Управление образования Артёмовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Дорога к открытиям » (34 часа)
2 класс
г. Артемовский, 2025 г.
1. Результаты освоения внеурочной деятельности
Освоение детьми внеурочной деятельности «Дорога к открытиям» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом
учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся
будут сформированы следующие результаты:
Личностными результатами изучения являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуальноличностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного
общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.
Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе
положительного отношения к школе; мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней;
социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным
нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов; навыки
сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами изучения является освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности,
универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование: выбирать действия в соответствии с поставлен- ной задачей и условиями ее реализации; определять
последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и
последовательность действий.
Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и
умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и
прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных
ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных
ошибок.
Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора,
планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в разнообразии способов
решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат
деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблем различного характера; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах, в том числе
творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Знаково-символические: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок,
таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); дополнение
таблиц новыми данными; обработка информации (определение основной и второстепенной информации); анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка
достоверности).
Логические: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; подведение
под правило; анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий;
установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение; использование базовых предметных и
метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных
задач.
Планирование учебного сотрудничества: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера
высказывания; строить монологическое высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.
Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных
точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать
различные позиции во взаимодействии.
Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий: составление текста-рассуждения; выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; использование обобщающих слов и понятий.
Смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задача- ми; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в
устной и письменной формах.
Различные способы поиска и использования информации: поиск значения слова по справочнику; «чтение» информации,
представленной разными способами.
2. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Основным содержанием внеурочной деятельности «Дорога к открытиям» являются проектные умения, цепочки проектных
действий, обусловленные технологией проектирования, проектирование и презентация (и/или осуществление) в целостном
учебном проекте минимального уровня сложности, а также общеучебные умения и УУД.
Вспомогательным содержанием является содержание предъявляемых проблемных ситуаций в заданиях курса. Объекты
ситуации и все, что известно о ней ученикам, являются содержанием, на котором разворачивается образовательный процесс в
деятельности. Это та часть содержания, с которым будут проводиться различные действия и операции при выполнении задания,
которая должна быть в достаточной мере известна, понятна, знакома из личного житейского опыта учеников или изученного
ранее на других предметных занятиях.
При формировании умения работать с альтернативными источниками информации содержание привлекается из
справочников, энциклопедий, Интернета с соблюдением принципов доступности, соответствия теме, краткости. По одним
темам содержание отобрано разработчиками, но не адаптировано. В других заданиях тексты подбираются учениками по
заданной теме. Где-то тексты составляются (сочиняются) учащимися для изготовления информационного продукта, письма и
пр.
2 класс
Во 2 классе обучение начинается с формирования и развития умения планировать. Дети учатся планировать свою
деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. В первый год проектного обучения ставится цель —
научить планировать работу по заданному результату. В каждом задании курса обрисовывается результат несложной ручной
работы или разрешения несложной житейской ситуации. Работая над заданием, дети продумывают свою работу, определяют
план и его фиксируют (количество деталей, количество и качество деталей, распределение операций между участниками
проектной группы, время выполнения операций и задания в целом), проводят оптимизацию плана. В то же время анализ
полученных результатов работы, качества составленного плана и выполнения работы в соответствии с планом проводится
постоянно в ходе работы над каждым заданием. В первом полугодии 2 класса начинается формирование умения анализировать
имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания. Создается ситуация выбора необходимых
материалов из заведомо большего разнообразия.
Проектные умения, формируемые во 2 классе
Умение планировать
свою работу: количество деталей;
выбор формы и цвета деталей;
расположение деталей на изделии;
сочетая различные
виды освоенного планирования;
последовательность операций;
Умение анализировать
свои знания («знаю», «не знаю»);
Умение представлять
продукт проект ной деятельности;
распределение операций между
членами группы; последовательность и
распределение операций в группе для
оптимизации работы по времени;
условия
(количественные
и
качественные характеристики изделия);
соблюдать правила этики и эстетики
предъявляемого продукта;
работу другого: для достижения
заданного результата; для решения
проблемы
условия отбора материалов, деталей
для выполнения работы;
рассказ о работе группы (на общий
результат);
состав операций, необходимых для
выполнения работы;
краткий рассказ о достигнутом
результате
соответствие хода работы
предварительно составленному плану;
ситуацию и проблему
Приёмы и методы организации занятий
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- творческий конкурс.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с
математикой, информатикой, логикой, русским языком, окружающим миром.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, создании портфолио.
