РП ВД_Хор

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Хор»
9 класс

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных
документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по
уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
Рабочая программа разработана на основе программы

«Хор» Т.Н.Овчинниковой, вошедшей в сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ М., Просвещение, 1986, утвержденной Министерством Просвещения СССР, является адаптированным
вариантом к условиям реализации на базе общеобразовательной школы.
Данная программа органически включает в себя отдельные элементы творческого опыта педагогов,
работающих в сфере детского ансамблево-хорового исполнительства -Г.А.Струве, В.В.Емельянова, В.С.Попова.
Цель программы: Содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного
интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств,
учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого
ребенка, независимо от его природных данных.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование певческих умений и навыков;
- овладение навыками бережного отношения к своему голосовому аппарату.
Развивающие:
- становление базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, голоса, чувства метроритма;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- формирование положительной эмоциональной реакции ребенка на музыку.

Воспитательные:
воспитание культуры поведения в детском хоровом коллективе;
- формирование отношений между ребятами на основе дружбы, товарищества;
- воспитание эмоционально положительного отношения к хоровому пению как одному из видов
музыкального искусства.
Новизна программы состоит в том, что в программе «Школьный хор» делается акцент на развитие показателей
певческого голосообразования, используется фонографический метод развития голоса по В.В. Емельяному (1- й
цикл - артикуляционная гимнастика, 2-й цикл - интонационно-фонетические упражнения) и элементы
дыхательной гимнастики по А.Стрельниковой, увеличено количество часов на вокальную работу, составлен
собственный репертуар. Отличительной особенностью данной Программы является и то, что она ориентирована
на воспитание у учащихся способности демонстрировать свое вокальное искусство в музыкальных постановках
(мюзикл, детская опера, музыкальный спектакль), а также предполагает совместные выступления со школьным
хором преподавателей.
В основе реализации программы лежат следующие принципы:
1.

Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;

2.

Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов

звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим

процессом;
3.

Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-

классиков, современных композиторов, народная песня, которые позволяют решать следующие ключевые
учебные задачи:
- развитие музыкально-певческих навыков;
- развитие творческих способностей и возможности для выступления на сцене;
- воспитание

эмоционально-ценностного

отношения

к

музыке, музыкального вкуса учащихся,

устойчивого интереса к музыке;
- воспитание чувства коллективизма, товарищества;
- воспитание чувства сопричастности к прекрасному;
Сроки реализации программы внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 2 года обучения для классов среднего образования.
Количество учебных часов.
Программа включает в себя 1 час занятий в неделю, 34 занятия за 1 учебный год; 68 занятий за 2 учебных года.
Формы и режим занятий.
Продолжительность занятий: по 1 часу - один раз в неделю.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий.

Формы проведения занятий варьируются, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- вокально-хоровая работа;
- восприятие (слушание) музыки;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционные упражнения;
- пластическое интонирование;
- разучивание танцевальных движений;
Виды занятий:
- теоретические занятия (лекции, беседы);
- практическое вокально-хоровое занятие;
- репетиции на сцене.
Ожидаемые результаты.
Общие:
- внимание;
- эмоциональная отзывчивость;
- быстрота реакции;
- чувство коллективизма;

- организованность и сознательная дисциплина;
- интерес к хоровому пению;
- развитый художественный вкус;
- навык концертно-исполнительской деятельности.
Специальные:
- координация слуха и голоса;
- повышение остроты восприятия и развитие внутреннего слуха;
- улучшение интонации;
- развитие чувства ритма, музыкальной памяти;
- появление чувства ансамбля;
- формирование чувства лада;
- овладение певческим дыханием, активной артикуляцией, четкой дикцией;
- умение петь по фразам;
- развитие музыкальности ребенка.
К концу реализации программы, обучающиеся должны: Знать:
- физиологические особенности голосового аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- основные жанры песенного искусства;
- некоторые основы нотной грамоты.

Уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- петь выразительно, осмысленно.
Понимать:
- по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;
- элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох);
- начало звукоизвлечения и его окончание;
- место дикции в исполнительской деятельности.
Учебный план«Школьный хор» на 2 года обучения
№

1.

Наименование
разделов и тем
Вводное занятие

Общее
В том числе
количество
теория
часов
1

1

практика

2.

Певческая установка.
Певческое дыхание.

8

8

3.

Музыкальный звук.
Высота звука. Работа
над звуковедением и
чистотой
интонирования.

8

8

4.

Работа над дикцией и
артикуляцией

14

1

13

5.

Формирование чувства
ансамбля.

28

1

27

6.

