РП_АООП_Ручной труд_8.1_1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования
(вариант 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Ручной труд»
для обучающихся 1 – 4 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Труд – это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека.
Целью современного специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из неё.
Примерная рабочая программа «Технология. Ручной труд» составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Учебный предмет «Ручной труд» относится

к обязательной предметной области «Технология» и является базовым предметом в

общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Его изучение способствует целостному развитию личности младшего школьника с
умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технологического образования, которые
позволяют дать ему первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности, создают условия для освоения технологии ручной
обработки доступных материалов, необходимых в повседневной жизни.
В системе начального технологического специального образования, формирование отношения к труду как важнейшей жизненной
ценности определяет процесс становления личности умственно отсталого ребенка, уровень его социальной, интеллектуальной и
нравственной зрелости. На этой основе трудовое обучение и воспитание призвано развивать у него способность воспринимать и усваивать
нравственные истины; формировать осознанное и устойчивое положительное отношение к труду; более полное и глубокое понимание
мотивационно-потребностной стороны труда, его красоты.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Ручной труд» позволяет применять знания, умения и
навыки, полученные при изучении других предметов: изобразительное искусство, математика, развитие речи, окружающий мир и
реализовывать их в трудовой деятельности, что обеспечивает лучшее усвоение детьми учебного материала и позволяет формировать у них
целостную картину мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа «Технология. Ручной труд» в первом классе определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной
отсталостью первого класса, включающий следующие знания и умения:
К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила организации
рабочего места; виды трудовых работ; названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в первом классе,
правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; названия инструментов, необходимых на уроках ручного
труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; приемы работы (приемы разметки
деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда.
Уметь: организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя; анализировать объект,
подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей с помощью учителя;
составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя; владеть некоторыми
технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать с доступными материалами (глиной и
пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся первого класса.
К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила рациональной
организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.
уметь: самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; работать с
доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические
планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых

практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на
образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные
поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.
Изучение учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с требованиями ФГОС АООП направлено на достижение следующих
результатов.
Личностные результаты освоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду; понимание значения и ценности
труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости; понимание красоты в труде, в окружающей действительности и
возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

осознание своих достижений в области трудовой деятельности;

способность к самооценке; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или
«не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для
каждой образовательной области, готовность их применения.
Программа «Технология. Ручной труд» в первом классе определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной
отсталостью первого класса, включающий следующие знания и умения:
К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила организации
рабочего места; виды трудовых работ; названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в первом классе,
правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; названия инструментов, необходимых на уроках ручного
труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; приемы работы (приемы разметки
деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда.

Уметь: организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя; анализировать объект,
подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей с помощью учителя;
составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя; владеть некоторыми
технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать с доступными материалами (глиной и
пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся первого класса.
К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила рациональной
организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.
уметь: самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; работать с
доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические
планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых
практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на
образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные
поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.
2 КЛАСС
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области
«Технология. Ручной труд» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе для второго класса, следует рассматривать как
возможные личностные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд» и использовать их как ориентиры при разработке учителем
собственной рабочей программы с учетом возрастных особенностей и возможностей обучающихся.

К личностным результатам освоения АООП относятся:
- положительное отношение и интерес к труду;
- понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости.
- понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
- способность к самооценке;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области
«Технология. Ручной труд» является обязательным для большинства обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не
является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной
отсталостью второго класса, включающий следующие знания и умения:
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:
- правила организации рабочего места;
- виды трудовых работ;
- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда во втором классе, правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними;
- названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и
режущими инструментами;

- приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения
деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:
- организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
- определять способы соединения деталей с помощью учителя;
- составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя;
- работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).
- владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся второго класса.
К концу второго года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:
- правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:
- самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные,
графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое
изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
- выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.

3 КЛАСС
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Технология.
Ручной труд» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе для третьего класса, следует рассматривать как
возможные личностные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд» и использовать их как ориентиры при разработке учителем
собственной рабочей программы с учетом возрастных особенностей и возможностей обучающихся.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
- положительное отношение и интерес к труду;
- понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости.
- понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
- способность к самооценке;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области
«Технология. Ручной труд» является обязательным для большинства обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не
является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной
отсталостью третьего класса, включающий следующие знания и умения:

К концу третьего класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:
- правила организации рабочего места;
- виды трудовых работ, предусмотренные содержанием программы для третьего класса;
- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в третьем классе, правила их хранения и санитарногигиенические требования при работе с ними;
- названия инструментов и приспособлений, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы
колющими и режущими инструментами;
- технологические операции (разметка деталей, выделение детали из заготовки; формообразование; сборка изделия; отделка изделия);
- приемы работы (приемы разметки деталей по шаблону, с помощью линейки; приемы разрывания, отрывания резания; - приемы сминания,
сгибания; приемы склеивания, сшивания, плетения, соединения деталей с помощью винта и гайки; примы вышивания, аппликация).
К концу третьего класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:
- организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с частичной помощью учителя и самостоятельно;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства с частичной помощью учителя и
самостоятельно;
- определять способы соединения деталей с частичной помощью учителя и самостоятельно;
- составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя и
самостоятельно;
- работать с доступными материалами (с бумагой и картоном, текстильными материалами, древесиной и проволокой).
- владеть некоторыми технологическими операциями и приемами ручной обработки поделочных материалов с частичной помощью учителя
и самостоятельно.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся третьего класса.
К концу третьего года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:

- правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;
- название инструментов и их устройство, правила обращения с ними и рациональное использование их в том или ином виде работы;
- физические и художественно-выразительные свойства материалов, с которыми работают на уроках ручного труда.
К концу третьего класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:
- самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- работать с доступной для третьеклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные,
графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- самостоятельно рассматривать образец несложного изделия, определять его признаки и свойства и планировать ход работы над изделием;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
- оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между
выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного труда.
4 КЛАСС
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков которые могут быть
применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
Личностными результатами изучения предмета «Ручного труда» являются следующие умения и качества:
•

овладение начальными навыками адаптации в трудовой деятельности;

•

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного

смысла учения на уроках ручного труда;
•

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на

основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе на уроках ручного труда;
•

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами трудового обучения и воспитания;

•

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

чувствам других людей средствами трудового обучения и воспитания;
•

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать

конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций в трудовой деятельности;
•

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,

бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в
становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
1 уровень.
Обучающиеся должны знать:
•

названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;

•

названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.

Обучающиеся должны уметь:
•

анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности соединения их;

•

планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и

•

составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;

•

сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец-эталон и выражать результаты сравнения в устном

высказывании;

предметную инструкционную карту;

•

дать отчет о выполненной работе, включающий: называние изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение;

уметь описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.
2 уровень.
Обучающиеся должны знать:
•

названия и основные свойства материалов;

•

названия и назначение инструментов, указанных в программе и правила безопасной работы с ними.

Обучающиеся должны уметь:
•

организовать работу по устной инструкции учителя;

•

называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;

•

составить простейшую композицию макета и аппликации по образцу;

•

дать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить

назначение изделия).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Программа «Технология. Ручной труд» в первом классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной
обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы).
Систематическое обучение ручному труду в первом классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с
бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».
«Человек и труд». «Урок труда».
Рукотворный предметный мир, как результат трудовой деятельности человека. Урок труда и его особенности. Материалы и инструменты,
используемые на уроках ручного труда. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места
на уроках труда.

«Работа с глиной и пластилином»
Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления
игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с
пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из
целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных
частей и целого куска.
Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина),
«раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание
одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).
Комбинированные работы: бумага и пластилин.
«Работа с природными материалами»
Организация рабочего места работе с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).

Способы соединения деталей (пластилин).
Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).
Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей
изделия (с помощью пластилина).
Работа с тростниковой травой. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойств сухой тростниковая трава (пушистая и др.)
Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.
«Работа с бумагой»
Организация рабочего места при работе с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,
впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы)
и материалы (клей) для работы с бумагой.
Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).
Виды работы с бумагой:
Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на
угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу
«гармошки»; «вогнуть внутрь».
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.

Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.
Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой
линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание
изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)».
Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и предметных изображений.
Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение
оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение из полос);
Объемное конструирование на основе геометрических фигур (квадрат) и геометрических тел (цилиндра).
Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона
геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное»,
«сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
«Работа с нитками»
Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.

Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой «в два приема».
2 КЛАСС
Определяющими требованиями к содержанию обучения во втором классе являются учебно-воспитательная значимость труда, его
общественно-полезный характер и коррекционно-компенсирующую направленность.
Содержание обучения во втором классе является логическим продолжением обучения в первом классе. В связи с этим обучение
ручному труду строится на базе ранее приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков и направлено на выработку их
устойчивости, что является предпосылкой будущего качественного выполнения практических работ.
Обучение ручному труду должно быть спланировано с учетом повторения и расширения знаний, полученных в первом классе: о
рукотворных предметах; о культуре труда (соблюдение техники безопасности, организация рабочего места и др.); о видах ручного труда
(«Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками») и др.
Трудоемкость практических заданий в каждом виде труда во втором классе не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце второго
класса обучения предусматривается такой уровень развития учащихся, который позволит в следующем году предъявить к ним более
высокие требования.
Во втором классе обучающиеся получают технологические сведения о новых материалах (ткань, пуговицы, картон и др.); видах труда
(«Работа с тканью», «Работа с тесьмой», «Работа с картоном»); о предметах, истории их создания и использования в организации
обыденной жизни и праздника.

