Управление образования Артёмовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Радуга» (34 часа)
4 класс
г.Артемовский, 2025
1. Результаты освоения внеурочной деятельности:
Программа внеурочной деятельности «Радуга» создана на основе программы «Самология», разработанная
Пермскими учителями. Основоположником этой программы считается А. Мунк. Предмет “Самология” позволяет
содействовать развитию детей, дает возможность ученику в начальной школе выразить мир своих чувств, представлений
и увидеть, что другие делают это по-своему. Узнавать себя и узнавать других людей - одна из образовательных задач
этого предмета. Постепенно формирующаяся психологическая культура ученика младших классов будет для него базой
в решении сложных вопросов подросткового периода, базой принятия решений в ситуациях выбора, которые нередко
осуществляются в условиях социального давления сверстников или старших детей. Помочь ученику стать духовно более
сильным, понимающим и адекватно оценивающим обстоятельства, такая возможность есть на уроках “Самологии”.
Педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка духовности, основанной на общечеловеческих
ценностях, воспитание себя самого как личности, устремленной к созиданию совершенства, гармонии и красоты.
В современной школе характерно преимущественно воздействие на интеллект ребенка, в то время как его духовный мир
тоже нуждается в развитии. Именно поэтому в школе так необходим предмет, развивающий не только умственные
способности, но и душу ребенка.
Цель программы: духовное развитие личности через природу, через культуру, искусство, живопись, музыку, через
гармоничное развитие личности.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1) Воспитание
2) Развитие и совершенствование через природу душевных качеств, таких как доброта, милосердие, жертвенность,
благородство души, любовь, трудолюбие, чистота, щедрость, целеустремленность, сострадание, счастье и другие.
3) Развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей
4) Воспитание в душе ребенка гармоничного видения мира.
Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач используются содержательные и технологические
средства реализации.
Невозможно представить духовное воспитание ребенка без музыки, живописи, поэзии. Но как сделать так, чтобы беседы
об этом оставили след в сердце ребенка, независимо от уровня его развития. На занятиях не разбирается и не изучается
творчество художников или писателей. Здесь главное – зажечь детей удивительным ощущением мира этих необычных
людей.
Детям рассказываются яркие фрагменты из жизни писателей, художников и поэтов, о самом сокровенном в их жизни и
творчестве. Слова из дневников и писем самих художников, поэтов и писателей о том, что влечет их души и заставляет
творить, помогают установить живую связь между художником и душою ребенка. Детям также предлагается много
сюжетных и тематических игр, служащих развитию души ребенка. Программа направлена на решение задач
формирования общей культуры ребенка, расширение его кругозора и поля социальной практики, удовлетворение
общих познавательных потребностей детей через творческое самовыражение в ходе психологических и ролевых игр и
изобразительной, а главное речевой деятельности. Воспитание имеет внутреннее противоречие: не срабатывает сразу
обратная связь- результатов воспитательной работы сразу не увидишь. Методологической основой нравственного
воспитания является этика - наука о морали. Мораль - это система принципов, норм и правил, регулирующих поведение
человека.
Нравственность не зависит ни от какой религии, ни от какой философии, ни от каких идеологических взглядов, ни от
человеческой расы, национальности. Духовность - это в первую очередь любовь. Любовь к человеку, любовь к Земле,
любовь к Природе, любовь ко всему, что есть в мироздании. Духовность - это не только умение любить, но и умение и
неистребимое желание нести добро. Нести добро всем: и людям, и животным, и растениям, и земле, и воде, и горам, и
долинам, то есть всему, что есть в окружающем нас мирозданье. Духовность - это умение жить не для себя, не ради себя,
а для всех, ради всех, ради общего блага. Такое духовное отношение к окружающему миру у детей воспитывает
программа «Радуга».
Цель и задачи
Цель: Воспитание у детей активной позиции как по отношению к своей жизни, к своей судьбе, так и ко всем
сторонам современной жизнедеятельности, к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Выработать систему ценностных ориентаций.
2.Формирование духовной культуры детей.
3. Формировать познавательные интересы личности ребенка, через интеграцию систем мировой и отечественной
культур;
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, освоение детьми положительного
социального опыта
2. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и
т.д.).
3. Воспитание бережного отношения к природе и ко всему живому.
Развивающие задачи:
1. Развивать личность ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение речевой деятельностью.
2.Развивать внимательность, наблюдательность, творческое воображение. фантазии через совместную деятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как
основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция
обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на
моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных
действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и
анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том
числе овладеют действием моделирования.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать
позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно
воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях,
важнейшими компонентами которых являются тексты.
