Приложение к программе дополнительного образования (приказ №81/3-од от 30.08.2024) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст обучающихся: 10-11 Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Сомова Кристина Алексеевна, педагог дополнительного образования г. Артемовский 2024 1 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка (Направленность программы. Актуальность программы. Отличительные особенности. Адресат программы. Объём и сроки освоения программы. Структура программы. Режим занятий. Формы обучения. Особенности организации образовательного процесса. Возможности моделирования учебного процесса.) 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание программы (Учебный план программы. Учебный план ознакомительного уровня. Содержание учебного плана ознакомительного уровня. 1.4. Планируемые результаты 2. Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы (Кадровое обеспечение программы. обеспечение. Информационное обеспечение программы.) Материально-техническое 2.3. Формы аттестации и контроль результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методическое обеспечение (Методы обучения. Формы организации образовательного процесса. Формы организации, алгоритм и структура учебного занятия. Педагогические технологии, применяемые в программе. Дидактические материалы.) 2.6. Список литературы 2.7.Приложения 2 Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка Направленность программы – туристско-краеведческая. Актуальность программы определяется необходимостью изучения начального и базового уровня туристско-краеведческой деятельности для освоения туристского, экологического и краеведческого минимума и приобретения прочных навыков безопасного участия в туристских путешествиях. Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение учащихся в туристско-краеведческую деятельность позволяет педагогу решать одновременно, в комплексе, вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации и социальной адаптации подростков, формирования навыков здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Освоение программы предполагает приобретение и развитие таких социально значимых качеств учащихся, как: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. Занятия в объединении требуют систематической работы, в результате которой формируется отношение к труду как социально и личностно значимой ценности. В условиях автономного существования туристской группы, в походе учащиеся понимают, что только их труд лежит в основе успешного преодоления маршрута. Большую часть времени уделяется практическим занятиям, экскурсиям, походами соревнованиям на свежем воздухе. Регулярные занятия по общей физической подготовке, походы способствуют закаливанию, укреплению здоровья, физическому совершенствованию подростков. Правильное распределение и выполнение физических нагрузок способствует укреплению костно-мышечного аппарата, кровеносной системы, предупреждению, профилактике и лечению заболеваний дыхательных путей. Занятия в туристско-краеведческом объединении предполагают тесное сотрудничество на всех стадиях занятий (подготовки, проведения и подведения итогов походов). Взаимовыручка, как средство решения многих больших и маленьких проблем воспринимается юными туристами как должное. Важно помнить, что дружба, сплоченность группы – одно из условий безопасности её действий, принятия решений при условии заботы о благополучии всех членов группы, самостоятельность с высокой степенью ответственности за безопасность собственную, и группы в целом. 3 Коллективная деятельность в туристско-краеведческом объединении, в конечном итоге, способствует быстрой адаптации учащихся к условиям социальной среды, к различным социальным ситуациям, деятельности в микро- и макрогруппах; к культурным, психологическим и социологическим факторам. При этом у учащихся развиваются личностные качества, необходимые для работы в коллективе. В таких условиях у них укрепляется объективные факторы самооценки; мотивация, направленная на самосовершенствование и самореализацию. В целом все эти компоненты – необходимые и достаточные условия воспитания человека полезного обществу, способного к созидательному производительному труду, защите Отечества – патриота своей Родины. Отличительные особенности общеобразовательной (общеразвивающей) программы: построение программы позволяет учащимся выбрать уровень освоения программы, определить перспективы дальнейших занятий по данной программе; комплексность программы – содержание каждого уровня общеобразовательной (общеразвивающей) программы состоит из образовательных блоков: – туризм; – краеведение; – топография и ориентирование; – основы безопасности, основы гигиены, первая помощь пострадавшему; – основы экологии; Получение знаний и навыков направлены на развитие у учащихся интереса к туризму и краеведению более длительное время. Закрепление теоретических знаний на практике во время учебно-тренировочных выходов, сборов и походов, ведет к прочному усвоению материала. Социальная ориентация программы позволяет по итогам учебной и творческой деятельности использовать потенциал учащихся при подготовке и проведении соревнований и массовых мероприятий. Новизна программы заключается в совмещении туризма, краеведения, активного отдыха и позволяет по окончании курса обучения подготовить ребёнка, заинтересованного в дальнейших занятиях туризмом и краеведением. Общеобразовательная (общеразвивающая) программа практико-ориентированная, даёт представление учащимся о специфике туризма и краеведения, использовании приобретаемых навыков в будущих профессиях. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Туристы-краеведы» обновляется с учётом появления новых технологий, развития науки, техники, культуры, экономики и социальной сферы. 4 Педагогическая целесообразность данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию социально полезной деятельности учащимися объединения. Адресат программы. Программа рассчитана на 1 год обучения и адресована учащимся 5-х классов, проявляющим интерес к самодеятельным туристским путешествиям и краеведению. Возрастные особенности учащихся используются в данной программе в полной мере. В этом возрасте у подростков проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни, стремление быть и считаться взрослыми. Занятия туристско-краеведческой деятельностью позволяет им реализовать свои лучшие качества, умение дружить и ценить дружбу. В старшем школьном возрасте у учащихся возникает потребность разобраться в окружающем мире и в самом себе, происходит поиск смысла, активно формируются устойчивые ценности и системы ценностей, корректируется мировоззрение. Дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, создание ситуации успеха для каждого учащегося, помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность. В группу принимаются дети, изъявившие желание заниматься по данной программе. Набор свободный. Объём и сроки освоения программы Программа рассчитана на 1 год. Всего 34 часа. Структура программы. Режим занятий Вид программы: модифицированная. Общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Туристы-краеведы» состоит из ознакомительного уровня. Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся с полным составом объединения, но по мере роста опыта и знаний детей делается больший упор на групповые (6-8 человек) и индивидуальные занятия. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от условий деятельности объединения. 5 Ознакомительный уровень. Дети принимаются без специального отбора (при наличии медицинского допуска). Продолжительность обучения 1 год. Возраст учащихся – 10-12 лет. Режим занятий – 1 час в неделю. Освоение этого уровня позволит учащимся овладеть основами краеведения и экологии, организации туристского быта, техники туризма и ориентирования, техники безопасности в походе. Формы обучения. Форма обучения коллективно-групповая, очная, также при необходимости допускается дистанционное обучение. Основная организационная форма обучения – учебное занятие (теоретическое, практическое, комбинированное). Кроме учебного занятия при реализации программы «Туристы-краеведы» используется большое разнообразие форм обучения: поход, соревнования, тренинг, занятие-игра, урок-зачёт, эстафета ЗУН, турнир, экспедиция, консультация и др. Подбор форм организации учебного занятия зависит от преобладания на занятии того или иного вида деятельности и вполне соответствуют возрастным особенностям обучающихся (1014 лет). Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик и оборудования, современных информационных технологий. Практические занятия проводятся в помещении (в учебном классе, спортзале), на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке, в лесу при проведении экскурсий, туристских мероприятий, во время участия в соревнованиях. В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Приведенный в программе перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения. Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся с полным составом объединения, состав группы – 20 человек. Учащиеся формируются в группы разных возрастных категорий, являющиеся основным составом объединения, состав группы постоянный. По мере роста опыта и знаний детей следует делать больший упор на групповые (6-8 человек) занятия; набор в объединение свободный, занятия ведутся на русском языке. Разновозрастный состав объединения позволяет предусмотреть сотрудничество и общение детей разного возраста. Учащиеся пробуют себя в социальной роли педагога, наставника. У них развиваются такие качества личности, как взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность. Таким 6 образом, ликвидируется дефицит межвозрастного общения и взаимодействия в детской среде. Что является профилактикой таких явлений как инфантилизм, отсутствие самостоятельности, безынициативности и социальной апатии. Возможности моделирования учебного процесса по программе «Туристы-краеведы». Педагог может моделировать в рабочей программе образовательную деятельность: допускается возможность распределение тем по образовательным блокам в соответствии с темами; увеличивать или уменьшать количество часов, отведённых на тему, без ущерба для основной идеи программы; увеличивать количество часов, отведённых на самостоятельную работу и/или повтор темы определенного образовательного блока; допускается передвижение образовательных блоков в календарно-тематическом плане без ущерба для освоения программы в целом. При необходимости возможно изучение отдельных тем в дистанционной форме. Принципы, на основе которых строится реализация общеобразовательной (общеразвивающей) программы: принцип связи обучения с практикой, выражающийся в стимулировании учащихся использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность; принципы доступности и наглядности, как наиболее действенные в эффективности и качественности обучения членов объединения; принцип дифференциации и индивидуализации – создание комфортных условий для развития индивидуальных способностей учащихся, и реализации их личных образовательных маршрутов; принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов в деятельности объединения. Он позволяет научить юных туристов-краеведов осознавать цели обучения, планировать и организовывать свою работу. При этом учащиеся проявляют повышенный интерес к знаниям, ставят проблемы, определяют пути их решения, учатся достигать поставленных целей; принцип диагностической направленности – процессуальный контроль «продвижения» к намеченной цели и достижения её; оценка и коррекция педагогом дополнительного образования собственных педагогических действий. 1.2. Цель и задачи программы 7 Цель: создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, создание условий для формирования у учащихся ключевых компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных через включение их в учебную и практико-ориентированную деятельность в области туризма и краеведения. Задачи: Предметные: расширять знания в области краеведения, отечественной истории, географии; учить школьников понимать и ценить обычаи, традиции и устои русского народа, сохранять и продолжать традиции национальной духовности; формировать навыки и умения безопасного нахождения в природной среде во время походов и экскурсий; учить рациональным приёмам преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности; способствовать повышению общего уровня информационной культуры; прививать умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе; расширять знания учащихся по окружающему миру и экологии, полученные в школе. Метапредметные: развивать мыслительную деятельность (сравнение, обобщение, анализ, синтез); способствовать развитию устойчивого интереса к выбранной деятельности; развивать творческую, познавательную и созидательную активность; содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления; развивать устную речь, умения выступать перед аудиторией. Личностные: формировать умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе; формировать навыки культуры общения и поведения в социуме; формировать потребность бережного отношения к природе; способствовать формированию навыков физической культуры и здорового образа жизни; воспитывать патриотизм посредством занятия краеведением. 