На уроках технологии во втором классе реализуется идея комплексного подхода к решению задач развития речи ребенка,
формирования его читательских способностей.
Объекты труда подбираются с учетом привлекательности, возможности оценивания их с точки зрения типологической функции (класс
вещей), эталонных символов (форма, цвет, величина), доступности выполнения, общественной пользы и расширения социального опыта
ребенка и др.
Формы организации учебных занятий по предмету «Технология. Ручной труд»
Основной формой организации обучения ручному труду школьников с интеллектуальными нарушениями второго класса являет занятие
продолжительностью один учебный час в неделю. Программой определены две формы организации занятий по ручному труду: урок и
экскурсия.
Введение.
Повторение пройденного учебного материала в первом классе. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила
организации рабочего места на уроках труда. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.
«Работа с глиной и пластилином»
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина - строительный материал. Применение глины
для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин-материал ручного труда. Организация рабочего места при
выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и
пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда
все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.
Приемы

работы:

«раскатывание

столбиками»,

«скатывание

шара»,

«вытягивание одного

конца

столбика»,

«сплющивание»,

«пришипывание», «примазывание». Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий
имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Лепка композиций к сказкам.
Примерные практические работы: Изготовление из пластилина кирпичиков разного цвета. Складывание из кирпичиков ворот по
образцу. Лепка из пластилина молотка. Лепка чашки цилиндрической формы. Лепка чашки конической формы. Лепка чайника

(шарообразная форма тулова). Лепка медвежонка конструктивным способом (из отдельных частей). Лепка утки пластическим способом (из
одного куска пластилина). Лепка композиции к сказке «Колобок»
«Работа с природными материалами»
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историкокультурологические сведения об игрушках, сделанных и природных материалов (в какие игрушки играли дети в старину). Заготовка
природных материалов. Правила работы с природными материалами. Инструменты (шило, ножницы). Организация рабочего места при
работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями
(аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха
(объемные изделия). Комбинированные работы: пластилин, бумага и природные материалы.
Примерные практические работы: Собрать и засушить листья деревьев (березы, клена, ивы, дуба). Найти еловые и сосновые шишки
разного размера. Собрать жёлуди, скорлупу грецких орехов. Конструирование из желудей фигурки животных, птиц, человечков.
Конструирование из скорлупы грецкого ореха кораблик, черепашку, рыбку и др. Составление аппликации из засушенных листьев ивы,
берёзы и клена. Украшение рамочки для фотографии аппликацией их сухих кленовых, березовых или других листьев. Конструирование из
шишек сову, утку, лебедя и др. Конструирование из шишки и листьев дуба пальму.
«Работа с бумагой и картоном»
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,
впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, бумаги. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего
места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур.
Разметка по шаблонам сложной конфигурации. Понятия: «контурное изображение», «силуэт»;
- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Понятие «линейка», ее применение и устройство.

Вырезание ножницами из бумаги. Правила работы ножницами. Приемы вырезания ножницами: «разрез по длинной линии»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания:
«симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам».
Обрывание бумаги. Понятия» «аппликация», «бумажная мозаика», «силуэт», «контурное изображение». Последовательность
изготовления аппликации из обрывной бумаги».

Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание

треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «деление отрезка на две равные
части с помощью сгибания бумаги».
Сминание и накручивание бумаги на карандаш. Прием «сминание бумаги с последующим ее расправлением». Последовательность
составления аппликация из мятой бумаги.
Конструирование из бумаги и картона разными способами. Конструирование на основе полос. Конструирование из бумаги на основе
кругов. Конструирование на основе трубочки. Понятия: «полоса», «трубочка», «кольцо», «окружность», «круг», «шар».
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное»,
«сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Примерные практические работы: Составление аппликации из мятой бумаги на тему «Дерево в разные времена года». Складывание
из бумаги маски собаки. Вырезание геометрических фигур после предварительной экономной разметки бумаги. Изготовление пакета
(конверта) для хранения геометрических фигур с последующим украшением аппликацией. Изготовление игрушек-силуэтов, украшенных
аппликацией из обрывной бумаги «Яблоко», «Рыбка» и др. Конструирование из бумаги шара на основе двух кругов со «щелевидным»
соединением. Конструирование шара из бумажных полос. Разметка бумаги при помощи линейки. Составление композиции «Грузовик»,
«Автофургон», состоящих из геометрических фигур. Изготовление поздравительной открытки с аппликацией. Изготовление композиции к
сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок.
«Работа с текстильными материалами»
Повторение сведений о нитках. Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
- наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

- связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком).
Пришивание пуговиц. Понятие «пуговица». Виды пуговиц. Инструменты и материалы, необходимые для пришивания пуговиц. Приемы
пришивания пуговиц: «прием пришивания пуговиц с двумя сквозными отверстиями»
Шитье. Инструменты для швейных работ. Виды ручных стежков и строчек: «строчка прямого стежка».
Вышивание. Понятия «вышивка», «канва». Применение вышивки. Приемы вышивания: вышивка «строчкой прямого стежка», вышивка
«строчкой прямого стежка с перевивом».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани. Мнется,
утюжится. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся ножницами.
Прошиваются иголками. Сматываются в рулоны, скучиваются. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые
ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой (изготовление игольницы).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с
орнаментом).
Комбинированные работы: бумага и ткань.
Примерные практические работы: Изготовление ягод из ниток, связанных в пучок. Пришивание пуговиц с двумя сквозными
отверстиями. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями с подкладыванием палочки. Изготовление фигурок «мальчика» и
«девочки» из связанных пучков нитей. Сматывание ниток в клубок на бумажный шарик. Составление коллекции из кусочков хлопковых и
шерстяных тканей. Раскрой деталей из плотной ткани (квадраты). Соединение деталей (квадратов), выкроенных из плотной ткани, прямой
строчкой. Изготовление силуэтной игольницы с использованием сшитых квадратов из плотной ткани. Вышивание по канве прямым
стежком. Вышивание по канве стежком «шнурок». Отделка салфетки цветной тесьмой и др.
3 КЛАСС
Учебный материал для третьего класса планируется с учетом повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков,
полученных школьниками во втором классе. Особенностью обучения в третьем классе является расширение спектра видов работы: «Работа

с проволокой», «Работа с древесиной», «Работа с металлом и металлоконструктором». Программный материал направлен на формирование
у умственно отсталых обучающихся представлений о видах труда близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи и др.
В третьем классе формирование первоначальных трудовых навыков завершается, но по-прежнему в течение всего года активно ведется
работа по поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Большая роль в этом принадлежит учителю, который должен
использовать разные методы подачи учебного материала, вносить в обучение элементы занимательности и игры, давать посильные и
общественно значимые задания, бережно относиться к результатам детской деятельности.
Отличительной особенностью обучения в третьем классе является увеличение степени самостоятельности обучающихся. Анализ образцов
изделий предлагается проводить самостоятельно или с частичной помощью учителя. В помощь детям при создании полного и отчетливого
образа будущего изделия не исключаются вспомогательные вопросы учителя или сформулированные вопросы в учебнике. Продолжается
работа по выработке навыков составления «стандартного плана работы» (разметка детали, выделение детали из заготовки,
формообразование, сборка изделия, отделка изделия) с опорой на графические и предметно-операционные планы.
Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их
профессиональной ориентации. Начиная с третьего класса, усиливается работа по пробуждению интереса именно к тем профессиям,
обучение которым организовано в каждой конкретной образовательной организации. В связи с этим программой предусматривается
организация и проведение экскурсий в школьные мастерские.
Как и в предыдущие годы ведется систематическое наблюдение за обучающимися, отмечаются их достижения и трудности, выявляются
причины этих трудностей. Виды ручного труда в третьем классе, близкие к деятельности столяра, слесаря швеи, позволяют учителю
выявлять интерес, склонность каждого обучающегося к той или иной профессии.
Формы организации учебных занятий по предмету «Технология. Ручной труд»
Основной формой организации обучения ручному труду школьников с интеллектуальными нарушениями второго класса являет занятие
продолжительностью один учебный час в неделю. Программой определены две формы организации занятий по ручному труду: урок и
экскурсия.

4 КЛАСС
Раздел 1. Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги
(бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат,
прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с
бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур.
Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их
применение и устройство;
-разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами.
Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез
по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных
форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы
вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»;
«тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание
по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги(оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла
на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по
типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная
аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление
коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное»,
«сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и
приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом
бумаги».
Раздел 2. Работа с текстильными материалами.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.
Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема»,
«вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется,
утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами,
прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые
ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с
нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и
строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок,
полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.

Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с

орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя
сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки
Раздел 3. Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка
древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок,

карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение

древесных материалов.
Раздел 4. Работа с металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства
металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание»,
«разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой

Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки
(толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо»,
«намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Раздел 5. Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки,
пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Раздел 6. Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы;
проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п

Тема урока
Диагностика – 1 ч.
1.Диагностика знаний и умений учащихся
Вводное занятие – 1 ч.

Количество
часов

1

2.Беседа «Урок ручного труда»
Работа пластилином – 4 ч.
3.Основные приёмы работы с пластилином. «Помидор», «Огурец»
(лепка предметов шаровидной и овальной формы)
4.Игрушки из пластилина: «Рыбка»
5.Игрушки из пластилина: «Грибок»
Комбинированные работы – 5 ч.
6.Экскурсия в природу. Сбор природного материала
7.«Коллекция из листьев и желудей» (что надо знать о природных
материалах)
8.Поделка из нескольких деталей «Бабочка на цветке».
9.Поделка из нескольких деталей «Птица на краю гнезда»
10.
Работа с бумагой – 6 ч.
11.Бумага: назначение, свойства. «Коллекция образцов бумаги»
12.Сгибание бумаги прямоугольной формы. Складывание из бумаги
квадратиков
13.Сгибание бумаги квадратной формы. Складывание из бумаги
треугольников разного размера
14.Сгибание бумаги треугольной формы. Фигура «Ёлочка» (складывание
из бумаги)
15.Фигурки «Стрела» (складывание из бумаги)
16.Фигурка «Лодочка» (складывание из бумаги)

1

1
1
1

1
1
1
2

1
1
1
1
1
1

Работа с пластилином – 3 ч.
17.«Утёнок». Лепка по образцу

1

18.Пирамидка из четырёх колец. Лепка по образцу

1

19.«Снеговик». Лепка по образцу

1

Комбинированные работы – 2 ч.
20.Поделка из нескольких деталей «Заяц под кустом»
21.
22.Поделка «Собака у конуры»
23. Поделка «Собака у конуры»
Работа с бумагой – 3 ч.
24. Инструменты для работы с бумагой. Ножницы: назначение и правила
использования
25. «Геометрический орнамент из кругов» (получение круга путём
произвольногоскругления углов заготовки квадратной формы)
26. «Геометрический орнамент из квадратов и треугольников» (резание ножницами по прямым линиям:
разрез по короткой вертикальной,
наклонной линиям)
Работа с нитками – 1 ч.
27. Нитки: назначение и свойства. Подбор ниток по цвету, связывание.
Наматывание ниток в клубок, на картонку
Работа с бумагой – 5 ч.
28. Заготовка для аппликации деталей геометрической формы (квадраты, треугольники, круги)

2
1
1

1
1
1

1

1

29.Закладка, украшенная аппликацией из геометрических фигур
30.
31.Гирлянда из флажков, выполненных из одной детали путём сгибания и украшенных аппликацией
32.
Работа с бумагой – 6 ч.
33.Аппликация из геометрических фигур (симметричная композиция в квадрате)
34.
35.Аппликация в квадрате «Цветы в вазе» (резание ножницами по кривым линиям, скругление углов
36.прямоугольных деталей)

2

37.«Хлопушка», «Шапка-пилотка» (складывание объёмного объекта из
38.листа бумаги)
Работа с нитками – 3 ч.
39. Соединение узлов нескольких деталей (прядей).

2

2

2
2

1

40. «Бабочка» (изготовление по образцу изделия из ниток)
41. «Кисточка» (изготовление по образцу изделия из ниток)
Работа с бумагой – 5 ч.
42. Складывание коробочки из цельного листа бумаги
43.Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам отдельных предметов (ваза, лист, рыбка,
44.птица)
45.
46. Симметричное вырезании из бумаги, «бесконечного» орнамента в
полосе
Работа с нитками – 5 ч.
47.Плетение косички-закладки в 3 пряди
48.
Работа с проволокой
49. Проволока. Свойства проволоки, применение
50. Сгибание проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое, вчетверо
51. Изготовление контуров
геометрических фигур путёмнакладывания
проволоки на графическое изображение, по представлению
Работа с бумагой – 2 ч.
52. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам по 3-4слоям
(гриб, бабочка)
53. Аппликация «Самолёт в облаках» (симметричное вырезание из бумаги,
сложенной пополам)
Работа с нитками – 5 ч.
54. Витьё шнура из одной нити
55.Изготовление сувениров – стилизованных фигурок человека
56.

