Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Цифровые приключения» (34 часа)
3 класс
г. Артемовский, 2025
1. Результаты освоения внеурочной деятельности
Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Цифровые приключения» направлено на достижение комплекса результатов в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом
учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут
сформированы следующие результаты:
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса;
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
В результате изучения учащиеся должны
знать:
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
для чего нужны основные устройства компьютера;
что такое полное имя файла;
уметь:
пользоваться мышью и клавиатурой;
запускать компьютерные программы и завершать работу с ними;
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
создавать папки
удалять файлы и папки;
копировать файлы и папки;
перемещать файлы и папки
создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
сохранять созданный проект и вносить в него изменения.
набирать текст на клавиатуре;
сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;
копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
вставлять изображения в печатную публикацию;
создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
В результате реализации программы «Цифровые приключения», обучающиеся получат возможность научиться:
- активно использовать средства информационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач (давать
понятие «компьютер», знать его устройство, предназначение, работать с текстами, обрабатывать их, в том числе и с помощью компьютера).
- использовать помощников человека при счете (компьютер).
- владеть различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи информации, вводить текст с помощью клавиатуры.
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета отнесения к известным понятиям.
- называть основные устройства персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память), приводить примеры: источников
информации, работы с информацией; технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер,
магнитофон), полезной и бесполезной информации, запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования).
- работать на компьютере, создавать документы, презентации, видеофильмы, участвовать в телекоммуникационных проектах.
2. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Целью программы является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в
информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий
начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при
изучении других дисциплин.
Задачами программы являются:
формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления
информации;
овладение начальными приемами и способами информационной деятельности;
формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения
практических задач.
3 КЛАСС
Программное содержание включает в себя несколько разделов
Первый раздел. Введение Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе
на компьютерах. История создания компьютера.
Второй раздел. Знакомство с компьютером
Роль компьютера в жизни человека.Основные устройства компьютера.Управляем мышью.Наш помощник клавиатура.Знакомство с операционной
системой
Практические работы:
1. Работа с компьютерной мышкой;
2. Человек и информация;
3. Виды информации;
4. Источники и приемники информации;
5. Компьютер и его части;
6. Клавиатурный тренажёр.
Творческая работа: «Какие профессии связаны с использованием компьютера»
Третий раздел. Кодирование информации
- Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).
- Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.
- Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.
- Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные)
языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.
- Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).
Практические работы:
1. Современные носители информации;
2. Различные виды кодирования информации;
3. Разговорный и компьютерный языки;
4. Текстовая информация;
Творческая работа: «Составить генеалогическое дерево своей семьи и закодировать его с помощью английского алфавита».
Четвёртый раздел Документ и способы его создания
- Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.
- Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова;
шрифт.
- Обработка текстовой и графической информации: текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный
(электронный) текст.
Практические работы:
1. Клавиатурный тренажёр;
2. Создание тестового документа;
3. Поиск нужной информации в Интернете;
4. Редактирование и форматирование текста;
5. Рисование в графическом редакторе.
Творческая работа: «Рисование в текстовом редакторе»
Пятый раздел. Учимся рисовать
Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов.Разработка и редактирование
изображения.Копирование и печать рисунков.
Практические работы:
Рисование в графическом редакторе
Шестой раздел. Знакомство с MS Office PowerPoint
Создание и дизайн слайда.Работа над творческим проектом
Проектная работа
Темы проектов:
«Виды информации»;
«Какие профессии связаны с использование компьютера»;
«Радио и телефон как устройство для передачи информации»;
«Носители информации»;
«Помощники человека при работе с информацией»;
«Интернет в вашей жизни»
«Безопасный Интернет»
4 КЛАСС
Программное содержание включает в себя несколько разделов:
1.
Введение - 2 часа
Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах. История создания компьютера.
2.
Знакомство с компьютером – 3 часа
Демонстрация возможностей персональных компьютеров. Виды информации и действия с ней. Компьютер и его основные устройства.
Компьютерные программы. Работа с файлами, папками.
3.