8 1.3. Содержание программы Учебный план программы «Туристы-краеведы» Почасовая разбивка учебного курса 3. 4. 5. Основы экологии ВСЕГО Практика 2. Основы туристской подготовки Краеведение Топография и ориентирование Основы безопасности. Основы гигиены, первая помощь пострадавшему Теория 1. Наименование разделов Всего № п/п Ознакомительный уровень 10 5 5 10 5 5 5 3 2 5 3 2 4 2 2 34 18 16 Образовательная программа ознакомительного уровня рассчитана на 1 год. Общее количество часов – 34. Занятия 1 раз в неделю. Учебный план ознакомительного уровня № п/п 1. Наименование разделов Основы туристской подготовки 1.1. Туристские путешествия, история развития туризма 1.2. Туристское снаряжение Количество часов всего теория практика 10 5 5 Формы аттестации/ контроля Тестирование, устный опрос, кроссворды, ребусы, игра, анкетирование, собеседование, сдача 9 2. 1.3. Организация туристского быта 1.4. Питание в походе 1.5. Подготовка и организация туристского путешествия 1.6. Учебно-тренировочные походы 1.7. Физическая подготовка туриста 1.8. Самостоятельная работа. Краеведение 2.1. Географическое положение, природные условия и ресурсы края 2.2. История и культура края 2.3. Основные ремесла родного края. Промыслы края. Традиции и обычаи 2.4. Туристские возможности края 2.5. Родословие- наши корни 2.6. Этнопсихологические особенности русской национальной игрушки 2.7. Самостоятельная работа. нормативов, соревнования, поход, отчёт о походе, контрольные упражнения Тестирование, устный опрос, ребусы, кроссворды, минидоклады, творческий отчёт, защита презентаций 10 5 5 3. Топография и ориентирование 3.1. Топография 3.2. Ориентирование 5 3 2 4. Основы безопасности. Основы гигиены, первая помощь пострадавшему 4.1. Техника безопасности при 5 3 2 Тестирование, устный опрос, топографический диктант, контрольные упражнения Тестирование, устный опрос, наблюдение, контрольные упражнения 10 проведении занятий, походов, экскурсий 4.2. Правила санитарии и гигиены 4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи 4.4. Лесная аптека 5. Основы экологии 5.1. Наша планета-Земля 5.2. Туризм и охрана природы 5.3. Наблюдения в природе ИТОГО за период обучения 4 2 2 34 18 16 Викторины, кроссворды, ребусы, наблюдение, минидоклады Итогом ознакомительного уровня является участие в итоговых соревнованиях по туризму, зачетный туристский поход 1-ой степени сложности или туристско-краеведческое многодневное мероприятие (лагерь, слет, соревнования и т.д.) - вне сетки часов. Содержание учебного плана ознакомительного уровня Формы проведения занятий смотри в таблице «Формы, методы, приемы обучения, перечень дидактических материалов и ТСО по разделам программы» 1. Основы туристской подготовки 1.1. Туристские путешествия, история развития туризма Теория ) Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Воспитательная роль туризма. 11 Туристские путешествия, история развития туризма. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, водный, горный, лыжный, велотуризм, спелеотуризм. Понятие о спортивном туризме. Практические занятия Анкетирование членов кружка. Знакомство с фото-, видео материалами. Викторина «Знаменитые русские путешественники». 1.2. Туристское снаряжение Теория Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Подготовка личного снаряжения к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник. Самодельное снаряжение, не причиняющее вреда природе. Ремонтный набор, аптечка. Практические занятия Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением, его ремонт. Подготовка личного и группового снаряжения к походу. Игра «Что возьмем с собой в поход?». 1.3. Организация туристского быта Теория Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Бивак дневной и ночной, для дневок. Выбор места для привала и ночлега (бивака). Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры. Причины возникновения пожаров. Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Туристская песня. 12 Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Экология и бивачные работы. Правила поведения туриста в природе. Практические занятия Моделирование ситуаций в походе. Организация бивака в полевых условиях (определение места, пригодного для привала и ночлега, развертывание лагеря, разжигание костра). Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом. Уборка бивака. Разучивание и исполнение туристских песен. 1.4. Питание в походе Теория Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Практические занятия Составление меню и списка продуктов для 1 дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Подбор рецептов приготовления пищи на костре. 1.5. Подготовка и организация туристского путешествия Теория Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Должности в группе постоянные и временные. Распределение обязанностей в группе. Определение цели и района похода. Изучение района путешествия: изучение литературы, краеведческого и картографического материала, отчетов о походах. Правила движения в походе. Порядок движения группы на маршруте. Режим ходового дня. Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник. Отчетная документация. Требования к отчету. Практические занятия Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки и подведения итогов похода. Работа с краеведческой литературой. Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута, составление плана13 графика движения. Организация однодневного похода. Систематика и оформление собранного материала. Написание отчета о походе. 1.8. Самостоятельная работа Практические занятия (2 часа) Подготовка мини-докладов, выполнение практических заданий. 2. Краеведение 2.1. Географическое положение, природные условия и ресурсы края Теория Рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растительный и животный мир края. Практические занятия Проведение краеведческих викторин. Подготовка мини-докладов о природе родного края. 2.2. История и культура края Теория Сведения о прошлом города. Памятники истории и культуры. Известные земляки. Практические занятия Прогулки и экскурсии по городу с посещением памятников истории и культуры. Проведение краеведческих викторин, составление и решение кроссвордов. 2.3. Основные ремесла родного края. Промыслы края. Традиции и обычаи Теория Промыслы и ремесла Урала. Народные умельцы. Жизнь и быт народа. Национальный костюм. Предания старины, устное народное творчество. Хранители духовного облика народа, русский дом (внутреннее убранство избы, курная изба, русская печь), одежда, семейные обычаи (крестины, именины, новоселье, свадьба), русские праздники. Практические занятия 14 Игрища и забавы Руси. Экскурсия в село Мироново. Творческие мастерские (плетение, вышивка, работа с берестой, глиной и др.). 