РП_психологические занятия_7.0_ 5-9 класс

Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
основного общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития
(приказ от 31.08.2023 №70)

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)

Рабочая программа
психологических занятий
для обучающихся 5-9 классов
с задержкой психического развития
вариант 7.0

Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания
МАОУ СОШ №56

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9
классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена на основе авторских
программ «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой
Н.П., М., «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)»
Хухлаевой О.В. М., «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович
А.В., М., «Генезис» и «Я – подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева
А. В, пособие для школьного психолога.
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций,
вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных
факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е.
Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по
отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной
нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями. Клинические и
психологические исследования, проведѐнные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С.
Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития:
конституциональный,
соматогенный,
психогенный,
церебрально-органического
происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном
возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в
переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.
1. Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост
по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений,
недостатки моторики, особенно мелкой.
2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и
истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием
к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой
целенаправленной деятельности.
3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в
следствие первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных
систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития
эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости,
несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной
активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню
самоконтроля.
4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в
развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Нагляднодейственное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое.
Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между

предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки
сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений
противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний.
Ограничен запас видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития
является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни
дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей
действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие
дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.
Обычно они несколько расторможены, многословны.
5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже
начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа
развития отдельных сторон речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение
внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и
быстрая утомляемость.
7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность,
ограниченность объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью
произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых
слов, легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном
воспроизведении, забывается полностью или неточностью и трудностью
воспроизведения. Основной прием запоминания – механическое многократное
повторение.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.
10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены.
Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения,
немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость.
11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой
жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для
удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное
время. Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной
потребности.
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости,
импульсивности, расторможенности влечений.
12. Особенности обучения в школе.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не
умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на
достижение поставленной цели, ведут к частым пропускам уроков, невыполнение
школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации
неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не принятие
ответственности за свои поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У
детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со

сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах
деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в
поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и
возбуждения мало сбалансированы. Ребѐнок, либо очень возбудим, импульсивен,
агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован,
заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из
таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической
дезадаптации, ребѐнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Программа психологического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС состоит из трѐх направлений.
Каждое из направлений соответствует особенностям психического развития детей с ОВЗ,
с учѐтом важного положения о процессе развития личности, обусловленного единством
биологических и социальных факторов формирования задержки психического развития
и школьной неуспеваемости.
Цель программы психологического сопровождения – способствовать повышению
качества успеваемости детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
реализации ФГОС на каждой ступени образования.
Для реализации цели программы были определены следующие задачи:
1. Подобрать комплекс диагностических методик для обследования
психологических особенностей развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
ООО.
2. Охарактеризовать комплексную диагностику особенностей психического
развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Осуществить подбор форм и методов деятельности педагога-психолога по
работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО.
Нормативно-правовое сопровождение программы включает в себя: Закон «Об
образовании», Конституцию РФ, Конвенцию о правах ребенка, Семейный Кодекс РФ,
указы и распоряжения Президента РФ.
Выполнение данной программы возможно при взаимодействии педагогапсихолога с родителями детей с ОВЗ, с администрацией, педагогами-предметниками,
основной ступени образования, службами сопровождения образовательного процесса
детей в условиях массовой школы (медицинская, психологическая и социальная) и
специалистами областной ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный
характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В
зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы
результатов (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
 Положительное отношение к школе.
 Принятие социальной роли ученика.
 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи.
 Способность к оценке своей учебной деятельности.
 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
 Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием.
 Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий
интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
 Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
 Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
 Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
 Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата.
 Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и
других людей.
 Контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
 Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
 Использовать элементы причинно-следственного анализа;
 Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
 Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
 Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
 Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной
и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
 Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
 Определение
собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
 Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач.
 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в
ситуации столкновения интересов.
• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Предметные результаты определяются совместно с учителем:
-овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей,
подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ЗПР;
- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.
Коррекционные занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной
форме на базе МБОУ СОШ № 4. Курс программы рассчитан:
- 5 - 6 класс – 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет
30-40 минут.


- 7 - 9 класс – 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет
30-40 минут.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций
ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми
образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала
обучающимися с ЗПР можно оперативно дополнить структуру коррекционной
программы соответствующим направлением работы.
1 Комплекс психодиагностических методик по изучению особенностей
психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель комплексной диагностики – изучение особенностей психического развития
детей с ОВЗ.
Комплексное психологическое обследование проводилось с применением
психодиагностических методик, представленных в таблице 1.
Таблица 1 – Комплекс психодиагностических методик по изучению особенностей
психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья
№ Название
п./п. методики

Цель
методики

Методическое
сопровождение

1. Диагностика эмоционального состояния личности

1

Опросник школьной Изучение уровня и характера
тревожности
тревожности, связанного со
Филлипса
школой

Микляева А. В., Румянцева
П. В. Школьная
тревожность: диагностика,
профилактика, коррекция. –
СПб., 2006. – С. 64.

2

Социометрический
тест (апробирован
М. Битяновой)

Изучение структуры
эмоциональных отношений в
классе

Библиотечка «Первого
сентября», серия
«Школьный психолог».
№ 1/ 2005

«Лесенка»

Изучение самооценки младших
школьников

Сайт сети Интернет:
http://nsc.1september.ru
В союзе с психологией

3

2. Диагностика сформированности приѐмов учебной деятельности
«Школьная
мотивация»
(анкетирование)

Определение уровня школьной
мотивации

Соколова Е.В. Психология
детей с ЗПР. М., 2009. – С.
189.

2

«Рисование
по точкам»

Выявление умения
ориентироваться на образец,
точно скопировать его; степень
развития произвольного
внимания, сформированность
пространственного восприятия;
выявление точной моторики
руки

Ануфриев А.Ф., Костромина
С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей.
М., 2007. – С. 83.

3

«Графический
диктант»

Определение уровня развития
произвольной сферы ребѐнка;
изучение возможностей в
области перцептивной и

Ануфриев А.Ф., Костромина
С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей.
М., 2007. – С. 87.

1

моторной организации
пространства

4

«Домик»

Выявление умения
ориентироваться в своей работе
на образец и точно скопировать
его; определение особенности
развития произвольного
внимания, пространственного
восприятия, сенсорно-моторной
координации и точной моторики
руки

Ануфриев А.Ф., Костромина
С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей.
М., 2007. – С. 82.

3. Диагностика развития внимания

1

«Корректурная
проба»
(буквенный
вариант)

Определение объѐма внимания
(по количеству просмотренных
букв) и его концентрации

Ануфриев А.Ф., Костромина
С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей.
М., 2007. – С. 33.