Компьютерная графика. – 8 часов
Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка
цветом. Другие операции. Знакомство с программой Paint: панель инструментов, ввод текста. Программа Paint: рисование кистью, линиями,
фигурами, штампами, рисование искрами и радугой, стирание. Программа Paint: раскрасим картинку. Проект «Изготовление открытки к празднику»
в программе Paint.
4. Учимся создавать текст– 8 часов
Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажёров и текстовых редакторов. Правила
клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского
алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка
текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст.
Выравнивание абзацев.
5.
Учимся создавать презентацию– 10 часов
Знакомство с программой. Создание и дизайн слайда. Панель инструментов. Создание надписей, вставка картинок в качестве фона и иллюстраций.
Вставка автофигур, рисунков, настройка анимации. Гиперссылки. Создание презентации на заданную тему. Показ презентации. Защита созданной
презентации.
6.
Интернет – 2 часа
Знакомство с Глобальной сетью – Интернет. Освоение Глобальной сети Интернет. Безопасность в сети Интернет. Общение в Интернете. Поисковые
системы.. Пробные самостоятельные шаги по посещению детских сайтов.
7.
Итоговое занятие – 1 час
Подведение итогов за прошедший год
Приёмы и методы организации занятий
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- выставка
-экскурсия
- творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Описаниеместа программы внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа рассчитана на 2 года, 68 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с
музыкой, изобразительным искусством.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, создании портофолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества,
материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
№
п/п
Тема занятия
3. Тематическое планирование 3 КЛАСС
Количество
Содержание
часов
Компьютер и безопасность.
1
2
3
4-5
6-7
8-9
Роль компьютера в жизни человека.
Основные устройства компьютера.
Управляем мышью.
Наш помощник клавиатура.
Знакомство
с
операционной
системой.
10
11-12
13
Носители информации
Кодирование информации
Письменные
источники
информации
14
15
16
17-19
20-21
Документ и его создание
Электронный документ и файл
Поиск документа
Создание текстового документа
Создание графического документа
Введение 1 ч.
1
Соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места,
требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в
кабинете информатики. Техника безопасности при работе на
компьютерах. История создания компьютера.
Знакомство с компьютером 8 ч.
1
Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях,
появившихся с изобретением компьютера. Выполнять заданные
1
действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в
2
них действия и завершать работу программ.
2
2
Кодирование информации 4 ч.
1
Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное
письмо, буквенное кодирование и иероглифы.
2
Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский
1
алфавиты как основа алфавитного письма.
Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и
использование.
Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги,
архивы.
Языки людей и компьютеров: люди разговаривают на естественном
языке; современный человек создал искусственные (формальные)
языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.
Текстовая и графическая информация: древние тексты, современные
тексты (на примерах).
Документ и способы его создания 8 ч.
1
Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой
технологии(перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка
1
текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация
1
текста, сохранение и редактирование текстовых документов).
3
Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные
2
22-23
24-26
27-29
30-31
32-33
34
Графический
редактор
Paint.
Назначение,
возможности,
местоположение. Панель опций,
панель инструментов.
Графический
редактор
Paint.
Разработка
и
редактирование
изображения.
Графический
редактор
Paint.
Копирование печать рисунков.
Создание и дизайн слайда.
Работа над творческим проектом
Повторение
ИТОГО
№
п/п
Тема занятия
1
Правила поведения в кабинете
информатики.
Техника
безопасности при работе на
компьютерах.
История создания компьютера.
2
3
4
Демонстрация
возможностей
персональных компьютеров. Виды
информации и действия с ней.
Компьютер и
его основные
устройства.
Компьютерные
операции.
Учимся рисовать 8 ч.
2
Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой
технологии (например, рисование точек, прямых и кривых линий,
фигур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование
рисунков).
Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные
3
операции.
3
Знакомство с MS Office PowerPoint 4 ч.
2
Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой
технологии. Выполнять итоговую творческую работу, используя
2
освоенные операции.
1
34
Тематическое планирование 4 КЛАСС
Количество
Содержание
часов
Введение 1 ч.
1
Соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места,
требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ
1
Знакомство с компьютером – 3 часа
1
Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях,
появившихся с изобретением компьютера. Выполнять заданные
действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в
них действия и завершать работу программ.