Тематическое планирование 2 класс
№ урока
Тема занятия
«Украшение коробки» (1—2 уроки)
Кол-во
часов.
2
«Украшение шапочки»
1
1-2
3
Содержание
Задание
Для получения результата необходимо обклеить боковые стороны снаружи и донышко
картонной
коробки
цветной
бумагой.
(Внутренние стороны коробки обклеивать не
надо.) На каждую боковую сторону коробки
приклеить по одному украшению, выполняя
операции: обвести шаблоны, вы- резать
детали, приклеить.
Для работы каждой группе даются: листы
разноцветной бумаги, один набор шаблонов,
листок для плана, ножницы, карандаши,
клей и коробка (предварительно склеенная).
Цель:
проблемное введение понятий «план» и
«планирование» при планировании
количества деталей изделия.
Задачи:
получить «разрыв» — проблемную ситуа
цию необходимости планирования;
обсудить необходимость планирования;
учиться составлять план;
учиться работать по плану
Задание
Спланировать и осуществить следующее: для
изделия «шапочка с украшениями» на
заготовку шапочки наклеить предварительно
сделанные из цветной бумаги украшения.
Шапочку склеить по линии соединения.
1
«Украшение елочки»
4
5
«Яблоки на яблоне»
1
Для работы каждой группе даются: листы
разноцветной бумаги, один набор шаблонов,
листок с планом, ножницы, карандаши, клей
и шапочка в развороте без украшений. Цель:
формирование умений планировать
и
осуществлять свою групповую деятельность
в соответствии с планом.
Задачи:
осуществлять
предварительное
планирование количества деталей и их
расположения на изделии с помощью
учителя (при необходимости);
выполнять работу в соответствии с планом
Задание
Спланировать и осуществить следующее:
обвести по шаблонам и вырезать из цветной
бумаги различные елочные игрушки, разме
тить их на картинке с елкой.
Для работы каждой группе даются: цветная
бумага, шаблоны елочных украшений, листок
с планом, ножницы, карандаши, клей и
основа изделия — картинка с елкой без
игрушек.
Цель:
закрепление
умений
планировать
и
осуществлять свою групповую деятельность
в соответствии с планом.
Задачи:
осуществлять самостоятельное групповое
планирование
количества,
качества
и
расположения деталей;
выполнять работу в соответствии с планом
Задание
Спланировать и осуществить следующее:
«Цветок желаний»
6
1
обвести по шаблонам и вырезать из цветной
бумаги яблоки двух разных размеров,
разместить их на панно «Яблоки на яблоне».
Для работы каждой группе даются: листы
разноцветной бумаги, один набор шаблонов,
ножницы, карандаши, клей и основа изделия
(панно с яблоней без яблок), лист для плана в
форме таблицы.
Цель:
контроль степени сформированности уме ний
планировать и действовать в соответствии с
планом при самостоятельной парной работе.
Задачи:
осуществлять самостоятельное групповое
планирование
количества,
качества
и
расположения деталей при работе в паре;
использовать форму записи плана в виде
таблицы;
6выполнять работу в соответствии с планом
Задание
Спланировать и осуществить следующее:
обвести по шаблонам, вырезать и приклеить 7
лепестков цветка и его сердцевину, на
лепестках
сделать
надписи
желаний,
рассказать о них во время презентации.
Для работы каждой группе даются: цветная
бумага, один набор шаблонов (лепесток и
сердцевина), ножницы, карандаши, клей,
основа изделия (картинка со стеблем и листочками цветка), листок с планом.
