РП_АООП_Коррекционно-развивающие занятия_8.2_2-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования
(вариант 2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Коррекционно - развивающие занятия»
для обучающихся 1 – 4 классов

1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель - обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы,
формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью
познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительно й
степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие
органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти,
мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. действия с предметами остаются на уровне
неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование
разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических
манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Коррекционно-развивающие занятия» обозначен как самостоятельный
предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение во 2 классе отведено 68 часов, 2 часа в
неделю, 34 учебные недели; в 3 классе – 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели. Коррекционная работа в рамках курса тесно
взаимосвязана с обучением по предмету «Общение».
Характеристика ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Принципы организации учебного процесса:
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности
обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между
отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип сотрудничества с семьей;

принцип
учета онтогенетических закономерностей
формирования
психических функций
и
закономерностей
психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
принцип учета возрастных границ;
Реализация этого принципа предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного
развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и
умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка.
принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала;
Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.
принцип вариативности программного материала;
Предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения
последовательности в изучении.
принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР;
Этот принцип направлен на реализацию основных содержательных линий развития ребенка с ограниченными возможностями
здоровья: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование ведущих видов деятельности и др. Пр и этом,
если индивидуальная программа не носит комплексного характера, а подготовлена, например, учителем-логопедом для определенного
ребенка, в ее содержании также должна иметь место системность в преодолении конкретных недостатков и в общем развитии ребенка.
принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР предполагает предоставление возможности реализации подобного
рода программы всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса, в частности, учителями-дефектологами, учителямилогопедами, педагогами-психологами, воспитателями, педагогами-предметниками, родителями, педагогами дополнительного образования и
другими специалистами;
Признавая преимущественное право родителей на воспитание собственного ребенка, особую роль в реализации содержания
индивидуальной образовательной программы следует отвести родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Это можно
реализовать посредством включения в индивидуальную образовательную программу раздела для родителей, в котором могут быть
обозначены условия воспитания ребенка в семье и соблюдение единства требований к ребенку со стороны педагогов и родителей.
принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации;
принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы.
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение адекватных индивидуальным особенностям и
потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию
индивидуального подхода в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной
программы.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета в соответствии с индивидуальными особенностями
обучающихся
Личностные планируемые результаты
•
освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
•
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
•
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и
находить выход из спорных ситуаций;
•
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определѐнному полу, осознание себя как «Я»;
•
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
•
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Планируемые результаты коррекционной работы:
•
повторяет движения тела по примеру взрослого;
•
достаѐт из воды различные по размеру и форме предметы;
•
выкладывает с помощью палочек простые изображения;
•
застѐгивает и расстѐгивает пуговицы на тряпичных фигурах;
•
находит одинаковые по звуку предметы;
•
собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке;
•
строит из кубиков башню.
Предметно-практическая деятельность
•
умеет фиксировать взгляд на объекте;
•
умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает
бумагу различной фактуры;
•
скатывает из бумаги шарики;
•
раскладывает кусочки ткани на столе;
•
играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
•
складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

•
•
•

складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
Планируемые результаты сформированности БУД
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с
группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

3.Содержание учебного предмета
Содержание курса состоит из следующих разделов:
• Зрительное восприятие
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся
игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка
(справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по
кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный,
синий, желтый, зеленый, черный и др.).
• Слуховое восприятие
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным
перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
• Кинестетическое восприятие
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер,
пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий,
густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонталь ное

(вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий,
шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
• Восприятие запаха
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
• Восприятие вкуса
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вяз кий,
сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств
продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
• Предметно-практические действия включают: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
«Двигательное развитие»,
«Альтернативная коммуникация».
Содержание коррекционного курса реализуется как в индивидуальной форме обучения, так и в группах (2 - 3 ребенка). Обучение может
проходить во время выполнения поручений, в разных социально-бытовых ситуациях, в ходе дидактических и подвижных игр, просмотра
фрагментов видеозаписей, мультфильмов, выполнения рисунков и поделок по теме занятия, а также в процессе чтения текстов
нравственного содержания и др.
Курс предполагает использование специального оснащения и дидактического материала, которые облегчают понимание ситуации
взаимодействия и включение обучающегося в определенную ситуацию.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
2 класс
№п/п

1
2
3
4
5
6
7

Тема урока
Чистота- залог здоровья.
Нравственное воспитание.
Человек - строение.
Культура внешнего вида.
Чистота вокруг нас.
Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее).
Режим дня.
Что умеет моѐ тело.
Друзья Вода и Мыло.
На зарядку, становись!
Внеурочная деятельность.

