РП_ВД_Дорога к открытиям_2 класс

Управление образования Артёмовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Дорога к открытиям » (34 часа)
2 класс

г. Артемовский, 2025 г.

1. Результаты освоения внеурочной деятельности
Освоение детьми внеурочной деятельности «Дорога к открытиям» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом
учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся
будут сформированы следующие результаты:
Личностными результатами изучения являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуальноличностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного
общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.
Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе
положительного отношения к школе; мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней;
социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным
нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов; навыки
сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами изучения является освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности,
универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование: выбирать действия в соответствии с поставлен- ной задачей и условиями ее реализации; определять
последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и
последовательность действий.
Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и
умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и
прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных
ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных
ошибок.
Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора,
планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в разнообразии способов
решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат
деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблем различного характера; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах, в том числе
творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Знаково-символические: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок,
таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); дополнение
таблиц новыми данными; обработка информации (определение основной и второстепенной информации); анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка
достоверности).
Логические: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; подведение
под правило; анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий;
установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение; использование базовых предметных и
метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных
задач.
Планирование учебного сотрудничества: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера
высказывания; строить монологическое высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных
точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать
различные позиции во взаимодействии.
Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий: составление текста-рассуждения; выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; использование обобщающих слов и понятий.
Смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задача- ми; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в
устной и письменной формах.
Различные способы поиска и использования информации: поиск значения слова по справочнику; «чтение» информации,
представленной разными способами.
2. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Основным содержанием внеурочной деятельности «Дорога к открытиям» являются проектные умения, цепочки проектных
действий, обусловленные технологией проектирования, проектирование и презентация (и/или осуществление) в целостном
учебном проекте минимального уровня сложности, а также общеучебные умения и УУД.
Вспомогательным содержанием является содержание предъявляемых проблемных ситуаций в заданиях курса. Объекты
ситуации и все, что известно о ней ученикам, являются содержанием, на котором разворачивается образовательный процесс в
деятельности. Это та часть содержания, с которым будут проводиться различные действия и операции при выполнении задания,
которая должна быть в достаточной мере известна, понятна, знакома из личного житейского опыта учеников или изученного
ранее на других предметных занятиях.
При формировании умения работать с альтернативными источниками информации содержание привлекается из
справочников, энциклопедий, Интернета с соблюдением принципов доступности, соответствия теме, краткости. По одним
темам содержание отобрано разработчиками, но не адаптировано. В других заданиях тексты подбираются учениками по
заданной теме. Где-то тексты составляются (сочиняются) учащимися для изготовления информационного продукта, письма и
пр.

2 класс
Во 2 классе обучение начинается с формирования и развития умения планировать. Дети учатся планировать свою
деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. В первый год проектного обучения ставится цель —
научить планировать работу по заданному результату. В каждом задании курса обрисовывается результат несложной ручной
работы или разрешения несложной житейской ситуации. Работая над заданием, дети продумывают свою работу, определяют
план и его фиксируют (количество деталей, количество и качество деталей, распределение операций между участниками
проектной группы, время выполнения операций и задания в целом), проводят оптимизацию плана. В то же время анализ
полученных результатов работы, качества составленного плана и выполнения работы в соответствии с планом проводится
постоянно в ходе работы над каждым заданием. В первом полугодии 2 класса начинается формирование умения анализировать
имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания. Создается ситуация выбора необходимых
материалов из заведомо большего разнообразия.
Проектные умения, формируемые во 2 классе
Умение планировать
свою работу: количество деталей;
выбор формы и цвета деталей;
расположение деталей на изделии;
сочетая различные
виды освоенного планирования;
последовательность операций;

Умение анализировать
свои знания («знаю», «не знаю»);

Умение представлять
 продукт проект ной деятельности;

распределение операций между
членами группы; последовательность и
распределение операций в группе для
оптимизации работы по времени;

условия
(количественные
и
качественные характеристики изделия);

соблюдать правила этики и эстетики
предъявляемого продукта;

работу другого: для достижения
заданного результата; для решения
проблемы

условия отбора материалов, деталей
для выполнения работы;

рассказ о работе группы (на общий
результат);

состав операций, необходимых для
выполнения работы;

краткий рассказ о достигнутом
результате

соответствие хода работы
предварительно составленному плану;
ситуацию и проблему

Приёмы и методы организации занятий
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- творческий конкурс.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с
математикой, информатикой, логикой, русским языком, окружающим миром.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, создании портфолио.

