РП_ЗПР_Логопедические занятия_1-4 класс_7.2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к адаптированной основной
образовательной
программе начального
общего образования
обучающихся с задержкой
психического развития
(вариант 2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Логопедические занятия (включая коррекцию и
развитие познавательной деятельности)»
для обучающихся 1-4 классов

Пояснительная записка
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия (включая
коррекцию и развитие познавательной деятельности)» направлен на коррекцию различных
недостатков речевого и познавательного развития у школьников, получающих образование в
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Логопедическая
работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных
потребностей.
Курс «Логопедические занятия (включая коррекцию и развитие познавательной
деятельности)» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной
группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений,
своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее
компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала.
Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и
развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
Анализ устной речи учащихся с ЗПР показывает, что она в большей мере
удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений
произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило,
смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная, что связано с малой подвижностью
артикуляционного аппарата. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не
умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о
недоразвитии фонематических процессов. Для речи обучающихся данной категории
характерно отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабая
дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого
опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение
школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость
организации специальной коррекционно-развивающей работы. Дети, независимо от того,
имеются ли у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в
коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Логопедические занятия направлены на профилактику нарушений чтения и письма и
позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего
социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и
отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Курс «Логопедические занятия» составляет значительную часть содержания
программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его
роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции.
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной
речи.
Основными направлениями логопедической работы является:
• диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
• диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его
расширение и уточнение);
• диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры
речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
• коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие
коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и

•
•
•

монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации,
обогащение речевого опыта);
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и других
познавательных процессов).
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционные логопедические занятия включены в учебный план и входят в
коррекционно-развивающую область. Индивидуально-групповые занятия с 1 по 4 класс
проводятся по 2 раза в неделю (1класс – 66 занятий за год, 1(дополнительный) класс – 66
занятий за 2-4 классы – 68 занятий за год).
4.

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального
компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет
ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия».
Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается
достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области лексической стороны речи:
− возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы,
действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных
требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
− умение называть синонимы и антонимы;
− использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность
конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
− правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных
языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности,
предложениях, связных высказываниях);
− умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных,
твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
− наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из
языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его
место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять
слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой
структуре слов).
В области грамматического строя речи:
− минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
− образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от
существительных;
− умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования
(уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
− обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным
высказыванием;
− использовать формулы речевого этикета в диалоге;
− умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).

5. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Освоение программы логопедического сопровождения обеспечивает достижение
обучающимися с задержкой психического развития личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
− осознавать и анализировать своё эмоциональное состояние;
− определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им; выражать свои
эмоции;
− проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
− понимать причины успеха и неуспеха в учении, связывать это с приложенными
усилиями и старанием;
− находить и устанавливать смысл учения «для себя»;
− с желанием и интересом выполнять учебные задания;
− иметь потребность в чтении.
Метапредметные результаты освоения курса «Логопедические занятия» включают
осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
− способности принимать и сохранять цели и задачи решения учебных задач;
− умении составлять тексты в устной и письменной формах в соответствии с
поставленными задачами;
− использовании элементарных знаково-символических средств для организации своих
познавательных процессов (символические обозначения букв, слогов, слов,
предложений, частей текста и т.п.);
− умении преобразовывать текстовую информацию в табличную, умении использовать
обобщенную информацию при выполнении заданий;
− умении понимать схематичное оформление алгоритма учебного действия и следовать
ему;способности смыслового чтения текстов, т.е. понимать прочитанное и отвечать
на вопросы по содержанию текста;
− овладении начальными сведениями о сущности и особенностях языковых норм и
правил.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
− способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
способности выполнять инструкции и требования педагога,
− соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
− способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
− способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
− готовности слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
− адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
− умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных
задач, договариваться о распределении функций.

Предметные результаты
−
−
−
−
−
−

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

Сформированность речевых умений проявляется в:
отсутствии (минимизации) дефектов звукопроизношения, звукослоговой структуры,
отклонений темпо-ритмических характеристик;
владении связной речью, выполняющей коммуникативную функцию (диалогические
умения);
грамматически правильной речи (отсутствии аграмматизмов);
возможности аргументировать свои действия, решения, говорить об испытываемых
эмоциях, намерениях (монологические умения);
стремлении улучшать качество речи, занимаясь с учителем-логопедом и контролируя
речь за пределами логопедического кабинета либо при чистой речи в стремлении
устранить какой-то недостаток (например, лучше читать или писать);
возможности аргументировать свои решения, пересказывать учебные тексты,
составлять описательные и повествовательные рассказы, говорить об испытываемых
эмоциях, намерениях.
Предметные результаты
1 класс
В области звуковой стороны речи:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; уточнение
представлений об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков
русского языкаво всех ситуациях общения.
В области лексической стороны речи:
уточнение представлений о словах предметах, действиях и признаках, умение
подбирать слова квопросам, к предметам;
умение давать понятийные определения простым словам;
расширение умений использовать синонимы и антонимы, понятие об омонимах;
использование слов с обобщающим значением;
возможность понимать значения слов с переносным смыслом.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
различение гласных и согласных, распознавание звуков по артикуляции, различия
между звуком и буквой, опознание букв письменных и печатных, соответствующих
звукам;
обозначение мягкости согласных на письме;составление графических схем слов;
выделение ударного и безударных слогов;
дифференциация звонких и глухих звуков, твердых и мягких звуков.
В области грамматического строя речи:
понимание интонационных характеристик предложения; умение конструировать
предложения из разрозненных слов;
умение составлять правильно грамматически оформленные предложения по опорным
словам; умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные
словосочетания; овладение умением анализа форм слова в словосочетании;
автоматизация префиксального и суффиксального способов словообразования
(уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
умение прослушивания связного текста; определение главной мысли текста;
озаглавливание текста;
составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему;
возможность моделирования простых диалогов;

− начало овладения правилами связного высказывания (последовательность, полнота
используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции,
интонационная выразительность).

−
−
−
−
−
−

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

1 (дополнительный) класс
В области лексической стороны речи:
возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы,
действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных
требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
умение называть синонимы и антонимы;
использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность
конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных
языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности,
предложениях, связных высказываниях);
умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных,
твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из
языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его
место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять
слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой
структуре слов).
В области грамматического строя речи:
минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от
существительных;
умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования
(уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным
высказыванием;использовать формулы речевого этикета в диалоге;
умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
2 класс
В области звуковой стороны речи:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; уточнены
представления об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
выработано умение безошибочного использования нормативного произношения
всехзвуков русского языка во всех ситуациях общения;
В области фонематических процессов:
сформированы умения различения звуков на слух (неречевых-речевых, звонкихглухих,твёрдых-мягких);
сформированы умения подбора слов на заданный звук и определения наличия звука в
слове.
В области лексической стороны речи:
уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках, выработаны
уменияв подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов,
понятия об омонимах; сформированы навыки
использования слов с обобщающим значением.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:

− сформированы представления о гласных и согласных звуках, навыки различения
звуковпо артикуляции, опознания письменных и печатных букв;
− сформированы представления о звонкости и глухости и твердости и мягкости
согласныхзвуков и о способах обозначения мягкости согласных на письме;
− сформированы
представления об ударении, об ударных и безударных
слогах, слогообразующем значении гласных звуков;
− выработан навык составления графических схем слов.
В области грамматического строя речи:
− сформировано понимание интонационных характеристик предложения;
− сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов;
− сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения по
опорнымсловам;
− сформировано
умение
дифференцировать
грамматически
правильные
и
неправильныесловосочетания, предложения;
− сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
− уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных частей
речи; сформировано умение использования предлогов в словосочетании и
предложении.
В области связной речи:
− сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
− сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления
последовательности предложений в тексте;
− составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с опорой
на наглядность и без нее;
− сформированы умения ведения диалогов;
− совершенствование
связного
высказывания
(последовательность,
полнота
используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции,
интонационная выразительность).
В области письменной речи:
− сформирован навык обозначения на письме мягкости согласных звуков мягким
знаком (ь)и гласными второго ряда;
− сформировано умение различать имена существительные, глаголы, имена
прилагательныеи выделяет их на письме;
− сформирован навык списывания слова и предложения с печатного и рукописного
текста,осуществления проверки;
− пишет под диктовку слова, словосочетания, предложения и тексты и проверяет
правильность написанного;
− умеет употреблять заглавную букву в начале предложения и в зависимости от
интонацииставит в его конце точку, восклицательный или вопросительный знак;
− сформировано умение составлять предложения из данных слов и на заданную тему;
− сформировано умение определять тему текста, выделять его части, придумывать
заголовок;
− сформировано умение работать с деформированными текстами;
− сформирован навык послогового чтения и чтения целыми словами простых слов;
сформирован навык понимания прочитанного;
− сформирован навык осуществления самокоррекции ошибок при чтении.
3-4 класс
В области звуковой стороны речи:
− выработано умение безошибочного использования нормативного произношения всех
звуковрусского языка во всех ситуациях общения.
В области фонематических процессов:

− сформированы умения различения всех акустически близких пар звуков на слух;
− сформированы умения различать на слух слова похожие по звуковому составу;
− сформировано умение слухового контроля фонетических ошибок в собственной речи.
В области лексической стороны речи:
− уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках, выработаны
умения вподборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
− сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
сформированы умения подбора однокоренных слов;
− актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов,
понятия обомонимах;
− сформированы навыки использования слов с обобщающим значением.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
− сформированы умения осуществлять простой и сложный звуковой анализ слов
различнойслоговой структуры;
− сформированы умения осуществлять звукой и слоговой синтез слов различной
слоговой структуры.
− сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах,
слогообразующем значении гласных звуков; выработан навык составления
графических схем слов, навык переноса слов.
В области грамматического строя речи:
− минимизированы аграмматизмы в устной и письменной речи;
− сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов, данных в
начальной форме;
− сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения по
опорным словам;
− сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные
словосочетания, предложения;
− сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
− уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных частей
речи;сформировано умение использования предлогов в словосочетании, предложении.
В области связной речи:
− сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
− сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления
последовательностипредложений в тексте;
− составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с
опорой нанаглядность и без нее;
− сформированы умения ведения диалогов;
− совершенствование
связного
высказывания
(последовательность,
полнота
используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции,
интонационная выразительность).
В области письменной речи:
− сформировано умение написания слов с мягким знаком;
− сформировано умение списывания слов и предложений с печатного и рукописного
текста, осуществления проверку;
− сформировано умение письма под диктовку слов, словосочетаний, предложений и
текстов, и проверки правильности написанного;
− сформировано умение письма заглавной буквы в начале предложения и в зависимости
от интонации точки (вопросительного и восклицательного знака) в конце;
− сформировано умение составления предложения из данных слов и на заданную тему;
сформировано умение определения темы, заголовка текста, выделения его частей;
− сформировано
умение
нахождения
специфических
ошибок
письма
и

орфографических ошибокна изученные правила;
− сформирован навык чтения целыми словами;
− сформировано понимание прочитанного текста;
− сформированность умения правописания суффиксов и часто употребляемых
приставок;
− сформированность умения единообразного написания однокоренных слов (правила
корня);
− сформированность умения написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ; ЖИШИ; ЧК;ЧН;НЧ; ЩН.
В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся должны знать и
уметь:
− отличать текст от набора предложений, написанных как текст;
− осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного; составлять устный рассказ по картинке, серии картин, заданным
словам;
− знать предлоги и правильно употреблять их в речи, дифференцировать предлоги и
приставки;
− выполнять звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слов; не смешивать
понятия
− «звук» и «буква»; делить слово на слоги для переноса; ставить ударение;
обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать случаи несоответствия
написания и произношения;
− правильно писать слова с ь для обозначения мягкости согласных, разделительным
мягким знаком, разделительным твёрдым знаком;
− видеть в словах изученные орфограммы, правописание которых основано на
полноценныхпредставлениях о звуковом составе слова, и правильно писать их;
− правильно писать сложные слова с соединительными буквами о-е;
− иметь знания о морфемном составе слова, уметь разбирать слова по составу, видеть и
называть части слова; образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
подбирать однокоренные слова; выделять два корня в сложных словах;
− уметь называть и подбирать антонимы и синонимы, использовать в речи
многозначные слова и фразеологизмы;
− распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; давать им
определение сопорой на записи;
− уметь изменять имена существительные по числам, родам, вопросам (падежам);
− уметь подбирать имена прилагательные к подходящим по смыслу существительным и
наблюдать за изменением грамматических признаков;
− находить глаголы и ставить к ним вопросы, наблюдать за
изменением
грамматических признаков при согласовании с существительными в роде и числе;
изменять глаголы по временам;
− иметь навык построения сложных предложений без союзов и с союзами;
− отличать связное высказывание (текст) от набора слов, набора предложений,
различныхискаженных вариантов;
− определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность
предложений в тексте;
− определять
замысел
высказывания;
последовательность
развертывания
высказывания (план);связность предложений и смысловую зависимость между ними;
− отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
− составлять план связного высказывания;
− самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общениедиалог;

− сравнивать, обобщать и делать вывод;
− доказывать и рассуждать.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
№

1

1 класс
Направление
Развитие лексической
стороны речи.

Слово как единица речи

Слова - названия
предметов.

Слова-названия
действий.

Слова-названия
признаков предметов.
Слово в составе
предложения

Лексическая тема
«Школа»

Лексическая тема «Осень»

Слова с близким
значением

Основные виды учебной деятельности
Выделение слова из текста, речевого потока.
Соотнесение слова и предмета. Условно-графическое
обозначение слов. Уточнение значений, имеющихся в
активном словаре слов.
Слова – названия предметов, с которыми дети
сталкиваются в быту, учебе, природе. Упражнения на
активизацию и обогащение номинативного словаря:
выбор картинок по названию, называние картинок,
подбор слов-предметов к лексическим темам
(«Учебные вещи», «В школе»), названия частей и
деталей предметов.
Слова – названия действий, с которыми дети
сталкиваются в быту, учебе, природе.
Задания на уточнение представлений о словах,
обозначающих действия. Упражнения на активизацию
и обогащение предикативногословаря.
Упражнения на активизацию и обогащение словаря
слов-признаков: игры типа «Какой бывает?». Подбор
слов, обозначающих признаки предметов. Подбор
слов, обозначающих цвет, величину, форму, высоту,
ширину, вкус,вес, скорость.
Составление предложений по сюжетным картинкам и
их условно-графическая запись. Различение слова и
предложения. Подсчет слов в предложении.
Составление предложений с использованием слов,
обозначающих предметы, действия, признаки.
Беседа о школе. Подбор слов-названий предметов к
теме (школа, класс, урок, звонок, перемена, ученик,
учитель и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков
к
словам-предметам.
Составление
простых
предложений по теме. Свободные высказывания с
опорой на сюжетные картинки.
Моделирование
коммуникативных
ситуаций
с
использованием формул речевого этикета.
Беседа об осени. Подбор слов - названий предметов к
теме (солнце, дождь, ветер, листья, деревья и т.д.).
Выбор слов-действий и слов-признаков к словампредметам. Составление простых предложений по
теме.
Свободные высказывания с опорой на сюжетные
картинки.
Практическое знакомство со словами, близкими по
значению.
Нахождение в словаре слов с близким значением.
Подбор слов с близким значением на заданную тему.

