для 11 кл_5.1. Спецкурс по обществ, 10 - 11 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №56
Приказ № 73/4 от «31» августа 2020г

Рабочая программа
по спецкурсу «Сложные вопросы обществознания»
10 -11 класс среднего общего образования

Пояснительная записка
Программа составлена с учетом норм и требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413;
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з);
Методических рекомендаций по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов, разработанных
Министерством образования и науки Российской Федерации от 11.02.2016 № 02-01-81/1100.
Программа спецкурса предназначена для обучающихся 10-11 классов, мотивированных на сдачу ЕГЭ по обществознанию и
рассчитана на 68 часов в году (2 ч.в неделю), итого 136 часов.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и
информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию.
Цель курса: совершенствование подготовки обучающихся по обществознанию для сдачи предмета в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
1. Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и
закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения.
2. Развивать методологическую культуру при
операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией,
текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.
3. Создать условия для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию.
4. Формировать умения и навыки поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
5. Формировать позитивное отношение к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа
выпускников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов вызывает трудности в
силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду
вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»),
слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы,
тренинги. В программе представлено оптимальное соотношение теоретических и практических занятий.
Ключевые содержательные позиции каждой линии предполагается рассмотреть на обзорной лекции, с привлечением наглядных
опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Предполагается использование
мультимедийного оборудования.

Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для
обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Тренинги позволят ученику выработать
определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Спецкурс оценивается. Итоговая работа предусмотрена. Контроль усвоения материала будет производиться в течение года в ходе
тренировочных, диагностических работ (по тестам «Статград»), пробных и репетиционных экзаменов.
Содержание учебной программы (10-11классы)
136ч.
Структура и содержание экзаменационной работы по обществознанию – 4 часа
Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и
расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа
и заданий с открытым развѐрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков.
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ – 132 часа
Природное и общественное в человеке. Системное строение общества. Основные институты общества. Понятие культуры. Формы и
разновидности культуры. Понятие общественного прогресса. Образование, его значение для личности и общества. Религия. Искусство.
Мораль. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ) Угрозы XXI века.
Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Мировоззрение и его виды. Виды знаний. Понятие истины и еѐ критерии. Наука. Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные науки.
Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодежь как социальная группа. Этнические общности.
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Социальный конфликт. Виды социальных норм.
Социальный контроль. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Социализация индивида. Семья
и брак.
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный
механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники
финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и
развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика. Рациональное
экономическое поведение.
Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, еѐ основные
ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита. Политические партии и движения. СМИ в политической
системе. Избирательная кампания в РФ. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной
власти РФ. Федеративное устройство России.

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической
ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права.
Порядок приѐма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов.
Особенности административной юрисдикции. Международное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности
уголовного процесса. Гражданство РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система.
Реализация спецкурсов, факультативных и элективных дисциплин обществоведческой и правовой направленности обеспечивает
возможность расширения объемов учебной работы обучающихся, связанной с формированием антикоррупционного воспитания,
формированием развитого правосознания, осуществлением профориентационной деятельности.
Примерная тематика курса
Основы правовых знаний

Основы рыночной экономики
Общество и личность

Дополнительная антикоррупционная составляющая курса
Коррупция и власть.
Глобальная конкуренция и проблемы коррупции.
Борьба с коррупционными правонарушениями.
Система антикоррупционных законов в Российской Федерации.
Коррупция как разновидность девиантного поведения.
Связь организованной преступности и коррупции.
Правовые и организационные меры предупреждения коррупции.
Национальный план противодействия коррупции.
Экономический аспект коррупции.
Коррупция – основа теневой экономики.
Коррупция в международном экономическом сотрудничестве.
Молодежь и коррупция.
Антикоррупционное мировоззрение
Гражданин и коррупция.
Гражданская активность – метод борьбы с коррупцией.
Профилактика коррупции в образовательных организациях.
Коррупция как социальное явление, ее понятие, сущность и формы.
Роль экономических, политических и нравственно-психологических факторов в системе причин.
Сознание, ответственность и правосознание, бессознательные формы восприятия правовой
действительности: стереотипы, заблуждения, привычки, интуиция, психологическая характеристика
правомерного и правонарушающего поведения