Цель:
формирование умения планирования
распределения работы в группе по деталям,
рефлексия распределения работы и
«Одень куклу»
7
8
«Поздравительная открытка»
1
предъявление ее результата.
Задачи:
осуществлять самостоятельное групповое
планирование распределения работы по
деталям;
выполнять работу в соответствии с планом;
предъявлять и рефлексировать результат
работы
Задание
Спланировать и осуществить следующее:
после обсуждения условия, которое получает
группа, и выбора предметов одежды устно
распределить работу по вырезанию и
надеванию одежды на куклу.
Для работы каждой группе даются листы с
нарисованными предметами одежды для всех
условий, а также ножницы и картинка-кукла.
Цели:
формирование умения анализировать свои
знания и условия выбора для последующего
принятия решения;
развитие
умения
планировать
и
осуществлять свою групповую деятельность
в соответствии с планом;
формирование умения предъявлять ход и
результат работы. Задачи:
анализировать условия задания и
имеющиеся знания;
осуществлять самостоятельное групповое
планирование выполнения работы;
выполнять работу в соответствии с планом;
предъявлять результат и ход работы
Задание
Спланировать и осуществить следующее:
«Зоопарк»
9
1
обсуждая группой, сделать выбор темы и
атрибутов праздника из набора картинок,
расположить
вырезанные
картинки
и
наклеить на открытке, надписать название
праздника. Показать открытку, рассказать о
празднике и его атрибутах.
Для работы каждой группе даются листы с
нарисованными атрибутами различных
праздников, ножницы, цветные карандаши,
клей и лист формата А4, согнутый пополам,
— заготовка открытки. Цели:
формирование умения анализировать свои
знания и условия выбора для последующего
принятия решения;
развитие умений планировать и осуществлять свою групповую деятельность в
соответствии с планом;
формирование
умения
предъявлять
результат работы.
Задачи:
анализировать условия задания,
имеющиеся знания, делать выбор по
условию;
осуществлять самостоятельное групповое
планирование выполнения работы;
выполнять работу в соответствии с планом;
предъявлять результат работы
Задание
Спланировать и осуществить следующее:
выбрать две пары животных (взрослого и
детеныша одного вида), затем вырезать и
наклеить на приготовленные вольеры в
зоопарке. Надписать название животного в
табличке.
Каждой группе даются: листы с
нарисованными животными, ножницы,
карандаши, клей, основа изделия с надписью
«Зоопарк» и разметкой на 2 вольера, листок с
планом. Цели:
формирование умения анализировать свои
знания и условия выбора для последующего
принятия решения;
развитие
умения
планировать
и
осуществлять свою групповую деятельность
в соответствии с планом;
формирование
умения
предъявлять
результат работы.
Задачи:
анализировать условия задания, имеющиеся
знания, делать выбор по условию;
осуществлять самостоятельное групповое
планирование
выполнения
работы
по
деталям;
выполнять работу в соответствии с пла ном;
предъявлять результат работы
«Венок»
10
1
Спланировать и осуществить следующее:
планирование работы выполнить в виде
эскиза веночка и записать
последовательность изготовления деталей в
таблице для
отметок исполнения операций. Работа
осуществляется индивидуально и парно.
Для работы парам даются шаблоны, а
каждому — листы цветной бумаги,
ножницы,
карандаш, клей и основа изделия — полоска ободок.
Цели:
закрепление умения составлять план по
количеству деталей;
оформление плана в виде таблицы;
развитие умения осуществлять свою
деятельность в соответствии с планом;
формирование умения создавать план в
виде эскиза при планировании размещения
деталей на изделии.
Задачи:
осуществлять самостоятельное
планирование выполнения работы в паре;
фиксировать план в форме таблицы и в
виде эскиза;
выполнять работу в соответствии с планом;
предъявлять результат работы
«Мозаика из частей квадрата»
11
1
Задание
Спланировать и осуществить следующее:
с помощью шаблонов изготовить части
квадрата и собрать на отдельном листе
картинку из этих деталей, показанную в
тетради (по выбору учителя), предварительно
спланировав порядок сборки.
