ДООП__Фантазия

Приложение
к программе дополнительного образования
(приказ №81/3-од от 30.08.2024)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Изостудия «Фантазия»»
Возраст обучающихся: 10-15
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Маликова Алёна Григорьевна,
педагог дополнительного образования

г. Артемовский
2024

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ИЗОСТУДИИ
«ФАНТАЗИЯ»

Пояснительная записка
Направленность программы: художественно-эстетическая
Актуальность программы: Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения, Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артемовского городского округа «Средняя
общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» и разработана в соответствии с требованиями
нормативно-правовых документов в области образования и защиты прав ребенка:
1. Федеральные законы и указы:
o Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79).
o Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

от 7 мая 2018 г. N 204.
2. Концепции и национальные проекты:
o Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2014 г. N 1726-р).
o Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р.
o Национальный проект "Образование".
3. Приказы Министерства просвещения Российской Федерации:
o Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №629 «Об утверждении порядка организации образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
o Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего, среднего общего образования»
o Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
o Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196».
o Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
4. Методические рекомендации:
o Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242).

o Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей (письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09).
5. Санитарные правила:
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28.

Региональные социально-экономические и социокультурные потребности, проблемы и потребности детей и родителей
В малых городах Уральского региона России жители сталкиваются с рядом уникальных социально-экономических и культурных проблем. В этих
населенных пунктах недостаточно мест для отдыха и развлечений, а единственные доступные просветительские учреждения — это библиотеки, которые
в основном посещают школьники. Интернет доступен не всем, что ограничивает возможности для дистанционного обучения и самореализации.
Дети часто проводят время в социальных сетях и мессенджерах, что приводит к недостатку культуры общения как со сверстниками, так и со старшим
поколением. В семьях часто возникают проблемы с заработной платой, много неблагополучных и неполных семей. Разводы родителей оказывают
негативное влияние на детей, усиливая атмосферу сплетен и негатива.
В связи с этим существует острая необходимость в программах, направленных на духовно-нравственное воспитание, формирование позитивного
отношения к миру, любви к себе, людям, природе и родному краю. Такие программы требуются не только со стороны государства и общества, но и
значительной частью родителей.
Потенциал образовательного учреждения высок, однако материальное обеспечение занятий в основном лежит на плечах родителей, так как материалы
приобретаются за их счет. Программа разработана с учетом использования самых недорогих и подручных материалов, что минимизирует финансовую
нагрузку на родителей.

Отличительные особенности программы, новизна
Программа предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Основой модернизации российского образования являются идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостной личности. По
мнению педагогов и психологов (Арутюнова Н. Д., Бахтина М. М., Выготский Л. С.), живопись, музыка и литература способствуют формированию
активной творческой личности.
Деятельностный подход в обучении предполагает активное участие ребенка в учебном процессе, что способствует развитию его самостоятельности. В
процессе рисования развиваются образные представления, художественный вкус, зрительная память и мышечно-двигательные функции. Искусство также
играет важную роль в здоровьесберегающих технологиях, помогая уравновесить умственную перегруженность и формировать нравственные качества.
Программа ориентирована на развитие личностных качеств и воспитание в духе патриотизма и толерантности. В кружке учащиеся расширяют кругозор,
изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества.
Отличительной чертой программы является применение разнообразных методов и приемов работы с материалами и техническими средствами обучения,
включая графические редакторы и конструкторы. Программа состоит из семи образовательных блоков: теория, практика, проектная деятельность,
посещение выставок, участие в конкурсах, коллективная и индивидуальная работа. Тематические модули направлены на усвоение теоретических знаний
и формирование практического опыта.
Педагогическая целесообразность программы основана на выводах Рудольфа Штейнера и принципах Вальдорфской школы, которые учитывают
возрастные особенности детей. Программа направлена на детей 10-15 лет, учитывая их физическое и психическое развитие.
Для девочек в этом возрасте характерно снижение работоспособности и капризность, тогда как мальчики проявляют избыток энергии. Школа должна
помогать учащимся справляться с этими изменениями, предоставляя конструктивные занятия.
Программа включает изучение пространственных форм, перспективы и законов композиции, что помогает детям выражать свои внутренние чувства и
переживания. Бумажная пластика и создание объемных конструкций развивают творческие способности и уверенность в себе.

Занятия включают рисование букв, каллиграфию и оформление совместной книги, что способствует развитию совместной практической деятельности.
Особое внимание уделяется изображению человека, что особенно интересно девочкам, посещающим изостудии.
Программа учитывает интересы мальчиков, предлагая им темы, связанные с их любимыми героями. Введение нового теоретического материала вызвано
требованиями творческой практики, что позволяет сохранять высокий творческий тонус.
Программу отличает использование современных образовательных технологий, включая индивидуальный подход, доступность, преемственность и
результативность. Формы и методы обучения включают дистанционное обучение, дифференцированное обучение, конкурсы и экскурсии.
Автор приняла решение создать программу на основе собственного опыта и увлечения Вальдорфской системой. В Вальдорфских школах применяются
рецитация, эвритмия, рисование форм и живопись, что способствует всестороннему развитию ребенка.
Дополнительное образование детей охватывает разнообразные интересы личности и способствует развитию самодисциплины, самоорганизованности и
навыков здорового образа жизни. Художественно-эстетическое направление помогает учащимся заниматься различными видами искусства, что
повышает их мотивацию и популяризирует искусство.
Режим занятий: Занятия проводятся в течение 1 года 3 раза в неделю по 3 часа. Общий объём программы составляет 96 учебных часов.
Целевая аудитория: Программа предназначена для детей среднего школьного возраста – 10–15 лет.
Система набора учащихся и принципы формирования групп.
Система набора детей в группы осуществляется на основе следующих принципов:
 Добровольность: Учащиеся и их родители самостоятельно принимают решение о зачислении в программу.
 Отсутствие предварительной подготовки: Программа рассчитана на детей без предварительной подготовки в области изобразительного
искусства.
 Уровень интересов и мотивации: При наборе учитываются интересы и мотивация детей к участию в художественной деятельности.
 Физическое здоровье: Учитывается состояние здоровья детей, чтобы избежать противопоказаний к занятиям.
 Равные возможности: Обеспечивается доступность программы для всех категорий детей, включая детей из неблагополучных и неполных
семей.

Формы реализации программы
Традиционная и модульная формы реализации, а также сетевое взаимодействие являются обоснованными и соответствуют современным
образовательным практикам.

Условия реализации программы
Условия реализации программы соответствуют всем требованиям, включая:
 Материально-техническое обеспечение: Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном необходимыми материалами и
инструментами для изобразительной деятельности. Используются доступные и недорогие материалы, что минимизирует затраты родителей.
 Кадровое обеспечение: Программа реализуется квалифицированным педагогом дополнительного образования, имеющим опыт работы в области
художественного образования и высшую квалификацию.
 Методические материалы: Программа обеспечена необходимыми методическими материалами, включая пособия, дидактические материалы и
методические рекомендации. Используются современные образовательные технологии и информационные методики.

Формы аттестации и контроля


Формы аттестации и контроля разрабатываются для определения результативности программы. Включают:
Фонд оценочных средств (ФОС): Описание форм диагностики (входящей, промежуточной и итоговой), перечень контрольно-измерительных
материалов (тесты, зачеты, проектные работы и т.д.).



Формы итоговой аттестации: Включают беседы, семинары, мастер-классы, творческие отчеты, выставки и презентации. В конце каждого
занятия проводится рефлексия, где вербально проговариваются результаты и достижения учащихся.
Текущий контроль:
 оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
 прогностический контроль: проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
 пооперационный контроль: контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций;
 рефлексивный контроль: обращён на ориентировочную основу действия и опирается на понимание принципов его построения.
Итоговый контроль:
 беседа;
 практическая работа;
 конкурс;
 выставка.
Самооценка и самоконтроль:
 определение учеником границ своего «знания-незнания», своих потенциальных возможностей;
 осознание проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся:
 выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком;
 недопущение сравнения его с другими детьми;
 данные по уровню усвоения программы заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание законов композиции, понимание
цветовых гармоний, техники использования, применение пластических, живописных и графических материалов.
Диагностические методики: Методика «Композиция» - диагностика уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для
испытуемых всех возрастов, Методика «Вид из окна» - изучение творческой самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, способности выражать
в своей изобразительной деятельности эстетическое отношение к окружающему миру, к миру своих переживаний.
При традиционном для отечественной психолого-педагогической практики подходе диагностика, обучение и развитие были доверены разным
специалистам, что в итоге приводит к тому, что ставит диагноз один специалист (психолог), а «лечит» (учит, воспитывает) - другой (педагог). Вот почему
так важно каждому педагогу иметь знания и в области психологии.
Не существует универсальной методики, с помощью которой можно сразу все «измерить» и понять в ребенке, дать исчерпывающую характеристику его
личных качеств, способностей, его познавательных процессов.
Одной из самых популярных концепций интеллектуально-творческого потенциала личности является модель, разработанная одним из известных
американских специалистов в области обучения детей. Дж. Рензулли. Его универсальная схема потенциала личности включает три характеристики:
 интеллектуальные способности
 креативные способности (способность к творчеству)
 настойчивость (мотивация, ориентация на задачу).
Кроме этого, в его модели учтены знания (эрудиция) и благоприятствующая, окружающая среда.
Диагностика и оценка развития творческих и художественных способностей школьников по предмету «Изобразительное искусство» в студии рисования
по 3-х годичной программе «ФАНТАЗЁРЫ». Методика подходит для использования в разных возрастных группах.
Тестирование помогает выявить:

творческий потенциал человека;

индивидуальный темп развития его художественных способностей;






глубину постижения программы по изобразительному искусству, ее отдельных тем;
профессиональную ориентацию подростка, глубину его интересов к изобразительному искусству;
служить для самооценки учеником и педагогом своей художественной культуры;
показатели и критерии анализа творческой активности - это оценка эффективности создания учителем творческой ситуации на уроках
изобразительного искусства и др.

Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: Развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта
художественно-творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи:
 содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание,
усидчивость;
 учить художественной грамоте и работе с различными художественными материалами, формировать художественный кругозор и помогать
приобретать опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами,
совершенствовать эстетический вкус;
 учить детей элементарным основам реалистичного рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с
особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки;
 способствовать овладению воспитанниками основами культуры практической работы различными художественными материалами и
инструментами для эстетической организации и оформления пространственной среды;
 обучать навыкам рисунка, живописи, скульптуры и композиции, передавать знания об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства, скульптуры;
 формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
 способствовать овладению умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти,
представлению, воображению).
Развивающие задачи:
 способствовать овладению средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способность к
анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
 развивать творческий потенциал, воображение, навыки сотрудничества в художественной деятельности;
 развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические
чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству;
 развивать творческий опыт как формирующий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
 формировать эмоционально-образный, художественный тип мышления;
 формировать, развивать и обогащать нравственные чувства, опыт уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
 формировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
 развивать воображение, творческий потенциал ребёнка, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески;



развивать художественно-творческие способности воспитанников, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти,
эмоционально-эстетического восприятия действительности.
Воспитательные задачи:
 воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества;
 воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству, воспитание
культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства;
 формировать понимание эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
 формировать активное, заинтересованное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
 осваивать художественную культуру как форму материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
 воспитывать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей, максимально способствовать формированию
правильных наклонностей, симпатии и склонности к добру, красоте, антипатии к проявлению уродливого и злого в мире и человеческой жизни,
формированию совести;
 формировать гражданскую позицию, патриотизм;
 воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
 воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
 воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к культуре и чтению литературы;
 приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
 в решении задач воспитания важно сетевое взаимодействие школ с различными культурно-просветительскими структурами, которые остаются
одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения
детей, молодежи.
Планируемые результаты
Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов должны достичь воспитанники в процессе овладения данной программой на
разных этапах. Поэтому в программе сформулированы конкретные знания, умения, навыки воспитанников. Отдельно выделяются прогнозируемые
результаты воспитания и развития ребенка, указаны методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы.
Воспитанник будет знать:
 технику безопасности на занятиях в изостудии;
 теорию образования светотени на поверхностях предметов, дополняя или расширяя знания по курсу географии, геометрии, астрономии;
 основные принципы перспективного построения объёмных изображений на плоскости, дополняя знания по курсу географии, геометрии,
астрономии;
 основы композиции. Как компоновать изображения на листе, какие выбирать размеры, форму, тон и цвет пятна, линии для максимальной
выразительности своего рисунка;
 основные этапы работы над рисунком;
 способы измерения пропорций, проверки собственного глазомера и метод визирования;
 теорию цветоведения, расширяя свои знания по курсу природоведения, географии, физики, астрономии;
 как свет и окружающая среда влияет на предметы и почему они имеют определённую окраску (опираясь или расширяя свои знания из курса
физики);
 основы пластических видов искусства и объёмного конструирования (бумажной пластики), опираясь или расширяя знания по курсу геометрии;
 приёмы и техники работы с различными графическими, пластическими и живописными материалами;




