Приложение к программе дополнительного образования (приказ №81/3-од от 30.08.2024) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности «Изостудия «Фантазия»» Возраст обучающихся: 10-15 Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Маликова Алёна Григорьевна, педагог дополнительного образования г. Артемовский 2024 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ИЗОСТУДИИ «ФАНТАЗИЯ» Пояснительная записка Направленность программы: художественно-эстетическая Актуальность программы: Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» и разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области образования и защиты прав ребенка: 1. Федеральные законы и указы: o Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79). o Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 7 мая 2018 г. N 204. 2. Концепции и национальные проекты: o Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р). o Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р. o Национальный проект "Образование". 3. Приказы Министерства просвещения Российской Федерации: o Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». o Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» o Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». o Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196». o Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 4. Методические рекомендации: o Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242). o Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09). 5. Санитарные правила: Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28. Региональные социально-экономические и социокультурные потребности, проблемы и потребности детей и родителей В малых городах Уральского региона России жители сталкиваются с рядом уникальных социально-экономических и культурных проблем. В этих населенных пунктах недостаточно мест для отдыха и развлечений, а единственные доступные просветительские учреждения — это библиотеки, которые в основном посещают школьники. Интернет доступен не всем, что ограничивает возможности для дистанционного обучения и самореализации. Дети часто проводят время в социальных сетях и мессенджерах, что приводит к недостатку культуры общения как со сверстниками, так и со старшим поколением. В семьях часто возникают проблемы с заработной платой, много неблагополучных и неполных семей. Разводы родителей оказывают негативное влияние на детей, усиливая атмосферу сплетен и негатива. В связи с этим существует острая необходимость в программах, направленных на духовно-нравственное воспитание, формирование позитивного отношения к миру, любви к себе, людям, природе и родному краю. Такие программы требуются не только со стороны государства и общества, но и значительной частью родителей. Потенциал образовательного учреждения высок, однако материальное обеспечение занятий в основном лежит на плечах родителей, так как материалы приобретаются за их счет. Программа разработана с учетом использования самых недорогих и подручных материалов, что минимизирует финансовую нагрузку на родителей. Отличительные особенности программы, новизна Программа предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Основой модернизации российского образования являются идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостной личности. По мнению педагогов и психологов (Арутюнова Н. Д., Бахтина М. М., Выготский Л. С.), живопись, музыка и литература способствуют формированию активной творческой личности. Деятельностный подход в обучении предполагает активное участие ребенка в учебном процессе, что способствует развитию его самостоятельности. В процессе рисования развиваются образные представления, художественный вкус, зрительная память и мышечно-двигательные функции. Искусство также играет важную роль в здоровьесберегающих технологиях, помогая уравновесить умственную перегруженность и формировать нравственные качества. Программа ориентирована на развитие личностных качеств и воспитание в духе патриотизма и толерантности. В кружке учащиеся расширяют кругозор, изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества. Отличительной чертой программы является применение разнообразных методов и приемов работы с материалами и техническими средствами обучения, включая графические редакторы и конструкторы. Программа состоит из семи образовательных блоков: теория, практика, проектная деятельность, посещение выставок, участие в конкурсах, коллективная и индивидуальная работа. Тематические модули направлены на усвоение теоретических знаний и формирование практического опыта. Педагогическая целесообразность программы основана на выводах Рудольфа Штейнера и принципах Вальдорфской школы, которые учитывают возрастные особенности детей. Программа направлена на детей 10-15 лет, учитывая их физическое и психическое развитие. Для девочек в этом возрасте характерно снижение работоспособности и капризность, тогда как мальчики проявляют избыток энергии. Школа должна