АРП_УО_природоведение_биология_ 5-9_В-1

Приложение
к адаптированной общеобразовательная программа
для детей с умственной отсталостью
(приказ от31.08.2023 №70-од)

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
ул. Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области 623782
тел: 8(34363) 57-156, 57-119, e-mail: myschool56@mail.ru

Адаптированная рабочая программа
для детей с умственной отсталостью (вариант 1)
по учебному предмету "Природоведение"
5-6 класс

Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей
программе воспитания
МАОУ СОШ №56
1. Пояснительная записка.
Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических
биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной
работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и,
главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные
связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При
знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной образовательной организации формируются
первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками,
наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об
охране здоровья человека.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений,
полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

2. Содержание учебного предмета "Природоведение".
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
"Вселенная", "Наш дом - Земля", "Есть на Земле страна Россия", "Растительный мир", "Животный мир", "Человек".
2.1. При изучении раздела "Вселенная" обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей
исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его
влиянии на сезонные изменения в природе. Педагогический работник может познакомить обучающихся с названиями планет, но
не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
2.2. В разделе "Наш дом - Земля" изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха,
воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает
также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
2.3. Раздел "Есть на Земле страна Россия" завершает изучение неживой природы в V классе и готовит обучающихся к усвоению
курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории
нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого
материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их
нахождения на географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания обучающихся о своем родном крае.
2.4. При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные на I этапе
обучения. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогическому работнику необходимо обратить
внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых
организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут
быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена
на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и
декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру,
бережное отношение к объектам природы, умение видеть ее красоту.
2.5. Раздел "Человек" включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание
требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию
необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в курсе
"Природоведение".
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная - Солнечная система планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные
ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и
человека. Человек - частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть
планеты Земля.
Одной из задач учебного предмета "Природоведение" является формирование мотивации к изучению предметов
естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые
опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как
психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях
способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного
материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному
наблюдению обучающимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов
(свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством
педагогического работника. В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые
практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения
или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком "*".
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены межпредметные связи, на которые
опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала.
Курс "Природоведение" решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс) и биологического (V и VI
классы) материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных
терминов (например, таких как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта):

1) Введение. Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и
неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
2) Вселенная. Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
3). Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
4) Наш дом - Земля.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
5) Воздух.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха.
Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый
воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
6) Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания
растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение.
Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган,
способы защиты.
7) Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха
в природе.
8) Поверхность суши. Почва.
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва - верхний слой земли. Ее образование.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли - минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду,
пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по
водным свойствам.
Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
9) Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа,
добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость.
Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин,
керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность,
теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства
алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь.
Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.

Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
10) Вода.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при
нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль,
сахар). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной
воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды.
Температура и ее измерение. Единица измерения температуры - градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды
в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе.
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни
человека. Обозначение морей и океанов на карте.
11) Охрана воды.
Есть на Земле страна - Россия.
Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей
страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в
зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
12) Растительный мир Земли.
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.

Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
13) Животный мир Земли.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке
или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных.
Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области (края).
14) Человек.
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных
заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего населенного пункта. Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.
15) Обобщающие уроки.
Наш город (поселок, село, деревня).
Рельеф и водоемы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические
памятники, другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Природоведение".
3.1. Минимальный уровень:

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагогического работника.
3.2. Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях, знание способов получения
необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника;
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое
дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других
источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем
объекте;

выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля),
осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний,
адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Биология" (VII - IX классы) предметной области
"Естествознание" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы.
1. Пояснительная записка.
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс "Природоведение", при изучении которого обучающиеся
в V и VI классах, получат элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными предметами
обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в
соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала в VII - IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического,
физического, трудового и полового воспитания обучающихся и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и
ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью
человека и человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих
поколений.
Курс "Биология" состоит из трех разделов: "Растения", "Животные", "Человек и его здоровье".
Распределение времени на изучение тем педагогический работник планирует самостоятельно, исходя из местных (региональных)
условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и
проведение экскурсий - все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и

повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и
наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом "Неживая природа" обучающиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI классах и узнают, чем живая природа
отличается от неживой, из чего состоит живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и
химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой природы.
Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается с раздела "Растения" (VII класс), в котором все растения
объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для
понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически
значимые темы, такие, как "Фитодизайн", "Заготовка овощей на зиму", "Лекарственные растения".
В разделе "Животные" (VIII класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни
человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности
("Аквариумные рыбки", "Кошки" и "Собаки": породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их содержанию).
В разделе "Человек" (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека
предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных
организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с
сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания
доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует
уделять больше внимания во внеурочное время.
Основные задачи изучения биологии:
формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных,
организма человека и его здоровье;
показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например,
комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные
знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления,
подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать
связную речь и другие психические функции;
2. Содержание учебного предмета "Биология".
2.1. Растения.
1) Введение.
2) Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе. Живая природа: растения, животные,
человек.
3) Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).
4) Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
5) Общие сведения о цветковых растениях.
6) Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на
примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки).
7) Подземные и наземные органы растения.
8) Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их
значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).
9) Стебель. Строение стебля. Образование стебля. Побег. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного
стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к
другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Разнообразие стеблей (травянистый, древесный),
укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся.

10) Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле.
Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения - образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды
листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
11) Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды
сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
12) Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение
всхожести семян.
13) Демонстрация опыта образование крахмала в листьях растений на свету.
14) Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени.
15) Практические работы. Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление). Определение всхожести
семян.
16) Растения леса.
17) Некоторые биологические особенности леса.
18) Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина или другие местные породы.
19) Хвойные деревья: ель, сосна или другие породы деревьев, характерные для данного края.
20) Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания.
Использование древесины различных пород.
21) Лесные кустарники. Особенности внешнего строения кустарников. Отличие деревьев от кустарников.
22) Бузина, лещина (орешник), шиповник. Использование человеком. Отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов.
23) Ягодные кустарнички. Черника, брусника. Особенности внешнего строения. Биология этих растений. Сравнительная
характеристика. Лекарственное значение изучаемых ягод. Правила их сбора и заготовки.

24) Травы. Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2 - 3 вида других местных травянистых растений.
Практическое значение этих растений.
25) Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.
26) Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи
при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование,
сушка).
27) Охрана леса. Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения. Растения Красной книги. Лес - наше богатство (работа
лесничества по охране и разведению лесов).
28) Практические работы. Определение возраста лиственных деревьев по годичным кольцам, а хвойных деревьев - по мутовкам.
Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций и оформление альбома "Растения леса". Лепка из пластилина моделей различных
видов лесных грибов. Подбор литературных произведений с описанием леса ("Русский лес в поэзии и прозе"),
29) Экскурсии на природу для ознакомления с разнообразием растений, с распространением плодов и семян, с осенними
явлениями в жизни растений.
30) Комнатные растения.
31) Разнообразие комнатных растений.
32) Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум).
33) Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка, монстера или другие, характерные для данной местности).
34) Влаголюбивые (циперус, аспарагус).
35) Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы).
36) Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода, выращивания, размножения.
Размещение в помещении. Польза, приносимая комнатными растениями. Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков
отдыха, интерьеров из комнатных растений.

37) Практические работы. Черенкование комнатных растений. Посадка окорененных черенков. Пересадка и перевалка комнатных
растений, уход за комнатными растениями: полив, обрезка. Зарисовка в тетрадях. Составление композиций из комнатных
растений.
38) Цветочно-декоративные растения.
39) Однолетние растения: настурция (астра, петуния, календула). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания.
Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Размещение в цветнике. Виды цветников, их дизайн.
40) Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания.
Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных растений. Размещение в цветнике.
41) Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины).
42) Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды многолетних цветочно-декоративных
растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека.
43) Растения поля.
44) Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Труд хлебороба. Отношение к
хлебу, уважение к людям, его выращивающим.
45) Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник.
46) Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические особенности. Выращивание полевых растений: посев,
посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда изо льна и хлопка.
47) Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда.
48) Внешний вид. Борьба с сорными растениями.
49) Овощные растения.
50) Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп - по выбору педагогического
работника).

51) Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.
52) Многолетние овощные растения: лук.
53) Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до
семени.
54) Выращивание: посев, уход, уборка.
55) Польза овощных растений. Овощи - источник здоровья (витамины).
56) Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей.
57) Практические работы: выращивание рассады. Определение основных групп семян овощных растений. Посадка, прополка, уход
за овощными растениями на пришкольном участке, сбор урожая.
58) Растения сада.
59) Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (абрикосы, персики - для южных регионов).
60) Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с
ними.
61) Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.
62) Практические работы в саду: вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев. Рыхление междурядий на делянках
земляники. Уборка прошлогодней листвы. Беление стволов плодовых деревьев. Экскурсия в цветущий сад.
2.2. Животные.
1) Введение.
2) Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные.
3) Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание,
окраска: защитная, предостерегающая).

4) Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
5) Беспозвоночные животные.
6) Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
7) Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
8) Дождевой червь.
9) Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в
почвообразовании.
10) Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
11) Насекомые.
12) Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.
13) Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из
бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры
борьбы.
14) Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.
15) Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук,
колорадский жук, божья коровка или другие - по выбору педагогического работника).
16) Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
17) Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование
продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).
18) Муравьи - санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана
муравейников.
19) Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых - вредителей сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.

20) Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях.
21) Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
22) Позвоночные животные
23) Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего скелета.
24) Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
25) Рыбы.
26) Общие признаки рыб. Среда обитания.
27) Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
28) Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
29) Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение
рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.
30) Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности размножения
(живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.
31) Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
32) Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от местных условий).
33) Земноводные.
34) Общие признаки земноводных.
35) Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл
развития).
36) Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение
в природе.

37) Черты сходства и различия земноводных и рыб.
38) Польза земноводных и их охрана.
39) Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
40) Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).
41) Пресмыкающиеся.
42) Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
43) Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
44) Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание,
размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
45) Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.
46) Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
47) Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.
48) Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
49) Птицы.
50) Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и
выведение птенцов.
51) Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и
неперелетные (зимующие, оседлые).
52) Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
53) Хищные птицы: сова, орел.

54) Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
55) Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
56) Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.
57) Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.
58) Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
59) Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение
яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.
60) Демонстрация скелета курицы, чучел птиц. Прослушивание голосов птиц. Показ видеофильмов.
61) Экскурсия с целью наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).
62) Практические работы. Подкормка зимующих птиц. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.
63) Млекопитающие животные.
64) Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и
вскармливание их молоком).
65) Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные и морские звери, приматы) и
сельскохозяйственные.
66) Дикие млекопитающие животные.
67) Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.
68) Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в
природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
69) Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяцбеляк).

70) Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них.
Образ жизни. Добыча пиши. Черты сходства и различия.
71) Псовые (собачьи): волк, лисица.
72) Медвежьи: медведи (бурый, белый).
73) Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
74) Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.
75) Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и
отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.
76) Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и
развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.
77) Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания
детенышей. Значение китообразных.
78) Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень).
79) Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за
потомством. Места обитания.
80) Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
81) Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).
82) Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое лото).
83) Сельскохозяйственные животные.
84) Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.
85) Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность
коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.

86) Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых
растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец.
Содержание овец в зимний и летний периоды.
87) Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм).
Свиноводческие фермы.
88) Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы,
рысаки.
89) Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.
90) Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.
91) Демонстрация видеофильмов (для городских школ).
92) Экскурсия на ферму: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для сельских школ).
93) Домашние питомцы.
94) Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию.
Заболевания и оказание первой помощи животным.
95) Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования. Заболевания и
оказание им первой помощи.
96) Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки). Образ жизни. Уход. Кормление. Уборка их жилища.
2.3. Человек.
1) Введение.
2) Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
3) Общее знакомство с организмом человека.

4) Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания,
кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в
теле человека.
5) Опора и движение.
6) Скелет человека.
7) Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и
рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних
конечностей.
8) Череп.
9) Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления
позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
10) Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.
11) Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь
при этих травмах.
12) Практические работы. Определение правильной осанки.
13) Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.
14) Мышцы.
15) Движение - важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).
16) Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы
и лица.
17) Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.

18) Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании
опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.
19) Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение
мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.
20) Кровообращение.
21) Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.
22) Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа
сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.
23) Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых
заболеваний.
24) Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила
тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
25) Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно - сосудистую систему.
26) Первая помощь при кровотечении. Донорство - это почетно.
27) Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления с помощью педагогического
работника в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Обработка царапин йодом. Наложение
повязок на раны. Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов. Запись в
"Блокноте на память" своей группы крови, резус-фактора, кровяного давления.
28) Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
29) Дыхание.
30) Значение дыхания для растений, животных, человека.
31) Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.

32) Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
33) Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание).
Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез).
34) Влияние никотина на органы дыхания.
35) Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность
воздуха, их вредное влияние.
36) Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.
37) Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
38) Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка).
39) Питание и пищеварение.
40) Особенности питания растений, животных, человека.
41) Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные
соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.
42) Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.
43) Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны.
Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
44) Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время
еды.
45) Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки
пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему.
46) Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
47) Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

48) Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.
49) Выделение.
50) Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник,
мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
51) Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.
52) Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
53) Практические работы. Зарисовка почки в разрезе.
54) Простейшее чтение с помощью педагогического работника результатов анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).
55) Размножение и развитие.
56) Особенности мужского и женского организма.
57) Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека.
58) Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и девушек в подростковом возрасте). Половые
железы и половые клетки.
59) Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за новорожденным.
60) Рост и развитие обучающегося.
61) Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение нежелательной беременности. Современные
средства контрацепции. Аборт.
62) Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных заболеваний.
63) Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
64) Покровы тела.

65) Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.
66) Производные кожи: волосы, ногти.
67) Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).
68) Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении
электрическим током.
69) Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема). Гигиена кожи. Угри и причины их появления.
Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
70) Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
71) Нервная система.
72) Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
73) Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок,
чередование труда и отдыха.
74) Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
75) Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний
нервной системы.
76) Демонстрация модели головного мозга.
77) Органы чувств.
78) Значение органов чувств у животных и человека.
79) Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая
помощь при повреждении глаз.
80) Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.

81) Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая,
температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
82) Охрана всех органов чувств.
83) Демонстрация муляжей глаза и уха.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Биология".
3.1. Минимальный уровень:
представление об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в
окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового
образа жизни в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
описание особенностей состояния своего организма;
знание названий специализации врачей;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме,
измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
3.2. Достаточный уровень:
представление об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у
человека;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций на основе выделения
общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего
организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагогического
работника (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области
"Естествознание" на конец VI класса.
1. Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагогического работника.

2. Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях, знание способов получения
необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое
дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других
источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем
объекте;
выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля),
осмысленная оценка своей работы и работы других обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области
"Естествознание" на конец обучения (IX класс).
1. Минимальный уровень:
представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;

знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в
окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового
образа жизни;
выполнение совместно с учителем практических работ;
описание особенностей состояния своего организма;
знание названий специализации врачей;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме,
измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты, определение
направлений на карте, определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по
карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
2. Достаточный уровень:
представление об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у
человека;

установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия между группами растений и животных, выполнение классификаций на основе выделения
общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего
организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагогического
работника (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях;
применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической
информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных
и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять
коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной
отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или) несоответствие науке и практике;
полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как "верные" или "неверные".
Критерий "верно" и (или) "неверно" (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных
ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные
результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с
позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной
инструкции; выполнено с опорой
на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов,
что дает основание оценивать их как "удовлетворительные", "хорошие", "очень хорошие" (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
"удовлетворительно" (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
"хорошо" - от 51% до 65% заданий.
"очень хорошо" (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует
уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего
спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Наименование разделов и тем
программы

№ п/п

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

1

Введение

2

1

2

Вселенная

4

0,5

3

Наш дом – Земля.

44

7

4

Есть на Земле страна - Россия

14

4,5

5

Резервное время

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d0

13

6 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы
Введение

Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Растительный мир Земли

17

5

2

Животный мир Земли

34

10

3

Человек

13

6

4

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d0

21

7 КЛАСС
№ п/п

1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем
программы
Растения вокруг нас.
Общее знакомство с цветковыми
растениями.
Растение-целостный организм.

Количество часов
Контрольные
Всего
работы
3
24

Практические
работы
0,5
6

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416720

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f416720

Многообразие растительного мира.
Уход за комнатными растениями
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

30
5

12
3

5
68

21,5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416720

8 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

Библиотека ЦОК

1

Введение

1

2

Беспозвоночные животные

10

3

3

Позвоночные животные

55

16

4

Резервное время

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

19

9 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Человек — биосоциальный вид

2

2

Общий обзор организма человека

2

1

3

Опора и движение

14

3

4

Кровь и кровообращение

7

0.5

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
5

Дыхательная система

5

1

6

Пищеварительная система

13

1

7

Мочевыделительная система

2

0.5

8

Кожа

5

1

9

Выделение

3

10

Нервная система

5

11

Органы чувств

6

9

12

Охрана здоровья человека в РФ

2

1.5

Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

2
68

Библиотека ЦОК

18,5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

5 класс (68 ч)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10.
11
12.
13
14.
15
16
17
18.
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема
Природа. Природа живая и неживая.
Предметы и явления неживой и живой природы
Небесные тела: планеты, звезды
Солнечная система. Солнце
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли
Полеты в космос
Смена дня и ночи
Смена времен года. Сезонные изменения в природе
Планета Земля. Оболочки Земли
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле
Свойства воздуха
Давление и движение воздуха
Температура воздуха. Термометр
Движение воздуха в природе. Ветер
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение
Состав воздуха. Углекислый газ и азот
Значение и охрана воздуха
Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана
Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи
Гранит, известняк
Песок, глина
Горючие полезные ископаемые. Торф
Каменный уголь. Свойства
Добыча и использование каменного угля
Нефть: внешний вид и свойства
Добыча и использование нефти
Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращение с газом в быту
Черные металлы. Сталь. Чугун

29
30.
31.
32.
33
34
35
36
37
38
39
40
41.
42.
43
44
45
46.
47
48
49.
50.
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Цветные металлы
Благородные (драгоценные) металлы
Охрана полезных ископаемых.
Полезные ископаемые.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды
Три состояния воды. Температура и ее измерение
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании
Свойства воды. Лабораторная работа
Работа воды в природе
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве
Вода в природе.
Воды суши: ручьи, реки
Озера, болота, пруды.
Моря и океаны. Использование и охрана воды
Охрана воды
Равнины, холмы, овраги
Горы
Почва - верхний слой земли. Состав почвы
Разнообразие почв.
Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы
Охрана почвы.
Место России на земном шаре. Знакомство с картой
Моря и океаны, омывающие берега России
Горы и равнины на территории нашей страны
Реки и озера России
Москва - столица России
Санкт-Петербург
Ярославль. Владимир. Города «золотого кольца»
Нижний Новгород, Казань, Волгоград

Новосибирск, Владивосток
Население и народы России
Ваш город. Важнейшие географические объекты региона
Наши районы (село, деревня) Достопримечательности.
Экскурсия.
Обобщающий урок по разделу «Есть на Земле страна Россия»
Резервный урок
Резервный урок

61
62
63
64
65
66
67
67

6 класс (68 ч)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема
Живая природа: растения, животные, человек
Разнообразие растительного мира
Среда обитания растений
Строение растений
Деревья, кустарники, травы
Лиственные деревья
Хвойные деревья
Дикорастущие кустарники
Культурные кустарники
Травы
Декоративные растения
Лекарственны е растения
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями
Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция
Растительный мир разных районов Земли
Растения нашей страны

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
32
33
34
35
36
37
38
39.
40.
41
42
43
44
45

Растения своей местности: дикорастущие и культурные
Красная книга России и своей области (края)
Разнообразие животного мира
Среда обитания животных
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
Насекомые
Бабочки, стрекозы, жуки
Кузнечики, муравьи, пчелы
Рыбы
Морские и речные рыбы
Земноводные. Лягушки. Жабы
Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы
Птицы
Ласточки, скворцы, снегири, орлы
Птицы своего края. Охрана птиц
Млекопитающие
Млекопитающие суши
Млекопитающие морей и океанов
Домашние животные в городе и деревне
Сельскохозяйственные животные: лошади
Сельскохозяйственные животные: коровы.
Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи
Домашние птицы: куры, утки, индюки
Уход за животными в живом уголке или дома
Аквариумные рыбки
Канарейки. попугаи
Морские свинки, хомяки, черепахи
Домашние кошки