свойства различных материалов и их возможности для передачи необходимого изображения;
в общих чертах отличительные особенности образования цвета на светящемся экране монитора или другого электронного средства, понимать
разницу цветового круга (Ньютона, Гёте, Оствальда и Иттена) и цветовой круг для полиграфии и компьютерной графики-RGB.
Воспитанник будет уметь:
 правильно и безопасно пользоваться инструментами и материалами, такими как карандаши различной мягкости, бумага, акварель, гуашь, вода,
ластик и «клячка», тушь, перья плакатные, чернила, круглые и плоские, натуральные и синтетические кисти, клей ПВА, лаки и морилка на водной
основе, бумага плотная, тонкая, газетная, картон, ножницы, пластилин, глина, стеки, песок;
 использовать различные материалы для передачи объёма предметов на плоскости листа посредством штриха, опираясь на знания теории
образования светотени;
 компоновать на формате изображаемые объекты и выполнять конструктивное построение, необходимое для анализа формы предметов;
 передавать глубину пространства на плоскости листа, основываясь на знания линейной фронтальной перспективы и воздушной перспективы;
 вести работу над рисунками поэтапно, от общей формы к деталям;
 видеть и передавать, подбирать в живописных работах необходимые оттенки цвета, создавать собственные предметно-тематические композиции,
используя теорию цветоведения и основы композиции;
 использовать бумагу как пластический материал, создавая различные объёмные образы;
 создавать объёмные фигуры и придавать им различную фактуру, декорируя поверхность без использования каких-либо иных материалов, лепить
образы человека, животного, предметов окружающего мира;
 применять цветовой круг Иттена или RGB для различных творческих задач;
 пользоваться графическими редакторами (Paint, Paint Tool Sai, Krita) для различных задач. Paint для простого плоскостного геометрического
изображения, орнаментов. Paint Tool Sai, Krita для послойного рисования и покадровой анимации;
 находить нестандартные решения для дизайнерских и творческих задач.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
 развивать чувство цвета и цветовосприятие, глазомер;
 иметь терапевтический эффект от работы с различными художественными материалами;
 поднять самооценку и повысить собственный рейтинг в среде сверстников;
 увлекательно наполнить свободное время, найти хобби;
 творчески самовыражаться на языке изобразительных средств;
 получить поддержку и понимание единомышленников, которые так же нестандартно мыслят, обрести друзей;
 иметь комфортные условия для занятий творчеством;
 в поездках пополнять опыт решения задач бытового уровня;
 учиться взаимодействовать с детьми разного возраста и со сверстниками.
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
 интерес и любознательность к творчеству и биографиям художников, представляющих различные временные эпохи, принадлежащих к разным
социальным слоям в обществе и использующих разные по уровню знания и опыт, имеющих различные взгляды на жизнь и различное
мировоззрение, религиозные представления;
 доброжелательность к сверстникам и одногруппникам старшего и младшего возраста;
 толерантность и уважение к представителям других культур;
 уважительное отношение к старшему поколению;



понимание и поддержку детей, имеющих проблемы со здоровьем, лишённых возможности свободно двигаться и перемещаться, с нарушениями
моторики и пр.
Планируемые воспитательные результаты:
 ребёнок направлен на совместную деятельность и взаимодействие с другими людьми, имеет представление об основных ценностях, независим,
самостоятелен в своих поступках, использует ценности в поведении, взаимодействуя с окружающими, владеет способами оценки явлений
окружающей действительности, анализирует свои действия и поступки, действия и поступки других людей;
 рефлексивные навыки хорошо видны на различных этапах практической деятельности, а также в итоговых творческих работах. Педагог
акцентирует внимание на положительных результатах деятельности учащихся, даёт устную положительную оценку работе;
 ребёнок способен удерживать позитивный настрой, коллективную задачу, принимает ответственность за происходящее в группе, учится
организовывать свою деятельность, соотносит результаты с целью деятельности;
 ментальные новообразования возникают в процессе всей творческой и практической деятельности. Рисование форм развивает речь,
пространственное, логическое, рациональное и иррациональное, образное мышление;
 способы деятельности, включая интеллектуальную активность, развиваются через практическое исследование и работу с материалами,
использование разнообразных техник и приёмов;
 в студийной атмосфере создаются условия для самостоятельного творчества, что способствует формированию предметно-пространственных
навыков;
 опыт творческой деятельности формируется через практическое освоение различных видов художественной деятельности;
 опыт самопрезентации приобретается через представление своих работ и идей на занятиях;
 опыт взаимодействия в референтной группе формируется через коллективную работу и общение на занятиях;
 опыт участия в конкурсах и выставках стимулирует креативное мышление и повышает мотивацию;
 навыки самооценки развиваются через анализ и обсуждение работы, участие в выставках и конкурсах.

