Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Папы/мамины уроки» (34 часа)
3 класс
г. Артемовский, 2025
1. Результаты освоения внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации программы, обучающиеся
специальными знаниями, умениями и навыками.
должны
овладевать
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми
школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы
«Профориентация»; готовность к разнообразной совместной деятельности;
выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе
взаимопонимания и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания:
осознание российской
поликультурном
и
гражданской
идентичности
в
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с
которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных
экскурсий на предприятия своего региона. В сфере духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; осознание важности свободы и необходимости
брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей
профессии.
В сфере эстетического воспитания:
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации
и
самовыражения для представителей многих профессий; стремление к
самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой
школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания:
формирования культуры здоровья и эмоционального
осознание
благополучия:
необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том
числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным
необходимостью
профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе знаний, полученных в ходе изучения курса «Профориентация»;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной образовательной траектории и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
В сфере экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе
ознакомления с профессиями сферы «человек- природа»; неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального
ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную
деятельность; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи
природной,
технологической
социальной сред.
В
сфере
понимания
научного познания:
и
ценности
ориентация
в
деятельности,
«Профориентация», на
связанной
с
освоением
курса
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том
числе в профессиональной сфере; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий,
установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и
коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы
в разных сферах деятельности; навык выявления и связывания образов,
способность осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие, в том числе профессиональное;
умение оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные
универсальные
учебные
действия Базовые логические действия:
•
•
•
•
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности
личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и
всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного
решения в различных ситуациях;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной)
ситуации, выбирать способы их достижения, оценивать риски возможных
последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности,
общества и государства, анализировать их различные состояния для решения
познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную
жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита
информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать
творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
•
•
•
•
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в
том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые
идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом
установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) в повседневной жизни;
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
•
•
•
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их
реализации в реальных ситуациях;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
•
•
•
•
•
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа
различных видов информации из источников разных типов при обеспечении
условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера
решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их
представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите
от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности и гигиены.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия Общение:
• воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и
целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи,
комментировать полученный
результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме
формулировать разногласия, свои возражения;
• представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования,
проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
•
•
•
•
•
•
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный
способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе
личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний
других предметных областей; повышать образовательный и культурный
уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
•
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность;
контролировать соответствие результатов целям;
•
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной
ситуации, выбора оптимального решения.
Совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении учебных задач, принимать цель совместной
деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять
виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы,
обобщать мнения нескольких людей;
• участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные), выполнять свою часть работы и
координировать свои действия с другими членами команды, оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1 класс
отношение к процессу учения, к приобретению знаний и
умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
основные сферы профессиональной деятельности человека;
основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем
обществе;
предприятия и учреждения населенного пункта, района;
оперировать основными понятиями и категориями, основными
приемами выполнения учебных проектов;
-рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
-переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на
конкретные жизненные ситуации;
выделять нравственный аспект поведения, соотносить
поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими
принципами.
2 класс
осознание себя как индивидуальности и одновременно как
члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к
людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь
людям, в том числе сверстникам;
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание,
новые способы действия;
преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои
успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения
с людьми;
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение,
продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по
изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением
разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать
собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности,
осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов
в знаниях и умениях.
3 класс
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание,
новые способы действия;
преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои
успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения
с людьми;
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение,
продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по
изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением
разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать
собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности,
осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов
в знаниях и умениях;
владение
практически
значимыми
информационными
умениями и навыками, их применением к решению информатических и
неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий:
цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного
объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных
утверждений.
4 класс
рациональное использование распространённых технических
средств
информационных
технологий
для
решения
общепользовательских
задач
и
задач
учебного
процесса,
усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
выбор средств информационных технологий для решения
поставленной задачи;
отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической
обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);
преобразование информации из одной формы представления в
другую без потери её смысла и полноты;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с
применением средств информационных технологий.
Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести
уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема
профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши
дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся
понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно
жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность
профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности,
показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем
мотивации.
Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды,
которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств,
определяющих способность
делать
осознанный
выбор в
ситуациях
самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто
выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности,
начинающийся с раннего возраста.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой
кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности
применительно к рассматриваемой профессии.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание
условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе
характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре
труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их
труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения,
связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире,
создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитание
физических,
психологических,
социальных
качеств,
необходимых для полноценного развития личности.
