РП_ВД_Волшебное слово_3 класс

Управление образования Артёмовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных
предметов»
(МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной
деятельности
«Волшебное слово» (34 часа)
3 класс

г. Артемовский, 2025

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………… 3 стр.
2. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности по курсу
«Волшебное слово» ……………………………………………..6 стр.
3. Содержание программы внеурочной деятельности по курсу
«Волшебное слово» …………………………………………….10 стр.
4. Тематическое планирование……………………………………11 стр.
Приложение 1. Календарно-тематический план………………12 стр.
5. Список использованной литературы …………………………..14 стр.

2

1.Пояснительная записка
В связи с переходом на новый образовательный стандарт внеурочная
деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что в современном
мире, полном информационных потоков и быстротечных коммуникаций,
особенно важно формировать у детей умение выражать свои чувства словами.
Программа "Волшебное слово" направлена на развитие у младших
школьников ценностного отношения к поэзии как средству эмоционального и
нравственного воспитания.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена её
способностью гармонично развивать личность ребенка, формировать у него
ценностные ориентиры, навыки общения и творческого самовыражения, что
является важной задачей современного начального образования.
Новизна программы состоит в том, что в процессе её реализации
происходит интеграция поэтического творчества с воспитанием нравственных
и коммуникативных компетенций младших школьников. В отличие от
традиционных программ по литературе, данная программа специально
ориентирована на развитие эмоционального интеллекта и культуры общения
через изучение и создание стихов, посвящённых добрым словам и ценностям.
Отличительной особенностью данной программы являются:
А). Фокус на воспитании культуры доброжелательного общения через поэзию.
Программа уникальна тем, что сочетает изучение поэзии с формированием у
младших школьников навыков художественного вкуса.
Б). Интеграция творческого и нравственного развития. В отличие от традицио
нных программ, здесь поэзия рассматривается не только как средство развития
речи, но и как инструмент воспитания нравственных качеств — доброты,
эмпатии, ответственности.
В). Использование
игровых
и
творческих
методов
обучения.
Программа предусматривает активное вовлечение детей в творческий процесс
через игры, инсценировки, коллективное сочинение стихов и творческие
мастерские, что повышает мотивацию и интерес к занятиям.

3

Г). Индивидуальный и дифференцированный подход. Учёт индивидуальных
особенностей и творческого потенциала каждого ребёнка позволяет создавать
условия для самовыражения и развития уверенности в своих силах.
Д). Межпредметная направленность. Программа
органично
дополняет
учебный курс по литературе и развитию речи, а также способствует развитию
коммуникативных и социальных навыков, что делает её комплексной и
всесторонней.
Особое внимание уделяется применению полученных знаний и умений
в повседневной жизни, что способствует формированию устойчивых навыков
доброжелательного общения и позитивного взаимодействия с окружающими.
В программе используются мультимедийные ресурсы, интерактивные
задания и современные формы работы, что делает процесс обучения более
динамичным и интересным для детей.

2. Ожидаемые результаты
Обучающиеся будут знать:
• Основные понятия поэзии и её жанровые особенности.
Что такое стихотворение, рифма, ритм, размер, а также основные виды
поэтических произведений, знакомых на уровне начальной школы.
• Основные
темы
и
мотивы
детской
поэзии.
Темы дружбы, доброты, природы, семьи, которые часто встречаются в
стихах, и их значение для формирования нравственных ценностей.
• Историю
и
творчество
известных
детских
поэтов.
Краткие сведения о классиках и современных авторах детской поэзии,
чьи произведения используются в программе.
• Правила
выразительного
чтения
стихов.
Как правильно интонировать, делать паузы, передавать настроение и
эмоции через голос при чтении поэтических текстов.
• Основы
создания
собственных
стихотворений.
Знания о том, как строится стих, как подбирать рифмы, создавать
простые ритмические конструкции и выражать свои мысли и чувства в
поэтической форме.
• Влияние
слов
на
эмоции
и
поведение
людей.
Понимание того, как добрые слова могут улучшить настроение, помочь
в общении и укрепить дружбу.
Обучающиеся будут уметь:
4