Тематическое планирование 2 класс

№ урока

Тема занятия
«Украшение коробки» (1—2 уроки)

Кол-во
часов.
2

«Украшение шапочки»

1

1-2

3

Содержание
Задание
Для получения результата необходимо обклеить боковые стороны снаружи и донышко
картонной
коробки
цветной
бумагой.
(Внутренние стороны коробки обклеивать не
надо.) На каждую боковую сторону коробки
приклеить по одному украшению, выполняя
операции: обвести шаблоны, вы- резать
детали, приклеить.
Для работы каждой группе даются: листы
разноцветной бумаги, один набор шаблонов,
листок для плана, ножницы, карандаши,
клей и коробка (предварительно склеенная).
Цель:
проблемное введение понятий «план» и
«планирование» при планировании
количества деталей изделия.
Задачи:
 получить «разрыв» — проблемную ситуа
цию необходимости планирования;
 обсудить необходимость планирования;
 учиться составлять план;
учиться работать по плану
Задание
Спланировать и осуществить следующее: для
изделия «шапочка с украшениями» на
заготовку шапочки наклеить предварительно
сделанные из цветной бумаги украшения.
Шапочку склеить по линии соединения.

1
«Украшение елочки»

4

5

«Яблоки на яблоне»

1

Для работы каждой группе даются: листы
разноцветной бумаги, один набор шаблонов,
листок с планом, ножницы, карандаши, клей
и шапочка в развороте без украшений. Цель:
формирование умений планировать
и
осуществлять свою групповую деятельность
в соответствии с планом.
Задачи:
 осуществлять
предварительное
планирование количества деталей и их
расположения на изделии с помощью
учителя (при необходимости);
выполнять работу в соответствии с планом
Задание
Спланировать и осуществить следующее:
обвести по шаблонам и вырезать из цветной
бумаги различные елочные игрушки, разме
тить их на картинке с елкой.
Для работы каждой группе даются: цветная
бумага, шаблоны елочных украшений, листок
с планом, ножницы, карандаши, клей и
основа изделия — картинка с елкой без
игрушек.
Цель:
закрепление
умений
планировать
и
осуществлять свою групповую деятельность
в соответствии с планом.
Задачи:
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование
количества,
качества
и
расположения деталей;
выполнять работу в соответствии с планом
Задание
Спланировать и осуществить следующее:

«Цветок желаний»

6

1

обвести по шаблонам и вырезать из цветной
бумаги яблоки двух разных размеров,
разместить их на панно «Яблоки на яблоне».
Для работы каждой группе даются: листы
разноцветной бумаги, один набор шаблонов,
ножницы, карандаши, клей и основа изделия
(панно с яблоней без яблок), лист для плана в
форме таблицы.
Цель:
контроль степени сформированности уме ний
планировать и действовать в соответствии с
планом при самостоятельной парной работе.
Задачи:
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование
количества,
качества
и
расположения деталей при работе в паре;
 использовать форму записи плана в виде
таблицы;
6выполнять работу в соответствии с планом
Задание
Спланировать и осуществить следующее:
обвести по шаблонам, вырезать и приклеить 7
лепестков цветка и его сердцевину, на
лепестках
сделать
надписи
желаний,
рассказать о них во время презентации.
Для работы каждой группе даются: цветная
бумага, один набор шаблонов (лепесток и
сердцевина), ножницы, карандаши, клей,
основа изделия (картинка со стеблем и листочками цветка), листок с планом.
Цель:
формирование умения планирования
распределения работы в группе по деталям,
рефлексия распределения работы и

