Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Принята Педагогическим советом МАОУ СОШ № 56 Протокол №1 от 30.08.2024 Утверждена директором МАОУ СОШ № 56 Т.Н.Новокрещеновой приказ №81/3-од от 30.08.2024 Образовательная программа дополнительного образования на 2024-2025 учебный год г. Артемовский 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи дополнительного образования 1.3. Концептуальная основа дополнительного образования 2. Содержательный радел образовательной программы дополнительного образования 2.1. Содержание дополнительного образования 2.2.Условия реализации дополнительного образования 2.3.Планируемые результаты освоения программы 3. Организационный раздел образовательной программы дополнительного образования 3.1.Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования на 2024-2025 учебный год 3.2. Контроль за состоянием системы условий 2 1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования 1.1 Пояснительная записка Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Реализация дополнительного образования обучающихся МАОУ СОШ №56 (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р; постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; устав МАОУ СОШ №56. Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к 3 жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей всамообразовании. Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся. 1.2 Цели и задачи дополнительного образования Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся МАОУ СОШ №56 соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся. Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих техническую, физкультурно-спортивную, художественную и социально-гуманитарную 4 направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков. Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются: - изучение интересов и потребностей обучающихся и их законныхпредставителей в дополнительном образовании детей; - обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительногообразования по общеразвивающим программам; - обеспечение необходимых условий для личностного, духовнонравственного,трудового развития и воспитания обучающихся; - формирование условий для создания единого образовательного пространства; - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации иадаптации к жизни в обществе; - формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа. 1.3 Концептуальная основа дополнительного образования Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в Учреждении заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. Деятельность Учреждения по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах: - природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет; - гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка; - демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей; - творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) - творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов; 5 - свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста; - дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Функции дополнительного образования: - образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным программам, получение им новых знаний; - воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения, формирование культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; - информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которой обучающийся берет столько, сколько хочет и может усвоить); - коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время; - рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; - интеграционная – создание единого образовательного пространства школы; - компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; - социализация – освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; - самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его 6 интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. 2. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования 2.1 Содержание дополнительного образования Дополнительное образования обучающихся в МАОУ СОШ №56 реализуется через техническую, естественнонаучную, социальногуманитарную, художественную, туристско-краеведческую и физкультурноспортивную направленности. Целью технической направленности дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодёжи. Целью естественнонаучной направленности является формирование научного мировоззрения и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, развитие у детей исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними, экологическое воспитание и формирование практических навыков в области природопользования и охраны природы. Целью программ социально-гуманитарной направленности является: - создание образовательного пространства, обеспечивающего комфортные условия для формирования системы взглядов и убеждений воспитанников, формирование личности образованной, духовнонравственной, физически развитой и здоровой, способной реализовать себя в разнообразных видах деятельности; При этом реализуются следующие задачи: - разработка концептуальной модели выпускника как гражданственноориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще гражданской и военногосударственной службы; - оптимизация содержания и форм получения образования (использование современных педагогических технологий, информатизация образовательного процесса, совершенствование форм дополнительного образования по интересам); - создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания; - оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании 7 и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности,целеустремленности. Целью художественной направленности является нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами объединений являются: - развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей; - развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры,произведений искусства, природы; - способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе; - формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков. Целью программ туристско-краеведческой направленности является: 2 создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, краеведения; 3 формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путемих вовлечения в поисково-исследовательскую деятельность; 4 создание условий для самореализации, социальной адаптации, мотивационноготворческого развития и профессионального самоопределения личности. Задачи: 5 организация поиска материалов для пополнения музейного фонда; 6 исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историейсемьи, школы, города, края; 7 обучение ведению учета и хранения собранных документов предметов, материалов,их научная проверка, систематизация и методическая обработка; 8 оформление и экспонирование материалов; 9 организация научно-исследовательской работы. Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач: - создание условий для развития физической активности с соблюдением гигиеническихнорм и правил; - формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу; - организация межличностного взаимодействия на принципах успеха. Содержание образовательных программ соответствует: достижениям мировой культуры, российским традициям; 8 определенному уровню образования; направленностям дополнительных общеразвивающих программ; современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах обучения; в формах и методах обучения; в методах контроля и управления образовательной деятельностью; в средствах обучения. Используемые методы организации образовательной деятельности в системе дополнительного образования: - практические (упражнения, самостоятельные задания); - наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения); - демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений); - дидактические (использование обучающих пособий); - иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной ипериодической печати); - словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение); - игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников); - технологические (использование различных педагогических технологий ворганизации работы с детьми); - репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении, закреплении; - объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративномфактическом материале); - проблемные (проблемная ситуация, научный поиск); - частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения,постановка отдельных проблемных вопросов); - исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания); Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные. Виды занятий: - игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.); - конкурсы, фестивали; - соревнования; - экскурсии; - концерты, выставки; - викторины и т.д. 2.2 Условия реализации образовательной программы дополнительного образования Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического, программно-методического, психологического 9 характера. Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности образовательной организации, приоритетные направления работы, основные задачи, которые дополнительное образование призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности. Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей. Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 7 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут. Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы. Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся (родителей, законных представителей), с обязательной регистрацией в системе персонифицированного дополнительного образования детей АИС Навигатор.дети. Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом дополнительного образования. В МАОУ СОШ №56 созданы необходимые условия для организации дополнительного образования. Кадровые условия направлены на профессиональный рост педагогов дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками, классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных). Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования информируются все участники образовательных отношений. Материально-технические условия обеспечивают: - возможность достижения обучающимися определенных результатов; 10 соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников. Кабинеты ОУ оборудованы интерактивными досками и проекторами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет». Для занятий объединений художественной направленности имеется кабинет музыки, кабинет изобразительного искусства, творческая мастерская, актовый и танцевальный залы. Для занятий объединений физкультурно-спортивной направленности имеются: стадион с искусственным покрытием (беговая дорожка 200 м, волейбольная и баскетбольная площадки, площадка для игровых видов спорта), три спортивных зала (игровой, гимнастический, тренажерный), зона для занятий шахматами (с комплектом напольных шахмат, настенная шахматная доска с магнитными фигурами, шахматные столы), теннисные столы в рекреациях. Для занятий объединений технической направленности имеются комплекты «Лего» для начального и углубленного уровней, поля для робототехнических соревнований, ноутбуки для занятий, «Легоконструкторы», фотоаппарат, видеокамера, оборудованный кабинет «Точка роста». Для занятий объединений социально-гуманитарной направленности имеются манекен, лазерный тир, макеты автоматов разной модификации, мобильный пневматический тир «ГТО», противогазы, муляж гранаты. Для занятий объединений туристско-краеведческой направленности имеются музейные экспонаты, используемые при экскурсиях. 2.3 Планируемые результаты освоения программы Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательнодеятельностную основу программы. При проектировании и реализации дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты. Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть 11 представлены следующими компонентами: - мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); - эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой. Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможностидиагностировать мотивацию достижений личности. Итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.) Реализация дополнительной общеразвивающей программы МАОУ СОШ №56 позволит достичь следующих результатов: 1. Нормативно-правовое обеспечение: - сохранить государственные гарантии доступности дополнительногообразования детей; - совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитиюдополнительного образования. 2. Ресурсное обеспечение: - создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей; - улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образованиядетей; - создать условия для поддержки профессионального развития педагогическихкадров; - создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленностидополнительных общеразвивающих программ. 3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей: - организовать дополнительное образование в соответствии с социальнымзаказом; - содействовать развитию инновационного движения в дополнительномобразовании детей; - внедрять интегрированные программы дополнительного 12 образования,направленные на социально-педагогическую поддержку детей. Показатели и критерии результативности освоения основной образовательной программы Уровни проявления Критерии Показатели Способ результативности (индикаторы) ы оценки результативности Личностные результаты опыт успешной качественно и 0 – не Анкети самореализации вответственно выполняет принимал участия в рование, различных видах поручения; организации и наблюдение в ход социально - активно реализации Фиксац и участвует в подготовке деятельности; ия личностно значимой социально и личностно 1 – имеет результатов деятельности значимой деятельности; опытучастия в – (познавательной, проявляет социально иличностно педа творческой, игровой и самостоятельность значимой гогический др.) и деятельности, дневник, инициативу в организованной прот осуществлении другими, имеет общее околы социально и представление о ее педагогическ личностно значимой анализе, организации; их деятельности; 2 – совещания. может при поддержке успешно взрослого или реализовать и сверстников успешно анализировать организовал и результаты реализовал социально и