Вырезать из цветной бумаги квадрат
размером 4 х 4 см, разметить и разрезать его
на 7 частей по линиям.
Выбрать другую картинку из тетради.
Определить порядок сборки на эскизе,
собрать свою картинку, приклеить ее рядом с
первой. Цели:
формирование умения составлять план
по порядку сборки и фиксировать его на
эскизе;
развитие умения осуществлять свою
дятельность в соответствии с планом.
Задачи:
актуализировать и применять имеющиеся
знания о геометрических фигурах на
плоскости;
осуществлять самостоятельное групповое
планирование выполнения работы;
составлять план по порядку сборки с
фиксацией на эскизе и выполнять работу в
соответствии с планом;
предъявлять результат работы
«Мозаика из частей ромба»
12
1
Задание
Спланировать и осуществить следующее:
из частей ромба сложить цветок, эскиз
которого дан. Раскрасить детали одного вида
на эскизе светлым цветным карандашом, а
другого вида оставить незакрашенными.
Определить,
сколько
каких
деталей
необходимо для мозаики. Пронумеровать
детали на эскизе в порядке сборки.
Изготовить необходимое число деталей.
Собрать цветок, начиная от центра.
Отметить в плане приклеивание каждой
детали так: 1 палочка — одна деталь.
Цель:
формирование умения составлять план по
количеству деталей, порядку сборки изделия
с фиксацией плана на эскизе, распределения
работы в группе; умения выполнять работу в
соответствии с планом.
Задачи:
актуализировать и применять имеющиеся
знания о геометрических фигурах на
плоскости;
осуществлять самостоятельное групповое
планирование выполнения работы;
составлять план по порядку сборки с
фиксацией на эскизе и выполнять работу в
соответствии с планом;
уметь предъявлять результат работы
«Фантазия из частей ромба»
13
1
Задание
Спланировать и осуществить следующее:
нарисовать в тетради эскиз своей композиции
из частей 6 ромбов, прижимая детали плотно друг к другу, чтобы получилась мозаика
Пронумеровать детали на эскизе в порядке
сборки. Изготовить необходимое число де
талей. Собрать композицию в тетради,
приклеевая детали на соответствующие места
Отметить в тетради приклеивание каждой
детали так: 1 палочка — одна деталь.
Цель:
контроль степени сформированности умения
составлять план по количеству деталей,
порядку сборки изделия с фиксацией на
эскизе,
предварительно
придуманном
учащимися; умения выполнять работу в
соответствии с планом.
Задачи:
создавать эскиз из частей геометрических
фигур (ромба) в виде мозаики;
осуществлять самостоятельное
планирование количества деталей и порядка
сборки с фиксацией на эскизе в
индивидуальной работе;
выполнять работу в соответствии с планом
«Аппликация из геометрических фигур»
14
1
Задание
Дан эскиз-схема аппликации из
геометрических
фигур.
Необходимо ее проанализировать
и определить, каких и сколько
необходимо деталей, записать в
план подготовки деталей № 1.
Определить
порядок
выкладывания фигур при сборке
аппликации, про- ставив номера
на схеме. Записать в план № 2
с помощью изображения геометрической
фигурки и буквенного обозначения размера
детали сверху вниз в порядке сборки. Работа
по анализу и планированию осуществляется
в парах, а выполнение ее по плану
проводится индивидуально.
Материалы для работы даются на пару: листы
разноцветной бумаги, набор шаблонов
геометрических фигур, ножницы,
карандаши,
клей и листок для составления планов, эскизсхема аппликации из геометрических фигур.
Цели:
закрепление умений составлять план по
количеству деталей, порядку сборки и выполнять работу в соответствии с планом;
выполнение контрольной парноиндивидуальной работы.
