Приложение к основной образовательной программе основного общего образования (приказ №70-од от 31.08.2023) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Азбука безопасности» 6 класс г. Артемовский 2023 Планируемые предметные результаты освоения курса Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; • письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; • приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; • письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»; • санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21). 2 Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Цели обучения Безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; Понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности; Принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти; Антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; Отрицательное отношение обучающихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков; 3 Готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию. Задачи обучения Формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Место курса в базисном учебном плане На изучение предмета отводится 1 час в неделю в 6 классе. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов. Личностные результаты обучения: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 4 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 5 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Предметные результаты обучения: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; 6 знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД). Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 7 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 8 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Технологии Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составление алгоритма выполнения задания, развития навыковсамопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования) 2. Содержание и структура учебного предмета, курса 2.1. Содержание учебного предмета Содержание программы (6 класс) Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни. Оказание первой помощи. 6 класс № Раздел Кол-во часов 1 Общие понятия об опасных ситуациях 3 /№ 9 1 2 3 4 5 6 7 8 природного характера 2 Чрезвычайные ситуации геологического характера 3 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения 4 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения 5 Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения 6 Духовно-нравственные основы противодействия экстремизму и терроризму 7 Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека 8 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 6 3 7 4 2 3 4 34 3. Тематическое планирование, виды и формы учебной деятельности 3.1Тематическое планирование Тема занятия Человек, среда Кол-во часов его Дата Планир. обитания, 5 10 Фактич. безопасность человека. 1.Опасные и безопасные ситуации 2.Современное жилище. Безопасность в доме. 3.Опасные ситуации в доме. 4.Что делать при запахе газа. Опасные вещества. 5.Осторожно – электричество! Опасные ситуации техногенного 7 характера 1.Телевизор и компьютер – ваши враги или друзья? 2.Законы улиц и дорог. Опасные ситуации на дорогах. 3.Знаки важные, дорожные. 4.Опасность, которая нас подстерегает на улицах города 5.Правила безопасного поведения во время игр и развлечений на улице, в зимнее время. 6.Разрешается – запрещается. 7.Правила перехода улиц и дорог. Опасные ситуации природного 2 характера Правила безопасного поведения на льду водоемов в зимнее время. Первый лед. 11 Правила оказания первой помощи при обморожениях и ушибах. Чрезвычайные ситуации природного и 3 техногенного характера Огонь – друг и враг человека. Отчего может возникнуть пожар. Опасные забавы. Опасные ситуации социального 3 характера, антиобщественное поведение Опасные незнакомцы. Как не стать жертвой преступления. Что такое социальная среда Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Экстремизм и терроризм — 4 чрезвычайные опасности для общества и государства Что такое терроризм. Анализ ситуаций. Как не стать заложником Осторожно - терроризм, история и цифры Возрастные особенности развития 3 человека и здоровый образ жизни 12 Подростковый возраст - плюсы и минусы Вредные привычки Курение - убивает! Факторы, разрушающие здоровье 2 Учебное время должно использоваться учащимися только для учебных целей. Наркотики - это смерть! Первая помощь и правила её оказания 5 Как оказать первую помощь при ушибах и растяжениях Безопасность на льду Оказание первой помощи при ожогах Первая помощь в случае поражения электрическим током. Общие требования охраны труда Всего 34 3.2 Виды и формы учебной деятельности Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся: парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка; командные игры, когда класс делится на две команды. 13 при изучении природы и истории родного края должны проводиться экскурсии по местности (городу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории. В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий. Программное содержание рассчитано на 34 занятий в течение одного года обучения, одно занятие в неделю. 14