2.Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Внеурочная деятельность «Радуга» состоит из 4 блоков, тематика которых направлена на познание собственных
мыслей, раскрытие творческих сил. Каждый блок – это частица одного огромного мира. «Я вижу. Я думаю. Я знаю. Я
могу»-так в конечном итоге ребёнок размышляет над собственным миром и миром, в котором он живёт. Программа
отвечает на вопрос: «Какой я в этом мире?».
Изучение программы «Радуга» организуется в самых разных формах: беседы, ролевые игры, психотехники, тренинги,
практикумы по общению и этикету.
Игры составляют важную часть занятий: они должны развивать душу ребёнка. В процессе игры дети должны научиться
думать и о себе, и о других, ставить себя на место другого человека, анализировать, сравнивать, обобщать. Игра – это
способ взаимодействия между детьми. Игры помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя комфортно. Важно
вести разговор с детьми до игры, в процессе игры и после игры. Главное обсудить с детьми результаты игры,
поинтересоваться настроением, обсудить различные спорные ситуации.
На занятиях предлагается работа со сказкой, как повод к размышлению. Сказку дети понимают и чувствуют лучше
всего. Сказку анализируют, над сказкой размышляют, сказку сочиняют, сказку рассказывают. Презентация или
рассказывание своей сказки есть высшая степень доверия ребёнка своему коллективу, учителю. Герои сказочного мира
сопереживают друг другу, выручают, помогают, огорчаются и учатся прощать. При работе над сказкой главное дать
детям возможность раскрыться, свободно выразить свою точку зрения и объяснить её.
Самое важное в этом сокровенном разговоре - не давать детям уже оформившееся понимание, свои взрослые мысли, а
пригласить детей в мир добродетелей, открыть перед ними мир полный доброты, милосердия и радости.
В процессе изучения тем дети оформляют альбом, в котором собираются все материалы и оформляют каждую тему в
зависимости от собственной фантазии. Раскрашивание, штрихование, оформление своей сказочной истории закрепляют
образы героев, их характеры. Помогают визуализировать их образы.
Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и
ценностный ряд:
-Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
-Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде
-Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками,
учениками и учителем. Учитель организует конструктивную совместную деятельность.
Содержание программы внеурочная деятельность «Радуга» направлено на целостность процесса психического и
физического, умственного и духовного развитая личности ребенка.
Планируемые результаты
Раздел «Личностные универсальные учебные действия»
У выпускника будут сформированы:
1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
2.
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы;
3.
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
4.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
5.
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
6.
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
7.
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
8.
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой;
9.
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
1. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
2.
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
3.
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой
жизни;
4.
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,
направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
1.
принимать и сохранять учебную задачу;
2.
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане;
3.
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
4.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
5.
адекватно воспринимать оценку учителя;
6.
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
7.
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
2.
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
3.
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
4.
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
1.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы;
2.
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
3. основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из текстов разных видов;
4.
осуществлять синтез как составление целого из частей;
5.
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
6.
устанавливать причинно-следственные связи;
7.
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
1.
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
2.
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
1.
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с
его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3.
формулировать собственное мнение и позицию;
4.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
5.
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
6.
задавать вопросы;
7.
контролировать действия партнера;
8.
использовать речь для регуляции своего действия;
9.
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
1.
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
2.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
3.
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
4.
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
5.
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
6.
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
7.
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
8.
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
9.
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
10. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
1. находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
2. определять тему и главную мысль текста;
4. вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
5. сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
6. понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров,
доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию);
7. понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
8. понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные
средства текста;
9. использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в
соответствии с целью чтения;
10. ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
1. пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
2. составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
Составлять небольшие тексты на заданную тему.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
1. высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о придуманном тексте;
2. оценивать содержание текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
3.участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
•-соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
В процессе изучения программы дети получат возможность создавать собственные «Разноцветные страницы» - это
страницы знаний, которые соответствуют каждой теме программы. Итогом работы над программой будет своеобразное
портфолио – альбомы с детскими работами за все 4 года обучения. В нём останутся рисунки, творческие работы,
сочинения, результаты анкет, схемы, таблицы, генеалогическое древо семьи, мини – исследования.
Режим и место проведения занятий: реализация программы будет проводиться в виде теоретических и практических
занятий, согласно составленному расписанию, 1 раз в неделю, во 2-ой половине учебного дня. Занятия будут
проводиться в коллективной, групповой, индивидуальной форме. Место проведения занятий - классный кабинет.
Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа рассчитана на 4 года, 34 часа (в год), занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует
межпредметные связи с музыкой.
3.Тематическое планирование.
1 класс
№
п\п
1-2.
3-4.
Тема занятия
Мир сердца
Мир моей семьи
5-7.
Мир школы.
8-9. Искусство видеть мир.
10-12. Голоса картин.
13-14. Живущие музыкой
15-17. Тайны творчества
18-20. Дотронемся до радуги и звёзд.
21-22. О чём шепчутся деревья и цветы.