2

«Красно-чѐрная
таблица»

Определение показателя
переключаемости внимания

Ануфриев А.Ф., Костромина
С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей.
М., 2007. – С. 35.

3

Таблицы Шульте
(числовой
и буквенный
вариант)

Исследование скорости
ориентировочно-поисковых
движений взора; объѐм
внимания

Ануфриев А.Ф., Костромина
С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей.
М., 2007. – С. 36.

4

Модификация
метода
Пьерона – Рузера

Изучение концентрации
и устойчивости внимания

Ануфриев А.Ф., Костромина
С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей.
М., 2007. – С. 38.

4. Диагностика развития памяти

1

«Оперативная
память»

Изучение уровня развития
кратковременной памяти

Ануфриев А.Ф., Костромина
С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей.
М., 2007. – С. 40.
Ануфриев А.Ф., Костромина
С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей.
М., 2007. – С. 42.

2

«Долговременная
память»

Изучение уровня развития
долговременной памяти

3

«10 слов»
(А.Р. Лурия)

Соколова Е.В. Психология
Изучение состояния памяти –
непосредственного запоминания, детей с ЗПР. М., 2009. –
способности к заучиванию и т.д. С. 205.

«Типы памяти»
(М. Битянова)

Определение уровня развития
памяти: зрительная, слуховая,
моторная, комбинированная

4

Библиотечка «Первого
сентября», серия
«Школьный психолог».
№ 1/ 2005

5. Диагностика развития мышления
1

«Лабиринт»

Определение уровня развития

Ануфриев А.Ф., Костромина

наглядно-образного мышления

2

3

С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей.
М., 2007. – С. 44.

«Четвѐртый
лишний»

Определение уровня развития
логического мышления

Ануфриев А.Ф., Костромина
С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей.
М., 2007. – С. 66.

«Закономерности»
(А.И.Савенкова)

Определение уровня
способности действовать в
соответствии с заданной
логикой, выявлять
закономерности

Соколова Е.В. Психология
детей с ЗПР. М., 2009. – С.
198.

Первый этап. Диагностика эмоционального состояния личности детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях
массовой школы.
1. Опросник школьной тревожности Филипса относится к стандартизированным
психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень
школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности,
связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в
проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении
фронтальных психодиагностических обследований. Диагностика проводится как в
индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо
на слух (Приложение I).
Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего возраста.
Оптимально его применение со 2 по 7 классы средней массовой школы. Именно эта
особенность методики позволит в дальнейшем рассматривать школьную тревожность в
динамике.
2 Социометрический тест (апробирован М. Битяновой) (Приложение II).
Данный тест позволяет анализировать особенности социометрической
(эмоциональной) структуры малой социальной группы (класса). Каждый ученик имеет в
классе эмоциональный статус и, если определять его качественно, то статус – позиция,
нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать каждому обучающемуся в
классе. Через особенности этой позиции ученик в классе оценивает себя сам и его
оценивают остальные. Количественно статус измеряется через подсчѐт числа
положительных (первый вопрос) и отрицательных (второй вопрос) выборов, которые
сделаны в отношении данного ученика всеми членами его класса, а представленные в
виде единой иерархии статусы всех членов группы (класса) позволяют определить и
проанализировать эмоциональный статус каждого обучающегося в классе.
3. Методика «Лесенка».
Данная методика позволяет изучить уровень сформированности самооценки у
детей с задержкой психического развития в условиях массовой школы. Учитывая
особенности психического развития детей с ЗПР, необходимо применять именно
индивидуальный вариант обследования, который даѐт возможность выявить причину
формирования самооценки ребѐнка данной категории в условиях массовой школы
(Приложение III).
Второй
этап. Диагностика сформированности приёмов
учебной
деятельности у детей с задержкой психического развития в условиях массовой
школы.
1. Анкета по определению школьной мотивации.
Данная анкета очень проста в применении и допускает повторные опросы, что позволяет
оценить динамику школьной мотивации у детей данной категории. При диагностическом

обследовании детей с ОВЗ необходим индивидуальный подход, который позволит
получить более искренние ответы на вопросы анкеты. И очень важным моментом в
диагностическом обследовании являются комментарии детей данной категории, так как
трудности обучения детей с ОВЗ, по мнению многих исследователей, нередко связаны с
их мотивационной незрелостью (Приложение IV).
2. Методики для диагностики сформированности приѐмов учебной деятельности:
методика «Рисование по точкам» (Приложение V); методика «Графический диктант»
(Приложение VI); методика «Домик» (Приложение VII).
Предлагаемые методики для диагностики сформированности приѐмов учебной
деятельности у детей с ОВЗ, позволяют выявить умение ориентироваться на образец,
точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность
пространственного восприятия; позволяют определить уровень развития произвольной
сферы ребѐнка, а также изучить возможности в области перцептивной и моторной
организации пространства.
Третий этап. Диагностика развития внимания у детей c задержкой
психического развития в условиях массовой школы.
Методики для диагностики развития внимания: методика «Корректурная проба»
(Приложение VIII); методика «Красно-чѐрная таблица» (Приложение IX); методика
«Таблицы Шульте» (Приложение X); методика Пьерона – Рузера (Приложение XI).
Для диагностического обследования внимания применяются методики,
позволяющие определить: объѐм внимания, его концентрацию, устойчивость, скорость
ориентировочно-поисковых движений взора и уровень переключения внимания.
Четвёртый этап. Диагностика развития памяти у детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО.
Методики для диагностики развития памяти: методика «Оперативная память»
(Приложение XII); методика «Долговременная память» (Приложение XIII); методика «10
слов» (А. Р. Лурия) (Приложение XIV); методика «Типы памяти» (Приложение XV).
Для диагностического обследования памяти применяются такие методики,
которые позволяют изучить и проанализировать способность к заучиванию,
непосредственному запоминанию, умению целенаправленно выполнять инструкцию,
позволяют определить коэффициент кратковременной и долговременной памяти, а также
проанализировать состояние памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пятый этап. Диагностика развития мышления у детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО.
1. Методики для диагностики развития мышления: методика «Лабиринт»
(Приложение XVI); методика «Четвѐртый лишний» (Приложение XVII); методика
«Закономерности» (А. И. Савенкова) (Приложение XVIII).
Для диагностического обследования мышления необходимо применять методики,
которые позволяют, опираясь на результаты обследования и коррекцию, в пользу более
сохранных познавательных возможностей детей с ОВЗ отследить динамику развития
психических процессов данной категории детей.
Таким образом, в ходе диагностического обследования детей с ОВЗ в условиях
массовой школы полученные результаты, направленные на изучение особенностей
психического развития детей данной категории, способствуют формулированию
психологических диагнозов, которые, в свою очередь, позволяют определить основные
направления коррекционной деятельности педагога-психолога.
Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Содержание

1

Вводное занятие

1

Эмоционально-волевая сфера

12

2-3 Мой характер

4

Что такое воля?

