аннотация_АРП_чтение_5-9_В-1

Аннотация к адаптированной рабочей программе
к учебному предмету "Чтение (литературное чтение)".
5-9кл
Вариант 1
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
- развитие положительных качеств и свойств личности;
Общая характеристика учебного предмета
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности
является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое
значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения
не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по
ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст
полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным
восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает
комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания
школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание
позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 5 - 6 классах ведётся работа по объяснительному чтению, которое является
продолжением предыдущего этапа и представляет собой целую систему учебных занятий,
в процессе которых у обучающихся совершенствуется техника чтения, развиваются
умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную
обусловленность событий. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки
материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом
детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы («Что такое
хорошо?», «Дружная семья», «Наша Родина» и др.). Такое расположение материала дает
возможность опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент
сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей.
Таким образом, начиная с 5-го класса программе используется тематический принцип
подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших
классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и
жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей,
расширения социального опыта учащихся.
Начиная с 7 класса, обучающиеся включаются в круг литературного чтения.
Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются
монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению для 8-9 класса
предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в
хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков чтения,
рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать
некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической
деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица,
поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных);

языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры
художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).
Обучающиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты
литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно
имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие
познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья.
Внеклассное чтение (проводится раз в месяц). Внеклассное чтение ставит задачу
начала формирования читательской самостоятельности у детей: развития у них интереса к
чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской
литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской
культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.
Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с постепенным
увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 5-9 классов, курс
рассчитан:
В 5 классе – на 136 ч. (34 учебные недели).
В 6 классе – на 136 ч. (34 учебные недели).
В 7 классе – на 136 ч. (34 учебные недели).
В 8 классе – на 136 ч. (34 учебные недели).
В 9 классе – на 136 ч. (34 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение чтения в 5-9 классах,
определено учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1 для 5-9 классов и составляет в 4ч, 4ч, 4ч,
4ч, 4ч в неделю соответственно.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».