МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся 1 – 4 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели образовательно-коррекционной работы Примерная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2). Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях. Общая характеристика учебного предмета На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется. Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету. Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке р ечевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д. Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре. Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в дополнительном классе, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микрот емы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подразде ла отбираются и реализуются в пределах урока программные направления. Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевы х ситуациях. Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для детей с интеллектуальной недостаточностью, начинающих обучение в дополнительном классе, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы, как называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно -символическую схему. Собственно ролевая игра по теме должна быть подготовлена в том числе за счет организации рассматривания атрибутов игре, разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает) (Какой шар? – Большой. А этот шар? - Маленький.; Какая мышка? – Серая. А лягушка? – Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал школьников к использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Личностные и предметные результаты освоения предмета Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В Примерной рабочей программе для первого класса определены планируемые личностные и предметные результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета». Примерная рабочая программа по предмету «Речевая практика» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные примерной рабочей программой для первого класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталость ю (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета, и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся. Личностные результаты, ожидаемые после обучения в первом классе по программе «Речевая практика»: 1) самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.); 3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1 года обучения – умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами); 4) проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценност ей и социальных ролей; 6) положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении; 7) проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни); 8) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих. Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися практическими коммуникативными и речевыми умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Планируемые предметные результаты после обучения в первом классе: - выполнять задания по словесной инструкции; - называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками; - внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова; - соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании; - уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома; - уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы; - слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства. 2 КЛАСС Предметные результаты, ожидаемые после 2 года обучения: Достаточный уровень: - выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на магнитофонной пленке; - использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации; - участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответа у товарищей; - правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова; - уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения; - знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, сотрудников, часто взаимодействующих с детьми в школе, ближайших родственников; - слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинныйо - символический план. Минимальный уровень: - выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем; - называть предметы и действия, соотносить их с картинками; - правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова; - адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании; - знать свое имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы и дома маршрут до школы и дома; - участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами); - слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал. Личностные результаты, ожидаемые после 2 года обучения: 1) Зарождение представлений о праздниках личных и государственных, связанных с историей страны. 2) Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын -дочь, воспитанник, одноклассник и др.). 3) Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомств о с нормами этикета и правилами культурного поведения. 4) Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2 года обучения). 5) Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2 года обучения). 3 КЛАСС Достаточный уровень: понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи на магнитофонной ленте; выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме; выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, испо льзуя соответствующие выражения; сообщать о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников; принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций; уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план; слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание. Минимальный уровень: выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; знать свое имя и свою фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; участвовать в беседе; слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. Личностные результаты, ожидаемые после 3 года обучения: 1)Уточнение представлений о праздниках личных и государственных, связанных с историей страны. 2) Расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.), своих и окружаю щих. 3) Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения. 4) Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметн ых результатов 2 и 3 годов обучения). 5) Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2 и 3 годов обучения). 4 КЛАСС Личностные результаты: — закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей в речевой деятельности; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения в речевой практике; — закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения); — закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения); Предметные результаты обучения Достаточный уровень: — понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; — понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; — уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; — участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; — правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; — принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций; — уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план. Минимальный уровень: — выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; — выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; — знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); — участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; — выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; — участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется. Аудирование и понимание речи Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д. Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру. Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки. Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста. Дикция и выразительность речи Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение. Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений. Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке. Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх. Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя). Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием. Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Примерные темы речевых ситуаций «Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники» «Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко» «Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы» 2 КЛАСС Аудирование и понимание речи Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка, гладит-глядит и др.(с опорой на наглядные средства). Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в - на , у – за, над - под, с - на, к - от и др. Например: положи книгу на парту, положи книгу в парту, встань у парты, зайди за парту, подержи руку над партой, а теперь – под партой и т.д. Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии (Что ты делал?). Прослушивание заданий, записанных на магнитофонной ленте. Выполнение каждого задания. Например: Наташа, подойди к доске и напиши свое имя; Миша, выйди к доске и допиши её фамилию; Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свое имя и свою фамилию и т.д. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку.; Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе Снегурочку. Дикция и выразительность речи. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение. Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке (сначала - двух Егорок, потом – трех на одном выдохе (Как на горке на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.) Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, излучавшемуся в 1 классе) Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Примерные темы речевых ситуаций «Я – дома»: «Алло! Алло!», «С Днем рождения!» «Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросенка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето» «Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал». «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в кружок», «Поклонимся памяти героев» «Я в мире природы»: «У меня есть щенок!» 3 КЛАСС Аудирование и понимание речи Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов: ма-мя, ло-лё, вя-вья; был – бил, пел – пил, кости – гости, тонет – стонет; я видела сегодня в скворечнице скворца, я видела вчера в скворечнице скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя). Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя. (на картинке – клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки). Вася удивляется (на картинке – мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора. Дикция и выразительность речи Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук /С/, потом /З/ на одном выдохе и др. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию, например: От топота копыт пыль по полю л етит (выбор силы голоса и ритма); -Что ты,еж, такой колючий? – Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи! (смена тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот ) и др. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, типа: Снег идет? – Да, снег идет. – Ура, снег идет! Общение и его значение в жизни Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем «расшифровать» их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные? Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: сообщить чтото новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д. Правила речевого общения. Коллективная работа по определению правил. Опора на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации: - нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймет; - говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали; - когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь; - если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его; не забывать употреблять вежливые слова: пожалуйста, извини, извините, спасибо. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма, поздравительные открытки). Письмо записок друг к другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т.д. Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, излучавшемуся в 1и 2 классах) Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста… », «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником . Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. 4 КЛАСС Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть: - индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка; - психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности); - комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы); - связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его людей. Программа имеет практико-ориентированную направленность. Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общен ия. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. Также на уроках используются следующие методы: упражнения, моделирование речевых ситуаций, беседы, рассказ. По характеру познавательной деятельности основными метод ами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются: - Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. - Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации. - Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения. - Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы. На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности детей. Аудирование и понимание речи Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного. Дикция и выразительность речи Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них. Общение и его значение в жизни Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской туалет», «Женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д. Базовые формулы речевого общения (с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1—3 классах) Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно! », «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имен и и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональн ые реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…». Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Изв инение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!». Примерные темы речевых ситуаций «Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение». «Я за порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники». «Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…», «Поздравительная открытка». «Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде». КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Номер урока 1-2 Тема Давайте знакомиться Количество часов 2 5-8 Знакомство во дворе 4 9-12 Теремок 4 13-16 Знакомство в гостях 4 17-20 Покупка школьных принадлежностей 4 21-24 В магазине игрушек 4 25-27 Готовимся к празднику 3 28-30 Новогодние чудеса 3 31-34 Зимняя прогулка 4 35-38 «Надо, надо умываться…» 4 39-42 Помощники 4 43-46 «Петушок и бобовое зернышко» 4 47-50 Весенние праздники 4 51-54 «Заячья избушка» 4 55-58 «Спокойной ночи!» 4 59-62 «Доброе утро!» 4 63-65 День Победы 3 66 Дорога домой 1 2 КЛАСС № Название темы Школьная жизнь Количество часов 7 1-3 Добро пожаловать 3 4 У нас новая ученица 1 5 Кто нас лечит и кормит 1 6 Правила для школьника. 