2.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Содержание общеразвивающей программы

Учебный (тематический) план:
п/п
Название раздела, темы
0 Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения. Организация рабочего места*.
Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Изучение перспективы.
1 Композиции на заданную тему с учётом перспективы. "Дорога в поле", "Лесная тропа".
Карандаши цветные, акварель, гуашь. Материалы по выбору.
Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Перспективное построение
2
плоской геометрической фигуры - квадрата и круга. Карандаш.
3 Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Построение многогранных

Количество часов
Вceгo Теория Практика

Формы
аттестации/контроля
Визуальный контроль на
протяжении всех занятий

1

0,75

0,25

2

0,5

1,5

Выставка

2

0,5

1,5

Выставка

3

1

2

Выставка

п/п

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

18
19
20
21

Название раздела, темы
геометрических тел в перспективе. Куб, призма, пирамида.
Тон в рисунке. Штрих и линия. Графическая композиция с учётом перспективного
построения объектов (дома, колодца, дороги). Темы композиции: "Будни маленького
города", "Старый колодец", "Заброшенная деревенька". Карандаш, тушь.
Изучение воздушной перспективы. Композиции на заданную тему учётом перспективы и
тона. "Дорога в поле", "Лесная тропа". Карандаши цветные, акварель, гуашь. Материалы
по выбору. Завершение работы.
Композиционное построение картины. Изучение основ композиции и анализ
произведения - картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи».
Рисунок, посвящённый экологии. Композиция "Берегите природу". Карандаши цветные,
акварельные краски, гуашь.
Натюрморт с геометрическим телом в технике гризайль. Акварель.
Натюрморт в стиле пуантилизма. Яркость и выразительность цвета. "Букет"
Развёртки из бумаги. Объёмные изображения животных из бумаги.
Маски для маскарада из картона, бумаги и пр. материалов для украшения.
Наброски и зарисовки с натуры человеческой фигуры в статичном положении.
Измерение пропорций*.
Наброски и зарисовки человека в движении с учётом пропорций человеческой фигуры*.
Многофигурная композиция на тему "Рождество", "Новогодний праздник", "Зимняя
сказка".
Декоративно-прикладное искусство. Узоры для ткани. Платок. Геометрический орнамент
в полосе.
Декоративно-прикладное искусство. Узоры для росписи. Поднос. Растительный орнамент
в круге (квадрате).
Народные промыслы. Лозоплетение, плетение из лыка и соломы, берестяные изделия.
Плетение из газетных трубочек изделия для праздничного стола. Конфетница, хлебница,
корзиночка для фруктов. Украшаем изделие своим декоративным растительным
орнаментом в полосе и круге.
Национальные костюмы. Ювелирные изделия и украшения. Композиция на тему
"Национальный сказочный герой".
Дымковская игрушка. "Барыня", "Петух". Лепка из глины. Обжиг и роспись изделий.
Пропорции головы человека. Портрет и характер. Сила и твёрдость. Мужественное лицо
героя-победителя. Карандаш, гуашь или акварель на выбор.
Пропорции головы человека. Характер. Женственность. Нежность и мягкость. Портрет