Слова с
противоположным
значением
Лексическая тема «Как ты
познаешь мир»

Слова с обобщающим
значением.

Лексическая тема
«Режим дня. Правила
личной гигиены».

2

Звуко-слоговой
состав слова и
профилактика
нарушений
письма и чтения

Образование звуков речи.
Гласные звуки.
Звуки и буквы а, А

Упражнения на установление смыслового однообразия
слов. Активизация и обогащение словаря синонимов.
Практическое
знакомство
со
словами,
противоположными по значению. Нахождение в
словаре слов с противоположным значением. Подбор
слов спротивоположным значением на заданную тему.
Упражнения на установление противоположного
смысла слов с использованием парных картинок.
Беседа об органах чувств и их значении в жизни
человека. Подбор слов - названий предметов к теме
(рука, язык, ухо, нос и т.д.). Выбор словдействий и слов-признаков к словам-предметам.
Составление простых предложений по теме.
Свободные высказывания с опорой на сюжетные
картинки.
Распределение названий предметов по группам.
Подбор слов с обобщающим значением по
лексическим темам. Называние видовых и родовых
понятий. Активизация, уточнение и обогащение
словаря обобщающих слов с помощью упражнений
типа: назови предметы одним словом; найди лишнюю
картинку, назови все остальные картинки одним
словом; подбери слово по аналогии: стол-мебель,
платье - ?
Беседа о режиме дня школьника. Подбор слов к теме
(утро, день, вечер, ночь и т.д.). Выбор слов-действий и
слов-признаков
к
словам-предметам.
Подбор
лексических средств для описания режима дня.
Составление простых предложений по теме.
Свободные высказывания на тему.
Сравнение неречевых и речевых звуков. Наблюдение
за работой органов речи (органы артикуляции,
голосообразования, дыхания). Образование разных
речевых звуков (сопоставление артикуляций и
акустических характеристик разных звуков).
Образование гласных звуков и особенности их
произношения только с участием голоса при
отсутствии шума (произнесение по показу и словесной
инструкции; уточнение артикуляционных укладов
разных гласных звуков). Закрепление образа печатной
и письменной буквы.
Сравнение написания изученных букв. Чтение и
письмо слов «ау», «уа».
Образование согласных звуков – демонстрация
артикуляционных укладов согласных звуков (на

Звуки и буквы о, О

Звуки и буквы У, у

Звуки и буквы и, И

Согласные звуки и буквы
н, Н

Согласные звуки и буквы
с, С

Согласные звуки и буквы
к, К

примере правильно произносимых детьми в группе)
– создание шума, сочетание шума и голоса.
Сопоставление согласных звуков различных групп сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и
мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых.
Сопоставительные характеристики особенностей их
звучания и артикуляции.
Характеристика звуков [Н], [Н], [C], [C], [К], [К], [Т],
[Т]. Определение места звука в словах. Условнографическое
обозначение
мягкого
согласного.
Закрепление образа печатной и письменной буквы в
упражнениях.
Списывание букв с печатного текста и соотнесение с
образцом.
Понятие слога. Слогообразующая роль гласного звука.
Определение слоговой структуры слова путем
ориентировки на гласные звуки.
Сравнение слов с разным количеством слогов. Слоги
прямые и обратные
(СГ, ГС). Графические схемы прямых и обратных
слогов.
Дифференциация данных вразброс прямых и обратных
слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества
слогов. Составление слов из прямых и обратных
слогов. Чтение прямых и обратных слогов с
использованием слоговой таблицы.
Определение звукового состава слов.
Гласные и согласные звуки в составе слова. Оценка
роли отдельных звуков в отражении значений слов.
Сопоставление значений слов, структура которых
отличается одним звуком. Упражнения в определении
звукового состава слов:
а) выделение звука на фоне слова,
б) вычленение первого и последнего звука из слова,
в) определение места звука в слове,
г) определение количества, последовательности звуков
и места каждого изних в составе слова.
Составление графических схем звукового состава слов.
Профилактика специфических ошибок в письме и
чтении.
Составление графических схем прямых закрытых
слогов (СГС) и слоги со стечением согласных (ССГ,
ГСС). Соотнесение диктуемых логопедом слогов с
графическими схемами. Составление слов из
сочетаний различных типов слогов по графическим
схемам (СГС – СГ; ССГ – СГ и т.д.).
Понятие ударения, его смыслоразличительная и

Согласные звуки и буквы
т, Т

Слоговая структура слова.
Прямые и обратные слоги.

Звуковой состав слова.

Слоги прямые закрытые и
слоги со стечением
согласных.
Ударные и безударные
слоги.
Звуко-слоговой анализ и
синтез.
Лексическая тема «Зима».

3

Звуко-буквенныйсостав
слова и профилактика
нарушений письма и
чтения.
Звук и буква Л
Звук и буква Р
Звук и буква В
Звук и буква П
Звук и буква М

фонетическая роль – демонстрация примеров с
изменением значения слов при перемещении ударения;
вывод об особенностях произнесения ударного
гласного в слове – более громкое и более длительное,
чем произнесение безударных гласных. Анализ пар
слов, сходных по звуко-слоговому составу, но
отличающихся
местом
ударного
гласного.
Разгадывание загадок с выборомслов-ответов по месту
ударного гласного.
Составление графических схем слогового состава слов
с выделением местаударного и безударных слогов (Хх; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Профилактика специфических
ошибок в письме и чтении.
Задания на закрепление представлений о слоговом
составе слов.
Называние по заданию логопеда слов с разным
количеством слогов (1, 2, 3) с опорой на
демонстрируемые графические схемы. Выполнение
заданий на запоминание рядов из двух-трех слов
определенной слоговой структуры.
Составление слов из предлагаемых в беспорядке
слогов. Составление слов с опорой на предлагаемую
логопедом ритмическую структуру с
выделением ударного слога. Реконструкция слов путем
перемещения места слогов, добавления, сокращения
количества слогов. Профилактика специфических
ошибок в письме и чтении.
Беседа о зиме. Подбор слов к теме (снег, лед, мороз и
т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словампредметам. Подбор лексических средств для описания
признаков зимы. Составление предложений и связных
высказываний по теме с опорой на картинки.
Диагностические задания:
1) на определение заданного логопедом речевого звука
(гласный или согласный, мягкий или твердый, звонкий
или глухой) воспроизведение его акустических и
артикуляционно-голосовых характеристик;
2) на называние букв, демонстрируемых логопедом с
помощью разрезной азбуки. Подведение к выводу;
звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и
пишем. Обучающее занятие. Назначение букв в
письменной речи. характеристики элементов букв, их
пространственной ориентировки и движений руки для
воспроизведения.
Буквы печатные и рукописные; заглавные и
прописные. Профилактика специфических ошибок в
письме и чтении.
Различение парных гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И.
Произношение прямых слогов со звуком [М] в
сочетании со гласными первого ряда (МА, МО, МУ…),

Звук и буква Б
Звук и буква Д
Звук и буква Ж
Звук и буква Ш
Звук и буква Ч
Звук и буква Г
Звук и буква й

Обозначение мягкости
согласных с помощью
буквы Я
Обозначение мягкости
согласных с помощью
буквы Ё
Обозначение мягкости
согласных с помощью
буквы Ю
Обозначение мягкости
согласных с помощью
Буквы Е