«Одень куклу»

7

8

«Поздравительная открытка»

1

предъявление ее результата.
Задачи:
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование распределения работы по
деталям;
 выполнять работу в соответствии с планом;
предъявлять и рефлексировать результат
работы
Задание
Спланировать и осуществить следующее:
после обсуждения условия, которое получает
группа, и выбора предметов одежды устно
распределить работу по вырезанию и
надеванию одежды на куклу.
Для работы каждой группе даются листы с
нарисованными предметами одежды для всех
условий, а также ножницы и картинка-кукла.
Цели:
 формирование умения анализировать свои
знания и условия выбора для последующего
принятия решения;
 развитие
умения
планировать
и
осуществлять свою групповую деятельность
в соответствии с планом;
формирование умения предъявлять ход и
результат работы. Задачи:
 анализировать условия задания и
имеющиеся знания;
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование выполнения работы;
 выполнять работу в соответствии с планом;
предъявлять результат и ход работы
Задание
Спланировать и осуществить следующее:

«Зоопарк»

9

1

обсуждая группой, сделать выбор темы и
атрибутов праздника из набора картинок,
расположить
вырезанные
картинки
и
наклеить на открытке, надписать название
праздника. Показать открытку, рассказать о
празднике и его атрибутах.
Для работы каждой группе даются листы с
нарисованными атрибутами различных
праздников, ножницы, цветные карандаши,
клей и лист формата А4, согнутый пополам,
— заготовка открытки. Цели:
 формирование умения анализировать свои
знания и условия выбора для последующего
принятия решения;
 развитие умений планировать и осуществлять свою групповую деятельность в
соответствии с планом;
 формирование
умения
предъявлять
результат работы.
Задачи:
 анализировать условия задания,
имеющиеся знания, делать выбор по
условию;
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование выполнения работы;
 выполнять работу в соответствии с планом;
предъявлять результат работы
Задание
Спланировать и осуществить следующее:
выбрать две пары животных (взрослого и
детеныша одного вида), затем вырезать и
наклеить на приготовленные вольеры в
зоопарке. Надписать название животного в
табличке.
Каждой группе даются: листы с

нарисованными животными, ножницы,
карандаши, клей, основа изделия с надписью
«Зоопарк» и разметкой на 2 вольера, листок с
планом. Цели:
 формирование умения анализировать свои
знания и условия выбора для последующего
принятия решения;
 развитие
умения
планировать
и
осуществлять свою групповую деятельность
в соответствии с планом;
 формирование
умения
предъявлять
результат работы.
Задачи:
 анализировать условия задания, имеющиеся
знания, делать выбор по условию;
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование
выполнения
работы
по
деталям;
 выполнять работу в соответствии с пла ном;
предъявлять результат работы

«Венок»

10

1

Спланировать и осуществить следующее:
планирование работы выполнить в виде
эскиза веночка и записать
последовательность изготовления деталей в
таблице для
отметок исполнения операций. Работа
осуществляется индивидуально и парно.
Для работы парам даются шаблоны, а
каждому — листы цветной бумаги,
ножницы,
карандаш, клей и основа изделия — полоска ободок.
Цели:
 закрепление умения составлять план по
количеству деталей;
 оформление плана в виде таблицы;
 развитие умения осуществлять свою
деятельность в соответствии с планом;
 формирование умения создавать план в
виде эскиза при планировании размещения
деталей на изделии.
Задачи:
 осуществлять самостоятельное
планирование выполнения работы в паре;
 фиксировать план в форме таблицы и в
виде эскиза;
 выполнять работу в соответствии с планом;
 предъявлять результат работы

«Мозаика из частей квадрата»