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
программы.
Работа с файлами, папками.
Компьютерная графика. Примеры
графических редакторов. Основные
операции
при
рисовании:
рисование и стирание точек, линий,
фигур.
Заливка цветом. Другие операции.
Знакомство с программой Paint:
панель инструментов, ввод текста.
Программа
Paint: рисование
кистью,
линиями,
фигурами,
штампами, рисование искрами и
радугой, стирание.
Знакомство с программой Paint:
панель инструментов, ввод текста.
Программа
Paint: рисование
кистью,
линиями,
фигурами,
штампами, рисование искрами и
радугой, стирание.
Знакомство с программой Paint:
панель инструментов, ввод текста.
Программа
Paint: рисование
кистью,
линиями,
фигурами,
штампами, рисование искрами и
радугой, стирание.
Программа Paint: Создание
рисунков : «Мой родной край»,
«Зимние краски»,
«Поздравительная открытка».
Проект «Изготовление открытки к
празднику» в программе Paint.
Проект «Изготовление открытки к
празднику» в программе Paint.
1
Компьютерная графика – 8 часов
1
Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой
технологии (например, рисование точек, прямых и кривых линий,
фигур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование
рисунков).
Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные
1
операции.
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
18
19
Компьютерное
письмо.
Клавиатурные
тренажёры.
Текстовые редакторы. Примеры
клавиатурных
тренажёров
и
текстовых редакторов. Правила
клавиатурного письма.
Компьютерное
письмо.
Клавиатурные
тренажёры.
Текстовые редакторы. Примеры
клавиатурных
тренажёров
и
текстовых редакторов. Правила
клавиатурного письма.
Основные операции при создании
текстов: набор текста, перемещение
курсора, ввод прописных букв,
ввод букв латинского алфавита,
сохранение текстового документа,
открытие документа, создание
нового
документа,
выделение
текста, вырезание, копирование и
вставка текста.
Основные операции при создании
текстов: набор текста, перемещение
курсора, ввод прописных букв,
ввод букв латинского алфавита,
сохранение текстового документа,
открытие документа, создание
нового
документа,
выделение
текста, вырезание, копирование и
вставка текста.
Оформление
текста.
Выбор
шрифта,
размера,
цвета
и
начертания символо
Оформление
текста.
Выбор
шрифта,
размера,
цвета
и
Учимся создавать текст– 8 часов
1
Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой
технологии(перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка
текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация
текста, сохранение и редактирование текстовых документов).
Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные
операции.
1
1
1
1
1
Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой
технологии(перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка
текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация
текста, сохранение и редактирование текстовых документов).
Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные
операции
20
21
22
23
24
25
26-27
28
29
30-31
32
33
начертания символо
Организация текста. Заголовок,
подзаголовок, основной текст.
Выравнивание абзацев.
Организация текста. Заголовок,
подзаголовок, основной текст.
Выравнивание абзацев.
Знакомство с программой Power
Point. Создание и дизайн слайда.
Панель инструментов.
Знакомство с программой Power
Point. Создание и дизайн слайда.
Панель инструментов.
Создание
надписей,
вставка
картинок в качестве фона и
иллюстраций.
Создание
надписей,
вставка
картинок в качестве фона и
иллюстраций.
Вставка
автофигур,
рисунков,
настройка анимации. Гиперссылки.
Создание презентации на заданную
тему.
Создание презентации на заданную
тему.
Защита созданной презентации.
Знакомство с Глобальной сетью –
Интернет. Освоение Глобальной
сети Интернет. Безопасность в сети
Интернет.
Общение в Интернете. Поисковые
системы. Пробные
самостоятельные шаги по
посещению детских сайтов.
1
1
Учимся создавать презентацию – 10 часов
1
Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой
технологии. Выполнять итоговую творческую работу, используя
освоенные операции.
1
1
1
2
1
1
2
1
Интернет – 2 часа
Познакомиться с Глобальной сетью – Интернет. Усвоить правила
безопасности в сети Интернет.
Итоговое занятие – 1 час
34
ИТОГО
Подведение итогов за прошедший
год
34