4

Звуко-буквенный состав
слова и профилактика
нарушений письма и
чтения.
Дифференциация парных
звуков и букв Б-П
Дифференциация парных
звуков и букв Д-Т
Дифференциация парных
звуков и букв В-Ф
Дифференциация парных
звуков и букв Г-К-Х
Дифференциация парных
звуков и букв З-С
Дифференциация парных
звуков и букв Ж-Ш

затем второго ряда (МЯ, МЁ, МЫ, МИ…). Далее
аналогичные упражнения с другими согласными
звуками. Закрепление с помощью упражнений подбора
к данному мягкому варианту – твердого и наоборот.
Работа по сопоставлению значений и звучания слов
типа МАЛ-МЯЛ,
ЛУК-ЛЮК и т.п.
Сопоставление форм множественного и единственного
числа таких слов, как КОНИ-КОНЬ, СТЕПИ-СТЕПЬ,
ДВЕРИ-ДВЕРЬ и т.п. Определить, чтомягкость звуков
[Н'][П'][Р'] сохраняется. Для обозначения мягкости в
этих случаях применяется специальная буква - мягкий
знак. Прочтение стихотворения о роли мягкого знака.
Сравнение слов, различающихся твердым или мягким
звуком (шест-шесть, хорь-хор, брат-брать).
Уточнение
акустических
и
артикуляционных
признаков сходства и различий в звучании звонких и
глухих согласных звуков. Определение участия
голосовых связок в звучании звонких звуков с
помощью тактильных ощущений. Звуки согласные
парные по звонкости-глухости. Звуки согласные
звонкие непарные (Звуки и буквы М, Л, Н, Р, Й). Звуки
согласные глухие непарные (Х, Ц, Ч, Щ). Звуки и
буквы Ч, Щ. Профилактика специфических ошибок в
письме и чтении.
Подбор
пар
звуков
по
звонкости-глухости.
Соотнесение
с
соответствующими
буквами.
Составление и преобразование слогов с парными
звонкими-глухими. Сопоставление значений слов,
отличающихсяпо признаку звонкости-глухости звука в
их составе. Профилактика
специфических ошибок в письме и чтении.
Подбор
пар
звуков
по
звонкости-глухости.
Соотнесение
с
соответствующими
буквами.
Составление и преобразование слогов с парными
звонкими-глухими. Сопоставление значений слов,
отличающихсяпо признаку звонкости-глухости звука в
их составе. Профилактика специфических ошибок в
письме и чтении.

5

Формирование
грамматического строя и
коррекция его
недостатков.
Текст и его признаки (на
основе лексической темы
«Весна»)
Предложение

Словосочетание

Словоизменение

Словообразование

Итоговая
диагностика

Диагностическое занятие. Слушание описательного
текста о ранней весне, ответы на вопросы по его
содержанию и выбор соответствующего изображения
из ряда представленных на наборном полотне картин.
Обучающее занятие. Работа с повествовательным
текстом о весенних забавах и делах детей (с опорой на
серию сюжетных картин), анализ его
содержания (ориентировка на смысл отдельных
предложений текста). Придумывание названия текста.
Вывод о признаках текста: 1) текст состоит из
предложений; 2) предложения связаны между собой по
смыслу; 3) текст может иметь название – заголовок.
Выделение предложения из структуры текста.
Определение словесной структуры предложения.
Составление графических схем словесного состава
предложений.
Упражнения
по
реконструкции
предложений путемзамен входящих в них слов.
Составление предложений:
а)по сюжетным картинкам разной смысловой
сложности;
б) по картинкам и опорным словам;
в) по опорным словам.
Составление различных словосочетаний с опорой на
картинки и по вопросам логопеда. Составление
словосочетаний из заданных слов: а) в нужной форме;
б) в начальной форме. Соотнесение форм слов,
входящих всловосочетание. Определение правильного
и ошибочного сочетания слов.
Упражнения
в
анализе
изменения
смысла
словосочетаний, предложений и текста при изменении
форм слов.
Упражнения в изменении форм слова в разных
словосочетаниях с опоройна картинки.
Образование новых слов различными способами по
показу, по словеснойинструкции, с опорой на картинки
(с помощью суффиксов – образование слов с
уменьшительно-ласкательноым
значением,
образование названий детенышей птиц, животных,
образование слов-признаков от слов-предметов; с
помощью
приставок
образование
глаголов
совершенного вида). Работа по уточнению значений
новых слов.
Качественная оценка уровня речевой активности,
диалогических умений, свободных высказываний) и
диагностические мероприятия, сходные с таковыми на
уроках русского языка и чтения (диктант, пересказ).

1 (дополнительный) класс

№
п/
п

1

Раздел и кол-вочасов
Звуко-слоговой анализ и
синтез; профилактика и
коррекция нарушений
письма ичтения (16
часов).

Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Диагностическое занятие.
Задания на: опознание звуков родного языка с опорой на
прослушивание (губы логопеда закрыты экраном);
опознание звука по видимой артикуляции и другим
зрительно воспринимаемым опорам при беззвучном
артикулировании (например, звуков [Ш], [С], [Ж], [Б], [П],
[А], [О], [У]); различение гласных и согласных звуков:
поднять сигнал- обозначение, если услышите гласный
(или согласный) звук, звонкий или глухой, твердый или
мягкий звук.
Задания на узнавание и называние букв алфавита по
инструкции: Поднимите букву, которую я назову.
Назовите букву, которую я покажу.
Уточнение различий в понятиях ЗВУК-БУКВА.
Уточнение органов чувств: рука, язык, ухо, нос.
Обогащение словаря антонимами («большой – маленький,
холодно-тепло, тяжелый-легкий») Построение диалогов в
ответах на вопросы.
Упражнения на уточнение и закрепление представлений о
звучании и артикуляции гласных и согласных звуков и о
соответствующих им буквах. Уточнение представлений о
слогообразующей функции гласных звуков. Задания на
фонематический анализ (подбор слов на заданный звук;
определение места заданного звука в слове, количества
звуков в слове, их последовательности).
Упражнения в опознании букв, соответствующих гласным
и согласным звукам.
Уточнение предметного и глагольного словаря. Названия
и назначения предметов, правила поведения в классе и в
школе. Построение связного высказывания.
Диагностическое задание: выбор печатных букв по
заданию (из разрезной азбуки); запись рукописного
варианта задаваемых букв.
Определение роли букв в составе слов (обозначение
соответствующего
звука,
обозначение
мягкости
согласного звука на письме).
Задания на уточнение кинетико-кинестетических и
зрительно- пространственных представлений образов
печатных и рукописных букв. Упражнения на анализ и
соотнесение графических образов печатных и рукописных
букв.
Сравнение образов строчных и заглавных букв. Уточнение
функций заглавных букв. Анализ графических образов
строчных и заглавных букв. Составление, прочтение и
запись слов-имен собственных. Составление, запись и
прочтение предложений. Закрепление представления о
заглавной букве в начале предложения и заглавной букве в