помогать учащимся справляться с этими изменениями, предоставляя конструктивные занятия. Программа включает изучение пространственных форм, перспективы и законов композиции, что помогает детям выражать свои внутренние чувства и переживания. Бумажная пластика и создание объемных конструкций развивают творческие способности и уверенность в себе. Занятия включают рисование букв, каллиграфию и оформление совместной книги, что способствует развитию совместной практической деятельности. Особое внимание уделяется изображению человека, что особенно интересно девочкам, посещающим изостудии. Программа учитывает интересы мальчиков, предлагая им темы, связанные с их любимыми героями. Введение нового теоретического материала вызвано требованиями творческой практики, что позволяет сохранять высокий творческий тонус. Программу отличает использование современных образовательных технологий, включая индивидуальный подход, доступность, преемственность и результативность. Формы и методы обучения включают дистанционное обучение, дифференцированное обучение, конкурсы и экскурсии. Автор приняла решение создать программу на основе собственного опыта и увлечения Вальдорфской системой. В Вальдорфских школах применяются рецитация, эвритмия, рисование форм и живопись, что способствует всестороннему развитию ребенка. Дополнительное образование детей охватывает разнообразные интересы личности и способствует развитию самодисциплины, самоорганизованности и навыков здорового образа жизни. Художественно-эстетическое направление помогает учащимся заниматься различными видами искусства, что повышает их мотивацию и популяризирует искусство. Режим занятий: Занятия проводятся в течение 1 года 3 раза в неделю по 3 часа. Общий объём программы составляет 96 учебных часов. Целевая аудитория: Программа предназначена для детей среднего школьного возраста – 10–15 лет. Система набора учащихся и принципы формирования групп. Система набора детей в группы осуществляется на основе следующих принципов: Добровольность: Учащиеся и их родители самостоятельно принимают решение о зачислении в программу. Отсутствие предварительной подготовки: Программа рассчитана на детей без предварительной подготовки в области изобразительного искусства. Уровень интересов и мотивации: При наборе учитываются интересы и мотивация детей к участию в художественной деятельности. Физическое здоровье: Учитывается состояние здоровья детей, чтобы избежать противопоказаний к занятиям. Равные возможности: Обеспечивается доступность программы для всех категорий детей, включая детей из неблагополучных и неполных семей. Формы реализации программы Традиционная и модульная формы реализации, а также сетевое взаимодействие являются обоснованными и соответствуют современным образовательным практикам. Условия реализации программы Условия реализации программы соответствуют всем требованиям, включая: Материально-техническое обеспечение: Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном необходимыми материалами и инструментами для изобразительной деятельности. Используются доступные и недорогие материалы, что минимизирует затраты родителей. Кадровое обеспечение: Программа реализуется квалифицированным педагогом дополнительного образования, имеющим опыт работы в области художественного образования и высшую квалификацию. Методические материалы: Программа обеспечена необходимыми методическими материалами, включая пособия, дидактические материалы и методические рекомендации. Используются современные образовательные технологии и информационные методики. Формы аттестации и контроля Формы аттестации и контроля разрабатываются для определения результативности программы. Включают: Фонд оценочных средств (ФОС): Описание форм диагностики (входящей, промежуточной и итоговой), перечень контрольно-измерительных материалов (тесты, зачеты, проектные работы и т.д.). Формы итоговой аттестации: Включают беседы, семинары, мастер-классы, творческие отчеты, выставки и презентации. В конце каждого занятия проводится рефлексия, где вербально проговариваются результаты и достижения учащихся. Текущий контроль: оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения; прогностический контроль: проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный контроль: контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций; рефлексивный контроль: обращён на ориентировочную основу действия и опирается на понимание принципов его построения. Итоговый контроль: беседа; практическая работа; конкурс; выставка. Самооценка и самоконтроль: определение учеником границ своего «знания-незнания», своих потенциальных возможностей; осознание проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся: выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком; недопущение сравнения его с другими детьми; данные по уровню усвоения программы заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание законов композиции, понимание цветовых гармоний, техники использования, применение