РП_ВД_Ураловедение_2 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
во 2-4 классе «Ураловедение»

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Ураловедение» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом учащихся и с
задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы
следующие результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится и приобретет:
 научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на
будущее;
 приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
 научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
 приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
получит возможность для формирования:
 основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин , чувства сопричастности и гордости за свой край.
 мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
 эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Свердловской области;
 чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
 эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
 выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
 проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
 использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
получит возможность:
 уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
 вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:






используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
описывать достопримечательности города и родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашемкрае, достопримечательностях, людях с
целью поиска и извлечения познавательной информации;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
 использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Свердловской области и
атласом;
 работать с атласом, глобусом и картой;
 находить на карте свой регион и его главный город;
 устанавливать причинно‐следственные связи;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
 устанавливать аналогии.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
 находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;
 наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их занятиях, интересах.
Обучающийся получит возможность:
 самостоятельно подбирать литературу по теме;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
 работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:
 понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
 ориентироваться на позицию партнера в общении;
 учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве
- отвечать на вопросы, задавать вопросы,
- формулировать главную мысль;
работать в паре,
- ориентироваться на позицию партнѐра, стремиться к сотрудничеству.
получит возможность:
 готовить и выступать с сообщениями;




формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос
приобрѐл в сфере духовно-нравственного воспитания детей.Краеведение – одно из важных направлений при формировании личности ученика.
Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее,
глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной
природе и земле, уважения к традициям своего народа. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно
содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему ро сту и
развитию их способностей.Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии,
походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего города.
Цель: разностороннее развитие ребенка; пробуждение интереса к своей «малой родине», развитие чувства гордости за свой край, уважения к
самобытной культуре, обычаям и традициям народов Урала; приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Задачи:
Образовательные:


вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, еѐ
преобразованию и охране.



развитие познавательного интереса к отечественной культуре в целом через знакомство обучающихся с культурой, традициями,
историческим прошлым народа края;

Развивающие:


развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала;



развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности и формирование потребности в саморазвитии.

Воспитательные:


формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к Родине.



воспитание любви к малой Родине, гуманное отношение к людям разных национальностей, воспитывать личность гражданина России,
духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции;

Содержание и структура курса «Ураловедение» дает возможность познакомиться с краем, где мы живем. С его историей, традициями,
достопримечательностями, природой.
Важным разделом программы является, тот в котором предполагается знакомство с нашим родным городом. Обучающиеся познакомятся с историей
нашего города, узнают, какие люди прославили наш город, почему улицы носят их имя. Познакомятся с достопримечательностями, совершат
путешествие по памятным местам.
2 КЛАСС
Программное содержание включает в себя несколько разделов:
Раздел I: Екатеринбург – столица Урала.
Теория: Знакомство с историей рождения города, с его достопримечательностями. Раскрытие понятия – малая Родина.
Практика: Участие в виртуальной экскурсии по городу. Разучивание стихов и песен о родном городе, знакомство с произведениями Уральских
писателей и поэтов. Участие в игре –викторине «Мой город».
Раздел II: Край, в котором я живу.
Теория: Знакомство с великим мастером слова, сказочником, воспевающим Урал – Павлом Петровичем Бажовым, с его произведениями. Воспитание
экологической культуры – бережного отношения к окружающей природе, к окружающей среде.
Практика: Ролевые игры, игры – викторины. Участие в виртуальных экскурсиях по Уралу, просмотр фильмов и слайдов. Инсценировка
произведений П. П. Бажова, Д. Н. Мамина – Сибиряка и других уральских писателей. Участие в конкурсе стихов и рассказов, рисунков, разбор
пословиц и поговорок.
Раздел III: Мой родной город.
Теория: Знакомство с родным городом Артѐмовский, с его знаменитыми людьми, памятными местами, памятниками природы, предприятиями
города.
Практика: Ролевые игры, викторины, участие в виртуальных экскурсиях. Знакомство с поэтами АГО.

