Управление образования Артёмовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных
предметов»
(МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной
деятельности
«Волшебное слово» (34 часа)
3 класс
г. Артемовский, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………… 3 стр.
2. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности по курсу
«Волшебное слово» ……………………………………………..6 стр.
3. Содержание программы внеурочной деятельности по курсу
«Волшебное слово» …………………………………………….10 стр.
4. Тематическое планирование……………………………………11 стр.
Приложение 1. Календарно-тематический план………………12 стр.
5. Список использованной литературы …………………………..14 стр.
2
1.Пояснительная записка
В связи с переходом на новый образовательный стандарт внеурочная
деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что в современном
мире, полном информационных потоков и быстротечных коммуникаций,
особенно важно формировать у детей умение выражать свои чувства словами.
Программа "Волшебное слово" направлена на развитие у младших
школьников ценностного отношения к поэзии как средству эмоционального и
нравственного воспитания.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена её
способностью гармонично развивать личность ребенка, формировать у него
ценностные ориентиры, навыки общения и творческого самовыражения, что
является важной задачей современного начального образования.
Новизна программы состоит в том, что в процессе её реализации
происходит интеграция поэтического творчества с воспитанием нравственных
и коммуникативных компетенций младших школьников. В отличие от
традиционных программ по литературе, данная программа специально
ориентирована на развитие эмоционального интеллекта и культуры общения
через изучение и создание стихов, посвящённых добрым словам и ценностям.
Отличительной особенностью данной программы являются:
А). Фокус на воспитании культуры доброжелательного общения через поэзию.
Программа уникальна тем, что сочетает изучение поэзии с формированием у
младших школьников навыков художественного вкуса.
Б). Интеграция творческого и нравственного развития. В отличие от традицио
нных программ, здесь поэзия рассматривается не только как средство развития
речи, но и как инструмент воспитания нравственных качеств — доброты,
эмпатии, ответственности.
В). Использование
игровых
и
творческих
методов
обучения.
Программа предусматривает активное вовлечение детей в творческий процесс
через игры, инсценировки, коллективное сочинение стихов и творческие
мастерские, что повышает мотивацию и интерес к занятиям.
3
Г). Индивидуальный и дифференцированный подход. Учёт индивидуальных
особенностей и творческого потенциала каждого ребёнка позволяет создавать
условия для самовыражения и развития уверенности в своих силах.
Д). Межпредметная направленность. Программа
органично
дополняет
учебный курс по литературе и развитию речи, а также способствует развитию
коммуникативных и социальных навыков, что делает её комплексной и
всесторонней.
Особое внимание уделяется применению полученных знаний и умений
в повседневной жизни, что способствует формированию устойчивых навыков
доброжелательного общения и позитивного взаимодействия с окружающими.
В программе используются мультимедийные ресурсы, интерактивные
задания и современные формы работы, что делает процесс обучения более
динамичным и интересным для детей.
2. Ожидаемые результаты
Обучающиеся будут знать:
• Основные понятия поэзии и её жанровые особенности.
Что такое стихотворение, рифма, ритм, размер, а также основные виды
поэтических произведений, знакомых на уровне начальной школы.
• Основные
темы
и
мотивы
детской
поэзии.
Темы дружбы, доброты, природы, семьи, которые часто встречаются в
стихах, и их значение для формирования нравственных ценностей.
• Историю
и
творчество
известных
детских
поэтов.
Краткие сведения о классиках и современных авторах детской поэзии,
чьи произведения используются в программе.
• Правила
выразительного
чтения
стихов.
Как правильно интонировать, делать паузы, передавать настроение и
эмоции через голос при чтении поэтических текстов.
• Основы
создания
собственных
стихотворений.
Знания о том, как строится стих, как подбирать рифмы, создавать
простые ритмические конструкции и выражать свои мысли и чувства в
поэтической форме.
• Влияние
слов
на
эмоции
и
поведение
людей.
Понимание того, как добрые слова могут улучшить настроение, помочь
в общении и укрепить дружбу.
Обучающиеся будут уметь:
4
• Выразительно
читать
и
декламировать
стихи.
Правильно использовать интонацию, темп, паузы и эмоциональную
окраску для передачи смысла и настроения поэтических произведений.
• Анализировать
содержание
стихотворений.
Определять основную тему, настроение, главные образы и идеи, а также
обсуждать значение «волшебных слов» в текстах.