Планируемые результаты изучения спецкурса «Сложные вопросы обществознания», 10-11 класс
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;

соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и
науки в современном обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального
развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем.
Экономика
Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации
в банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных
групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное
потребительское поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую
жизнь общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП
(валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
Выделять критерии социальной стратификации;

анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного
рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести,
сущность и значение веротерпимости;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о
значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами
и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам,
уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного
права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и
высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ,
АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых
решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрений;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов,
процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
выявлять противоречия рынка;
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
раскрывать фазы экономического цикла;
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового
хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического
развития России.
Социальные отношения
Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;

выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям;
оценивать роль толерантности в современном мире;
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской
Федерации, давать им оценку;
выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления
отклоняющегося поведения;
анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации,
выделять проблемы;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль
СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Формы контроля







1.
2.
3.
4.
5.
6.

устный опрос;
тестирование (обучающее и диагностическое)
тестирование «Статград»;
творческое задание;
проблемное задание;
решение практических задач (в том числе повышенного и высокого уровня сложности).
Учебно-методическое обеспечение программы
ЕГЭ. Обществознание: тематические тренировочные варианты: 10 вариантов/ под ред. Баранова П.А. – М.: Национальной
образование, 2019 – 190с.
ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов/ под ред. Лазебниковой А.Ю. – М.: Национальной
образование, 2020 – 540с.
ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ П.А.Баранов– М.: Национальное образование, 2020. –
105с.
Кишенкова О.В. Обществознание. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения. – М.: Интеллект-Центр, 2017.
Обществознание. 10 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева. М., Просвещение, 2019.
Обществознание. 11 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой. М., Просвещение, 2019.

Список литературы для преподавателя
1. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 10 и 11 классы. – М.: Русское слово, 2017. – 22с.
2. Баранов П.А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: к учебнику «Обществознание. 11 класс. Базовый уровень»
под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.:АСТ: Астрель, 2018. – 159с.
3. Варывдин В.А. Право. Схемы, таблицы, определения. Учебно-методический комплекс. – М.: Педагогические общество России, 2017.
– 192с.
4. Ищенко В.М. Изучаем Конституцию Российской Федерации: Учебно-методическое пособие для преподавателей общественных
дисциплин. – Чебоксары: КЛИО, 2020. – 108с.

Кодексы РФ (Трудовой, Семейный, Уголовный, Административный, Гражданский – разные издания).
Конституция РФ (разные издания).
Кузнецов В.В. Юридический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 20017. – 314с.
Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2017. – 368с.
Основы государства и права России. Для преподавателей (методические рекомендации, задания и тесты)./ Сост. М.Н. Козюк. –
Волгоград: Учитель, 2018. – 57с.
10. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по обществознанию / Е.Л.Рутковская,
А.Ю.Лазебникова, Е.С.Королькова. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2019. – 96с.
11. Фомина С.А. Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. Задания повышенной сложности. – Волгоград:
Учитель, 2018.

5.
6.
7.
8.
9.

Список литературы для обучающихся
1. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник. – М.: Астрель, 2018. – 478с.
2. Варывдин В.А. Право. Схемы, таблицы, определения. Учебно-методический комплекс. – М.: Педагогическое общество России, 2017.
– 192с.
3. Кишенкова О.В. Обществознание. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения. – М.: Интеллект-Центр, 2017.
4. Конституция РФ (разные издания).
5. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2017. – 368с.
6. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по обществознанию / Е.Л.Рутковская,
А.Ю.Лазебникова, Е.С.Королькова. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2019. – 96с.
7. Школьный словарь по обществознанию./ под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. – М.: Просвещение, 2018.

Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету
http://ege.edu.ru/- официальный информационный портал Единого государственного экзамена;
http://old.fipi.ru/ - Открытый банк заданий на сайте Федерального института педагогических измерений;
http://www.consultant.ru/ - официальный сайт компании «КонсультантПлюс» (информационно-правовой портал);
http://www.ecsocman.edu.ru – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»;
http://www.garant.ru/ - информационно-правовой портал;
http://www.gov.ru/ - сервер органов государственной власти Российской Федерации;
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал;
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

http://минобрнауки.рф/ – официальный сайт Министерства образования и науки РФ.
http://www.финлагерь.рф – образовательный проект ПАКК (финансовая грамотность)
Календарно-тематическое планирование
(жирным шрифтом выделена антикоррупционная составляющая программы)
№
урока

1-4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Наименование раздела, темы урока

Количес
Содержание
тво
часов
Структура и содержание экзаменационной работы по обществознанию – 4ч.
Структура и содержание экзаменационной работы по
4
Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и
обществознанию
содержание письменной экзаменационной работы. Заполнение
бланка.
Человек и общество –24 ч.
Человек как результат биологической и социальной
1
Человек как результат биологической и социокультурной
революции
эволюции
Человек как результат биологической и социокультурной
Бытие человека
1
эволюции. Философские и научные представления о
Потребности и интересы человека
1
социальных качествах человека. Свобода и необходимость в
Деятельность человека
1
человеческой
деятельности.
Свобода
как
условие
Мышление и деятельность
1
самореализации
личности.
Выбор
в
условиях
альтернативы
и
Цели и смысл жизни человека
1
ответственность за его последствия.
Самореализация
1
Молодежь
и коррупция.
Индивид, индивидуальность, личность
1
Антикоррупционное мировоззрение
Внутренний мир человека
1
Гражданин и коррупция.
Сознательное и бессознательное
1
Гражданская активность – метод борьбы с коррупцией.
Самопознание
1
Профилактика коррупции в образовательных организациях.
Поведение
1
Коррупция как социальное явление, ее понятие, сущность и
Свобода и ответственность
1
формы.
Социум как особенная часть мира
1
Роль экономических, политических и нравственноОбщество и природа
1
психологических факторов в системе причин.
Взаимосвязь сфер общества
1
Сознание,
ответственность
и
правосознание,
Социальные институты
1
бессознательные
формы
восприятия
правовой
Многовариантность общественного развития
1
действительности: стереотипы, заблуждения, привычки,
Общественный прогресс
1
интуиция, психологическая характеристика правомерного
Процессы глобализации
1

25
26-28

Глобальные проблемы человечества
Контрольный урок

29
30
31
32
33
34
35
36-38

Познание мира
Формы познания
Истина, ее критерии
Виды человеческих знаний
Научное познание
Социальные науки
Социальное и гуманитарное знание
Контрольный урок

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55-57

Социальное взаимодействие
Социальные группы
Социальный статус
Социальная роль
Социальная стратификация
Социальная мобильность
Социальные нормы
Отклоняющееся поведение
Социальный контроль
Семья и брак
Демографическая и семейная политика РФ
Молодежь
Этнические общности
Межнациональные отношения
Социальный конфликт
Социальные процессы в РФ
Контрольный урок

58
59

Экономика: наука и хозяйство
Экономическая культура

1
и правонарушающего поведения
3
Научное познание общества – 10ч.
1
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы
1
мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание.
1
Формирование образа «я». Самосознание индивида и
1
социальное поведение. Самооценка личности. Философия.
1
Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность
1
человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема
1
познаваемости мира. Понятие истина, еее критерии.
3
Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных
исследований. Наука. Основные особенности научного
мышления. Естественные и социально- гуманитарные науки.
Особенности социального познания.
Социальная сфера – 19 ч.
1
Социальная стратификация и социальное расслоение. Критерии
стратификации. Статус как обобщенный показатель стра1
тификации. Приписываемый и достигаемый статусы. Открытое и
1
закрытое общества. Статусный набор и смена статуса. Основные
1
виды
социальной
мобильности.
Причины
групповой
1
мобильности.
Роль
семьи
в
развитии
общества.
Функции
семьи
1
и брака. Семья как социальный институт и малая группа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
Экономическая сфера – 21 ч.
1
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и
факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры.
1