Задачи:
осуществлять самостоятельное
планирование количества деталей и порядка
сборки
с фиксацией на заданном эскизе в парноиндивидуальной работе;
выполнять работу в соответствии с
планом
«Аппликация человечка»
15
1
Задание
Спланировать и осуществить следующее: из 9
человечков, изображенных с помощью
геометрических фигур, необходимо выбрать
одного, составить план подготовки деталей,
определить порядок сборки, распределить работу,
кто какую деталь изготавливает, внести в план
необходимые данные. Выполнить работу,
отмечая в плане изготовление каждой детали.
Для работы каждой группе даются: шаблоны
геометрических фигур, картинка, где нарисованы
9 фигур человечков; листы цветной бумаги,
листок для записи плана, ножницы, карандаши,
фломастеры и клей.
Цель:
закрепление умений составлять план по количеству деталей, порядку сборки, распределять
работу по изготовлению деталей и выполнять ее в
соответствии с планом.
Задачи:
•
по выбранному эскизу сделать отбор необходимых шаблонов;
•
осуществить самостоятельное
планирование в групповой работе по виду и
количеству дета- лей и порядку сборки с
фиксацией на эскизе;
•
распределить работу по изготовлению деталей;
•
выполнить работу в соответствии с планом
Умения составлять план по виду и
количеству деталей, порядку сборки,
распределять работу по изготовлению деталей.
Умение выполнять работу в соответствии с
планом.
«Дом моей мечты»
16
1
Задание
Сделать эскиз дома своей мечты на листе
формата
А4,
используя
трафареты
геометрических фигур (частей ромба,
квадратов большого и малого, треугольника
большого и малого и круга большого и
малого), за- писать в тетради вид и
количество деталей, пронумеровать на эскизе
порядок сборки.
Записать в тетради план подготовки деталей.
Отметить в плане приклеивание каждой
детали: 1 палочка — одна деталь. Работа
инди видуальная.
Цель:
закрепление умений составлять план по
количеству деталей, порядку сборки изделия;
выражать замысел в виде эскиза; выполнять
работу в соответствии с планом при
самостоятельной работе.
Задачи обучения:
создавать эскиз из частей геометрических
фигур в виде аппликации;
осуществлять самостоятельное планирование
количества деталей и порядка сборки с
фиксацией на эскизе;
выполнять работу в соответствии с планом
«Зона отдыха в парке»
17-18
2
Задание
Создать картину «Зона отдыха в парке», изготовив по имеющимся шаблонам стволов и
крон деревьев, кустов, скамеек нужное число
деталей. Картинки птиц и зверей вырезать по
контурам и разместить в соответствии с
замыслом (проектом). Наклеив на заготовке
изделия все объекты, дать парку название и
написать его в отведенном для этого месте. С
этой целью предварительно распланировать
расположение и количество различных
объектов на картине, распределить работу в
группе и выполнить ее в соответствии с
планом.
Для работы каждой группе даются: шаблоны,
листы с нарисованными животными и
листы цветной бумаги, листок для записи
планов, ножницы, карандаши, клей и
заготовка картины — основа изделия.
Цели:
развитие
умений
планировать
и
осуществлять свою групповую деятельность
в соответствии планом;
формирование умения предъявлять результат
работы;
рефлексия
групповой
работы
и
использованных видов планирования.
Задачи:
осуществлять самостоятельное групповое
планирование
количества,
вида
и
размещения деталей на основе изделия,
распределения и порядка работы;
выполнять работу в соответствии с пла ном;
предъявлять рефлексивный анализ и
результат своей групповой деятельности
«Поезд»
19-20
2
Задание
Спланировать работу с учетом фактора
времени — на выполнение каждой
операции отводится 1 минута. Все в группе
должны работать синхронно, без простоев,
чтобы успеть осуществить по плану
следующее: на картинку «поезд» с уже
нарисованным паровозиком приклеить
вагоны, собранные из
деталей (корпус вагона, колеса и сцепки),
вырезанных по шаблонам.
Для работы каждой группе даются: листы
разноцветной бумаги, шаблоны деталей
вагона, листок для плана, ножницы,
карандаши, клей и картинка с паровозом.