5-6 Умение общаться

2

1
2

7
8

Развитие навыков самоконтроля
Самооценка

1
1

910

Умение сотрудничать

2

11- Навыки само регуляции
12
13 Обобщающее занятие

2
1

14
15

Развитие внимания и памяти
Особенности внимания
Устойчивость внимания

10
1
1

16

Распределение внимания

1

17

Умение слушать

1

18- Целенаправленность действий
19

2

20

Развитие зрительной памяти.

1

21

Развитие вербальной памяти

1

22

Опосредованное запоминание.

1

23

Обобщающее занятие

1

Развитие мышления

8

Знакомство, создание положительного
отношения к занятиям. Игры «Интервью»,
«Молекулы», «Меняемся местами».
Диагностика личностных особенностей
детей (тест Айзенка, тест Люшера,
методика ДДЧ).
Понятие «характер», черты характера, тест
«Мой характер», объяснение результатов.
Понятие «воля», волевые качества, тест на
развитие воли.
Понятие
«общение»,
тесты
на
коммуникабельность.
Элементы аутотренинга.
Самооценка,
определение
уровня
самооценки детей, рекомендации.
Игры, развивающие умение сотрудничать:
«Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай
настроение».
Обучение приѐмам поведения в стрессовой
ситуации, основам саморегуляции.
Обобщающее занятие – упражнения:
«Комплимент»,
игры
«Молекулы»,
«Дорисуй картинку», «Меняемся местами
Диагностика уровня внимания.
Упражнения на развитие внимания:
корректурные таблицы, «Пиши и слушай»,
«Пишущая
машинка»,
графический
диктант.
Игры на изучение свойств произвольного и
непроизвольного
внимания:
избирательности,
сосредоточенности,
распределения, переключения
Игры «Муха», «Подсчитай правильно»,
«Зеркало».
Игры на изучение свойств произвольного и
непроизвольного
внимания:
избирательности,
сосредоточенности,
устойчивости.
Диагностика памяти. Упражнения на
развитие
различных
видов
памяти:
запоминание 10 слов, зрительных образов,
цифр (на слух и зрительно)
Упражнения на развитие вербальной
памяти
Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и
нарисуй», «Опосредованное запоминание».
Обобщающее
занятие
–
наиболее
интересные детям упр. и игры, ответы на
вопросы, выводы

2425
2627
28

Наглядно-образное мышление.

2

Диагностика мышления.

Развитие операций логического
мышления
Умение сравнивать и обобщать.

2

«Дополни узор» (логическое мышление),

1

29

Классификация

1

30

Абстрагирование

1

31

Обобщающее занятие

1

Игры «Угадай животное» (выделение
существенных признаков),
Упражнения на развитие мышления:
«Найди лишнее слово», «Угадай предмет по
описанию», «Найди общее», задания,
требующие классификации и сериации
(расставь класс по алфавиту, детей по
росту, города по количеству букв в
названии).
Игра «Шифр» (развитие абстрактного
мышления)
Обобщающее занятие – тест Равена
(детский вариант), игровые упражнения.
Итоговая диагностика

32- Обобщающее занятие
34
Итог: 34 занятия

Тематическое планирование
6 класс
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Вводное занятие

1

Развитие внимания и памяти

10

2
3

Особенности внимания
Устойчивость внимания

1
1

4

Распределение внимания

1

5

Умение слушать

1

1

6-7 Целенаправленность действий

2

8

Развитие зрительной памяти.

1

9

Развитие вербальной памяти

1

Содержание
Знакомство, создание положительного
отношения к занятиям. Игры «Интервью»,
«Молекулы», «Меняемся местами».
Диагностика уровня внимания.
Упражнения на
развитие внимания:
корректурные таблицы, «Пиши и слушай»,
«Пишущая
машинка»,
графический
диктант.
Игры на изучение свойств произвольного и
непроизвольного
внимания:
избирательности,
сосредоточенности,
распределения, переключения
Игры «Муха», «Подсчитай правильно»,
«Зеркало».
Игры на изучение свойств произвольного и
непроизвольного
внимания:
избирательности,
сосредоточенности,
устойчивости.
Диагностика памяти. Упражнения на
развитие
различных
видов
памяти:
запоминание 10 слов, зрительных образов,
цифр (на слух и зрительно)
Упражнения на развитие вербальной

10

Опосредованное запоминание.

1

11

Обобщающее занятие

1

Развитие мышления
12- Наглядно-образное мышление.
13
14- Развитие операций логического
15 мышления
16 Умение сравнивать и обобщать.

8
2

Диагностика мышления.

2

«Дополни узор» (логическое мышление),

1

Игры «Угадай животное» (выделение
существенных признаков),
Упражнения на развитие мышления:
«Найди лишнее слово», «Угадай предмет по
описанию», «Найди общее», задания,
требующие классификации и сериации
(расставь класс по алфавиту, детей по
росту, города по количеству букв в
названии).
Игра «Шифр» (развитие абстрактного
мышления)
Обобщающее занятие – тест Равена
(детский вариант), игровые упражнения.

17

Классификация

1

18

Абстрагирование

1

19

Обобщающее занятие

1

Эмоционально-волевая сфера
20- Мой характер
21

22

Что такое воля?

памяти
Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и
нарисуй», «Опосредованное запоминание».
Обобщающее
занятие
–
наиболее
интересные детям упр. и игры, ответы на
вопросы, выводы

12
2

1

23- Умение общаться
24
25 Развитие навыков самоконтроля
26 Самооценка

2

27- Умение сотрудничать
28

2

29- Навыки само регуляции
30
31 Обобщающее занятие

2

32- Итоговые занятия
34

3

1
1

1

Диагностика личностных особенностей
детей (тест Айзенка, тест Люшера,
методика ДДЧ).
Понятие «характер», черты характера, тест
«Мой характер», объяснение результатов.
Понятие «воля», волевые качества, тест на
развитие воли.
Понятие
«общение»,
тесты
на
коммуникабельность.
Элементы аутотренинга.
Самооценка,
определение
уровня
самооценки детей, рекомендации.
Игры, развивающие умение сотрудничать:
«Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай
настроение».
Обучение приѐмам поведения в стрессовой
ситуации, основам саморегуляции.
Обобщающее занятие – упражнения:
«Комплимент»,
игры
«Молекулы»,
«Дорисуй картинку», «Меняемся местами
Итоговая диагностика