Количество часов
Вceгo Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

2

0,5

1,5

Выставка

2

0,5

1,5

Выставка

3

2,5

0,5

Выставка

3

0

3

Выставка

2
3
3
2

0,5
0,5
1
0,5

1,5
2,5
2
1,5

Выставка
Выставка
Выставка
Выставка

7.5

0,5

7

Выставка

7

0,5

6,5

Выставка

3

0,5

2,5

Выставка

2

0,5

1,5

Выставка

2

0,5

1,5

Выставка

3

0,5

2,5

Выставка

3

1

2

Выставка

3

1

2

Выставка

2

0,5

1,5

Выставка

2

0,5

1,5

Выставка

п/п

22
23
24
25
26
27
28

Название раздела, темы
мамы. Карандаш, гуашь или акварель на выбор.
Стиль. Книжная графика. Книжная страница с текстом и иллюстрацией.
Искусство каллиграфии. Декоративное оформление заглавной буквы или названия книги.
Индивидуальная работа над оформлением страницы книги. Проработка деталей.
Коллективная работа. Сшиваем страницы.
Современные инструменты художника. Знакомство с графическими программами.
Компьютерная графика. Рисование на компьютере.
Рисование песком - снимаем мультик.
Выездные мероприятия (посещение выставочных залов, музеев, мастерских местных
художников).

29 Подготовка и участие в конкурсах разного уровня.

Количество часов
Вceгo Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

3.5
2
2
2

1,5
0,5
0,5
0

2
1,5
1,5
2

Выставка
Выставка
Выставка
Выставка

3

2

1

Выставка

3

0,5

2,5

8

8

0

10

0,5

9,5

Мультфильм
Анализ работ. Выставка,
аннотация к конкурсу.

Итого: 96 часов. Из них теория – 28,25 час , практика -67,75 час.
* На каждом занятии на данные темы выделяется время, и как отдельная тема курса не прописывается в журнале как тема, но указывается в примечаниях.

Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
 помещение для занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и оборудовано необходимым
количеством мест из расчёта 3,5 м² на одного ученика;
 в наличии должны быть все материалы и инструменты, необходимые для работы: простой карандаш, фломастеры, цветные карандаши,
восковые мелки, акварельные краски и гуашь, ножницы канцелярские, клей ПВА и клей-карандаш, кисточки для клея и красок, баночки для
воды, глина и пластилин для лепки, песок, спицы вязальные, картон, бумага для рисования, цветная, тонкая газетная, старые журналы,
салфетки, тряпочки и губки, нитки для вязания и шитья, природные материалы (осенние сухие листья);
 оборудование: доска, цветные мелки, регулируемые по наклону учебные столы, стулья, освещение, муфельная печь, шкафы и полочки для
просушки изделий из глины, световой стол/планшет для рисования песком (песочная анимация).
Кадровое обеспечение:
 педагог дополнительного образования соответствует уровню образования, обладает необходимой (высшей категории) квалификацией и
опытом работы в сфере изобразительного искусства и педагогики.
Методические материалы:
 методика организации теоретических и практических занятий представлена в виде правил и алгоритмов;
 использование методических приёмов, таких как «забегание вперед» и «возвращение к пройденному», придаёт объемность
последовательному освоению материала;
 метод наблюдения и исследования натуры заключается во внимательном рассмотрении и анализе геометрических форм изображаемых
объектов, понимании их светотеневой моделировки для передачи объёма на плоскости листа;




разъяснение последовательности действий и операций для обучения основ композиции и академического рисунка.
За годы работы накоплен фонд работ учащихся, масса методических материалов для работы.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Текущий контроль:
 оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
 прогностический контроль: проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
 пооперационный контроль: контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций;
 рефлексивный контроль: обращён на ориентировочную основу действия и опирается на понимание принципов его построения.
Итоговый контроль:

беседа;
 конкурс;

практическая работа;
 выставка.
Самооценка и самоконтроль:
 определение учеником границ своего «знания-незнания», своих потенциальных возможностей;
 осознание проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся:
 выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком;
 недопущение сравнения его с другими детьми;
 данные по уровню усвоения программы заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание законов композиции,
понимание цветовых гармоний, техники использования, применение пластических, живописных и графических материалов.
Диагностические методики: Методика «Композиция» - диагностика уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для
испытуемых всех возрастов, Методика «Вид из окна» - изучение творческой самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, способности выражать
в своей изобразительной деятельности эстетическое отношение к окружающему миру, к миру своих переживаний.
При традиционном для отечественной психолого-педагогической практики подходе диагностика, обучение и развитие были доверены разным
специалистам, что в итоге приводит к тому, что ставит диагноз один специалист (психолог), а «лечит» (учит, воспитывает) - другой (педагог). Вот почему
так важно каждому педагогу иметь знания и в области психологии.
Не существует универсальной методики, с помощью которой можно сразу все «измерить» и понять в ребенке, дать исчерпывающую характеристику его
личных качеств, способностей, его познавательных процессов.
Одной из самых популярных концепций интеллектуально-творческого потенциала личности является модель, разработанная одним из известных
американских специалистов в области обучения детей. Дж. Рензулли. Его универсальная схема потенциала личности включает три характеристики:
 интеллектуальные способности
 креативные способности (способность к творчеству)
 настойчивость (мотивация, ориентация на задачу).
Кроме этого, в его модели учтены знания (эрудиция) и благоприятствующая, окружающая среда.
Диагностика и оценка развития творческих и художественных способностей школьников по предмету «Изобразительное искусство» в студии рисования
по 3-х годичной программе «ФАНТАЗЁРЫ». Методика подходит для использования в разных возрастных группах.
Тестирование помогает выявить:

творческий потенциал человека;

индивидуальный темп развития его художественных способностей;

глубину постижения программы по изобразительному искусству, ее отдельных тем;





профессиональную ориентацию подростка, глубину его интересов к изобразительному искусству;
служить для самооценки учеником и педагогом своей художественной культуры;
показатели и критерии анализа творческой активности - это оценка эффективности создания учителем творческой ситуации на уроках
изобразительного искусства и др.

Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
№ п/п

Основные характеристики образовательного процесса

1

Количество учебных недель

34

2

Количество дней для занятий

44/53

3

Количество часов в неделю

3

4

Количество часов

96

5

Недель в I полугодии

15

6

Недель во II полугодии

19

7

Начало занятий

8

Каникулы

10

Окончание учебного года

10 сентября 2024 года
Каникулы пройдут в периоды
07.10.2024 – 13.10.2024
18.11.2024 – 24.11.2024
30.12.2024 – 08.01.2025
17.02.2025 – 24.02.2025
07.04.2025 – 13.04.2025
09.06.2025 – 31.08.2025

26 мая 2025 года

1 учебный модуль с 02.09.2024 по 06.10.2024
2 учебный модуль с 14.10.2024 по 17.11.2024
3 учебный модуль с 25.11.2024 по 29.12.2024
4 учебный модуль с 08.01.2025 по 16.02.2025
5 учебный модуль с 25.02.2025 по 06.04.2025
6 учебный модуль с 14.04.2025 по 08.06.2025

Уточняющая информация к вышеуказанным датам:
с 27.05.2025 по 08.06.2025 – проектная деятельность, внеурочная деятельность, индивидуальные консультации, образовательные экскурсии,
профориентационные мероприятия в целях реализации основной образовательной программы в полном объеме;
Список литературы:
Нормативные документы:
Федеральные законы и указы:
.1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79).
.2. Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года" от 7 мая 2018 г. N 204.
Концепции и национальные проекты:
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р).
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р.
Национальный проект "Образование".
Приказы Министерства просвещения Российской Федерации:
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №629 «Об утверждении порядка организации образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196».
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Методические рекомендации:
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242).
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09).
Санитарные правила:
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28.

Литература для педагогов:
1. Арнхейм Рудольф Искусство и визуальное восприятие. Издательство «Прогресс», Москва, 1974.
2. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл. – М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе. Статья из сборника материалов
Всероссийской научно-практической конференции Том №1 «Общество. Культура, личность. Актуальные проблемы образования». ГАОУ ДПО
НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2012 год.
4. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства — М.: Прометей, 1994.
5. Бастид Р. О чём говорят цвета. Мифы и символы. //Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958.
6. Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во
«НАИРИ», 2006.
7. Бранский В. П. Искусство и философия. — М.: Янтарный сказ, 1999.
8. Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во
«НАИРИ», 2006.
9. Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций //
Молодой учёный. — 2012.
10. Бюхи П. Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм, Киев: Наири, 2011.
11. Бюхи П. "Терапия рисованием форм"/ Перевод с немецкого Л. Деменковой, (Ориг. название Anregungen zum Formenzeichnen in Erziehung und
Therapie) Киев: НАИРИ, 2014.
12. Ливехуд Б. Фазы развития ребёнка. Издано на русском: "Духовное познание", Калуга, 1998.
13. Общая психология: Учебник / Под ред. А. В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004.
14. Цикл лекций (занятий) Питера Бюхи: «От движения, которое образовывает форму, к движению формы». Киев, Харьков, 21 апреля, 2014.
15. Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. - М.: Знание, 1982. - 64 с.
16. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
17. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1–4 классов. – М., 1998.
18. Иванов И.И. Методика преподавания изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 2020.
19. Ионова Е. Н., Топтыгин А.Л. Рисование форм как учебный предмет в вальдорфской школе. - Харьков, 1997.
20. Искусство воспитания. Методика и дидактика, М. 1996.
21. Клементьева М. В., Кучина Т. И. Основы психолингвистики и психосемиотики: Учебное пособие. – М.: Прометей, 2024.
22. Кандинский В. О духовном в искусстве. — М.: Архимед, 1992.
23. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать – М.: Столетие, 1998.
24. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
25. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
26. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
27. Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания школьников младших классов. – Архангельск, 1995.
28. Кох Э., Вагнер Г. "Индивидуальность цвета". - М., 1995.
29. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: уч. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.:
Просвещение, 1984.
30. Кузин В. С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1–4 классы) – М., 2005.

