Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Приложение к основной образовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности начального общего образования во 2-4 классе «Ураловедение» 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Ураловедение» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты: Личностные универсальные учебные действия: Обучающийся научится и приобретет: научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения. получит возможность для формирования: основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин , чувства сопричастности и гордости за свой край. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Свердловской области; чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. получит возможность: уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; описывать достопримечательности города и родного края; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашемкрае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Свердловской области и атласом; работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой регион и его главный город; устанавливать причинно‐следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии. Предметные результаты Обучающийся научится: находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее; наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их занятиях, интересах. Обучающийся получит возможность: самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах. Коммуникативные действия: Обучающийся научится: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве - отвечать на вопросы, задавать вопросы, - формулировать главную мысль; работать в паре, - ориентироваться на позицию партнѐра, стремиться к сотрудничеству. получит возможность: готовить и выступать с сообщениями; формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; - аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрѐл в сфере духовно-нравственного воспитания детей.Краеведение – одно из важных направлений при формировании личности ученика. Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему ро сту и развитию их способностей.Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего города. Цель: разностороннее развитие ребенка; пробуждение интереса к своей «малой родине», развитие чувства гордости за свой край, уважения к самобытной культуре, обычаям и традициям народов Урала; приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Задачи: Образовательные: вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, еѐ преобразованию и охране. развитие познавательного интереса к отечественной культуре в целом через знакомство обучающихся с культурой, традициями, историческим прошлым народа края; Развивающие: развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала; развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности и формирование потребности в саморазвитии. Воспитательные: формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к Родине. воспитание любви к малой Родине, гуманное отношение к людям разных национальностей, воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции; Содержание и структура курса «Ураловедение» дает возможность познакомиться с краем, где мы живем. С его историей, традициями, достопримечательностями, природой. Важным разделом программы является, тот в котором предполагается знакомство с нашим родным городом. Обучающиеся познакомятся с историей нашего города, узнают, какие люди прославили наш город, почему улицы носят их имя. Познакомятся с достопримечательностями, совершат путешествие по памятным местам. 2 КЛАСС Программное содержание включает в себя несколько разделов: Раздел I: Екатеринбург – столица Урала. Теория: Знакомство с историей рождения города, с его достопримечательностями. Раскрытие понятия – малая Родина. Практика: Участие в виртуальной экскурсии по городу. Разучивание стихов и песен о родном городе, знакомство с произведениями Уральских писателей и поэтов. Участие в игре –викторине «Мой город». Раздел II: Край, в котором я живу. Теория: Знакомство с великим мастером слова, сказочником, воспевающим Урал – Павлом Петровичем Бажовым, с его произведениями. Воспитание экологической культуры – бережного отношения к окружающей природе, к окружающей среде. Практика: Ролевые игры, игры – викторины. Участие в виртуальных экскурсиях по Уралу, просмотр фильмов и слайдов. Инсценировка произведений П. П. Бажова, Д. Н. Мамина – Сибиряка и других уральских писателей. Участие в конкурсе стихов и рассказов, рисунков, разбор пословиц и поговорок. Раздел III: Мой родной город. Теория: Знакомство с родным городом Артѐмовский, с его знаменитыми людьми, памятными местами, памятниками природы, предприятиями города. Практика: Ролевые игры, викторины, участие в виртуальных экскурсиях. Знакомство с поэтами АГО. Практическая деятельность: участие в школьных и городских мероприятиях: викторины, конкурсы. Участие в школьных праздниках, посвященных временам года. Проведение экскурсий, которые помогут лучше узнать историю родного края.. 3 КЛАСС Раздел I:Введение (2 часа) Краеведение- наука о родном крае.Экскурсия «Природа – наш второй дом» Раздел II: Край, в котором я живу. Теория: Знакомство с великим мастером слова - Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком, с его произведениями. Воспитание экологической культуры – бережного отношения к окружающей природе, к окружающей среде. Практика: Ролевые игры, игры – викторины. Участие в виртуальных экскурсиях по Уралу, просмотр фильмов и слайдов. Инсценировка произведений П. П. Бажова, Д. Н. Мамина – Сибиряка В.Крапивина и других уральских писателей. Участие в конкурсе стихов местных поэтов. Участие в конкурсе стихов и рассказов, рисунков, разбор пословиц и поговорок. Раздел III:Наша школа 2 часа Теория: Знакомство с историей возникновения школы. Школьная символика. Гордость школы. Знаменитые выпускники школы. Традиции школы. Практика:Придумать и нарисоватьфлаг и эмблему нашего класса. Раздел IV: Мой родной город. Теория: Продолжить знакомство с родным городом Артѐмовский, с его знаменитыми людьми, памятными местами, памятниками природы, предприятиями города. Практика: Ролевые игры, викторины, участие в виртуальных экскурсиях. Участие в конкурсе стихов местных поэтов. Практическая деятельность: участие в школьных и городских мероприятиях: викторины, конкурсы. Участие в школьных праздниках. Проведение экскурсий, которые помогут лучше узнать историю родного края. 4 КЛАСС Раздел I: Введение (2 часа) Теоретические занятия: соблюдение правил на занятиях по краеведению: слушать взрослых, радоваться успехам друзей, соблюдать ПДД, обязательно замечать что-то необычное; методы и формы изучения родного края: беседы, экскурсии, творческие работы. Раздел II: Край, в котором я живу. Теория: Знакомство со Свердловской областью, символикой, соседями, с народами, населяющими еѐ, их традициями, блюдами, костюмами.Знакомство с природой Урала: климат Свердловской области (погода, осадки, самые тѐплые и самые холодные месяцы); растения области (деревья, кустарники, травы (лекарственные и ядовитые); животные нашей области (звери дикие и домашние, птицы перелѐтные и зимующие, насекомые).Поверхность нашего края (равнины, горы, котловина); полезные ископаемые: железная руда, гранит, бурый уголь и т.д., главное богатство нашего края. Практика: работа с образцами полезных ископаемых, добываемых в Свердловской области и на Урале. Знакомство с Красной Книгой Свердловской области. Раздел III: Наша школа 2 часа Теория: Гордость школы. Знаменитые выпускники школы. Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД. Обучение приѐмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Практика: Подвижные игры на перемене «Ну-ка, дети, встаньте в круг», Игра-викторина «Безопасная школа» Раздел IV: Мой родной город. Теория: Продолжить знакомство с родным городом Артѐмовский, с его знаменитыми людьми, памятными местами, памятниками природы, предприятиями города. Практика: Ролевые игры, викторины, участие в виртуальных экскурсиях. Участие в конкурсе стихов местных поэтов. Практическая деятельность: участие в школьных и городских мероприятиях: викторины, конкурсы. Участие в школьных праздниках. Проведение экскурсий, которые помогут лучше узнать историю родного края. Приѐмы и методы организации занятий В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы: - лекции, - творческие задания, - практические работы, - самостоятельный поиск, - экскурсии, - творческий конкурс. - проекты, - выставки, - круглые столы, - научно-практические конференции и др. Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем. Повышать интерес к предмету, к своей родине. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребѐнку, с учѐтом его возможностей. Описаниеместа программы внеурочной деятельности в учебном плане : Программа рассчитана на 2 года, 68 часов,занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с музыкой, изобразительным искусством, с окружающим миром Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. 3. Тематическое планирование 2 КЛАСС № урока Тема занятия Кол-во часов. 6 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 Екатеринбург – столица Урала История рождения города. Основатели города Символы города Достопримечательности Екатеринбурга Стихи и песни о родном городе Игра-викторина «Мой город» 7 Край, в котором я живу История возникновения Урала. 18 1 8 Уральские горы. Богатство Уральских гор. 1 9 Легенды об Уральских горах. 1 Содержание Знакомство с предметом. Воспитание чувства «малой родины», уважения и памяти к миру предков, к родному краю, друг к другу, старшим. Развитие познавательной активности и мыслительной деятельности школьников, памяти, умения видеть связь времен, умения выстраивать логическую цепочку. Приобщение детей к игровой творческой деятельности. Знакомство с пиателями, которые прославили родной Урал, с поэтами Урала и их стихами, знакомство школьников с народными Наш сказочный Урал. П. П. Бажов – уральский писатель, мудрец, сказочник Любимые герои сказов Бажова Уральские писатели и поэты об Урале, о людях Урала. Конкурс стихов и рассказов об Урале Викторина «В гостях у Хозяйки Медной горы» Образы родной природы «Во поле березка стояла» «Ой, рябина кудрявая» Уральские мастера Русская игрушка Уральские росписи и узоры на подносах Каслинское литье Уральский форфор Уральска резьба я по дереву Мой родной город История города 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 Символы города Знаменитые люди Поэты родного города 1 2 1 30 Памятные места родного города 1 31 Памятники природы 1 32 Предприятия родного города 1 33 Спорт в нашем городе 1 34 Повторение изученного. Викторина 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27-28 29 промыслами Урала. Уметь строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение.Внутренняя позиция школьника, интерес к новому. Познакомить с историей города, с выставочными стендами школы «Символика», с историей создания символики Артѐмовского городского округа, с занятиями людей родного края, с жителями города, которые прославили своим трудом наш край, с жизнью и творчеством поэтов-земляков. Внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории. Тематическое планирование 3 КЛАСС № урока Тема занятия Кол-во Содержание часов. Введение (2 часа) 1 2 Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом» 1 1 Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. 