• Создавать
собственные
простые
стихотворения.
Подбирать рифмы, строить ритмические строки, выражать свои мысли,
чувства и впечатления в поэтической форме.
• Работать в коллективе при создании и обсуждении поэтических
произведений.
Участвовать в групповых творческих заданиях, слушать и уважать
мнения других, совместно создавать стихи и инсценировки.
• Проявлять
творческую
инициативу
и
самовыражение.
Использовать поэзию как средство выражения своих эмоций, мыслей и
жизненного опыта.
• Развивать навыки внимательного и уважительного общения.
Понимать важность слов в межличностных отношениях и применять это
знание в повседневной жизни.
Итогом воспитательной работы по программе является степень
сформированности таких качеств личности, как:
•
Эмпатия и эмоциональная отзывчивость.
Умение
понимать
и
сопереживать чувствам других людей, выражать свои эмоции адекватно
и конструктивно.
•
Коммуникативная культура. Навыки вежливого и корректного общения,
умение слушать и поддерживать диалог, разрешать конфликты мирным
путём.
•
Творческая активность и самовыражение. Готовность и способность
использовать поэзию как средство выражения своих мыслей, чувств и
жизненных ценностей.
•
Ответственность за свои слова и поступки. Осознание влияния слов на
окружающих и стремление использовать их во благо, формирование
позитивного отношения к миру и людям.
5
3. Планируемые результаты освоения
внеурочной деятельности по курсу
программы
«Волшебное слово»
В итоге изучения курса «Волшебное слово» обучающиеся в 3-м
классе начальной школы получат
Личностные результаты:
- Формирование у обучающихся доброжелательного и
уважительного отношения к окружающим.
- Развитие эмпатии, способности понимать и принимать чувства
других людей.
- Воспитание ответственности за свои слова и поступки.
- Повышение мотивации к творческому самовыражению через
поэзию.
- Формирование уверенности в публичных выступлениях.
Метапредметные результаты:
- Развитие коммуникативных навыков: умение слушать, вести
диалог, выражать свои мысли и чувства.
- Формирование навыков сотрудничества и работы в
коллективе.
- Развитие критического мышления через анализ поэтических
текстов.
- Освоение способов творческого поиска и решения задач.
Предметные результаты:
- Знание основных понятий и жанров поэзии, особенностей
детской поэзии.
- Умение выразительно читать и декламировать стихи.
- Навыки создания простых стихотворений с использованием
рифмы и ритма.
- Дети познакомятся с основами поэзии и научатся воспринимать
поэтические тексты.
- Разовьют навыки выразительного чтения и творческого мышления.
- Повысится интерес к литературе и родному языку.
6
Личностные универсальные учебные действия, которые будут
сформированы у школьника:
• Осознание важности доброжелательного и уважительного
отношения
к
окружающим.
Понимание того, что слова и поступки влияют на настроение
и отношения с другими людьми.
• Умение проявлять эмпатию и сочувствие в общении.
Уметь сопереживать чувствам других, проявлять заботу и
поддержку.
• Проявление инициативы в создании и исполнении
поэтических
произведений.
Инициативность в самостоятельном участии в творческих
заданиях, способность делиться своими стихами и идеями.
• Ценностное отношение к поэзии и искусству слова.
Уважение к творчеству других, умение ценить красоту и силу
слова.
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:
• Планировать учебную деятельность. Ставить простые
учебные цели, планировать последовательность действий при
выполнении творческих и учебных заданий.
• Контролировать и выполнять коррекцию выполненных
заданий.
Самостоятельно проверять правильность и полноту
выполнения заданий, вносить необходимые исправления.
• Давать
оценку
результатов
своей
деятельности.
Анализировать свои успехи и затруднения, делать выводы о
том, что получилось хорошо, а что требует доработки.
• Регулировать эмоциональное состояние. Навыки управления
своими эмоциями в процессе учебной и творческой
деятельности, поддержание положительного настроя.
• Самоорганизовываться и соблюдать правила поведения.
Организовывать своё рабочее место, соблюдать дисциплину и
правила взаимодействия в коллективе.
7
• Преодолевать затруднения с помощью учителя и сверстников.
Уметь обращаться за помощью, принимать советы и
рекомендации, использовать их для улучшения результатов.
Познавательные универсальные учебные действия, которые
будут сформированы у обучающихся:
• Выделение и формулирование познавательной цели.