• Выразительно
читать
и
декламировать
стихи.
Правильно использовать интонацию, темп, паузы и эмоциональную
окраску для передачи смысла и настроения поэтических произведений.
• Анализировать
содержание
стихотворений.
Определять основную тему, настроение, главные образы и идеи, а также
обсуждать значение «волшебных слов» в текстах.
• Создавать
собственные
простые
стихотворения.
Подбирать рифмы, строить ритмические строки, выражать свои мысли,
чувства и впечатления в поэтической форме.
• Работать в коллективе при создании и обсуждении поэтических
произведений.
Участвовать в групповых творческих заданиях, слушать и уважать
мнения других, совместно создавать стихи и инсценировки.
• Проявлять
творческую
инициативу
и
самовыражение.
Использовать поэзию как средство выражения своих эмоций, мыслей и
жизненного опыта.
• Развивать навыки внимательного и уважительного общения.
Понимать важность слов в межличностных отношениях и применять это
знание в повседневной жизни.
Итогом воспитательной работы по программе является степень
сформированности таких качеств личности, как:
•

Эмпатия и эмоциональная отзывчивость.
Умение
понимать
и
сопереживать чувствам других людей, выражать свои эмоции адекватно
и конструктивно.

•

Коммуникативная культура. Навыки вежливого и корректного общения,
умение слушать и поддерживать диалог, разрешать конфликты мирным
путём.

•

Творческая активность и самовыражение. Готовность и способность
использовать поэзию как средство выражения своих мыслей, чувств и
жизненных ценностей.

•

Ответственность за свои слова и поступки. Осознание влияния слов на
окружающих и стремление использовать их во благо, формирование
позитивного отношения к миру и людям.
5

3. Планируемые результаты освоения
внеурочной деятельности по курсу

программы

«Волшебное слово»
В итоге изучения курса «Волшебное слово» обучающиеся в 3-м
классе начальной школы получат
Личностные результаты:
- Формирование у обучающихся доброжелательного и
уважительного отношения к окружающим.
- Развитие эмпатии, способности понимать и принимать чувства
других людей.
- Воспитание ответственности за свои слова и поступки.
- Повышение мотивации к творческому самовыражению через
поэзию.
- Формирование уверенности в публичных выступлениях.
Метапредметные результаты:
- Развитие коммуникативных навыков: умение слушать, вести
диалог, выражать свои мысли и чувства.
- Формирование навыков сотрудничества и работы в
коллективе.
- Развитие критического мышления через анализ поэтических
текстов.
- Освоение способов творческого поиска и решения задач.
Предметные результаты:
- Знание основных понятий и жанров поэзии, особенностей
детской поэзии.
- Умение выразительно читать и декламировать стихи.
- Навыки создания простых стихотворений с использованием
рифмы и ритма.
- Дети познакомятся с основами поэзии и научатся воспринимать
поэтические тексты.
- Разовьют навыки выразительного чтения и творческого мышления.
- Повысится интерес к литературе и родному языку.

6

Личностные универсальные учебные действия, которые будут
сформированы у школьника:
• Осознание важности доброжелательного и уважительного
отношения
к
окружающим.
Понимание того, что слова и поступки влияют на настроение
и отношения с другими людьми.
• Умение проявлять эмпатию и сочувствие в общении.
Уметь сопереживать чувствам других, проявлять заботу и
поддержку.
• Проявление инициативы в создании и исполнении
поэтических
произведений.
Инициативность в самостоятельном участии в творческих
заданиях, способность делиться своими стихами и идеями.
• Ценностное отношение к поэзии и искусству слова.
Уважение к творчеству других, умение ценить красоту и силу
слова.
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:
• Планировать учебную деятельность. Ставить простые
учебные цели, планировать последовательность действий при
выполнении творческих и учебных заданий.
• Контролировать и выполнять коррекцию выполненных
заданий.
Самостоятельно проверять правильность и полноту
выполнения заданий, вносить необходимые исправления.
• Давать
оценку
результатов
своей
деятельности.
Анализировать свои успехи и затруднения, делать выводы о
том, что получилось хорошо, а что требует доработки.
• Регулировать эмоциональное состояние. Навыки управления
своими эмоциями в процессе учебной и творческой
деятельности, поддержание положительного настроя.
• Самоорганизовываться и соблюдать правила поведения.
Организовывать своё рабочее место, соблюдать дисциплину и
правила взаимодействия в коллективе.