Цели:
формирование
умений
планировать
синхронную по операциям работу членов
группы и осуществлять свою групповую
деятельность в соответствии с планом;
введение понятия «оптимальный план»;
развитие умения предъявлять результат
работы.
Задачи:
осуществлять самостоятельное групповое
планирование синхронной по операциям
работы членов группы;
выполнять работу в соответствии с планом;
предъявлять результат работы
«Стол и стул»
21
1
Задание
Спланировать работу с учетом фактора
времени — на выполнение каждой операции
отводится 1 минута. Все в группе должны
работать синхронно, без простоев, чтобы
осуществить по плану следующее: по
шаблонам обвести и вырезать ножки и
столешницу для стола и две детали стула.
Приклеить ножки, отогнув два края
столешницы. Отогнуть передние ножки и
край сиденья стула и склеить его со спинкой.
Цели:
развитие умений планировать одновременную
по операциям работу членов группы
(оптимально) и осуществлять ее в
соответствии с планом;
развитие умения предъявлять результат
работы.
Задачи:
осуществлять самостоятельное групповое
планирование одновременной по операциям
работы членов группы (оптимальное по
времени);
выполнять работу в соответствии с планом;
предъявлять результат работы
«Стол»
22
1
Задание
Спланировать работу с учетом фактора
времени — на выполнение каждой операции
отводится 1 минута. Все в группе должны
работать синхронно, без простоев, чтобы
осуществить по плану следующее: по
шаблонам обвести и вырезать ножки и
столешницу стола. Приклеить ножки,
отогнув
два
противоположных
края
столешницы.
Цель:
развитие умений планировать одновремен
ную по операциям работу членов группы из
двух человек и осуществлять ее в
соответствии с планом.
Задачи:
осуществлять самостоятельное групповое
планирование одновременной по операциям
работы членов группы;
выполнять работу в соответствии с планом
«Машина»
23
1
Задание
Спланировать работу с учетом фактора
времени — на выполнение каждой операции
отводится 1 минута. Все в группе должны
работать синхронно, без простоев, чтобы
осуществить по плану контрольное задание:
оптимизировать по времени изготовление
картинки «Машина» с помощью двух
шаблонов (корпуса автомобиля и колеса),
вырезая и приклеивая их детали на лист в
тетради.
Цель:
контроль степени сформированности умений
планировать синхронно по операциям работу
двух членов группы и осуществлять
деятельность в соответствии с планом.
Задачи:
осуществлять самостоятельное групповое
планирование синхронной по операциям
работы для двух членов группы;
выполнять работу в соответствии с пла ном
самостоятельно
«Чайник»
24
1
Задание
Рассмотреть ситуацию и выделить проблему,
показать условия существования проблемы.
Определить, какие действия возможны в
данных
условиях.
Определить
последовательность выполнения действий
(план) для решения проблемы, составить
инструкцию — план. Записать его, используя
сокращения.
Ситуация: нужна кипяченая вода. Имеем
водопроводный кран, пустой чайник, плиту.
Цели:
введение понятий «ситуация» и «проблема»;
формулирование проблемы в виде вопроса;
развитие умений планировать, составлять
план-инструкцию.
Задачи:
понимать суть проблемной ситуации, ее
составляющих (условия и проблемы) по
тексту;
осуществлять планирование — составление
инструкции для решения проблемы кемлибо
«Набрать воды из реки»
25
1
Задание
Рассмотреть ситуацию, выделить проблему,
сформулировать цель, показать условия существования проблемы. Определить, какие
действия возможны в данных условиях.
Определить последовательность выполнения
действий (план) для решения проблемы, составить инструкцию — план. Записать его в
виде схемы.
Ситуация: набрать 3 литра воды из реки ведрами
5 и 7 литров с помощью двух переливаний.