1 7 Дежурим с другом (подругой) 1 Игры детей 8 Истории о лете 6 1 9 Ролевая игра «Истории о лете» 1 10 Игры на свежем воздухе 1 11 Играем в школу 1 12 Правила для школьника 1 13 Ролевая игра «Играем в школу» 1 Играем в сказку 9 14-16 Три поросёнка 3 17-19 Теремок 3 20-22 Колобок 3 Я и мои товарищи 6 Расскажи мне о школе 3 26 Не надо больше ссориться 1 27 Дружат в нашем классе девочки и мальчики 1 28 Наш товарищ заболел 1 23-25 Я за порогом дома 29-31 32 15 Алло! Алло! 3 Правила поведения на дороге 1 33 Моя дорога в школу 1 34 Поведение в автобусе 1 35 Ролевая игра по теме «Я – пассажир» 1 36 За покупками в магазин 1 37 Рассказ на тему «За покупками в магазин» 1 38 Диалог между продавцом и покупателем в магазине 1 39 Ролевая игра «Магазин» 1 40 Мы не знаем, как пройти... Как быть? 1 41 Обращение и просьба 1 42 Обращение за помощью в экстренной ситуации 1 43 Ролевая игра по теме «Как пройти…» Я дома 1 8 С днём рождения! 3 47 Приглашение гостей 1 48 Благодарность за поздравления и подарки 1 49 Пожелания близким и малознакомым людям 1 50 Ролевая игра «С днём рождения» 1 44-46 51 Рассказ «Как наша семья проводит воскресенье» Я и мои товарищи 1 Дежурство 6 3 55 В школьной столовой 1 56 Разговор дежурных 1 57 Практическая работа «Дежурство» 1 Мир природы У меня есть щенок. С. Михалков «У меня есть щенок». Составление предложений на тему «У меня есть щенок» Играем в сказку 3 3 Красная шапочка 3 52-54 58-60 61-63 Любимое занятие 3 Я записался в кружок 5 3 67 Любимые занятия 1 68 Рассказ по теме «Любимое занятие» 1 64-66 Итого: 68 ч 3 КЛАСС № Название темы Кол-во часов Школьная жизнь 7 1-3 Снова в школу! 3 4 Здание школы. Пришкольный участок 1 5 «Кто нас учит, лечит и кормит?» 1 6 Улица, на которой расположена школа 1 7 Правила для школьника 1 Я и мои товарищи 5 Мы собрались поиграть 3 11 Вместе нам не скучно 1 12 Коллективная игра и соблюдение правил игры 1 Школьная жизнь 4 8-10 13-15 16 В библиотеке. Правила поведения 3 Профессия библиотекарь 1 Играем в сказку 17-19 Сказки про Машу 3 Я за порогомдома 20-22 3 Отправляюсь в магазин. Безопасный маршрут. Правила поведения в магазине 6 3 23 Рассказ на тему «За покупками в магазин» 1 24 Диалог между продавцом и покупателем в магазине 1 25 Ролевая игра «Магазин» 1 Я дома 12 Телефонный разговор. Формы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре 3 29 Справочные телефонные службы 1 30 Ролевая игра «Разговор по телефону» 1 31 Современная техника в доме 1 32 Правила пожарной безопасности 1 33 Правила просмотра телепередач 1 34 Мы в гостях 1 35 Правила этикета за столом 1 36 Встречаем и провожаем гостей 1 37 Мы помогаем маме на кухне 1 26- 28 Я за порогомдома 38-40 41 11 Я зритель. Правила поведения в театре и кинотеатре 3 Правила поведения на дороге 1 42 Моя дорога в школу 1 43 Поведение в автобусе 1 44 Ролевая игра по теме «Я – пассажир» 1 45 Мы не знаем, как пройти... Как быть? 1 46 Обращение и просьба 1 47 Обращение за помощью в экстренной ситуации 1 48 Ролевая игра по теме «Как пройти…» 1 Мир природы 9 Информация из телевизионных сообщений и печатных изданий о погоде 3 52 Какая сегодня погода? Осенняя одежда 1 53 Какая сегодня погода? Зимняя одежда 1 54 Какая сегодня погода? Весенняя одежда 1 55 Какая сегодня погода? Летняя одежда 1 56 В зоопарке у зверей 1 57 Мы — друзья и враги природы 1 49-51 Играем в сказку 58-60 Снегурочка 4 3 61 Сказка «Зимовье зверей» 1 Я и мои товарищи 5 62 Весёлый праздник! Обсуждение главных праздников 1 63 Устное и письменное поздравление. Поздравительные открытки 1 64 Поздравление и вручение подарков. Правила поведения в гостях 1 65 Правила этикета за праздничным столом 1 66 Ролевая игра «В гости на день рождения» 1 Мир природы 67-68 2 Учимся понимать животных 2 Итого: 68 4 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов 1. Добро пожаловать! 1 2. Добро пожаловать! 1 3. «Прошлым летом» 1 4. «Прошлым летом» 1 5. Расскажи мне о своих летних каникулах 1 6. Расскажи мне о своих летних каникулах 1 7. Книга – лучший собеседник 1 8. Книга – лучший собеседник 1 9. Я выбираю книгу 1 10. Я выбираю книгу 1 11. Моя любимая книга 1 12. Моя любимая книга 1 13. В библиотеке 1 14. В библиотеке 1 15. Игра «Молчок» 1 16. Игра «Молчок» 1 17. Твой старший друг. Почему с ним интересно? 1 18. Твой старший друг. Почему с ним интересно? 1 19. Задушевный разговор 1 20. Задушевный разговор 1 21. Вместе в беде и в радости 1 22. Вместе в беде и в радости 1 23. Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой гребешок» 1 24. Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой гребешок» 1 25. Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок» 1 26. Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок» 1 27. Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев» 1 28. Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев» 1 29. Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» 1 30. Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» 1 31. Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок) 1 32. Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок) 1 33. Инсценировка сказки « Бременские музыканты» 1 34. Инсценировка сказки « Бременские музыканты» 1 35. Мы сказочники 1 36. Мы сказочники 1 37. Составляем сказку 1 38. Составляем сказку 1 39. Я пишу свою сказку 1 40. Я пишу свою сказку 1 41. Мое любимое стихотворение 1 42. Мое любимое стихотворение 1 43. Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение 1 44. Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение 1 45. Мой помощник телефон 1 46. Мой помощник телефон 1 47. Я у телевизора 1 48. Я у телевизора 1 49. Полезные и вредные телепередачи 1 50. Составь свою телевизионную программу 1 51. Составь свою телевизионную программу 1 52. Знаки-помощники 1 53. Знаки-помощники 1 54. Правила дорожного движения достойны уважения 1 55. Правила дорожного движения достойны уважения 1 56. Веселый праздник 1 57. Веселый праздник 1 58. Приглашение 1 59. Приглашение 1 60. Поздравляю! 1 61. Поздравляю! 1 62. Поздравление ветеранам 1 63. Поздравление ветеранам 1 64. Мы друзья или враги природы? 1 65. Мы друзья или враги природы? 1 66. В гостях у леса 1 67. В гостях у леса 1 68. Итоговое занятие. 1 Итого 68 ч УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Учебно-методическое обеспечение: - Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Устная речь». Пособие для учителя., 2018 - Комарова С.В. «Устная речь». Учебник - Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011. - Ефросинина Л.А. Комплект таблиц: Альбом учебный «Готовимся к урокам литературного чтения». 1-4 класс. – М.: ООО «Спектр-М», 2005. - Комарова, С.В. Устная речь. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2015. - Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2002. 2. Технические средства: - компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска), колонки 3. Учебно-практическое оборудование: - раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр); - наборы предметных и сюжетных картинок; - книги (сказки).