Количество
Содержание занятия
часов
2
Я и моя семья
2
Я, моя семья, дом, фамилия; родные люди, их планы,
желания, мечты, проблемы.
Самое драгоценное слово – мама: материнство,
женственность, нежность.
Самое дорогое слов – папа: отцовство, мужественность, сила
и добро.
Семья – семь «Я». Бабушки и дедушки: уважение, почтение,
забота.
Мой дом – моё семейное царство.
3
Я – ученик 1 класса. Моя школа. Мои учителя. Что такое
урок? Переменка – это перемена деятельности. Культура
поведения на уроке и перемене.
Школьные законы. План школы. Где в школе поджидают
опасности. Что делать, если со мной что-то случилось.
Мой класс. Как прожить без ссор и драк. Чувство
товарищества. Взаимоподдержка.
2
Понятие «Живопись»
3
Живопись учит смотреть и видеть.
В природу надо входить. Уроки художника. Картины,
залитые солнцем.
2
Прислушайся к звукам мира. Сердце композитора.
3
Знакомство с великими живописцами
3
Моя Родина. Малая Родина. Любимые уголки природы.
Природа как вдохновительница творческой фантазии людей.
Волшебные сказки о природе.
2
Природа - источник жизни на Земле. Многообразие
23-25. Мир животных.
3
26-28. Животный мир и человек.
29-30. Мир и единство человечества.
31-32. Вселенная и космос.
3
2
2
33.
Земля - наш дом.
Итого
1
растительного мира на планете. Кто лучше слышит?
Животный мир и человек. Угадай, кто я? Что мы знаем о
животных. Кто где живёт.
Понятие -экология
Понятие- духовные ценности
Космос и его бесконечность. Взаимосвязь человека и
космоса.
Наше Солнце. Планеты и их спутники. Земля и Луна.
Волшебные сказки звёздного неба. Легенды древних греков о
звёздах (Полярная звезда, Мицар) и созвездиях.
Открытие эры космонавтики. Юрий Гагарин – первый
космонавт на нашей планете. Качества личности
космонавтов.
Жил – был человек…
Диктант ценностей. Жизнь взрослых и мир детей. Добро и
бескорыстие.
33
№ п/п
Тема занятия
2 класс.
Количество
часов
1-2.
Мир сердца
2
3-4.
Мир моей семьи
2
Содержание занятия
Родственные связи, семейные узы. Династии, кланы.
Род, родословное древо, честь семьи, гордость за свою
фамилию.
«Мой дом – моя крепость». Мои обязанности в домашнем
труде.
Я – ученик 2 класса. Мои воспоминания о 1 классе. Мои
летние каникулы.
История возникновения и жизни моей школы. Выпускники
моей школы.
Если бы я был учителем…
5-7.
Мир школы.
3
8-9. Искусство видеть мир.
10-12. Голоса картин.
2
3
13-14. Живущие музыкой
2
15-17. Тайны творчества
3
18-20. Дотронемся до радуги и звёзд.
3
21-22. О чём шепчутся деревья и цветы.
2
23-25. Мир животных.
26-28. Животный мир и человек.
29-30. Мир и единство человечества.
3
3
2
31-32. Вселенная и космос.
33-34. Земля - наш дом.
Итого
2
2
34
Науки, которые я изучаю в школе.
Для кого я учусь?
Законы школьной жизни. Правила поведения в школе.
Чистота класса и моя личная гигиена.
Мои одноклассники. Что такое дружба? Что такое конфликт.
Дела моего класса в школьной жизни.
Чему может научить художник. В каждой из форм –
совершенство.
Сила музыки. Как стать знаменитым.
Моя Родина. Особенности природы родного края. Любимые
уголки природы. Красота природы в творчестве людей.
Лес – наш друг и наше богатство. Правила друзей леса.
Культура поведения в лесу. Какие опасности подстерегают
людей в лесу. Разговоры с природой.
Лесные характеры. Самое необыкновенное животное. Как
кормить зверей и птиц.
Человек – маленькая частичка огромного и великого мира
Вселенной. Влияние Космоса на жизнь и здоровье людей
(излучения, фазы, притяжения).
Что изучает наука Астрономия. Космическое пространство.
Млечный путь. Созвездия. Звёзды. Планеты. Кометы.
Загадки и тайны Космоса.
Что изучает наука Астрономия. Космическое пространство.
Религии мира о добре. Мудрые правители.
Лес – наш друг и наше богатство.
Культура поведения в лесу.
Человек – маленькая частичка огромного и великого мира
Вселенной. Влияние Космоса на жизнь и здоровье людей
(излучения, фазы, притяжения).
Что изучает наука Астрономия. Космическое пространство.
Религии мира о добре.
№
п/п
Тема
3 класс.
Количество
часов
1-2.
Мир сердца
2
3-4.
Мир моей семьи
2
5-7. Мир школы.
