Описание адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
МАОУ СОШ № 56
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ―
АООП) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МАОУ СОШ № 56 (далее –
Школа) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой
категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО МАОУ СОШ № 56 (вариант 1) разработана в соответствии
со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательных учреждениях" (с изменениями);
- Приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее-Стандарт);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им
при этом необходимой помощи» (с изменениями);
- Уставом общеобразовательного учреждения, утвержденного приказом УО
АГО № 65 от 03.03.2016г. (с изменениями).
АООП
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана с учетом
образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса. АООП реализуется совместно с другими обучающимися.
В основу разработки АООП для обучающихся с легкой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования. Применение дифференцированного подхода к созданию
образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя
обучающимся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
возможность
реализовать
индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается
на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом
специфики развития личности обучающегося с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования. В контексте АООП образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых
предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не
только успешноеусвоение некоторых элементов системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В
основу АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного
процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
принцип практической направленности, предполагающий установление
тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью
обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное
значение для решения практико-ориентированных задач;
принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у
обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно;
хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных
социальных средах;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность
образования
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до
старшего школьного возраста;
принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие
внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными
предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий
содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
принцип учета особенностей психического развития разных групп
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Структура АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и
организационный разделы. Целевой раздел определяет общее назначение,
цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП школой, а также
способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел
включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и включает следующие программы, ориентированные на достижение
личностных и предметных результатов:
программу формирования базовых учебных действий;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области;
программу духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
программу формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни;
программу внеурочной деятельности;
программу коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП
школой.Организационный раздел включает:
учебный план;
систему специальных условий реализации основной образовательной
программы.
Обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)получает образование по АООП, которое по содержанию и
итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного
обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не
имеющих ограничений здоровья.
Описание Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2)
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2) МАОУ СОШ № 56
(далее –Школа) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для
этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО МАОУ СОШ № 56 (вариант 2) разработана в соответствии
со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательных учреждениях" (с изменениями);
- Приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее-Стандарт);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им
при этом необходимой помощи» (с изменениями);
- Уставом общеобразовательного учреждения, утвержденного приказом УО
АГО № 65 от 03.03.2016г. (с изменениями).
АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2) разработана с учетом образовательных
потребностей и запросов участников образовательного процесса. АООП
реализуется индивидуально. АООП определяет содержание и организацию
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2), реализуется через организацию урочной и
внеурочной деятельности.
АОПП состоит из трех разделов: целевой, который определяет цели,
задачи, планируемые результаты и способы достижения результатов;
содержательный, который определяет
общее содержание образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
организационный, который
определяет общие рамки организации
образовательного процесса в МАОУ СОШ № 56, а также механизм
реализации АООП.
В целевом разделе
представлены:
пояснительная
записка,
планируемые результаты освоения АООП, система оценки достижения
планируемых результатов.
В
содержательном разделе представлены
программы, ориентированные на достижение личностных и предметных
результатов: программа формирования базовых учебных действий,
программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области, программа духовно-нравственного развития,
программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни. В организационном разделе представлены: учебный план,
программа внеурочной деятельности, система условий реализации АООП.
Образовательная деятельность МАОУ СОШ № 56 направлена на
достижение цели: создание условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.
МАОУ СОШ № 56 раскрывает психолого-педагогическую
характеристику
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и описание особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Планируемые результаты освоения
АООП соответствуют возрастным возможностям и особым образовательным
потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2). Разработанная система оценки достижения
планируемых результатов включает
основные направления и цели
оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии,
процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления
результатов, условия и границы применения системы оценки. Это позволит
осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и развития их
жизненной компетенции. Разработанная система обеспечивает комплексный
подход к оценке результатов освоения АООП (вариант 2), позволяющий
оценивать в единстве предметные и личностные результаты его образования.
Программы, представленные в содержательном разделе, ориентированы на
достижение личностных и предметных результатов. Их структура
соответствует
требованиям Стандарта и позволяет в полном объеме
реализовать
цель
АООП.
Учебный
план
является
основным
организационным механизмом реализации АООП. В учебном плане МАОУ
СОШ № 56 определен общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структура обязательных
предметных и коррекционно - развивающих областей по классам (годам
обучения). Система условий реализации АООП (вариант 2) МАОУ СОШ №
56 обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП,
учитывает особенности организации, а также ее взаимодействие с
социальными партнерами и содержит описание имеющихся условий:
кадровых, финансовых, материально-технических, учебно-методическое и
информационное обеспечение, контроль за состоянием системы условий.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)