1
1

57.Помпон из ниток
58.

2

Работа с бумагой – 5 ч.
59. Коллективная аппликация «Букет цветов» (вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной
пополам)

1

1
3

1

2

1
1
1

1
1

1
2

60.Счётный материал с отделкой аппликацией из геометрических фигур
61.
62.Лото с отделкой аппликацией из предметных форм (ягоды, грибы, овощи, цветы)
63.

2

64. Стилизованные фигурки рыбок, бабочек, грибов и т.п. (изготовление из

1

проволоки по образцу и рисунку)

Диагностика – 1 ч.
65-66. Диагностика знаний и умений учащихся по изученным темам

2

2

2 КЛАСС
№

Название темы
Повторение пройденного в первом классе

Количество
часов
2

1

Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на
уроках ручного труда

1

2

Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда

1

Работа с глиной и пластилином

3

3

Глина- строительный материал. Пластилин- материал для ручного труда. Правила работы с
пластилином

1

4

Лепка из пластилина прямоугольных геометрических форм. Изготовление из пластилина брусков

1

5

Лепка из пластилина изделия, имеющего прямоугольную геометрическую форму. Лепка из
пластилина молотка

1

Работа с природными материалами

3

6

Что делают из природных материалов. В какие игрушки играли в
старину дети.заготовка природных материалов.

1

7

Изготовление игрушек из желудей. Правила работы шилом

1

8

Изготовление игрушек из скорлупы ореха

1

Работа с бумагой
9

Виды и сорта бумаги. Правила работы с клеем и кистью. Изготовление аппликации из мятой бумаги.
Складывание фигурок из бумаги
Работа с картоном

1
1
2

10

Применение картона. Сорта картона. Свойства картона. Как работать с шаблоном. Правила
работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур

1

11

Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Правила работы с ножницами.
Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий

1

Работа с нитками
12

Свойства ниток. Виды работы с нитками. Связывание ниток в пучёк. Пришивание пуговиц.
Работа с глиной и пластилином

1
1
3
1

14

Применение глины для изготовления посуды. Глиняная посуда цилиндрической формы. Изделия
цилиндрической формы. Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы
Глиняные изделия конической формы

15

Лепка из пластилина чашки конической формы. Порядок сборки

1

13

Работа с природными материалами

1

2

16

Свойства листьев. Аппликация из засушенных листьев

1

17

Декоративная аппликация из засушенных листьев

1

Работа с бумагой и картоном
18

Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации.

1

19

Аппликация из обрывной бумаги. Как сделать аппликацию
«Яблоко» в технике бумажной мозаики

1

Работа с нитками
20

Применение ниток. Изготовление фигурки из связанных пучков ниток

Работа с глиной и пластилином
21

2

Глиняная посуда в форме шара. Лепка чайной посуды в форме шара

1
1
1
1

Работа с бумагой и картоном
22

Изготовление из бумаги игрушек в форме шара. Изготовление бумажного шара из кругов. Изготовление шара
из бумажных полос

Работа с нитками
23

Сматывание ниток в клубок. Как смотать нитки в клубок на бумажный шарик

Работа с глиной и пластилином
24

Применение глины для скульптуры. Лепка из пластилина фигурки
«Медвежонок» из отдельных частей. Лепка фигурок из целого куска пластилина

1
1
1
1
1

Работа с природными материалами
25

Свойства шишек. Изделия из шишек. Фигурки птиц. Композиция из шишки и листьев «Пальма»

Работа с бумагой и картоном
26

Разметка бумаги и картона по линейке. Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических
фигур

Работа с тканью
27

28

Применение и назначение ткани в жизни людей. Одежда. Из чего делают ткань. Свойства ткани. Сорта тканей
и их назначение. Хлопковые ткани.
Кто шьёт из ткани? Раскрой деталей изделия из ткани. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой
строчкой
Изготовление игольницы. Правила хранения игл

Работа с бумагой и картоном
29

Как сделать поздравительную открытку «Сказочный цветок». Вырезание из бумаги деталей цветка

Работа с пластилином
30

Лепка композиции к сказке «Колобок». Как лепить лису

Работа с бумагой и картоном
31

Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных

1
1
1
1
2
1

1
1
1
1
1
1
1

фигурок. Изготовление из бумаги дорожного знака «Переход»

Работа с текстильными материалами
32

Вышивка. Приёмы вышивания нитками

Работа с тесьмой

1
1
2

33

Применение тесьмы

1

34

Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы

1

Итого:

34 ч

3 КЛАСС
№

Название темы

Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда
1

Материалы. Инструменты. Что ты знаешь об этих инструментах?
Работа с природными материалами

Количество
часов
1
1
2

2

Виды природных материалов. Виды работ с природными
материалами. Изготовление аппликации из засушенных листьев

1

3

Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов

1

Работа с бумагой и картоном

3

4

Сорта бумаги и их назначение. Виды работы с бумагой и картоном. Приёмы работы с бумагой
и картоном

1

5

Изготовление аппликации из обрывной бумаги

1

6

Окантовка картона полосками бумаги. Изготовление картины на окантованном картоне.