11

1

Задание
Спланировать и осуществить следующее:
с помощью шаблонов изготовить части
квадрата и собрать на отдельном листе
картинку из этих деталей, показанную в
тетради (по выбору учителя), предварительно
спланировав порядок сборки.
Вырезать из цветной бумаги квадрат
размером 4 х 4 см, разметить и разрезать его
на 7 частей по линиям.
Выбрать другую картинку из тетради.
Определить порядок сборки на эскизе,
собрать свою картинку, приклеить ее рядом с
первой. Цели:
 формирование умения составлять план
по порядку сборки и фиксировать его на
эскизе;
развитие умения осуществлять свою
дятельность в соответствии с планом.
Задачи:
 актуализировать и применять имеющиеся
знания о геометрических фигурах на
плоскости;
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование выполнения работы;
 составлять план по порядку сборки с
фиксацией на эскизе и выполнять работу в
соответствии с планом;
предъявлять результат работы

«Мозаика из частей ромба»

12

1

Задание
Спланировать и осуществить следующее:
из частей ромба сложить цветок, эскиз
которого дан. Раскрасить детали одного вида
на эскизе светлым цветным карандашом, а
другого вида оставить незакрашенными.
Определить,
сколько
каких
деталей
необходимо для мозаики. Пронумеровать
детали на эскизе в порядке сборки.
Изготовить необходимое число деталей.
Собрать цветок, начиная от центра.
Отметить в плане приклеивание каждой
детали так: 1 палочка — одна деталь.
Цель:
формирование умения составлять план по
количеству деталей, порядку сборки изделия
с фиксацией плана на эскизе, распределения
работы в группе; умения выполнять работу в
соответствии с планом.
Задачи:
 актуализировать и применять имеющиеся
знания о геометрических фигурах на
плоскости;
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование выполнения работы;
 составлять план по порядку сборки с
фиксацией на эскизе и выполнять работу в
соответствии с планом;
уметь предъявлять результат работы

«Фантазия из частей ромба»

13

1

Задание
Спланировать и осуществить следующее:
нарисовать в тетради эскиз своей композиции
из частей 6 ромбов, прижимая детали плотно друг к другу, чтобы получилась мозаика
Пронумеровать детали на эскизе в порядке
сборки. Изготовить необходимое число де
талей. Собрать композицию в тетради,
приклеевая детали на соответствующие места
Отметить в тетради приклеивание каждой
детали так: 1 палочка — одна деталь.
Цель:
контроль степени сформированности умения
составлять план по количеству деталей,
порядку сборки изделия с фиксацией на
эскизе,
предварительно
придуманном
учащимися; умения выполнять работу в
соответствии с планом.
Задачи:
 создавать эскиз из частей геометрических
фигур (ромба) в виде мозаики;
 осуществлять самостоятельное
планирование количества деталей и порядка
сборки с фиксацией на эскизе в
индивидуальной работе;
выполнять работу в соответствии с планом

«Аппликация из геометрических фигур»

14

1

Задание
Дан эскиз-схема аппликации из
геометрических
фигур.
Необходимо ее проанализировать
и определить, каких и сколько
необходимо деталей, записать в
план подготовки деталей № 1.
Определить
порядок
выкладывания фигур при сборке
аппликации, про- ставив номера
на схеме. Записать в план № 2
с помощью изображения геометрической
фигурки и буквенного обозначения размера
детали сверху вниз в порядке сборки. Работа
по анализу и планированию осуществляется
в парах, а выполнение ее по плану
проводится индивидуально.
Материалы для работы даются на пару: листы
разноцветной бумаги, набор шаблонов
геометрических фигур, ножницы,
карандаши,
клей и листок для составления планов, эскизсхема аппликации из геометрических фигур.
Цели:
 закрепление умений составлять план по
количеству деталей, порядку сборки и выполнять работу в соответствии с планом;
 выполнение контрольной парноиндивидуальной работы.
Задачи:
 осуществлять самостоятельное
планирование количества деталей и порядка
сборки
с фиксацией на заданном эскизе в парноиндивидуальной работе;
выполнять работу в соответствии с
планом

