аннотация_РП_психологические занятия_7.0_ 5-9 класс

Аннотация
к рабочая программа коррекционно-развивающего по психологии (7.0)
5-9кл
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов с
задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена на основе авторских программ «Уроки
психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М., «Тропинка к своему Я
(уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В. М., «Нейропсихологическая
коррекция в детском возрасте» Семенович А.В., М., «Генезис» и «Я – подросток. Программа уроков
психологии», автора Микляева А. В, пособие для школьного психолога.
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная
замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к
отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг.
прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с
функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными
органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А.
Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки
психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического
происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в
младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредованным
формам деятельности, ЗПР становится явной.
1. Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению
со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно
мелкой.
2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и истощаемостью,
что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и
навыков. Отмечается неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.
3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в следствие
первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате
нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что
выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения,
снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню
самоконтроля.
4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех
форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наглядно-действенное мышление развито
лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении причинноследственных связей и отношений между предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить
отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений
противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас
видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является
снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети практически не
задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные,
пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних
свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают
говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития отдельных сторон
речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как
следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость.
7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность
объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной
памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов, легкого текста,
однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении, забывается полностью или
неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием запоминания – механическое
многократное повторение.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.
10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для детей
характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона
настроения; повышенная внушаемость.
11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной
ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его основных
психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада уже
активизированной ранее удовлетворенной потребности.
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости, импульсивности,
расторможенности влечений.
12. Особенности обучения в школе.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не умение
планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной
цели, ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении
учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и
не принятие ответственности за свои поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной
категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая
эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за
функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало
сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно
конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается
насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние
хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях реализации ФГОС состоит из трёх направлений. Каждое из направлений соответствует
особенностям психического развития детей с ОВЗ, с учётом важного положения о процессе развития
личности, обусловленного единством биологических и социальных факторов формирования задержки
психического развития и школьной неуспеваемости.
Цель программы психологического сопровождения – способствовать повышению качества
успеваемости детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС на каждой
ступени образования.
Для реализации цели программы были определены следующие задачи:
1. Подобрать комплекс диагностических методик для обследования психологических
особенностей развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО.

2. Охарактеризовать комплексную диагностику особенностей психического развития детей с
ограниченными возможностями здоровья.
3. Осуществить подбор форм и методов деятельности педагога-психолога по работе с детьми с
ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО.
Нормативно-правовое сопровождение программы включает в себя: Закон «Об образовании»,
Конституцию РФ, Конвенцию о правах ребенка, Семейный Кодекс РФ, указы и распоряжения
Президента РФ.
Выполнение данной программы возможно при взаимодействии педагога-психолога с родителями
детей с ОВЗ, с администрацией, педагогами-предметниками, основной ступени образования, службами
сопровождения образовательного процесса детей в условиях массовой школы (медицинская,
психологическая и социальная) и специалистами областной ПМПК (психолого-медико-педагогической
комиссии).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».