пластических, живописных и графических материалов. Диагностические методики: Методика «Композиция» - диагностика уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов, Методика «Вид из окна» - изучение творческой самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, способности выражать в своей изобразительной деятельности эстетическое отношение к окружающему миру, к миру своих переживаний. При традиционном для отечественной психолого-педагогической практики подходе диагностика, обучение и развитие были доверены разным специалистам, что в итоге приводит к тому, что ставит диагноз один специалист (психолог), а «лечит» (учит, воспитывает) - другой (педагог). Вот почему так важно каждому педагогу иметь знания и в области психологии. Не существует универсальной методики, с помощью которой можно сразу все «измерить» и понять в ребенке, дать исчерпывающую характеристику его личных качеств, способностей, его познавательных процессов. Одной из самых популярных концепций интеллектуально-творческого потенциала личности является модель, разработанная одним из известных американских специалистов в области обучения детей. Дж. Рензулли. Его универсальная схема потенциала личности включает три характеристики: интеллектуальные способности креативные способности (способность к творчеству) настойчивость (мотивация, ориентация на задачу). Кроме этого, в его модели учтены знания (эрудиция) и благоприятствующая, окружающая среда. Диагностика и оценка развития творческих и художественных способностей школьников по предмету «Изобразительное искусство» в студии рисования по 3-х годичной программе «ФАНТАЗЁРЫ». Методика подходит для использования в разных возрастных группах. Тестирование помогает выявить: творческий потенциал человека; индивидуальный темп развития его художественных способностей; глубину постижения программы по изобразительному искусству, ее отдельных тем; профессиональную ориентацию подростка, глубину его интересов к изобразительному искусству; служить для самооценки учеником и педагогом своей художественной культуры; показатели и критерии анализа творческой активности - это оценка эффективности создания учителем творческой ситуации на уроках изобразительного искусства и др. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: Развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности. Задачи: Образовательные задачи: содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость; учить художественной грамоте и работе с различными художественными материалами, формировать художественный кругозор и помогать приобретать опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствовать эстетический вкус; учить детей элементарным основам реалистичного рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки; способствовать овладению воспитанниками основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления пространственной среды; обучать навыкам рисунка, живописи, скульптуры и композиции, передавать знания об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры; формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности; способствовать овладению умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению). Развивающие задачи: способствовать овладению средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способность к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; развивать творческий потенциал, воображение, навыки сотрудничества в художественной деятельности; развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству; развивать творческий опыт как формирующий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; формировать эмоционально-образный, художественный тип мышления; формировать, развивать и обогащать нравственные чувства, опыт уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; формировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; развивать воображение, творческий потенциал ребёнка, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески; развивать художественно-творческие способности воспитанников, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности. Воспитательные задачи: воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества; воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству, воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства; формировать понимание эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; формировать активное, заинтересованное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осваивать художественную культуру как форму материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; воспитывать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей, максимально способствовать формированию правильных наклонностей, симпатии и склонности к добру, красоте, антипатии к проявлению уродливого и злого в мире и человеческой жизни, формированию совести; формировать гражданскую позицию, патриотизм; воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности; воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к