РП ВД_Цифровое измерение

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Цифровое измерение»
2 класс

г. Артемовский
2023

1.
Пояснительная записка
1.1.
Нормативная база
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
1.2. Цели и задачи
Цель программы внеурочной деятельности: формирование всесторонне образованной и инициативной личности,
владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм
поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и
непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов
деятельности,
в) формирование картины мира.

Задачи:
Обучающие:
 знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
 обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
 обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности
и необходимые для полноценной жизни в обществе,
 сформировать умение учиться.
 формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
 обучать различным приемам работы с бумагой,
 применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с
изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
 развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
 развитие мелкой моторики рук и глазомера,
 развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
 выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
 воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
 расширение коммуникативных способностей детей,
 формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
1.3. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс «Цифровое измерение» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие
личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим
содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от
образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности,
любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с
учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и
самому найти выход – ответ.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной
деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры,
предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по
классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время
занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться,
обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип
свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые
математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Методы и средства обучения
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,

- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник»,
«Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и
месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов»,
«Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки»
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал
представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.
При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные
способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием
сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С
целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая
изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических
фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторскопрактических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона,
пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль,
ножницы и др.
1.4. Место курса внеурочной деятельности
Данная программа рассчитана на работу с детьми 2 класса при постоянном составе детей и разработана на один год обучения.
На изучение внеурочной деятельности «Цифровое измерение» во 2 классе отводится 34 часа (1час в неделю).
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не
требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные
интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные
дать простор воображению..
1.5. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностными результаты

 развитие любознательности, сообразительности при выполнении
 разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
 преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
 любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
 мышления.

Метапредметные результаты
 Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
 Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
 Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
 Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
 Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
 Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
 Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
 Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
 Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
 Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
 Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
 Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала
движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
 Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
 Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

 Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
 Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных
вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
 Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
 Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
 Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
 Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из
разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
1.6. Содержание программы
2 класс (34 часа)
Геометрическая мозаика
Удивительная снежинка. Крестики-нолики. Математические игры. Прятки с фигурами.
Секреты задач. «Спичечный» конструктор. Геометрический калейдоскоп. Числовые головоломки. «Шаг в будущее». Геометрия
вокруг нас. Путешествие точки. Тайны окружности. Математическое путешествие. Новогодний серпантин. Математические игры.
«Часы нас будят по утрам…». Головоломки. «Что скрывает сорока?». Интеллектуальная разминка. Дважды два — четыре. В
царстве смекалки. Составь квадрат
Мир занимательных задач. Математические фокусы. Математическая эстафета.
Универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
— анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
— выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
— моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом;
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы;
— моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
— воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ
решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
 сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
 применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
 анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.

 включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
 выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
 аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
 сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
 контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

7. Календарно-тематическое планирование
Модуль «Геометрия вокруг нас»
2 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема

Дата
По плану

Удивительная снежинка
Крестики-нолики
Математические игры
Прятки с фигурами.
Секреты задач
«Спичечный» конструктор
Геометрический калейдоскоп
Числовые головоломки
«Шаг в будущее»
Геометрия вокруг нас
Путешествие точки
Шаг в будущее
Тайны окружности
Математическое путешествие

По факту

.

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Новогодний серпантин
Математические игры
«Часы нас будят по утрам…»
Геометрический калейдоскоп
Головоломки
Секреты задач
«Что скрывает сорока?»
Интеллектуальная разминка
Дважды два — четыре
Дважды два — четыре
В царстве смекалки
Интеллектуальная разминка
Составь квадрат
Мир занимательных задач
Математические фокусы
Математическая эстафета

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».