1

Работа с проволокой

2

7

Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки. Инструменты. Приёмы работы с
проволокой

1

8

Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха и проволоки

1

Работа с древесиной

3

9

Изделия из древесины. Дерево и древесина

1

10

Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями

1

11

Изготовление колышка для растений. Технология изготовления опорного колышка

1

Работа с природными материалами

2

12

Изготовление объёмных изделий из природных материалов. Приёмы работы с пластилином

1

13

Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы

1

Работа с металлоконструктором
14

15

1

Изделия из металлоконструктора. Соединение планок винтом и гайкой. Сборка из планок
квадрата.
Работа с проволокой

1

Изготовление из проволоки букв. Технология букв О, Л, С, В

1

Работа с бумагой и картоном

1

5

16

Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание). Технология изготовления складной
гирлянды из цветной бумаги

1

17

Изготовление цепочки из бумажных колец. Технология изготовления цепочки из бумаги.
Сборка цепочки

1

18

Изготовление плоской карнавальной полумаски. Технология изготовления полумаски

1

19

Карнавальные головные уборы. Технология изготовления каркасной шапочки

1

20

Изготовление кокошника. Изготовление шлема

1

Работа с бумагой и картоном
21

Окантовка картона листом бумаги. Изготовление складной доски для игры. Технология
изготовления складной доски для игры
Работа с текстильными материалами

1
1

3

22

Применение ниток. Завязывание узелка на нитке

1

23

Виды ручных стежков и строчек. Строчка прямыми стежками. Технология сшивания двух
кругов, выкроенных из ткани

1

24

Строчка косыми стежками. Изготовление закладки из фотоплёнки. Технология
изготовления закладки

1

Работа с древесиной
25

Способы обработки древесины ручными инструментами. Изготовление аппликации из
древесных опилок. Технология изготовления аппликации из древесных опилок
Работа с текстильными материалами

1
1
2

26

Ткань. Виды работы с тканью

1

27

Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Изготовление прихватки. Технология
изготовления прихватки

1

Работа с бумагой и картоном

3

28

Объёмные изделия из картона. Назначение коробок. Форма коробок

1

29

Изготовление открытых коробок из тонкого картона: Технология изготовления коробки с помощью
клапанов. Порядок сборки. Оклейка коробки

1

30

Технология изготовления коробки с бортами, соединёнными в стык

1

Работа с текстильными материалами

2

31

Виды ручных стежков и строчек. Строчка прямого стежка в два приёма

1

32

Строчка косого стежка в два приёма. Технология выполнения строчки косого стежка в два приёма
(«крестик»). Изготовление закладки с вышивкой: Технология изготовления закладки

1

Работа с бумагой и картоном
33
34

Конструирование объёмных игрушек из бумаги на основе геометрических тел. Изготовление из
бумаги матрёшки: Технология изготовления матрёшки. Сборка матрёшки
Изготовление из бумаги собаки: Технология изготовления собаки. Сборка собаки

2
1
1

Итого:

34 ч

4 КЛАСС
Тема урока

№
п/п
1.

Количество
часов

Работа с бумагой и картоном. Виды бумаги и картона, получение и их использование, свойства и

1

цвет. Предметная аппликация «Дом»
2.

Аппликация- орнамент (коврик)

1

3.

Изготовление оригами «Собачка, рыбка»

1

4.

Игра – «Геометрический конструктор»

1

5.

Экскурсия с целью сбора природного материала.

1

6.

Композиция «Осенний лес»

1

7.

Что ты знаешь о ткани? Материалы, инструменты и приспособления. Виды ткани, свойства, цвет.

1

Как ткани ткут. Виды работы с тканью. Технологические операции при работе с нитками и тканью
8.

Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка».

1

9.

Цветок из ниток.

1

10

1.Тамбурный стежок. Выполнение тамбурного стежка на образце. Стебельчатый стежок.

1

Выполнение стебельчатого стежка на образце.
11.

Изготовление салфетки выученными стежками.

1

12.

Виды бумаги для изготовления ёлочных украшений. Складная снежинка(вычерчивание и вырезание

1

квадратов)
13.

