Управление образования Артёмовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных
предметов»
(МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мастерская будущего» (34 часа)
3 класс
г.Артемовский, 2025
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Мастерская будущего» направлено на достижение комплекса
результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал
занятий подобран в соответствии с возрастом обучающихся и с задачами формирования личности на разных ступенях её
развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты:
Личностные УУД:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать
возникающие затруднения;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление
доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе
сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе
морально-этическими принципами;
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность
преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с
нарушениями здоровья
Регулятивные универсальные учебные действия:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в
соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и
умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
2
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план
восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные УУД:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений
объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и
др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения,
обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении
информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников
информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в
словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или
внеурочных занятиях.
Коммуникативные УУД:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра
высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность
в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по
отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
3
Обучающиеся получат возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно
излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять
функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь
взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти
варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки,
аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные
жизненные ситуации.
2. Содержание программы
Комплексная программа профессиональной работы для начальной школы «Мастерская будущего» создана для
того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших
школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким
образом, предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на
профориентационное обучение.
4
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через
организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Межпредметная интеграция способствует
формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; развитию знаний, умений и
навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников;
освоению элементарных знаний о профессиях людей; включению обучающихся в исследовательскую деятельность.
Цель: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся
через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.
Задачи:
познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;
выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности,
справедливости и т.д.;
способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
Работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений обучающихся о тех или иных
профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и
проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии.
Таким образом, виды деятельности обучающихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и
творческий характер.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии.
Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать
свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать различные
виды своих способностей.
В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребёнок становится
заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы
тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов
5
деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов,
потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо
без творческой деятельности.
Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок,
спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
Модуль «Труд в почете любой, мир профессий большой»
Цель: формировать добросовестное отношении к труду, понимание его роли в жизни человека и общества,
развивать интерес к будущей профессии.
Любимое дело мое - счастье в будущем.
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное
дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов.
По дорогам идут машины.
История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра
«Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра - драматизация «Улица».
Все работы хороши.
Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных
картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди
лишнее». Итог игры. Награждение участников.
О профессии продавца.
Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец»,
«вежливый покупатель». Игра «магазин».
О профессии библиотекаря.
Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь».
Оценка работы библиотекаря.
6
Праздник в Городе Мастеров.
Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки
(разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс:
«Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.
Работники издательства типографии.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра
«Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы –
редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники»
(выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.
Как проходят вести.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности).
Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый
транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко – пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.
Веселые мастерские.
Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок,
стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки
об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
Путешествие в Город Мастеров.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек - человек, человек техника, человек -природа, человек - художественный образ, человек - знаковая система). Дается задание составить план
района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные
жители – Самоделкин, Железный Дровосек.
Строительные специальности.
7
С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку
организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему
так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй».
Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на
внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка»,
конкурсы: «Бой с подушками». Итог.
Знакомство с профессиями прошлого.
Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях.
для любознательных. Знакомство с профессией плотника.
«Человек трудом прекрасен».
«Умеешь сам - научи другого».
«Чей участок лучше?».
«Кулинарный поединок».
Конкурс:
«Заводу
требуются».
Информация
Приёмы и методы организации занятий
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: исследовательская, творческая, игровая.
Формы организации учебной деятельности:
Классные часы и беседы о профессиях.
Тематические занятия.
Конкурсы рисунков.
Экскурсии.
Игры-викторины.
Встречи с людьми разных профессий.
Описание профессий.
Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.
8
Заполнение анкет и результатов самооценки, диагностика.
Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
Реклама профессий.
Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
Лекция.
Дискуссия.
Творческая работа.
Основной вид занятий – практический.
Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество часов за год составляет 34
часа. Программа реализует межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром, изобразительным
искусством, технологией.
9
3. Тематическое планирование
№
Тема занятия
1.
Любимое дело мое – счастье в будущем
2.
По дорогам идут машины
3.
Все работы хороши
4.
О профессии продавца
5.
О профессии библиотекаря
6.
Праздник в Городе Мастеров
7.
Работники издательства типографии
Всего
Содержание
часов
2
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером».
Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание:
установить порядок постройки дома, установить порядок создание
газеты. Подведение итогов.
2
История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии
шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый
шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра - драматизация
«Улица».
2
Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова.
Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок
дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай
профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение
участников.
2
Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать».
Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый
покупатель». Игра «магазин».
2
Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка».
Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы
библиотекаря.
2
Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые
умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка).
Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип»,
конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный»,
конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях.
Подведение итогов, награждение.
2
Организационный момент. Актуализация опорных знаний
10
8.
Как проходят вести
3
9.
Веселые мастерские
2
10.
Путешествие в Город Мастеров
3
11.
Строительные специальности
3
12.
«Время на раздумье не теряй, с нами
2
(разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты».
Задание 1 – штат редакции (корреспондент, фотограф, художник,
наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст).
Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы
– художники» (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких
специальностей работают над созданием газеты.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории
(как передавались новости в древности). Изобретения в области
связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик
почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с
греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра
«Телефон». Итог.
Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с
инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки
об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для
кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс:
«Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из
профессиональных сфер (человек-человек, человек-техника,
человек-природа, человек-художественный образ, человекзнаковая система). Дается задание составить план района,
придумать название улиц, заселить дома сказочными героями.
Например, район «Умелые руки», сказочные жители Самоделкин, Железный Дровосек.
С чего начинает работу хороший специалист (с плана или
проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать»,
игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание
без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться
проектами при строительстве здания?
Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с
11
вместе трудись и играй»
13.
Итого:
Знакомство с профессиями прошлого
3
сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий
на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурсигра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог.
Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу
требуются». Информация для любознательных. Знакомство с
профессией плотника.
«Человек трудом прекрасен».
«Умеешь сам - научи другого».
«Чей участок лучше?».
«Кулинарный поединок».
34 ч.
12