7

• Преодолевать затруднения с помощью учителя и сверстников.
Уметь обращаться за помощью, принимать советы и
рекомендации, использовать их для улучшения результатов.
Познавательные универсальные учебные действия, которые
будут сформированы у обучающихся:
• Выделение и формулирование познавательной цели.
Умение определять, что именно нужно узнать или понять в
процессе работы с поэтическими текстами.
• Анализ и синтез информации. Способность выделять главное
в стихотворениях, объединять отдельные элементы в
целостное понимание.
• Сравнение и классификация. Умение
сравнивать
разные
поэтические произведения, выделять их особенности и общие
черты.
• Обобщение и формулирование выводов. Навык делать
выводы на основе прочитанного и обсуждаемого материала.
• Построение логических рассуждений. Умение
аргументировать своё мнение, объяснять выбор слов и образов
в поэзии.
• Использование
различных
источников
информации.
Навыки поиска и использования дополнительной информации
(словарей, справочников, интернет-ресурсов) для понимания и
создания поэтических текстов.
• Применение знаково-символических средств.
Умение работать с рифмой, ритмом, метафорами и другими
поэтическими средствами для создания и анализа стихов.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Умение
слушать
и
понимать
собеседника.
Активное восприятие информации, проявление внимания и
интереса к высказываниям других.
2. Выражение своих мыслей и чувств в устной и письменной
форме. Способность ясно и корректно формулировать свои
идеи, эмоции и впечатления.
8

3. Ведение диалога и участие в коллективном обсуждении.
Навыки поддержания разговора, умение задавать вопросы,
уточнять и аргументировать свою точку зрения.
4. Сотрудничество
и
взаимодействие
в
группе.
Умение работать в команде, договариваться, распределять
роли и совместно достигать целей.
5. Уважительное
отношение
к
мнению
других.
Принятие разных точек зрения, толерантность и корректность
в общении.
6. Использование речевых средств для разрешения конфликтов.
Навыки конструктивного выражения несогласия, поиск
компромиссов и мирное урегулирование споров.
4. Предметные результаты
1. Умение читать и анализировать поэтические тексты.
Способность понимать содержание стихотворений, выделять
главную мысль и эмоциональную окраску.
2. Навыки создания собственных поэтических произведений.
Умение составлять короткие стихи или рифмованные фразы с
использованием «волшебных слов».
3. Развитие
орфографической
и
грамотности. Правильное
написание
препинания в творческих работах.

пунктуационной
слов и знаков

4. Формирование
навыков
выразительного
чтения.
Умение читать стихи с интонацией, передавая настроение и
смысл произведения.
5. Развитие
творческого
мышления
и
воображения.
Способность создавать оригинальные тексты и использовать
художественные средства языка.
После изучения данного курса по реализации основной цели учащиеся
должны знать:
1. Основы поэтической речи:
•

Что такое стихотворение, ритм, рифма.

•

Как поэзия помогает выразить чувства и мысли.
9

2. Основы самоконтроля и саморегуляции в общении:
•

Как контролировать свои эмоции и поведение, чтобы общение
было доброжелательным.

3. Основы сотрудничества и уважительного взаимодействия с
другими:
•

Значение умения слушать и понимать собеседника.

•

Как вести диалог и разрешать конфликты с помощью вежливых
слов.

5.Содержание программы:
1. Введение в поэзию
•

Что такое поэзия? (Объяснение простыми словами)

•

Чем поэзия отличается от рассказа или сказки?

•

Почему поэзия называется волшебной?

2. Знакомство с поэтическими жанрами и признаками стихотворений
•

Простые стихи, загадки, пословицы и поговорки.

•

Чтение и разучивание известных детских стихов.

3. Средства художественной выразительности; образцы и примеры
•

Анализ коротких стихотворений (например, А. Барто, С.
Михалков).

•

Обсуждение чувств, которые вызывают стихи.

4. Практическая часть
•

Создание собственных коротких стихов о добрых словах.

•

Игры на развитие воображения и ритма.

•

Рисование иллюстраций к стихам.

5. Поэзия и другие виды искусства. Закрепление и подведение итогов
•

Совместное чтение созданных стихов.

•

Обсуждение, как слова могут сделать мир лучше.

•

Итоговое занятие с подчеркиванием важности волшебных слов.

