МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru
Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования
(вариант 1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речевая практика»
для обучающихся 1 – 4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели образовательно-коррекционной работы
Примерная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым
условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1),
подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2).
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как
способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых
постепенно расширяется и усложняется.
Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.
Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той
информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает
внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому
учебному предмету.
Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке р ечевой практики в виде
самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов.
Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение
практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны
говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного
этапа в его структуре.
Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации
работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета,
над формированием которых осуществляется работа в дополнительном классе, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с
учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом
различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и
организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь,
отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их
речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микрот емы),
являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в
виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным
микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой
ситуации,
Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подразде ла
отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.
Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых
учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевы х
ситуациях.
Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для детей с интеллектуальной недостаточностью, начинающих обучение в
дополнительном классе, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы, как
называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с
учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно -символическую
схему.
Собственно ролевая игра по теме должна быть подготовлена в том числе за счет организации рассматривания атрибутов игре,
разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает) (Какой шар? – Большой. А этот шар? - Маленький.; Какая мышка? –
Серая. А лягушка? – Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал школьников к
использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных. В Примерной рабочей программе для первого класса определены планируемые личностные и
предметные результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета».
Примерная рабочая программа по предмету «Речевая практика» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных
результатов освоения АООП в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные примерной рабочей программой для первого класса
планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталость ю
(интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по
изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые
личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе, следует рассматривать как возможные личностные результаты
освоения учебного предмета, и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся.
Личностные результаты, ожидаемые после обучения в первом классе по программе «Речевая практика»:
1) самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов
дополнительного образования и т.п.);
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1 года
обучения – умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными
предметными результатами);
4) проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын
(дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценност ей и
социальных ролей;
6) положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и
повседневном школьном общении;
7) проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование
этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
8) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к
материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися практическими коммуникативными и речевыми
умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в
предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня
отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Планируемые предметные результаты после обучения в первом классе:
-
выполнять задания по словесной инструкции;
-
называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
-
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
-
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
-
уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
-
уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
-
слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
2 КЛАСС
Предметные результаты, ожидаемые после 2 года обучения:
Достаточный уровень:
-
выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на магнитофонной пленке;
-
использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
-
участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответа у товарищей;
-
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
-
уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
-
знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, сотрудников, часто взаимодействующих с детьми в школе,
ближайших родственников;
-
слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинныйо - символический план.
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- знать свое имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы и дома маршрут до школы и дома;
- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
- слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.
Личностные результаты, ожидаемые после 2 года обучения:
1)
Зарождение представлений о праздниках личных и государственных, связанных с историей страны.
2)
Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын -дочь, воспитанник, одноклассник и др.).
3)
Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомств о с нормами этикета и правилами
культурного поведения.
4)
Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных
результатов 2 года обучения).
5)
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2
года обучения).
3 КЛАСС
Достаточный уровень:
понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи на магнитофонной ленте;
выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, испо льзуя
соответствующие выражения;
сообщать о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
знать свое имя и свою фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
участвовать в беседе;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 3 года обучения:
1)Уточнение представлений о праздниках личных и государственных, связанных с историей страны.
2)
Расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.), своих и окружаю щих.
3)
Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах
культурного поведения.
4)
Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметн ых результатов 2 и 3 годов
обучения).
5)
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2 и 3 годов
обучения).
4 КЛАСС
Личностные результаты:
— закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей в речевой деятельности;
— укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и
правилах культурного поведения в речевой практике;
— закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных
результатов начального обучения);
— закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального
обучения);
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию
услышанного;
— понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
— уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
— правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие
выражения;
— принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с
детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
— участвовать в беседе;
— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых
постепенно расширяется и усложняется.
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу
и поставь в нее цветы и т.д.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в
рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со
скамейки пыль сотру.
Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура
вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя,
отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов
(2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в
индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной
ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое
использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим
рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных
обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это
…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,
«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость
дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения
по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы
«Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо …
имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень
рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже
поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!»