2.4. Туристские возможности края Теория Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи края. Особо охраняемые природные территории: «Путешествия по карте». Практические занятия (4 часа) Посещение экскурсионного объекта. 2.5. Родословие- наши корни Теория Рассказ о своей семье, родословие, что такое генеалогическое дерево. Практические занятия Составление генеалогического дерева. 2.6. Этнопсихологические особенности русской национальной игрушки Теория История игрушечного промысла, особенности русской национальной игрушки. Практические занятия Изготовление русской национальной игрушки – тряпичной куклы-оберега. 2.7. Самостоятельная работа. Практические занятия Творческий проект. Подготовка мини-докладов, выполнение практических заданий. 3. Топография и ориентирование 3.1. Топография 15 Теория Понятие о топографической карте. Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Условные знаки топографических карт. Изображение рельефа на топографической карте. Способы определения расстояний на карте и на местности. Практические занятия «Путешествие» по карте. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте с помощью линейки, нитки, курвиметра. Измерение своего среднего шага (пары шагов). Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования. 3.2. Ориентирование Теория Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивной карты. Изображение рельефа на спортивной карте. Компас, его устройство, правила обращения. Азимут, определение азимута. Азимутальное кольцо. Движение по азимуту. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Действия при потере ориентировки. Ориентирование по местным признакам. Практические занятия Ориентирование карты по компасу. Изучение форм рельефа на карте и на местности. Определение азимута по карте. Упражнения, игры на запоминание условных знаков, азимута. Ориентирование по местным признакам. 4. Основы безопасности Основы гигиены, первая помощь пострадавшему 4.1. Техника безопасности при проведении занятий, походов, экскурсий Теория 16 Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице. Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила дорожного движения для пешеходов. Порядок движения группы в населенном пункте, вдоль дорог, при пересечении дорог. Практические занятия Игра-лото «Что можно, что нельзя. Викторины. 4.2. Правила санитарии и гигиены. Теория Понятие о гигиене. Гигиенические требования в походе. Гигиена обуви и одежды. Умывание, купание, закаливание в походе. Защита окружающей среды от загрязнения (умывание, мытье посуды, утилизация бытовых отходов). Практические занятия Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. походе». Викторина «Гигиена туриста в 4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи Теория Медицинская аптечка. Ее комплектование, хранение, транспортировка. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Личная аптечка туриста. Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечения), тепловом и солнечном ударе, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся. Правила переноски пострадавшего. Практические занятия Комплектование медицинской аптечки. Отработка приёмов оказания первой доврачебной помощи условно пострадавшему: определение травмы, практическое оказание помощи. Переноска пострадавшего. 4.4. Лесная аптека Теория 17 Дикорастущие лекарственные растения, правила их сбора и применение. Ядовитые растения и грибы. Практические занятия Изучение лекарственных растений, ядовитых растений и грибов по гербариям и справочникам и нахождение их в природе. Сбор лекарственных растений, сушка и хранение, применение. 5. Основы экологии 5.1. Наша планета-Земля Теория Биосфера - живая «оболочка» Земли. Роль человека в биосфере. Экология - наука о взаимосвязях в природе. Природные комплексы: леса, луга, поля, водоема. Экологические факторы, их влияние на природные комплексы. Охрана природы. Практические занятия Экологические игры и викторины. 1.4 . Планируемые результаты Ожидаемым результатом реализации программы является формирование у учащихся в области: ценностно-смысловых компетенций: умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных представлений, умений и навыков; умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять самостоятельные действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; умение осуществлять индивидуальную образовательную деятельность (траекторию) с учетом общих требований и норм; учебно-познавательных компетенций: умение ставить цель и организовывать процесс её достижения; 18 уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; владеть техникой и тактикой пешеходного туризма, ориентирования на местности; владеть навыками исследовательской деятельности в области краеведения и экологического окружения; умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); умение видеть красоту окружающего мира; умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; социокультурных компетенций: уметь определять свое место и роль, систему взаимоотношения в окружающем мире: в семье, в классе, туристском объединении; владеть культурными нормами и традициями родного края, России; иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе; коммуникативных компетенций: владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы; владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог; информационных компетенций: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет; природоведческих и здоровьесберегающих компетенций: 19 знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях в природной, техногенной и социальной средах; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой помощи; иметь физическую и техническую подготовку, и умение использовать их в походах и на соревнованиях. 20 Знания, умения и навыки при завершении ознакомительного уровня № Название разделов и тем Знания Умения и навыки 1.