Цели:
введение понятий «ситуация», «проблема» и
«цель» в их взаимосвязи;
формулирование проблемы в виде вопроса;
формулирование цели как ожидаемого ре
зультата;
развитие умения планировать при
составлении плана-инструкции.
Задачи:
понимать суть проблемной ситуации, ее
составляющих (условия и проблемы) по
тексту и рассказу;
формулировать проблему в виде вопроса;
формулировать
цель
как
ожидаемый
результат;
осуществлять планирование, составление
инструкции для решения проблемы кем-либо
«Винегрет»
26
1
Задание
Рассмотреть ситуацию, выделить проблему,
сформулировать цель, показать условия существования проблемы. Определить, какие
действия возможны в данных условиях.
Определить последовательность выполнения
действий для решения проблемы, составить
инструкцию — план.
Ситуация: необходимо приготовить винегрет,
имея все необходимые продукты и кухонную
утварь. Записать ход работы в виде инст
рукции.
Цели:
различение понятий «ситуация», «пробле ма»
и «цель» в их взаимосвязи;
формирование умения формулировать
условия проблемной ситуации и проблемы
в виде вопроса;
формирование
умения
формулировать
цель как ожидаемый результат;
развитие умений планировать, составлять
план-инструкцию.
«Куст сирени под окном»
27
1
Задание:
Рассмотреть ситуацию, выделить проблему,
сформулировать цель, показать условия существования проблемы. Определить, какие
действия возможны в данных условиях.
Определить последовательность выполнения
действий для решения проблемы, составить
план-инструкцию, используя сокращенные
обозначения.
Ситуация: Муравейка хочет посадить куст
сирени, но у него нет ничего, и он не знает, с
чего начать и как действовать. В магазине
продается садовый инвентарь, а в питомнике
— саженцы.
Цели:
усвоение понятий «ситуация», «проблема» и
«цель» в их взаимосвязи
формирование умения формулировать
кратко ситуацию и проблему в виде вопроса;
формирование умения формулировать цель
как ожидаемый результат;
развитие умений планировать, составлять
план-инструкцию.
Задачи:
понимать суть проблемной ситуации, ее
составляющих (условия и проблемы) по тек
сту и рассказу;
выделять проблему из проблемной
ситуации, формулировать ее в виде вопроса;
формулировать цель как ожидаемый
результат, как способ решения проблемы;
осуществлять планирование, составлять
инструкцию для решения проблемы;
записывать план, используя сокращенные
обозначения
«Гирлянда»
28
1
поставленной целью: составлять планинструкцию;
развитие умений планировать и
осуществлять свою групповую деятельность
в соответствии с планом;
введение понятия «повторение» в
инструкции.
Задачи:
понимать суть проблемной ситуации, ее
составляющих (условия и проблема) по
тексту и рассказу;
выделять проблему из проблемной
ситуации, формулировать ее в виде вопроса;
формулировать
цель
как
ожидаемый
результат — способ решения проблемы;
осуществлять самостоятельное групповое
планирование распределения работы и
изготовления деталей и изделия;
записывать план, используя сокращенные
обозначения;
составлять инструкцию для решения про
блемы;
выполнять работу в соответствии с
планом и повторением действий в
инструкции
«Безопасный переход улицы»
29
1
Задание
Рассмотреть ситуацию, выделить проблему,
сформулировать цель, показать условия существования проблемы. Определить, какие
действия возможны в данных условиях.
Определить последовательность выполнения
действий для решения проблемы, составить
план-инструкцию, записать ее, используя
сокращенные обозначения.
Ситуация: нужно перейти на другую сторону
улицы с двусторонним движением по
пешеходному переходу «зебра», не нарушая
пра вил дорожного движения.
Цели:
закрепление
понятий
«ситуация»,
«проблема» и «цель» в их взаимосвязи;
развитие умения работать в соответствии с
поставленной целью: составлять планинструкцию;
введение понятий «правило», «алгоритм».