Количество часов

1
1
1
1
1
1
1

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

«Мойдодыр». «Федорино горе».
«Что такое хорошо и что такое плохо».
«Весѐлые старты».
Рациональное питание.Нравственное воспитание.
Посуда и еѐ назначение.
Культура поведения за столом (этикет).
Порядок за столом.
Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее).
Полезные продукты.
Съедобное- несъедобное.
Мою руки перед едой.
Мою овощи и фрукты- буду здоров!
Внеурочная деятельность
У нас порядок такой: поел – убери за собой!
Экскурсия на кухню.
«Я - повар» (навыки приготовления полезного блюда (салат)
Нравственное воспитание.
Безопасность дома и на улице. Правила первой помощи.
Волшебные слова.
Давайте познакомимся.
Я иду в театр.
Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее).
«Помогите!» (учимся звать на помощь, помогать ближним).
Если я поранился.
Осторожно: злая собака!
Внеурочная деятельность.
Экскурсия в аптеку
Если ты попал в беду.
Что такое Новый год? (беседа, просмотр мультфильма) Знакомство с традициями.
«Белые снежинки». Изготовление новогодних поделок и украшение класса.
Нравственное воспитание. Полезные привычки.
Я- помощник.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Уроки этикета (дидактическая игра).
О дружбе (беседа).
Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее).
Распорядок дня.
Чистая одежда.
Порядок в доме.
«Движение- жизнь!» (о пользе физкультуры).
«Полезные привычки» (гигиена, мытье фруктов, овощей).
Внеурочная деятельность.
«Научи Буратино!» (вежливое поведение)- кукольный спектакль-сказка.
«Дружи с водой!» практическое занятие.
«Сон- лучшее лекарство от усталости» (беседа).
«Раз, два, три- беги!» (подвижная игра).
Сочетание всех направлений - способы закрепления полученных знаний, умений, навыков.
Нравственное воспитание.
Как я помогаю взрослым.
Как я помогаю младшим.
Первая помощь.
Добро пожаловать в гости.
Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее).
«Помоги Маше одеться» (дидактическая игра с куклой).
Чистота в доме.
Мебель в моей комнате.
«Убери за собой!» (содержание в порядке своего микропространства).
Внеурочная деятельность.
«Умелые ручки» (изготовление аппликации).
«Веселые старты» (двигательные упражнения, соревнования).
«Порядок в моей комнате» (игра).
«Встреча с интересным человеком»(приглашенным гостем).
Нравственное воспитание.
Добрые дела.
«Вежливый человек» практическое занятие .

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Моя семья» (беседа).
«Я люблю трудиться».
«Я иду на праздник!» (практическое задание).
Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее).
«Полезная еда- залог здоровья!»
«Если я болею…» (беседа о том, как помочь себе, как сообщить взрослому)
«Я умею одеваться» (практическое занятие: выбираем одежду в соответствии с погодой, ситуацией).
Внеурочная деятельность
«Этикет в школе и дома» (дидактическая игра, просмотр видеосюжетов).
Экскурсия на природу, в лес (практическое занятие, соблюдение правил безопасности).
Практическое занятие «Приглашение обедать».
Спортивный семейный праздник «Мама, папа, я- спортивная семья!»
Аппликация «Летнее настроение».
«До свидания, школа!» Урок- игра.

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68часов

3 класс
№п/п
1

2

3
4-5

Тема урока
1 модуль
ПТБ на занятиях. «Сенсорное развитие»
«Зрительное восприятие»
«Посмотри на меня»
«Сенсорное развитие»
«Зрительное восприятие»
«Чего не стало?»
«Сенсорное развитие»
«Зрительное восприятие» «Поставь игрушки на своѐ место».
«Сенсорное развитие»
«Зрительное восприятие»
«Куда полетела бабочка?»
«Куда поехала машина?»

Количество часов
11ч
1

1

1
2

6-7

8-9

10

11

12-13
14-15
16-17
18-19
20-21

22-23

24-25
26-27
28-29

«Сенсорное развитие»
«Зрительное восприятие»
«Чья тень?»
«Сенсорное развитие»
«Зрительное восприятие»
«Машинка»
«Мишка» «Кукла» «Бабочка»
«Сенсорное развитие»
«Зрительное восприятие»
«Зелѐная травка»
«Жѐлтое солнышко»
«Сенсорное развитие»
«Зрительное восприятие» «Манипуляция больших и маленьких предметов»
2 модуль
«Слуховое восприятие». «Надевание колец на стержень»
«Разбери пирамидку»
«Слуховое восприятие» «Чей звук?»
(различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ») «На чем играет Петрушка?»
«Слуховое восприятие»
«Как говорят животные?»
«Слуховое восприятие»
«Какой звучит инструмент?»
«Кинестетическое восприятие»
«Меховой мишка и бумажный мишка»
3 модуль
«Предметно – практическая деятельность»
«Рвѐм бумагу и складываем в коробочку»
«Смешай краски» «Мыльные пузыри»
«Предметно – практическая деятельность»
«Пересыпь горох», «Открой баночку, заполни еѐ фасолью»
«Предметно – практическая деятельность»
«Собери бусинки» «Заведи машинку»
«Предметно – практическая деятельность»

2

2

1

1
10ч
2
2
2
2
2
11ч
2

2
2
2

30-31
32

33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44

45-46

47-48
49-50
51-52

53-54

«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку»
«Открой баночку, сложи бусины»
«Предметно – практическая деятельность»
«Матрѐшка» «Найди предметы в песочнице»
«Предметно – практическая деятельность»
«Рисование красками, лучики солнца»
4 модуль
«Двигательное развитие»
«Бросай, поймай мячик». «Прокати мяч по дорожке»
«Двигательное развитие»
«У медведя во бору» «Заинька попляши»
«Двигательное развитие»
«Кошка и воробушки» «Воздушные снежинки»
«Двигательное развитие»
«Воздушные шары» «Бабочки»
«Двигательное развитие»
«Гуси-гуси» «Воробушки и автомобиль»
«Двигательное развитие»
«Заинька попляши, беленький попляши»
«Ладушки – ладушки» «Сорока белобока»
5 модуль
«Альтернативная коммуникация»
«Узнай, какое у меня настроение»
«Позови меня (жестом, звуком, словом)»
«Альтернативная коммуникация» (знакомство с художественными произведениями) «Теремок».
«Колобок»
«Альтернативная коммуникация»
«Мишка косолапый» «Наша Таня громко плачет»
«Альтернативная коммуникация»
«Игра жестов, книга – разговоров»
«Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.»
«Альтернативная коммуникация»
«Найди такой же» «Найди пару»

2
1
12ч
2
2
2
2
2
2
12ч
2

2
2
2

2

55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65
66-68

«Назови, одним словом» «Что лишнее?»
«Разноцветные палочки»
6 модуль
«Предметно-практическая деятельность»
«Поделки из пластилина» «Колобки, колбаски»
«Поможем кукле Кате прибраться» «К нам придут гости»
«Чудесный мешочек» «Игры в песочнице»
Дидактическая игра «Собери человечка»
Дидактическая игра «Кукла Катя и еѐ игрушки»
«Игрушки» «Одежда»
«Обувь» «Мебель» «Посуда»
Итого

2
12ч
2
2
2
2
1
3
68ч

4 класс
№ п/п
1.
2-3.
4-9.
10-12
13-14
15-17
18-19
20-21.
22-23
24-25
26
27
28-29
30-31
32
33
34
35
36
37
38-39
40-41

Тема занятия
Введение. Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.
Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.
Дидактическая игра «Найди пару».
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.
Определение на ощупь величины предмета.
Определение на ощупь предметов с разными свойствами.
Определение на ощупь формы предметов.
Рисование по точкам
Вырезание предметов по шаблону
Рисование узоров в круге и в полосе.
Письмо букв и цифр по трафаретам.
Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно.
Рисование по точкам (листья, ягоды).
Рисование по точкам (помидор, морковь, огурец)
Раскраска по серии сказки «Колобок»
Изготовление открытки «8 марта»
Пазлы
Плетение из полосок бумаги «Коврик».
Раскраска
Изготовление книжек - самоделок.

Количество часов
1
2
6
3
2
3
2
2
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2

42-43
44-45
46
47-48
49-51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61-62
63
64-65
66
67
68

Изготовление открытки «23 февраля»
Прослушивание музыкальных сказок. Изготовление открытки «8 марта»
Рисование на шаблонах (божья коровка, бабочка)
Вырезание предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое
Изготовление закладки для книги.
Пазлы.
Плетение из полосок бумаги «Коврик».
Раскраска
Изготовление книжек- самоделок.
Изготовление закладки для книги.
Прослушивание музыкальных сказок.
Рисование на шаблонах (божья коровка, бабочка)
Вырезание предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое
Пазлы
Раскраска по серии сказки «Репка»
Изготовление закладки - косичка.
Рисование «Машины».
Рассматривание иллюстраций и картин к прочитанным произведениям.
Повторение изученного за год
Резерв

2
2
1
2
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1

5. Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с
темами занятий.
2. Спортивный инвентарь: маты, мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, корзины.
3. Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами.
4. Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности.
5. Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины).
6. Звучащие предметы для встряхивания.
7. Игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».