Основы туристской подготовки 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 Туристские путешествия, история развития туризма Туристское снаряжение Организация туристского быта Питание в походе Подготовка и организация туристского путешествия Учебнотренировочные походы Физическая подготовка туриста Самостоятельная работа. Знать основные сведения по истории развития туризма в России. Уметь работать с различной информацией, уметь подготовить краткое сообщение. Знать требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Уметь составить список необходимого снаряжения. Владеть навыками укладки рюкзака и ухода за снаряжением. Знать основные требования по организации туристского быта. Уметь выбрать место для привала, бивака. Самостоятельно организовать работу по развертыванию и свертыванию лагеря. Владеть навыками установки палатки, заготовки дров, разведения костра. Знать основные требования к продуктам, используемым в походе. Уметь составить меню и список продуктов, подготовить их к транспортировке. Владеть навыками приготовления пищи костре. Знать порядок подготовки и организация туристского путешествия. Владеть навыками сбора сведений о районе похода, составления плана-графика движения. Уметь составить план подготовки похода, подготовить снаряжение для похода. Знать правила движения в походе, преодоление препятствий. Уметь безопасно организовать свой быт в походных условиях. Владеть основными правилами движения группы на маршруте. Самостоятельно организовать работу по развертыванию и свертыванию лагеря. Применять навыки, полученные на занятиях по туризму. Понимать значение регулярной физической подготовки Выполнять нормативы по физ. подготовке Знать методы обработки различной информации. Уметь обрабатывать собранный материал, выполнять поставленные задачи. Уметь подготовить мини-доклад, выполнять практические задания. 2. Краеведение 2.1 Географическое положение, природные условия и Знать основные сведения о климате, рельефе, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и животном мире родного края Уметь подготовить краткое сообщение о природе родного края (климат, рельеф, полезные ископаемые, водных ресурсы, растительность, животный мир). 39 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 ресурсы края История и культура края Основные ремесла родного края. Промыслы края. Традиции и обычаи. Туристские возможности края Родословиенаши корни Этнопсихологич еские особенности русской национальной игрушки Самостоятельная работа. Владеть основными сведениями по истории и культуре города Курска и Курского края. Умение подготовить краткое сообщение по истории, культуре своего населенного пункта и своего края. Владеть основными сведениями о народных промыслах Курской области Иметь навыки работы с глиной и др. Владеть основной информацией о памятниках истории, культуры и природы Курского края. Уметь показать на карте основные памятники истории, культуры и природы родного края Знать историю своей семьи. Уметь составить генеалогическое древо своей семьи. Знать историю игрушечного промысла, особенности русской национальной игрушки Уметь изготавливать народную куклу Знать методы и правила сбора и обработки краеведческого материала, методы обработки различной информации. Уметь обрабатывать собранный материал, выполнять поставленные задачи. Уметь подготовить мини-доклад, выполнять практические задания. 3. Топография и ориентирование 3.1 Топография Владеть знаниями о топографической и спортивной картах.Знать условные знаки карт. Ориентирование. Знать устройство компаса. Владеть знаниями ориентирования ипорядком действий в случае потери ориентировки. 3.2 Уметь определять масштаб и расстояние по картам. Иметь навыки копирования маршрута на кальку. Иметь навыки чтения карты, определения рельефа по горизонталям Иметь навыки измерения и построения азимутов. Иметь навыки выполнения четырех действий с компасом. Уметь двигаться по азимуту с помощью компаса. Владеть навыками определения сторон горизонта по небесным светилам и местным предметам. Уметь определять направления выхода в случае потери ориентировки 4. Основы безопасности. Основы гигиены, первая помощь пострадавшему 4.1 Техника безопасности при проведении Знать меры безопасности при проведении тренировочных занятий и в походе,правила дорожного движения,основные правила пожарной Владеть навыками безопасности на занятиях, в походе и на экскурсии, вязать узлы: прямой, стремя, схватывающий, контрольный. Владеть навыками передвижения в группе на 40 занятий, походов, экскурсий 4.2 4.3 4.4 Правила санитарии и гигиены. безопасности. маршруте. Знать правила санитарии и гигиены. Владеть навыками соблюдения гигиенических норм. Уметь выполнять комплекс утренней физической зарядки, процедур закаливания. Уметь укомплектовать медицинскую (групповую и личную) аптечки на поход выходного дня и многодневный поход. Основные приёмы оказания Знать правила оказания первой помощи. Владеть первой основной информацией о лекарственных доврачебной препаратах. помощи Знать лекарственные растения, ядовитые Лесная аптека растения и грибы. Владеть способами оказания первой помощи при укусах насекомых и пресмыкающихся, при тепловом и солнечном ударе, ожогах. Уметь собирать индивидуальную аптечку. Уметь отличать ядовитые растения от съедобных. Иметь навыки сбора и применения лекарственных растений 5. Основы экологии 5.1 5.2 5.3 Наша планетаЗемля Туризм и охрана природы. Наблюдения в природе Знать строение Солнечной системы. Владеть основной информацией о биосфере. Владеть основной информацией о природных ресурсах Курского края. Знать виды природоохранной деятельности школьников. Знать правила метеонаблюдений, признаки изменения погоды. Владеть способами наблюдения за звездным небом. Умение проводить экологические игры и викторины. Уметь изготавливать и правильно развешивать кормушки для птиц. Участвовать в экологических акциях. Уметь вести наблюдения за признаками изменения погоды в природе.Уметь вести дневник наблюдений. 41 По итогам освоения программы учащиеся приобретут следующие результаты: Личностные: смогут проявлять самостоятельную деятельность в туристской группе; получат навыки культуры общения и поведения в социуме; научатся проявлять активность и готовность к выдвижению идей и предложений; получат навыки здорового образа жизни. Метапредметные: смогут продемонстрировать навыки планирования, анализа и самооценки своей учебно-познавательной деятельности; научатся выделять главное, понимать творческую задачу; будет развит устойчивый интерес к туризму и краеведению; приобретут навыки работы с различными источниками информации; приобретут навыки публичных выступлений и смогут повысить информационную культуру. Предметные: получат навыки целеполагания; получат навыки и умения безопасного нахождения в природной среде во время соревнований, походов, экспедиций; будут знать приёмы преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности; приобретут навыки чтения туристских карт и условных обозначений. 49 Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1.Календарный учебный график Год Дата Дата Количество Количество Количество Режим занятий обучения начала окончания учебных учебных учебных занятий занятий недель дней часов 1 год 10.09.2020 31.05.2021 34 72 34 1 раза в неделю по 1 часу Календарный учебный график 5. Сентябр ь 4. Октябрь 3. Основы туристской подготовки. Основы туристской подготовки. Основы экологии. Ноябрь 2. Тема занятия Основы туристской подготовки. Краеведение. Декабрь 1. Месяц Основы туристской подготовки. Краеведение. Январь № п/п Февраль 6. Март 7. Основы туристской подготовки. Краеведение. Основы экологии. Основы туристской подготовки. . Основы гигиены, первая помощь пострадавшему. Основы экологии. Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование. Форма занятия Место проведения Форма контроля Комбинир ованное Учебный кабинет, спортзал, школьный двор. Учебный кабинет, спортзал, школьный двор. Учебный кабинет, музей, спортзал, школьный двор. Учебный кабинет, спортзал, музей, школьный двор. Учебный кабинет, музей, спортзал, школьный двор. Учебный кабинет, спортзал, школьный двор. Беседа, тестирование, наблюдение, контрольные упражнения Беседа, тестирование, наблюдение, контрольные упражнения Беседа, тестирование, наблюдение, контрольные упражнения Беседа, тестирование, наблюдение, контрольные упражнения Беседа, тестирование, наблюдение, контрольные упражнения Беседа, тестирование, наблюдение, контрольные упражнения Учебный кабинет, спортзал, школьный двор. Беседа, тестирование, наблюдение, контрольные упражнения Комбинир ованное Комбинир ованное Комбинир ованное Комбинир ованное Комбинир ованное Комбинир ованное 50 Апрель 8. Май 9. Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование. Основы экологии.. Комбинир ованное Учебный кабинет, спортзал, лесопарк, луг, школьный двор. Беседа, тестирование, наблюдение, контрольные упражнения Основы туристской подготовки. Комбинир ованное Учебный кабинет, лес, спортзал, луг, школьный двор. Беседа, тестирование, наблюдение, контрольные упражнения 2.2. Условия реализации программы Условиями реализации программы являются: наличие учебного кабинета, спортивного зала, учебно-тренировочной площадки на прилегающей территории, обеспечение наполняемости группы. Кадровое обеспечение программы. Данную программу реализует Сомова Кристина Алексеевна, - педагог дополнительного образования. Образование высшее педагогическое. Информационное обеспечение программы Для информационного обеспечения программы в кабинете имеется аудио, видео оборудование, возможность выхода в интернет. Программа адаптирована для реализации в условиях временного ограничения (приостановки) по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям. Для непрерывной реализации программы учащимся предлагаются занятия в дистанционном формате. Интернет-ресурсы: Туристская подготовка: «История развития туризма в России» https://studbooks.net/741925/turizm/istoriya_razvitiya_turizma_rossii «Туристское снаряжение» - https://hendmeid24.ru/interesnoe/snaryazhenie-dlyapohoda «Снаряжение для походов» https://www.youtube.com/watch?v=zTDApK2Qjkk&t=6s «Особенности личного снаряжения» -https://www.youtube.com/watch?v=R76qNYGNOo «Сборка рюкзака. Подгонка рюкзака по спине» https://www.youtube.com/watch?v=UxZ-sNFQ9Hs «Виды костров» - https://www.youtube.com/watch?v=9XB3CYye_2Q&t=2s «Организация туристского быта» https://vk.com/doc379419075_576892152?hash=960d921453669db95b&dl=80ef0ab 253b6c192dc 51 «Типы костров» https://vk.com/doc379419075_577315299?hash=8feefc50a1286c45af&dl=0d2bab968 e8167c363 «Питание в походе» https://vk.com/doc379419075_578553312?hash=dcbee8e5f1ee23e52e&dl=f6942b81f 3442c89c7 «Физическая подготовка к походу» - https://kuluarpohod.com/articles/snaryaga-vpohod/fizicheskaya-podgotovka-k-pohodu/ «Физическая подготовка» https://www.youtube.com/watch?v=sqP2RuuxJcM&t=2s «Общая и специальная физическая подготовка. Комплекс упражнений для увеличения эластичности мышц» https://www.youtube.com/watch?v=UiERu2yeToY&t=2s Краеведение: Видеоролик «Животный мир родного края» https://www.youtube.com/watch?v=HezHq1Vv98o Видеоурок «Растительный мир родного края» https://vk.com/video-199490038_456239030?list=748cfa5db8d8846795 Видеоурок «Животный мир Курского края» https://vk.com/video-199490038_456239031?list=f03cd60d5ab0f07095 Презентация «История игрушечного промысла, особенности русской национальной игрушки» https://vk.com/doc379419075_589369913?hash=cb05068c55371b5df3&dl=62a4304c c1a91698bf Мастер-класс "Изготовление русской национальной игрушки – тряпичной куклы-оберега "пеленашка" https://vk.com/video-199490038_456239050?list=5c292c40017f55b1b8 Топография и ориентирование: «Введение в спортивное ориентирование. Основные понятия»https://www.youtube.com/watch?v=WbOpLzG--cA «Базовые упражнения для мелкой моторики» https://www.youtube.com/watch?v=0X52VjxBvuw&t=7s «Спортивное ориентирование» https://www.youtube.com/watch?v=gEu1h_QqnaE_ «Топография условные знаки и обозначения» https://hungry-bags.ru/tysyacha/topografiya-uslovnye-znaki-i-oboznacheniyatopograficheskie-znaki-dlya/ Основы безопасности. Основы гигиены, первая помощь пострадавшему: Презентация «Оказание первой доврачебной помощи в походе» https://nsportal.ru/kotova-elena-mihaylovna 52 «Первая доврачебная помощь» -https://vk.com/club193805728?w=wall193805728_58%2Fall «ПМП при кровотечениях и травмах» - https://www.youtube.com/watch?v=rMdXGf5jXc «Лекарственные растения» -https://www.kp.ru/putevoditel/zdorove/lekarstvennyerasteniya/ «Ядовитые грибы и растения» - https://78.mchs.gov.ru/deyatelnost/presscentr/novosti/3826345 Основы экологии: Презентация «Наша планета-Земля» https://vk.com/doc379419075_591106254?hash=86f4e2068ff538f7b4&dl=349952dc 710b3e7d6b Природные комплексы (видеоуроки): https://www.youtube.com/watch?v=F2GVqjHqtWk https://www.youtube.com/watch?v=EO1ouUnsB9k https://www.youtube.com/watch?v=ML2nAFk0lRA https://www.youtube.com/watch?v=DTk6dNku5jM https://www.youtube.com/watch?v=me6k8xJCkDw Видео-урок «Воздействие человека на природу» https://www.youtube.com/watch?v=-FRHixI7hik Видео-памятка «Твой вклад в защиту окружающей среды» https://www.youtube.com/watch?v=hRAqE1I-AAI&t=172s Туристское многоборье: «Туристские слёты и соревнования» https://www.youtube.com/watch?v=FdDh68VyVLI «Техника пешеходного туризма» - http://jijiji.ru/texnika-peshexodnogo-turizma/ «Индивидуальные страховочные системы https://www.youtube.com/watch?v=RJoBSD9ZdTU «Спортивные узлы» - https://www.youtube.com/watch?v=xlBqjwxrsnw&t=2s «Карманный справочник туриста» https://tourlib.net/books_tourism/spravochnik04.htm 2.3.Формы аттестации и контроль результатов В течение учебного года в объединении с целью проверки качества знаний, умений и навыков, эффективности обучения проводятся три вида контроля: входной контроль – в начале учебного года; промежуточный контроль – в течение учебного года; промежуточная аттестация – в конце учебного года. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - видеозапись; - грамота, диплом; 53 - маршрутный лист; - материалы анкетирования и тестирование; - протоколы соревнований; - отзывы детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - диагностическая карта; - защита учебных проектов; - выставки; - конференции; - открытое занятие; - туристско-краеведческий квест; - портфолио; - туристские соревнования; - итоговый отчет. 2.4. Оценочные материалы Контроль знаний, умений и навыков производится в форме педагогического наблюдения, беседы с учащимися, тестовых заданий, творческих работ, игр на формирование и сплочение коллектива (тимбилдинг), соревнований, зачетного туристского похода. Методы проверки: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос. В процесс оценки собственных достижений вовлекаются учащиеся, что является концентрированным выражением общественного мнения группы о каждом ребёнке. Уровень теоретической подготовки определяется через зачетные теоретические занятия по разделам программы в форме: контрольнотренировочных тестов и заданий, анкетирования и опроса. Уровень практической подготовки определяется с помощью контрольнопрактических заданий, сдачи спортивных нормативов, во время зачетных учебно-тренировочных занятий и сборов, работы учащихся в качестве помощников руководителей, участия в соревнованиях различного уровня, творческих конкурсах, во время зачетных учебно-тренировочных, степенных походов. Уровень социально-психологической, морально-волевой подготовки и воспитанности отслеживается через тестирование и наблюдения педагога. Наиболее качественные показатели уровня обучения дают итоговые походы и другие многодневные мероприятия, являющиеся для членов объединения своеобразным экзаменом на проверку таких качеств, как самостоятельность, выносливость, физическая подготовка, овладение туристскими и специальными навыками и умениями. Каждый учащийся 54 оценивается педагогом, друзьями и в зависимости от этой оценки у каждого из них определяется статус в группе. Контрольно-измерительные материалы: Рабочая тетрадь по программе - https://disk.yandex.ru/i/tnJ0Sd7zWFpItA Задания для стартового контроля - https://disk.yandex.ru/i/V85knWzy36rYNw Задания для промежуточного контроля - https://disk.yandex.ru/i/Bwj9JbY8eNJJgw Задания для промежуточного контроля - https://forms.gle/KxLPH2KDnq2LdTn36 Задания для промежуточного контроля в конце учебного года https://disk.yandex.ru/i/DjxYNFG9CQaR8w Викторина по теме "Организация туристского быта" https://forms.gle/dTe4cbLuYmrvwN9C7 Задание по теме "Типы костров" - https://learningapps.org/watch?v=prvstjjv520 Задание по теме «Основы туристской подготовки» https://learningapps.org/watch?v=pt9xh7mjc20 Задание по теме «Основы безопасности» https://learningapps.org/watch?v=p4fd46pqt20 Кроссворд по теме «Питание в походе»https://learningapps.org/watch?v=p6op5hptv20 Интерактивная работа с картой Курской области: "Где находится это?" https://learningapps.org/watch?v=pg1kfbunt20 Кроссворд на тему "Природные сообщества" https://learningapps.org/watch?v=p5i7dvqxc21 Задания по теме «История игрушечного промысла, особенности русской национальной игрушки» - https://learningapps.org/watch?v=pimcnrovn21 2.5. Методическое обеспечение программы Организация образовательного процесса — очная, группы постоянного состава. Принципиальным значением для реализации программы является практико-ориентированный подход и психологическое обеспечение процесса обучения, тренировок. Ведущая форма в работе с детьми – организация тренировок, походов и экскурсий в естественных условиях. Общая деятельность педагога и воспитанников порождает высшую форму взаимодействия – сотрудничество, которое характеризуется постоянством, разнообразием деловых контактов; реальным позитивным влиянием друг на друга, взаимопониманием, взаимоуважением, доверием; готовностью оказать помощь друг другу. 55 Процесс обучения детей в объединении можно разделить на три взаимосвязанные этапа, на каждом из которых решаются свои специфические задачи: Первый этап – информационно-познавательный. Учащиеся на этом этапе знакомятся с разнообразным миром туристско-краеведческой деятельности, овладевают основами туристских и краеведческих знаний. Второй этап – операционно-деятельностный, на котором формируется умение учащихся самостоятельно выполнять определенные задачи, поставленные педагогом: самостоятельное выполнение обязанностей в группе по определенным должностям, разбивка бивака, умение работать с источниками, проводить наблюдения и т.п. Этот этап направлен на раскрытие внутреннего потенциала учащихся: развитие коммуникативных качеств личности, приобретение уверенности в себе, общение на уровне приобретенных знаний, стремление работать творчески. Третий этап – практико-ориентационный. Результатом его является овладение спецификой работы и практическая деятельность. Этот этап направлен на совершенствование приобретенных навыков и профессиональную ориентацию. Второй и третий года имеют исследовательский, более самостоятельный характер. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие туристских навыков и умений. Программа составлена таким образом, чтобы учащиеся смогли овладеть всем комплексом знаний по основам туристской подготовки, общей физической подготовки, истории родного края, экологии, медицине. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый или эвристический метод; исследовательский метод, которые последовательно предполагают повышение степени активности и самостоятельности в деятельности обучаемых. Для повышения результативности и эффективности образовательного процесса используются следующие методы и принципы обучения: На этапе изучения нового материала используются следующие методы: объяснение, рассказ, беседа, дискуссия. На этапе закрепления изученного материала используются упражнение, практическая работа, походы, учебно-тренировочные сборы. 56 На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, игры, викторины), тестирование. На этапе проверки полученных знаний — выполнение контрольных заданий, категорийные походы, защита творческих работ. Формы организации образовательного процесса Форма организации образовательного процесса – групповая. На этапе продвинутого уровня возможна индивидуальная работа или работа в малых группах. На данном этапе учащийся может выступать в роли наставника для учащихся ознакомительного или базового уровней. 57 Формы, методы, приемы обучения, перечень дидактических материалов и ТСО по разделам программы Ознакомительный уровень (первый год обучения) № Раздел, тема программы Формы обучения Методы и приемы Формы подведения итогов Дидактические материалы, ТСО 1.