Условия эффективной реализации данной программы:
изменятся методологические основания построения педагогического
процесса в начальной школе;
педагогическое сопровождение процессов формирования основ
целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;
создание пропедевтическая профориентационной педагогической
системы начальной школы;
использование в работе исследовательских проектных видов
деятельности;
использование потенциалов микросоциума (семьи) в построении
единого интегрального образовательного пространства ребёнка;
сопровождение технологиями оценивания качества проектной
деятельности в начальной школе.
Особенностью данной программы является:
- формирование на ранних стадиях социальной сферы интересов личности
ребёнка; - ознакомление младших школьников с профессиями взрослых, в
том числе родителей, - обеспечение пропедевтики профориентационной
подготовки.
В основе
лежит идея раннего знакомства с различными сферами
человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской
деятельности обучающихся.
Межпредметная
интеграция
способствует:
формированию
целостного
представления о различных сферах человеческой деятельности; развитию знаний,
умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых
новообразованиях у младших школьников; освоению элементарных знаний о
профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую
деятельность.
Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии,
конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и
самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на
протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебнопознавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию
кругозора у учащихся. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение
рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск
тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
1 класс
Раздел 1. Профессии, связанные с природой (10 ч.)
Введение в тему. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. У
бабушки в деревне. Ловись рыбка. Труженики леса. Хлеб – всему голова.
Профессия овощевод.
Знакомьтесь с агронома. Профессия цветовод. Все работы хороши, выбирай на
вкус.
Раздел 2. Профессии наших мам (8 ч.)
Экскурсия по магазину. Кто работает в библиотеке? Весёлая портняжка. Расти
здоровым. Я в учителя пойду. Кухонный переполох. Причёски такие разные.
Профессии наших мам. Кем быть? Раздел 3. Профессии наших пап (8 ч.)
Строим вместе дом. У кого мастерок, у кого молоток. Весёлый мастерок.
Профессия водитель. Осторожно огонь. Я б в спасатели пошёл пусть меня научат.
Профессия шахтёр. Все профессии нужны, все профессии важны.
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (7 ч.)
Куда уходят поезда. Высоко в облаках. Космическое путешествие. Морское
путешествие. На арене цирка. Профессии наших родителей. Кем быть? Каким быть?
2 класс
Раздел 1. Мир профессий (3 ч.)
Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих
профессий».
Раздел 2. Профессии, связанные с природой (5 ч.)
Садовник, дворник. Мастер-цветовод. Знакомьтесь с агрономом. Профессия
флорист.
Профессия овощевод.
Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют (10 ч.)
Охранник. Полицейский. Пожарный. Военный. Профессия «Следователь».
Следствие ведут второклассники! Разведчик. Летчик. Водолаз.
Раздел 4. Профессии, которые нас лечат (8 ч.)
Врач скорой помощи. Детский врач – педиатр. Зубной врач. Кто лечит наши
глаза. ЛОР- 3
волшебные буквы. Врач хирург.
Раздел 5. Профессии в школе (8 ч.)
Профессия – учитель. Профессия – воспитатель. Как помогает логопед.
Профессия – библиотекарь. Школьная столовая. Почему в кабинете так чисто?
Школьный доктор. Создание странички портфолио – «Труд в почете любой».
3 класс
Раздел 1. Представление о труде взрослых (7 ч.)
Представление о труде взрослых. Вот у Коли, например, мама – милиционер.
«Мама – лётчик? Что ж такого?» Имеет ли значение пол человека для выбора и
обретения профессии.
Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы».
Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.)
Кем работают мои родные? Кем работают(ли) бабушки и дедушки? Сочинение
«Трудовая гордость моей семьи». Исследование трудовой истории моей семьи.
Оформление страницы портфолио. Семейные династии. Оформление фотокартиночной странички портфолио по теме:
«Семейные династии».
Раздел 3. Эволюция профессий (7 ч.)
Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в
век прогресса. Как рождаются новые профессии. Исчезают ли профессии? Как
приобрести профессию? «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…»
Раздел 4. Сложности выбора профессии (11 ч.)
Сложности выбора профессии. Книгу переворошив, намотай себе на ус - все
работы хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?». Сочинение-эссе
«Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?». Подготовка презентации «Все
профессии важны – все профессии нужны!
4 класс
Раздел 1. В гостях у своего «Я» (9 ч.)
В гостях у своего «Я». Мое «Я» в гостях у других «Я». Великая радость –
работа. «Быть нужным людям…». Сочинение-рассуждение «Самая нужная
профессия». Характер и выбор профессии. Раздел 2. Правила выбора профессии
(12 ч.)
Правила выбора профессии. Творческий проект «Моя будущая профессия».
