Аннотация к адаптированной рабочей программе к учебному предмету "Чтение (литературное чтение)". 5-9кл Вариант 1 Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: - совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; - развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; - развитие положительных качеств и свойств личности; Общая характеристика учебного предмета Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения. С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе. В 5 - 6 классах ведётся работа по объяснительному чтению, которое является продолжением предыдущего этапа и представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у обучающихся совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы («Что такое хорошо?», «Дружная семья», «Наша Родина» и др.). Такое расположение материала дает возможность опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей. Таким образом, начиная с 5-го класса программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся. Начиная с 7 класса, обучающиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению для 8-9 класса предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Обучающиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Внеклассное чтение (проводится раз в месяц). Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у детей: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу. Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 5-9 классов, курс рассчитан: В 5 классе – на 136 ч. (34 учебные недели). В 6 классе – на 136 ч. (34 учебные недели). В 7 классе – на 136 ч. (34 учебные недели). В 8 классе – на 136 ч. (34 учебные недели). В 9 классе – на 136 ч. (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение чтения в 5-9 классах, определено учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 для 5-9 классов и составляет в 4ч, 4ч, 4ч, 4ч, 4ч в неделю соответственно.