«Аппликация человечка»

15

1

Задание
Спланировать и осуществить следующее: из 9
человечков, изображенных с помощью
геометрических фигур, необходимо выбрать
одного, составить план подготовки деталей,
определить порядок сборки, распределить работу,
кто какую деталь изготавливает, внести в план
необходимые данные. Выполнить работу,
отмечая в плане изготовление каждой детали.
Для работы каждой группе даются: шаблоны
геометрических фигур, картинка, где нарисованы
9 фигур человечков; листы цветной бумаги,
листок для записи плана, ножницы, карандаши,
фломастеры и клей.
Цель:
закрепление умений составлять план по количеству деталей, порядку сборки, распределять
работу по изготовлению деталей и выполнять ее в
соответствии с планом.
Задачи:
•
по выбранному эскизу сделать отбор необходимых шаблонов;
•
осуществить самостоятельное
планирование в групповой работе по виду и
количеству дета- лей и порядку сборки с
фиксацией на эскизе;
•
распределить работу по изготовлению деталей;
•
выполнить работу в соответствии с планом
Умения составлять план по виду и
количеству деталей, порядку сборки,
распределять работу по изготовлению деталей.
Умение выполнять работу в соответствии с

планом.

«Дом моей мечты»

16

1

Задание
Сделать эскиз дома своей мечты на листе
формата
А4,
используя
трафареты
геометрических фигур (частей ромба,
квадратов большого и малого, треугольника
большого и малого и круга большого и
малого), за- писать в тетради вид и
количество деталей, пронумеровать на эскизе
порядок сборки.
Записать в тетради план подготовки деталей.
Отметить в плане приклеивание каждой
детали: 1 палочка — одна деталь. Работа
инди видуальная.
Цель:
закрепление умений составлять план по
количеству деталей, порядку сборки изделия;
выражать замысел в виде эскиза; выполнять
работу в соответствии с планом при
самостоятельной работе.
Задачи обучения:
 создавать эскиз из частей геометрических
фигур в виде аппликации;
 осуществлять самостоятельное планирование
количества деталей и порядка сборки с
фиксацией на эскизе;
выполнять работу в соответствии с планом

«Зона отдыха в парке»

17-18

2

Задание
Создать картину «Зона отдыха в парке», изготовив по имеющимся шаблонам стволов и
крон деревьев, кустов, скамеек нужное число
деталей. Картинки птиц и зверей вырезать по
контурам и разместить в соответствии с
замыслом (проектом). Наклеив на заготовке
изделия все объекты, дать парку название и
написать его в отведенном для этого месте. С
этой целью предварительно распланировать
расположение и количество различных
объектов на картине, распределить работу в
группе и выполнить ее в соответствии с
планом.
Для работы каждой группе даются: шаблоны,
листы с нарисованными животными и
листы цветной бумаги, листок для записи
планов, ножницы, карандаши, клей и
заготовка картины — основа изделия.
Цели:
 развитие
умений
планировать
и
осуществлять свою групповую деятельность
в соответствии планом;
 формирование умения предъявлять результат
работы;
 рефлексия
групповой
работы
и
использованных видов планирования.
Задачи:
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование
количества,
вида
и
размещения деталей на основе изделия,
распределения и порядка работы;
 выполнять работу в соответствии с пла ном;

предъявлять рефлексивный анализ и
результат своей групповой деятельности

«Поезд»

19-20

2

Задание
Спланировать работу с учетом фактора
времени — на выполнение каждой
операции отводится 1 минута. Все в группе
должны работать синхронно, без простоев,
чтобы успеть осуществить по плану
следующее: на картинку «поезд» с уже
нарисованным паровозиком приклеить
вагоны, собранные из
деталей (корпус вагона, колеса и сцепки),
вырезанных по шаблонам.
Для работы каждой группе даются: листы
разноцветной бумаги, шаблоны деталей
вагона, листок для плана, ножницы,
карандаши, клей и картинка с паровозом.
Цели:
 формирование
умений
планировать
синхронную по операциям работу членов
группы и осуществлять свою групповую
деятельность в соответствии с планом;
 введение понятия «оптимальный план»;
 развитие умения предъявлять результат
работы.
Задачи:
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование синхронной по операциям
работы членов группы;
 выполнять работу в соответствии с планом;
предъявлять результат работы

«Стол и стул»

21

1

Задание
Спланировать работу с учетом фактора
времени — на выполнение каждой операции
отводится 1 минута. Все в группе должны
работать синхронно, без простоев, чтобы
осуществить по плану следующее: по
шаблонам обвести и вырезать ножки и
столешницу для стола и две детали стула.
Приклеить ножки, отогнув два края
столешницы. Отогнуть передние ножки и
край сиденья стула и склеить его со спинкой.
Цели:
развитие умений планировать одновременную
по операциям работу членов группы
(оптимально) и осуществлять ее в
соответствии с планом;
 развитие умения предъявлять результат
работы.
Задачи:
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование одновременной по операциям
работы членов группы (оптимальное по
времени);
 выполнять работу в соответствии с планом;
предъявлять результат работы

«Стол»

22

1

Задание
Спланировать работу с учетом фактора
времени — на выполнение каждой операции
отводится 1 минута. Все в группе должны
работать синхронно, без простоев, чтобы
осуществить по плану следующее: по
шаблонам обвести и вырезать ножки и
столешницу стола. Приклеить ножки,
отогнув
два
противоположных
края
столешницы.
Цель:
развитие умений планировать одновремен
ную по операциям работу членов группы из
двух человек и осуществлять ее в
соответствии с планом.
Задачи:
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование одновременной по операциям
работы членов группы;
выполнять работу в соответствии с планом

«Машина»

23

1

Задание
Спланировать работу с учетом фактора
времени — на выполнение каждой операции
отводится 1 минута. Все в группе должны
работать синхронно, без простоев, чтобы
осуществить по плану контрольное задание:
оптимизировать по времени изготовление
картинки «Машина» с помощью двух
шаблонов (корпуса автомобиля и колеса),
вырезая и приклеивая их детали на лист в
тетради.
Цель:
контроль степени сформированности умений
планировать синхронно по операциям работу
двух членов группы и осуществлять
деятельность в соответствии с планом.
Задачи:
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование синхронной по операциям
работы для двух членов группы;
выполнять работу в соответствии с пла ном
самостоятельно

«Чайник»

24

1

Задание
Рассмотреть ситуацию и выделить проблему,
показать условия существования проблемы.
Определить, какие действия возможны в
данных
условиях.
Определить
последовательность выполнения действий
(план) для решения проблемы, составить
инструкцию — план. Записать его, используя
сокращения.
Ситуация: нужна кипяченая вода. Имеем
водопроводный кран, пустой чайник, плиту.
Цели:
 введение понятий «ситуация» и «проблема»;
 формулирование проблемы в виде вопроса;
 развитие умений планировать, составлять
план-инструкцию.
Задачи:
 понимать суть проблемной ситуации, ее
составляющих (условия и проблемы) по
тексту;
 осуществлять планирование — составление
инструкции для решения проблемы кемлибо

«Набрать воды из реки»

25

1

Задание
Рассмотреть ситуацию, выделить проблему,
сформулировать цель, показать условия существования проблемы. Определить, какие
действия возможны в данных условиях.
Определить последовательность выполнения
действий (план) для решения проблемы, составить инструкцию — план. Записать его в
виде схемы.
Ситуация: набрать 3 литра воды из реки ведрами
5 и 7 литров с помощью двух переливаний.
Цели:
 введение понятий «ситуация», «проблема» и
«цель» в их взаимосвязи;
 формулирование проблемы в виде вопроса;
 формулирование цели как ожидаемого ре
зультата;
 развитие умения планировать при
составлении плана-инструкции.
Задачи:
 понимать суть проблемной ситуации, ее
составляющих (условия и проблемы) по
тексту и рассказу;
 формулировать проблему в виде вопроса;
 формулировать
цель
как
ожидаемый
результат;
осуществлять планирование, составление
инструкции для решения проблемы кем-либо