Формирование
сценической культуры.
Работа с фонограммой.
Итого:

9

68

1

4

8

64

Учебно-тематическое планирование

«Школьный хор» На 2 года обучения
№ №
Тема занятия
п/п урока
1

1

2
2

Дата
Общее Из них
кол-во теория практика план факт
часов

Вводное занятие

1

Певческая
установка.
Певческое дыхание
Певческая
установка.
Положение сидя

8

1

1

3

Певческая
установка.
Положение стоя

1

4

Знакомство с
основными
вокально-хоровыми
навыками

1

5

Различный характер
дыхания перед
началом пения в
зависимости от
характера
исполняемого
произведения:
медленное.

1

6

Различный характер
дыхания перед
началом пения в
зависимости от
характера
исполняемого
произведения:
медленное, быстрое.

1

7

Смена дыхания в
процессе пения;

1

различные его
приемы (короткое и
активное в быстрых
произведениях)

3

8

Смена дыхания в
процессе пения;
различные его
приемы (короткое и
активное в быстрых
произведениях,
более спокойное, но
также активное в
медленных).

1

9

Звукообразование

1

Музыкальный
звук.
Высота звука.
Работа над
звуковедением и
чистотой
интонирования.

8

10

Естественный,
свободный звук без
крика и напряжения
(форсировки).

1

11

Музыкальные
штрихи

1

12

Мягкая атака звука

1

13

Преимущественно
мягкая атака звука.

1

14

Округление гласных,
способы их
формирования в
различных регистрах
(головное звучание).

1

15

Твёрдая атака звука

1

16

Дыхание.

1

17

Распевки на
формирование
навыка певческого
дыхания

1

4

Работа над дикцией
и артикуляцией

14

18

Дикция и
артикуляция

1

19

Разборчивость слов
или дикции (умение
открывать рот,
правильное
положение губ)

1

20

Разборчивость слов
или дикции (
освобождение от
зажатости и
напряжения нижней
челюсти).

1

21

Разборчивость слов
или дикции (
свободное
положение языка во
рту).

1

22

Развитие навыка
кантиленного пения

1

23

Унисон.

1

24

Распевки на единую
манеру исполнения

1

25

Пение
диатонических
секвенций

1

26

Особенности
произношения при

1

пении: напевность
гласных
27

Особенности
произношения при
пении: напевность
гласных, умение их
округлять.

1

28

Особенности
произношения при
пении: стремление к
чистоте звучания
неударных гласных.

1

29

Быстрое
и четкое
выговаривание
согласных.
Формирование
цепного дыхания

1

Формирование
навыка пения
acapella

1

30
31

5

Формирование
чувства ансамбля.

1

28

32

Нотный стан.
Скрипичный ключ

1

33-34 Расположение нот на
нотном стане

2

35-36 Пение упражнений
по нотам

2

37

Мажор

1

38

Минор

1

39

Выработка активного
унисона (чистое и
выразительное
интонирование
диатонических
ступеней лада).

1

40

Ритмическая
устойчивость в
умеренных темпах
при соотношении
простейших
длительностей
(четверть, восьмая,
половинная).

1

41

Интонирование
произведений в
различных видах
мажора и минора

1

42

Ритмическая
устойчивость в более
быстрых и медленных
темпах с более
сложным
ритмическим
рисунком
(шестнадцатые,
пунктирный ритм).

1

43

Устойчивое
интонирование
одноголосого пения
при сложном
аккомпанементе.

1

44

Навыки пения
двухголосия с
аккомпанементом.

1

45

Пение несложных
двухголосных песен
без сопровождения.

1

46

Формирование
навыка
придыхательной
атаки звука

1

47

Гомофония.
Гомофония в

1

хоровых
произведениях
48

Пение интервалов по
нотам в пределах
терции

1

49

Пение интервалов по
нотам в пределах
квинты

1

50

Пение интервалов по
нотам в пределах
октавы

1

51

Пение различных
ступеней лада

1

52

Ритм. Пение и
отбивание
различных
ритмических
рисунков

1

53

Двухголосие. Пение
двухголосных
упражнений

1

54

Канон. Пение
канонов

1

55

Типы голосов

1

56

Разделение голосов
на партии

1

57

Пение упражнений
по терциям

1

58

Пение упражнений
по секстам

1

59

Пение двухголосных
упражнений
различными
интервалами

1

6

Формирование
сценической
культуры. Работа с
фонограммой.
60-61 Обучение ребенка
пользованию
фонограммой
62-63 Пение под
фонограмму

9

1

1

2

64

Пантомимические
упражнения

1

65

Вокальнотехническая
деятельность с
работой по
музыкальной
выразительности

1

66

Вокальнотехническая
деятельность с
работой по
музыкальной
выразительности и
созданию
сценического образа.

1

67

Подготовка к
отчётному концерту

1

68

Отчётный концерт

1

Содержание дополнительной образовательной программы
1. Пение произведений.
Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением
материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил
и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и
поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показисполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и acapella.
Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.