Объёмное ёлочное украшение.(деление круга на равные части с помощью угольника и линейки).

1

14.

Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Игрушка «Птица», снежинки.

1

15.

Изготовление новогоднего дерева из бисера.

1

16.

Модель планера (объёмная игрушка)

1

17.

Изготовление коробок разных размеров, раскрой по разметке, рицовка, оклеивание бумагой,

1

украшающий орнамент.
18.

Петельный стежок. Выполнение петельного стежка на образце.

1

19.

Салфетки – прихватки.

1

20.

Салфетки – прихватки.

1

21.

Пришивание пуговиц.

1

22.

Изготовление и пришивание вешалок. Стачивание распоровшегося шва.

1

23.

Что ты знаешь о древесине? Материалы, инструменты. Заготовка древесины. Свойства древесины.

1

24.

Аппликация из древесных заготовок(поделки из спичек, карандашной стружки).

1

25.

Аппликация из древесных заготовок(поделки из спичек, карандашной стружки).

1

26.

Лепка из пластилина фруктов и овощей.

1

27.

Лепка из пластилина посуды.

1

28.

Лепка из пластилина геометрических тел.

1

29.

Набивная игрушка из готового кроя: рыбка

1

30.

Набивная игрушка из готового кроя: рыбка.

1

31.

Картонажные изделия.

1

32.

Изготовление записной книжки раскладушки.

1

33.

Изделие тряпичная игрушка «Подушка».

1

34.

Изделие тряпичная игрушка «Подушка».

1

Итого

34 ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое обеспечение
1.

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

3.

Рабочие программы по предмету «Технология (Ручной труд)» для 1 класса образовательных организаций для обучающихся с
нарушением интеллекта.

4.

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 1 класс: Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

5.

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 1 класс Рабочие тетради (часть 1 и часть 2) для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.

6.

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 2 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / Л.А.Кузнецова. – 6 изд. перераб. – М : «Просвещение», 2018 — 110 с.: ил.

7.

Рабочая тетрадь. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 2 класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных)
учреждений VIII вида. - Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2018. - 64 с.: ил.

8.

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / Л.А.Кузнецова. – 6 изд. перераб. – М : «Просвещение», 2018 — 110 с.: ил

9.

Рабочая тетрадь.

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3 класс:

Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных)

учреждений VIII вида. - Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012. - 48 с.: ил.
10.

Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. Технология: Ручной труд: 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII
вида. -2-е изд. - СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2013.

11.

2. Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. Технология: Ручной труд: 4 класс: Рабочая тетрадь для спец. (коррекц.) образ. учрежд. VIII вида.
- СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2013.

12.

Методические рекомендации. Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. Методические рекомендации 1-4 классы: учеб. пособие
для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Л. А. Кузнецова. - М.: Прсвещение
2016. – 366 с.

13.

Кузнецова Л.А. Пособие для

учителей

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные

общеобразовательные программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
14.

Кузнецова Л.А. Электронные приложения к завершённой линии учебников и рабочим тетрадям «Технология. Ручной труд» 1-4
классы для организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Визуально-наглядные средствами обучения:
Интерактивная доска для школы.
CD/DVD – прогрыватели.
графический планшет
Мультимедиа проектор.
Компьютер с художественным программным обеспечением.
Слайд – проектор.
Телевизор.
Ксерокс.
Экран.
Учебно-практическое оборудование:
Материалы:

Краски акварельные, гуашевые.
Фломастеры разного цвета
Цветные карандаши
Бумага рисовальная А3, А4 (плотная)
Бумага цветная разной плотности.
Картон цветной, серый, белый
Бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая)
Бумага в крупную клетку
Набор разноцветного пластилина.
Нитки (разные виды, цвета)
Ткани разных сортов
Природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.)
Древесные опилки.
Мягкая проволока в оболочке (образцы разных видов проволоки – медная, алюминиевая, стальная).
Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш.
Металлический конструктор.
Инструменты:
Кисти беличьи № 5, 10, 20
Кисти из щетины № 3, 10, 20
Стеки.
Ножницы.
Линейки

Иглы швейные с удлиненным (широким) ушком.
Булавки швейные
Шило с коротким стержнем
Напильник.
Плоскогубцы, круглогубцы, кусачки.
Карандашная точилка.
Гладилка для бумаги
Вспомогательные приспособления:
Подкладные доски
Подкладной лист или клеенка.
Коробка для хранения природных материалов.
Подставка для кисточки
Баночка для клея
Листы бумаги для работы с клеем (макулатура)
Коробочка для мусора
Влажные или бумажные салфетки для личной гигиены рук.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».