60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76-78

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

Экономическое содержание собственности
1
Политика защиты конкуренции и антимонопольное
законодательство.
Экономические системы
1
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Многообразие рынков
1
Постоянные и переменные затраты. Основные источники
Измерители экономической деятельности
1
финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные
Экономический цикл. Экономический рост
1
бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента.
Разделение труда. Специализация
1
Основы маркетинга.
Обмен, торговля
1
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и
Государственный бюджет. Мастер – класс «Доходы,
1
последствия инфляции.
расходы, бюджет» сайт http://www.финлагерь.рф
Рынок труда. Безработица.
Государственный долг
1
Экономический аспект коррупции.
Денежно-кредитная политика. Мастер-класс,
сайт
1
Коррупция – основа теневой экономики.
http://www.финлагерь.рф
Коррупция в международном экономическом сотрудничестве.
Налоговая политика
1
Мировая экономика
1
Экономика
потребителя.
Мастер-класс,
сайт
1
http://www.финлагерь.рф
Экономика производителя. Мастер-класс,
сайт
1
http://www.финлагерь.рф
Рынок труда
1
Безработица
1
Контрольный урок
3
Политическая сфера –16 ч.
Власть
Политическая система
Государство
Государственный аппарат
Избирательные системы
Политические партии
Политическая идеология
Политический режим
Местное самоуправление
Политическая культура
Гражданское общество
Правовое государство
Политическое участие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Понятие власти. Государство, его функции. Политическая
система. Типология политических режимов. Демократия, ее
основные ценности и признаки. Гражданское общество и
государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в
современной России. Политические партии и движения. Средства
массовой информации в политической системе общества.
Политическая идеология.

92-94

Контрольный урок

95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115117

Право в системе социальных норм
Система права
Источники права
Правовые акты
Правоотношения
Правонарушения
Конституция РФ
Публичное и частное право
Юридическая ответственность
Отрасли права
Правовые основы брака и семьи
Международные документы по правам человека
Система судебной защиты прав человека
Основы конституционного строя РФ
Федерация, ее субъекты
Ветви власти РФ
Институт президентства
Правоохранительные органы
Международная защита прав человека
Правовая культура
Контрольный урок

3
Право – 23 ч.
1
Правовая система. Публичное и частное право. Многообразие
форм и видов правовых норм. Институт права. Основные отрасли
1
права. Основные признаки юридической ответственности. Пред1
ставление о государственном принуждении.
1
Коррупция и власть.
1
Глобальная конкуренция и проблемы коррупции.
1
Борьба с коррупционными правонарушениями.
1
Система антикоррупционных законов в Российской
1
Федерации.
1
Коррупция как разновидность девиантного поведения.
1
Связь организованной преступности и коррупции.
1
Правовые и организационные меры предупреждения
1
коррупции.
1
Национальный план противодействия коррупции.
1
1
1
1
1
1
1
3

118
119
120
121
122
123
124
125
126
127129

Культура и духовная жизнь
Формы и разновидности культуры
СМИ
Искусство
Наука
Образование
Религия
Мораль
Тенденции духовной жизни современной России
Контрольный урок

Духовная жизнь общества – 12ч.
1
Духовная составляющая жизни человека и общества.
Образование и наука. Религия. Мораль и нравственность.
1
1
1
1
1
1
1
1
3

130136

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Решение КИМ

7

Контрольно-измерительные материалы курса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».