РП ВД_Игротека

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Игротека»
5 класс

г. Артемовский

2023

Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Игротека» представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников и
разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта и нормативно-правовых требований к внеурочной
деятельности. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для
формирования у обучающихся коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития
ребенка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
•
письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
•
приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•
письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий»;
•
санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
Общая характеристика курса
Содержание программы «Игротека» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы. Создание
единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы.
Учебная программа рассчитана на один год. В соответствии с учебным планом на внеурочную деятельность «Игротека» в 5 классах
отводится по 1 часу в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа. Основной формой работы является игра. На занятиях
предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная. Занятия включают
в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Программа является вариативной: педагог может вносить

изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение учащимися курса внеурочной деятельности «Игротека» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом
учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях ее развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся
будут сформированы следующие результаты:
Личностные результаты:
 формирование мотивации к изучению и познанию;
 положительное отношение к интеллектуальному творчеству;
 проявление положительных качеств личности;
 проявление любознательности и сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
 формирование чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
 формирование нравственных и этических чувств на основе знакомства и применения игровой деятельности;
 интерес к социально – значимой деятельности.
Метапредметные результаты:
 организация условий для конкретной деятельности;
 выполнение задания по инструкции и самостоятельное составление инструкции по выполнению задания;
 осуществление пошагового контроля своей деятельности;
 овладение основами логического мышления, способность выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для
сопоставления факта и вопроса о нём, устанавливать аналогии, анализировать результаты сравнения, объединять факты и вопросы
по видам;
 составлять проекты и проводить исследования;
 работать в группе, учитывая мнение партнёров.
Регулятивные УУД:
 умение принимать и сохранять учебную задачу;
 умение планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
действовать по плану;
 умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;


умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

 умение действовать в соответствии с правилами игры.
Коммуникативные УУД:
 умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
 умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и
обосновывать свою точку зрения;
 умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы;
 умение обсуждать и анализировать собственную игровую активность и действия одноклассников в позиций задач данной игры;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, умение видеть значимость своей роли в общем игровом
сюжете.
Познавательные УУД:
 умение сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
 конструировать последовательность «шагов» (алгоритм);
 анализировать правила игры;
 сопоставлять полученный результат с заданным условием;
 выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.
Предметные результаты:
 освоить первоначальные знания о системе игр;
 овладеть элементарными способами анализа различных игр;
 освоить знания в соответствии с тематикой игр, в которых принимали участие;
 уметь описывать, характеризовать явление, объект для дальнейшей формулировки вопроса к интеллектуальной игре;
 уметь составлять правила интеллектуальной игры;
 уметь организовывать, проводить и оценивать интеллектуальные игры
 иметь представление об истории возникновения игр и игровых атрибутов;
 знать названия и правила игр, необходимые зачины и считалки, роль ведущего или водящего, отведенную в игре;
 самостоятельно выбрать необходимый реквизит, атрибуты для проведения игры;
 самостоятельно изготовить простейшие атрибуты для разученных игр;
 объяснить правила и ход игры, самостоятельно провести, организовать каждую из разученных игр;
 самостоятельно выбрать игру, подходящую для определенных условий, ситуации и интересов.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Игра облегчает процесс познания. Создание игровых ситуаций делает образовательный процесс наиболее эффективным и
результативным. Именно игра раскрывает характер ребенка, определяются лидерские качества, проявляются способности. Многие игры
имеют соревновательный характер, соответственно, в таких играх ребенок получает стимул к самосовершенствованию. Игра моделирует

различные ситуации, и ребенок имеет возможность примерить на себя разные роли и как результат познает самого себя. Через игру в
любом возрасте происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и
человеческого общежития, а так же развитие умственных способностей детей, личностных, нравственных и моральных качеств и
физических трудовых навыков.
Цель: создание условий, направленных на развитие умственных способностей, логического мышления и пространственного
воображения ребёнка в процессе игровой деятельности.
Задачи:
1. Способствовать умственному и творческому развитию ребёнка, развивать пространственное воображение, сенсорные
способности.
2. Развивать у детей познавательные и интеллектуальные способности, логическое мышление, конструктивные умения,
внимание, память.
3. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных
компетенций.