46
47
48
49
50
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Собаки
Животные холодных районов Земли
Животные умеренного пояса
Животные жарких районов Земли
Животный мир нашей страны
Животные вашей местности. Красная книга области (края)
Как устроен наш организм
Как работает наш организм
Здоровый образ жизни человека
Осанка
Органы чувств
Правила гигиены и охрана органов чувств
Здоровое питание
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены
Оказание первой медицинской помощи
Профилактика простудных заболеваний Обращение за медицинской помощью
Специализация врачей
Медицинские учреждения нашего города
Неживая природа
Резервный урок

7 класс (68 ч)
№

Тема

1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
2.20
2.21

Растения вокруг нас.
Разнообразие растений
Значение растений
Охрана растений
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Строение растения. Лабораторная работа.
Цветок.
Строение цветка. Лабораторная работа.
Виды соцветий.
Опыление цветков.
Плоды.
Разнообразие плодов
Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян
Семя.
Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа.
Строение семени пшеницы. Лабораторная работа.
Условия прорастания семян
Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. Лабораторная работа.
Корень
Виды корней
Корневые системы. Значение корня.
Видоизменения корней
Лист.
Внешнее строение листа.
Контрольная работа за 1 четверть по теме: «Строение растений. Цветок, плод, семя, корень, лист.»
Из каких веществ состоит растение.
Образование органических веществ в растении
Испарение воды листьями.
Дыхание растений
Листопад и его значение
Стебель.
Строение стебля.

2.22
2.23
2.24
3
3.1
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
4.16
4.17
4.18
4.19
4.20
4.21
4.22
4.23
4.24

Значение стебля в жизни растения
Разнообразие стеблей.
Контрольная работа по теме: «Общее знакомство с цветковыми растениями.»
Растение – целостный организм.
Взаимосвязь частей растений. Связь растения со средой обитания
Многообразие растительного мира.
Деление растений на группы.
Мхи.
Папоротники.
Голосеменные хвойные растения.
Покрытосеменные или цветковые. Деление цветковых на классы.
Контрольная работа за 2 четверть по теме: «Мхи, папоротники, голосеменные растения.»
Однодольные покрытосеменные растения.
Злаковые. Общие признаки злаковых. Хлебные злаковые культуры
Выращивание зерновых
Использование злаков в народном хозяйстве
Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные
Овощные лилейные Лабораторная работа.
Дикорастущие лилейные. Ландыш.
Контрольная работа по теме: «Однодольные покрытосеменные растения.»
Двудольные покрытосеменные растения.
Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Дикорастущие пасленовые. Паслен
Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа.Выращивание картофеля
Овощные пасленовые. Томат. Баклажан и перец.
Цветочно-декоративные пасленовые
Бобовые. Общие признаки бобовых Пищевые бобовые растения
Фасоль и соя-южные бобовые культуры
Кормовые бобовые растения
Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник.
Контрольная работа за 3 четверть по теме: «Однодольные и двудольные покрытосеменные растения»
Плодово-ягодные розоцветные. Яблони. Груши
Плодово-ягодные розоцветные. Вишня Малина

4.25
4.26
4.27
4.28
4.29
4.30
5
5.1
5.2
5.3
9
10
10.1
10.2
11
11.1
11.2

Плодово-ягодные розоцветные. Земляника
Персик и абрикос- южные плодовые розоцветные культуры
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник
Календула и бархатцы- однолетние цветочно-декоративные сложноцветные
Маргаритка и георгин- многолетние цветочно-декоративные сложноцветные
Контрольная работа по теме: «Двудольные покрытосеменные растения.»
Уход за комнатными растениями
Перевалка комнатных растений
Пересадка комнатных растений
Пересадка комнатных растений
Бактерии.
Грибы.
Строение грибов.
Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы.
Повторение.
Резервный урок
Резервный урок

8 класс (68 ч)
№ п/п
1.

2.