начале написания имен, кличек животных, названий
городов и т.д.
Уточнение знаний о правилах оформления предложений с
опорой на анализ данных для прочтения (на доске или на
наборном полотне) текстов из 2-3 предложений.
Упражнения на закрепление умений поиска отдельных
букв (строчных, заглавных, рукописных, печатных) из
ряда предлагаемых по заданию.
Задания
на
опознание
«зашумленных»
букв
(перечеркнутых, наложенных друг на друга). Опознание
правильно и зеркально изображенных печатных и
рукописных букв.
Задания на дифференциацию букв, сходных по
начертанию,
количеству
и
пространственному
расположению элементов (с опорой на тактильнокинестетический анализ, на образные ассоциации и т.д.).
Упражнения на уточнение и закрепление умений делить
слова на слоги, определять звуковой состав слогов.
Составление графических схем звуко-слогового состава
слов. Конструирование (путем использования букв
разрезной азбуки) слогов из данных букв, слов – из
данных слогов разной сложности (открытых, закрытых,
прямых, обратных, со стечением согласных) с
последующим прочтением и записью.
Составление распространенных предложений при ответах
на вопросы. Развитие диалогической речи. Обогащение
глагольного словаря (просыпаться, делать зарядку,
завтракать, идти в школу, обедать, отдыхать, учиться,
и т.д.).
Упражнения в определении ударных слогов в словах.
Задания на подбор слов с определенным местом в них
ударного слога. Упражнения в воспроизведении слогоритмической структуры слов с опорой на графические
схемы. Составление и последующее прочтение слов с
голосовым выделением ударного слога. Уточнение
значений слов при изменении позиции ударного слога
(слова типа «зАмок- замОк»).
Беседа о признаках осени. Подбор слов-определений к
словам- предметам (уточнение навыков грамматического
согласования слов и профилактика аграмматизма на
письме и при чтении). Анализ значений слов с
переносным смыслом (золотая осень, хрустальный лед и
т.п.). Упражнения в составлении из букв и слогов
разрезной азбуки слов, словосочетаний, предложений по
теме с последующим чтением и записью. Составление
коротких рассказов с опорой на картину и опорные слова
и словосочетания, данные в нужном порядке для
раскрытия темы.
Уточнение представлений о признаках осени в живой и
неживой природе. Обогащение словаря названиями
предметов и явлений: календарь, погода, урожай, дни
недели, осенние месяцы, а также глагольной лексикой:
дуть, светить, желтеть, опадать, собирать. Аудирование

2

Дифференциация звуков
по акустикоартикуляционным
признакам
и
преодоление нарушений
письма ичтения (14 ч).

текстов и стихов. Составление рассказа-описания с
опорой на план.
Уточнение акустико-артикуляционных характеристик
звонких и глухих звуков. Применение вспомогательных
приемов для дифференциации звонких-глухих звуков
(опора на тактильно-кинестетические ощущения,
на
схему состояния голосовых связок при произношении
звонких-глухих и т.д.).
Упражнения
в
фонематическом
анализе
слов,
включающих парные и непарные по звонкости-глухости
звуки. Придумывание слов с глухимии звонкими звуками.
Соотнесение звонких и глухих звуков с
соответствующими буквами. Составление слогов и
письмо
под диктовку
слов простого
звукослогового
состава, содержащих звонкие и глухие звуки.
Упражнения со словами-паронимами (типа «дом-том,
Толя-доля») – анализ изменения значений слов при
включении звонкого или глухого звука; составление слов
из букв разрезной азбуки; составление с этими словами
предложений; запись пар таких слов и составленных с
ними предложений.
Уточнение представлений по теме. Составление рассказов
по карте местности. Учить отвечать на поставленные
вопросы. Разыгрываниедиалогов. Пересказы.
Уточнение акустико-артикуляционных характеристик
твердых и мягких звуков. Применение вспомогательных
приемов для дифференциации твердых и мягких звуков
(опора на тактильно-кинестетические ощущения, на схемы
артикуляционных укладов).
Упражнения
в
фонематическом
анализе
слов,
включающих парные и непарные по твердости-мягкости
звуки. Придумывание слов с твердымии мягкими звуками.
Чтение слов, включающих мягкие звуки. Анализ различий
в буквенном составе слов, различающихся твердыми и
мягкими звуками.
Уточнение представлений о буквах, обозначающих
гласные звуки. Определение роли гласного [И] и
соответствующей ему буквы для обозначения мягкости
предыдущего согласного. Сопоставление произношения
соответствующих слогов, слов (Мила – мыла и т.п.).
Составление слогов и слов с мягкими и твердыми звуками
с применением графических схем и букв разрезной азбуки.
Последующая запись слов. Упражнения в чтении слов,
включающих открытые слоги с буквами А–Я, У–Ю, О–Ё,
Ы–И, Э–Е.
Упражнения в произношении слов, заканчивающихся на
мягкий согласный звук. Составление графических схем
звуко-слогового составатаких слов.
Чтение таких слов. Определение роли буквы Ь для
обозначения мягкости согласного звука на письме.
Составление аналогичных по структуре слов из букв
разрезной азбуки с последующей записью.
Уточнение представлений по теме. Дифференциация

3

4

Развитие
лексической стороны
речи и
профилактика
нарушений письма и
чтения (10 ч.)

Грамматический строй
речи и профилактика
аграмматизмов
на
письме
и
при
чтении. (10 ч.)

Задания на актуализацию знаний о словах-названиях
предметов (выборкартинок по названию, называние
картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам,
например, «Класс», «Магазин игрушек», «Кабинетврача»,
«Парикмахерская» и т.д.). Задания на уточнение
представленийо словах, обозначающих действия; на
подбор слов, обозначающих признаки, к данным словам предметам.
Уточнение временных представлений. Знания учащегося
о себе: имя,полное имя, отчество, фамилия, возраст, день
рождения, домашний адрес. Составление рассказов о себе
и о своей семье.
Слова-названия предметов и их место в предложении.
Конструированиепредложений с заданными словами,
обозначающими различные предметы (с опорой на
картинки). Различия в структуре и смысле предложения и
текста в зависимости от значения заданного слова
(например, ручка как принадлежность для письма и ручка
ребенка). Обогащение заданных и прочитанных
предложений другими словами,обозначающими предметы
(например, «На столе лежат книги, ….»).
Упражнения на выбор слов, обозначающих
действия какого-либопредмета и его признаки.
Упражнения в составлении из букв и слогов разрезной
азбуки слов,словосочетаний, предложений по теме с
последующим чтением и записью. Составление коротких
рассказов с опорой на картину и опорные слова и
словосочетания, данные в нужном порядке для раскрытия
темы.
Беседа в форме полилога на лексическую тему.
Уточнение правилучастия в беседе.
Упражнения на подбор слов с одинаковым значением и
составление с ними предложений (по образцу). Задания на
уточнение представлений ословах с противоположным
значением. Составление с ними словосочетаний,
предложений.
Анализ значений слов-обобщений на материале
прослушанных текстов.Упражнения на включение
обобщающих слов в предложения и связные
высказывания.
Упражнения в прослушивании и чтении предложений.
Уточнение представлений о смысловой завершенности
предложения. Анализ словесного состава предложений.
Составление предложений с использованием опорных
слов и на основе графических схем. Чтение предложений.
Определение интонационных характеристик разных
предложений
(вопросительных,
восклицательных).
Конструирование простых по составу предложений из
слов, напечатанных на карточках. Последующая запись
предложений.
Уточнение
правил
оформления
предложения при записи (заглавная буква, точка в конце
предложения, вопросительный или восклицательный
знаки).

Актуализация слов по теме. Высказывания о праздновании
дня 8 Марта в семье.
Моделирование ситуации «Поздравления с праздником 8
марта».Составление текста – поздравления с днем 8 марта
и его запись на доске. Выполнение произвольного
рисунка, посвященного этому празднику (для развития
мелкой
моторики,
уточнения
зрительнопространственных представлений, ориентировки на
листе). Уточнение знаний формул речевого этикета –
переписывание с доски текста поздравления с обращением
к конкретному человеку (маме, бабушке, сестре, тете и
т.д.) под заготовленным рисунком.
Упражнения на выделение словосочетаний в составе
предложения (слово-предмет + слово-признак; словодействие + слово признак). Составление словосочетаний с
опорой на картинки. Включение в словосочетания слов
разных значений – синонимов, антонимов, обобщающих
слов. Сравнение правильно и неверно составленных
словосочетаний (с опорой на картинки). Влияние ошибок
в составлении словосочетаний на их смысл. Чтение
и запись словосочетаний.
Упражнения на включение словосочетаний в состав
предложения (с опорой на графические схемы).
Составление словосочетаний и предложений с
использованием новых слов на заданную тему. Чтение
рассказов. Послетекстовые упражнения,пересказ.
Упражнения на сопоставление разных форм слова в
структуре
высказываний
(единственного
и
множественного числа, мужского и женского рода, разных
падежных форм). Задания на анализ форм слов в
словосочетании. Включение одного и того же слова в
разных его формах в словосочетания и предложения.
Чтение предложений и текстов с последующим анализом
изменений форм одного и того же слова в разных
предложениях текста. Запись слов в разных формах
(изолированно, в словосочетаниях и предложениях).
Упражнения на уточнение и автоматизацию навыков
образования новых слов различными способами
(суффиксальным и префиксальным). Анализ значений
образованных слов. Включение вновь образованных слов в
различные языковые единицы – словосочетания,
предложения, тексты (с опорой на картинки). Анализ
звуко-слогового и буквенного состава образованных слов,
сопоставление с исходными словами. Чтение и письмо
цепочек слов (нос–носик; дом–домик; стол-столик и т.д.).
Уточнение значения слова ДРУЗЬЯ.
Свободные высказывания обучающихся о своих друзьях.
Работа по составлению связного рассказа о друзьях.
Задание на подбор слов для составления предложений о
своем друге (слова-названия предметов, слова-признаки,
слова-действия). Составление разных вариантов рассказа о
друзьях: описание друга (друзей); рассказ о каком-либо

Связная речь и
профилактика
смысловых ошибок при
чтении и письме.

событии с участием друга (друзей).
Уточнение навыков правильного выбора форм слов при
составлении предложений в составе рассказов.
Диагностическое занятие. Слушание текста. Анализ его
содержания путем ответов на вопросы и посредством
опоры на соответствующую сюжетную картину.
Определение главной мысли в тексте. Придумывание
названия текста.
Упражнения в прослушивании текстов, формулировании
собственных высказываний о событиях, описанных в
тексте (опора на содержание вопросов логопеда, на
иллюстрации
к
тексту),
воспроизведение
последовательности текста путем выкладывания в нужном
порядке опорной серии сюжетных картинок. Упражнения
в выделении из текста отдельных предложений и анализ
смысловой связи между ними.
Чтение несложных текстов с последующим анализом
смысла. Конструирование текста из данных вразброс
предложений на основе анализа содержания каждого из
них. Придумывание названий текстов. Анализ связи
названия текста с его содержанием.
Моделирование коммуникативной ситуации, например,
просмотр
мультфильма
и
последующий
обмен
впечатлениями в форме полилога. Уточнение правил
ведения беседы: ориентирование на тему разговора,
внимательное прослушивание собеседника, ответ на
его вопрос,
высказывание своего мнения, сообщение собственной
информации по обсуждаемой теме, соблюдение
очередности в высказываниях, применение формул
речевого этикета.
Прослушивание
текстов
рассказов
или
сказок,
содержащих диалоги
персонажей. Моделирование
диалогов на разные темы (например, разговор по телефону
с мамой, с другом; беседа о прошедшем выходном дне и
т.п.).

2 Класс
№
1

Направление
Диагностика устной и
письменной речи
учащихся

Основные виды деятельности обучающихся
Чтение текстов, определение типа. Закончи текст.
Работа с деформированными текстами. Отработка
техники чтения и понимания прочитанного.
Составление распространенных предложений при
ответах на вопросы. Определение главной мысли
текста.
Беседа
о
признаках
осени.
Расширение
представлений о признаках осени в живой и
неживой природе. Чтение отрывков произведенийна т
признаков предложения.
Списывание с печатного текста. Определение границ
предложений. Уточнение
представлений
о

2

Развитие
фонематического
анализа и синтеза. Звуки
и буквы.

смысловой завершенности предложения. Анализ
словесного состава предложений. Составление
предложений из предложенных слов, данных в
начальной форме. Составление предложений по
предложенным
схемам.
Распространение
предложений по вопросам педагога. Чтение
предложений
и
определение
его
границ.
Интонационная выразительность предложений.
Работа
над
пониманием
распространенных
предложений (Исправь ошибки).
Д иагностическое задание: определить количество
слов
в
предложении;
определи
количество
предложений в тексте.
Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных
и согласных букв и звуков. Уточнение различий в
понятиях ЗВУК-БУКВА. Закрепление навыков
звукового анализа и синтеза слов разной слоговой
структуры.
Упражнения
в
опознании
букв,
соответствующих гласным и согласным звукам.
Д иагностическое задание: письмо под диктовку
слогов и слов с делением слов на слоги, определением
ударного слога.
Уточнение гласных первого ряда. Задания на
фонематический анализ (подбор слов на заданный
звук; определение места гласного звука в слове, их
количества).
Уточнение гласных второго ряда. Образование
гласных второго ряда. Задания на фонематический
анализ (подбор слов на заданный звук; определение
места гласного звука в слове, их количества).
Уточнение представлений о звуке [Й] и его
обозначении
на
письме.
Упражнения
с
йотированными гласными. Перенос слов с буквой «И
краткое».
Уточнение представлений по теме. Составление
рассказов по карте местности. Учить отвечать на
поставленные вопросы. Разыгрывание диалогов.
Составление рассказов по плану.
Образование согласных звуков. Соотнесение звуков с
буквами. Развитие звукового анализа и синтеза.
Уточнение акустико-артикуляционных характеристик
твердых
и
мягких
звуков.
Применение
вспомогательных приемов для дифференциации
твердых и мягких звуков (опора на тактильнокинестетические
ощущения,
на
схемы
артикуляционных укладов). Обозначение на письме
мягких и твердых согласных.
Правописание
буквосочетаний
с
шипящими
согласными ча- ща, чу-щу……
Упражнения в фонематическом анализе слов,
включающих парные и непарные по твердостимягкости звуки. Придумывание слов с твердыми и
мягкими звуками. Письмо слогов, слов с твердыми и

3

Развитие анализа
структуры предложения

мягкими
согласными
с
последующим
подчеркиванием. Упражнения в произношении и
чтении слов, заканчивающихся на мягкий согласный
звук. Составление графических схем звуко- слогового
состава таких слов. Последующая запись слов.
Упражнения в чтении слов, включающих открытые
слоги с
буквами А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е.
Определение границ предложения. Конструирование
предложений, объединенных по смыслу, из ряда
предложенных слов.
Работа с деформированным предложением. Учиться
находить, о чем говорится в предложении, и отвечать
на вопросы педагога. Конструирование предложений,
увеличение слов в предложении через подбор
однородных членов. Составление схем предложений.
Д иагностическое задание: составить и записать
предложения из предложенных слов; составить и
записать предложения из слов, данных в начальной
форме.
Нахождение словосочетаний в предложениях при
чтении. Составление словосочетаний по картинкам
(сущ.+прил., сущ+глаг.). Согласование слов в числе и
роде. Обогащение словаря по лексическим темам:
«Овощи», «Осень»,
«Учебные принадлежности». Чтение и запись
словосочетаний
под
диктовку.
Нахождение
словосочетани йв предложениях.
Обобщение. Классификация. Объединение слов в
группы по лексическому значению. Нахождение слов
по их лексическим значениям. Работа со смысловыми
рядами (дом-крыша, книга-обложка, пальто-пуговица,
ботинок- шнурки).
Уточнение понятий и значений: слово-предмет, словопризнак, слово-действие. Нахождение слов при
чтениипредложений.
Диагностическое задание: посмотри на картинку и
ответь на вопрос: Что это? Какой это предмет? (не
менее пяти слов). Какие действия может совершать
этот предмет? (не менее трёх).
Беседа
по
теме.
Свободные
высказывания
обучающихся о своих друзьях. Учить отвечать на
вопросы
распространенными
предложениями.
Обогащение словаря синонимами. Составление
рассказа по предложенным вопросам.
Называние по картинкам слов, имеющих одно и
несколько значений. Составление предложений с
этими словами с опорой на картинку. Чтение текстов,
предложений и нахождение многозначных слов.
Вставить пропущенные
по смыслу слова в предложения, опираясь на слова,
данные в скобках. Объяснение своего выбора.
Уточнение значения антонимов и синонимов. Подбор

синонимов, антонимов на заданную тему. Например,
подбор антонимов по теме «Животные»: быстрый медленный, большой-маленький, лёгкий-тяжелый, и
т.д. Составление предложений с синонимами и
антонимами. Чтение предложений, текстов и
нахождение в них синонимов, антонимов.
Уточнение представлений детей о домашних и диких
животных. Составление описательных рассказов по
образцу (схеме).
Диагностическое задание: составить описательный
рассказ о животном.

3 класс
№
1

Раздел и кол-во часов
Диагностика устной и
письменной речи
учащихся

Основные виды деятельности обучающихся
Беседа о летних каникулах. Знакомство с новой
лексикой. Составление
предложений
по
теме. Чтение деформированных
текстов,
их
восстановление споследующей записью.
Конструирование предложений,
письмо
предложений по памяти. Чтение и составление
плана,
озаглавливание текста, нахождение
лишних предложений. Письменные ответы
на
вопросы по лексической теме, проверка написанных
предложений с выделением орфограмм. Признаки
предложения, текста.Виды текстов.
Конструирование предложения, текста.
Распространение предложений. Виды
предложений. Нахождение в тексте предложений и
определение
его
типов.
Нахождение
слов,
словосочетаний при чтении предложений о лете.
Уточнение представлений о признаках осени в живой
и неживой природе. Ранняя и поздняя осень. Чтение
и обсуждение отрывков произведений на тему
«Осень». Обогащение словарного запаса по теме.
Составление словосочетаний с
последующей
записью. Составление и
запись
простых
предложений об осени, и их распространение.
Проверка написанных предложений. Определение
границ и опасных мест, уточнение признаков
предложения. Составление описательных рассказов
на предложенную тему. Выделение из предложений
словосочетаний. Установление связи слов в
словосочетании. Подбор словосочетаний к наглядной
схеме. Согласование слов в словосочетании
(сущ+прил., сущ+глаг).
Фразеологические обороты, примеры использования
их в речи.
Значение слова. Объединение слов в группы по
лексическому значению. Работа со смысловыми
рядами (дом-дверь, книга-знание, пальто-рукава).

2

Развитие
фонематического
анализа и синтеза
Гласные звуки

3

Согласные звуки

Исключение
лишнего
лексического
понятия.
Уточнение знаний о частях речи (существительное,
прилагательное, глагол). Уточнений понятий о
синонимах и антонимах.
Уточнение
знаний
о
родственных
словах.
Определение общего корня слов на уровне
практического оперирования. Уточнение термина
«однокоренные слова». Нахождение однокоренных
слов в тексте. Группировка однокоренных слов.
Составление предложений.
Формирование
навыков
фонематической
дифференциации
на
материале
акустически
смешиваемых звуков. Уточнение представлений о
гласных и согласных звуках, их дифференциация.
Уточнение различий в понятиях ЗВУК- БУКВА.
Развитие
фонематических
процессов
(слуха,
представлений и навыков звукового анализа и
синтеза).
Упражнения
в
опознании
букв,
соответствующих гласным и согласным звукам.
Уточнение представлений о гласных первого и
второго ряда. Образование гласных второго ряда.
Задания на развитие навыка звукового анализа и
синтеза (подбор слов на заданный звук; определение
места гласного звука в слове, их количества,
вычленение ударного и безударного гласного звука).
Слогообразующее значение гласных. Развитие
слогового анализа и синтеза (подобрать слово на
предложенный слог, игра «цепочка слов», составить
слово из предложенных слогов).
Уточнение правил переноса слов.
Уточнение знаний об ударении и его значении.
Омонимы. Упражнения на уточнение и закрепление
умений делить слова на слоги, определять звуковой
состав слогов. Составление графических схем звукослогового состава слов.
Задания на подбор слов с определенным местом в
них ударного слога. Составление схем слов с
указанием
ударного
слога.
Упражнения
в
воспроизведении слогоритмической структуры слов с
опорой на графические схемы. Составление и
последующее прочтение слов с голосовым
выделением ударного слога.
Уточнение представлений о согласных звуках и
буквах, их дифференциация.
Образование
согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами.
Развитие звукового анализа и синтеза. Обозначение на
письме мягких и твердых согласных.
Упражнения в фонематическом анализе слов,
включающих парные и непарные по твердостимягкости звуки. Придумывание слов с твердыми и
мягкими звуками. Письмо слогов, слов с твердыми и
мягкими согласными с последующим
подчеркиванием.
Упражнения в произношении и

4

Морфемика

чтении слов, заканчивающихся на мягкий согласный
звук. Составление графических схем звуко- слогового
состава таких слов. Последующая запись слов.
Уточнение характеристик смешиваемых фонем.
Дифференциация звуков в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с
паронимами. Развитие фонематического восприятия,
внимания, анализа и синтеза. Оглушение согласных в
конце слов и в середине. Отработка орфограммы на
различном речевом
материале (существительных, прилагательных,
глаголах).
Уточнение понятий корень и окончание.
Нахождение однокоренных слов в тексте, выделение
корня. Исключение лишних слов. Дифференциация
однокоренных слов от слов похожих по звуковому
составу. Работа по лексической теме. Составление
словосочетаний
по
картинкам
(сущ.+прил.,
сущ+глаг.).
Нахождение
словосочетаний
в
предложениях. Согласование слов в числе и роде с
выделением окончаний. Знакомство с различными
слов с выделением корня и окончания.
Закрепление термина «приставка». Работа с
наглядной схемой «Состав слова». Нахождение в
словах приставок (в-, до-, за-, над-, о-, от-, по-, под-,
про-, с-). Определение значения приставок.
Образование глаголов с помощью приставок и их
конструирование. Подбор однокоренных слов с
приставками. Письмо под диктовку слов, выделение
приставок. Запись предложений с выделением
приставок в словах, уточнение правил правописания
приставок. Беседа по лексической теме. Свободные
высказывания детей о своих друзьях. Ответы на
вопросы.
Учить
отвечать
на
вопросы
распространенными предложениями. Обогащение
словаря синонимами. Составление описательных
рассказов по предложенному плану. Запись в тетрадь
и проверка написанного. Нахождение орфограмм.
Закрепление понятия «суффикс». Нахождение
суффикса в словах разных частей речи. Образование
слов с помощью разных типов суффиксов.
Образование с помощью суффиксов слов-названий
лиц по роду.
Работа с наглядной схемой «Состав
слова».
Подбор
однокоренных
слов
с
суффиксами.
Нахождение в тексте однокоренных слов с разными
суффиксами.
Уточнение представлений о признаках зимы.
Подбор
лексики
на
предложенную
тему.
Составление словосочетаний, предложений. Работа с
деформированным текстом. Определение границ
предложений.
Уточнение
представлений
о
смысловой
завершенности
предложения.

Составление предложений из предложенных слов,
данных в начальной форме. Чтение и обсуждение
отрывков произведений на тему «Зима».
Составление и запись простых предложений о зиме,
и их распространение.