3 4 Уральские горы. Богатство Уральских гор. П. П. Бажов – уральский писатель, мудрец, сказочник Библиотечный урок Уральские писатели и поэты об Урале, о людях Урала. Библиотечный урок (из городской библиотеки) 1 1 Знакомство с писателями, которые прославили родной Урал, с поэтами Урала и их стихами, знакомство школьников с народными промыслами Урала. 6 Конкурс стихов и рассказов об Урале (можно собственного сочинения) 1 7 8 9 Уральские мастера. Каслинское литье Уральский форфор Уральская резьба по дереву 1 1 1 10 Знакомство с историей возникновения школы. Школьная символика. Гордость школы. Знаменитые выпускники школы. Традиции школы. Край, в котором я живу 7 часов 5 1 Уметь строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение.Внутренняя позиция школьника, интерес к новому. Наша школа 2 часа 11 1 Экскурсия в школьный музей 1 Экскурсия в школьный музей Встреча с Н.Ю. Воробьѐвой (сотрудником городского музея) в ДК им. А.С. Попова Встреча с Н.Ю. Воробьѐвой (сотрудником городского музея) в ДК им. А.С. Попова Мой родной город 23 ч 12 Понятие малой родины. История города 1 13 1 14 15 Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека. Символы города Знаменитые люди 16 Поэты родного города 1 17-18 19 Поэты родного города Хранилище книг 2 1 1 1 Беседа с презентацией Встреча с Н.Ю. Воробьѐвой (сотрудником городского музея) в ДК им. А.С. Попова Встреча с Н.А.Грубер, руководителем литературного объединения Посещение литературного объединения Посещение городской библиотеки 20 21 22-23 24-25 26-27 28 29 30-31 32-33 34 ИТОГО: Памятные места родного города 1 Предприятия родного города Завод «ВЕНТПРОМ» УСПК (Урало-Сибирская промышленная компания) Мастера вагонного депо Спорт в нашем городе Народные умельцы 1 2 2 2 1 1 Мастера плетения из лозы Наш город в годы Великой Отечественной войны Повторение изученного. Викторина 2 2 1 34 Виртуальная экскурсия (или экскурсия по договорѐнности с работниками музея) Обзорная виртуальная экскурсия Экскурсия на предприятие (по договорѐнности) Экскурсия на предприятие (по договорѐнности) Экскурсия в вагонное депо Встреча с Н.Ю. Воробьѐвой (сотрудником городского музея) в ДК им. А.С. Попова или в музее на творческих объединениях Экскурсия на предприятие «Егоршинская лоза» Экскурсия в музей на ж/д вокзале Познакомить с историей города, с выставочными стендами школы «Символика», с историей создания символики Артѐмовского городского округа, с занятиями людей родного края, с жителями города, которые прославили своим трудом наш край, с жизнью и творчеством поэтов-земляков. Внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории. 1. Тематическое планирование 4 КЛАСС № урока 1 2 Тема занятия Кол-во часов. Введение 1 час Краеведение- наука о родном крае. Край, в котором я живу – 8 ч Знакомство соседями. со Свердловской областью, 1 символикой, 1 Содержание Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. Определение географического положения области. Площадь территории области, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Соседи области. Беседа. Сформировать 3 Народы, населяющие Свердловскую область, их традициями, 1 4 Знакомство с природой Урала: климат Свердловской области (погода, осадки, самые тѐплые и самые холодные месяцы); 1 5 Растения Свердловской области 1 6 Животные Свердловской области 1 представление о территории области, городах и поселках. Практическая работа: Свердловская область на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей области (на усмотрение учителя) Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Беседа в школьном музее. Беседа: первичное представление о коренных жителях нашей области. Познакомить с национальным составом населения. Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных жителей нашей области?» Характеристика климата по сезонам года. Опасные явления погоды. Неблагоприятные явления погоды Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области. Беседа: значение растений в жизни человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах Беседа: животные, обитающие на территории Свердловской области. Практическая работа: игра «Крестики-нолики». 7 Красная Книга Свердловской области 1 8 Поверхность нашего края (равнины, горы, котловина) 1 Беседа: живые организмы, занесѐнные в Красную Книгу Свердловской области, обитающие на еѐ территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса. Работа с картой. Беседа: важнейшие богатства 9 Полезные ископаемые Свердловской области 1 10 Наша школа – 3 ч Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД. Обучение приѐмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. 1 11 Подвижные игры на перемене «Ну-ка, дети, встаньте в круг» 1 12 Игра-викторина «Безопасная школа» Мой родной город. Экология города 1 1 15 16 Детские сады, школы, музыкальная школа, художественная школа. Пожарная часть. Водные источники АГО Почетные граждане города 17 Обобщение 1 13 14 1 1 1 нашего края. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. Разучивание игр, в которые можно играть на перемене. Составление буклета с играми. Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Рассказывать о бережном отношении к природе родного города. Вести наблюдения. Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Теория: беседа – презентация о Всемирном дне защиты животных, Внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории. Узнавать о жизни почетных людей из объяснения учителя, делать выводы. Рассказывать о значении реки для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие на человека.