Представление о себе и проблема выбора профессии. «Секреты» выбора профессии
(«хочу»,
«могу», «надо»). Как готовить себя к будущей профессии. Оформление странички
портфолио «Кем быть?», «Каким быть?». Сочинение «… - это призвание!».
Раздел 3. Профессии без которых не обойтись (9 ч.)
Профессии, без которых не обойтись. Исследование «Необычная творческая
профессия».
Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий».
Раздел 4. Мир профессий (4 ч.)
Проект «Я и мир профессий». Защита «Профессионального портфолио».
Итоговая конференция «Мир профессий».
3. Тематическое планирование
1 класс
№
Раздел и тема занятия
Количество
Форма проведения занятия
часов
Раздел 1. Профессии, связанные с природой (10 ч.)
Введение в тему
1
Беседа, наблюдение
Путешествие в мир профессий сельского
1
Практикум.
хозяйства
Ролевая игра
3 У бабушки в деревне
1
Беседа. Викторина
4 Ловись рыбка
1
Эксперимент, игра.
5 Труженики леса
1
Наблюдение. Практикум
6 Хлеб – всему голова
1
Викторина. Деловая игра
7 Профессия овощевод
1
Наблюдение. Практикум
8 Знакомьтесь с агрономом
1
Соревнование. Эксперимент
9 Профессия цветовод
1
Наблюдение. Игра (цветы)
10 Все работы хороши, выбирай на вкус
1
Инсценирование
Раздел 2. Профессии наших мам (8 ч.)
1
2
18
Всероссийские открытые уроки
Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий
(atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Всероссийские открытые уроки
Беседа. Экскурсия
Проектория (proektoria.online)
Викторина
Коллективное обсуждение
Атлас новых профессий
Ролевая игра
(atlas100.ru) Готовые уроки по
Расти здоровым
1
Соревнование
профориентации
Я в учителя пойду
1
Ролевая игра
Кухонный переполох
1
КВН
(moeobrazovanie.ru)
Причёски такие разные
1
Творческая мастерская, работа в
группах
Профессии наших мам. Кем быть?
1
Инсценирование
Раздел 3. Профессии наших пап (8 ч.)
11 Экскурсия по магазину
12 Кто работает в библиотеке?
13 Весёлая портняжка
14
15
16
17
Цифровые образовательные
ресурсы
1
1
1
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Строим вместе дом
1
Практическая работа
У кого мастерок, у кого молоток
1
Практикум. Игра
Весёлый мастерок
1
Игра-соревнование
Профессия водитель
1
Ролевая игра
Осторожно огонь
1
Беседа. Работа в парах
Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат
1
Виртуальная экскурсия
Профессия шахтёр
1
Виртуальная экскурсия
Все профессии нужны, все профессии
1
Творческая работа в группах
важны
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (7
ч.)
Куда уходят поезда
1
Беседа
Конкурс рисунков
Высоко в облаках
1
Мини-исследование
Космическое путешествие
1
Интерактивное занятие
Морское путешествие
1
Виртуальная экскурсия
На арене цирка
1
Коллективное обсуждение.
Групповая работа
Профессии наших родителей
1
Проектная деятельность
Кем быть? Каким быть?
1
Защита проектноисследовательских работ
Всероссийские открытые уроки
Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий
(atlas100.ru) Готовые уроки по
профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Всероссийские открытые уроки
Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий
(atlas100.ru)
Готовые уроки по
профориентации
(moeobrazovanie.ru)
2 класс
№
Раздел и тема занятия
Количество
часов
Форма проведения занятия
Цифровые образовательные ресурсы
Раздел 1. Мир профессий (3 ч.)
1
2
Многообразие мира профессий
Многообразие мира профессий
1
1
Виртуальная экскурсия
Проектная деятельность
Всероссийские открытые уроки
3
Исследование «Многообразие рабочих
профессий»
1
Исследовательская работа
Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Раздел 2. Профессии, связанные с природой
(5ч.)
4 Садовник, дворник
5 Мастер-цветовод
6 Профессия флорист
7 Знакомьтесь с агрономом
8 Профессия овощевод
1
1
1
1
1
Ролевая игра, практикум
Интерактивное занятие
Творческая работа в парах
Викторина
Познавательная игра
Всероссийские открытые уроки
Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют
(10 ч.)
9 Охранник
10 Полицейский
11 Пожарный
12 Военный
13 Профессия «Следователь»
14 Профессия «Следователь»
15 Следствие ведут второклассники!
16 Разведчик
17 Летчик
18 Водолаз
Раздел 4. Профессии, которые нас лечат (8ч.)
