РП_ВД_Мир_под_микроскопом_4 класс

Управление образования Артѐмовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением
отдельных предметов»
(МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мир под микроскопом» (34 часа)

4 класс

Артемовский 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"МИР ПОД МИКРОСКОПОМ"
Курс внеурочной деятельности «Мир под микроскопом» предназначен для
учащихся 4-х классов и направлен на формирование познавательного
интереса к изучению живой природы. Программа рассчитана на 34 часа (1
час в неделю).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"МИР ПОД МИКРОСКОПОМ"
Цель: познакомить учащихся с многообразием микроскопического мира
живой природы, строением и физиологическими особенностями его объектов
путем создания условий для пробуждения в детях интереса к
самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности, к
познанию, к исследованию, выявить наиболее способных к творчеству
учащихся и развить у них познавательные интересы, интеллектуальные,
творческие и коммуникативные способности.
Задачи программы
Образовательные
 Расширять кругозор, что является необходимым для любого
культурного человека.
 Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Развивающие
 Развитие навыков работы с микроскопом, биологическими объектами.
 Развитие навыков общения и коммуникации.
 Развитие творческих способностей ребенка.
 Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой
и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной
деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
 Воспитывать интерес к миру живых существ.
 Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МИР ПОД
МИКРОСКОПОМ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю
по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с технологией,

изобразительным искусством, информатикой, математикой, окружающим
миром.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МИР ПОД МИКРОСКОПОМ"
Формы и методы, технологии обучения
 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, викторины.
Дискуссия, работа с биологической литературой.
 Репродуктивные методы – воспроизведение полученных знаний во
время выступлений.
 Частично-поисковые методы – при систематизации коллекционного
материала, экскурсии на природу.
 Исследовательские методы- при работе с микроскопом.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
– групповая
– индивидуальная
Формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения
– проверка зарисовок (по завершении изучения каждого раздела –
рубежная, в конце года – годовая);
– викторины (опознание изученных объектов по фотографиям и
описание их характерных особенностей);
– написание исследовательской работы

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МИР
ПОД МИКРОСКОПОМ"
1. Что такое микроскоп? (3 ч)
2. Живая природа (9 ч)
3. Растения, овощи и фрукты (7 ч)
4. Мир насекомых (2 ч)
5. Вода - это жизнь! (2 ч)
6. Почему животным тепло? (2 ч)
7. Мир ткани (2 ч)
8. Путешествие в бумажную страну (2 ч)
9. Свойства соли и сахара (2 ч)
10. Волшебный песок (2 ч)
11. Подведение итогов работы (1 ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи
 способность к самооценке на основе критериев успешности
внеучебной деятельности
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
природными объектами
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные УУД
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в
открытоминформационном пространстве, энциклопедий,
справочников;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах и связях;
Регулятивные УУД
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Коммуникативные УУД
 адекватно использовать коммуникативные средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение,владеть диалогической формой коммуникации;
 допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироватьсяна позицию партнера в общении и взаимодействии;
 формулировать собственное мнение и позицию;




задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 овладеют навыками исследовательской работы;
 получат возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о природных объектах;
 овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе;
 приобретут целостный взгляд на мир;
 познакомятся с некоторыми методами изучения природы;
 начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить
опыты;
 получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ
средствами;
 научатся создавать сообщения и мини- проекты, готовить и
проводить небольшие презентации

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Наименование разделов и
тем программы

Количество
часов

Основное содержание

1

Вводное занятие. Теоретические сведения: Изобретение
оптических приборов. Галилео Галилей и его первый
микроскоп. Изобретение микроскопа и открытие
микроскопического мира Робертом Гуком и Антони Ван
Левенгуком. Вклад Роберта Броуна и Рудольфа Вирхова в
изучение клетки. Цитология – наука о клетке.

1

Познакомить детей с цифровым микроскопом, лупой, научить
готовить препараты для микроскопа. Дать понятие о правилах
работы с микроскопом.

3

Строение микроскопа, где его
применяют.

1

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности
при проведении опытов и экспериментов. Рассматривание под
микроскопом готовых объектов исследования.

4

Живая природа.
“Микроорганизмы”

1

Живая и неживая природа. Дать детям понятие о живой и
неживой природе, и что природа – это наш общий дом.

5

Кто такие микроорганизмы?

1

Познакомить детей с понятием микроорганизмы и какие они
бывают.

6

Хочу все знать о микробах!

1

Формирование простейших представлений о микроорганизмах,
об их свойствах.

1

“Что такое микроскоп”

2

Прибор, открывающий
невидимое.

7

Нам микробы не страшны!

1

Сформировать представления детей о микробах и их вреде и
пользе на здоровье человека, рассматривание микробов на
поверхности грязных рук.

8

Микробы на поверхности
зубной эмали.

1

Сформировать представления детей о микробах и их вреде и
пользе на здоровье человека, рассматривание микробов на

поверхности зубной эмали.
9

Бактерии. Полезные и
вредные.

1

Дать понятие о полезных и вредных бактериях, продолжать
формировать представления о здоровом образе жизни.

10

Плесень под микроскопом.

2

Дать детям простейшие представления об микроорганизмах,
выращивание плесени, польза и вред плесени.

11

Что такое дрожжи?

1

Дать детям простейшие представления о дрожжах.

12

Растения, овощи и фрукты.
Клетка и микроскоп.

2

Формировать у детей представления о микроорганизмах –
клетках, показать клеточное строение, опыт: кожица лука под
микроскопом.

2

Продолжать формировать у детей представления о
микроорганизмах – клетках, показать клеточное строение,опыт:
срез листа фикуса под микроскопом.

13

Зеленые друзья в комнате.

14

Овощи всем нужны!

2

Продолжать формировать у детей представления о
микроорганизмах – клетках, показать клеточное строение,
опыт: срез помидора и огурца под микроскопом, польза
употребления овощей.

15

Кладовая витаминов.

1

Опыт: срез яблока под микроскопом, рассказать о витаминах,
какие бывают, польза употребления фруктов.

16

Мир насекомых.

2

Рассматривание под микроскопом готовых образцов. Крыло и
лапка пчелы и другие.

17

Вода - это жизнь!

1

Расширить знания детей о свойствах воды, обратить внимание
на то, что вода таит в себе много неизвестного. Рассмотреть
под микроскопом воду из лужи и очищенную.

18

Вода волшебница!

1

Развитие творческой познавательно – исследовательской
активности детей в процессе экспериментирования.

19

Почему животным тепло?

2

Расширить знания детей о строении животного (кошки).
Рассмотреть под микроскопом шерсть животного.

20

Мир ткани.

2

Знакомство со свойствами ткани. Ткань состоит из множества
ниток, бывает разных видов - тонкая и более плотная, тонет в
воде, намокает. Использование различных тканей.

21

Путешествие в бумажную
страну – в страну загадок и
чудес.

2

Свойства бумаги: легко мнется, теряет первоначальную форму,
быстро намокает, горит, использование в жизни человека.

2

Познакомить детей с веществами (соль, сахар)и их свойствами.
Опытно-экспериментальным путем выявить сходство и
различие этих веществ. Учить детей пользоваться лупой
(увеличительным стеклом).

22

Свойства соли и сахара.

23

Волшебный песок.

2

Выдeлить cвoйcтвa пecкa: cыпyчecть, pыхлocть, из мoкpoгo
мoжнo лeпить; Рассмотреть под микроскопом частички песка,
пoзнaкoмить co cпocoбoм изгoтoвлeния pиcyнкa из пecкa.

24

Итоговое занятие

1

Подведение итогов курса. Интерактивная игра "Удивительный
мир"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».