Управление образования Артёмовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Путешествие в мир возможностей» (34 часа)
2 класс
г. Артемовский, 2025
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир возможностей»» направлено на достижение комплекса результатов в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом
учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут
сформированы следующие результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
основные сферы профессиональной деятельности человека;
основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
предприятия и учреждения микрорайона, города;
основные приёмы выполнения учебных проектов;
Обучающийся получит возможность:
оперировать основными понятиями и категориями;
рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;
пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной,
художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебнопознавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Обучающийся получит возможность:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и
умениях.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта
общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и
второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы,
таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Обучающийся получит возможность:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских
задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную,
схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно
использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая
различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять
доброжелательное отношение к партнёрам;
Обучающийся получит возможность:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить
монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их
взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения,
презентации).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
Определять основные сферы профессиональной деятельности человека;
Определять основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Определять предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Определять основные приемы выполнения учебных проектов.
Обучающийся получит возможность:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Перед младшим школьником не стоит проблема выбора
профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший
школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то
время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное
влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на профориентационное образование, сделает учёбу в
школе единым преемственным образовательным процессом. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с
интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего города.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших учеников в будущем.
Задачи:
Образовательные:
формирование и развитие представления у детей о широком спектре профессий и их особенностях;
формирование уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
расширение знаний детей о разных профессиях.
Развивающие:
развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе
решения проблемы.
Воспитательные:
формирование положительного отношение к труду и людям труда;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с профессиями, расширение знаний об истории и традициях своего народа,
формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность
расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Программа занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать различные виды своих способностей.
В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих
способностей.
Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами
творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует
формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих
способностей немыслимо без творческой деятельности.
Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск
тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
На реализацию рабочей программы «Путешествие в мир возможностей» отводится 34 часа в год (1 раз в неделю).
Программное содержание включает в себя несколько разделов:
Основные направления рабочей программы
1. «Играем в профессии» .
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
2. «Путешествие в мир профессий».
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
Содержание рабочей программы
Модуль I «Играем в профессии» (17часов)
Все работы хороши (1 ч.). Занятия с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит в составлении целой из разрезанной на части картинки).
Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак),
ртомас (матрос), явше (швея). Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбока), без дела жить -…(только небо коптить).Викторина «Угадай
профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).
Кому что нужно (1 ч.). Дидактическая игра.
Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строительмастерок, врач-градусник, повар-кастрюля и т.д.
Оденем куклу на работу (1ч.). Дидактическая игра.
Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к каждой картинке одежду и назвать соответствующую
профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец).
Идём на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, относительно с
изображением инструментов. Необходимо выбрать картинку, подходящую для работы.
Мы строители (1ч.). Занятие с элементами игры.
Организационный момент. Игра. Построение дома, башни из геометрических фигур, конструктора. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со
счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят
наши знания.
Магазин (1ч.). Ролевая игра.
Мы идем в магазин (1ч.). Беседа с игровыми элементами.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование
новых знаний. Анализ стихотворений. Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». Заведующая, продавец, товаровед, охранник,
администратор. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей, работающих в магазине?
Аптека (1ч.). Ролевая игра.
Организационный момент. Игра. Построение из геометрических фигур здания аптеки. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными
палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.
Больница (1ч.). Ролевая игра
Организационный момент. Игра (детский набор «Доктор»). Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель
скорой помощи. Итог. Что нужно знать, чтобы стать доктором. Какую пользу приносят наши знания.
Какие бывают профессии (1 ч.). Игровой час.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи
пословицу…» (например, «Без труда.. (не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях мы
сегодня узнали?
С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» (1ч.). Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия. Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы.
С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» (1 ч.). Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С. Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил ты в
данной ситуациях. Словарная работа.
В. Маяковский «Кем быть?» (1ч.) Чтение текста.
Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок, инженер, доктор, конструктор, шофер.
К. Чуковский «Доктор Айболит» (1ч.)
Игра-демонстрация, викторина.
Уход за цветами. (1 ч.). Практическое занятие.
Профессия «Повар» (2 ч.). Экскурсия.
Вступительное слово учителя. Презентация профессий. Знакомство со столовой школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми,
работниками в школьной столовой.
Поварята. (1 ч). Конкурс-игра.
Модуль II «Путешествие в мир профессий» (17 часов)
Мастерская удивительных профессий (1ч.). Дидактическая игра.
Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4 картонных круга - тех же цветов).
Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средства труда, место работы. Определить профессии, результат труда человека.
Разные дома (1 ч.). Практическое занятие.
Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько групп. Выполнить следующее задание: из кубиков
построить дома. Игра-соревнование со строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. Итог, награждение.
Дачный домик (1 ч.). Практическое занятие.
Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших
участников, награждение.
Моя профессия (1 ч.). Игра-викторина.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты). Итог.
Профессия «Врач» (1ч.). Дидактическая игра.
«Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками.
Больница (1 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Доктор «Айболит» (1 ч.). Игра
«Кто нас лечит» (1 ч.). Экскурсия в кабинет врача.
Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Итог.
«Добрый доктор Айболит» (1 ч.).
«Парикмахерская» (1 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым набором «Парикмахер». Какие бывают парикмахеры.
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» (1 ч.). Игры.
Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например: лекарство (врач),
машина (шофер). Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиа - люди разных профессий.
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (1 ч.). Инсценировка.
Профессия «Строитель» (1 ч.). Дидактическая игра.
Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с изображением предметов, орудий труда. Определить названия
профессий. Например: штукатур-мастерок, машина-шофер.
Строительный поединок (1 ч.). Игра-соревнование.
Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов.
Награждение команд.
Путешествие в кондитерский цех. (2 ч.). Экскурсия.
Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской фабрики. Кто работает в кондитерской? Мастер-классы.
«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.) Классный час.
Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях.
Словарная работа (профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик,
крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог.
Методы и приемы профориентации в начальной школе
1. Внеурочные занятия, классные часы и беседы о профессиях.
2. Тренинговые и тематические занятия.
3. Конкурсы рисунков.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Описание профессий.
8. Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.
9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Лекция.
14. Дискуссия.
15. Творческая работа.
16. Практикум. Мастер-классы.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.Формы и методы должны быть
такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем. Повышать интерес к предмету,
к своей родине.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
3. Тематическое планирование 2 КЛАСС
№
Тема занятия
Кол-во часов
1
1
Содержание
Занятие с элементами игры, видеознакомство
Дидактическая игра, беседа
1
2
«Все работы хороши»
«Кому, что нужно»
3
4
«Оденем куклу на работу, едем на работу»
«Мы строители»
1
1
Занятие с элементами игры, беседа
Занятие с элементами игр. видеознакомство
5
6
«Магазин»
«Мы идем в магазин»
1
1
Знакомство с атрибутами, ролевая игра
Экскурсия. Ролевая игра
7
«Аптека»
1
Знакомство с атрибутами, ролевая игра
8
9
«Больница»
«Какие бывают профессии»
1
1
Знакомство с атрибутами, ролевая игра
Видеознакомство, игровой час
10
С.Михалков «Дядя Степа»
1
Чтение, беседы, викторины
11
«Дядя Степа-милиционер»
1
Экскурсия, видеоурок, встреча с работником полиции
12
13
14
В.Маяковский «Кем быть?»
К.Чуковский «Доктор Айболит»
Уход за цветами
1
1
1
Чтение, беседа, обсуждение «Кем я хотел бы быть?»
Игра-демонстрация, викторина
Практика
15-16
17
18
2
1
Экскурсия, видеоурок, викторина
Практикум
Занятие с элементами игры
19
20
21
22
23
24
Профессия повар
«Поварята»
Мастерская удивительных
хороши»
«Разные дома»
«Дачный домик»
«Моя профессия»
«Профессия «Врач»
«Больница»
Доктор «Айболит»
25
26
27
28
профессий
«Все
работы 1
1
1
1
1
1
1
Конструирование
Аппликация
Игра-викторина
Занятие с элементами игры, приглашение врача
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевые игры, просмотр мультфильма
«Кто нас лечит»
«Добрый доктор Айболит»
«Парикмахерская»
«Все работы хороши – выбирай на вкус!»
1
1
2
1
Экскурсия в медицинский пункт
Сюжетно-ролевая игра, просмотр мультфильма
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра
29
30
31
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»
Профессия «Строитель»
Строительный поединок
1
1
1
Работа с текстами, инсценировка
Дидактическая игра
Игра-соревнование
32
33-34
Путешествие в кондитерский цех
«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?»
1
1
Экскурсия. Мастер-классы.
Инсценировка стихотворения
«Честный ответ», мультимедиа.
Александра
Кравченко