19
20
21
Врач скорой помощи
Детский врач – педиатр
Зубной врач
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Беседа. Коллективное
обсуждение
Викторина
Игра-состязание
Практическая работа в парах
Творческая мастерская
Ролевая игра
Познавательная игра
Групповые исследования
Имитационная игра
Виртуальная экскурсия
Мини-исследование
Групповая работа
Познавательная игра
Всероссийские открытые уроки
Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Всероссийские открытые уроки
Проектория (proektoria.online)
22
23
Кто лечит наши глаза
ЛОР- 3 волшебные буквы
24
Врач-хирург
1
25
26
Врач-кардиолог
Санитарный врач
1
1
1
1
Эвристическая беседа
Творческая работа.
Конкурс рисунков
Викторины с элементами
творчества
Игра-путешествие
Беседа. Коллективное
обсуждение
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Ролевая игра
Практикум
Виртуальная экскурсия
Практикум. Викторина
Экскурсия в библиотеку.
Практикум
Всероссийские открытые уроки
Проектория (proektoria.online)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Раздел 5. Профессии в школе (8 ч.)
27
28
Профессия – учитель
Профессия – воспитатель
1
1
29
30
Как помогает логопед
Профессия – библиотекарь
1
1
31
32
Школьная столовая
Почему в кабинете так чисто?
1
1
Творческая работа в группах
Экспресс-исследование
33
Школьный доктор
1
34
Создание странички портфолио – «Труд в
почете любой»
1
Коллективное обсуждение.
Ролевая игра
Защита исследовательских
работ
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
3 класс
часов
1
2
Представление о труде взрослых
Представление о труде взрослых
Раздел 1. Представление о труде взрослых (7 ч.)
1
Коллективная беседа.
1
Самостоятельная работа с
Всероссийские открытые уроки
3
Вот у Коли, например, мама – милиционер
1
4
«Мама – лётчик? Что ж такого?»
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
текстом
Виртуальная
экскурсия
Обсуждение
Виртуальная
экскурсия
Обсуждение
Коллективное
обсуждение. Викторина
Беседа. Практикум
Имеет ли значение пол человека для
1
выбора и обретения профессии
Оформление странички портфолио
1
«Профессия мамы и папы»
Странички портфолио «Профессия мамы и
1
Деловая игра. Практикум
папы»
Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.)
Кем работают мои родные?
1
Беседа. Викторина
Кем работают ли бабушки и дедушки?
1
Мини-исследование
Сочинение «Трудовая гордость моей
1
Практикум
семьи»
Исследование трудовой истории моей
1
Исследовательская работа
семьи
Оформление страницы портфолио
1
Практикум, творческая работа
Оформление страницы портфолио
1
Выставка
Семейные династии
1
Виртуальная экскурсия
Обсуждение
Оформление фото-картиночной странички
1
Практикум, творческая работа
портфолио по теме: «Семейные династии»
Странички портфолио по теме: «Семейные
1
Выставка работ. Обсуждение
династии»
Раздел 3. Эволюция профессий (7 ч.)
Эволюция профессий – как меняются
1
Виртуальная экскурсия
условия труда и трудовые обязанности в
Обсуждение
век прогресса
Как рождаются новые профессии
1
Мини-исследование
Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий
(atlas100.ru) Готовые уроки по
профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
Всероссийские открытые уроки
Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий
(atlas100.ru) Готовые уроки по
профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
Всероссийские открытые уроки
Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий
19
20
Как рождаются новые профессии
Исчезают ли профессии?
Как приобрести профессию?
«Я бы в летчики пошел – пусть меня
научат…»
23 Обобщение по разделу
21
22
Раздел 4. Сложности выбора профессии (11
ч.)
24 Сложности выбора профессии
25 Сложности выбора профессии
26 Книгу переворошив, намотай себе на ус все работы хороши, выбирай на вкус!
27 Книгу переворошив, намотай себе на ус все работы хороши, выбирай на вкус!
28 В.Маяковский «Кем быть?»
(atlas100.ru) Готовые уроки по
профориентации
(moeobrazovanie.ru)
1
1
Групповой проект
Эвристическая беседа.
Практикум
Практическая работа
Интерактивное занятие
1
Тестирование. Викторина
ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
1
1
1
Исследовательская деятельность Всероссийские открытые уроки
Проектория (proektoria.online)
Практическая работа
Исследовательская деятельность Атлас новых профессий
1
Тренинг
1
1
1
29 В.Маяковский «Кем быть?»
30 Сочинение-эссе «Какой профессией
я
смог(ла) бы овладеть?»
31 Сочинение-эссе «Какой профессией
я
смог(ла) бы овладеть?»
32 Подготовка презентации «Все профессии
важны – все профессии нужны!
1
1
Творческая работа.
