РП_ВД_В мире профессий_4 класс

Управление образования Артѐмовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«В мире профессий » (34 часа)
4 класс

г.Артемовский, 2025

1.Результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности для 4 классов «В мире профессий» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного

образовательногостандартаначальногообщегообразования,концепциидуховно-

нравственного воспитания и

развития,

требованиям к основной образовательной программе начального общего образования. Данный курс является первой ступенькой в
профориентационной работе.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о
его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается
интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано
с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный,
закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 10-11 лет ограничены
его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика,
милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный.
Проблема профессиональной ориентации с учѐтом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой
определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и
успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности,
показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков
в будущем.
Задачи:

- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда,
представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или
иной профессии.

- воспитывать чувство уважения к труду взрослых;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, со- здание положительной основы для воспитания социальноличностных чувств;

- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности
Особенностью данной программы является:

- формирование на ранних стадиях социальной сферы интересов личности ребѐнка;
- ознакомление младших школьников с профессиями взрослых, в том числе родителей,
- обеспечение пропедевтики профориентационной подготовки.
Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребѐнка
личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное
самоопределение–это непросто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определѐнной профессии. Обучающиеся имеют
возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.

Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с
элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это
способствует формированию учебно- познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Режим работы: 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- предлагать помощь и сотрудничество;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей ;
Предметные результаты:
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям,
уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;
- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;
- оценивать своѐ знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в
знаниях и умениях.
Воспитательный потенциал внеурочной деятельности социального направления по курсу «Мир профессий» заключается в том, что на
уроках воспитываются и развиваются социально и личностно значимые качества, индивидуально-личностные позиции, ценностные установки:
внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в
себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, уважительное отношение к
культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и
социальная мотивация.

2.Содержание программы внеурочной деятельности.
Название раздела

Содержание

Правила выбора профессии

Великая радость – работа. «Быть нужным
людям…».
Составление рассказов, оформление выставок
«Самая нужная
профессия».Характер и выбор профессии.
Правила выбора профессии. Творческий проект
«Моя будущая профессия». Представление о себе и проблема выбора профессии. «Секреты»
выбора профессии(«хочу», «могу», «надо»).Как готовить себя к будущей профессии.

Мир профессий

Представление о труде взрослых .Профессии, без которых не обойтись. Исследование
«Необычная творческая профессия». Исследование «Профессии знаменитых земляков».
Встречи с представителями профессий. Экскурсии на производство

Эволюция профессий
Профессии моей семьи

Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса.
Как рождаются новые профессии. Исчезают ли профессии? Как приобрести профессию? «Я бы в
летчики пошел – пусть меня научат…»
Введение понятия династия. Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения
профессии? Выставка «Профессии моей семьи». Экскурсии, встречи. истории моей семьи.
Оформление страницы портфолио. Семейные династии. Оформление фото-картиночной странички
портфолио по теме: «Семейные династии».

3. Тематическое планирование.
№п/п
Тема
Введение (2ч)
1
Великая радость–работа.
2
«Конкурс стихов о труде»
Правила выбора профессии (6ч)
3
Творческий проект «Моя будущая профессия»
4
«Секреты»
выбора
профессии
(«хочу»,
«могу»,
«надо»)
5
Как готовить себя к будущей профессии.
6
Оформление
странички портфолио «Кем
быть?»,
«Каким быть?»
Мир профессий (14ч)
7-8
Профессии, без которых
не обойтись.
Профессия -спасатель.
9
Профессии, без которых не
обойтись.
Профессия-врач.
10
Профессии, которые нас кормят.
«Необычная
профессия».

творческая

Количество часов

Содержание

1
1

Викторина. Конкурс рисунков
Конкурс стихов

2
1

Проектная деятельность
Интерактивное занятие

1
2

Мини-исследование
Творческая работа

2

Экскурсия в пожарную часть..

1

2

Встреча с представителем
профессии.
Виртуальная экскурсия на
хлебозавод
Игра

1

11-12

Исследование

13-14
15-16

2
2

Практическая работа
Презентация, заочная экскурсия

17-18

Исследование «Профессии, которые нас одевают»
Исследование
«Профессии,
которые
помогают
путешествовать»
«Есть такая профессия- защищать Родину»

2

19-20
21

Исследование «Профессии знаменитых земляков»
Экскурсия на производство

2
1

Встреча с представителем
профессии, экскурсия в музей
Исследовательский проект

22

Обобщение по теме«Мир
профессий»
Игра «Все профессии важны,
все
профессии нужны!»

Эволюция профессий (6ч)
23
Эволюция профессий – как меняются условия труда и
трудовые обязанности в век прогресса
24-25
Как рождаются новые профессии
26
Исчезают ли профессии?
27
Как приобрести профессию?
28
«Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…»
Профессии моей семьи (6ч)
29-30
Кем работают мои родные?
31-32
Трудовая история моей семьи. Трудовая гордость моей
семьи.
33
Семейные династии
34
Вот у Коли, например, мама - милиционер
Итого
Интернет- ресурсы:

Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Электронный музей профессий - http://profvibor.ru/

Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
https://moeobrazovanie.ru/tags/уроки_для_начальных_классов

1
Викторина. Игра

1

Виртуальная экскурсия Обсуждение

2
1
1
1

Мини-исследование
Эвристическая беседа. Практикум
Практическая работа
Интерактивное занятие

2
2

Мини- исследование
Рассказ- выставка

1
1

Мини- проект
Заключительное занятие – игра.
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».