Тематическое планирование
7 класс

№
п/п
1

2-5

6-9

1012
1315
1619

20

21

22
23
24

25
26
27
28
29
3031
32
33-

Тема

Кол-во
Содержание
часов
Вводное занятие
1
Приветствие. Игра «Кто есть кто»,
методика «Интервью».
Занятия
диагностического
8
блока
Диагностика
познавательной
4
Диагностические
методики
«Таблицы
сферы
Шульте», «Числовые ряды», «Образная
память».
Диагностика
эмоционально4
Диагностические
методика
«Шкала
личностной сферы (в начале
проявления тревоги», методика экспресс
года и в конце)
диагностики эмпатии (И.М. Юсупов),
методика «Закончи предложение»
Занятия
на
развитие
10
познавательной сферы
Развитие внимания
3
Игры
и
упражнения:
«Графический
диктант»,
«Корректурная
проба»,
«Путаница» и т.д.
Развитие памяти
3
Игры и упражнения: «Имена», «Нарисуй и
запомни»,
«Запомни
предметы»,
«Геометрические фигуры» и т.д.
Развитие мышления
4
Игры и упражнения: игры – загадки,
отгадывание
ребусов,
сканвордов,
танграмы.
Профессиональное
5
самоопределение
Мир профессий
1
Информация о мире профессий, их видах и
типах, возможных ошибках в выборе
профессии
Классификация профессий
1
Диагностика профессиональных интересов
и склонностей: методика Климова (ДДО),
тест «Карта интересов».
Ошибки в выборе профессии
1
Анкета «Готовность к выбору профессии»
Мои
профессиональные
1
Личностные
особенности
и
выбор
интересы и склонности
профессии.
Характер и профессия
1
Диагностика особенностей характера (тест
Айзенка) и темперамента (методика
Т.Лири).
Развитие
эмоционально8
личностной сферы
Мои эмоции
1
Упражнение «Фантом»
Эмоциональный словарь
1
Упражнение «Словарь чувств»
Чувства «полезные», «вредные
1
Упражнение «Польза и вред эмоций»
Прием «Эмоциональный дневник»
Нужно ли управлять своими
1
Упражнение «Чего боятся люди»
эмоциями?
Что такое страх?
1
Упражнение «Как справиться со страхом»
Побеждаем все тревоги
2
Упражнение «Как я зол!»
Способы выражения чувств

1

Итоговые занятия

2

Упражнение «Поиск способов безопасного
выражения чувств»
Проведение диагностических методик

34
Итог: 34 занятия
Тематическое планирование
8 класс
№
п/п

Тема

КолСодержание
во
часов
1 Вводное занятие
1
Знакомство. Игра «Кто есть, кто», методика
«Интервью», тест РНЖ.
Подросток и его психосоциальная
12
компетентность
2 Кто я?
1
Упражнение «Футболка с надписью»
3 Эмоции правят мной или я ими?
1
Упражнение «Подари подарок», игра
«Скульптор и глина».
4 Мои желания и чувства
1
Игра «Что мне нужно для счастья»,
упражнение «Комплимент»
5 Все мы разные
1
Упражнение «Я не такой, как все и все мы
разные»
6 Трудности взаимопонимания.
1
Упражнение «Мои проблемы», «Список
претензий»
7 Агрессия и агрессивность
1
Упражнение «Агрессивные скульптуры»,
«Общее решение».
8 Как победить свою и чужую
1
Упражнения: «Копилка», «Хватит ли
агрессию
ругать?», «Детство»
9 Неуверенность в себе
1
Упражнение «Подбор ассоциаций», «Вверх
по радуге»
10 Конфликт
1
Упражнение «Конфликтные ситуации»
11 Разрешение конфликтных ситуаций
1
Беспроигрышный метод решения споров.
12 Толерантность
1
Диагностика уровня сформированности
толерантности.
13 Психологическая поддержка.
1
Упражнение «Как закончить сказку?»
Занятия
на
тренировку
13
познавательных процессов
14- Знакомство с методами тренировки
10
Игры и упражнения на развитие объема,
23 внимания, эффективного
устойчивости и концентрации внимания; на
запоминания, тренировки
развитие разных видов памяти и точности
мышления.
запоминания; игры-загадки, ребусы и т.д.
24- Диагностика
и
развитие
26 творческого мышления.
Профессиональное
самоопределение
27 Мир профессий, классификация
профессий.
28 Ошибки в выборе профессии.

3

Мои профессиональные интересы и
склонности.

1

29

Изучение
особенностей
творческого
мышления, игры и упражнения.

5
1
1

Информация о мире профессий, их видах и
типах.
Информация о возможных ошибках в
выборе профессии.
Методика Климова (ДДО), тест «Карта
интересов», анкета «Готовность к выбору
профессии».

30

Характер и профессия.

1

31

Пути получения профессии

1

32
3334

Обобщающее занятие
Итоговые занятия

1
2

Личностные
особенности
и
выбор
профессии.
Диагностика
особенностей
характера (тест Айзенка) и темперамента
(методика Т.Лири).
Познавательные
процессы
и
выбор
профессии.
Диагностики, рекомендации.
Диагностики, рекомендации.

Итог: 34 занятия
Тематическое планирование
9 класс
№
п/п

Тема

Кол
Содержание
-во
часо
в
1 Вводное занятие
1
Знакомство. Игра «Кто есть, кто», методика
«Интервью», тест РНЖ.
Подросток и его психосоциальная 12
компетентность
2 Кто я?
1
Упражнение «Футболка с надписью»
3 Эмоции правят мной или я ими?
1
Упражнение «Подари подарок», игра
«Скульптор и глина».
4 Мои желания и чувства
1
Игра «Что мне нужно для счастья»,
упражнение «Комплимент»
5 Все мы разные
1
Упражнение «Я не такой, как все и все мы
разные»
6 Трудности взаимопонимания.
1
Упражнение «Мои проблемы», «Список
претензий»
7 Агрессия и агрессивность
1
Упражнение «Агрессивные скульптуры»,
«Общее решение».
8 Как победить свою и чужую
1
Упражнения: «Копилка», «Хватит ли
агрессию
ругать?», «Детство»
9 Неуверенность в себе
1
Упражнение «Подбор ассоциаций», «Вверх
по радуге»
10 Конфликт
1
Упражнение «Конфликтные ситуации»
11 Разрешение конфликтных ситуаций
1
Беспроигрышный метод решения споров.
12 Толерантность
1
Диагностика уровня сформированности
толерантности.
13 Психологическая поддержка.
1
Упражнение «Как закончить сказку?»
Занятия
на
тренировку 13
познавательных процессов
14- Знакомство с методами тренировки
10 Игры и упражнения на развитие объема,
23 внимания, эффективного
устойчивости и концентрации внимания; на
запоминания, тренировки мышления.
развитие разных видов памяти и точности
запоминания; игры-загадки, ребусы и т.д.
24- Диагностика и развитие творческого
3
Изучение
особенностей
творческого
26 мышления.
мышления, игры и упражнения.
Профессиональное
5
самоопределение

Мир профессий, классификация
профессий.
Ошибки в выборе профессии.