деятельности. личностно значимое дело; 3 – самостоятельно успешно организовал и осуществил деятельность. Опыт реализации - динамика организатор; Наблюд различных социальных позитивнойсоциальной активный участник; ение позиций в активности. пассивный участник; Фиксац коллективной наблюдатель; ия деятельности дезорганизатор; результатов в педа гогическом дневнике, психологопедагогическ ой карте наблюдения. проявляет Опыт принятия При анализе Наблюд позитивное позитивных ситуацийнравственного ение Самостоятельных отношениек деятель выбора: ности, решений в общечеловеческим 0 – не 13 понимает ситуацияхнравственного нравственным индиви значение и не дуальные выбора ценностям, иколлект ориентируется в осуществляет самостоятельный выбор процессе с стратегии взаимодействия другими на нравственного нравственноповедения, при этические ценности; анализе понимает 1 – имеет последствия неэтичного общее поведения, о взаимодействует с представление окружающими на нравственно- этических ценностях,но основе нравственных не применяет в ценностей. процессе взаимодействия с другими; 2 – нравственно- этические ценности принимает, осознает их значение и ориентируется на них в ситуации нравственного выбора с помощью взрослых или сверстников; 3– принимает позитивные самостоятельные решения в ситуациях нравственного выбора, понимает причинноследственные связи между неэтичным поведением и его последствиями. 14 опыт наблюдения позитивных образцов самореализации личности в социальнои личностно значимой деятельности имеет 0 – не имеет Анкети представление о опытапозитивной рование, позитивных образцах самореализации, не наблюдение самореализации, их может сформулировать Фиксац последствиях и примеры позитивной ия значении для личности и самореализации других; результатов общества. 1 – наблюдал – позитивные образцы педа самореализации гогический личности в социальнои дневник, личностно значимой педагогическ деятельности; ие 2 – при совещания. поддержкевзрослых и сверстников принималучастие в деятельности, которая позволяла позитивно самореализоваться; 3 – проявляет инициативу и самостоятельно организовывает деятельность, которая позволяет позитивно самореализовываться. Эмоциональнопроявляет 0 – Наблюд чувственный опыт и личностное не проявляет впоступках ение опыт воплощения эмоциональнои Фиксац эмпатии, чувственное отношение деятельности ия сопереживания, к эмпатию, результатов сочувствия в окружающим и сопереживание, поступках и деятельности, сочувствие, педагогическ деятельности способность к эмоциональные реакции ий дневник, сопереживанию, неадекватны склонность к 1 – позитивному проявляет в эмоциональному фону, поступках и адекватность деятельности эмоциональной реакции эмпатию, социокультурным сопереживание, нормам, осознанность сочувствие, эмоционального эмоциональные реакции реагирования. адекватны социокультурным нормам. 15 в ход карт Метапредметные результаты пыт -умеет ставить 0– не умеет Наблюд проектирования цели, их формулировать, ставить цели, никогда ение собственной учебной и знает алгоритм этого не делал; познавательной достижения цели 1– пробовал Может деятельности, ставить цели, но организовывать свою целеполагания, испытывал сложности в жизнедеятельность планирования, процессеее достижения; согласно алгоритму прогнозирования, 2 – при поддержке достижения цели самоорганизации и педагога формулирует последующего анализа цели, алгоритм их достигнутых достижения; успешно их результатов, оценивания достигает; правильности 3 – выполнения учебных и самостоятельно ставит познавательных задачи цели, понимает алгоритм других их достижения и мыслительных успешно ее достигает в операций процессе деятельности Опыт - может 0 – Опросн самостоятельного адекватно не умеет анализировать, ые выбора пути оценивать правильность давать объективную достижения целей и выполненных учебныхи оценку учебным и наиболее эффективных познавательных познавательным способов решения задач, достижения задачам, своим учебных и поставленной цели действиям; познавательных 1 – имеет задач,опыт применения опытучастия полученных в ходе в учебного процесса коллективной знаний, умений и аналитической навыков в личной и деятельности, имеет социально значимой общие представления деятельности о процессе и результатах анализа; 2 – успешно применяет алгоритмы, формы и приемы анализа, предложенные взрослым; 3 – проявляет инициативу, успешно самостоятельно анализирует деятельность вп методы,н 16 Опыт анализа, - дает объективную 0– не умеет Наблюд оценкии контроля оценку своим анализировать свои ение впроцес дел, своих действиям, способам действия и поступки; кол действий в процессе действия в процессе 1 – имеет лективных достижения результата, достижения опыт результата; выбора аналитической способов деятельности и общие действий в представления об рамках выде бесед Фиксацияре анализе, но не предложенных условий и ляет позитивные и свои требований, выборанегативные аспекты анализирует способов своих действий, делает действия и поступки; 2 – при корректировки своих логичные выводы, поддержкевзрослого действий в анализирует свои или соответствии с действия и их сверстников применяет изменяющейся последствия; ситуацией к алгоритмы,приемы и формыанализа; орректирует свои 3 – действия в самостоятельно соответствии с проводит анализ, изменениями ситуации. предлагает свои алгоритмы, приемы и формы анализа. может Опыт 0 – соперничает Опросн взаимодействовать общения и сосверстниками ые методы,н на ролевого ивзрослыми, сверстн взаимодействия с основе сотрудничества; конфликтует, не иками ив - в процессе меняет педагогами ролевые взаимодействия и модели в процессе отстаивает свою точку взаимодействия; сверстниками, индивидуальной работы зрения, находит 1 – имеет и работы в компромиссные решения опытпозитивного в сотрудничестве с сотрудничества, конфликтных группой, разрешения решения конфликтных ситуациях; конфликтов, ситуаций, но процесс общение со аргументированного взаимодействия основан сверстниками и отстаивания своего на взрослыми строит с мнения, выражения конкуренции, социальных ролевоеповедение своих чувств, мыслейи учетом ролей, в которых несистемное; потребностей раскрываются их 2 – избегает личностные качества и конфликтов, особенности. приспосабливается к ситуации, при поддержке взрослого или сверстников сотрудничает, 17 высказывает свою точку зрения, ориентируется во взаимодействии на социальные роли; 3 – в процессе взаимодействия сотрудничает, аргументирует свою точку зрения, использует ролевое взаимодействие. 3. Организационный раздел образовательной программы дополнительного образования 3.1 Учебный план МАОУ СОШ №56 по реализации образовательной программы дополнительного образования на 2024-2025 учебный год Дополнительное образование - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в образовании и профильной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ. Образовательная деятельность МАОУ СОШ №56 направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укреплению здоровья, на раннюю профориентацию, адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирование их общей культуры. Исходя из этого, целью деятельности является - формирование и развитие творческих способностей учащихся, педагогическое сопровождение социализации подрастающего поколения, адаптации детей в обществе через удовлетворение их индивидуальных потребностей в духовно-нравственном, художественно- эстетическом, гражданско- патриотическом, интеллектуальном развитии и физическом совершенствовании. Настоящий Учебный план составлен в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства 18 просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р; постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; уставом МАОУ СОШ №56. Основные цели и возможности дополнительного образования, которые реализует МАОУ СОШ №56: по Уставу - социальная интеграция детей и молодежи на основе общего интереса, освоение культуры, обмена информацией, участие в массовых мероприятиях молодёжи; - развитие положительной эмоциональной направленности личности благодаря уверенности, творческой атмосферы, общности интересов членов коллектива, партнёрским формам сотрудничества с педагогами; - возможность компенсировать подростку личную активность, невостребованную в школе и дома, проявить себя в новой роли, применять свои способности иудовлетворить желание испытать себя в различных ситуациях; - вовлечение родителей и педагогов в совместную деятельность, повышение статуса ребёнка за счет демонстраций, знаний и умений его на занятиях во внешкольных творческих объединениях; - обеспечение благоприятных условий для совершенствования системы выявления и поддержки одаренных детей, развития и реализации их потенциальных возможностей. Исходя из вышеперечисленных целей и возможностей в МАОУ СОШ №56 реализуются дополнительные общеразвивающие программы по шести направленностям: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (4 объединения): ВДОХновение Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников и повышения их технического мастерства и выразительности. Задачи: Обучающие: 19 - формирование знаний об основных хореографических понятиях; - формирование знаний по исполнению экзерсиса у станка и на середине; - обучение навыкам постановочной и концертной деятельности; Развивающие: - формирование и развитие специальных навыков и умений по хореографии; - формирование и развитие познавательного интереса к хореографическому искусству и общей культуры личности; - формирование и развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе; - развитие коммуникативных способностей обучающихся через учебнопрактическую деятельность; - развитие способности творческого выполнения практической деятельности; - развитие способности использовать приобретённые предметные знания и опыт практической деятельности для решения задач реальной жизни; Воспитательные: - воспитание эстетического восприятия; - воспитание всесторонне развитой личности, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию; - создание условий для общения и адаптации к современной жизни на основе культурных ценностей; - формирование и развитие желания к продолжению образования и профессиональному самоопределению (готовности к трудовой деятельности). Студия театра Цель программы: развитие творческих способностей и эмоциональноличностной сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства. Задачи программы: Воспитательные: - воспитывать у детей чувство ответственности; - воспитывать чувство саморегуляции и самоконтроля; - воспитывать у детей коммуникабельность; - воспитывать у детей организаторские способности; - воспитывать у детей художественный вкус; - воспитывать у детей активность, трудолюбие. Развивающие: - развивать вкус к чтению и любовь к литературе; - развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики; - развивать способность определять основную мысль и сверхзадачу 20 литературного произведения; - развивать способность формулировать мысли, умение слушать музыку; - развивать образное видение. Обучающие: - обучить детей основам театральной деятельности; - познакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального искусства, с устройством зрительного зала и сцены; - обучить приемам выразительности речи; - обучить основам коллективной творческой работы; - обучить детей умению выступать на сцене и концентрировать внимание. Изостудия «Фантазёры» Цель: Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество. Задачи: Образовательные задачи: содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость; учить художественной грамоте и работе с различными художественными материалами, формировать художественный кругозор и помогать приобретать опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствовать эстетический вкус; учить детей элементарным основам реалистичного рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки; способствовать овладению воспитанниками основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления пространственной среды; обучать навыкам рисунка, живописи, скульптуры и композиции, передавать знания об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры; формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности; 21 способствовать овладению умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению). Развивающие задачи: способствовать овладению средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способность к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; развивать творческий потенциал, воображение, навыки сотрудничества в художественной деятельности; развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству; развивать творческий опыт как формирующий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; формировать эмоционально-образный, художественный тип мышления; формировать, развивать и обогащать нравственные чувства, опыт уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; формировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; развивать воображение, творческий потенциал ребёнка, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески; развивать художественно-творческие способности воспитанников, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности. Воспитательные задачи: воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества; воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству, воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства; формировать понимание эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; формировать активное, заинтересованное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осваивать художественную культуру как форму материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; воспитывать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей, максимально способствовать формированию правильных наклонностей, симпатии и склонности к добру, красоте, 22 антипатии к проявлению уродливого и злого в мире и человеческой жизни, формированию совести; формировать гражданскую позицию, патриотизм; воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности; воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к культуре и чтению литературы; приобщить ребенка к здоровому образу жизни. Изостудия «Фантазия» Цель: развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности. Задачи: Образовательные: - содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость; - учить художественной грамоте и работе с различными художественными материалами, формировать художественный кругозор и помогать приобретать опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствовать эстетический вкус; - учить детей элементарным основам реалистичного рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки; - способствовать овладению воспитанниками основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления пространственной среды; - обучать навыкам рисунка, живописи, скульптуры и композиции, передавать знания об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры; - формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности; - способствовать овладению умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению). Развивающие: 23 - способствовать овладению средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способность к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоциональнонравственной оценки; - развивать творческий потенциал, воображение, навыки сотрудничества в художественной деятельности; - развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству; - развивать творческий опыт как формирующий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; - формировать эмоционально-образный, художественный тип мышления; - формировать, развивать и обогащать нравственные чувства, опыт уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; - формировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; - развивать воображение, творческий потенциал ребёнка, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески; способность к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыки сотрудничества в художественной деятельности; - развивать художественно-творческие способности воспитанников, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности. Воспитательные: - воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества; - воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству, воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства; - формировать понимание эмоционального и ценностного смысла визуально- пространственной формы; - формировать активное, заинтересованное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; - осваивать художественную культуру как форму материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; - воспитывать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей, максимально способствовать формированию правильных наклонностей, симпатии и склонности к добру, красоте, антипатии к проявлению уродливого и злого в мире и человеческой жизни, формированию совести; - формировать гражданскую позицию, патриотизм; 24 - воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности; - воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим(доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); - воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к культуре и чтениюлитературы; - приобщить ребенка к здоровому образу жизни; - в решении задач воспитания важно сетевое взаимодействие школ с различными культурно-просветительскими структурами, которые остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, молодежи. ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (2 объединения): «Медиа плюс» Цель: овладеть основами компетенции видео оператора, оператора видеомонтажа ифотографа на любительском уровне. Задачи: Обучающие: - научить обучающихся создавать и обрабатывать информацию с использованиеммультимедиа технологий; - вовлечь обучающихся в практическую исследовательскую деятельность; - развить мотивацию к сбору информации; - сформировать познавательную мотивацию в процессе обучения. Развивающие: - развить интерес к медийным технологиям; - развить деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность,аккуратность. - развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждогоребенка; - развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение; - систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия,пространственного мышления, фантазии, речи детей. Воспитательные: - формирование потребности в саморазвитии; - формирование активной жизненной позиции; - развитие культуры общения; - формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни. 25 «Робототехника (У)» Цель: формирование у обучающихся научно-технических компетенций в области промышленной робототехники посредством обучения на роботизированных конструкторах LEGO Mindshtorms и программирование в среде LEGO Education EV3. Задачи: - Образовательные: - познакомить с основными принципами механики; - познакомить с историей развития и передовыми направлениями робототехники; познакомить с основным элементами конструктора Lego и способами их соединения; - познакомить технологиями и методами создания сложных алгоритмов программирования в компьютерной среде EV3; - научить читать элементарные схемы, а также собирать модели по предложенным схемам и инструкциям; - научить устанавливать причинно-следственные связи: решение логических задач; научить проводить экспериментальные исследования с оценкой (измерением) влияния отдельных факторов, а также научить анализировать результаты и находить новые решения: создание проектов. - Развивающие: - мотивировать к изучению наук естественнонаучного цикла: физики, информатики (программирование и автоматизированные системы управления) иматематики; - ориентировать на инновационные технологии и методы организации практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения; - Воспитательные: - привить трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, ответственность,активность, стремление к достижению высоких результатов; - получить опыт самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности; - научить корректно отстаивать свою точку зрения; - сформировать культуру общения и поведения в коллективе. ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (8 объединений): «Волейбол» Цель: создание условий для развития физических и творческих способностей детей, формирование умения анализировать ситуацию и принимать решение, посредством освоения техники игры в волейбол; 26 Задачи: Обучающие: - приобщать детей к систематическим занятиям спортом; - формировать двигательные умения и навыки, способствующие гармоничному развитию детей; - обучать основам техники игры в волейбол, тактическим действиям в игре. Развивающие: - укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовке; - развивать двигательные качества: быстроту, гибкость, ловкость и укреплять опорно-двигательный аппарат. Воспитательные: - создавать условия для здорового образа жизни; - воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься данным видом спорта, сознательно применяя его в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья «Футбол» Цель: формирование физической культуры личности в процессе всестороннего развития физических качеств учащихся, овладения техникой и тактикой игры в футбол и ее основными правилами. Задачи: Обучающие: - формирование необходимых теоретических знаний; - обучение технике и тактике игры; - обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях. Развивающие: - развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости); - повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта; - совершенствование навыков и умений игры. Воспитательные: - воспитание моральных и волевых качеств; - выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе, воспитание ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи; - формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям футболом; 27 - формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья. «Стрельба из лука» Цель: формирование двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Задачи программы: Обучающие: 1 – й год обучения - вовлечение учащихся в физкультурно - спортивную деятельность средствами стрельбы из лука; - формированию навыков стрельбы из лука; - ознакомление с правилами безопасной работы на занятиях, соревнованиях, и тренировочных сборах. 2 – й год обучения - овладение техникой стрельбы из лука и ее дальнейшее совершенствование; - накопление опыта участия в соревнованиях. 3 – й год обучения - совершенствование специальных психических качеств, определяющих успешность овладения техникой стрельбы из лука и выступления стрелков на соревнованиях; - овладение навыками инструкторской и судейской практик. Развивающие: - укрепление здоровья обучающихся; - привитию терпения и спокойствия; развитию внимания и собранности. Воспитательные: - формирование у учащихся научного мировоззрения; - формирование координационных функций; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - формирование и развитие творческих и спортивных способностей обучающихся. «Шахматы в школе» Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи программы: Обучающие: - содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьниковлогическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость; - обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам 28 долгосрочного икраткосрочного планирования действий во время партии; - способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной тактики итехникой расчета вариантов в практической игре; - включить обучающихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и турнирах; - привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности; - развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративнойшахматной культуры; - формировать познавательную мотивацию в процессе обучения. Развивающие: - развить интерес к специальным знаниям по теории и истории театральногоискусства; - развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностейкаждого ребенка; - развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение; - систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия,пространственного мышления, фантазии, речи детей; - развитие коммуникативной культуры детей. Воспитательные: - воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры; - воспитание творческой активности подростка, ценящей в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других; - духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствамитрадиционной, народной и мировой культуры; - формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценокискусства, природы, окружающего мира; - формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции,позитивного и оптимистического отношения к жизни. «Рукопашный бой» Цель программы: создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематических занятий рукопашным боем. Обучающие: - изучение упражнений развивающего характера; 29 - ознакомление с техникой и тактикой рукопашного боя; - развитие технико-тактического мышления; - изучение основ гигиены; - формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни; - получение первичных знаний по истории рукопашного боя; Воспитательные: - развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся; - формирование потребности в здоровом образе жизни; - содействие развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы; - становление основ спортивной этики и эстетики рукопашного боя. Развивающие: - развитие основных физических качеств: силы, ловкости, скорости, выносливости, быстроты реакции, гибкости. «Техника и тактика игры в футбол и мини-футбол» Цель программы: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма. Задачи: - укрепление здоровья и закаливание организма; - привитие интереса к систематическим занятиям футболом; - обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; - овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола; - участие в соревнованиях по футболу; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол. «Техника и тактика игры в баскетбол» Цель программы: овладение способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий баскетболом. Задачи: Обучающие: - обучение техники приемов и передач мяча в парах; - обучение основными приемами техники и тактики игры; - обучение ведению мяча. 30 Развивающие: - формирование навыков сотрудничества в тренировочных, игровых ситуациях; - развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости; - формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни. Воспитательные: - формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом; - воспитание моральных и волевых качеств; - развитие чувства коллективизма. «Фехтование» Цель: Формирование двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Задачи программы: Обучающие: 1 – й год обучения - вовлечение учащихся в физкультурно - спортивную деятельность средствами стрельбы из лука; - формированию навыков стрельбы из лука; - ознакомление с правилами безопасной работы на занятиях, соревнованиях, и тренировочных сборах. 2 – й год обучения - овладение техникой стрельбы из лука и ее дальнейшее совершенствование; - накопление опыта участия в соревнованиях. 3 – й год обучения - совершенствование специальных психических качеств, определяющих успешность овладения техникой стрельбы из лука и выступления стрелков на соревнованиях; - овладение навыками инструкторской и судейской практик. Развивающие: - укрепление здоровья обучающихся; - привитию терпения и спокойствия; развитию внимания и собранности. - Воспитательные: - формирование у учащихся научного мировоззрения; - формирование координационных функций; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; 31 - формирование и развитие творческих и спортивных способностей обучающихся. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (2 объединенияz): «ДЮП» Цель программы: создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения. Задачи: - формирование у младших и старших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; - приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в конечном счете; - для воспитания личности безопасного типа - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни человека, осознающей их важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. «Кинолекторий» Цель программы киноклуба: создание условий для всестороннего развития несовершеннолетних, а также детей с ОВЗ, воспитания гражданственности, патриотизма, нравственного и культурного совершенствования. Задачи: Обучающие: - познакомить несовершеннолетних с многообразием современного кинематографа, с фильмами ставшими классикой киноискусства, с деятельностью и творчеством выдающихся режиссеров и актеров; - учить грамотно вести дискуссию, слушать и слышать другую позицию; Развивающие: - развивать навыки восприятия в процессе просмотра и анализа фильма; - развивать аналитические умения и навыки, умения критически мыслить; - развивать способность самонаблюдения и умение быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью в позиции объективного наблюдения ситуации; - создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования. Воспитательные: - формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства; - формирование нравственных основ личности; 32 - воспитание толерантного отношения к восприятию альтернативных точек зрения; - формировать уважительное отношение к фильму, как к духовной ценности; - формировать культуру общения и поведения в социуме. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (1 объединение): «Знакомство и искусственным интеллектом» Цель: становление у обучающегося устойчивого интереса к освоению данной области знания и формирование у него базовых представлений о возможностях взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта для решения прикладных задач, продуктивного использования на благо себе и окружающих. Задачи: приобретение обучающимся опыта практической, проектной и творческой деятельности с использованием готовых инструментов искусственного интеллекта, формирование у него представлений об эффективном использовании технологий искусственного интеллекта в своей жизни. ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (2 объединения): «Патриотическое воспитание средствами музейной педагогики» Цель: развитие устойчивого интереса к истории родного края через музейные уроки. Задачи: формировать интерес к родному краю; - знакомить с жизнью интересных людей, и их вкладе в развитие города и страны; - учить основам поисковой и краеведческой деятельности; учить выполнять несложные задания в группе ребят на основе дружелюбного и продуктивного общения; - формировать активную жизненную позицию, умение успешно адаптироваться в окружающем мире; - развивать творческие и организаторские способности, предоставлять возможность для их реализации. «Юный турист» Цель программы: овладение способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий баскетболом. Задачи: 33 Предметные: расширять знания в области краеведения, отечественной истории, географии; учить школьников понимать и ценить обычаи, традиции и устои русского народа, сохранять и продолжать традиции национальной духовности; формировать навыки и умения безопасного нахождения в природной среде во время походов и экскурсий; учить рациональным приёмам преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности; способствовать повышению общего уровня информационной культуры; прививать умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе; расширять знания учащихся по окружающему миру и экологии, полученные в школе. Метапредметные: развивать мыслительную деятельность (сравнение, обобщение, анализ, синтез); способствовать развитию устойчивого интереса к выбранной деятельности; развивать творческую, познавательную и созидательную активность; содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления; развивать устную речь, умения выступать перед аудиторией. Личностные: формировать умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе; формировать навыки культуры общения и поведения в социуме; формировать потребность бережного отношения к природе; способствовать формированию навыков физической культуры и здорового образа жизни; воспитывать патриотизм посредством занятия краеведением. 34 Учебный план на 2024-2025 учебный год Количество групп ВДОХнове ние Студия театра Изостудия «Фантазёры» Изостудия «Фантазия» Медиа плюс Робототехн ика (У) Волейбол Футбол Стрельба из лука Шахматы в школе Рукопашн ый бой Техника и тактика игры в футбол и минифутбол Техника и тактика игры в баскетбол Фехтовани е ДЮП Художественная направленность Шалаева 12 12 А.Н. Никонова 27 9 Т.Б. Маликова 12 12 А.Г. Маликова 6 2 А.Г. Техническая направленность Шалаева 6 2 А.Н. Скутин 10 2 В.В. Физкультурно-спортивная направленность Якимова 4 4 Е.А. Багдасарян 6 1 А.А Денисов 9 9 В.В. Евдокимов 22 12 а Я.С. Свалов 4 4 А.С. Упорова 4 В.Э. 6 В.П. 9 Холодилов Ягофаров А.Р. 268 9 120 0 136 0 20 0 26 0 17 0 93 0 10 135 136 80 2 18 1 20 9 129 Социально-гуманитарная направленность 2 Гринькина 1 3 год и более Руководите ль 2 год Количество часов 1 год Название Количеств о детей по годам обучения 0 0 11 35 Е.К. Кинолекто рий 1 Знакомств ос искусственным интеллектом 3 Маркелова А.С. Естественнонаучная направленность Склюев А.С. 1 28 3 35 0 Туристско-краеведческая направленность Патриотич еское воспитание средствами музейной педагогики Юный турист Итого 9 1 153 Налетько О.В. Сомова К.А. - 2 60 1 19 89 1361 3.2 Контроль за состоянием системы условий Оценка эффективности реализации программы может быть отслежена по результатам системы мониторингов воспитательной деятельности, внутришкольного контроля, независимой экспертизы . Контроль за состоянием системы условий Объект контроля Критерии оценки, измерители, показатели Кадровые условия 1. Качество кадрового обеспечения Обеспечение оптимального вхождения введения и реализации работников образования в систему ценностей дополнительного образования современного образования Изучение Концепции дополнительного образования Освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, успешного решения задач дополнительного 36 необ образования 2. Исполнение плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательной организации в связи с введением дополнительного образования Семинары, посвящённые изучению Концепции дополнительного образования Тренинги для педагогов с целями и задачами це Заседания методических объединений учителей менее 2 в течение учебного года. Конференции участников образовательной деятельности и социальных партнёров ОУ по итогам разработки основной образовательной программы, её отдельных разделов, проблемам апробации и введения дополнительного образования – не реже 1 раза в год. Участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы дополнительногообразования - по мере необходимости. Участие педагогов в разработке и апробации оценки эффективности работы в условиях внедрения дополнительного образования – в течение учебного года по плану методической работы. Участие педагогов в проведении мастерклассов, круглых столов, стажёрских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации дополнительного образования - в течение учебного года по плану методической работы. 3. Реализация плана Проведение 90 % запланированных научно-методической мероприятий, свозможной коррекцией по работы мере появления (внутришкольного повышения необходимости. квалификации) с ориентацией на проблемы введения дополнительного образования Психолого-педагогические условия 37 поп 1. Качество координации Качество образовательной программы деятельности субъектов образовательной школы (структура программы, содержание и деятельности, организационных механизмы ее реализации). структур организации по подготовке и Качество управления образовательной введению дополнительного деятельности (состав и структура ВСОКО, образования качество процесса реализации ВСОКО как ресурса управления). Компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих подразделения). 2. Наличие модели Эффективность реализации вертикальных педагогического взаимодействия. организацииобразовательной деятельности .3. Качество реализации моделей Количество программ дополнительного взаимодействия организации общего образования поразличным направлениям и видам образования и дополнительного деятельности. образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности Наличие учебного плана дополнительного 4. Качество реализации системы образования мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей Финансовые условия 1. Определение объёма расходов, Дифференцированный рост заработной необходимых для реализации ООП ДО иплаты учителей, создание механизма связи достижения планируемых заработной платы с качеством психологорезультатов, а также механизма их педагогических, материально-технических, формирования учебно-методических и информационных условий ирезультативностью их труда. Допустимый рост в общем фонде оплаты труда объема стимулирующих выплат, распределяемых на основании оценки качества и результативности труда работников и не являющихся компенсационными выплатами. Участие органов самоуправления (Совета трудового коллектива) в распределении стимулирующей частифонда оплаты труда. 38 иг 2. Наличие локальных актов Повышение стимулирующих функций (внесение изменений в них), оплаты труда, нацеливающих работников на регламентирующих установление достижение высоких результатов (показателей заработной платы работников качества работы). образовательной организации, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования 3. Наличие дополнительных Соответствие документов требованиям. соглашений к трудовому договору спедагогическими работниками Информационно-методические условия Наличие и полнота информации по 1. Качество информационных направлениям: материалов дополнительного - Нормативное обеспечение введения ДО образования введении ФГОС - Организационное обеспечение введения основного общего ДО образования, - Кадровое обеспечение введения ДО размещённых на сайте ОУ. - Программно-методическое обеспечение введения ДО 2. Качество информирования Информация размещена на родительской общественности о сайте, разработаны подготовке к введению и порядке информационные буклеты. перехода на новые стандарты 3. Качество публичной отчётности Наличие и ОУо ходе и результатах введения своевременность размещения дополнительного образования итогам деятельности за учебный год. 4. Наличие Рекомендации разработаны, обсуждены на рекомендаций для заседаниях МО педагогических работников: - по организации дополнительногообразования Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий Интегративным результатом выполнения требований основной образовательной программы образовательной организации является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся. Созданные в образовательной организации, реализующей ОП ДО, условия: соответствуют требованиям ФГОС; обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации и 39 нао реализацию предусмотренных в ней общеобразовательных программ; учитывают особенности образовательной организации, ее организационную структуру, запросы участников образовательного процесса; предоставляют возможность взаимодействия с социальными партнерами, использования ресурсов социума, в том числе и сетевого взаимодействия. Система условий реализации ООП образовательной организации базируется на результатах проведенной в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей: - анализ имеющихся в образовательной организации условий и ресурсов реализации основной образовательной программы дополнительного образования; - установление степени их соответствия требованиям ФГОС, а также целям и задачам основной образовательной программы образовательной организации, сформированным с учетом потребностей всех участников образовательного процесса; - выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС; - разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнеров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий; - разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий; - разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты). Основным механизмом достижения целевых ориентиров в системе условий является чёткое взаимодействие всех участников образовательных отношений: Условия Кадровые условия Финансовые условия Механизмы 1. Составление плана повышения квалификации 2. Разработка персонифицированных программ повышенияквалификации педагогических работников. 3. Прохождение процедуры аттестации педагогических работников,обеспечивающих реализацию ОП ДО; 4. Проведение методических мероприятий для педагогов района; 5. Презентация педагогическихдостижений, обобщение ираспространение педагогического опыта; Включение пункта о распределении стимулирующей части заработной платы в зависимости от результатов введения и реализации дополнительного образования в Положение об оплате труда и стимулирующих выплатах. 40 Определение предмета закупок, количество и стоимость пополняемого оборудования, а также работ для обеспечения требований к условиям реализации ОП ДО Определение объёма финансирования, обеспечивающие реализациювнеурочной деятельности, включённой в основную образовательную программу Заключение договоров на проведение занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям дополнительного образования на базе других учреждений Выделение ставок педагогов дополнительного образования Информационнометодические условия Материальнотехнические условия Техническое оснащение библиотеки Развитие информационно-образовательной среды через техническиесредства, программные инструменты, обеспечение технической, методической и организационной поддержки, отображение образовательной деятельности в информационной среде. Разработка и реализация модели взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающихорганизацию внеурочной деятельности. Проведение экспертизы рабочих программ дополнительного образования Обеспечение доступа к ресурсам Интернет всех участниковобразовательных отношений; Обеспечение обновления ЭОР библиотеки и медиатеки ОО Оснащение школы техническими средствами обучения Приведение материально-технической базы школы в соответствие сдействующими санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда работников образовательных организаций Создание необходимых условий для организации дополнительного образования Общеобразовательная программа дополнительного образования реализуется в учебно-воспитательной деятельности как стратегия и тактика педагогической деятельности и, по необходимости, корректируется на диагностической основе с учетом интеллектуального потенциала, детских интересов, склонностей, их психофизического здоровья и социального заказа 41 родителей (законных представителей) изменения парадигмы образования, требований к современной школе и дополнительному образованию, нормативных актов. 42