Приложение к основной образовательной программе основного общего образования (приказ №70-од от 31.08.2023) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Хор» 9 класс г. Артемовский 2023 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; • письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; • приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; • письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»; • санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21). Рабочая программа разработана на основе программы «Хор» Т.Н.Овчинниковой, вошедшей в сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ М., Просвещение, 1986, утвержденной Министерством Просвещения СССР, является адаптированным вариантом к условиям реализации на базе общеобразовательной школы. Данная программа органически включает в себя отдельные элементы творческого опыта педагогов, работающих в сфере детского ансамблево-хорового исполнительства -Г.А.Струве, В.В.Емельянова, В.С.Попова. Цель программы: Содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных. Задачи программы: Обучающие: - формирование певческих умений и навыков; - овладение навыками бережного отношения к своему голосовому аппарату. Развивающие: - становление базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, голоса, чувства метроритма; - развитие памяти, внимания, мышления; - формирование положительной эмоциональной реакции ребенка на музыку. Воспитательные: воспитание культуры поведения в детском хоровом коллективе; - формирование отношений между ребятами на основе дружбы, товарищества; - воспитание эмоционально положительного отношения к хоровому пению как одному из видов музыкального искусства. Новизна программы состоит в том, что в программе «Школьный хор» делается акцент на развитие показателей певческого голосообразования, используется фонографический метод развития голоса по В.В. Емельяному (1- й цикл - артикуляционная гимнастика, 2-й цикл - интонационно-фонетические упражнения) и элементы дыхательной гимнастики по А.Стрельниковой, увеличено количество часов на вокальную работу, составлен собственный репертуар. Отличительной особенностью данной Программы является и то, что она ориентирована на воспитание у учащихся способности демонстрировать свое вокальное искусство в музыкальных постановках (мюзикл, детская опера, музыкальный спектакль), а также предполагает совместные выступления со школьным хором преподавателей. В основе реализации программы лежат следующие принципы: 1. Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы; 2. Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом; 3. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов- классиков, современных композиторов, народная песня, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи: - развитие музыкально-певческих навыков; - развитие творческих способностей и возможности для выступления на сцене; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке; - воспитание чувства коллективизма, товарищества; - воспитание чувства сопричастности к прекрасному; Сроки реализации программы внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 2 года обучения для классов среднего образования. Количество учебных часов. Программа включает в себя 1 час занятий в неделю, 34 занятия за 1 учебный год; 68 занятий за 2 учебных года. Формы и режим занятий. Продолжительность занятий: по 1 часу - один раз в неделю. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий. Формы проведения занятий варьируются, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности: - вокально-хоровая работа; - восприятие (слушание) музыки; - дыхательная гимнастика; - артикуляционные упражнения; - пластическое интонирование; - разучивание танцевальных движений; Виды занятий: - теоретические занятия (лекции, беседы); - практическое вокально-хоровое занятие; - репетиции на сцене. Ожидаемые результаты. Общие: - внимание; - эмоциональная отзывчивость; - быстрота реакции; - чувство коллективизма; - организованность и сознательная дисциплина; - интерес к хоровому пению; - развитый художественный вкус; - навык концертно-исполнительской деятельности. Специальные: - координация слуха и голоса; - повышение остроты восприятия и развитие внутреннего слуха; - улучшение интонации; - развитие чувства ритма, музыкальной памяти; - появление чувства ансамбля; - формирование чувства лада; - овладение певческим дыханием, активной артикуляцией, четкой дикцией; - умение петь по фразам; - развитие музыкальности ребенка. К концу реализации программы, обучающиеся должны: Знать: - физиологические особенности голосового аппарата; - особенности и возможности певческого голоса; - основные жанры песенного искусства; - некоторые основы нотной грамоты. Уметь: - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; - петь короткие фразы на одном дыхании; - в подвижных песнях делать быстрый вдох; - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; - петь легким звуком, без напряжения; - петь выразительно, осмысленно. Понимать: - по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»; - элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох); - начало звукоизвлечения и его окончание; - место дикции в исполнительской деятельности. Учебный план«Школьный хор» на 2 года обучения № 1. Наименование разделов и тем Вводное занятие Общее В том числе количество теория часов 1 1 практика 2. Певческая установка. Певческое дыхание. 