2. Пение учебно-тренировочного материала.
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально- певческого развития ребенка. Рассказ об
упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание.
Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
3. Слушание музыки.
Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных
произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов.
Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
4. Хоровое сольфеджио.
Пение сольфеджио упражнений. Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому
сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.
Работа над репертуаром
Вокально-хоровое воспитание и развитие детей в основном происходит в процессе работы над музыкальными
произведениями. Отсюда огромное значение имеет работа над репертуаром. При выборе репертуара учитывается:
художественность, качество поэтического текста, характер мелодии и всех партий в партитуре, метроритмические
особенности, фразировка, динамические оттенки, продолжительность произведения, его форма, структура,
особенности драматургического развития, эмоциональная насыщенность, а также учитывается развитие певческого
дыхания, для чего используются произведения кантиленного характера, а также пение на стаккато и легато.

Предпочитается удобный диапазон, благоприятные тесситурные условия для данного возраста и состава хора.
Немаловажным моментом при выборе произведений является степень трудности произведений, поскольку перегрузки
снижают уровень работы с хором.
Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкальнохудожественного кругозора детей, поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с
современными песнями и народными песнями разных жанров.
Навыки строя и ансамбля:
1. Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания,

фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.
2. Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов, гамм, звукорядов.

Работа над исполнением хорового произведения:
1.

Показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания, разбор текста и музыки:

сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии, показ движения мелодии рукой; средства
выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки;
2.

Исполнение - передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие окончания, кульминации.

Работа над исполнением художественного произведения:
1. Разбор художественного содержания произведения.
2. Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение мелодии, ритмические

особенности, лад и т. д.)
3.Связь музыки и текста.
Конечным результатом обучения хоровому пению является:
-

участие в конкурсах детского музыкального творчества,

-

каждый класс-хор, владеющий большим вокально-хоровым репертуаром,

-

формирование фальцетной и грудной манеры фонации звука, тембра, чистой интонации, звуковысотного

и динамического диапазона, хорошей дикции.
Формы контроля
Формами контроля работы педагога по реализации данной программы являются:
-

открытые уроки,

-

сольные выступления,

-

хоровые конкурсы,

-

концерты.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Методическое обеспечение программы
Наглядный материал:
- Таблицы;

- Нотный стан;
- Музыкальные произведения в CD записи.
Работа с родителями:
- Концерты, игровые праздники;
- Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
- Показ;
- Объяснение;
- Инструктаж;
- Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
- Самостоятельная работа;
- Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
- Поощрение;
- Контроль;
- Самоконтроль;

- Оценка;
- Самооценка;
- Одобрение словом;
Методы поощрения:
- Благодарность;
- Устное одобрение.
Список нотной литературы:
1. Антология советской детской песни. М: Музыка, 1987. Вып. 2.
2. Барабошкин А. Сольфеджио для 1-5 кл. М.: Музыка, 1988
3. Волков В. Песни для детей. М: Музыка, 1980
4. Иорданский М. Песни для детей. М.: Музыка, 1983
5. Когда тебе шестнадцать. Лирические песни для старшеклассников. М.: Сов. композитор, 1988. Вып. 3.
6. Крылатое Е. Прекрасное далеко. Песни для детей и юношества. М.: Сов. композитор, 1989.
7. Ну, погоди. Пески из м/фильмов. М.: Музыка,1988. Вып. 6.
8. О чем поют птицы. Песни на стихи П. Барто. М.: Сов. композитор. 1984.
9. Песни героев любимых книг/Сост. Я. Дубравин. М.: Музыка, 1978.
10.Песни для малышей. М.: Музыка, 1989.
11.Раз, два радуга. Песни на стихи В. Семернина. М.: Сов. композитор, 1988.

12.Скворушка прощается. Детские песни советских композиторов на стихиМ.1998.
13.Ивенсен. М.: Музыка, 1966. 15.Солнечные лучики. Песни на стихи В.Семернина. М.: Сов. композитор.
14.Твои любимые пески. М.: Сов. композитор, 1991. Вып. 3.
15.Шаинский В. Песни для детей. М.: Музыка, 1989.
Список методической литературы:
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение,
1983. 112 с.
2. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное
воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с.
4. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
6. Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
7. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.:
Музыка, 1978. С. 28-37.
8. Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса // От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106.
9. Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором //
Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.

10.Огороднов

Д.

Е.

Музыкально-певческое

воспитание

детей

в общеобразовательной школе. Л.:

Музыка, 1972. 152 с.
11.Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.
12.Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С.
43-77.
13.Урбанович Г. И. Певческий голос учителя музыки. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка,
1977. С. 23-33.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».