. «Весенние праздники»
«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко»
«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День
Победы»
2 КЛАСС
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка, гладит-глядит и др.(с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в - на , у – за, над - под, с - на, к - от и др. Например:
положи книгу на парту, положи книгу в парту, встань у парты, зайди за парту, подержи руку над партой, а теперь – под партой и т.д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии
(Что ты делал?).
Прослушивание заданий, записанных на магнитофонной ленте. Выполнение каждого задания. Например: Наташа, подойди к доске
и напиши свое имя; Миша, выйди к доске и допиши её фамилию; Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свое имя и свою
фамилию и т.д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова,
обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку.; Дети
слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе Снегурочку.
Дикция и выразительность речи.
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса
учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке (сначала - двух Егорок, потом – трех на одном выдохе (Как на горке на
пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых
ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока.
Выражения лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного,
сердитого.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, излучавшемуся в 1 классе)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к
сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в
речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это
…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,
«салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др.
Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по
имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы
«Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции
на поздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи
(гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата
«алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому
человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно
мне …», «Можно я …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др.
как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя
(Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Алло! Алло!», «С Днем рождения!»
«Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросенка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!»,
«Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето»
«Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал». «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я
записался в кружок», «Поклонимся памяти героев»
«Я в мире природы»: «У меня есть щенок!»
3 КЛАСС
Аудирование и понимание речи
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов: ма-мя, ло-лё, вя-вья; был –
бил, пел – пил, кости – гости, тонет – стонет; я видела сегодня в скворечнице скворца, я видела вчера в скворечнице скворца и скворушку.
Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по
содержанию прослушанного или просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя. (на
картинке – клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки). Вася удивляется (на картинке – мальчик открывает альбом, а там
клякса от краски). Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук /С/, потом /З/ на одном выдохе и др.
Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию, например: От топота копыт пыль по полю л етит
(выбор силы голоса и ритма); -Что ты,еж, такой колючий? – Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи! (смена
тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот ) и др.
Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть,
страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.
Соотнесение с подготовленной ситуацией.
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации,
типа: Снег идет? – Да, снег идет. – Ура, снег идет!
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем «расшифровать» их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают
ли нас животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: сообщить чтото новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д.
Правила речевого общения. Коллективная работа по определению правил. Опора на иллюстративный материал и заранее
подготовленные ситуации:
- нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймет;
- говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;
- когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
- если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его;
не забывать употреблять вежливые слова: пожалуйста, извини, извините, спасибо.
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма,
поздравительные открытки). Письмо записок друг к другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т.д.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, излучавшемуся в 1и 2 классах)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к
сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в
речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …»,
«Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).
Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,
«салют», «счастливо», «пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми.
Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др.
Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по
имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы
«Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции
на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста… »,
«Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я
слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому
человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно
мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др.
как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя
(Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником .
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
4 КЛАСС
Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;
- психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности);
- комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);
- связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его людей.
Программа имеет практико-ориентированную направленность. Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой
практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общен ия.
Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. Также на уроках используются следующие
методы: упражнения, моделирование речевых ситуаций, беседы, рассказ. По характеру познавательной деятельности основными метод ами
обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются:
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в
памяти.
- Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации.
- Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения.
- Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы.
На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности детей.
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче
восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на
пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с
телеэкрана?
Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для
нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих
слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской туалет», «Женский туалет», «Нельзя
фотографировать» и т. д.
Базовые формулы речевого общения (с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1—3 классах)
Обращение, привлечение внимания.
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с
незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы
«Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно! », «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имен и и отчеству.
Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет»,
«Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др.
Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по
имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые
средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональн ые
реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи
(гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите,
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата:
«Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому
человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.
Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно
мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…
(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Изв инение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций «Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».
«Я за порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники».
«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние
истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…», «Поздравительная открытка».
«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Номер
урока
1-2
Тема
Давайте знакомиться
Количество
часов
2
5-8
Знакомство во дворе
4
9-12
Теремок
4
13-16
Знакомство в гостях
4
17-20
Покупка школьных принадлежностей
4
21-24
В магазине игрушек
4
25-27
Готовимся к празднику
3
28-30
Новогодние чудеса
3
31-34
Зимняя прогулка
4
35-38
«Надо, надо умываться…»
4
39-42
Помощники
4
43-46
«Петушок и бобовое зернышко»
4
47-50
Весенние праздники
4
51-54
«Заячья избушка»
4
55-58
«Спокойной ночи!»