Практическая деятельность: участие в школьных и городских мероприятиях: викторины, конкурсы. Участие в школьных праздниках,
посвященных временам года. Проведение экскурсий, которые помогут лучше узнать историю родного края..
3 КЛАСС

Раздел I:Введение (2 часа) Краеведение- наука о родном крае.Экскурсия «Природа – наш второй дом»
Раздел II: Край, в котором я живу.
Теория: Знакомство с великим мастером слова - Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком, с его произведениями. Воспитание экологической
культуры – бережного отношения к окружающей природе, к окружающей среде.
Практика: Ролевые игры, игры – викторины. Участие в виртуальных экскурсиях по Уралу, просмотр фильмов и слайдов. Инсценировка
произведений П. П. Бажова, Д. Н. Мамина – Сибиряка В.Крапивина и других уральских писателей. Участие в конкурсе стихов местных поэтов.
Участие в конкурсе стихов и рассказов, рисунков, разбор пословиц и поговорок.
Раздел III:Наша школа 2 часа
Теория: Знакомство с историей возникновения школы. Школьная символика. Гордость школы. Знаменитые выпускники школы. Традиции школы.
Практика:Придумать и нарисоватьфлаг и эмблему нашего класса.
Раздел IV: Мой родной город.
Теория: Продолжить знакомство с родным городом Артѐмовский, с его знаменитыми людьми, памятными местами, памятниками природы,
предприятиями города.
Практика: Ролевые игры, викторины, участие в виртуальных экскурсиях. Участие в конкурсе стихов местных поэтов.
Практическая деятельность: участие в школьных и городских мероприятиях: викторины, конкурсы. Участие в школьных праздниках. Проведение
экскурсий, которые помогут лучше узнать историю родного края.
4 КЛАСС
Раздел I: Введение (2 часа) Теоретические занятия: соблюдение правил на занятиях по краеведению: слушать взрослых, радоваться успехам
друзей, соблюдать ПДД, обязательно замечать что-то необычное; методы и формы изучения родного края: беседы, экскурсии, творческие работы.
Раздел II: Край, в котором я живу.

Теория: Знакомство со Свердловской областью, символикой, соседями,
с народами, населяющими еѐ, их традициями, блюдами,
костюмами.Знакомство с природой Урала: климат Свердловской области (погода, осадки, самые тѐплые и самые холодные месяцы); растения
области (деревья, кустарники, травы (лекарственные и ядовитые); животные нашей области (звери дикие и домашние, птицы перелѐтные и
зимующие, насекомые).Поверхность нашего края (равнины, горы, котловина); полезные ископаемые: железная руда, гранит, бурый уголь и т.д.,
главное богатство нашего края.
Практика: работа с образцами полезных ископаемых, добываемых в Свердловской области и на Урале. Знакомство с Красной Книгой
Свердловской области.
Раздел III: Наша школа 2 часа
Теория: Гордость школы. Знаменитые выпускники школы. Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД. Обучение приѐмам коллективного
планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел.
Практика: Подвижные игры на перемене «Ну-ка, дети, встаньте в круг», Игра-викторина «Безопасная школа»
Раздел IV: Мой родной город.
Теория: Продолжить знакомство с родным городом Артѐмовский, с его знаменитыми людьми, памятными местами, памятниками природы,
предприятиями города.
Практика: Ролевые игры, викторины, участие в виртуальных экскурсиях. Участие в конкурсе стихов местных поэтов.
Практическая деятельность: участие в школьных и городских мероприятиях: викторины, конкурсы. Участие в школьных праздниках. Проведение
экскурсий, которые помогут лучше узнать историю родного края.
Приѐмы и методы организации занятий
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- экскурсии,
- творческий конкурс.
- проекты,
- выставки,

- круглые столы,
- научно-практические конференции и др.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.Формы и методы должны быть
такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем. Повышать интерес к предмету,
к своей родине.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребѐнку, с учѐтом его возможностей.
Описаниеместа программы внеурочной деятельности в учебном плане :
Программа рассчитана на 2 года, 68 часов,занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с
музыкой, изобразительным искусством, с окружающим миром
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, создании портофолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества,
материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
3. Тематическое планирование 2 КЛАСС
№ урока

Тема занятия

Кол-во
часов.
6
1
1
1
1
1
1

1
2
3
4
5
6

Екатеринбург – столица Урала
История рождения города.
Основатели города
Символы города
Достопримечательности Екатеринбурга
Стихи и песни о родном городе
Игра-викторина «Мой город»

7

Край, в котором я живу
История возникновения Урала.

18
1

8

Уральские горы. Богатство Уральских гор.

1

9

Легенды об Уральских горах.

