РП ВД_Азбука безопасности

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
(приказ №70-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
«Азбука безопасности»
6 класс

г. Артемовский
2023

Планируемые предметные результаты освоения курса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных
документов:
•

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•

порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
•

письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по

уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ,
в том числе в части проектной деятельности»;
•

приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые

федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
•

письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной

деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»;
•

санитарных правил СП 1.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания

и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 (далее СП 1.2.3685-21).
2

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни,
оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени
общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите
населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных
привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цели обучения
Безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
Понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и
общественной ценности;
Принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей
семьи, справедливости судов и ответственности власти;
Антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к
действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
Отрицательное отношение обучающихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
3

Готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Задачи обучения
Формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного
отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Место курса в базисном учебном плане
На изучение предмета отводится 1 час в неделю в 6 классе.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе даёт возможность обучающимся достичь
следующих результатов.
Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
4

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
5

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать
нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости
защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том
числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение
и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
6

знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,
включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на
основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с
учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является
(УУД).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
7

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности,
собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов
террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и
при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Технологии
Планируется

использование

следующих

педагогических

технологий

в

преподавании

предмета:

здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения,
проектные,

дифференцированного

обучения,

составление

алгоритма

выполнения

задания,

развития

навыковсамопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования)
2. Содержание и структура учебного предмета, курса
2.1. Содержание учебного предмета

Содержание программы (6 класс)
Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности. Защита
населения РФ от чрезвычайных ситуаций. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни. Оказание первой
помощи.
6 класс
№
Раздел

Кол-во часов

1 Общие понятия об опасных ситуациях

3

/№
9

1
2
3
4
5
6
7
8

природного характера
2 Чрезвычайные ситуации геологического
характера
3 Чрезвычайные
ситуации
метеорологического происхождения
4 Чрезвычайные ситуации гидрологического
происхождения
5 Природные пожары и чрезвычайные
ситуации
биолого-социального
происхождения
6 Духовно-нравственные
основы
противодействия
экстремизму
и
терроризму
7 Здоровый образ жизни и его значение для
гармоничного развития человека
8 Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи

6
3
7
4
2
3
4
34

3. Тематическое планирование, виды и формы учебной деятельности
3.1Тематическое планирование
Тема занятия

Человек,

среда

Кол-во
часов

его

Дата
Планир.

обитания, 5
10

Фактич.

безопасность человека.
1.Опасные и безопасные ситуации
2.Современное жилище. Безопасность в
доме.
3.Опасные ситуации в доме.
4.Что делать при запахе газа. Опасные
вещества.
5.Осторожно – электричество!
Опасные
ситуации
техногенного 7
характера
1.Телевизор и компьютер – ваши враги
или друзья?
2.Законы улиц и дорог. Опасные
ситуации на дорогах.
3.Знаки важные, дорожные.
4.Опасность, которая нас подстерегает на
улицах города
5.Правила безопасного поведения во
время игр и развлечений на улице, в
зимнее время.
6.Разрешается – запрещается.
7.Правила перехода улиц и дорог.
Опасные
ситуации
природного 2
характера
Правила безопасного поведения на льду
водоемов в зимнее время. Первый лед.
11

Правила оказания первой помощи при
обморожениях и ушибах.
Чрезвычайные ситуации природного и 3
техногенного характера
Огонь – друг и враг человека.
Отчего может возникнуть пожар.
Опасные забавы.
Опасные
ситуации
социального 3
характера,
антиобщественное
поведение
Опасные незнакомцы. Как не стать
жертвой преступления.
Что такое социальная среда
Влияние социальной среды на развитие и
здоровье человека.
Экстремизм
и
терроризм
— 4
чрезвычайные опасности для общества
и государства
Что такое терроризм.
Анализ ситуаций.
Как не стать заложником
Осторожно - терроризм, история и цифры
Возрастные особенности развития 3
человека и здоровый образ жизни
12

Подростковый возраст - плюсы и минусы
Вредные привычки
Курение - убивает!
Факторы, разрушающие здоровье

2

Учебное время должно использоваться
учащимися только для учебных целей.
Наркотики - это смерть!
Первая помощь и правила её оказания

5

Как оказать первую помощь при ушибах
и растяжениях
Безопасность на льду
Оказание первой помощи при ожогах
Первая помощь в случае поражения
электрическим током.
Общие требования охраны труда
Всего

34

3.2 Виды и формы учебной деятельности
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:

парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или
двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

командные игры, когда класс делится на две команды.
13


при изучении природы и истории родного края должны проводиться экскурсии по местности (городу) и в
музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.

В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и
исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания
способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует
формированию содержательных обобщений и понятий.
Программное содержание рассчитано на 34 занятий в течение одного года обучения, одно занятие в неделю.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».