31. Кулагина И. Ю. Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие –
М.: Академический проект, 2015.
32. Кьюли Р. Рисование форм" Перевод Зарубиной Е. Н. г. Ростов-на-Дону.
33. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
34. Нелюбова М. В. Психология цвета. Авторский курс лекций // Студия "Видеотон", URL: http://www.videoton.ru/Articles/pshiho_color.html (дата
обращения: 05.09.2021).
35. Неменский Б.М. Мудрость красоты – М.: Просвещение, 1987.
36. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
37. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
38. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
39. Обухов Я. Л. Красный цвет // Журнал практического психолога. — 1996. — №5.
40. Петрова П.П. Психолого-педагогические основы дополнительного образования детей. – СПб.: Питер, 2019.
41. Праченко О. В. Семантика фразеологизмов и пословиц с компонентом «цвет» (на материале русского и английского языков) // Русская и
сопоставительная филология: взгляд молодых. — Казань: КГУ, 2003.
42. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов . – М.: Академический проект, 2008.
43. Серов Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония. — СПб.: ЛИСС, 1993.
44. Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. — СПб.: Речь, 2003.
45. Семёнова М. "Мы - славяне! Популярная энциклопедия" URL: www.hnh.ru/culture/We_are_slavs_encyclopedia (дата обращения 05.09.2021).
46. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
47. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Васьков М.А.: Конфликтология. Учебник. Ростов на Дону: Феникс, 2004.
48. Штейнер Р. Педагогика, основанная на познании человека, М.1996.
49. Штейнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения…М.1995.
50. Юнеман М., Вайтман Ф. "Уроки искусства в вальдорфской школе. Живопись и рисование". - М., 1998.
51. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 189 с. ISBN 5-8428-0269-4.
52. Яньшин П.В. Психосемантика цвета – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 368 с. – ISBN 5-9268-0485-X.
Список литературы для родителей:
1. Галеев Б.М. Поющая радуга. - Казань: Таткнигоиздат, 1980. - 120 с.
2. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
3. Вагнер Э. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и переживанию цвета. Пер., Издательство: Деметра, 2009.
4. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
5. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
6. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
7. Кузнецова К.К. Как помочь ребенку раскрыть творческий потенциал. – СПб.: Азбука, 2020.
8. Кволс К. «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания» — СПб.: ИГ «Весь», 2006.
9. Лободина Н. В. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 2006.
10. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
11. Маховская О.И. «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить». — М.:Эксмо-Пресс, 2013
12. Млодик И.Ю. «Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога». — М.: Генезис, 2011

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Рыбкина А. А. Народные куклы. Народные игрушки. URL: https://www.rukukla.ru/ (дата обращения: 05.09.2021).
Сидоров С.С. Воспитание через творчество. – М.: АСТ, 2021.
Сковронская Л.В. «Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей». — М.: Генезис, 2014
Фабер А., Мазлиш Э. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». — М.: Эксмо, 2009
Фабер А., Мазлиш Э. «Свободные дети, свободные родители». — М.: Эксмо, 2014.
Хухлаева О.В. «В каждом ребенке — солнце». — М.: Генезис, 2009
Штейнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения…М.1995.
Эйстад Г. «Самооценка у детей и подростков». — М.: Альпина Паблишер, 2014


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».