1

29

Мои профессиональные интересы и
склонности.

1

30

Характер и профессия.

1

31

Пути получения профессии

1

32
3334

Обобщающее занятие
Итоговые занятия

1
2

27
28

Итог: 34 занятия

1

Информация о мире профессий, их видах и
типах.
Информация о возможных ошибках в
выборе профессии.
Методика Климова (ДДО), тест «Карта
интересов», анкета «Готовность к выбору
профессии».
Личностные
особенности
и
выбор
профессии.
Диагностика
особенностей
характера (тест Айзенка) и темперамента
(методика Т.Лири).
Познавательные
процессы
и
выбор
профессии.
Диагностики, рекомендации.
Диагностики, рекомендации.

ПРИЛОЖЕНИЕ I
Методика Филипса
Инструкция. «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из
вопросов о том, как вы чувствуете себя в школе. Старайтесь отвечать искренне и
правдиво. Здесь нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. На
листе для ответов сверху напишите своѐ имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос,
записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны и «–», если не согласны».
Текст методики приведѐн ниже.
1.
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2.
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько
хорошо ты знаешь материал?
3.
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4.
Снилось ли тебе, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5.
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6.
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового
материала, пока ты не поймѐшь, что он говорит?
7.
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8.
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что
боишься сделать глупую ошибку?
9.
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10.
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные
игры?
11.
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12.
Волнует ли тебя вопрос, не останешься ли ты на второй год?
13.
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как
правило, не выбирают?
14.
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15.
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не
хочет делать то, что хочешь ты?
16.
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17.
Трудно ли тебе получать такие отметки, которых ждут от тебя родители?
18.
Боишься ли ты временами, что тебе станет плохо в классе?
19.
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты совершишь ошибку?
20.
Похож ли ты на своих одноклассников?
21.
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?
22.
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всѐ хорошо запомнил?
23.
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24.
Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
25.
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут
сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26.
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя
спрашивают?
27.
Боишься ли ты временами вступать в спор?
28.
Чувствуешь ли ты, что твоѐ сердце начинает сильно биться, когда учитель
говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей,
что ты хочешь выслужиться?
30.
Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым
ребята относятся с особым вниманием?
31.
Бывает ли, что твои одноклассники говорят обидные для тебя вещи?
32.
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не
справляются с учебой?
33.
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя
внимания?
34.
Часто ли ты боишься выглядеть смешно?
35.
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36.
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих
одноклассников?
37.
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38.
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?
39.
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои
одноклассники?
40.
Часто ли ты, отвечая на уроке, задумываешься о том, как выглядишь со стороны?
41.
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у
других ребят в классе?
42.
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаѐтся быть лучше
их?
43.
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои одноклассники?
44.
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаѐшься один на один с учителем?
45.
Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и твоѐ поведение?
46.
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие
ребята?
47.
Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли ты, что вот-вот
расплачешься?
48.
Бывает ли так, что ты долго не можешь заснуть, думая о том, что будет завтра в
школе?
49.
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи,
которые хорошо знал?
50.
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь самостоятельную работу?
51.
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что
собирается дать классу задание?
52.
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53.
Когда учитель даѐт самостоятельную работу, чувствуешь ли ты страх, что не
справишься с ней?
54.
Снилось ли тебе временами, что у тебя не получается такое задание, которое
могут сделать все твои одноклассники?
55.
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники
понимают его лучше, чем ты?
56.
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может спросить тебя или
дать проверочную работу?
57.
Когда ты выполняешь задание, бывает ли так, что ты чувствуешь, что получишь
за него «2»?
58.
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты выполняешь задание на доске перед всем
классом?
Обработка результатов. По окончании заполнения опросника подсчитывается
количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом.
Ключ: ответы «да» – 11, 20, 22, 24, 25, 30, 35, 36, 38, 39, 41, 43, 44; ответы «нет» –
1 – 10, 12 – 19, 21, 23, 26 – 29, 31 – 34, 37, 40, 42, 45 – 58.
29.

Общая школьная тревожность: 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46 – 58 (n= 22).
Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44

1.
2.
(n= 11).
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35,
38, 41, 43 (n= 13).
Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (n= 6).
Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (n= 6).
Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22 (n= 5).
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (n= 5).
Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47(n= 8).
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Социометрический тест (апробированный М. Битяновой)
Ответь, пожалуйста, на приведѐнные ниже вопросы. Постарайся быть искренним,
иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твоѐ собственное мнение.
Обещаем, что искренность не обернѐтся тебе во вред.
Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь
записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в
любом порядке.
Чтобы при ответе не забывать тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску:
там указаны все фамилии.
Прежде чем начинать работу, напиши своѐ имя, фамилию и класс. Успеха!
Бланк ответа
Фамилия и имя _______________________________
Класс _______________
Дата тестирования ______________
I. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних
одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, трѐх человек.
1.
2.
3.
II. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи
три фамилий.
1.
2.
3.
ПРИЛОЖЕНИЕ III
«Лесенка самооценки»
(индивидуальное изучение самооценки школьника)
1. Инструкция: «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь
(показать первую ступеньку, не называя еѐ номер) будут стоять самые хорошие ребята,
тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни
плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать
седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни
почему»
2. В случае затруднений с ответом у ребѐнка, инструкцию необходимо повторить.
3. Необходимо поблагодарить ребѐнка за работу.
Учебные материалы: бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш.
Бланк

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПРИЛОЖЕНИЕ IV
Анкета для определения школьной мотивации
Тебе нравится в школе?
да;
не очень;
нет
Утром ты всегда с радостью идѐшь в школу, или
иду с радостью;
тебе часто хочется остаться дома?
бывает по-разному;
чаще хочется остаться дома
Если бы учитель сказал, что завтра в школу
пошѐл бы в школу;
необязательно приходить всем ученикам, ты
не знаю;
пошѐл бы в школу или остался дома?
остался бы дома
Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь
не нравится;
уроки?
бывает по-разному;
нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких
не хотел бы;
домашних заданий?
не знаю;
хотел бы
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни
нет;
перемены?
не знаю;
хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе своим родителям часто;
и друзьям?
редко;
не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее
мне нравится наш учитель;
строгий учитель?
точно не знаю;
хотел бы
У тебя в классе много друзей?
много;
мало;
нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся;
не очень;
не нравятся

Анализ результатов
За каждый первый ответ – 3 балла; за промежуточный ответ – 1 балл, за
последний ответ – 0 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ V
Методика «Рисование по точкам»