4
59-62
«Доброе утро!»
4
63-65
День Победы
3
66
Дорога домой
1
2 КЛАСС
№
Название темы
Школьная жизнь
Количество часов
7
1-3
Добро пожаловать
3
4
У нас новая ученица
1
5
Кто нас лечит и кормит
1
6
Правила для школьника.
1
7
Дежурим с другом (подругой)
1
Игры детей
8
Истории о лете
6
1
9
Ролевая игра «Истории о лете»
1
10
Игры на свежем воздухе
1
11
Играем в школу
1
12
Правила для школьника
1
13
Ролевая игра «Играем в школу»
1
Играем в сказку
9
14-16
Три поросёнка
3
17-19
Теремок
3
20-22
Колобок
3
Я и мои товарищи
6
Расскажи мне о школе
3
26
Не надо больше ссориться
1
27
Дружат в нашем классе девочки и мальчики
1
28
Наш товарищ заболел
1
23-25
Я за порогом дома
29-31
32
15
Алло! Алло!
3
Правила поведения на дороге
1
33
Моя дорога в школу
1
34
Поведение в автобусе
1
35
Ролевая игра по теме «Я – пассажир»
1
36
За покупками в магазин
1
37
Рассказ на тему «За покупками в магазин»
1
38
Диалог между продавцом и покупателем в магазине
1
39
Ролевая игра «Магазин»
1
40
Мы не знаем, как пройти... Как быть?
1
41
Обращение и просьба
1
42
Обращение за помощью в экстренной ситуации
1
43
Ролевая игра по теме «Как пройти…»
Я дома
1
8
С днём рождения!
3
47
Приглашение гостей
1
48
Благодарность за поздравления и подарки
1
49
Пожелания близким и малознакомым людям
1
50
Ролевая игра «С днём рождения»
1
44-46
51
Рассказ «Как наша семья проводит воскресенье»
Я и мои товарищи
1
Дежурство
6
3
55
В школьной столовой
1
56
Разговор дежурных
1
57
Практическая работа «Дежурство»
1
Мир природы
У меня есть щенок. С. Михалков «У меня есть щенок». Составление предложений на тему
«У меня есть щенок»
Играем в сказку
3
3
Красная шапочка
3
52-54
58-60
61-63
Любимое занятие
3
Я записался в кружок
5
3
67
Любимые занятия
1
68
Рассказ по теме «Любимое занятие»
1
64-66
Итого:
68 ч
3 КЛАСС
№
Название темы
Кол-во часов
Школьная жизнь
7
1-3
Снова в школу!
3
4
Здание школы. Пришкольный участок
1
5
«Кто нас учит, лечит и кормит?»
1
6
Улица, на которой расположена школа
1
7
Правила для школьника
1
Я и мои товарищи
5
Мы собрались поиграть
3
11
Вместе нам не скучно
1
12
Коллективная игра и соблюдение правил игры
1
Школьная жизнь
4
8-10
13-15
16
В библиотеке. Правила поведения
3
Профессия библиотекарь
1
Играем в сказку
17-19
Сказки про Машу
3
Я за порогомдома
20-22
3
Отправляюсь в магазин. Безопасный маршрут. Правила поведения в магазине
6
3
23
Рассказ на тему «За покупками в магазин»
1
24
Диалог между продавцом и покупателем в магазине
1
25
Ролевая игра «Магазин»
1
Я дома
12
Телефонный разговор. Формы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре
3
29
Справочные телефонные службы
1
30
Ролевая игра «Разговор по телефону»
1
31
Современная техника в доме
1
32
Правила пожарной безопасности
1
33
Правила просмотра телепередач
1
34
Мы в гостях
1
35
Правила этикета за столом
1
36
Встречаем и провожаем гостей
1
37
Мы помогаем маме на кухне
1
26- 28
Я за порогомдома
38-40
41
11
Я зритель. Правила поведения в театре и кинотеатре
3
Правила поведения на дороге
1
42
Моя дорога в школу
1
43
Поведение в автобусе
1
44
Ролевая игра по теме «Я – пассажир»
1
45
Мы не знаем, как пройти... Как быть?