Задачи:
анализировать и понимать проблемную
ситуацию, ее составляющие (условия и
проблему) по тексту и рассказу;
выделять проблему из проблемной
ситуации, формулировать ее в виде вопроса;
формулировать цель как ожидаемый
результат — способ решения проблемы;
составлять инструкцию для решения
проблемы;
формулировать правило
«Безопасный переход улицы»
30
1
Ситуация: нужно перейти на другую сторону
улицы с двусторонним движением. Имеется
пешеходный переход «зебра» и светофор
пешехода.
Цели:
закрепление понятий «ситуация»,
«проблема» и «цель» в их взаимосвязи;
введение понятия «алгоритм»;
развитие умения работать в соответствии с
поставленной целью: составлять планинструкцию, алгоритм с условием.
Задачи:
анализировать и понимать проблемную
ситуацию, ее составляющие (условия и
проблему) по тексту и рассказу;
выделять проблему из проблемной
ситуации, формулировать ее в виде вопроса;
формулировать цель как ожидаемый
результат — способ решения проблемы;
составлять инструкцию для решения
проблемы;
«Фальшивая монета»
31
1
Задание
Сформулировать проблему и цель как
ожидаемый
результат.
Записать
план
определения фальшивой монеты словами или
в виде схемы.
Ситуация 1: одна из трех одинаковых монет
легче — фальшивая. Как определить, которая
из них фальшивая, взвешивая на чашечных
весах без гирек?
Ситуация 2: одна из шести одинаковых мо
нет легче — фальшивая. Как определить,
которая из них фальшивая, с помощью двух
взвешиваний на чашечных весах без гирек?
Цели:
закрепление
понятий
«ситуация»,
«проблема» и «цель» в их взаимосвязи;
введение понятия «алгоритм в алгоритме»;
развитие умения работать в соответствии с
поставленной целью: составлять планинструкцию, алгоритм с условием и алгоритм
внутри алгоритма.
Задачи:
анализировать и понимать проблемную
ситуацию, ее составляющие (условия и
проблему) по тексту и рассказу;
выделять проблему из проблемной ситуации,
формулировать ее в виде вопроса;
формулировать
цель
как
ожидаемый
результат — способ решения проблемы;
осуществлять планирование — составлять
инструкцию для решения проблемы;
записывать инструкцию в виде алгоритма с
условием; алгоритма, содержащего алгоритм
«Овсяная каша»
32
1
Задание
Проблема: к завтраку нужна овсяная каша.
Как сварить ее из имеющихся продуктов?
Возможные действия: зажечь, налить,
всыпать, посолить, помешать, добавить.
Определить условия, задаваемые ситуацией, в
которой возможно сварить овсяную кашу.
Составить план-инструкцию приготовления
овсяной каши с указанием состава
необходимых продуктов, то есть рецепт.
Цели:
формирование
умения
формулировать
проблемную ситуацию по заданной проблеме
с добавлением условия;
формирование умения формулировать цель,
вытекающую из проблемы;
формирование умения определять состав
действий
и
последовательность
их
выполнения для решения проблемы;
закрепление понятий «рецепт» и «планинструкция в рецепте».
Задачи:
обсудить состав проблемной ситуации;
определить, какие условия могут быть в
данной проблемной ситуации;
конкретизировать состав необходимых
действий;
составить текст проблемной ситуации;
записать рецепт приготовления овсяной каши
«Любимый бутерброд»
33
1
Задание
Самостоятельно
разрешить
проблему
описания
рецепта
своего
любимого
бутерброда, определив все необходимые
условия и действия.
Цели:
формирование умения формулировать
проблемную ситуацию по заданной проблеме
с добавлением условия;
формирование умения формулировать цель,
вытекающую из проблемы;
формирование умения определять состав
действий
и
последовательность
их
выполнения для решения проблемы;
закрепление понятий «рецепт» и «планинструкция в рецепте».
Задачи:
обсудить состав проблемной ситуации;
определить, какие условия могут быть в
данной проблемной ситуации;
конкретизировать состав необходимых
действий;
самостоятельно записать рецепт «Любимый
бутерброд»
Обсуждение итогов года
34