«Винегрет»

26

1

Задание
Рассмотреть ситуацию, выделить проблему,
сформулировать цель, показать условия существования проблемы. Определить, какие
действия возможны в данных условиях.
Определить последовательность выполнения
действий для решения проблемы, составить
инструкцию — план.
Ситуация: необходимо приготовить винегрет,
имея все необходимые продукты и кухонную
утварь. Записать ход работы в виде инст
рукции.
Цели:
 различение понятий «ситуация», «пробле ма»
и «цель» в их взаимосвязи;
 формирование умения формулировать
условия проблемной ситуации и проблемы
в виде вопроса;
 формирование
умения
формулировать
цель как ожидаемый результат;
развитие умений планировать, составлять
план-инструкцию.

«Куст сирени под окном»

27

1

Задание:
Рассмотреть ситуацию, выделить проблему,
сформулировать цель, показать условия существования проблемы. Определить, какие
действия возможны в данных условиях.
Определить последовательность выполнения
действий для решения проблемы, составить
план-инструкцию, используя сокращенные
обозначения.
Ситуация: Муравейка хочет посадить куст
сирени, но у него нет ничего, и он не знает, с
чего начать и как действовать. В магазине
продается садовый инвентарь, а в питомнике
— саженцы.
Цели:
усвоение понятий «ситуация», «проблема» и
«цель» в их взаимосвязи
 формирование умения формулировать
кратко ситуацию и проблему в виде вопроса;
 формирование умения формулировать цель
как ожидаемый результат;
 развитие умений планировать, составлять
план-инструкцию.
Задачи:
 понимать суть проблемной ситуации, ее
составляющих (условия и проблемы) по тек
сту и рассказу;
 выделять проблему из проблемной
ситуации, формулировать ее в виде вопроса;
 формулировать цель как ожидаемый
результат, как способ решения проблемы;
 осуществлять планирование, составлять
инструкцию для решения проблемы;
записывать план, используя сокращенные
обозначения

«Гирлянда»

28

1

поставленной целью: составлять планинструкцию;
 развитие умений планировать и
осуществлять свою групповую деятельность
в соответствии с планом;
 введение понятия «повторение» в
инструкции.
Задачи:
 понимать суть проблемной ситуации, ее
составляющих (условия и проблема) по
тексту и рассказу;
 выделять проблему из проблемной
ситуации, формулировать ее в виде вопроса;
 формулировать
цель
как
ожидаемый
результат — способ решения проблемы;
 осуществлять самостоятельное групповое
планирование распределения работы и
изготовления деталей и изделия;
 записывать план, используя сокращенные
обозначения;
 составлять инструкцию для решения про
блемы;
 выполнять работу в соответствии с
планом и повторением действий в
инструкции

«Безопасный переход улицы»

29

1

Задание
Рассмотреть ситуацию, выделить проблему,
сформулировать цель, показать условия существования проблемы. Определить, какие
действия возможны в данных условиях.
Определить последовательность выполнения
действий для решения проблемы, составить
план-инструкцию, записать ее, используя
сокращенные обозначения.
Ситуация: нужно перейти на другую сторону
улицы с двусторонним движением по
пешеходному переходу «зебра», не нарушая
пра вил дорожного движения.
Цели:
 закрепление
понятий
«ситуация»,
«проблема» и «цель» в их взаимосвязи;
 развитие умения работать в соответствии с
поставленной целью: составлять планинструкцию;
 введение понятий «правило», «алгоритм».
Задачи:
 анализировать и понимать проблемную
ситуацию, ее составляющие (условия и
проблему) по тексту и рассказу;
 выделять проблему из проблемной
ситуации, формулировать ее в виде вопроса;
 формулировать цель как ожидаемый
результат — способ решения проблемы;
 составлять инструкцию для решения
проблемы;
формулировать правило