1
46
Обращение и просьба
1
47
Обращение за помощью в экстренной ситуации
1
48
Ролевая игра по теме «Как пройти…»
1
Мир природы
9
Информация из телевизионных сообщений и печатных изданий о погоде
3
52
Какая сегодня погода? Осенняя одежда
1
53
Какая сегодня погода? Зимняя одежда
1
54
Какая сегодня погода? Весенняя одежда
1
55
Какая сегодня погода? Летняя одежда
1
56
В зоопарке у зверей
1
57
Мы — друзья и враги природы
1
49-51
Играем в сказку
58-60
Снегурочка
4
3
61
Сказка «Зимовье зверей»
1
Я и мои товарищи
5
62
Весёлый праздник! Обсуждение главных праздников
1
63
Устное и письменное поздравление. Поздравительные открытки
1
64
Поздравление и вручение подарков. Правила поведения в гостях
1
65
Правила этикета за праздничным столом
1
66
Ролевая игра «В гости на день рождения»
1
Мир природы
67-68
2
Учимся понимать животных
2
Итого:
68
4 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
1.
Добро пожаловать!
1
2.
Добро пожаловать!
1
3.
«Прошлым летом»
1
4.
«Прошлым летом»
1
5.
Расскажи мне о своих летних каникулах
1
6.
Расскажи мне о своих летних каникулах
1
7.
Книга – лучший собеседник
1
8.
Книга – лучший собеседник
1
9.
Я выбираю книгу
1
10.
Я выбираю книгу
1
11.
Моя любимая книга
1
12.
Моя любимая книга
1
13.
В библиотеке
1
14.
В библиотеке
1
15.
Игра «Молчок»
1
16.
Игра «Молчок»
1
17.
Твой старший друг. Почему с ним интересно?
1
18.
Твой старший друг. Почему с ним интересно?
1
19.
Задушевный разговор
1
20.
Задушевный разговор
1
21.
Вместе в беде и в радости
1
22.
Вместе в беде и в радости
1
23.
Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой гребешок»
1
24.
Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой гребешок»
1
25.
Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок»
1
26.
Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок»
1
27.
Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев»
1
28.
Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев»
1
29.
Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев»
1
30.
Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев»
1
31.
Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок)
1
32.
Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок)
1
33.
Инсценировка сказки « Бременские музыканты»
1
34.
Инсценировка сказки « Бременские музыканты»
1
35.
Мы сказочники
1
36.
Мы сказочники
1
37.
Составляем сказку
1
38.
Составляем сказку
1
39.
Я пишу свою сказку
1
40.
Я пишу свою сказку
1
41.
Мое любимое стихотворение
1
42.
Мое любимое стихотворение
1
43.
Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение
1
44.
Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение
1
45.
Мой помощник телефон
1
46.
Мой помощник телефон
1
47.
Я у телевизора
1
48.
Я у телевизора
1
49.
Полезные и вредные телепередачи
1
50.
Составь свою телевизионную программу
1
51.
Составь свою телевизионную программу
1
52.
Знаки-помощники
1
53.
Знаки-помощники
1
54.
Правила дорожного движения достойны уважения
1
55.
Правила дорожного движения достойны уважения
1
56.
Веселый праздник
1
57.
Веселый праздник
1
58.
Приглашение
1
59.
Приглашение
1
60.
Поздравляю!
1
61.
Поздравляю!
1
62.
Поздравление ветеранам
1
63.
Поздравление ветеранам
1
64.
Мы друзья или враги природы?
1
65.
Мы друзья или враги природы?
1
66.
В гостях у леса
1
67.
В гостях у леса
1
68.
Итоговое занятие.
1
Итого
68 ч
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную
основную общеобразовательную программу образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Устная речь». Пособие для учителя., 2018
- Комарова С.В. «Устная речь». Учебник
- Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение,
2011.
- Ефросинина Л.А. Комплект таблиц: Альбом учебный «Готовимся к урокам литературного чтения». 1-4 класс. – М.: ООО «Спектр-М»,
2005.
-
Комарова, С.В. Устная речь. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.:
Просвещение, 2015.
- Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2002.
2. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска), колонки
3. Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки).