООП НОО вариант 7.1. соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление
социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в
соответствии
с
его
потенциальными
возможностями
и
особыми
образовательными потребностями.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
к
структуре
адаптированной
основной
общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам
освоения.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО представляет собой
образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию. АООП НОО предполагает адаптацию требований к структуре АООП
НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.
АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает обеспечение коррекционной
направленности всего образовательного процесса при его особой организации:
пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых
коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на
основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР
пролонгируются
с
учетом
психофизиологических
возможностей
и
индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и
составляют 5 лет (с обязательным введением первого дополнительного класса).
Реализация АООП НОО (вариант 7.2) предполагает, что обучающийся с
ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту
завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений
здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки, которые
определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что объем
знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет
устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.
Вариант 7.2 АООП НОО обучающихся с ЗПР может быть реализован в
разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных
классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность. Организация должна обеспечить требуемые для
данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания.
В
процессе всего школьного обучения сохраняется возможность
перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для
этого является заключение ПМПК). Перевод обучающегося с ЗПР с одного
варианта АООП НОО на другой осуществляется ОУ на основании комплексной
оценки личностных, метапредметных и предметных результатов по рекомендации
ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный
предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием для выбора
или продолжения освоения варианта 7.2 АООП НОО, поскольку у данной
категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма,
арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также
выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны
двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания
АООП НОО специалисты, осуществляющие его психолого-педагогическое
сопровождение, должны оперативно дополнить структуру Программы
коррекционной работы соответствующим направлением работы.
В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или
взаимодействия со сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на
комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям
и специалистам по его дальнейшему обучению и необходимости перевода на
обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и
образовательных потребностей.
Условия реализации АООП НОО:
Организационно-педагогические условия:
Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого»
режима обучения в первом полугодии: в сентябре, октябре -по 3 урока в день по
35 минут каждый, в ноябре-декабре –по 4 урока по 35 минут каждый; во втором
полугодии, январь –май –по 4 урока по 40 минут каждый. Недельная учебная
нагрузка составляет 21 час. Обучение проводится без балльного оценивания
знаний обучающихся и домашних заданий. Продолжительность учебного года в 1
классе –33 недели. Продолжительность обучения: 4 года. Средняя наполняемость
классов –23-24 человека. Основной формой обучения является очная (классноурочная) система. Реализуемые программы УМК «Перспектива», УМК
«Гармония», УМК «Школа России».
Учебно-методическое обеспечение
В образовательном процессе используются учебники и методические
комплекты для реализации задач АООП НОО, рекомендованные Министерством
Образования Российской Федерации по программе УМК «Перспектива», УМК
«Гармония», УМК «Школа России».
Финансовые условия реализации программы
Структура и объём финансирования реализации ООП НОО осуществляется
за счёт бюджетных ассигнований.
Материально-технические условия
Организация образовательного процесса осуществляется в условиях
классно-кабинетной системы в соответствии с учебным планом, основными
нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими правилами.
Кабинеты начальных классов имеют необходимый методический и
дидактический материал, в том числе и технические средства обучения,
позволяющие полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс. В
классах имеется компьютер, принтер, интерактивная доска, телевизор,
множительная техника, имеется выход в Интернет. В школе имеется
хореографический зал, стадион, 3 спортивных зала, оснащённых необходимым
спортивным инвентарём для проведения уроков физической культуры и
спортивных мероприятий, зимой -на улице. Библиотека оснащена необходимой
методической, художественной и учебной литературой, детской периодикой.
Обучающиеся школы обеспечены полными УМК «Перспектива», УМК
«Гармония», УМК «Школа России». Обучающиеся начальной школы обеспечены
бесплатным горячим питанием в столовой. Контингент обучающихся, на который
рассчитаны
данные
образовательные
программы
обучается
в
общеобразовательных классах со сверстниками, не имеющими выраженных
психолого-педагогических и (или) иных особенностей. Для обеспечения
доступности качественного образования используется очная форма освоения
образовательных программ. В конкретных условиях деятельность учреждения
направлена на удовлетворение социального заказа, ориентированного как на
общекультурную составляющую, так и на интеллектуально-творческую
деятельность.
Кадровые условия реализации программы.
Кадровое обеспечение образовательной программы сформировано на
основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует
требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к
профессиональной инновационной деятельности, обладающих высоким уровнем
методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному
процессу образования. Педагогические сотрудники начальной школы имеют
базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. В
педагогическом коллективе школы есть все необходимые специалисты:
социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя начальных
классов, учитель музыки, физической культуры, иностранного языка. Специфика
кадров учителей начальных классов определяется высоким уровнем
профессионализма, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в
развитии творческого потенциала детей. Все педагоги прошли обучение и
владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют
успешный опыт внедрения инновационных программ, умеют осуществлять
мониторинг экспериментальной деятельности. Регулярно проходят курсы
повышения квалификации по направлению работы с обучающимися с ОВЗ.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)