Приложение к программе дополнительного образования (приказ №70/6-од от 31.08.2023) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Студия танца «Dance style» Возраст обучающихся: 7-18 лет Срок реализации: 1 год Автор-разработчик: Гладких Юлия Алексеевна, педагог дополнительного образования г. Артемовский 2023 Пояснительная записка Направленность программы «Хореография» по содержанию является художественно-эстетической и рассчитана на детей с разной степенью одаренности и склонности к танцевальному искусству ; по функциональному предназначению–досуговой, учебнопознавательной и общекультурной; по форме организации – групповой, кружковой, общедоступной; Танец - искусство многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы. В океане дополнительного образования программа по хореографии - это всего лишь маленький остров, согретый лучами любви к искусству и детям, вступая на который ребенок не только продвигается к вершине мастерства, преодолевая трудности образовательного процесса, но и постоянно находится в коллективе единомышленников, развивается духовно, эмоционально, интеллектуально, физически, приобретает навыки грациозных движений, участвует в концертных выступлениях, учится аккуратности, целеустремленности. И преодолев часть пути к вершине мастерства, вовсе не обязательно становиться профессиональным танцором или избирать путь педагога – балетмейстера. Достаточно уметь красиво двигаться, чувствовать музыку, легко общаться с окружающими людьми и пронести по жизни любовь к танцу. Задача педагога – развить творческие способности ребенка, осуществить дифференцированный подход к личности и гуманизацию учебного процесса, направлять усилия воспитанников на достижение поставленных целей. Здесь активно используется идея социально-педагогического взаимодействия: «родитель – воспитанник – педагог». Программа составлена на основе нормативно-правовых актов: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р; постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; устав МАОУ СОШ №56. Актуальность программы Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения сохранения и укрепления здоровья учащихся. Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают благоприятное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы организма. Позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость, способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве, способствовать развитию ловкости и координации движений. Танец имеет большое воспитательное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народови различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков. Актуальность программы также обусловлена социальным заказом на гуманистическую направленность образования и необходимостью художественного воспитания личности ребёнка, формирования общей культуры, возможностью последующей самореализации в жизни. НОВИЗНА ПРОГРАММЫ состоит в том, что она в отличие от изученных программ данного профиля комплексная, направлена на синтез классической, народной, историко-бытовой и современной хореографии, а также включает набор интегрированных дисциплин, которые помогают учащимся адаптироваться к репетиционно-постановочной работе. Программа вариативная, модульная по форме. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося. В данной программе учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и эстрадный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры. Отличительной особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения. Занятия направлены не столько на профессиональное обучение танцевальному искусству, сколько на раскрепощение детей и их личностный рост. Поэтому, в отличие от существующих танцевальных программ, которые в основном строятся в рамках какогото одного направления, этот курс дает возможность овладеть разнообразием стилей, что в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности. Важной отличительной особенностью программы является то, что дети начинают выступать перед зрителями уже с первого года обучения. Это развивает опыт сценической практики, закаляет детей морально, повышает самооценку и развивает мотивацию к обучению. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это –принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: терпению, активности, самостоятельности, трудолюбию. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Программный материал изложен с учетом возрастных особенностей детей, их физической и психологической подготовки. Освоение материала идет последовательно - каждая ступень обучения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала, но по спирали, что развивает умения и навыки, закрепляет их на более высоком уровне. Основная задача – научить сознательному отношению к своим движениям, увлечь, заинтересовать, побудить желание танцевать. Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте 7-18 лет. Условия набора учащихся: свободный набор, по заявлению родителей (законных представителей). Принимаются все желающие физически здоровые дети с 7 лет, имеющие склонность к танцевальной деятельности. Необходимо также заключение врача поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям. В объединение принимаются и мальчики и девочки. Цель данной Программы: эстетическое развитие воспитанников в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников. В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи: Обучающие: Художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца; Формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков; Формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня, гигиена). Воспитательные: Воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности; Воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве; Формирование нравственных представлений. Развивающие: Развитие творческих способностей обучающихся; Развитие умений коллективной и творческой деятельности; Развитие эмоционально-волевых качеств. При проведении занятий учитывается: Уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные особенности; Самостоятельность ребенка; Особенности мышления. Познавательные интересы. По временным и возрастным характеристикам образовательная программа выстроена по ступеням, взаимосвязанным между собой: последующая ступень является развитием, совершенствованием предыдущей. Каждая ступень программы имеет цель, решает определенные задачи и предполагает конечный результат. Теоретические и практические занятия интегрированы в учебно-тематическом плане. Также возможны изменения последовательности той или иной темы. Ожидаемые результаты: К концу обучения по данной программе обучающиеся должны знать: Основы хореографической грамотности; Правила самостоятельной и коллективной работы; Стилевые особенности хореографии Уметь: Сочинять танцевальные этюды, сюжетные и бессюжетные танцы; Грамотно работать с музыкальным материалом; Использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизнедеятельности. Личностные – развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. Метапредметные – результатом изучения программы является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные – формирование навыков работы в области хореографии, применения приемов и методов работы по программе, воспитание основ культуры труда, приобретение опыта творческой и проектной деятельности. Методическое обеспечение Учитывая, что в хореографический кружок часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки. Обучающиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации. Отчеты танцевальной студии могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями детей на воздухе, на открытой площадке в майские праздники, в дни зимних каникул танцевальная студия принимает участие в играх и танцах детей вокруг елки. На занятия, обучающиеся должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует. Обувь тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек. Преподаватель должен иметь раздаточный материал: эскизы костюмов. Также в классе должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки и т.д. Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками. I с т у п е н ь обучения Цель: начальное, музыкально-ритмическое развитие детей, выявление интереса и способностей детей к танцу. Задачи: 1.Дать детям необходимые двигательные навыки. 2.Развить музыкальность, умение связывать музыку с движением. 3.Развить костно-мышечный аппарат: помочь устранить нарушения 4.Развить творческую активность детей. осанки и развить физически. Учебный план I ступень 1 год обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов всего теория практика Раздел 1 1 Формы аттестации (контроля) Учебно-тренировочная работа.. 1.1 Вводное занятие 1 1 1.2 Подготовительные упражнения 3 1 1.3 Основные позиции, положения 4 1 1.4 Элементы партерной гимнастики 5 2. Формы организации занятий беседа игра 2 Рассказ,тренировоч ные упражнения Опрос 3 Беседа,тренировоч ные упражнения опрос 5 Раздел 2. «Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности» 2.1 Развитие ритма 4 4 беседа,тренировочн Опрос,трениров ые упражнения очное упражнение 2.2 Развитие координации и двигательнослуховых навыков 4 4 беседа,тренировочн ые упражнения, самостоятельная Тренировочное упражнение работа Раздел 3. 3. «Хореографическая азбука» 3.1 Упражнения для развития отдельных групп мышц и частей тела 3 1 2 беседа,тренировочн Опрос,трениров ые упражнения очное упражнение 3.2 Упражнения для выработки силы , пластичности и выразительности рук 3 1 2 беседа,тренировочн Опрос,трениров ые упражнения очное упражнение Раздел 4. 4. 4.1 5. Элементы танца 2 Раздел 5. «Занятия на середине зала» 2 беседа, тренировочные упражнения Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа «Постановочно-репетиционная работа» 5.1 Постановка танцев на основе изученных элементов 3 3 беседа, тренировочные упражнения Опрос, самостоятельная работа 5.2 Отработка элементов танца 4 4 беседа, тренировочные упражнения Опрос, самостоятельная работа 6. Раздел 6. « Концертная деятельность» 6.1 Выступления Самостоятельная работа 1 ИТОГО ЧАСОВ: 37 5 Самостоятельная работа 32 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 ступень обучения Раздел 1. Учебно-тренировочная работа Тема 1.1: Вводное занятие. Цель: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике безопасности. Содержание материала: данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены. Тема 1.2:Подготовительные упражнения. Цель: Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт. Содержание материала: Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкально-пространственные упражнения. Тема 1.3: Основные позиции, положения Цель: Развивать выворотность и силу ног, правильную постановку тела. Развить костно-мышечный аппарат: помочь устранить нарушения осанки и развить физически. Содержание материала: Специфика танцевального шага и бега. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса на середине зала . Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 на середине зала. Тема 1.4: Элементы партерной гимнастики. Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела. к Содержание материала: комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. Раздел 2. «Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности». Тема 2.1: Развитие ритма Цель: Развивать ритмический слух, чувство ритма. Содержание материала: отхлопывание в ладоши простого ритмического рисунка по показу и по слуху; ходьба с хлопками; ускорение и замедление ходьбы ( бега) при изменении звучащей музыки; переход с ходьбы на бег ( и обратно) при изменении ритма темпа, характера музыки. Тема 2.2: Развитие координации и двигательно-слуховых навыков Цель: Создание условий для развития координации движений и эмоциональной выразительности обучающихся путем повторения и отработки пройденных движений. Содержание материала: знать основные понятия - по линии танца, поклон, координация, движение, различные виды ходьбы, спиной в круг, лицом в центр круга. Раздел 3. «Хореографическая азбука» Тема 3.1 Упражнения для развития отдельных групп мышц и частей тела Цель: обретение чувствования и осознанности собственного «Я», развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств Содержание материала: Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения) Тема 3.2 Упражнения для выработки силы , пластичности и выразительности рук Цель: научиться владеть своими руками под музыку и перед зеркалом Содержание материала: упражнения различного характера- мягкие, резкие, плавные, отрывистые. Вращение кистей от локтя и в плечевом суставе. Волны, ножницы, подъёмы и опускания. Различные движения в национальном характере. Всевозможные упражнения на усмотрение педагога. Раздел 4. «Занятия на середине зала» Тема 4.1 Элементы танца Цель: выполнять различные танцевальные движения, вырабатывать грацию и пластичность Содержание материала: Уметь исполнять танцевальный шаг, бег, прыжки, подскоки. Элементы детского танца: построения, перестроения, переходы, подражательные и игровые элементы танца. Элементы русского народного танца. Работа по диагонали. Работа в парах Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа» Тема 5.1 Постановка танцев на основе изученных элементов Цель: Развитие исполнительского мастерства и артистизма Содержание материала: Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции ,танцевальные этюды Тема 5.2 Отработка элементов танца Цель: Работа над четкостью исполнения движений и над синхронностью исполнения движений Содержание материала: Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции, создание музыкальнодвигательных образов и сюжетно-тематических картин ,работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца Раздел 6. « Концертная деятельность» Тема 6.1 Выступления Цель: Диагностика танцевальных навыков приобретенных за первую ступень обучения Содержание материала: Отчётный концерт, выступления К концу первой ступени обучения дети должны знать/ уметь: 1.Как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку. 2.Иметь навык легкого шага с носка на пятку. 3.Приобрести пластику. 4.Знать позиции ног и рук классического танца. 5.Знать правила постановки ног у станка (при выворотной опоре). 6.Знать положение ног. Знать разницу между круговым движением и прямым. 7.Уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при двухтактовом вступлении, вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения (марш 4/4). 8.Уметь чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного) и уметь передать его в шаге. 9.Уметь изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца, выразить образ в родном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д. 10.Распознать характер музыки, уметь исполнить движения, ходы, элементы русского танца. Литература для педагога 1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 2. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка». - М.: «Владос» 2003г. 3. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». - М.: «Владос» 2004г. 4. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Этюды». - М.: «Владос» 2005г. 5. Афанасенко Е.Х, Клюнеева С.А., Шишова К.Б «Детский музыкальный театр.Программы, разработки занятий, рекомендации». 6. Горшкова Е.В. 7. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., «Народно-сценический танец» - М, 1976г. 8. Климов А. «Основы русского танца» - М. 1994г. 9. Нечаев М.П «Адаптированная воспитательная система в современной школе» М. 2008г.