культуре и чтению литературы; приобщить ребенка к здоровому образу жизни; в решении задач воспитания важно сетевое взаимодействие школ с различными культурно-просветительскими структурами, которые остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, молодежи. Планируемые результаты Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов должны достичь воспитанники в процессе овладения данной программой на разных этапах. Поэтому в программе сформулированы конкретные знания, умения, навыки воспитанников. Отдельно выделяются прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка, указаны методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы. Воспитанник будет знать: технику безопасности на занятиях в изостудии; теорию образования светотени на поверхностях предметов, дополняя или расширяя знания по курсу географии, геометрии, астрономии; основные принципы перспективного построения объёмных изображений на плоскости, дополняя знания по курсу географии, геометрии, астрономии; основы композиции. Как компоновать изображения на листе, какие выбирать размеры, форму, тон и цвет пятна, линии для максимальной выразительности своего рисунка; основные этапы работы над рисунком; способы измерения пропорций, проверки собственного глазомера и метод визирования; теорию цветоведения, расширяя свои знания по курсу природоведения, географии, физики, астрономии; как свет и окружающая среда влияет на предметы и почему они имеют определённую окраску (опираясь или расширяя свои знания из курса физики); основы пластических видов искусства и объёмного конструирования (бумажной пластики), опираясь или расширяя знания по курсу геометрии; приёмы и техники работы с различными графическими, пластическими и живописными материалами; свойства различных материалов и их возможности для передачи необходимого изображения; в общих чертах отличительные особенности образования цвета на светящемся экране монитора или другого электронного средства, понимать разницу цветового круга (Ньютона, Гёте, Оствальда и Иттена) и цветовой круг для полиграфии и компьютерной графики-RGB. Воспитанник будет уметь: правильно и безопасно пользоваться инструментами и материалами, такими как карандаши различной мягкости, бумага, акварель, гуашь, вода, ластик и «клячка», тушь, перья плакатные, чернила, круглые и плоские, натуральные и синтетические кисти, клей ПВА, лаки и морилка на водной основе, бумага плотная, тонкая, газетная, картон, ножницы, пластилин, глина, стеки, песок; использовать различные материалы для передачи объёма предметов на плоскости листа посредством штриха, опираясь на знания теории образования светотени; компоновать на формате изображаемые объекты и выполнять конструктивное построение, необходимое для анализа формы предметов; передавать глубину пространства на плоскости листа, основываясь на знания линейной фронтальной перспективы и воздушной перспективы; вести работу над рисунками поэтапно, от общей формы к деталям; видеть и передавать, подбирать в живописных работах необходимые оттенки цвета, создавать собственные предметно-тематические композиции, используя теорию цветоведения и основы композиции; использовать бумагу как пластический материал, создавая различные объёмные образы; создавать объёмные фигуры и придавать им различную фактуру, декорируя поверхность без использования каких-либо иных материалов, лепить образы человека, животного, предметов окружающего мира; применять цветовой круг Иттена или RGB для различных творческих задач; пользоваться графическими редакторами (Paint, Paint Tool Sai, Krita) для различных задач. Paint для простого плоскостного геометрического изображения, орнаментов. Paint Tool Sai, Krita для послойного рисования и покадровой анимации; находить нестандартные решения для дизайнерских и творческих задач. Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи: развивать чувство цвета и цветовосприятие, глазомер; иметь терапевтический эффект от работы с различными художественными материалами; поднять самооценку и повысить собственный рейтинг в среде сверстников; увлекательно наполнить свободное время, найти хобби; творчески самовыражаться на языке изобразительных средств; получить поддержку и понимание единомышленников, которые так же нестандартно мыслят, обрести друзей; иметь комфортные условия для занятий творчеством; в поездках пополнять опыт решения задач бытового уровня; учиться взаимодействовать с детьми разного возраста и со сверстниками. Воспитанник способен проявлять следующие отношения: интерес и любознательность к творчеству и биографиям художников, представляющих различные временные эпохи, принадлежащих к разным социальным слоям в обществе и использующих разные по уровню знания и опыт, имеющих различные взгляды на жизнь и различное мировоззрение, религиозные представления; доброжелательность к сверстникам и одногруппникам старшего и младшего возраста; толерантность и уважение к представителям