Приложение к основной образовательной программе начального общего образования (приказ №70-од от 31.08.2023) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 3 класс г. Артемовский 2023 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; • письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; • приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; • письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»; • санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21). Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» направлена на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты: Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству; - широкая мотивационная основа к творческой деятельности; - интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла; - ориентация на понимание причин успеха в художественно-творческой деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности. Обучающейся получит возможность для формирования: - мотивации к самовыражению и самореализации; - устойчивого познавательного интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/ не успешности художественно – творческой деятельности; - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам; - различать задачу урока, направленную на процесс отработки навыка либо на конкретный результат; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в художественно - творческую и познавательную; - самостоятельно находить варианты решения познавательной и творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственные мнения и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - использовать речь для регуляции своего действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; - допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - ориентироваться на разные способы решения познавательных и художественно- творческих задач; - владеть основами смыслового чтения текста; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (составлять целое из частей); - проводить сравнения, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с художественно-творческой задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - использовать навыки художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной практике, в самостоятельной работе и в быту. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности «Функциональная грамотность» является программой внеурочной деятельности младших школьников и разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Актуальность: Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; • быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Цель курса: создание условий для развития функциональной грамотности. Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе. Задачи курса: – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; – совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; – учить находить и извлекать информацию из различных текстов; – учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; – обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; – воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. 2,3 КЛАСС Раздел I: Читательская грамотность (4 часа) ТЕОРИЯ: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. ПРАКТИКА: Работать с кластером; находить предложение, соответствующее рисунку; – выбирать утверждения, соответствующие тексту; – составлять вопрос по содержанию текста; – называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. Раздел II: Естественно-научная грамотность (4 часа) ТЕОРИЯ: особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. ПРАКТИКА: Заполнять таблицу; дополнять предложение, проводить опыты, Раздел III: Финансовая грамотность (4 часа) ТЕОРИЯ: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. ПРАКТИКА: Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»; – понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; – объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются Раздел IV: Математическая грамотность (5 часов) Теория: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. Практика: Определять дефицитный и профицитный бюджет; – анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу. Основные методы работы: -практический метод (решение задач в процессе индивидуальной, индивидуально-групповой и групповой деятельности), -наглядный метод (вариативный показ, пособия и репродукции, ИКТ презентации), -словесный метод (диалог, объяснение, алгоритм действий, беседа). -игровой -метод эксперимента, -метод проекта. Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей. Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане: Данная программа рассчитана на 17 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут для 2 и 3 класса. Возраст детей от 9 до 11 лет. Занятия проводятся согласно по учебному расписанию. Программа реализует меж предметные связи с математикой, литературным чтением, окружающим миром. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ УМК учебного предмета: Программа «Функциональная грамотность», М.В. Буряк, С.А. Шейкина, 1-4 кл. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ «Российская электронная школа «РЭШ» https://resh.edu.ru; «Учи.ру» https://uchi.ru; «Яндекс.Учебник» https://education.yandex.ru/home; «Единое содержание общего образования» edsoo.ru Тематическое планирование (2, 3 класс) № п/п 1 Тема Предмет изучения Формируемые умения Блок «Читательская грамотность» (4 часа) Про дождевого Тип текста. – Определять тип текста; червяка Содержание научно– дополнять предложение словами из познавательного текста; текста. – определять периоды развития дождевого червя на основе теста; – объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землёй; – определять на основе теста способ питания дождевых червей; – находить предложение, соответствующее рисунку; – выбирать утверждения, соответствующие тексту; – составлять вопрос по содержанию текста; – называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. 2 Кальций Содержание научнопознавательного текста. 3 Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста – Работать с кластером; – Дополнять предложение словами из текста; – определять, что такое минерал; – называть стройматериалы, содержащие кальций; – объяснять значение слова; – выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; – составлять предложения по рисунку; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – дополнять предложения; – выбирать вопросы, на которые можно 4 5 Хлеб – всему голова Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста найти ответы в тексте; – дополнять план текста; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – определять название книг с достоверными сведениями. – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – записывать пословицы о хлебе; – записывать предложение, которое соответствует рисунку; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – работать с толкованием слова; – определять порядок следования предложений; – называть хлебобулочные изделия. Блок «Естественно-научная грамотность» (4 часа) Дождевые черви Дождевые черви – Называть части тела дождевого червя; – объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного; – рассказывать, чем питается дождевой 6 Полезный кальций Кальций 7 Про облака Облака 8 Про хлеб и дрожжи Дрожжи. Хлеб. червь; – объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; – наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву; – заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя. – Заполнять таблицу; – дополнять предложение; – определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; – составлять суточное меню с молочными продуктами; – дописывать вывод о необходимости кальция для организма. – С помощью опыта показывать образование облаков; – объяснять, почему облака увеличиваются в размере; – называть явления природы; – называть виды облаков; – определять погоду по облакам. – Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; – описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба; – определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях; – давать определение слову «дрожжи»; – проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс 9 10 11 брожения; – проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения; – проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении; – проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста. Блок «Финансовая грамотность» (4 часа) Что такое Федеральный – Понимать и правильно использовать «бюджет»? бюджет, уровни финансовые термины: «бюджет», бюджета, дефицит, «налоги»; «дефицит», «профицит»; профицит. – понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; – объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; – выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ; – уметь слушать и слышать собеседника. Семейный Семейный бюджет, – Объяснять значение понятия бюджет доходы и расходы. «семейный бюджет»; – понимать, как в семье появляются доходы; – делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; – заполнять кластер; – формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. Откуда в семье Понятие заработной – Понимать и правильно использовать берутся деньги? платы, виды финансовые термины: «заработная Зарплата 12 13 14 зарплаты. плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; – анализировать данные, представленные в виде графика; – приводить примеры различных профессий; – объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы. Откуда в семье Пенсия, досрочная – Понимать и правильно использовать берутся деньги? пенсия, пособия для финансовые термины: «пенсия», Пенсия и разных категорий «досрочная пенсия», «пособие»; – на доступном для третьеклассника социальные граждан. уровне определять основание для пособия назначения досрочной пенсии; – называть пособия, которые получают граждане нашей страны; – определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим. Блок «Математическая грамотность» (5 часов) Расходы и Сравнение доходов и – Определять дефицитный и доходы бюджета расходов. Дефицит и профицитный бюджет; профицит. – анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; – выполнять вычисления по таблице; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; – составлять задачу по предложенному решению; – формулировать вопрос задачи. Планируем Доходы и расходы в – анализировать данные, семейный семейном бюджете. представленные в таблице, и по этим бюджет данным выполнять необходимые вычисления; 15 Подсчитываем семейный доход Семейный доход в таблице, на диаграмме. 16 Пенсии и пособия Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; – анализировать данные столбчатой диаграммы; – выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; – выполнять чертёж к задаче и записывать её решение. – Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу; – выполнять сложение круглых многозначных чисел; – находить с помощью калькулятора среднее арифметическое; – сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; – анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; – самостоятельно составлять круговую диаграмму. – Анализировать данные, представленные в таблице; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; – анализировать данные, представленные в виде гистограммы; – вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период; – заполнять таблицу на основе 17 Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы Итого: 17 часов. Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. текстового материала; – подсчитывать доход семьи от детских пособий. – Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; – подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; – под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа.