Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Принята Педагогическим советом МАОУ СОШ №56 Протокол №1 от 31.08.2023г Утверждена директором МАОУ СОШ №56 Т.Н.Новокрещеновой приказ №70-од от 31.08.2023г Образовательная программа дополнительного образования на 2023-2024 учебный год г. Артемовский 2023 СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи дополнительного образования 1.3. Концептуальная основа дополнительного образования 2. Содержательный радел образовательной программы дополнительного образования 2.1. Содержание дополнительного образования 2.2. Условия реализации дополнительного образования 2.3. Планируемые результаты освоения программы 3. Организационный раздел образовательной программы дополнительного образования 3.1. Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования на 2023-2024 учебный год 3.2. Контроль за состоянием системы условий 2 1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования Пояснительная записка Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Реализация дополнительного образования обучающихся МАОУ СОШ №56 (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р; постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; устав МАОУ СОШ №56. Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного 1.1. 3 образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей всамообразовании. Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся. 1.2. Цели и задачи дополнительного образования Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся МАОУ СОШ №56 соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся. Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени. Эта цель реализуется на основе введения в процесс 4 - - - - - дополнительного образования программ, имеющих техническую, физкультурно-спортивную, художественную и социально-гуманитарную направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков. Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются: изучение интересов и потребностей обучающихся и их законныхпредставителей в дополнительном образовании детей; обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительногообразования по общеразвивающим программам; обеспечение необходимых условий для личностного, духовнонравственного, трудового развития и воспитания обучающихся; формирование условий для создания единого образовательного пространства; формирование и развитие творческих способностей обучающихся; формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации иадаптации к жизни в обществе; формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа. 1.3. Концептуальная основа дополнительного образования Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в Учреждении заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. Деятельность Учреждения по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах: природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет; гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка; демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей; творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) 5 творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов; свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста; дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Функции дополнительного образования: образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным программам, получение им новых знаний; воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения, формирование культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которой обучающийся берет столько, сколько хочет и может усвоить); коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время; рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; интеграционная – создание единого образовательного пространства школы; компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; социализация – освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и - 6 самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. 2. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования 2.1. Содержание дополнительного образования Дополнительное образования обучающихся в МАОУ СОШ №56 реализуется через техническую, физкультурно-спортивную, художественную и социально-гуманитарную направленности. Целью технической направленности дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодѐжи. Целью художественной направленности является: нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами объединений являются: - развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей; - развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры,произведений искусства, природы; - способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе; - формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков. Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач: создание условий для развития физической активности с соблюдением гигиеническихнорм и правил; формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу; организация межличностного взаимодействия на принципах успеха. Целью программ социально-гуманитарной направленности является: создание образовательного пространства, обеспечивающего комфортные условия для формирования системы взглядов и убеждений воспитанников, формирование личности образованной, духовно-нравственной, физически развитой и здоровой, способной 7 - реализовать себя в разнообразных видах деятельности; При этом реализуются следующие задачи: - разработка концептуальной модели выпускника как гражданственноориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще гражданской и военной государственной службы; - оптимизация содержания и форм получения образования (использование современных педагогических технологий, информатизация образовательного процесса, совершенствование форм дополнительного образования по интересам); - создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания; - оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности. Содержание образовательных программ соответствует: достижениям мировой культуры, российским традициям; определенному уровню образования; направленностям дополнительных общеразвивающих программ; современным образовательным технологиям, которые отражены: - в принципах обучения; - в формах и методах обучения; - в методах контроля и управления образовательной деятельностью; - в средствах обучения. Используемые методы организации образовательной деятельности в системе дополнительного образования: практические (упражнения, самостоятельные задания); наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения); демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений); дидактические (использование обучающих пособий); иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной ипериодической печати); словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение); игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников); технологические (использование различных педагогических технологий ворганизации работы с детьми); 8 - - - репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении, закреплении; объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративномфактическом материале); проблемные (проблемная ситуация, научный поиск); частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка отдельных проблемных вопросов); исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания); Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные. Виды занятий: игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.); конкурсы, фестивали; соревнования; экскурсии; концерты, выставки; викторины и т.д. 2.2. Условия реализации образовательной программы дополнительного образования Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического, программно-методического, психологического характера. Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности образовательной организации, приоритетные направления работы, основные задачи, которые дополнительное образование призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности. Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей. Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 7 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут. Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы и обеспечивает возможность 9 достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы. Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся (родителей, законных представителей), с обязательной регистрацией в системе персонифицированного дополнительного образования детей АИС Навигатор.дети. Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом дополнительного образования. В МАОУ СОШ №56 созданы необходимые условия для организации дополнительного образования. Кадровые условия направлены на профессиональный рост педагогов дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками, классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных). Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования информируются все участники образовательных отношений. Материально-технические условия обеспечивают: возможность достижения обучающимися определенных результатов; соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников. Кабинеты ОУ оборудованы интерактивными досками и проекторами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет». Для занятий объединений художественной направленности имеется кабинет музыки, кабинет изобразительного искусства, творческая мастерская, актовый и танцевальный залы. Для занятий объединений физкультурно-спортивной направленности имеются: стадион с искусственным покрытием (беговая дорожка 200 м, волейбольная и баскетбольная площадки, площадка для игровых видов спорта), три спортивных зала (игровой, гимнастический, тренажерный), зона для занятий шахматами (с комплектом напольных шахмат, настенная шахматная доска смагнитными фигурами, шахматные столы), теннисные столы в рекреациях. Для занятий объединений технической направленности имеются комплекты «Лего» для начального и углубленного уровней, поля для робототехнических соревнований, ноутбуки для занятий, «Легоконструкторы», фотоаппарат, видеокамера, оборудованный кабинет «Точка роста». 10 Для занятий объединений социально-гуманитарной направленности имеются манекен, лазерный тир, макеты автоматов разной модификации, мобильный пневматический тир «ГТО», противогазы, муляж гранаты. 2.3. Планируемые результаты освоения программы Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательнодеятельностную основу программы. При проектировании и реализации дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты. Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: - мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); - эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой. Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможностидиагностировать мотивацию достижений личности. Итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.) Реализация дополнительной общеразвивающей программы МАОУ СОШ №56 позволит достичь следующих результатов: 1. Нормативно-правовое обеспечение: 11 сохранить государственные гарантии доступности дополнительногообразования детей; совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитиюдополнительного образования. 2. Ресурсное обеспечение: создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей; улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образованиядетей; создать условия для поддержки профессионального развития педагогическихкадров; создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленностидополнительных общеразвивающих программ. 2. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей: организовать дополнительное образование в соответствии с социальнымзаказом; содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании детей; внедрять интегрированные программы дополнительного образования,направленные на социально-педагогическую поддержку детей. Показатели и критерии результативности освоения основной образовательной программы Критерии Показатели Уровни проявления Способы оценки результативности (индикаторы) результативности Личностные результаты опыт успешной качественно и 0 – не принимал Анкетиров самореализации в ответственно участия в организации ание, различных видах выполняет поручения; и реализации наблюдени социально и - активно участвует в деятельности; е в ход личностно значимой подготовке социально 1 – имеет опыт Фиксация деятельности и личностно значимой участия в социально и результатов (познавательной, деятельности; личностно значимой – творческой, игровой и проявляет деятельности, пед др.) самостоятельность и организованной агогически инициативу в другими, имеет общее йдневник, протокол осуществлении представление о ее социально и анализе, организации; личностно значимой 2 – при поддержке деятельности; взрослого или может успешно сверстников успешно реализовать и организовал и анализировать реализовал социально результаты и личностно значимое деятельности. дело; 3 – самостоятельно 12 успешно организовал и осуществил деятельность. Опыт реализации - динамика позитивной организатор; различных социальных социальной активный участник; позиций в активности. пассивный участник; коллективной наблюдатель; деятельности дезорганизатор; Опыт принятия позитивных Самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора проявляет позитивное отношение к общечеловеческим нравственным ценностям, осуществляет самостоятельный выбор стратегии нравственного поведения, при анализе понимает последствия неэтичного поведения, взаимодействует с окружающими на основе нравственных ценностей. При анализе ситуаций нравственного выбора: 0 – не понимает значение и не ориентируется в процессе взаимодействия с другими на нравственно-этические ценности; 1 – имеет общее представление о нравственноэтических ценностях, но не применяет в процессе взаимодействия с другими; 2 – нравственноэтические ценности принимает, осознает их значение и ориентируется на них в ситуации нравственного выбора с помощью взрослых или сверстников; 3 – принимает позитивные самостоятельные решения в ситуациях нравственного выбора, понимает причинноследственные связи между неэтичным Наблюдени е Фиксация результато в в пед агогическо м дневнике, психологопедагогиче ской карте наблюдени я. Наблюдени е деятельност и, индивидуа льные иколлект 13 поведением и последствиями. опыт наблюдения позитивных образцов самореализации личности в социально и личностно значимой деятельности имеет представление о позитивных образцах самореализации, их последствиях и значении для личности и общества. Эмоциональночувственный опыт и опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках и деятельности проявляет личностное эмоциональночувственное отношение к окружающим и деятельности, способность к сопереживанию, склонность к позитивному эмоциональному фону, адекватность эмоциональной реакции социокультурным нормам, осознанность эмоционального реагирования. его 0 – не имеет опыта позитивной самореализации, не может сформулировать примеры позитивной самореализации других; 1 – наблюдал позитивные образцы самореализации личности в социально и личностно значимой деятельности; 2 – при поддержке взрослых и сверстников принимал участие в деятельности, которая позволяла позитивно самореализоваться; 3 – проявляет инициативу и самостоятельно организовывает деятельность, которая позволяет позитивно самореализовываться. 