Умение определять, что именно нужно узнать или понять в
процессе работы с поэтическими текстами.
• Анализ и синтез информации. Способность выделять главное
в стихотворениях, объединять отдельные элементы в
целостное понимание.
• Сравнение и классификация. Умение
сравнивать
разные
поэтические произведения, выделять их особенности и общие
черты.
• Обобщение и формулирование выводов. Навык делать
выводы на основе прочитанного и обсуждаемого материала.
• Построение логических рассуждений. Умение
аргументировать своё мнение, объяснять выбор слов и образов
в поэзии.
• Использование
различных
источников
информации.
Навыки поиска и использования дополнительной информации
(словарей, справочников, интернет-ресурсов) для понимания и
создания поэтических текстов.
• Применение знаково-символических средств.
Умение работать с рифмой, ритмом, метафорами и другими
поэтическими средствами для создания и анализа стихов.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Умение
слушать
и
понимать
собеседника.
Активное восприятие информации, проявление внимания и
интереса к высказываниям других.
2. Выражение своих мыслей и чувств в устной и письменной
форме. Способность ясно и корректно формулировать свои
идеи, эмоции и впечатления.
8
3. Ведение диалога и участие в коллективном обсуждении.
Навыки поддержания разговора, умение задавать вопросы,
уточнять и аргументировать свою точку зрения.
4. Сотрудничество
и
взаимодействие
в
группе.
Умение работать в команде, договариваться, распределять
роли и совместно достигать целей.
5. Уважительное
отношение
к
мнению
других.
Принятие разных точек зрения, толерантность и корректность
в общении.
6. Использование речевых средств для разрешения конфликтов.
Навыки конструктивного выражения несогласия, поиск
компромиссов и мирное урегулирование споров.
4. Предметные результаты
1. Умение читать и анализировать поэтические тексты.
Способность понимать содержание стихотворений, выделять
главную мысль и эмоциональную окраску.
2. Навыки создания собственных поэтических произведений.
Умение составлять короткие стихи или рифмованные фразы с
использованием «волшебных слов».
3. Развитие
орфографической
и
грамотности. Правильное
написание
препинания в творческих работах.
пунктуационной
слов и знаков
4. Формирование
навыков
выразительного
чтения.
Умение читать стихи с интонацией, передавая настроение и
смысл произведения.
5. Развитие
творческого
мышления
и
воображения.
Способность создавать оригинальные тексты и использовать
художественные средства языка.
После изучения данного курса по реализации основной цели учащиеся
должны знать:
1. Основы поэтической речи:
•
Что такое стихотворение, ритм, рифма.
•
Как поэзия помогает выразить чувства и мысли.
9
2. Основы самоконтроля и саморегуляции в общении:
•
Как контролировать свои эмоции и поведение, чтобы общение
было доброжелательным.
3. Основы сотрудничества и уважительного взаимодействия с
другими:
•
Значение умения слушать и понимать собеседника.
•
Как вести диалог и разрешать конфликты с помощью вежливых
слов.
5.Содержание программы:
1. Введение в поэзию
•
Что такое поэзия? (Объяснение простыми словами)
•
Чем поэзия отличается от рассказа или сказки?
•
Почему поэзия называется волшебной?
2. Знакомство с поэтическими жанрами и признаками стихотворений
•
Простые стихи, загадки, пословицы и поговорки.
•
Чтение и разучивание известных детских стихов.
3. Средства художественной выразительности; образцы и примеры
•
Анализ коротких стихотворений (например, А. Барто, С.
Михалков).
•
Обсуждение чувств, которые вызывают стихи.
4. Практическая часть
•
Создание собственных коротких стихов о добрых словах.
•
Игры на развитие воображения и ритма.
•
Рисование иллюстраций к стихам.
5. Поэзия и другие виды искусства. Закрепление и подведение итогов
•
Совместное чтение созданных стихов.
•
Обсуждение, как слова могут сделать мир лучше.
•
Итоговое занятие с подчеркиванием важности волшебных слов.
6. Подготовка и проведение поэтического фестиваля
10
3. Методы и формы работы.