1

Содержание
Знакомство с предметом. Воспитание чувства
«малой родины», уважения и памяти к миру
предков, к родному краю, друг к другу,
старшим. Развитие познавательной активности и
мыслительной
деятельности
школьников,
памяти, умения видеть связь времен, умения
выстраивать логическую цепочку. Приобщение
детей к игровой творческой деятельности.
Знакомство с пиателями, которые прославили
родной Урал, с поэтами Урала и их стихами,
знакомство
школьников
с
народными

Наш сказочный Урал.
П. П. Бажов – уральский писатель, мудрец, сказочник
Любимые герои сказов Бажова
Уральские писатели и поэты об Урале, о людях Урала.
Конкурс стихов и рассказов об Урале
Викторина «В гостях у Хозяйки Медной горы»
Образы родной природы
«Во поле березка стояла»
«Ой, рябина кудрявая»
Уральские мастера
Русская игрушка
Уральские росписи и узоры на подносах
Каслинское литье
Уральский форфор
Уральска резьба я по дереву
Мой родной город
История города

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1

Символы города
Знаменитые люди
Поэты родного города

1
2
1

30

Памятные места родного города

1

31

Памятники природы

1

32

Предприятия родного города

1

33

Спорт в нашем городе

1

34

Повторение изученного. Викторина

1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29

промыслами Урала.
Уметь строить монологические высказывания,
владеть диалогом, высказывать собственное
мнение.Внутренняя
позиция
школьника,
интерес к новому.

Познакомить
с
историей
города,
с
выставочными стендами школы «Символика», с
историей создания символики Артѐмовского
городского округа, с занятиями людей родного
края, с жителями города, которые прославили
своим трудом наш край,
с жизнью и
творчеством поэтов-земляков.
Внутренняя позиция школьника, интерес к
новому, формирование основ
гражданственности, чувства сопричастности к
городу и его истории.

Тематическое планирование 3 КЛАСС
№ урока

Тема занятия

Кол-во

Содержание

часов.
Введение (2 часа)

1
2

Краеведение- наука о родном крае.
Экскурсия «Природа – наш второй дом»

1
1

Что изучает краеведение. Источники
краеведческих знаний: карта как источник
информации и другие источники. История
изучения края. Вклад выдающихся ученых в
исследования края.

3
4

Уральские горы. Богатство Уральских гор.
П. П. Бажов – уральский писатель, мудрец, сказочник
Библиотечный урок
Уральские писатели и поэты об Урале, о людях Урала.
Библиотечный урок (из городской библиотеки)

1
1

Знакомство с писателями, которые прославили
родной Урал, с поэтами Урала и их стихами,
знакомство
школьников
с
народными
промыслами Урала.

6

Конкурс стихов и рассказов об Урале (можно собственного
сочинения)

1

7
8
9

Уральские мастера. Каслинское литье
Уральский форфор
Уральская резьба по дереву

1
1
1

10

Знакомство с историей возникновения школы. Школьная
символика.
Гордость школы. Знаменитые выпускники школы. Традиции
школы.

Край, в котором я живу 7 часов

5

1

Уметь строить монологические высказывания,
владеть диалогом, высказывать собственное
мнение.Внутренняя позиция школьника, интерес
к новому.

Наша школа 2 часа

11

1

Экскурсия в школьный музей

1

Экскурсия в школьный музей
Встреча с Н.Ю. Воробьѐвой (сотрудником
городского музея) в ДК им. А.С. Попова
Встреча с Н.Ю. Воробьѐвой (сотрудником
городского музея) в ДК им. А.С. Попова

Мой родной город 23 ч

12

Понятие малой родины. История города

1

13

1

14
15

Названия улиц города по месту жительства детей.
Название улиц, прилегающих к школе. История названия
улиц, их роль в жизни современного человека.
Символы города
Знаменитые люди

16

Поэты родного города

1

17-18
19

Поэты родного города
Хранилище книг

2
1

1
1

Беседа с презентацией
Встреча с Н.Ю. Воробьѐвой (сотрудником
городского музея) в ДК им. А.С. Попова
Встреча с Н.А.Грубер, руководителем
литературного объединения
Посещение литературного объединения
Посещение городской библиотеки

20
21
22-23
24-25
26-27
28
29

30-31
32-33
34
ИТОГО:

Памятные места родного города

1

Предприятия родного города
Завод «ВЕНТПРОМ»
УСПК (Урало-Сибирская промышленная компания)
Мастера вагонного депо
Спорт в нашем городе
Народные умельцы

1
2
2
2
1
1

Мастера плетения из лозы
Наш город в годы Великой Отечественной войны
Повторение изученного. Викторина

2
2
1
34

Виртуальная экскурсия (или экскурсия по
договорѐнности с работниками музея)
Обзорная виртуальная экскурсия
Экскурсия на предприятие (по договорѐнности)
Экскурсия на предприятие (по договорѐнности)
Экскурсия в вагонное депо
Встреча с Н.Ю. Воробьѐвой (сотрудником
городского музея) в ДК им. А.С. Попова или в
музее на творческих объединениях
Экскурсия на предприятие «Егоршинская лоза»
Экскурсия в музей на ж/д вокзале
Познакомить с историей города, с выставочными
стендами школы «Символика», с историей
создания символики Артѐмовского городского
округа, с занятиями людей родного края, с
жителями города, которые прославили своим
трудом наш край, с жизнью и творчеством
поэтов-земляков.
Внутренняя позиция школьника, интерес к
новому, формирование основ гражданственности,
чувства сопричастности к городу и его истории.

1. Тематическое планирование 4 КЛАСС
№ урока

1

2

Тема занятия

Кол-во
часов.

Введение 1 час
Краеведение- наука о родном крае.
Край, в котором я живу – 8 ч
Знакомство
соседями.

со

Свердловской

областью,

1

символикой,

1

Содержание
Что изучает краеведение. Источники
краеведческих знаний: карта как источник
информации и другие источники. История
изучения края. Вклад выдающихся ученых в
исследования края.
Определение
географического
положения
области. Площадь территории области, границы,
протяженность с севера на юг, с запада на
восток. Соседи области. Беседа. Сформировать

3

Народы, населяющие Свердловскую область, их традициями,

1

4

Знакомство с природой Урала: климат Свердловской области
(погода, осадки, самые тѐплые и самые холодные месяцы);

1

5

Растения Свердловской области

1

6

Животные Свердловской области

1

представление о территории области, городах и
поселках. Практическая работа: Свердловская
область на карте России, обучение умению
находить и показывать на физической карте.
Практическая работа: раскрашивание герба,
флага нашей области (на усмотрение учителя)
Фронтальная и индивидуальная работа с картой.
Беседа в школьном музее. Беседа: первичное
представление о коренных жителях нашей
области. Познакомить с национальным составом
населения. Работа в парах: «Какими ты
представляешь коренных жителей нашей
области?»
Характеристика климата по сезонам года.
Опасные явления погоды. Неблагоприятные
явления погоды
Беседа: создать у учащихся представление о
флоре и фауне области. Разнообразие растений.
Практическая
работа:
рассматривание
гербарных
экземпляров
растений
встречающихся на территории области. Беседа:
значение
растений
в
жизни
человека.
Практическая
работа:
передача
своих
впечатлений об окружающем мире в рисунках,
поделках, устных рассказах
Беседа: животные, обитающие на территории
Свердловской области.
Практическая работа: игра «Крестики-нолики».

7

Красная Книга Свердловской области

1

8

Поверхность нашего края (равнины, горы, котловина)

1

Беседа: живые организмы, занесѐнные в
Красную Книгу Свердловской
области,
обитающие на еѐ территории. Практическая
работа: организация конкурса рисунков о
животных нашего края. Конкурс рисунков
Подведение итога конкурса.
Работа с картой. Беседа: важнейшие богатства

9

Полезные ископаемые Свердловской области

1

10

Наша школа – 3 ч
Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД.
Обучение
приѐмам
коллективного
планирования,
коллективной подготовки и коллективного анализа дел.

1

11

Подвижные игры на перемене «Ну-ка, дети, встаньте в круг»

1

12

Игра-викторина «Безопасная школа»
Мой родной город.
Экология города

1

1

15
16

Детские сады, школы, музыкальная школа, художественная
школа. Пожарная часть.
Водные источники АГО
Почетные граждане города

17

Обобщение

1

13

14

1

1
1

нашего края. Как добывают, где используют.
Практическая работа: рассматривание образцов
полезных ископаемых.

Разучивание игр, в которые можно играть на
перемене. Составление буклета с играми.
Анализировать факты, угрожающие живой
природе, знакомиться с правилами друзей
природы
и
экологическими
знаками,
договариваться о соблюдении этих правил и
предлагать свои правила. Рассказывать о
бережном отношении к природе родного города.
Вести наблюдения. Моделировать изучаемые
взаимосвязи, выявлять роль человека в
сохранении или нарушении этих взаимосвязей.
Теория: беседа – презентация о Всемирном дне
защиты животных,
Внутренняя позиция школьника, интерес к
новому,
формирование
основ
гражданственности, чувства сопричастности к
городу и его истории. Узнавать о жизни
почетных людей из объяснения учителя, делать
выводы. Рассказывать о значении реки для
растений, животных и человека. Описывать
эстетическое воздействие на человека.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».