Управление образования Артѐмовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением
отдельных предметов»
(МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мир под микроскопом» (34 часа)
4 класс
Артемовский 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"МИР ПОД МИКРОСКОПОМ"
Курс внеурочной деятельности «Мир под микроскопом» предназначен для
учащихся 4-х классов и направлен на формирование познавательного
интереса к изучению живой природы. Программа рассчитана на 34 часа (1
час в неделю).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"МИР ПОД МИКРОСКОПОМ"
Цель: познакомить учащихся с многообразием микроскопического мира
живой природы, строением и физиологическими особенностями его объектов
путем создания условий для пробуждения в детях интереса к
самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности, к
познанию, к исследованию, выявить наиболее способных к творчеству
учащихся и развить у них познавательные интересы, интеллектуальные,
творческие и коммуникативные способности.
Задачи программы
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого
культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Развивающие
Развитие навыков работы с микроскопом, биологическими объектами.
Развитие навыков общения и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой
и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной
деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МИР ПОД
МИКРОСКОПОМ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю
по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с технологией,
изобразительным искусством, информатикой, математикой, окружающим
миром.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МИР ПОД МИКРОСКОПОМ"
Формы и методы, технологии обучения
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, викторины.
Дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы – воспроизведение полученных знаний во
время выступлений.
Частично-поисковые методы – при систематизации коллекционного
материала, экскурсии на природу.
Исследовательские методы- при работе с микроскопом.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
– групповая
– индивидуальная
Формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения
– проверка зарисовок (по завершении изучения каждого раздела –
рубежная, в конце года – годовая);
– викторины (опознание изученных объектов по фотографиям и
описание их характерных особенностей);
– написание исследовательской работы
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МИР
ПОД МИКРОСКОПОМ"
1. Что такое микроскоп? (3 ч)
2. Живая природа (9 ч)
3. Растения, овощи и фрукты (7 ч)
4. Мир насекомых (2 ч)
5. Вода - это жизнь! (2 ч)
6. Почему животным тепло? (2 ч)
7. Мир ткани (2 ч)
8. Путешествие в бумажную страну (2 ч)
9. Свойства соли и сахара (2 ч)
10. Волшебный песок (2 ч)
11. Подведение итогов работы (1 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи
способность к самооценке на основе критериев успешности
внеучебной деятельности
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
природными объектами
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные УУД
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в
открытоминформационном пространстве, энциклопедий,
справочников;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах и связях;
Регулятивные УУД
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Коммуникативные УУД
адекватно использовать коммуникативные средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение,владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироватьсяна позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладеют навыками исследовательской работы;
получат возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о природных объектах;
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе;
приобретут целостный взгляд на мир;
познакомятся с некоторыми методами изучения природы;
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить
опыты;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ
средствами;
научатся создавать сообщения и мини- проекты, готовить и
проводить небольшие презентации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Наименование разделов и
тем программы
Количество
часов
Основное содержание
1
Вводное занятие. Теоретические сведения: Изобретение
оптических приборов. Галилео Галилей и его первый
микроскоп. Изобретение микроскопа и открытие
микроскопического мира Робертом Гуком и Антони Ван
Левенгуком. Вклад Роберта Броуна и Рудольфа Вирхова в
изучение клетки. Цитология – наука о клетке.
1
Познакомить детей с цифровым микроскопом, лупой, научить
готовить препараты для микроскопа. Дать понятие о правилах
работы с микроскопом.
3
Строение микроскопа, где его
применяют.
1
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности
при проведении опытов и экспериментов. Рассматривание под
микроскопом готовых объектов исследования.
4
Живая природа.
“Микроорганизмы”
1
Живая и неживая природа. Дать детям понятие о живой и
неживой природе, и что природа – это наш общий дом.
5
Кто такие микроорганизмы?
1
Познакомить детей с понятием микроорганизмы и какие они
бывают.
6
Хочу все знать о микробах!
1
Формирование простейших представлений о микроорганизмах,
об их свойствах.
1
“Что такое микроскоп”
2
Прибор, открывающий
невидимое.
7
Нам микробы не страшны!
1
Сформировать представления детей о микробах и их вреде и
пользе на здоровье человека, рассматривание микробов на
поверхности грязных рук.
8
Микробы на поверхности
зубной эмали.
1
Сформировать представления детей о микробах и их вреде и
пользе на здоровье человека, рассматривание микробов на
поверхности зубной эмали.
9
Бактерии. Полезные и
вредные.
1
Дать понятие о полезных и вредных бактериях, продолжать
формировать представления о здоровом образе жизни.
10
Плесень под микроскопом.
2
Дать детям простейшие представления об микроорганизмах,
выращивание плесени, польза и вред плесени.
11
Что такое дрожжи?
1
Дать детям простейшие представления о дрожжах.
12
Растения, овощи и фрукты.
Клетка и микроскоп.
2
Формировать у детей представления о микроорганизмах –
клетках, показать клеточное строение, опыт: кожица лука под
микроскопом.
2
Продолжать формировать у детей представления о
микроорганизмах – клетках, показать клеточное строение,опыт:
срез листа фикуса под микроскопом.
13
Зеленые друзья в комнате.
14
Овощи всем нужны!
2
Продолжать формировать у детей представления о
микроорганизмах – клетках, показать клеточное строение,
опыт: срез помидора и огурца под микроскопом, польза
употребления овощей.
15
Кладовая витаминов.
1
Опыт: срез яблока под микроскопом, рассказать о витаминах,
какие бывают, польза употребления фруктов.
16
Мир насекомых.
2
Рассматривание под микроскопом готовых образцов. Крыло и
лапка пчелы и другие.
17
Вода - это жизнь!
1
Расширить знания детей о свойствах воды, обратить внимание
на то, что вода таит в себе много неизвестного. Рассмотреть
под микроскопом воду из лужи и очищенную.
18
Вода волшебница!
1
Развитие творческой познавательно – исследовательской
активности детей в процессе экспериментирования.
19
Почему животным тепло?
2
Расширить знания детей о строении животного (кошки).
Рассмотреть под микроскопом шерсть животного.
20
Мир ткани.
2
Знакомство со свойствами ткани. Ткань состоит из множества
ниток, бывает разных видов - тонкая и более плотная, тонет в
воде, намокает. Использование различных тканей.
21
Путешествие в бумажную
страну – в страну загадок и
чудес.
2
Свойства бумаги: легко мнется, теряет первоначальную форму,
быстро намокает, горит, использование в жизни человека.
2
Познакомить детей с веществами (соль, сахар)и их свойствами.
Опытно-экспериментальным путем выявить сходство и
различие этих веществ. Учить детей пользоваться лупой
(увеличительным стеклом).
22
Свойства соли и сахара.
23
Волшебный песок.
2
Выдeлить cвoйcтвa пecкa: cыпyчecть, pыхлocть, из мoкpoгo
мoжнo лeпить; Рассмотреть под микроскопом частички песка,
пoзнaкoмить co cпocoбoм изгoтoвлeния pиcyнкa из пecкa.
24
Итоговое занятие
1
Подведение итогов курса. Интерактивная игра "Удивительный
мир"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34