6. Подготовка и проведение поэтического фестиваля

10

3. Методы и формы работы.
•

Беседы и обсуждения

•

Чтение и анализ стихотворений

•

Игры на развитие речи и памяти

•

Творческие задания (сочинение стихов, рисование)

•

Групповые и индивидуальные задания

•

Выступления и презентации

6.Тематическое планирование
№
п/п

Название раздела

1
2
3
4
5
5
6

Введение в поэзию
Знакомство с поэтическими жанрами и признаками
Средства художественной выразительности
Образцы и примеры стихотворений
Практическая часть
Поэзия и другие виды искусства
Подготовка и проведение фестиваля поэзии
Итого

11

Кол-во
часов
2
7
5
7
4
5
4
34

Приложение 1

Календарно-тематический план
№
п/п
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17

Тема

Содержание

Дата
по
плану

Введение в поэзию (2 часа)
Инструктаж по ТБ, о правилах
поведения на занятиях
Введение в
Что такое поэзия? Знакомство с
поэзию
поэтическими текстами. Беседа,
чтение.
Знакомство с поэтическими признаками (7 часов)
Стихотворение – Структура стихотворения: строки,
что это?
строфы. Анализ простых стихов
Ритм в поэзии
Понятие ритма, упражнения на
ритмичное чтение
Рифма – что это? Понятие рифмы, подбор
рифмующихся слов. Игры
Звуки и сова в
Звуковая выразительность,
стихах
аллитерация, ассонанс
Выразительное
Работа над интонацией, паузами,
чтение:
ударениями
интонация
Чтение стихов
Практика чтения, работа в парах и
вслух
группах
Образы в поэзии Что такое образ? Рассмотрение
образов в стихах
Средства художественной выразительности (5 часов)
Эпитеты
Понятие эпитета. Нахождение
эпитетов в стихотворениях
Сравнения и
Понятия сравнения и метафоры,
метафоры
примеры
Приём
Находим и придумываем сами
олицетворения
олицетворения
Сочиняем
Творческое задание – составление
рифмованные
рифмованный пар
строки
Сочиняем
Создание простых четверостиший
короткие
стихотворения
Образцы и примеры стихотворений (7 часов)
Поэзия и
Как стихи влияют на чувства.
настроение
Обсуждение. Рисование
Поэтические
Игры на развитие памяти и речи с
игры
использованием стихов
Знакомство с
Чтение и обсуждение стихов
детскими
известных детских поэтов
поэтами
Вводный урок

12

Дата
По
факту

18

Стихи о природе

19

Стихи о дружбе

Тематический разбор стихов о
природе
Обсуждение темы дружбы в поэзии

20

Стихи о семье

Чтение и обсуждение стихов о семье

21

Стихи о
животных

Знакомство с поэзией о животных

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Практическая работа (4 часа)
Творческое задание – сочинение
стихов на тему природы
Творческая работа в группах

Сочиняем стихи
о природе
Сочиняем стихи
о дружбе
Сочиняем стихи Индивидуальная творческая работа
о семье
Сочиняем стихи Творческое задание с использованием
о животных
рифмы и ритма
Поэзия и другие виды искусства (5 часов)
Поэзия и музыка Стихи, положенные на музыку.
Прослушивание и обсуждение
Стихи и рисунки Иллюстрирование стихотворений
Работа с
рифмами
Работа с ритмом

Усложненные упражнения на подбор
рифм
Создание ритмических цепочек,
чтение с разным ритмом
Выразительное
Чтение стихов с передачей разных
чтение
эмоций
Подготовка и проведение фестиваля поэзии (3 часа)
Подготовка к
Репетиции, подбор стихов,
поэтическому
подготовка выступлений
фестивалю
Поэтический
Совместная работа, учёт и
фестиваль:
исправление ошибок
репетиция
Поэтический
Проведение мероприятия,
праздник:
выступления обучающихся
выступление
Итоговое
Подведение итогов, обсуждение
занятие
впечатлений от программы в целом и
фестиваля в частности

13

Список использованной литературы:
1.

Барто, А. Л. Стихи для детей. — М.: Детская литература, 2010.

2.

Давыдова, Н. В. Коммуникативные универсальные учебные действия в
начальной школе. — М.: Просвещение, 2018.

3.

Кузнецова, Н. В. Развитие коммуникативных УУД в начальной школе. —
М.: ВАКО, 2020.

4.

5.

Левина, М. И. Психология общения и коммуникации. — СПб.: Питер,
2017.
Маршак, С. Я. Стихи и сказки. — М.: Детская литература, 2012.

6.

Чуковский, К. И. Сказки и стихи. — М.: АСТ, 2015.
Дополнительные ресурсы:

•

Интернет-ресурсы с детскими стихами и играми на развитие речи
(например, сайты «Детская литература», «Стихи.ру»).

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».