Тема урока
Введение
Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана.
Беспозвоночные животные
Черви (2 час)
Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки червей. Дождевой червь. РК.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Круглые черви – паразиты человека
Насекомые (8 час)
Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых.
Бабочка – капустница
Яблонная плодожорка.
Майский жук.
Комнатная муха.
Медоносная пчела РК.
Тутовый шелкопряд.
Самостоятельная работа по теме «Беспозвоночные животные»
Позвоночные животные (57 час.)
Общие признаки позвоночных животных Рыбы.Общие признаки рыб.(8час.)
Внешнее строение и скелет рыб.
Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения рыб. Нервная система рыб.
Размножение рыб.
Речные рыбы.
РК
Морские рыбы
Рыболовство и рыбоводство.
Рациональное использование и охрана рыб.
РК
Земноводные (3 час.)
Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки.
Внутреннее строение земноводных.
Размножение и развитие лягушки. Обобщение по теме: «Земноводные»
Пресмыкающиеся (3 час.)
Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.
Внутреннее строение пресмыкающихся
Размножение и развитие пресмыкающихся.
Птицы (12 час.)
Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц.
Особенности скелета птиц.
Особенности внутреннего строения птиц.

29.
30.
31.
32
33.
34.
35.
36.
37.
38.

Размножение и развитие птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе.
Птицы леса.
Хищные птицы.
Птицы пресных водоѐмов и болот.
Птицы, обитающие вблизи жилья человека.
Домашние куры.
Домашние утки и гуси.
Птицеводство.
Млекопитающие (17 час.)
Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение

39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.
Внутренние органы млекопитающих
Грызуны.
Значение грызунов в природе и жизни человека
Зайцеобразные
Разведение домашних кроликов
Хищные звери.
Дикие пушные хищные звери
Разведение норки на зверофермах
Домашние хищные звери
Ластоногие.
Китообразные.
Парнокопытные
Непарнокопытные.
Приматы
Контрольная работа по теме «Млекопитающие»
Сельскохозяйственные млекопитающие (14 час.)
Корова
Содержание коров на фермах

56.

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

Выращивание телят
Овцы.
Содержание овец и выращивание ягнят.
Верблюды
Северные олени.
Домашние свиньи
Содержание свиней на свиноводческих фермах

64.
65.
66.
67.
68.

Выращивание поросят
Домашние лошади
Что вы узнали о животных?
Резервный урок
Резервный урок
9 класс (68 ч)

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Тема
Введение.
Место человека среди млекопитающих
Общий обзор организма человека (2 час.)
Строение клеток и тканей организма
Органы и системы органов человека
Опорно-двигательная система (14 час.)
Скелет человека. Его значение. Основные части скелета
Состав и строение костей
Соединение костей
Череп
Скелет туловища
Скелет верхних конечностей
Скелет нижних конечностей

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов
Значение и строение мышц
Основные группы мышц человека
Работа мышц. Физическое утомление
Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие
Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в еѐ формировании
Контрольная работа по теме: «Опорно-двигательная система»
Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система (7 час.)
Значение крови и кровообращения
Состав крови
Органы кровообращения. Сосуды
Органы кровообращения. Сердце и его работа
Большой и малый круги кровообращения
Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение
Первая помощь при кровотечениях
Дыхательная система (5 час.)
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции
Газообмен в лѐгких и тканях
Гигиена дыхания
Болезни органов дыхания и их предупреждение
Самостоятельная работа по теме: «Сердечно-сосудистая и дыхательная системы»
Пищеварительная система (13 час.)
Значение питания. Пищевые продукты
Питательные вещества
Витамины
Органы пищеварения
Ротовая полость. Зубы
Изменение пищи в желудке
Изменение пищи в кишечнике. Печень
Гигиена питания
Уход за зубами и ротовой полостью
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений
Пищевые отравления
Контрольная работа по теме: «Пищеварительная система»
Мочевыделительная система (2 час.)
Почки – органы выделения
Предупреждение почечных заболеваний
Кожа (7 час.)
Кожа и еѐ роль в жизни человека
Уход за кожей
Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями
Закаливание организма
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах
Первая помощь при ожогах и обморожении
Обобщающий урок по теме: «Кожа»
Нервная система (7 час.)
Головной и спинной мозг
Нервы
Значение нервной системы
Режим дня, гигиена труда
Сон и его значение
Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему
Самостоятельная работа по теме: «Нервная система»
Органы чувств (7 час.)
Орган зрения
Гигиена зрения
Орган слуха
Гигиена слуха
Орган обоняния
Орган вкуса
Контрольная работа по теме: «Нервная система и органы чувств»
Охрана здоровья человека в Российской Федерации (2 час.)
Охрана здоровья человека

68.

Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».