•
Беседы и обсуждения
•
Чтение и анализ стихотворений
•
Игры на развитие речи и памяти
•
Творческие задания (сочинение стихов, рисование)
•
Групповые и индивидуальные задания
•
Выступления и презентации
6.Тематическое планирование
№
п/п
Название раздела
1
2
3
4
5
5
6
Введение в поэзию
Знакомство с поэтическими жанрами и признаками
Средства художественной выразительности
Образцы и примеры стихотворений
Практическая часть
Поэзия и другие виды искусства
Подготовка и проведение фестиваля поэзии
Итого
11
Кол-во
часов
2
7
5
7
4
5
4
34
Приложение 1
Календарно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема
Содержание
Дата
по
плану
Введение в поэзию (2 часа)
Инструктаж по ТБ, о правилах
поведения на занятиях
Введение в
Что такое поэзия? Знакомство с
поэзию
поэтическими текстами. Беседа,
чтение.
Знакомство с поэтическими признаками (7 часов)
Стихотворение – Структура стихотворения: строки,
что это?
строфы. Анализ простых стихов
Ритм в поэзии
Понятие ритма, упражнения на
ритмичное чтение
Рифма – что это? Понятие рифмы, подбор
рифмующихся слов. Игры
Звуки и сова в
Звуковая выразительность,
стихах
аллитерация, ассонанс
Выразительное
Работа над интонацией, паузами,
чтение:
ударениями
интонация
Чтение стихов
Практика чтения, работа в парах и
вслух
группах
Образы в поэзии Что такое образ? Рассмотрение
образов в стихах
Средства художественной выразительности (5 часов)
Эпитеты
Понятие эпитета. Нахождение
эпитетов в стихотворениях
Сравнения и
Понятия сравнения и метафоры,
метафоры
примеры
Приём
Находим и придумываем сами
олицетворения
олицетворения
Сочиняем
Творческое задание – составление
рифмованные
рифмованный пар
строки
Сочиняем
Создание простых четверостиший
короткие
стихотворения
Образцы и примеры стихотворений (7 часов)
Поэзия и
Как стихи влияют на чувства.
настроение
Обсуждение. Рисование
Поэтические
Игры на развитие памяти и речи с
игры
использованием стихов
Знакомство с
Чтение и обсуждение стихов
детскими
известных детских поэтов
поэтами
Вводный урок
12
Дата
По
факту
18
Стихи о природе
19
Стихи о дружбе
Тематический разбор стихов о
природе
Обсуждение темы дружбы в поэзии
20
Стихи о семье
Чтение и обсуждение стихов о семье
21
Стихи о
животных
Знакомство с поэзией о животных
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Практическая работа (4 часа)
Творческое задание – сочинение
стихов на тему природы
Творческая работа в группах
Сочиняем стихи
о природе
Сочиняем стихи
о дружбе
Сочиняем стихи Индивидуальная творческая работа
о семье
Сочиняем стихи Творческое задание с использованием
о животных
рифмы и ритма
Поэзия и другие виды искусства (5 часов)
Поэзия и музыка Стихи, положенные на музыку.
Прослушивание и обсуждение
Стихи и рисунки Иллюстрирование стихотворений
Работа с
рифмами
Работа с ритмом
Усложненные упражнения на подбор
рифм
Создание ритмических цепочек,
чтение с разным ритмом
Выразительное
Чтение стихов с передачей разных
чтение
эмоций
Подготовка и проведение фестиваля поэзии (3 часа)
Подготовка к
Репетиции, подбор стихов,
поэтическому
подготовка выступлений
фестивалю
Поэтический
Совместная работа, учёт и
фестиваль:
исправление ошибок
репетиция
Поэтический
Проведение мероприятия,
праздник:
выступления обучающихся
выступление
Итоговое
Подведение итогов, обсуждение
занятие
впечатлений от программы в целом и
фестиваля в частности
13
Список использованной литературы:
1.
Барто, А. Л. Стихи для детей. — М.: Детская литература, 2010.
2.
Давыдова, Н. В. Коммуникативные универсальные учебные действия в
начальной школе. — М.: Просвещение, 2018.
3.
Кузнецова, Н. В. Развитие коммуникативных УУД в начальной школе. —
М.: ВАКО, 2020.
4.
5.
Левина, М. И. Психология общения и коммуникации. — СПб.: Питер,
2017.
Маршак, С. Я. Стихи и сказки. — М.: Детская литература, 2012.
6.
Чуковский, К. И. Сказки и стихи. — М.: АСТ, 2015.
Дополнительные ресурсы:
•
Интернет-ресурсы с детскими стихами и играми на развитие речи
(например, сайты «Детская литература», «Стихи.ру»).
14