РП ВД_Эколята

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Эколята»
1 класс

г. Артемовский
2023

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Эколята» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом
обучающихся и с задачами формирования личности на разных ступенях её развития. В процессе занятий по данной программе у
обучающихся будут сформированы следующие результаты:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли
«хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций
партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
–
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные),
для решения задач;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
–
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на
основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения
в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию
как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и
регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения курса «Эколята» при получении начального общего образования обучающиеся приобретут первичные навыки
работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения, соответствующих возрасту литературных, учебных, научно
познавательных текстов, инструкций. Обучающиеся научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации. Обучающиеся овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в
наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической
или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их
интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых
учебных и практических ситуациях.

Обучающиеся получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт
критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным
опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих
приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства
текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с
целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаружи вать
недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения курса «Эколята» на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых
для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными
объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся
изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий
или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие
безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении,
развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды
информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной
познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и
учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться
необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в
средней и старшей школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т.
д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном
языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Обучающийся получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать
сменные носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую
информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру,
микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей,
включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический
контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом
Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с
использованием ссылок);
– заполнять учебные базы данных.
Обучающийся получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,
оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.

Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
–
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
–
создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием
иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
–
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать
аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
–
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
–
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение
из готовых фрагментов (аппликация);
–
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
–
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Обучающийся получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых
музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающийся научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий,
строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы,
включая навыки роботехнического проектирования
– моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты:
Должны знать:
 основные источники информации;
 назначение основных устройств компьютера;
 правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

Должны уметь:
 кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;
 составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
 составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
 распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
 выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
 определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с
составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я
делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
 получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и
электронных носителях);
 осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
 решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
 осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
 изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.

№п/п
1

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание
Форма
Вид деятельности
организации
ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА
Введение. Беседа,
Рисование внешнего вида своего дома, из чего сделан,
Что такое экология?
сообщения,
окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе.
Знакомство детей с целями и задачами курса,
просмотр и
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в
правилами поведения при проведении
анализ
подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по
практических работ. Выясняем, что такое экология. презентаций и наведению чистоты и порядка в своем доме.
Экология - наука, изучающая собственный дом
видеофильмов, Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет
человека, дом растений и животных в природе,
практическая
о выполнении задания.
жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Проработа
Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем
стейшая классификация экологических связей:
сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для
связи между неживой и живой природой; связи
здоровья деревьев?
внутри живой природы на примере соснового леса
Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их

(между растениями и животными, между
различными животными); связи между природой и
человеком. Разъяснение значения экологии на
основе анализа примеров Практическое занятие
«Уборка школьного двора». Практическое занятие
«Деревья твоего двора». Птицы нашего двора
Практическое занятие «Изготовление кормушек
для птиц»
Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ
Моя семья
Происхождение слова «семья» (от слова
«семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в
землю, дает крепкий росток. Со временем на нем
появляются сначала нежные цветы, затем и добрые
плоды. Занятие и обязанности членов семьи по
ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни
человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай
отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты
будешь долго жить. Соседи-жильцы. Мой класс.
Практическое занятие «Создание уюта в классной
комнате». Дом моей мечты. Рассказы, стихи о
семье. Комнатные растения в квартире, в классе.
Практическое занятие «Уход за комнатными
растениями». Практическое занятие «Маленький
огород на подоконнике»

существенных и отличительных признаков. Среда
обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы.
Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые
маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин,
индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам
в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для
подкормки птиц зимой. Вывешивание кормушек
Практическая
работа, игра,
чтение стихов,
рассказов,
викторина,
выставка

Доброжелательные отношения с соседями по дому, по
квартире. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи?
Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций.
Обычаи и традиции русского народа
Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель,
растения? Что необходимо сделать для создания уюта в
классной и игровой комнатах? Дежурство по классу.
Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»
Распределение обязанностей. Отчет каждой группы
учащихся о проделанной работе Изготовление дома из
бумаги и картона, пластилина. Что в нем будет? Чего в нем
не будет? Чтение стихов, художественной литературы о
семье, любви, дружбе, труде
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение
комнатных растений, условия содержания, правила
расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с
комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и
роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за
комнатными растениями. Пересадка комнатных растений.
Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по
уходу за комнатными растениями. Их выполнение.
Наблюдение изменений, произошедших после

3

ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА
Гигиена дома
Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция,
проветривание. Гигиена жилища. Бытовые
приборы в квартире. Экскурсия на кухню. Наша
одежда и обувь. Русская народная одежда.
Практическое занятие «Русская национальная
одежда»

Практическая
работа,
сообщения,
беседа,
виртуальная
экскурсия

4

ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ
Вода в моем доме и в природе. Стихи, рассказы о
воде в природе. Вода в жизни растений и
животных. Теория и практика «Вода и здоровье
человека. Личная гигиена».

Проведение
опытов,
сообщения,
просмотри и
анализ
презентаций и
видеофильмов

проведенных работ.
Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка
луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных
веточках тополя, сирени
Влажная уборка. Уход за комнатными растениями
(опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание
листьев). Уход за домашними животными.
Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на
температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и
электрической плитой. Составление списка бытовых
приборов в квартире, кто ими пользуется, правила
безопасности при их эксплуатации.
Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила
безопасности при использовании бытовых приборов.
Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение,
экологические ^гигиенические требования, условия
содержания, уход.
История появления одежды. Знакомство с русской
народной одеждой. Придумывание одежды. Как зашить
дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю
одежду
Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется,
куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая,
кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее
надо экономить? Как можно экономить воду?
Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение
рассказов о загрязнении Мирового океана. Беседа Как вода
влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь
животного мира? Как животные заботятся о чистоте?
Диспут Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в
организм человека, куда расходуется, как выделяется из

5

6

7

СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Солнце, Луна, звезды – источники света
Солнце - естественный дневной источник света и
тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные
растения. Практическое занятие по размещению
комнатных растений с учетом потребности тепла и
света
ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ
Практическое занятие по подготовке почвы к
посеву. Практическое занятие по посадке растений
и уход за ними

Беседа,
сообщения,
просмотр и
анализ
презентаций и
видеофильмов,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа,
выставка

ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ
Воздух и здоровье человека
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух,
которым мы дышим. Чистый и загрязненный
воздух. Какие загрязнители воздуха есть в
помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был
чистым? Болезни органов дыхания. Что делать,
чтобы не болеть? Вред табачного дыма.
Знакомство с комплексом дыхательной
гимнастики.

Беседа,
сообщения,
практическая
работа

организма? Водные процедуры, закаливание водой.
Сравнение температуры воды. Градусник для измерения
температуры воды.
Сообщения о влиянии тепла и света на комнатные
растения. Провести наблюдения по выявлению
светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.
Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе.
Наблюдение после произведённой работы.

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке
(перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков
посева на цветение декоративных растений» Инструктаж
по технике безопасности.
Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок.
Посадка растений. Организация дежурства членов кружка
«Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт
«Влияние удобрений на рост и развитие высаженных
растений.
Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики

3. Тематическое планирование
№п/п

Название раздела, темы урока

Количество
часов
1

1

ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА
Введение. Что такое экология?

2

Мой дом

1

3

Дом, где мы живем

1

4

Практическое занятие «Уборка школьного
двора»

1

5

Практическое занятие «Деревья твоего
двора»
Птицы нашего двора
Практическое занятие «Изготовление
кормушек для птиц»
Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ
Моя семья

1

6
7
8

Содержание
ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА
Введение. Что такое
экология?
Знакомство детей с целями и задачами курса, правилами
поведения при проведении практических работ. Выясняем, что
такое экология.
Экология - наука, изучающая собственный дом человека,
дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома
- планеты Земля.
Простейшая классификация экологических связей: связи между
неживой и живой природой; связи внутри живой природы на
примере соснового леса (между растениями и животными, между
различными животными); связи между природой и человеком.
Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров
Практическое занятие «Уборка школьного двора». Практическое
занятие «Деревья твоего двора».
Птицы нашего двора Практическое занятие «Изготовление
кормушек для птиц»

1
1
Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ
Моя семья.
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое

семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток.
Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и
добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению
общего хозяйства.

9

Соседи-жильцы

1

10
11

Мой класс
Практическое занятие «Создание уюта в
классной комнате»

1
1

12
13

Дом моей мечты
Рассказы, стихи о семье

1
1

14

Комнатные растения в квартире, в классе

1

15

Практическое занятие «Уход за комнатными
растениями»
Практическое занятие «Маленький огород
на подоконнике»

1
1

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

17

ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА
Гигиена дома.

1

ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА
Гигиена дома

18

Гигиена класса

1

19

Бытовые приборы в квартире

1

Гигиена жилища. Бытовые приборы в квартире.

20

Экскурсия на кухню

1

Экскурсия на кухню. Наша одежда и обувь. Русская народная
одежда.

16

Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь:
«Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь
долго жить.
Соседи-жильцы. Мой класс. Практическое занятие «Создание
уюта в классной комнате». Дом моей мечты.
Рассказы, стихи о семье. Комнатные растения в квартире, в
классе. Практическое занятие «Уход за комнатными
растениями».

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание.

21
22
23

Наша одежда и обувь
Русская народная одежда
Практическое занятие «Русская
национальная одежда»

1
1
1

24

ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ
Вода в моем доме и в природе
Стихи, рассказы о воде в природе
Вода в жизни растений и животных

1

Теория и практика «Вода и здоровье
человека. Личная гигиена».
СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Солнце, Луна, звезды – источники света
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные
растения
Практическое занятие по размещению
комнатных растений с учетом потребности
тепла и света

1

ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ
Практическое занятие по подготовке почвы
к посеву
Практическое занятие по посадке растений
и уход за ними
ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ
Воздух и здоровье человека
Итоговая игра «Эколята – трудолюбивые
ребята!»

1

ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву.

1

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними

1

ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ
Воздух и здоровье человека
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы
дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители

25
26
27
28
29
30

31
32
33
34

1
1

1
1
1

1

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ
Вода в моем доме и в природе. Стихи, рассказы о воде в природе
Вода в жизни растений и животных. Теория и практика «Вода и
здоровье человека. Личная гигиена».
СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Солнце, Луна,
звезды – источники света
Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет
Луны и звезд в ночное время суток
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.
Практическое занятие по размещению комнатных растений с
учетом потребности тепла и света

воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был
чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть?
Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной
гимнастики.
Подведение итогов курса в игре «Эколята – трудолюбивые
ребята!»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».