других культур; уважительное отношение к старшему поколению; понимание и поддержку детей, имеющих проблемы со здоровьем, лишённых возможности свободно двигаться и перемещаться, с нарушениями моторики и пр. Планируемые воспитательные результаты: ребёнок направлен на совместную деятельность и взаимодействие с другими людьми, имеет представление об основных ценностях, независим, самостоятелен в своих поступках, использует ценности в поведении, взаимодействуя с окружающими, владеет способами оценки явлений окружающей действительности, анализирует свои действия и поступки, действия и поступки других людей; рефлексивные навыки хорошо видны на различных этапах практической деятельности, а также в итоговых творческих работах. Педагог акцентирует внимание на положительных результатах деятельности учащихся, даёт устную положительную оценку работе; ребёнок способен удерживать позитивный настрой, коллективную задачу, принимает ответственность за происходящее в группе, учится организовывать свою деятельность, соотносит результаты с целью деятельности; ментальные новообразования возникают в процессе всей творческой и практической деятельности. Рисование форм развивает речь, пространственное, логическое, рациональное и иррациональное, образное мышление; способы деятельности, включая интеллектуальную активность, развиваются через практическое исследование и работу с материалами, использование разнообразных техник и приёмов; в студийной атмосфере создаются условия для самостоятельного творчества, что способствует формированию предметно-пространственных навыков; опыт творческой деятельности формируется через практическое освоение различных видов художественной деятельности; опыт самопрезентации приобретается через представление своих работ и идей на занятиях; опыт взаимодействия в референтной группе формируется через коллективную работу и общение на занятиях; опыт участия в конкурсах и выставках стимулирует креативное мышление и повышает мотивацию; навыки самооценки развиваются через анализ и обсуждение работы, участие в выставках и конкурсах. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план: п/п Название раздела, темы 0 Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения. Организация рабочего места*. Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Изучение перспективы. 1 Композиции на заданную тему с учётом перспективы. "Дорога в поле", "Лесная тропа". Карандаши цветные, акварель, гуашь. Материалы по выбору. Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Перспективное построение 2 плоской геометрической фигуры - квадрата и круга. Карандаш. 3 Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Построение многогранных Количество часов Вceгo Теория Практика Формы аттестации/контроля Визуальный контроль на протяжении всех занятий 1 0,75 0,25 2 0,5 1,5 Выставка 2 0,5 1,5 Выставка 3 1 2 Выставка п/п 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Название раздела, темы геометрических тел в перспективе. Куб, призма, пирамида. Тон в рисунке. Штрих и линия. Графическая композиция с учётом перспективного построения объектов (дома, колодца, дороги). Темы композиции: "Будни маленького города", "Старый колодец", "Заброшенная деревенька". Карандаш, тушь. Изучение воздушной перспективы. Композиции на заданную тему учётом перспективы и тона. "Дорога в поле", "Лесная тропа". Карандаши цветные, акварель, гуашь. Материалы по выбору. Завершение работы. Композиционное построение картины. Изучение основ композиции и анализ произведения - картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Рисунок, посвящённый экологии. Композиция "Берегите природу". Карандаши цветные, акварельные краски, гуашь. Натюрморт с геометрическим телом в технике гризайль. Акварель. Натюрморт в стиле пуантилизма. Яркость и выразительность цвета. "Букет" Развёртки из бумаги. Объёмные изображения животных из бумаги. Маски для маскарада из картона, бумаги и пр. материалов для украшения. Наброски и зарисовки с натуры человеческой фигуры в статичном положении. Измерение пропорций*. Наброски и зарисовки человека в движении с учётом пропорций человеческой фигуры*. Многофигурная композиция на тему "Рождество", "Новогодний праздник", "Зимняя сказка". Декоративно-прикладное искусство. Узоры для ткани. Платок. Геометрический орнамент в полосе. Декоративно-прикладное искусство. Узоры для росписи. Поднос. Растительный орнамент в круге (квадрате). Народные промыслы. Лозоплетение, плетение из лыка и соломы, берестяные изделия. Плетение из газетных трубочек изделия для праздничного стола. Конфетница, хлебница, корзиночка для фруктов. Украшаем изделие своим декоративным растительным орнаментом в полосе и круге. Национальные костюмы. Ювелирные изделия и украшения. Композиция на тему "Национальный сказочный герой". Дымковская игрушка. "Барыня", "Петух". Лепка из глины. Обжиг и роспись изделий. Пропорции головы человека. Портрет и характер. Сила и твёрдость. Мужественное лицо