8 8 3. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. 8 8 4. Работа над дикцией и артикуляцией 14 1 13 5. Формирование чувства ансамбля. 28 1 27 6. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Итого: 9 68 1 4 8 64 Учебно-тематическое планирование «Школьный хор» На 2 года обучения № № Тема занятия п/п урока 1 1 2 2 Дата Общее Из них кол-во теория практика план факт часов Вводное занятие 1 Певческая установка. Певческое дыхание Певческая установка. Положение сидя 8 1 1 3 Певческая установка. Положение стоя 1 4 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками 1 5 Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное. 1 6 Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. 1 7 Смена дыхания в процессе пения; 1 различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях) 3 8 Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). 1 9 Звукообразование 1 Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. 8 10 Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). 1 11 Музыкальные штрихи 1 12 Мягкая атака звука 1 13 Преимущественно мягкая атака звука. 1 14 Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). 1 15 Твёрдая атака звука 1 16 Дыхание. 1 17 Распевки на формирование навыка певческого дыхания 1 4 Работа над дикцией и артикуляцией 14 18 Дикция и артикуляция 1 19 Разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ) 1 20 Разборчивость слов или дикции ( освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти). 1 21 Разборчивость слов или дикции ( свободное положение языка во рту). 1 22 Развитие навыка кантиленного пения 1 23 Унисон. 1 24 Распевки на единую манеру исполнения 1 25 Пение диатонических секвенций 1 26 Особенности произношения при 1 пении: напевность гласных 27 Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять. 1 28 Особенности произношения при пении: стремление к чистоте звучания неударных гласных. 1 29 Быстрое и четкое выговаривание согласных. Формирование цепного дыхания 1 Формирование навыка пения acapella 1 30 31 5 Формирование чувства ансамбля. 1 28 32 Нотный стан. Скрипичный ключ 1 33-34 Расположение нот на нотном стане 2 35-36 Пение упражнений по нотам 2 37 Мажор 1 38 Минор 1 39 Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада). 1 40 Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). 1 41 Интонирование произведений в различных видах мажора и минора 1 42 Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). 1 43 Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. 1 44 Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. 1 45 Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. 1 46 Формирование навыка придыхательной атаки звука 1 47 Гомофония. Гомофония в 1 хоровых произведениях 48 Пение интервалов по нотам в пределах терции 1 49 Пение интервалов по нотам в пределах квинты 1 50 Пение интервалов по нотам в пределах октавы 1 51 Пение различных ступеней лада 1 52 Ритм. Пение и отбивание различных ритмических рисунков 1 53 Двухголосие. Пение двухголосных упражнений 1 54 Канон. Пение канонов 1 55 Типы голосов 1 56 Разделение голосов на партии 1 57 Пение упражнений по терциям 1 58 Пение упражнений по секстам 1 59 Пение двухголосных упражнений различными интервалами 1 6 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 60-61 Обучение ребенка пользованию фонограммой 62-63 Пение под фонограмму 9 1 1 2 64 Пантомимические упражнения 1 65 Вокальнотехническая деятельность с работой по музыкальной выразительности 1 66 Вокальнотехническая деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. 1 67 Подготовка к отчётному концерту 1 68 Отчётный концерт 1 Содержание дополнительной образовательной программы 1. Пение произведений. Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показисполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и acapella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления. 2. Пение учебно-тренировочного материала. Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально- певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля. 3. Слушание музыки. Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения. 4. Хоровое сольфеджио. Пение сольфеджио упражнений. Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием. Работа над репертуаром Вокально-хоровое воспитание и развитие детей в основном происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Отсюда огромное значение имеет работа над репертуаром. При выборе репертуара учитывается: художественность, качество поэтического текста, характер мелодии и всех партий в партитуре, метроритмические особенности, фразировка, динамические оттенки, продолжительность произведения, его форма, структура, особенности драматургического развития, эмоциональная насыщенность, а также учитывается развитие певческого дыхания, для чего используются произведения кантиленного характера, а также пение на стаккато и легато. Предпочитается удобный диапазон, благоприятные тесситурные условия для данного возраста и состава хора. Немаловажным моментом при выборе произведений является степень трудности произведений, поскольку перегрузки снижают уровень работы с хором. Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкальнохудожественного кругозора детей, поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с современными песнями и народными песнями разных жанров. Навыки строя и ансамбля: 1. Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка. 2. Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов, гамм, звукорядов. Работа над исполнением хорового произведения: 1. Показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания, разбор текста и музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии, показ движения мелодии рукой; средства выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки; 2. Исполнение - передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие окончания, кульминации. Работа над исполнением художественного произведения: 1. Разбор художественного содержания произведения. 2. Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение мелодии, ритмические особенности, лад и т. д.) 3.Связь музыки и текста. Конечным результатом обучения хоровому пению является: - участие в конкурсах детского музыкального творчества, - каждый класс-хор, владеющий большим вокально-хоровым репертуаром, - формирование фальцетной и грудной манеры фонации звука, тембра, чистой интонации, звуковысотного и динамического диапазона, хорошей дикции. Формы контроля Формами контроля работы педагога по реализации данной программы являются: - открытые уроки, - сольные выступления, - хоровые конкурсы, - концерты. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Методическое обеспечение программы Наглядный материал: - Таблицы; - Нотный стан; - Музыкальные произведения в CD записи. Работа с родителями: - Концерты, игровые праздники; - Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям; Методы и приемы работы: Методы формирования сознания учащегося: - Показ; - Объяснение; - Инструктаж; - Разъяснение; Методы формирования деятельности и поведения учащегося: - Самостоятельная работа; - Иллюстрация; Методы стимулирования познания и деятельности: - Поощрение; - Контроль; - Самоконтроль; - Оценка; - Самооценка; - Одобрение словом; Методы поощрения: - Благодарность; - Устное одобрение. Список нотной литературы: 1. Антология советской детской песни. М: Музыка, 1987. Вып. 2. 2. Барабошкин А. Сольфеджио для 1-5 кл. М.: Музыка, 1988 3. Волков В. Песни для детей. М: Музыка, 1980 4. Иорданский М. Песни для детей. М.: Музыка, 1983 5. Когда тебе шестнадцать. Лирические песни для старшеклассников. М.: Сов. композитор, 1988. Вып. 3. 6. Крылатое Е. Прекрасное далеко. Песни для детей и юношества. М.: Сов. композитор, 1989. 7. Ну, погоди. Пески из м/фильмов. М.: Музыка,1988. Вып. 6. 8. О чем поют птицы. Песни на стихи П. Барто. М.: Сов. композитор. 1984. 9. Песни героев любимых книг/Сост. Я. Дубравин. М.: Музыка, 1978. 10.Песни для малышей. М.: Музыка, 1989. 11.Раз, два радуга. Песни на стихи В. Семернина. М.: Сов. композитор, 1988. 12.Скворушка прощается. Детские песни советских композиторов на стихиМ.1998. 13.Ивенсен. М.: Музыка, 1966. 15.Солнечные лучики. Песни на стихи В.Семернина. М.: Сов. композитор. 14.Твои любимые пески. М.: Сов. композитор, 1991. Вып. 3. 15.Шаинский В. Песни для детей. М.: Музыка, 1989. Список методической литературы: 1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с. 2. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113. 3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с. 4. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с. 5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с. 6. Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с. 7. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37. 8. Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса // От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106. 9. Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23. 10.Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. 152 с. 11.Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с. 12.Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77. 13.Урбанович Г. И. Певческий голос учителя музыки. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка, 1977. С. 23-33.