Содержание программы внеурочной деятельности «Игротека»

№п/п
1.

Название раздела

Вводное занятие.

2.

Количество часов
1
1

Игры на знакомство.
3.

1
Игры на выявление лидера в группе.

Содержание
Понятие «игра». История развития игр. Игра как один из основных
способов взаимодействия.
Многообразие игр на знакомство. Практическая отработка игр на
знакомство. «Американская игра», «Атомы-молекулы», «Мяч

по кругу», «У нас общее», Меня зовут…»
Многообразие игр на выявление лидера в группе.
Практическая отработка игр на выявление лидера.
«Фигура», игра со стульями, «Геометрия для слепых»,
«Пальчики»

4.

11

2

Основные способы общения. Игры и упражнения на основные
способы общения; на развитие внимания к людям; на развитие
умения слушать собеседника; на развитие воображения; на
развитие вежливости; на развитие сочувствия, внимания,
взаимоуважения; на умение выражать свое настроение; на
установление психологического комфорта; на развитие умения
задавать вопросы, на развитие внимания; на развитие умения
выразить свои чувства.
Игры на Руси. Игры разных сословий. Игры в
советское время. «Игровые скороговорки»,
«Причиталки», Игры «жмурки» (слепой козел),
«Третий лишний».
Изготовление поделок. Силуэтное вырезание

1

Разновидность игр

9

Предметно-трудовые игры. Подвижные игры. Народные игры
Урала. Спортивные игры. Познавательные игры. Игрыкричалки. Творческие игры. Игры с залом. Игры на воздухе
Популярные интеллектуальные игры. Игры на
ТВ. «Что? Где? Когда?», «Мозгобойня», «Кто
хочет стать миллионером», «Слабое звено», «Сто
к одному»
Кто сочиняет считалки. Самые известные считалки. Конкурс
считалок
Подведение итогов

Уроки общения.

5.

6.
7.

1

Во что играли прабабушки и
прадедушки.

Творческая мастерская.
Классификация игр.

6.
Игротехника.
9.

10.
11

Интеллектуальные игры

Считалки.
Итоговое занятие.

Итого
Основные формы обучения:
- игра-путешествие;
- сюжетно-ролевая игра;
- игра – заочная экскурсия;
- игра-соревнование;

5

1
1
34

- игра-конкурс;
- викторина;
- кроссворды и головоломки;
- подвижные игры.
Принципы обучения:
Основной
На занятиях внеурочной деятельности «Игротека» происходит развитие умственных способностей детей, личностных,
нравственных и моральных качеств и физических трудовых навыков.
Принципы педагогического процесса:
 Принцип гуманизации процесс, направленный на развитие личности ребенка, как субъекта творческой деятельности.
 Принцип ценности личности и ее уникальности заключается в признании само ценности личности каждого ребенка,
неповторимой индивидуальности.
 Принцип диалогичности реализует разнохарактерные и разно уровневые диалоги: диалог культур, диалог искусств,
внутренний диалог ребенка со своим «Я», диалог сфер внешнего мира и т.п.
 Принцип открытости к ближайшему социальному окружению: детям, взрослым, культуре, природе и др.
 Принцип ориентации на зону ближайшего развития, включает в себя дифференциацию образования в соответствии с
индивидуальным темпом развития ребенка, обеспечения доступного для него уровня трудности в освоении содержания
образования.
 Принцип свободы и самостоятельности, позволяет ребенку самостоятельно выбрать цель, определиться в мотивах и
способах действовали, в дальнейшем применении результата данного действия и самооценки.
 Принцип ситуативности, позволяет создать «социальную ситуацию» для ребенка, где ядром выступает личностное
взаимодействие, в основе которого лежит содержание проблемы.
 Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства – воспитание и обучение, развитие и
саморазвитие природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры.
 Принцип ценностной ориентации всех видов взаимодействий и деятельности (нравственная, эстетическая, познавательная,
гуманистическая и др.) придает ему целостность, является стержнем, осью образовательного процесса.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Игротека»
№ п/п

Количество
часов

Название темы

1.

