РП_ВД_Чудеса вокруг нас_3 класс

Управление образования Артёмовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Чудеса вокруг нас» (34 часа)
3 класс

г.Артемовский, 2025

1. Пояснительная записка






В связи с переходом на обновленный образовательный стандарт в настоящее время
внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени учащихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса вокруг нас» для учащихся 3
класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения, на основе материала, взятого из серии книг
«Простая наука для детей».
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для
социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности
ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к
естественным наукам.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не
просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них.
С целью формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширения
кругозора учащихся создан курс «Чудеса вокруг нас».
Преподавание естественных наук в начальной школе достаточно обширно и предлагает
детям начальные сведения из физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. В
дополнение к школьному курсу в данной программе широко используется проектная
деятельность и способность учащимся устанавливать межпредметные связи.
Основной целью изучения курса « Чудеса вокруг нас» является создание условий для
ребенка, чтобы почувствовать себя активным участником в окружающих его природных
процессах - найти свое место в мироздании.
Программа определяет ряд задач:
содействовать формированию мыслительных навыков: делать выводы и умозаключения,
доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность.
способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаковосимволического, регулятивного и коммуникативного характера;
создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление
ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и
личностную заинтересованность в расширении знаний.
Формы и режим занятий
Форма обучения
Очная: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, включение в проектную деятельность;
дистанционная: модульная, электронные ресурсы сайта «Инфоурок»
«Интернет урок»
Внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
Режим занятий – данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся ( 9-10лет ) и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 34 часа в год.

Формы и средства контроля
Для контроля над освоением программного материала используются
следующие формы и методы контроля:
-участие в выставках, проектах, конкурсах, творческих выставках.
апрель – май в форме – защиты мини-проектов.
2. Планируемые результаты
В результате изучения курса «Чудеса вокруг нас» обучающиеся на ступени начального
общего образования:
 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о
природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практикоориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
 приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;
 познакомятся с методами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить
наблюдения в природе, измерения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые
причинно-следственные связи в окружающем мире;
 получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска
информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать
сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;



оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
 различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в
том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:































адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической
формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;








понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные результаты
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- конструировать знания;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать простые выводы на основе двух –трёх опытов;
- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
- переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
После изучения данного курса по реализации основной цели учащиеся должны знать:
1) Что изучают предметы физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии?
2) Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д., обращаться с
данными веществами, соблюдая правила ТБ.
3) Историю развития химии, физики, биологии, астрономии, географии и экологии.
4) Основные этапы жизни и деятельности М.В. Ломоносова и Д.И.Менделеева.
5) Влияние человека на природу.
6) Признаки химических и физических явлений.
7) Круговорот веществ в воздухе, в воде и земной коре.
Учащиеся должны уметь:
1) Отличать простое вещество от сложного, вещество от смеси.
2) Отличать физические явления от химических.
3) Работать с простейшим химическим оборудованием.
4) Планировать и проводить простейшие эксперименты.
5) Описывать явления.
3. Содержание программы.
Программа курса внеурочной деятельности кружка «Чудеса вокруг нас» интегрирует в себе
пропедевтику физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Она предусмотрена
для детей 3 класса, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а
специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и
должен уметь обращаться сними. Характерной особенностью данного курса
является
его
нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие
логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты
и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.
Программа насыщена практическими и лабораторными работами, беседами, дискуссиями,
викторинами,
тестированием,
занятиями-путешествиями,
олимпиадами,
опытами,

наблюдениями, экспериментами, защитой творческих работ и проектов, онлайн-экскурсий,
самопрезентациями,
творческими
работами
(моделирование,
рисование,
лепка,
конструирование), брейн-рингами, интеллектуальными играми.
Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов способствует
формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок
логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает
сформировать навыки безопасного поведения в быту. Использование ИКТ – технологий в
процессе освоения программы способствует формированию особого типа мышления,
характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому, умением
видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные
варианты решения различных проблем.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до
получения и оценки результата, интегрирует знания химии,биологии, географии, позволяя
создать положительную мотивацию к обучению, формирует у учащихся экологическую
грамотность.)
Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования и проектирования в
процессе обучения по данной программе, создаются связи внутреннего мира ребёнка с
окружающей средой. Таким образом, ребёнок устанавливает личностные эмоционально
окрашенные связи с объектами и явлениями окружающего мира.
Проектная деятельность и ее задачи (3ч)
Что такое проект? Понятие проекта, отличие проекта от сообщения, учебного задания и
т.д. Типы и виды проектов. Примеры удачных и неудачных проектов. Как выбрать тему
проекта? Требования к формулировке(названию) проекта. Практическое освоение выбора темы
проекта. С чего начинается работа над проектом. Этапы проектной деятельности. Знакомство с
понятиями «проблема»,«цель»,«задача»,«гипотеза»,способы решения проблем. Методы
исследования. Практическое освоение указанных элементов проектирования. Представление
результатов работы. Проектный продукт как логическое завершение проектной работы. Методы
сбора информации для осуществления проекта. Способы представления информации, виды
информации в тексте и отбор требуемой информации.
Виды деятельности:
Просмотр фильма «Мишкина каша» и оценочное обсуждение удачности/неудачности
«проекта» и причин, которые к этому привели. Обсуждение выбора и формулировки названия
проекта. Практическая работа по формулированию целей, задач и гипотез проектов.
Практическая «Презентация проекта» с демонстрацией примеров презентаций.
Строение и свойство вещества (7 ч)
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. свойства жидких и
газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах.
Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
Виды деятельности: Игровая викторина на определение тел и веществ. Эксперименты по
изучению свойств твердых тел, жидкостей и газов (форма, объем). Эксперименты по изучению
деформации, упругости, пластичности. Эксперименты по разделению смесей веществ.
Изготовление из пластилина моделей атомов и молекул. Изготовление из пластилина моделей
простых и сложных веществ. Эксперименты по диффузии веществ. Лабораторное занятие
«Вещества растительных организмов».
Физические и химические явления(2ч)
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые),

химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических
явлений природы в повседневной жизни.
Виды деятельности: Эксперименты по изменению агрегатного состояния веществ.
Эксперименты по изучению электрических, механических, тепловых явлений. Эксперименты
по горению и нагреванию веществ и изменению объема веществ при нагревании и охлаждении.
Действие индикаторов для определения химической природы веществ.
Вода и воздух(7ч)
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для
живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха.
Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение
температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в
горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки
погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Три состояния воды.
Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые
вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий.
Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Виды деятельности:
Эксперименты«Воздух занимает пространство»,«Давление воздуха».
Эксперименты, доказывающие, что воздух имеет вес. Измерение давление воздуха с
помощью барометра. Решение задач. Готовим пособия «Народные приметы предсказания
погоды», «пословицы и поговорки о природе». Изготовление и развешивание кормушек для
птиц.
Эксперименты по изменению объема воды в зависимости от температуры.
Эксперименты по изучению растворимости веществ при разных условиях.
Живые организмы и условия их жизни. Микроорганизмы(15 ч)
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и
растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Условия жизни организмов: среда обитания,
факторы среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Увеличительные приборы.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов.
Причины сокращения организмов. Раздельный сбор мусора и его дальнейшая переработка.
Виды деятельности: Эксперименты по изучению свойств живого.
Практическая работа «Посев семян. Разные способы посева и глубины заделки». Уход за
рассадой цветов и овощных культур.
Практическая работа по использованию увеличительных приборов. Зарисовка
микрообъектов. Практическая работа по изготовлению микропрепаратов. Зарисовывание
результатов наблюдений. Микроскопия простейших. Зарисовывание результатов наблюдений.
Игра «Экологические факторы». Организация сбора макулатуры и участие в этом мероприятии.
Изготовление плакатов на экологическую тему, организация выставки плакатов. Лабораторное
занятие «Изучение коллекции почв». Практическая работа «Изготовление гербария. Правила и
рекомендации».

4.Тематическое планирование
№
урока

1.

2.

3.

4.
5.
6.

7.
8.
9.

Раздел/Тема занятия

Содержание занятия

Введение. Проектная деятельность и ее задачи(3ч)
Что такое проект?
Что такое проект? Понятие проекта,
Примеры удачных и
отличие проекта от сообщения, учебного
неудачных проектов.
задания и т.д. Типы и виды проектов.
Примеры удачных и неудачных проектов.
Понятие проекта,
Как выбрать тему проекта? Требования к
отличие проекта от
формулировке (названию) проекта.
сообщения, учебного
задания и т.д.
Практическое освоение выбора темы
Типы и виды проектов. проекта. С чего начинается работа над
проектом. Этапы проектной деятельности.
Знакомство с понятиями «проблема»,
«цель», «задача»,«гипотеза»,способы
решения проблем. Методы исследования.
Практическое освоение указанных
элементов проектирования. Представление
результатов работы. Проектный продукт
как логическое завершение проектной
работы. Методы сбора информации для
осуществления проекта. Способы
представления информации, виды
информации в тексте и отбор требуемой
информации.
Виды деятельности:
Просмотр фильма «Мишкина каша»и
оценочное обсуждение
удачности/неудачности «проекта»и причин,
которые к этому привели. Обсуждение
выбора и формулировки названия проекта.
Практическая работа по формулированию
целей, задач и гипотез проектов.
Практическая «Презентация проекта»с
демонстрацией примеров презентаций.
Строение и свойство вещества (7 ч)
Тела и вещества.
Тела и вещества. Строение твердых,
жидких и газообразных тел.свойства
Свойства твердых тел,
жидкостей и газов.
жидких и газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в
Свойства веществ:
деформация, упругость, твердых, жидких, газообразных телах.
Диффузия. Вещества чистые и смеси,
пластичность.
простые и сложные.
Вещества и смеси
Виды деятельности: Игровая викторина на
Молекулы. Атомы.
определение тел и веществ. Эксперименты
Элементы.
по изучению свойств твердых тел,
Движение частиц
жидкостей и газов (форма, объем).
вещества.

Кол
ич.
час
ов

Дата
План Факт

10.

Разнообразие веществ.

11.
12.

Физические явления.
Химические явления.
Горение, окисление,
дыхание.

13.
14.

Воздух и его свойства.
Вес воздуха и
атмосферное давление.
Изменение давления
Воздуха с высотой.
Погода и ее
предсказание.
Помощь птицам в
Зимнее время.
Вода и ее свойства.
Агрегатные состояния
воды. Тепловое
расширение воды.
Вода–растворитель.

15.
16.
17.
18.

19.

Эксперименты по изучению деформации,
упругости, пластичности. Эксперименты
по разделению смесей веществ.
Изготовление из пластилина моделей
атомов и молекул. Изготовление из
пластилина моделей простых и сложных
веществ. Эксперименты по диффузии
веществ. Лабораторное занятие
«Вещества растительных организмов».
Физические и химические явления(2ч)
Явления природы. Физические
(электрические, механические, тепловые,
световые), химические явления, химические
реакции. Использование человеком
физических и химических явлений природы в
повседневной жизни.
Виды деятельности: Эксперименты по
изменению агрегатного состояния веществ.
Эксперименты по изучению электрических,
механических, тепловых явлений.
Эксперименты по горению и нагреванию
веществ, и изменению объема веществ при
нагревании и охлаждении. Действие
Индикаторов для определения химической
природы веществ.
Вода и воздух(7ч)
Состав воздуха. Физические свойства
воздуха (упругость, давление). Значение
воздуха для живых организмов. Изменение
состава воздуха. Плотность и
разреженность воздуха. Атмосферное
давление. Барометр. Нагревание воздуха от
поверхности Земли. Изменение
температуры воздуха с высотой.
Образование облаков. Осадки и их виды.
Снеговая линия в горах, снеговые вершины,
ледники. Ветер. Работа ветра в природе.
Погода. Типичные признаки погоды.
Предсказание погоды. Влияние погоды на
организм человека. Три состояния воды.
Изменение объема воды при нагревании.
Вода – растворитель. Растворимые и
нерастворимые вещества. Растворы в
природе. Работа воды в природе.
Образование пещер, оврагов, ущелий.
Значение воды в природе. Использование
воды человеком. Охрана воды.
Виды деятельности:
Эксперименты«Воздух занимает
пространство»,«Давление воздуха».
Эксперименты, доказывающие, что воздух
имеет вес. Измерение давление воздуха с

20.
21.
22.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29

30

31

32
33
34

помощью барометра. Решение задач.
Готовим пособия «Народные приметы
предсказания погоды», «пословицы и
поговорки о природе». Изготовление и
развешивание кормушек для птиц.
Эксперименты по изменению объема воды в
зависимости от температуры.
Эксперименты по изучению растворимости
веществ при разных условиях.
Живые организмы и условия их жизни. Микроорганизмы(15 ч)
Почва, ее образование. Разнообразие почв.
Организмы и условия
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва
Их жизни.
и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана
Посев семян цветов и
почв. Условия жизни организмов: среда
овощных культур.
Выращивание рассады обитания, факторы среды обитания.
Клеточное строение организмов. Клетка.
цветов и овощных
Увеличительные приборы. Разнообразие
культур.
организмов. Одноклеточные и
Увеличительные
многоклеточные организмы. Царства
приборы.
организмов. Причины сокращения
Изучение
организмов. Раздельный сбор мусора и его
микроорганизмов.
дальнейшая переработка.
Изучение
Виды деятельности: Эксперименты по
изучению свойств живого.
микроорганизмов.
Практическая работа «Посев семян.
Изучение
Разные способы посева и глубины заделки».
микроорганизмов.
Уход за рассадой цветов и овощных культур.
Где живут организмы.
Практическая работа по использованию
Почва и ее свойства.
увеличительных приборов. Зарисовка
Лабораторное занятие
микрообъектов. Практическая работа по
«Изучение коллекции
изготовлению микропрепаратов.
почв».
Зарисовывание результатов наблюдений.
Раздельный сбор
Микроскопия простейших. Зарисовывание
мусора и его
результатов наблюдений. Игра
дальнейшая
«Экологические факторы».Организация
сбора макулатуры и участие в этом
переработка.
мероприятии. Изготовление плакатов на
Игра«Экологические
экологическую тему, организация выставки
факторы».
плакатов. Лабораторное занятие
«Изучение коллекции почв». Практическая
Работа «Изготовление гербария. Правила и
рекомендации».
Представление результатов работы.
Защита проектов.
Проектный продукт как логическое
Защита проектов.
завершение проектной работы.
Защита проектов.
5.Учебно-методические средства обучения

1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство

«Учебная литература», дом«Фёдоров»
2. Савенков А.И.Я–исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом

«Фёдоров».
3. М.В.Дубова. Организация проектной деятельности младших

школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. -М. БАЛЛАС.

4. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю. Аликберова.

«ДРОФА»,М.
5. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература
6. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению

проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС.
Интернет-ресурсы


http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».