Методика включает шесть задач. Образцами в задачах № 1 и 5 служат
неправильные треугольники, в задаче № 2 – неправильная трапеция, в задаче №3 – ромб,
в задаче № 4 – квадрат и в задаче № 6 – четырѐхлучевая звезда.
Основным показателем выполнения задания служит точность воспроизведения
образца.
Задачи методики

ПРИЛОЖЕНИЕ VI
Методика «Графический диктант»
Материал состоит из четырѐх диктантов, первый из которых – тренировочный.
1. «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю
точку. Внимание! Рисуйте линию: Одна клеточка в низ. Не отрывайте карандаш от
бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна
клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать
такой же узор сами».
2. «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание!
Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна
клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка
вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
3. «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна
клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка
направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо.
Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
4. «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо.
Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки
вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево»

выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна
клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
ПРИЛОЖЕНИЕ VII
Методика «Домик»
Ребѐнку предлагается как можно точнее скопировать изображение домика. После
окончания работы предложить проверить, всѐ ли верно. Может исправить, если заметит
неточности. Но стирать резинкой ничего нельзя, а необходимо поверх неправильного
или рядом нарисовать правильно.
Изображение домика

ПРИЛОЖЕНИЕ VIII
Методика «Корректурная проба»
(буквенный вариант)
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача
заключается в том, чтобы просматривая ряды букв слева направо, вычѐркивать такие же
буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

ПРИЛОЖЕНИЕ IX
Методика «Красно-чѐрная таблица»
Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и чѐрные
числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание.
Ребѐнку предлагают показать на таблице чѐрные числа от 1 до 12 в возрастающем
порядке (время выполнения Т1 фиксируется). Затем нужно показать красные числа в
убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т2 фиксируется). Затем просят
показывать попеременно чѐрные числа в возрастающем порядке, а красные числа – в
убывающем (время выполнения Т3 фиксируется).
Показателем переключения внимания является разница: Т3 – (Т1 + Т2).
Стимульный материал
1

5

11

8

2

10

7

4

1

9

12

8

10

2

4

3

11

6

9

5

6

7

3

12

10

ПРИЛОЖЕНИЕ X
Методика «Таблицы Шульте»
(числовой вариант)
Инструкция: «Покажите и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее и не
ошибаясь».
Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу
«начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из
таблиц (Таблицы даны в уменьшенном виде).
Стимульный материал
9
5
11
23
20
14
18
7
24
21
14

25

17

19

13

22

1

10

9

6

16

21

7

3

1

16

5

8

20

11

18

12

6

24

4

23

4

25

3

15

22

15

10

2

8

19

13

17

12

2

21

12

7

1

20

6

1

18

22

14

6

15

17

3

18

12

10

15

3

25

19

4

8

25

13

2

20

5

23

13

24

2

22

16

5

16

21

8

11

24

9

14

11

23

10

9

4

17

19

7

ПРИЛОЖЕНИЕ XI
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
(модификация метода Пьерона – Рузера)
Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».
Стимульный материал

ПРИЛОЖЕНИЕ XII
Методика «Оперативная память»
Инструкция: «Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5-ти чисел в каждом
(количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5-ти рядов по 4 числа в
каждом до максимального с учѐтом возрастных особенностей). Ваша задача – запомнить
эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое
число со вторым, второе с третьим, третье с четвѐртым, четвѐртое с пятым, а полученные
четыре суммы записать в соответствующей строке бланка».

Содержание материала
1. 5, 2, 7, 1, 4.
2. 3, 5, 4, 2, 5.
3. 7, 1, 4, 3, 2.
4. 2, 6, 2, 5, 3.
5. 4, 4, 5, 1, 7.
6. 4, 2, 3, 1, 5.
7. 3, 1, 5, 2, 6.
8. 2, 3, 6, 1, 4.
9. 5, 2, 6, 3, 2.
10. 3, 1, 5, 2, 7.

ПРИЛОЖЕНИЕ XIII
Методика «Долговременная память»
Инструкция: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить.
Приготовились, слушайте внимательно».
Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка
происходит через 7 – 10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по
следующей формуле:
С = В: А * 100%
Стимульный материал
Стол, мыло, человек, вилка, книга,
пальто, топор, стул, тетрадь, молоко
ПРИЛОЖЕНИЕ XIV
Методика «10 слов» (А. Р. Лурия)
Необходимо использовать заранее подобранные слова, не имеющие между собой
связи, и фиксирует их последующее называние испытуемым в бланке. Желательно
давать инструкцию в несколько этапов.
1. Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать,
сразу же повтори, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке.
2. Сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять должен их повторить – и те,
которые уже называл, и те, которые в первый раз пропустил.
3. При комплексном исследовании ребѐнка последующий час желательно
заполнить другими методиками, а затем повторить воспроизведение, но уже без
прочтения слов. В протоколе фиксируется последовательность называния слов, лишние
слова, темп воспроизведения. По полученному протоколу составляется кривая
запоминания.
Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь всѐ, что запомнил.
Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я закончу читать.
Готов? Читаю».
Стимульный материал
(10 простых, не связанных непосредственно друг с другом)
Год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын
Следует чѐтко произнести 10 слов, после чего предложить повторить их в любом
порядке. Такую процедуру совершать 4 раза, каждый раз под названными словами
ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребѐнок воспроизводит наибольшее число слов.
Для определения состояния долговременной памяти попросите ребѐнка назвать ранее
заученные слова через 1 час.
ПРИЛОЖЕНИЕ XV
Методика «Тип памяти»
(М. Битянова) Определение слуховой памяти
Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты запишешь всѐ, что запомнил.
Слушай меня внимательно. Начинай записывать слова на листочке сразу же, как только я
закончу читать».
Стимульный материал
Год, лес, мѐд, брат, слон, мяч, окно, мыло, сын, игла
Определение зрительной памяти
Инструкция: «На доске записаны слова, тебе необходимо, читая слова (чтение
глазами), запомнить и записать всѐ, что запомнил. Читай внимательно. Начинай
записывать слова на листочке сразу же, как только я скажу».
Стимульный материал
Лес, хлеб, стол, окно, вода, брат, конь, гриб, игла, мѐд
Определение моторной памяти
Инструкция: «На доске записаны слова, тебе необходимо их запомнить, но при
этом, слова надо прописывать в «воздухе». Работай внимательно. Слова начинай
записывать на листочке сразу же, как только я скажу».
Стимульный материал
Гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила
Определение комбинированной памяти
Инструкция: «На доске записаны слова, тебе необходимо их запомнить, но при
этом, слова надо проговаривать, прочитывать (чтение глазами) и прописывать в
«воздухе». Работай внимательно. Слова начинай записывать на листочке сразу же, как
только я скажу».
Стимульный материал
Дерево, калитка, цветок, стол, дом, улица, сон, бочка, пчела, небо
В протоколе фиксируется количество записанных слов, лишние слова, темп
воспроизведения. По полученному протоколу определяется ведущий тип памяти.
ПРИЛОЖЕНИЕ XVI
Методика «Лабиринт»
Материал представляет собой изображение полянок с разветвлѐнными дорожками
и домиками на их концах, а также «писем», условно указывающих путь к одному из
домиков, помещѐнных под полянкой. Вводные задачи состоят из двух задач – задачи
«А» и задачи «Б». Решение каждой из задач проверяется психологом.
Инструкция к решению вводных задач:
Задача 1. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце
каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот
домик, надо посмотреть на письмо. (Необходимо указать на нижнюю часть страницы,
где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо ѐлочки, а
потом мимо грибка, тогда найдѐте правильный домик. Найдите этот домик, а я
посмотрю, не ошиблись ли вы».
Задача 2. «Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут
другое: в нѐм нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки
прямо, а потом повернуть в сторону».
Инструкция к решению основных задач:
К задачам 1 – 2:

«В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте
двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его».
К задаче 3:
«Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка,
потом мимо берѐзки и потом ѐлочки. Найдите нужный домик и зачеркните его».
К задаче 4:
«Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо берѐзки, потом мимо
грибка, мимо ѐлочки, потом стульчика. Отметьте домик».
К задачам 5 – 6:
«Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и
зачеркните его».
К задачам 7 – 10:
«Смотрите на письмо, в нѐм нарисовано, как нужно идти, около какого предмета
поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и
зачеркните его».
Вводные задачи

Основные задачи

ПРИЛОЖЕНИЕ XVII












Методика «Четвѐртый лишний»
Ребѐнку выдаѐтся бланк, на котором десять строк по четыре слова в каждой, три
из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным.
Ребѐнку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
книга, портфель, чемодан, кошелѐк;
печка, керосинка, свеча, электроплитка;
трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
река, мост, озеро, море;
бабочка, линейка, карандаш, ластик;
добрый, ласковый, весѐлый, злой;
дедушка, учитель, папа, мама;
минута, секунда, час, вечер;
Василий, Фѐдор, Иванов, Семѐн.

ПРИЛОЖЕНИЕ XVIII
Методика «Закономерности»
Инструкция: «Перед тобой ряды геометрических фигур. Рассмотри их внимательно и
нарисуй вместо точек нужную фигуру. Если ты справился с заданием «а», «б», «в»,
попробуй нарисовать недостающие фигуры в заданиях «г» и «д». Будь внимателен и не
торопись».
ПРИЛОЖЕНИЕ XIX
Карта-схема изучения
социально-психологического и медицинского статуса ребѐнка
(Е. В. Соколова)
Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на вопросы данной карты. Это
поможет нам лучше узнать особенности развития вашего ребѐнка, его индивидуальные
черты и трудности, что позволит эффективно организовать процесс психологопедагогического сопровождения.
Фамилия, имя ребѐнка ______________________________________
Дата рождения ____________________________
1. Социальная часть
Пол ребѐнка _______________
Дата рождения _________________
Учреждение, которое посещает ребѐнок __________________________
Состав семьи ________________________
ФИО матери ______________________________________________
Возраст ______________
Образование ________________________
Род занятий в настоящее время ________________________________
Хобби, увлечения ______________________________________
Привычки (в том числе вредные) ________________________________
ФИО отца _______________________________________________
Возраст ______________
Образование ________________________
Род занятий в настоящее время ________________________________
Хобби, увлечения ______________________________________
Привычки (в том числе вредные) ________________________________
С кем проживает ребѐнок в настоящее время? _____________________
Другие родственники, принимающие активное участие в воспитании ребѐнка
______________________________________________________
Другие дети в семье ________________________________________
Их возраст _________________________________
Отношения ребѐнка с другими детьми ___________________________
Как ребѐнок воспринял появление младших детей в семье? __________
Как старшие отнеслись к его рождению? _________________________
Материальное положение семьи _______________________________
Жилищные условия семьи ___________________________________
Есть ли у ребѐнка своя комната, свой угол, кровать, стол и т.д.? ______
2. Беременность и роды
Возраст матери в период беременности __________________________
Были ли беременности до этого? ________________________________
Какой исход они имели? _____________________________________
Роды были преждевременные, в срок, переношенные (подчеркнуть)

____________________________________________________________
Стремительные, затяжные, нормальные (подчеркнуть) _____________
Роды по счѐту ______________________________
Оценка жизнеспособности ребѐнка по шкале Апгара ______________
Работали ли Вы во время беременности? ________________________
Была ли беременность запланированная? ________________________
Обсуждался ли вопрос о прерывании данной беременности? ________
Вредные привычки матери до и во время беременности ____________
Есть ли в семье наследственные заболевания, какие? ______________
Имел ли место резус-конфликт? _______________________________
Находились ли Вы на сохранении в больнице? ___________________
Был ли у Вас токсикоз, в каком триместре беременности? __________
Болели ли Вы во время беременности, чем? ___________________
Какими препаратами/средствами лечились? ____________________
Были ли у Вас психологические или физические травмы в этот период?
_______________________________________________________
Посещали ли Вы курсы для беременных, какие? ___________________
Как Вы можете охарактеризовать своѐ эмоциональное состояние в период
беременности?
____________________________________________
Протекали ли роды естественно, без вмешательства? _____________
Использовались ли в родах наркоз, анестезия, стимуляция родовой деятельности?
__________________________________________________
Были ли у ребѐнка асфиксия, родовая травма? ___________________
Осложнения у него во время или после родов ____________________
Были ли у ребѐнка внешние повреждения? _______________________
3. Ребѐнок от рождения до года
Вес ______________
Длина _______________
Когда ребѐнка впервые приложили к груди? ______________________
Заболевания, диагноз, поставленный в роддоме __________________
Травмы, операции _________________________
Госпитализация (с матерью или нет) _______________________
Вовремя ли проводились прививки? ___________________________
Характер сна ребѐнка ________________________________
Характер его бодрствования __________________________________
Эмоциональное состояние матери в этот период __________________
Кто ухаживал за ребѐнком на первом ходу жизни? _______________
Были ли у ребѐнка гипер- или гипотония мышц, судороги? _________
Когда он начал держать голову? ___________________________
Ходить ________________________
Когда появились первые зубы? _____________________________
Когда сказал первые слова? ________________________________
Наблюдался ли ребѐнок у специалистов? ________________________
На основании, каких жалоб, показаний _________________________
Прибавка веса _____________________
Прибавка роста _____________________
На каком вскармливании был ребѐнок (на грудном или искусственном, ребѐнка
кормили
по
потребности
или
по
режиму)?
________________________________________________
Были ли у Вас вредные привычки в этот период? ________________
4. Ребѐнок от года до трѐх лет
Где и с кем находился ребѐнок в этот период? __________________