героя-победителя. Карандаш, гуашь или акварель на выбор. Пропорции головы человека. Характер. Женственность. Нежность и мягкость. Портрет Количество часов Вceгo Теория Практика Формы аттестации/контроля 2 0,5 1,5 Выставка 2 0,5 1,5 Выставка 3 2,5 0,5 Выставка 3 0 3 Выставка 2 3 3 2 0,5 0,5 1 0,5 1,5 2,5 2 1,5 Выставка Выставка Выставка Выставка 7.5 0,5 7 Выставка 7 0,5 6,5 Выставка 3 0,5 2,5 Выставка 2 0,5 1,5 Выставка 2 0,5 1,5 Выставка 3 0,5 2,5 Выставка 3 1 2 Выставка 3 1 2 Выставка 2 0,5 1,5 Выставка 2 0,5 1,5 Выставка п/п 22 23 24 25 26 27 28 Название раздела, темы мамы. Карандаш, гуашь или акварель на выбор. Стиль. Книжная графика. Книжная страница с текстом и иллюстрацией. Искусство каллиграфии. Декоративное оформление заглавной буквы или названия книги. Индивидуальная работа над оформлением страницы книги. Проработка деталей. Коллективная работа. Сшиваем страницы. Современные инструменты художника. Знакомство с графическими программами. Компьютерная графика. Рисование на компьютере. Рисование песком - снимаем мультик. Выездные мероприятия (посещение выставочных залов, музеев, мастерских местных художников). 29 Подготовка и участие в конкурсах разного уровня. Количество часов Вceгo Теория Практика Формы аттестации/контроля 3.5 2 2 2 1,5 0,5 0,5 0 2 1,5 1,5 2 Выставка Выставка Выставка Выставка 3 2 1 Выставка 3 0,5 2,5 8 8 0 10 0,5 9,5 Мультфильм Анализ работ. Выставка, аннотация к конкурсу. Итого: 96 часов. Из них теория – 28,25 час , практика -67,75 час. * На каждом занятии на данные темы выделяется время, и как отдельная тема курса не прописывается в журнале как тема, но указывается в примечаниях. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и оборудовано необходимым количеством мест из расчёта 3,5 м² на одного ученика; в наличии должны быть все материалы и инструменты, необходимые для работы: простой карандаш, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски и гуашь, ножницы канцелярские, клей ПВА и клей-карандаш, кисточки для клея и красок, баночки для воды, глина и пластилин для лепки, песок, спицы вязальные, картон, бумага для рисования, цветная, тонкая газетная, старые журналы, салфетки, тряпочки и губки, нитки для вязания и шитья, природные материалы (осенние сухие листья); оборудование: доска, цветные мелки, регулируемые по наклону учебные столы, стулья, освещение, муфельная печь, шкафы и полочки для просушки изделий из глины, световой стол/планшет для рисования песком (песочная анимация). Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования соответствует уровню образования, обладает необходимой (высшей категории) квалификацией и опытом работы в сфере изобразительного искусства и педагогики. Методические материалы: методика организации теоретических и практических занятий представлена в виде правил и алгоритмов; использование методических приёмов, таких как «забегание вперед» и «возвращение к пройденному», придаёт объемность последовательному освоению материала; метод наблюдения и исследования натуры заключается во внимательном рассмотрении и анализе геометрических форм изображаемых объектов, понимании их светотеневой моделировки для передачи объёма на плоскости листа; разъяснение последовательности действий и операций для обучения основ композиции и академического рисунка. За годы работы накоплен фонд работ учащихся, масса методических материалов для работы. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Текущий контроль: оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения; прогностический контроль: проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный контроль: контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций; рефлексивный контроль: обращён на ориентировочную основу действия и опирается на понимание принципов его построения. Итоговый контроль: беседа; конкурс; практическая работа; выставка. Самооценка и самоконтроль: определение учеником границ своего «знания-незнания», своих потенциальных возможностей; осознание проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся: выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком; недопущение сравнения его с другими детьми; данные по уровню усвоения программы заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание законов композиции, понимание цветовых гармоний, техники использования, применение пластических, живописных и графических материалов. Диагностические методики: Методика «Композиция» - диагностика уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов, Методика «Вид из окна» - изучение творческой самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, способности выражать в своей изобразительной деятельности эстетическое отношение к окружающему миру, к миру своих переживаний. При традиционном для отечественной психолого-педагогической практики подходе диагностика, обучение и развитие были доверены разным специалистам, что в итоге приводит к тому, что ставит диагноз один специалист (психолог), а «лечит» (учит, воспитывает) - другой (педагог). Вот почему так важно каждому педагогу иметь знания и в области психологии. Не существует универсальной методики, с помощью которой можно сразу все «измерить» и понять в ребенке, дать исчерпывающую характеристику его личных качеств, способностей, его познавательных процессов. Одной из самых популярных концепций интеллектуально-творческого потенциала личности является модель, разработанная одним из известных американских специалистов в области обучения детей. Дж. Рензулли. Его универсальная схема потенциала личности включает три характеристики: интеллектуальные способности креативные способности (способность к творчеству) настойчивость (мотивация, ориентация на задачу). Кроме этого, в его модели учтены знания (эрудиция) и благоприятствующая, окружающая среда. Диагностика и оценка развития творческих и художественных способностей школьников по предмету «Изобразительное искусство» в студии рисования по 3-х годичной программе «ФАНТАЗЁРЫ». Методика подходит для использования в разных возрастных группах. Тестирование помогает выявить: творческий потенциал человека; индивидуальный темп развития его художественных способностей; глубину постижения программы по изобразительному искусству, ее отдельных тем; профессиональную ориентацию подростка, глубину его интересов к изобразительному искусству; служить для самооценки учеником и педагогом своей художественной культуры; показатели и критерии анализа творческой активности - это оценка эффективности создания учителем творческой ситуации на уроках изобразительного искусства и др. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 34 2 Количество дней для занятий 44/53 3 Количество часов в неделю 3 4 Количество часов 96 5 Недель в I полугодии 15 6 Недель во II полугодии 19 7 Начало занятий 8 Каникулы 10 Окончание учебного года 10 сентября 2024 года Каникулы пройдут в периоды 07.10.2024 – 13.10.2024 18.11.2024 – 24.11.2024 30.12.2024 – 08.01.2025 17.02.2025 – 24.02.2025 07.04.2025 – 13.04.2025 09.06.2025 – 31.08.2025 26 мая 2025 года 1 учебный модуль с 02.09.2024 по 06.10.2024 2 учебный модуль с 14.10.2024 по 17.11.2024 3 учебный модуль с 25.11.2024 по 29.12.2024 4 учебный модуль с 08.01.2025 по 16.02.2025 5 учебный модуль с 25.02.2025 по 06.04.2025 6 учебный модуль с 14.04.2025 по 08.06.2025 Уточняющая информация к вышеуказанным датам: с 27.05.2025 по 08.06.2025 – проектная деятельность, внеурочная деятельность, индивидуальные консультации, образовательные экскурсии, профориентационные мероприятия в целях реализации основной образовательной программы в полном объеме; Список литературы: Нормативные документы: Федеральные законы и указы: .1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79). .2. Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 7 мая 2018 г. N 204. Концепции и национальные проекты: Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р). Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р. Национальный проект "Образование". Приказы Министерства просвещения Российской Федерации: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196». Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Методические рекомендации: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242). Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09). Санитарные правила: Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28. Литература для педагогов: 1. Арнхейм Рудольф Искусство и визуальное восприятие. Издательство «Прогресс», Москва, 1974. 2. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл. – М.: ВЛАДОС, 2003. 3. Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе. Статья из сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции Том №1 «Общество. Культура, личность. Актуальные проблемы образования». ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2012 год. 4. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства — М.: Прометей, 1994. 5. Бастид Р. О чём говорят цвета. Мифы и символы. //Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958. 6. Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. 7. Бранский В. П. Искусство и философия. — М.: Янтарный сказ, 1999. 8. Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. 9. Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой учёный. — 2012. 10. Бюхи П. Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм, Киев: Наири, 2011. 11. Бюхи П. "Терапия рисованием форм"/ Перевод с немецкого Л. Деменковой, (Ориг. название Anregungen zum Formenzeichnen in Erziehung und Therapie) Киев: НАИРИ, 2014. 12. Ливехуд Б. Фазы развития ребёнка. Издано на русском: "Духовное познание", Калуга, 1998. 13. Общая психология: Учебник / Под ред. А. В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004. 14. Цикл лекций (занятий) Питера Бюхи: «От движения, которое образовывает форму, к движению формы». Киев, Харьков, 21 апреля, 2014. 15. Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. - М.: Знание, 1982. - 64 с. 16. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. 17. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1–4 классов. – М., 1998. 18. Иванов И.И. Методика преподавания изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 2020. 19. Ионова Е. Н., Топтыгин А.Л. Рисование форм как учебный предмет в вальдорфской школе. - Харьков, 1997. 20. Искусство воспитания. Методика и дидактика, М. 1996. 21. Клементьева М. В., Кучина Т. И. Основы психолингвистики и психосемиотики: Учебное пособие. – М.: Прометей, 2024. 22. Кандинский В. О духовном в искусстве. — М.: Архимед, 1992. 23. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать – М.: Столетие, 1998. 24. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 25. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. 26. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001. 27. Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания школьников младших классов. – Архангельск, 1995. 28. Кох Э., Вагнер Г. "Индивидуальность цвета". - М., 1995. 29. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: уч. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984. 30. Кузин В. С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1–4 классы) – М., 2005. 31. Кулагина И. Ю. Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие – М.: Академический проект, 2015. 32. Кьюли Р. Рисование форм" Перевод Зарубиной Е. Н. г. Ростов-на-Дону. 33. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995. 34. Нелюбова М. В. Психология цвета. Авторский курс лекций // Студия "Видеотон", URL: http://www.videoton.ru/Articles/pshiho_color.html (дата обращения: 05.09.2021). 35. Неменский Б.М. Мудрость красоты – М.: Просвещение, 1987. 36. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000. 37. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003. 38. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005. 39. Обухов Я. Л. Красный цвет // Журнал практического психолога. — 1996. — №5. 40. Петрова П.П. Психолого-педагогические основы дополнительного образования детей. – СПб.: Питер, 2019. 41. Праченко О. В. Семантика фразеологизмов и пословиц с компонентом «цвет» (на материале русского и английского языков) // Русская и сопоставительная филология: взгляд молодых. — Казань: КГУ, 2003. 42. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов . – М.: Академический проект, 2008. 43. Серов Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония. — СПб.: ЛИСС, 1993. 44. Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. — СПб.: Речь, 2003. 45. Семёнова М. "Мы - славяне! Популярная энциклопедия" URL: www.hnh.ru/culture/We_are_slavs_encyclopedia (дата обращения 05.09.2021). 46. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997. 47. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Васьков М.А.: Конфликтология. Учебник. Ростов на Дону: Феникс, 2004. 48. Штейнер Р. Педагогика, основанная на познании человека, М.1996. 49. Штейнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения…М.1995. 50. Юнеман М., Вайтман Ф. "Уроки искусства в вальдорфской школе. Живопись и рисование". - М., 1998. 51. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 189 с. ISBN 5-8428-0269-4. 52. Яньшин П.В. Психосемантика цвета – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 368 с. – ISBN 5-9268-0485-X. Список литературы для родителей: 1. Галеев Б.М. Поющая радуга. - Казань: Таткнигоиздат, 1980. - 120 с. 2. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987. 3. Вагнер Э. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и переживанию цвета. Пер., Издательство: Деметра, 2009. 4. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982. 5. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001. 6. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001. 7. Кузнецова К.К. Как помочь ребенку раскрыть творческий потенциал. – СПб.: Азбука, 2020. 8. Кволс К. «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания» — СПб.: ИГ «Весь», 2006. 9. Лободина Н. В. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 2006. 10. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000. 11. Маховская О.И. «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить». — М.:Эксмо-Пресс, 2013 12. Млодик И.Ю. «Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога». — М.: Генезис, 2011 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Рыбкина А. А. Народные куклы. Народные игрушки. URL: https://www.rukukla.ru/ (дата обращения: 05.09.2021). Сидоров С.С. Воспитание через творчество. – М.: АСТ, 2021. Сковронская Л.В. «Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей». — М.: Генезис, 2014 Фабер А., Мазлиш Э. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». — М.: Эксмо, 2009 Фабер А., Мазлиш Э. «Свободные дети, свободные родители». — М.: Эксмо, 2014. Хухлаева О.В. «В каждом ребенке — солнце». — М.: Генезис, 2009 Штейнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения…М.1995. Эйстад Г. «Самооценка у детей и подростков». — М.: Альпина Паблишер, 2014