«Безопасный переход улицы»

30

1

Ситуация: нужно перейти на другую сторону
улицы с двусторонним движением. Имеется
пешеходный переход «зебра» и светофор
пешехода.
Цели:
 закрепление понятий «ситуация»,
«проблема» и «цель» в их взаимосвязи;
 введение понятия «алгоритм»;
 развитие умения работать в соответствии с
поставленной целью: составлять планинструкцию, алгоритм с условием.
Задачи:
 анализировать и понимать проблемную
ситуацию, ее составляющие (условия и
проблему) по тексту и рассказу;
 выделять проблему из проблемной
ситуации, формулировать ее в виде вопроса;
 формулировать цель как ожидаемый
результат — способ решения проблемы;
 составлять инструкцию для решения
проблемы;

«Фальшивая монета»

31

1

Задание
Сформулировать проблему и цель как
ожидаемый
результат.
Записать
план
определения фальшивой монеты словами или
в виде схемы.
Ситуация 1: одна из трех одинаковых монет
легче — фальшивая. Как определить, которая
из них фальшивая, взвешивая на чашечных
весах без гирек?
Ситуация 2: одна из шести одинаковых мо
нет легче — фальшивая. Как определить,
которая из них фальшивая, с помощью двух
взвешиваний на чашечных весах без гирек?
Цели:
 закрепление
понятий
«ситуация»,
«проблема» и «цель» в их взаимосвязи;
 введение понятия «алгоритм в алгоритме»;
развитие умения работать в соответствии с
поставленной целью: составлять планинструкцию, алгоритм с условием и алгоритм
внутри алгоритма.
Задачи:
 анализировать и понимать проблемную
ситуацию, ее составляющие (условия и
проблему) по тексту и рассказу;
 выделять проблему из проблемной ситуации,
формулировать ее в виде вопроса;
 формулировать
цель
как
ожидаемый
результат — способ решения проблемы;
 осуществлять планирование — составлять
инструкцию для решения проблемы;
записывать инструкцию в виде алгоритма с
условием; алгоритма, содержащего алгоритм

«Овсяная каша»

32

1

Задание
Проблема: к завтраку нужна овсяная каша.
Как сварить ее из имеющихся продуктов?
Возможные действия: зажечь, налить,
всыпать, посолить, помешать, добавить.
Определить условия, задаваемые ситуацией, в
которой возможно сварить овсяную кашу.
Составить план-инструкцию приготовления
овсяной каши с указанием состава
необходимых продуктов, то есть рецепт.
Цели:
 формирование
умения
формулировать
проблемную ситуацию по заданной проблеме
с добавлением условия;
 формирование умения формулировать цель,
вытекающую из проблемы;
 формирование умения определять состав
действий
и
последовательность
их
выполнения для решения проблемы;
 закрепление понятий «рецепт» и «планинструкция в рецепте».
Задачи:
 обсудить состав проблемной ситуации;
 определить, какие условия могут быть в
данной проблемной ситуации;
 конкретизировать состав необходимых
действий;
 составить текст проблемной ситуации;
записать рецепт приготовления овсяной каши

«Любимый бутерброд»

33

1

Задание
Самостоятельно
разрешить
проблему
описания
рецепта
своего
любимого
бутерброда, определив все необходимые
условия и действия.
Цели:
формирование умения формулировать
проблемную ситуацию по заданной проблеме
с добавлением условия;
 формирование умения формулировать цель,
вытекающую из проблемы;
 формирование умения определять состав
действий
и
последовательность
их
выполнения для решения проблемы;
 закрепление понятий «рецепт» и «планинструкция в рецепте».
Задачи:
 обсудить состав проблемной ситуации;
 определить, какие условия могут быть в
данной проблемной ситуации;
 конкретизировать состав необходимых
действий;
самостоятельно записать рецепт «Любимый
бутерброд»

Обсуждение итогов года

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».