0 – не проявляет в поступках и деятельности эмпатию, сопереживание, сочувствие, эмоциональные реакции неадекватны 1 – проявляет в поступках и деятельности эмпатию, сопереживание, сочувствие, эмоциональные реакции адекватны социокультурным нормам. Анкетиров ание, наблюдени е Фиксация результатов – пед агогически йдневник, педагогиче ские совещания. Наблюдени е Фиксация результатов педагогиче ский дневник, 14 в ход карт пыт проектирования собственной учебной и познавательной деятельности, целеполагания, планирования, прогнозирования, самоорганизации и последующего анализа достигнутых результатов, оценивания правильности выполнения учебных и познавательных задач и других мыслительных операций Опыт самостоятельного выбора пути достижения целей и наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач, опыт применения полученных в ходе учебного процесса знаний, умений и навыков в личной и социально значимой деятельности Метапредметные результаты -умеет ставить цели, 0 – не умеет ставить Наблюдени их формулировать, цели, никогда этого не е знает алгоритм делал; достижения цели 1 – пробовал ставить Может организовывать цели, но испытывал свою сложности в процессе жизнедеятельность ее достижения; согласно алгоритму 2 – при поддержке достижения цели педагога формулирует цели, алгоритм их достижения; успешно их достигает; 3 – самостоятельно ставит цели, понимает алгоритм их достижения и успешно ее достигает в процессе деятельности может адекватно 0 – не умеет Опросные оценивать анализировать, давать правильность объективную оценку выполненных учебных учебным и и познавательных познавательным задач, достижения задачам, своим поставленной цели действиям; 1 – имеет опыт участия в коллективной аналитической деятельности, имеет общие представления о процессе и результатах анализа; 2 – успешно применяет алгоритмы, формы и приемы анализа, предложенные взрослым; 3 – проявляет инициативу, успешно самостоятельно анализирует деятельность вп методы,н 15 Опыт анализа, оценки и контроля своих действий в процессе достижения результата, выбора способов действий в рамках предложенных условий и требований, выбора способов корректировки своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией - дает объективную оценку своим действиям, способам действия в процессе достижения результата; - выделяет позитивные и негативные аспекты своих действий, делает логичные выводы, анализирует свои действия и их последствия; - корректирует свои действия в соответствии с изменениями ситуации. Опыт общения и ролевого взаимодействия с педагогами и сверстниками, индивидуальной работы и работы в сотрудничестве с группой, разрешения конфликтов, аргументированного отстаивания своего мнения, выражения своих чувств, мыслей и потребностей может взаимодействовать на основе сотрудничества; в процессе взаимодействия отстаивает свою точку зрения, находит компромиссные решения в конфликтных ситуациях; общение со сверстниками и взрослыми строит с учетом социальных ролей, в которых раскрываются их личностные качества и особенности. 0 – не умеет анализировать свои действия и поступки; 1 – имеет опыт аналитической деятельности и общие представления об анализе, но не анализирует свои действия и поступки; 2 – при поддержке взрослого или сверстников применяет алгоритмы, приемы и формы анализа; 3 – самостоятельно проводит анализ, предлагает свои алгоритмы, приемы и формы анализа. 0 – соперничает со сверстниками и взрослыми, конфликтует, не меняет ролевые модели в процессе взаимодействия; 1 – имеет опыт позитивного сотрудничества, решения конфликтных ситуаций, но процесс взаимодействия основан на конкуренции, ролевое поведение несистемное; 2 – избегает конфликтов, приспосабливается к ситуации, при поддержке взрослого или сверстников сотрудничает, высказывает свою точку зрения, ориентируется во Наблюдени е дел, кол лективных бесед Опросные сверстника ми впроцес Фиксацияре методы,н ив 16 взаимодействии на социальные роли; 3 – в процессе взаимодействия сотрудничает, аргументирует свою точку зрения, использует ролевое взаимодействие. Организационный раздел образовательной программы дополнительного образования 2.1. Учебный план МАОУ СОШ №56 по реализации образовательной программы дополнительного образования на 2022-2023 учебный год Дополнительное образование - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в образовании и профильной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ. Образовательная деятельность МАОУ СОШ №56 направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укреплению здоровья, на раннюю профориентацию, адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирование их общей культуры. Исходя из этого, целью деятельности является - формирование и развитие творческих способностей учащихся, педагогическое сопровождение социализации подрастающего поколения, адаптации детей в обществе через удовлетворение их индивидуальных потребностей в духовно-нравственном, художественно- эстетическом, гражданско- патриотическом, интеллектуальном развитии и физическом совершенствовании. Настоящий Учебный план составлен в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении 17 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р; постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; уставом МАОУ СОШ №56. Основные цели и возможности дополнительного образования, которые реализует МАОУ СОШ №56: по Уставу - социальная интеграция детей и молодежи на основе общего интереса, освоение культуры, обмена информацией, участие в массовых мероприятиях молодёжи; - развитие положительной эмоциональной направленности личности благодаря уверенности, творческой атмосферы, общности интересов членов коллектива, партнёрским формам сотрудничества с педагогами; - возможность компенсировать подростку личную активность, невостребованную в школе и дома, проявить себя в новой роли, применять свои способности и удовлетворить желание испытать себя в различных ситуациях; - вовлечение родителей и педагогов в совместную деятельность, повышение статуса ребёнка за счет демонстраций, знаний и умений его на занятиях во внешкольных творческих объединениях; - обеспечение благоприятных условий для совершенствования системы выявления и поддержки одаренных детей, развития и реализации их потенциальных возможностей. Исходя из вышеперечисленных целей и возможностей в МАОУ СОШ №56 реализуются дополнительные общеразвивающие программы по четырем направленностям: 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (6 объединений): Вокальная студия «Веселые нотки» Цель программы: создание условий для развития потенциальных творческих способностей через певческую деятельность детей младшего и среднего школьного возраста. Задачи программы: Образовательные: - обучить основам вокального искусства; 18 - ознакомить с музыкальными жанрами и стилями - произведений российских изарубежных авторов и исполнителей; - обучить восприятию и анализу музыки; - освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.); - обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению, свободнойслуховой ориентации в разных звуковых регистрах; - обучить правилам культуры поведения; - обучить правилам гигиены голоса; - обучить основам хореографии; - обучить технике безопасности. Развивающие: - развить интерес к специальным знаниям по теории и истории театральногоискусства; - развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство ритма, темпаи т.д.); - развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию, творческуюинициативу; - формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на жесты и др.); - формировать навыки правильной артикуляции; - развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку; - развивать умение осознанного отношения к дыханию; - развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле; - развивать, умение певческой установки; - развивать координацию и выносливость; - развивать физические данные; - формировать эстетический вкус. Воспитательные: - воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры; - воспитание творческой активности подростка, ценящей в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других; - воспитывать коммуникативные качества у учащихся; - воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость, упорство и настойчивость, способствовать усвоению системы нравственно-этических норм; - обучать культуре общения. Задачи данной программы опираются на принципы дидактики: сознательности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой. 19 Изостудия «Фантазия» (8-11) Цель: развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности, создать условия для переживания творческого опыта, развить творческие силы личности. Задачи: Образовательные: способствовать формированию у воспитанников навыков ручного труда, практических приемов работы с разнообразными художественными материалами и техниками; обучать приёмам и техникам в работе с разными материалами; формировать графические, живописные и пластические навыки; обучать правильно использовать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности; сформировать начальные навыки мастерства в плане композиции; сформировать систему знаний, умений, навыков по изобразительному искусству; обучать элементарной художественной грамоте; формировать навыки здорового образа жизни и экологическое мышление. Развивающие задачи: развитие эмоциональных качеств у детей средствами изобразительного искусства; развитие пространственной координации движений, мелкой моторики, аккуратности, точности и глазомера; развитие воли, которая привлекается в процессе работы; развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазиичерез творческие задания и упражнения; развитие памяти, образного и инженерного мышления; формировать эмоционально-образный, художественный тип мышления, художественный вкус и творческий потенциал, развивать творческие способности; развивать активность и самостоятельность; развивать навыки сотрудничества в художественной деятельности; развивать формы нерассудочного понимания – а) понимания на основе чувства, какоенам (взрослым) знакомо на примере понимания произведений искусства, человеческих действий и отношений, красоты и целесообразности в мире; б) понимание через действие, когда действие по времени предшествует пониманию, осуществляемому задним числом; Воспитательные задачи: - воспитать интерес к изобразительному искусству; - формировать личность обучающегося, гражданскую позицию и 20 - - - патриотизм; воспитать чувство личной ответственности; воспитать в детях толерантное отношение к своим сверстникам; воспитывать стремление к сотрудничеству, желание участия в командной работе; воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, взаимопомощи, поддержки, неравнодушного участия); обогатить нравственный опыт детей, максимально способствовать формированию правильных наклонностей, симпатии и склонности к добру, красоте, антипатии к проявлению уродливого и злого в мире и человеческой жизни, формированию совести; воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к родной культуре, интерес кчтению; приобщить ребенка к здоровому образу жизни; установить гармоничную связь между душевно-духовным и телесным. Изостудия «Фантазия» (10-15) Цель: развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности. Задачи: Образовательные: содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость; учить художественной грамоте и работе с различными художественными материалами, формировать художественный кругозор и помогать приобретать опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствовать эстетический вкус; учить детей элементарным основам реалистичного рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки; способствовать овладению воспитанниками основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления пространственной среды; обучать навыкам рисунка, живописи, скульптуры и композиции, передавать знания об изобразительном искусстве как способе эмоционально21 практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры; формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности; способствовать овладению умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению). Развивающие: способствовать овладению средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способность к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоциональнонравственной оценки; развивать творческий потенциал, воображение, навыки сотрудничества в художественной деятельности; развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству; развивать творческий опыт как формирующий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; формировать эмоционально-образный, художественный тип мышления; формировать, развивать и обогащать нравственные чувства, опыт уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; формировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; развивать воображение, творческий потенциал ребёнка, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески; способность к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыки сотрудничества в художественной деятельности; развивать художественно-творческие способности воспитанников, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности. Воспитательные: воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества; воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству, воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства; формировать понимание эмоционального и ценностного смысла визуально- пространственной формы; формировать активное, заинтересованное отношение к традициям 22 культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осваивать художественную культуру как форму материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; воспитывать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей, максимально способствовать формированию правильных наклонностей, симпатии и склонности к добру, красоте, антипатии к проявлению уродливого и злого в мире и человеческой жизни, формированию совести; формировать гражданскую позицию, патриотизм; воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности; воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим(доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к культуре и чтениюлитературы; приобщить ребенка к здоровому образу жизни. Студия театра Цель программы: развитие творческих способностей и эмоциональноличностной сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства. Задачи программы: Воспитательные: воспитывать у детей чувство ответственности; воспитывать чувство саморегуляции и самоконтроля; воспитывать у детей коммуникабельность; воспитывать у детей организаторские способности; воспитывать у детей художественный вкус; воспитывать у детей активность, трудолюбие. Развивающие: развивать вкус к чтению и любовь к литературе; развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики; развивать способность определять основную мысль и сверхзадачу литературного произведения; развивать способность формулировать мысли, умение слушать музыку; развивать образное видение. Обучающие: обучить детей основам театральной деятельности; познакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального искусства, с устройством зрительного зала и сцены; обучить приемам выразительности речи; обучить основам коллективной творческой работы; 23 - обучить детей умению выступать на сцене и концентрировать внимание. ВДОХновение Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников и повышения их технического мастерства и выразительности. Задачи: Обучающие: формирование знаний об основных хореографических понятиях; формирование знаний по исполнению экзерсиса у станка и на середине; обучение навыкам постановочной и концертной деятельности; Развивающие: формирование и развитие специальных навыков и умений по хореографии; формирование и развитие познавательного интереса к хореографическому искусству и общей культуры личности; формирование и развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе; развитие коммуникативных способностей обучающихся через учебнопрактическую деятельность; развитие способности творческого выполнения практической деятельности; развитие способности использовать приобретённые предметные знания и опыт практической деятельности для решения задач реальной жизни; Воспитательные: воспитание эстетического восприятия; воспитание всесторонне развитой личности, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию; создание условий для общения и адаптации к современной жизни на основе культурных ценностей; формирование и развитие желания к продолжению образования и профессиональному самоопределению (готовности к трудовой деятельности). Студия танца «Dance style» Цель программы: создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка в процессе приобщения его к искусству хореографии. Задачи программы: Обучающие: ознакомление детей с терминологией и жанрами хореографии; научить понимать музыкальные фразы, выразительно и легко двигаться; 24 ознакомление детей с основами классического и народного танца, с различными направлениями современного танца; расширение знаний, знакомство с историей танца; ознакомление детей с азами актерского мастерства. Развивающие: выявление и развитие природных задатков и способностей детей, способствующих успеху в освоении искусства танца; содействие развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию пластики; развитие творческих способностей детей средствами современной хореографии; обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. Воспитательные: создание базы для творческого мышления детей; развитие у детей активности и самостоятельности общения; формирование общей культуры личности ребенка; развитие чувства ответственности, уважения к своим товарищам по коллективу, дисциплинированности. ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (4 объединения): «Робототехника для начинающих» Цель: обеспечение условия для формирования у обучающихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов, их месте в окружающем мире. Задачи: Обучающие: формирование умений и навыков конструирования; приобретение опыта при решении конструкторских задач по механике; знакомство и освоение программирования в компьютерной среде моделирования LEGO WE DO; формирование умения достаточно самостоятельно решать технические задачи впроцессе конструирования моделей; обучение основам конструирования и программирования; стимулирование мотивации учащихся к получению знаний, помощь в формированиитворческой личности ребенка. Развивающие: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии решений вразличных ситуациях; развитие интереса к технике, конструированию, 25 программированию, высокимтехнологиям; развитие внимания, памяти, воображения, мышления (логического, творческого); умение излагать мысли в четкой логической последовательности; развитие конструкторских, инженерных и вычислительных навыков; развитие мелкой моторики. Воспитательные: формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий (УУД), связанных с исследовательской деятельностью, таких как наблюдение, сравнение, сопоставление, эксперимент, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей; формирование коммуникативных УУД, таких как умение участвовать в дискуссиях, сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. «Робототехника» Цель: развитие научно-технического и творческого потенциала, обучающегося путём организации его деятельности в процессе интеграции базового инженерно- технического конструирования и основ робототехники, используя конструктор LEGO Mindshtorms и программирование в среде LEGO Education EV3. Задачи: Обучающие: познакомить с основными принципами механики; - познакомить с историей развития ипередовыми направлениями робототехники; познакомить с основным элементами конструктора Lego и способами их соединения; познакомить технологиями и методами создания сложных алгоритмовпрограммирования в компьютерной среде EV3; научить читать элементарные схемы, а также собирать модели по предложенным схемам и инструкциям; научить устанавливать причинно-следственные связи: решение логических задач; научить проводить экспериментальные исследования с оценкой (измерением) влияния отдельных факторов, а также научить анализировать результаты и находить новые решения: создание проектов. Развивающие: мотивировать к изучению наук естественнонаучного цикла: физики, информатики (программирование и автоматизированные системы управления) и математики; 26 ориентировать на инновационные технологии и методы организации практическойдеятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения; Воспитательные: привить трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, ответственность, активность,стремление к достижению высоких результатов; получить опыт самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности; научить корректно отстаивать свою точку зрения; сформировать культуру общения и поведения в коллективе. «Робототехника (У)» Цель: развитие научно-технического и творческого потенциала, обучающегося путём организации его деятельности в процессе интеграции базового инженерно- технического конструирования и основ робототехники, используя конструктор LEGO Mindshtorms и программирование в среде LEGO Education EV3 на углубленном уровне. Задачи: Обучающие: познакомить с основными принципами механики; - познакомить с историей развития ипередовыми направлениями робототехники; познакомить с основным элементами конструктора Lego и способами их соединения; познакомить технологиями и методами создания сложных алгоритмовпрограммирования в компьютерной среде EV3; научить читать элементарные схемы, а также собирать модели по предложенным схемам и инструкциям; научить устанавливать причинно-следственные связи: решение логических задач; научить проводить экспериментальные исследования с оценкой (измерением) влияния отдельных факторов, а также научить анализировать результаты и находить новые решения: создание проектов. Развивающие: мотивировать к изучению наук естественнонаучного цикла: физики, информатики (программирование и автоматизированные системы управления) и математики; ориентировать на инновационные технологии и методы организации практическойдеятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения; Воспитательные: привить трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, ответственность, активность, стремление к достижению высоких результатов; получить опыт самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности; 27 - научить корректно отстаивать свою точку зрения; сформировать культуру общения и поведения в коллективе. «Медиа плюс» Цель: овладеть основами компетенции видео оператора, оператора видеомонтажа ифотографа на любительском уровне. Задачи: Обучающие: научить обучающихся создавать и обрабатывать информацию с использованиеммультимедиа технологий; вовлечь обучающихся в практическую исследовательскую деятельность; развить мотивацию к сбору информации; сформировать познавательную мотивацию в процессе обучения. Развивающие: развить интерес к медийным технологиям; развить деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность. развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждогоребенка; развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей. Воспитательные: формирование потребности в саморазвитии; формирование активной жизненной позиции; развитие культуры общения; формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни. ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (6 объединений): «Техника и тактика игры в баскетбол» Цель программы: овладение способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий баскетболом. Задачи: Обучающие: обучение техники приемов и передач мяча в парах; обучение основными приемами техники и тактики игры; обучение ведению мяча. 28 Развивающие: формирование навыков сотрудничества в тренировочных, игровых ситуациях; развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости; формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни. Воспитательные: формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом; воспитание моральных и волевых качеств; развитие чувства коллективизма. «Волейбол» Цель: создание условий для развития физических и творческих способностей детей, формирование умения анализировать ситуацию и принимать решение, посредством освоения техники игры в волейбол; Задачи: Обучающие: приобщать детей к систематическим занятиям спортом; формировать двигательные умения и навыки, способствующие гармоничному развитию детей; обучать основам техники игры в волейбол, тактическим действиям в игре. Развивающие: укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовке; развивать двигательные качества: быстроту, гибкость, ловкость и укреплять опорно-двигательный аппарат. Воспитательные: создавать условия для здорового образа жизни; воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься данным видом спорта, сознательно применяя его в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья «Шахматы» (11-18 лет) Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи программы: Обучающие: 29 содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьниковлогическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость; обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного икраткосрочного планирования действий во время партии; способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной тактики итехникой расчета вариантов в практической игре; включить обучающихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и турнирах; привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности; развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративнойшахматной культуры; формировать познавательную мотивацию в процессе обучения. Развивающие: развить интерес к специальным знаниям по теории и истории театральногоискусства; развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностейкаждого ребенка; развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей; развитие коммуникативной культуры детей. Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры; воспитание творческой активности подростка, ценящей в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других; духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствамитрадиционной, народной и мировой культуры; формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценокискусства, природы, окружающего мира; формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции,позитивного и оптимистического отношения к жизни. «Шахматы» (7-10 лет) Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи: 30 Образовательные: содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьниковлогическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость; обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного икраткосрочного планирования действий во время партии; способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной тактики итехникой расчета вариантов в практической игре; включить обучающихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях итурнирах; привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности; развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративнойшахматной культуры; формировать познавательную мотивацию в процессе обучения. Развивающие: развить интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства; развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностейкаждого ребенка; развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей; развитие коммуникативной культуры детей. Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры; воспитание творческой активности подростка, ценящей в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других; духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствамитрадиционной, народной и мировой культуры; формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценокискусства, природы, окружающего мира; формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции,позитивного и оптимистического отношения к жизни. «Белая ладья» Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного 31 досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи: Обучающие: содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьниковлогическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость; обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного икраткосрочного планирования действий во время партии; способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной тактики итехникой расчета вариантов в практической игре; включить обучающихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях итурнирах; привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности; развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративнойшахматной культуры; формировать познавательную мотивацию в процессе обучения. Развивающие: развить интерес к специальным знаниям по теории и истории театральногоискусства; развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностейкаждого ребенка; развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей; развитие коммуникативной культуры детей. Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры; воспитание творческой активности подростка, ценящей в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других; духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствамитрадиционной, народной и мировой культуры; формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценокискусства, природы, окружающего мира; формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни. «Рукопашный бой» 32 Цель программы: создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематических занятий рукопашным боем. Обучающие: изучение упражнений развивающего характера; ознакомление с техникой и тактикой рукопашного боя; развитие технико-тактического мышления; изучение основ гигиены; формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни; получение первичных знаний по истории рукопашного боя; Воспитательные: развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся; формирование потребности в здоровом образе жизни; содействие развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы; становление основ спортивной этики и эстетики рукопашного боя. Развивающие: развитие основных физических качеств: силы, ловкости, скорости, выносливости, быстроты реакции, гибкости. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (5 объединений): «Быть учителем призванье!» Цель программы: активизация воспитательного процесса, ориентированного на развитие у учащихся патриотического сознания, готовности самореализации в основных сферах жизни общества, в том числе, связанных с выполнением функций по его защите. Задачи: Обучающие: формировать знания о Государственных символах России; углублять знания об истории и культуре родного края; углублять знания об Основных событиях Великой отечественной войны; способствовать возникновению интереса и изучению учащимися истории своей семьи, истории своего края; научить создавать и реализовывать творческие проекты; - научить заниматьсяпоисковой работой; закрепить в памяти обучающихся имена ветеранов Великой Отечественной войны - жителей Артемовского городского округа. 33 Развивающие: развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе; формировать потребность в самопознании и самореализации; формировать способы социального взаимодействия. Воспитательные: создавать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданскойпозиции; воспитывать уважение к историческому прошлому России в целом и своегородного края в частности; воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию. Школьное объединение «Служу Отечеству!» Цель: создание условий для формирования практических умений и навыков, духовных, физических и морально - психологических качеств, необходимых для выполнения обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации. Задачи: Образовательные: обучить основам теории стрельбы; ознакомить с материальной частью современного стрелкового и спортивногооружия, историей создания и развития стрелкового оружия России; мерами безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во времяучебных стрельб и соревнований; обучить базовым понятиям строевой подготовки, умению выполнять строевыеприемы без оружия и проходить торжественным строем с песней; обучить приемам начального комплекса рукопашного боя; ознакомить с основами медицинских знаний и обучить умению оказывать первуюмедицинскую помощь; ознакомить с историей Вооруженных сил России, символами воинской чести,законами о воинской обязанности. Развивающие: улучшать физическую подготовку обучающихся; формировать интерес к регулярным занятиям военноприкладными видамиспорта; формировать у обучающихся целеустремлённость, терпеливость, настойчивость, самоотверженность, коллективизм; развивать внимание, усидчивость, глазомер, память, внимательность; развивать аккуратность, ловкость и выносливость; развивать способность наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать волевые качества, дисциплинированность, стрессовую 34 устойчивость. Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к старшим по званию, заботливое отношение к младшим по возрасту, чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать уважение к Вооружённым Силам России и их истории; уважение к Российскому оружию и его истории; формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы и обучения в военных учебныхзаведениях. «Юнармия» Цель– формирование личности обучающегося средствами туризма, военной подготовки, общей физической подготовкой, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях, приобщение к здоровому образу. Задачи: Обучающие: познакомить обучающихся с системой знаний по основным видам спасательных действий человека в экстремальной ситуации; подготовить обучающихся к службе в армии, познакомить обучающихся с устройством и принципом работы автомата Калашникова, техникой движений со снарядами и на тренажерах; содействовать приобщению детей к вопросам личной и коллективной безопасности, заинтересованности в предотвращении чрезвычайных ситуаций, оказанию само и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой ситуации; Воспитательные: формировать определенные черты характера: силу воли, выдержку, смелость, решительность, мужество, терпение, трудолюбие, сопереживание; воспитать в детях коммуникабельность, чувство коллективизма, сотрудничества, взаимовыручки; - воспитать готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества; Развивающие задачи: привить детям навыки самостоятельности, и самоорганизации, потребность в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании; развить творческие и интеллектуальные способности; содействовать профессиональной ориентации; 35 развитие умений анализировать специальную информацию, получаемую из различных источников; принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей. «Кинолекторий» Цель программы киноклуба: создание условий для всестороннего развития несовершеннолетних, а также детей с ОВЗ, воспитания гражданственности, патриотизма, нравственного и культурного совершенствования. Задачи: Обучающие: познакомить несовершеннолетних с многообразием современного кинематографа, с фильмами ставшими классикой киноискусства, с деятельностью и творчеством выдающихся режиссеров и актеров; учить грамотно вести дискуссию, слушать и слышать другую позицию; Развивающие: развивать навыки восприятия в процессе просмотра и анализа фильма; развивать аналитические умения и навыки, умения критически мыслить; развивать способность самонаблюдения и умение быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью в позиции объективного наблюдения ситуации; создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования. Воспитательные: формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства; формирование нравственных основ личности; воспитание толерантного отношения к восприятию альтернативных точек зрения; формировать уважительное отношение к фильму, как к духовной ценности; формировать культуру общения и поведения в социуме. «Клуб по интересам» Цель: создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и полезного досуга детей и подростков и их участия в мероприятиях по досуговой программе, раскрытие творческой индивидуальности. Задачи: 36 Обучающие: научить управлять собственным поведением с учетом норм коллектива, интересов и потребностей окружающих; формировать умение принимать коллективные решения, достигать соглашения, уважать чужое мнение и чужие ценности; формирование активной жизненной позиции, гражданского самосознания; формирование у обучающихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей; способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни. Развивающие: расширить возможности реализации организаторских способностей учащихся в различных видах деятельности; активизировать деятельность детских объединений, органов детского самоуправления; развитие физических, творческих и умственных способностей обучающихся; развивать социальные навыки поведения и установки на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций. Воспитательные: формировать гражданскую социальную позицию растущей личности возможностями детского коллектива; формировать чувства сплоченности, доверия, ответственности за себя и других; создавать положительный эмоциональный настрой и благоприятный микроклимат в коллективе; приобщать к творчеству, культурному развитию и здоровому образу жизни; воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей; воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своего города, республики, страны; воспитание интереса к самостоятельному творчеству; сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям; сплочение обучающихся клуба через совместную досуговую деятельность. 37 Учебный план на 2023-2024 учебный год 12 Медиа плюс Робототехника (У) Робототехника для начинающих Робототехника 4 Волейбол Рукопашный бой Техника и тактика игры в баскетбол Шахматы (7-10) Шахматы (1118) Белая ладья Школьное объединение «Служу Отечеству!» Клуб по интересам Количество групп Художественная направленность Шалаева А.Н. 12 3 год и более ВДОХновение Студия танца «Danse style» Студия театра Вокальная студия «Веселые нотки» Изостудия «Фантазия» (811) Изостудия «Фантазия» (1015) Руководитель 2 год Количество часов 1 год Название Количество детей по годам обучения 95 95 95 2 Гладких Ю.А. 1 9 0 0 27 Никонова Т.Б. 9 54 0 0 2 Подшивалова Л.П. 2 28 0 0 4 Маликова А.Г. 2 11 0 0 2 Маликова А.Г. 1 10 0 0 2 60 0 0 Техническая направленность Шалаева А.Н. 5 Скутин В.В. 2 45 0 0 2 Скутин В.В. 2 40 0 0 3 Скутин В.В. 2 Физкультурно-спортивная направленность 3 Якимова Е.А. 2 4 Свалов А.С. 2 45 0 0 60 45 0 0 0 0 6 Холодилов В.П. 3 60 0 0 2 Евдокимова Я.С. 2 30 0 0 4 Евдокимова Я.С. 2 30 0 0 95 95 95 12 Евдокимова Я.С. 12 Социально-гуманитарная направленность 18 Склюев А.С. 4 69 0 0 4 Шалаева А.Н. 2 30 0 0 38 Кинолекторий Быть учителем призванье! Юнармия Итого 3.2. 1 Маркелова А.С. 1 31 0 0 9 Налетько О.В. 9 156 0 0 27 Кузьминых В.А. 9 92 0 0 153 - 83 1095 190 190 Контроль за состоянием системы условий Оценка эффективности реализации программы может быть отслежена по результатам системы мониторингов воспитательной деятельности, внутришкольного контроля, независимой экспертизы . Контроль за состоянием системы условий Объект контроля Критерии оценки, измерители, показатели Кадровые условия 1. Качество кадрового обеспечения Обеспечение оптимального вхождения работников введения и реализации образования в систему ценностей современного дополнительного образования образования Изучение Концепции дополнительного образования Освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; Овладение учебно-методическими и информационнометодическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач дополнительного образования посвящённые изучению Концепции 2. Исполнение плана-графика Семинары, дополнительного образования повышения квалификации педагогических и руководящих Тренинги для педагогов с целью выявления и работников образовательной соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами организации в связи с введением Заседания методических объединений учителей по дополнительного образования проблемам введения дополнительного образования - не менее 2 в течение учебного года. Конференции участников образовательной деятельности и социальных партнёров ОУ по итогам разработки основной образовательной программы, её отдельных разделов, проблемам апробации и введения дополнительного образования – не реже 1 раза в год. 39 Участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы дополнительного образования - по мере необходимости. Участие педагогов в разработке и апробации оценки эффективности работы в условиях внедрения дополнительного образования – в течение учебного года по плану методической работы. Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, стажёрских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации дополнительного образования - в течение учебного года по плану методической работы. 3. Реализация плана научноПроведение 90 % запланированных мероприятий, с методической работы возможной коррекцией по мере появления (внутришкольного повышения необходимости. квалификации) с ориентацией на проблемы введения дополнительного образования Психолого-педагогические условия 1. Качество координации деятельности Качество образовательной программы школы (структура субъектов образовательной программы, содержание и механизмы ее реализации). деятельности, организационных Качество управления образовательной деятельности структур организации по подготовке и (состав и структура ВСОКО, качество процесса введению дополнительного реализации ВСОКО как ресурса управления). Компетентность субъектов управления (уровень образования управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих подразделения). 2. Наличие модели организации Эффективность реализации вертикальных и образовательной деятельности горизонтальных связей профессионального педагогического взаимодействия. .3. Качество реализации моделей Количество программ дополнительного образования по взаимодействия организации общего различным направлениям и видам деятельности. образования и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности Наличие учебного плана дополнительного образования 4. Качество реализации системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей Финансовые условия 40 1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП ДО и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования Дифференцированный рост заработной платы учителей, создание механизма связи заработной платы с качеством психолого-педагогических, материально-технических, учебно-методических и информационных условий и результативностью их труда. Допустимый рост в общем фонде оплаты труда объема стимулирующих выплат, распределяемых на основании оценки качества и результативности труда работников и не являющихся компенсационными выплатами. Участие органов самоуправления (Совета трудового коллектива) в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. 2. Наличие локальных актов (внесение Повышение стимулирующих функций оплаты труда, изменений в них), регламентирующих нацеливающих работников на достижение высоких установление заработной платы результатов (показателей качества работы). работников образовательной организации, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования 3. Наличие дополнительных Соответствие документов требованиям. соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками Информационно-методические условия Наличие и полнота информации по направлениям: 1. Качество информационных Нормативное обеспечение введения ДО материалов дополнительного Организационное обеспечение введения ДО образования введении ФГОС - Кадровое обеспечение введения ДО основного общего образования, размещённых на сайте ОУ. - Программно-методическое обеспечение введения ДО 2. Качество информирования Информация размещена на сайте, разработаны родительской общественности о информационные буклеты. подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты 3. Качество публичной отчётности ОУ Наличие и своевременность размещения на о ходе и результатах введения официальном сайте организации Публичного отчета по дополнительного образования итогам деятельности за учебный год. 4. Наличие рекомендаций для Рекомендации разработаны, обсуждены на заседаниях педагогических работников: МО - по организации дополнительного образования Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий Интегративным результатом выполнения образовательной программы образовательной требований основной организации является 41 создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся. Созданные в образовательной организации, реализующей ОП ДО, условия: соответствуют требованиям ФГОС; обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации и реализацию предусмотренных в ней общеобразовательных программ; учитывают особенности образовательной организации, ее организационную структуру, запросы участников образовательного процесса; предоставляют возможность взаимодействия с социальными партнерами, использования ресурсов социума, в том числе и сетевого взаимодействия. Система условий реализации ООП образовательной организации базируется на результатах проведенной в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей: - анализ имеющихся в образовательной организации условий и ресурсов реализации основной образовательной программы дополнительного образования; - установление степени их соответствия требованиям ФГОС, а также целям и задачам основной образовательной программы образовательной организации, сформированным с учетом потребностей всех участников образовательного процесса; - выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС; - разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнеров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий; - разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий; - разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты). Основным механизмом достижения целевых ориентиров в системе условий является чёткое взаимодействие всех участников образовательных отношений: Условия Механизмы 42 Кадровые условия Финансовые условия Информационнометодические условия 1. Составление плана повышения квалификации 2. Разработка персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников. 3. Прохождение процедуры аттестации педагогических работников, обеспечивающих реализацию ОП ДО; 4. Проведение методических мероприятий для педагогов района; 5. Презентация педагогических достижений, обобщение и распространение педагогического опыта; Включение пункта о распределении стимулирующей части заработной платы в зависимости от результатов введения и реализации дополнительного образования в Положение об оплате труда и стимулирующих выплатах. Определение предмета закупок, количество и стоимость пополняемого оборудования, а также работ для обеспечения требований к условиям реализации ОП ДО Определение объёма финансирования, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности, включённой в основную образовательную программу Заключение договоров на проведение занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям дополнительного образования на базе других учреждений Выделение ставок педагогов дополнительного образования Техническое оснащение библиотеки Развитие информационно-образовательной среды через технические средства, программные инструменты, обеспечение технической, методической и организационной поддержки, отображение образовательной деятельности в информационной среде. Разработка и реализация модели взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности. Проведение рабочих программ дополнительного образования Обеспечение доступа к ресурсам Интернет всех участников образовательных отношений; Обеспечение обновления ЭОР библиотеки и медиатеки ОО Материальнотехнические условия экспертизы Оснащение школы техническими средствами обучения Приведение материально-технической базы школы в соответствие с действующими санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда работников образовательных организаций Создание необходимых условий для организации дополнительного образования 43 Общеобразовательная программа дополнительного образования реализуется в учебно-воспитательной деятельности как стратегия и тактика педагогической деятельности и, по необходимости, корректируется на диагностической основе с учетом интеллектуального потенциала, детских интересов, склонностей, их психофизического здоровья и социального заказа родителей (законных представителей) изменения парадигмы образования, требований к современной школе и дополнительному образованию, нормативных актов. 44