Конкурс рисунков
Инсценирование
Беседа. Тестирование
1
Творческая мастерская
1
Викторины с элементами
творчества
33 Подготовка презентации «Все профессии
важны – все профессии нужны!
1
Проект. Конкурс газет
34 Защита творческих проектов
1
Деловая игра. Выступления
4 класс
Электронный музей профессий -
(atlas100.ru) Готовые уроки по
профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
№
Раздел и тема занятия
Количество
часов
Форма проведения занятия
1
1
1
1
1
1
Беседа. Практикум
Творческая работа
Коллективное обсуждение
Деловая игра
Викторина. Конкурс рисунков
Виртуальная
экскурсия
Обсуждение
Цифровые образовательные ресурсы
Раздел 1. В гостях у своего «Я» (9 ч.)
1
2
3
4
5
6
В гостях у своего «Я»
В гостях у своего «Я»
Мое «Я» в гостях у других «Я»
Мое «Я» в гостях у других «Я»
Великая радость – работа.
«Быть нужным людям…»
7
Сочинение-рассуждение «Самая
нужная профессия»
Сочинение-рассуждение «Самая
нужная профессия»
Характер и выбор профессии
8
9
Раздел 2. Правила выбора профессии (12 ч.)
10 Правила выбора профессии
11
12
13
14
Творческий проект «Моя будущая
профессия»
Творческий проект «Моя будущая
профессия»
Представление о себе и проблема выбора
профессии
«Секреты» выбора профессии («хочу»,
«могу»,
«надо»)
1
Творческая работа
1
Тестирование.
Мини-исследование
1
Исследовательская
деятельность
Проектная деятельность
1
Проектная деятельность.
Конкурс
Деловая игра, практикум
1
Интерактивное занятие
1
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Беседа. Практикум
1
1
Всероссийские открытые уроки
Проектория (proektoria.online)
Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
Тест. Карта интересов
http://psiholocator.com/
Всероссийские открытые уроки
Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
Тест. Карта интересов
http://psiholocator.com/
«Секреты» выбора профессии («хочу»,
«могу»,
«надо»)
16 Как готовить себя к будущей профессии.
17 Как готовить себя к будущей профессии.
18 Оформление странички портфолио
«Кем
быть?», «Каким быть?»
19 Оформление странички портфолио
«Кем
быть?», «Каким быть?»
20 Сочинение « … - это призвание!»
21 Сочинение « … - это призвание!»
Раздел 3. Профессии без которых не обойтись (9 ч.)
22 Профессии, без которых не обойтись
15
23 Профессии, без которых не обойтись
24 Профессии, без которых не обойтись
25 Исследование «Необычная творческая
профессия»
26 Исследование «Необычная творческая
профессия»
27 Исследование «Необычная творческая
профессия»
28 Исследование «Мои земляки в мире
1
Игра-соревнование в группах
1
1
1
Мини-исследование
Творческая работа в парах
Беседа. Практикум
1
Творческая работа
1
1
Беседа. Практикум
Творческая работа
1
Тестирование. Групповые
исследования
Групповые исследования
Конференция
Дискуссия
1
1
1
1
1
1
Исследовательская
деятельность
Конкурс тематических
плакатов
Групповые исследования
творческих профессий»
29 Исследование «Мои земляки в
творческих профессий»
30 Исследование «Мои земляки в
творческих профессий»
Раздел 4. Мир профессий (4 ч.)
Всероссийские открытые уроки
Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
Тест. Карта интересов
http://psiholocator.com/
мире
в
1
Групповые исследования
мире
в
1
Выступление. Конкурс газет
31
Проект «Я и мир профессий»
1
Проектная деятельность
32
Защита «Профессионального
портфолио
Защита «Профессионального
портфолио
Обобщение по теме «Мир
профессий»
1
Конференция
1
Конференция
1
Викторина. Игра-состязание
33
34
Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Программа развивающего курса внеурочной деятельности. Изд. «ВИТА-ПРЕСС»,
Ростов-на-Дону, 2015
2. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на-Дону, издательство «С-ИНФО», 2008
3. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Методические рекомендации для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский
центр «Академия», 2011
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Изд. «Просвещение», 2011
5. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Изд.«Знание», 2009.
6. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах
[Текс ]: учеб, пособие / Кемерово, 2016
7. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2018
8. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? Учебное пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 2014
9. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2015
10. Большая детская энциклопедия «Выбор профессии». – М.: Изд. «Просвещение», 2017
11. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2009
12. Ульева Е.А. «Профессии. Кем я стану, когда вырасту?» Энциклопедия для малышей. – М.: Изд.Феникс-Премьер, 2017
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий - ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/