8-9. Искусство видеть мир.
10-12. Голоса картин.
3
2
3
13-14. Живущие музыкой
2
15-17. Тайны творчества
3
18-20. Дотронемся до радуги и звёзд.
3
Содержание
Моё место на генеалогическом древе. Мама, папа и я дружная семья. Всегда ли мы стараемся понять друг друга,
помочь друг другу? Радость примирения, взаимоуважение,
взаимопонимание.
Моя семья в счастье и в горе, в будни и праздники.
Семейные традиции. Семейные торжества. Законы
гостеприимства. Искусство дарить и принимать подарки.
Я – ученик 3 класса. Мои добрые и грустные воспоминания
о 1 и 2 классе. В чём бы я хотел стать лучше в 3 классе.
История развития моей школы. Кто из замечательных
людей в ней учился. Школьные традиции в праздники и в
будни.
Кто в школе главный? Чем занимается завуч в школе? Что
значит – быть директором школы?
Если бы я был директором школы…
Фантазии о школе будущего.
Вдохновение – это сама работа. Мир и палитра души.
Музыка слова. Звуки нашего мира.
Любимый уголок природы. Загородная прогулка. Культура
поведения на природе. Особенности снаряжения. Помощь
при несчастных случаях. Приготовление пищи. Опасность
клещей…
Удивительный мир запахов. Дожди, росы- друзья растений.
Откуда появились цветы.
Что мы знаем о животных. Животные – рекордсмены.
Необыкновенные животные.
Вселенная Галактики. Звёздные системы. Солнце.
21-22.
23-25.
26-28.
29-30.
31-32.
33-34.
Итого
О чём шепчутся деревья и цветы.
Мир животных.
Животный мир и человек.
Мир и единство человечества.
Вселенная и космос.
Земля - наш дом.
№
п/п
Тема
2
3
3
2
2
2
34
4 класс
Количество
часов
1-2.
Мир сердца
2
3-4.
Мир моей семьи
2
5-7.
Мир школы.
3
Солнечная система. Планеты. Спутники планет.
Туманности. Кометы. Метеориты. Легенды о
происхождении жизни на Земле.
Точка зрения. Нужно ли уметь спорить? Азбука мудрости.
Что мы знаем о животных.
Животные – рекордсмены.
Вселенная Галактики.
Звёздные системы. Солнце. Солнечная система.
Легенды о происхождении жизни на Земле.
Содержание
Эстетика квартиры. Искусство интерьера, гигиена жилища.
Функциональные зоны для всех членов семьи. Домашняя
библиотека.
Моё рабочее место.
Наша кухня. Фирменное блюдо нашей семьи
Я – ученик 4 класса. Какие события 1-3 классов заставляют
меня вернуться в прошлое.
Моя школа и родной город. Сотрудничество школы.
Школы нашего района и города. Моя школа и я. Школьные
законы.
Мой класс и я. Что такое дружеские, товарищеские и
приятельские отношения? Сколько человек может дружить
одновременно? Совместная учёба, труд и отдых.
Умение радоваться успехам моих товарищей по классу.
Совместные дела.
Волшебная палитра земли. Оттенки цвета.
Описание природы в прозе и в поэзии.
8-9.
Искусство видеть мир.
2
10-12. Голоса картин.
3
13-14. Живущие музыкой
2
15-17. Тайны творчества
3
18-20. Дотронемся до радуги и звёзд.
3
21-22. О чём шепчутся деревья и цветы.
2
23-25.
26-28.
29-30.
31-32.
Мир животных.
Животный мир и человек.
Мир и единство человечества.
Вселенная и космос.
33-34. Земля - наш дом.
Итого
3
3
2
2
1
34
Радость от света солнца и зелени травы. Красота слова и
звуков музыки.
Природа и цивилизация. Природа в городе. Экология
природы и человека. Милосердие, гуманизм и мудрость
человека по отношению к своей матери – природе.
Явная и тайная жизнь леса. Тишина и звуки в лесу.
Чтобы лес стал как книга.
Сказки о цветах, деревьях, растениях.
Происхождение человека. «Мы в ответе за тех, кого
приручили»…
Космос и Вечность. Взаимосвязь космоса и мира человека.
Влияние жизни космоса на различные изменения в
природе, на самочувствие людей и животных.
Наука Астрономия и история её развития. Знаменитые
учёные астрономы.
Космическое время. Парадоксы времени.
Люди, которых я уважаю больше всех. Люди, чьё уважение
я хочу заслужить. Религии мира о милосердии и
сострадании.
Чтобы лес стал как книга.
Сказки о цветах, деревьях, растениях.
Космос и Вечность. Взаимосвязь космоса и мира человека.
Наука Астрономия и история её развития. Знаменитые
учёные астрономы.
Жизнь взрослых и мир детей. Добро и бескорыстие.