Посещал ли ребѐнок ясли? ________________________________
Как ребѐнок адаптировался к яслям, детскому коллективу? __________
Было ли в этот период одно из перечисленных событий: развод родителей, смерть
кого-то из близких, рождение младшего ребѐнка, переезд на новое место жительства и
т.д.?
___________________________________________________________________
Темпы, сроки и особенности речевого развития __________________
Когда ребѐнок начал употреблять местоимение «я»? _______________
В каком возрасте он начал запоминать простые стишки, «потешки»?
_________________
Адекватно ли ребѐнок пользовался мимикой, жестами, не было ли это
единственным средством общения? ___________________________
Насколько он проявлял свою привязанность/независимость? ________
Какие предметы и игрушки вызывали наибольший интерес? _________
Характер взаимодействия ребѐнка со сверстниками _______________
Как протекал «кризис 3-х лет»? _____________________________
Были ли у ребѐнка страхи в этот период, какого характера? _________
Особенности сна ребѐнка (движения, звуки во сне, тревожный
сон)___________________
Насколько у него развиты познавательные процессы, как глубоко он интересуется
игрушками или другими предметами? ___________________
Пытался ли самостоятельно одеваться/раздеваться? ______________
Когда сформировались навыки опрятности (пользование горшком, умывание и
пр.), как трудно это давалось ребѐнку? ____________________
Состояние его здоровья в этот период _________________________
Наличие травм ____________________________
Госпитализация ______________________________________
Частая рвота, в том числе на нервной почве _____________________
Беспричинный подъѐм температуры ____________________________
Дрожь подбородка, конечностей ________________________
Были ли у ребѐнка судорожные состояния? _____________________
Замечали ли Вы вспышки немотивированной агрессии или аутоагрессии у
ребѐнка?_______
Отмечался ли у него плач взахлѐб (когда ребѐнок не мог вздохнуть)?
__________________
Меняется ли поведение ребѐнка при болезни, как _______________
5. Особенности развития ребѐнка от трѐх до семи лет (дошкольный период)
Посещал ли Ваш ребѐнок детский сад, с какого возраста? __________
Если нет, то кем воспитывался ______________________________
Ходил ли ребѐнок в специализированную группу, занимался у логопеда,
психолога?
______________________________________
Как протекала адаптация, как долго? ________________________
Хотел ли ребѐнок ходить в детский сад? ________________________
Отличалось ли его поведение дома и в саду? ___________________
Какой характер носили взаимоотношения со сверстниками? ________________
Какой характер носили взаимоотношения с воспитателями? __________________
Изменилась ли его речь после поступления в сад? _________________
Часто ли ребѐнок болел в этот период? ______________________
Какие игрушки он предпочитал? ______________________________
Как менялся характер поведения ребѐнка при стрессе? ______________
Случались ли у него резкие перепады настроения? ________________

Как ребѐнок выполняет правила, соблюдает ли дисциплину (спокойно или с
протестом)?
_____________________________________________________
Проявляет ли упрямство, агрессию? _____________________
6. Особенности развития ребѐнка младшего школьного возраста
Занимались ли Вы подготовкой ребѐнка к школе? _________________
Обучался ли ребѐнок по особым программам (кл. коррекции, индивид. обучение и
др.)?
______________________
Посещал ли он дополнительных специалистов (логопеда, психолога, репетитора)?
_______
Как ребѐнок адаптировался к школе? __________________________
Опишите отношения учителей к ребѐнку ____________________
Какие отношения у ребѐнка с одноклассниками? ______________
Какие предметы нравятся ребѐнку? __________________________
Есть ли различие в его поведении в школе и дома? ________________
Устаѐт ли ребѐнок в школе? ___________________________
Не стал ли ребѐнок болеть чаще после того, как пошѐл в школу? ______
Появились ли у него вредные привычки или другие изменения характера?
______________________________
Каковы типичные причины конфликтов ребѐнка в школе и дома? _____
Отмечается ли у ребѐнка расстройство слуха, зрения, речи? _________
Чем занимается ребѐнок в свободное время? ________________
Есть ли у него друзья? _____________________________
Спасибо за работу!

Список литературы
1.
2.

3.
4.
5.

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей.
[Текст] / Под ред. К.С. Лебединской. – М.: Просвещение, 1982. – 312 с.
Астапов, В. М., Микадзе, Ю. В. Психодиагностика и коррекция детей с
нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. 2-е изд. [Текст] / Под ред. В. М.
Астапов, Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии. [Текст] / Под
ред. Т. А. Власова. – М.: Просвещение, 1985. – 264 с.
Гальперин, П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.
[Текст] / Под ред. П. Я. Гальперин. – М.: Педагогика, 1991. – 269 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И.
Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для
учителей и специалистов [Текст] / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: Инфра-М, 2001 – 224 с.
7.
Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития
детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. Педвузов и ун-тов. – 2-е изд., перераб. [Текст]
/ Под ред. С. Д. Забрамная. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 112 с.
8.
Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до
одарѐнности. [Текст] / Под ред. И. Ю. Кулагина. – М.: ТЦ СФЕРА, 2000. – 192 с.
9.
Лебединский, В. В. Нарушения психического развития детей. [Текст] / Под ред. В.
В. Лебединский. – М.: Московский Университет, 1985. – 154 с.
10.
Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,
психопрофилактика. Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н. П. Локалова. – СПб.: Питер,
2009. – 368 с.
11.
Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. [Текст] / Под ред. А. Р. Лурия. – СПб.:
Питер, 2006. – 396 с.
12.
Максимова, Н. Ю., Милютина, Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии:
Учебное пособие. [Текст] / Под ред. Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2000. – 576 с.
13.
Мастюкова, Е. М. Ребѐнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и
коррекция. [Текст] / Под ред. Е. М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 195 с.
14.
Марковская, И. Ф. Задержка психического развития у детей. Клиническая и
нейропсихологическая диагностика. [Текст] / Под ред. И. Ф. Марковская. – М.:
Медицина, 1993. – 113 с.
15.
Мустаева, Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические
аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для
учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. [Текст] / Под ред. Л. Г.
Мустаева. – М.: АРКТИ, 2005. – 52 с.
16.
Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога. [Текст] / Под ред. Р. В.
Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
17.
.Прихожан, А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. Активные
методы работы школьного психолога. [Текст] / Под ред. А. М. Прихожан. – М.:
Московский Университет, 1990. – 294 с.
18.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. [Текст] / Под ред. И. В.
Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с.
19.
Рабочая книга школьного психолога. [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.:
ВЛАДОС, 1998. – 237 с.
20.
Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Проблемные дети: основы диагностической и
коррекционной работы психолога. [Текст] / Под ред. Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М.:
АРКТИ, 2000. – 208 с.
6.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».