Вводное занятие.

1

2.

Игры на знакомство

1

3.

Игры на выявление лидера

1

4.

Уроки общения

1

5.

Игры и упражнения на основные способы общения.

1

6.

Игры и упражнения на развитие внимания к людям.

1

7.

Игры и упражнения на развитие умения слушать
собеседника.
Игры и упражнения на развитие
воображения.
Игры и упражнения на развитие
вежливости.

1

Игры и упражнения на развитие сочувствия,
внимания, взаимоуважения.
Игры и упражнения на умение выражать свое
настроение.

1

Игры и упражнения на установление
психологического комфорта.
Игры и упражнения на развитие умения задавать

1

8.
9.
10.
11.
12.
13.

1
1

1

1

Содержание
Цели и задачи кружка. Особенность работы
в кружке. Беседа по технике безопасности.
«Американская игра», «Атомы-молекулы»,
«Мяч по кругу», «У нас общее», Меня
зовут…»
«Фигура», игра со стульями, «Геометрия для
слепых», «Пальчики»
Основные способы общения. Секреты
общения.
«Зеркало», «Эхо», «Групповой рисунок»,
«Слепец и поводырь»
«Кто говорит?», «Угадай, кто это?», «Радио»,
«Подарки»
«Что случилось?», «Почта», «Кто ты?»
«Три краски», «Укрась слово»,
«Рифмоплет»
«Разговор клоунов», игровые
упражнения «Правила
вежливого общения»
«Эмоциональный словарь», «Перестановка
ролей», «Дублирование»
«Я радуюсь, когда…», «Рассмеши
принцессу Несмеяну», «Королевство
эмоций»
«Роевая гимнастика»,
«Секрет»,»Мои хорошие качества»
«Разговор по телефону», «Пресс-

14.
15.
16-17.
18.
19.
20.

вопросы, на развитие внимания.
Игры и упражнения на развитие умения выразить
свои чувства.
Во что играли прабабушки и прадедушки

1
1

Творческая мастерская
Классификация игр
Предметно-трудовые игры.
Подвижные игры.

2
1
1
1

21.

Народные игры Урала

1

22.

Спортивные игры.

1

23.

Познавательные игры.

1

24.

Игра-кричалка.

1

25.
26.
27.

Творческие игры.
Игры с залом.
Игры на воздухе.

1
1
1

2832
33
34

Интеллектуальные игры

5

Считалки

1

Итоговое занятие

1

Итого

34

конференция», «Самый внимательный»
Театр-экспомпт, «Артисты пантомимы»,
«Окно»
«Игровые скороговорки», «Причиталки»,
Игры «жмурки» (слепой козел), «Третий
лишний».
Изготовление поделок. Силуэтное вырезание.
Разновидность игр.
«Профессии», «Что сначала, что потом?»
«Пятнашки маршем», «Перебежки с
выручкой», «Прыжок за прыжком»
«Продаем горшки», «Медный пень», «Рыбки»,
«Хлопушки», «Перехватчики»
«Соблюдай равновесие», «Встречи на
скамейке», «Удержись на месте», «Ловля
кузнечиков»
«В стране Сообразилии», «Самый умный»,
«Калейдоскоп»
«Три движения», «Наш чемодан», «Летают,
летают», «Гол! Мимо!»
«Театр», «У кого какой характер?»
«Слон», «Паровоз», «Чайничек», «Охотник»
«Пустое место», «Третий лишний»,
«Пантомима»
«Что? Где? Когда?», «Мозгобойня», «Кто
хочет стать миллионером», «Слабое звено»,
«Сто к одному»
Кто сочиняет считалки. Самые известные
считалки. Конкурс считалок
Подведение итогов. Заключительная игра


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».