4 класс
№

Раздел

Основные виды деятельности обучающихся

1

Диагностика устной и
письменной речи учащихся

Обогащение словарного запаса по теме.
Составление
словосочетаний
с
последующей
записью.
Составление
и
запись
простых
предложений об осени, и их распространение.
Проверка написанных предложений. Определение
границ и опасных мест, уточнение признаков
предложения. Составление описательных рассказов
на предложенную тему. Выделение из предложений
словосочетаний. Установление связи слов в
словосочетании. Подбор словосочетаний к наглядной
схеме. Согласование слов в словосочетании
(сущ+прил., сущ+глаг).
Фразеологические обороты, примеры использования
их в речи.
Значение слова. Объединение слов в группы по
лексическому значению. Работа со смысловыми
рядами (дом-дверь, книга-знание, пальто-рукава).
Исключение
лишнего
лексического
понятия.
Уточнение знаний о частях речи (существительное,
прилагательное, глагол). Уточнений понятий о
синонимах и антонимах.
Уточнение знаний о родственных словах.
Определение общего корня слов на уровне
практического
оперирования.
Уточнение
термина
«однокоренные слова». Нахождение однокоренных
слов в тексте. Группировка однокоренных
слов. Составление предложений.
Уточнение представлений о гласных первого и
второго ряда. Образование гласных второго ряда.
Задания на развитие навыка звукового анализа и
синтеза (подбор слов на заданный звук; определение
места
гласного
звука
в
слове,
их
количества,
вычленение ударного и безударного гласного звука).
Слогообразующее значение гласных. Развитие
слогового анализа и синтеза (придумать слово на
предложенный слог, игра «цепочка слов», составить
слово из предложенных слогов).
Уточнение правил переноса слов.
Уточнение знаний об ударении и его значении.
Омонимы. Упражнения на уточнение и закрепление
умений делить слова на слоги, определять звуковой
состав слогов. Составление графических схем звуко-

2

Развитие
фонематического
анализа и синтеза.
Гласные звуки

3

Согласные звуки

4

Работа на лексическом
уровне. Морфемика и
словообразование

слогового состава слов.
Задания на подбор слов с определенным местом в
них ударного слога. Составление схем слов с
указанием
ударного
слога.
Упражнения
в
воспроизведении слогоритмической структуры слов
с опорой на графические схемы. Составление и
последующее прочтение слов с голосовым
выделением ударного слога.
Уточнение
характеристик
смешиваемых
фонем.
Дифференциация
звуков
в
слогах,
словах,
словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с
паронимами. Развитие фонематического восприятия,
внимания, анализа и синтеза. Оглушение согласных в
конце слов и в середине. Отработка орфограммы на
различном речевом материале (существительные,
прилагательные, глаголы).
Самостоятельное составление предложений по
картинкам, из слов, данных в беспорядке.
Составление предложений из предложенных слов с
выделением корня и окончания. Нахождение лишних
предложений в прочитанном тексте. Составление
описательного рассказа по схеме.
Закрепление термина «приставка». Работа с
наглядной схемой «Состав слова». Нахождение в
словах приставок (в-, до-, за-, над-, о-, от-, по-, под-,
про-, с-). Определение значения приставок.
Образование глаголов с помощью приставок и их
конструирование. Подбор однокоренных слов с
приставками. Письмо под диктовку слов, выделение
приставок. Запись предложений с выделением
приставок в словах, уточнение правил правописания
приставок. Беседа по лексической теме. Свободные
высказывания детей о своих друзьях. Ответы на
вопросы.
Учить
отвечать
на
вопросы
распространенными предложениями. Обогащение
словаря синонимами. Составление описательных
рассказов по предложенному плану. Запись в тетрадь
и проверка написанного. Нахождение орфограмм.
Закрепление понятия «суффикс». Нахождение
суффикса в словах разных частей речи. Образование
слов с помощью разных типов суффиксов.
Образование с помощью суффиксов слов-названий
лиц по роду.
Работа с наглядной схемой «Состав слова». Подбор
однокоренных слов с суффиксами. Нахождение в
тексте однокоренных слов с разными суффиксами.
Уточнение представлений о признаках зимы. Подбор
лексики на предложенную тему. Составление
словосочетаний, предложений. Работа с
деформированным текстом. Определение границ
предложений. Уточнение представлений о
смысловойзавершенности предложения.

5

Расширение словарного
запаса

6

Связь слов в
словосочетаниях и
предложениях

7

Связная речь

Составление предложений из предложенных слов,
данных в начальной форме. Чтение и обсуждение
отрывков произведений на тему «Зима».
Составление и записьпростых предложений о зиме,
и их распространение.
Лексическое значение слова. Прямое и переносное
значение.
Многозначность
слов.
Составление
словосочетаний (с предлогами и без них) из
предложенных слов. Фразеологические обороты.
Связь слов в предложении. Заглавная буква в
именах собственных. Заглавная буква в начале
предложения.
Признаки
предложения,
его
оформление при письме.
Выделение из текста предложений. Работа с
деформированными предложениями.
Нахождение словосочетаний в предложениях при
чтении. Составление словосочетаний по картинкам
(сущ.+прил., сущ+глаг.). Установление связи слов в
словосочетании (постановка вопроса от главного
слова к зависимому). Работа с наглядными схемами.
Согласование слов в числе и роде. Обогащение
словаря по лексическим темам: «Овощи», «Осень»,
«Учебные принадлежности». Чтение и запись
словосочетаний
под
диктовку.
Нахождение
словосочетаний в предложениях при письме,
определение главных членов предложения.
Списывание с печатного текста. Определение
границ предложений. Уточнение представлений о
смысловой завершенности предложения. Анализ
словесного состава предложений. Составление
предложений из предложенных слов, данных в
начальной форме.
Составление предложений по предложенным
схемам. Распространение предложений по вопросам
педагога, их запись. Уточнение признаков простого
и сложного предложения. Выделение в тексте
простых и сложных предложений с определением
главных членов предложения. Интонационная
выразительность предложений на слух, обозначение
их на письме. Нахождение в тексте предложений с
определенным знаком на конце. Постановка знаков
препинания в конце предложений. Работа с условнографическими схемами предложений
Уточнение представлений о весне. Подбор лексики
на предложенную тему, составление словосочетаний.
Упражнения: дополни ряд словами синонимами,
сравнениями, художественными определениями
(ветер – теплый, ласковый, шаловливый...), продолжи
мысль и запиши: Наступила весна и…. . Солнце
стало ярче греть и …. Составление предложений из
предложенных слов, данных в начальной форме.

Проверка написанных предложений. Составление
рассказов с опорой на предложенные слова и
словосочетания. Измени порядок предложений так,
чтобы получился связный текст.
Составление повествовательного рассказа по серии
картин, опираясь на вопросы или по плану. Чтение
небольших по объему текстов

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности по курсу
1. Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Волгоград,
«Учитель», 2020.
2. Аманатова М.М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. Справочник школьного логопеда.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2021.
3. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших
школьников: Учебное пособие 1-4 кор. - ООО «Издательство ВЛАДОС», 2021.
4. Аскульская Л. В. Предупреждение и коррекция дизорфографии: конспекты занятий:
Учебное пособие 1-9 кор. - ООО «Издательство ВЛАДОС», 2021.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. М., 2020.
6. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. М., 2020.
Печатные пособия: учебники по русскому языку и чтению, развитию речи; кассы
букв, слогов; разрезные азбуки; альбомы с предметными и сюжетными картинками;
картинные лото; альбомы с картинками для исследования звуков;
Игры и игрушки: настольные игры (кубики, мозаика, лото); игрушки,
предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для
развития и обогащения словарного запаса;
Технические средства обучения: компьютер с программным обеспечением, CDдиски с речевыми играми.
Мебель и оборудование: парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска,
зеркала (настенное, настольные для индивидуальной работы), умывальник.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».