Основы туристской подготовки 1.1 1.2 1.3 Туристские путешествия, история развития туризма Туристское снаряжение Организация туристского быта Питание в походе 1.4 1.5 Подготовка и организация туристского путешествия Фотоматериалы о туристских походах разных лет, разных видов туризма, мультимедийный комплект, викторина «Знаменитые русские путешественники» Лекция, беседа Словесный, объяснительноиллюстративный (объяснение, рассказ, показ) Анкетирование,тестир ование, устный опрос, наблюдение Лекция, беседа, практическое занятие, играсоревнование Практический, наглядный, словесный, объяснительноиллюстративный (объяснение, познавательная игра, упражнение, показ) Тестирование, устный опрос, наблюдение, контрольные упражнения Лекция, беседа, дискуссия, практическое занятие, играсоревнование, разучивание песен Лекция, беседа, практическое занятие Практический, наглядный, словесный, объяснительноиллюстративный (объяснение, познавательная игра, упражнения, показ, самостоятельная работа) Моделирование ситуаций, тестирование, устный опрос, наблюдение, контрольные упражнения Словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация) Словесный, наглядный, практический, проблемнопоисковый, объяснительноиллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, упражнение, Тестирование, контрольные упражнения Плакаты, таблицы, походная посуда, костровое оборудование, раздаточный материал, продукты питания Устный опрос, тестирование, доклад Картографический материал, отчеты о туристских походах, краеведческая литература, фото-, видеоматериалы о туристских походах, маршрутная документация, мультимедийный комплект Лекция, беседа, практическое занятие, дискуссия, Презентация «Туристское снаряжение», личное снаряжение туриста, групповое снаряжение туриста, походная посуда, костровое оборудование, ремонтный набор, комплект заданий, упражнений, тестов, дидактическая игра «Уложи рюкзак», раздаточный материал, плакаты, мультимедийный комплект Презентации «Бивак туриста», «Типы костров», плакаты, групповое снаряжение, комплект заданий, упражнений, тестов, раздаточный материал, мультимедийный комплект, сборник туристских песен 58 игра 1.6 1.7 1.8 Учебнотренировочные походы Физическая подготовка туриста Самостоятельная работа. Поход Лекция, беседа, практическое занятие, тренировка, игра Практическое занятие познавательная игра, работа с книгой, с компьютером) Практический, наглядный, словесный Словесный, наглядный, практический (показ, упражнение, спортивная игра, тренировка, соревнования) Словесный, наглядный, практический (самостоятельная работа) Отчет о походе, контрольные упражнения Контрольные тесты и упражнения, минисоревнования, сдача нормативов Наблюдение, практические задания Туристское снаряжение (личное и групповое), продукты питания. Спортивный зал, спортивный инвентарь Комплект упражнений и заданий; туристское снаряжение, спортивный инвентарь 2. Краеведение 2.1 2.2 2.3 Географическое положение, природные условия и ресурсы края История и культура края Основные ремесла родного края. Промыслы края. Традиции и обычаи Лекция, беседа, практическое занятие, путешествие, творческая мастерская, экскурсия Лекция, беседа, практическое занятие, путешествие, творческая мастерская, экскурсия Лекция, беседа, практическое занятие, игры, путешествие, творческая Словесный, наглядный, практический, проблемнопоисковый, объяснительноиллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, работа с книгой, картами, самостоятельная работа) Словесный, наглядный, практический, проблемнопоисковый, объяснительноиллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, работа с книгой, картами, самостоятельная работа) Словесный, наглядный, практический, проблемнопоисковый, объяснительноиллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, работа с книгой, картами, Тестирование, викторины, ребусы, кроссворды, творческие работы Карта родного края; краеведческая литература о родном крае; комплект заданий, кроссвордов, ребусов, викторин; презентация о родном крае, фото-, видеоматериалы; плакаты; мультимедийный комплект Тестирование, викторины, кроссворды, творческие работы Карта родного края; краеведческая литература о родном крае; комплект заданий, кроссвордов, викторин; презентация о родном крае, фото-, видеоматериалы; плакаты; мультимедийный комплект Тестирование, викторины, кроссворды, творческие работы Карта родного края; краеведческая литература о родном крае; комплект заданий, кроссвордов, викторин; презентация о родном крае, фото-, видеоматериалы; плакаты; мультимедийный комплект 59 мастерская, экскурсия Туристские возможности края 2.4 2.5 2.6 Лекция, беседа, экскурсия, путешествие Родословиенаши корни Лекция, беседа, практическое занятие, творческая мастерская Этнопсихологич еские особенности русской национальной игрушки Лекция, беседа, практическое занятие, творческая мастерская Самостоятельная работа. Беседа, дискуссия, практическое занятие, путешествие, экскурсия, 2.7 самостоятельная работа) Словесный, наглядный, практический, проблемнопоисковый, объяснительноиллюстративный, исследовательский (объяснение, рассказ, демонстрация, работа с картами, самостоятельная работа) Словесный, наглядный, практический, проблемнопоисковый, объяснительноиллюстративный, исследовательский (объяснение, рассказ, демонстрация, самостоятельная работа) Тестирование, викторины, кроссворды, минидоклады Карта родного края; краеведческая литература о родном крае; комплект заданий, кроссвордов, викторин; презентация о родном крае, фото-, видеоматериалы; плакаты; мультимедийный комплект Тестирование, минидоклады, творческие работы Наглядное пособие «Генеалогическое древо», комплект заданий, фото-, видеоматериалы; мультимедийный комплект Словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, самостоятельная работа) Словесный, наглядный, практический, проблемнопоисковый, объяснительноиллюстративный, исследовательский (работа с картами, самостоятельная работа) Творческие работы Презентация «История игрушки в России», комплект заданий, фото-, видеоматериалы; мультимедийный комплект Творческий отчет, наблюдение, минидоклады, описание, самостоятельная работа, работа с литературными источниками Карта Курской области; краеведческая литература; комплект заданий; фото-, видеоматериалы; мультимедийный комплект; оборудование для исследований 3. Топография и ориентирование 3.1 Топография Лекция, беседа, практическое Словесный, наглядный, практический, объяснительно-ил- Тестирование, устный опрос, топографический Топографические карты; плакаты «Условные топознаки»; карточки с топознаками; комплект заданий, упражнений, тестов; 60 занятие, игра Ориентирование. 3.2 Лекция, беседа, практическое занятие, игра, играсоревнование люстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, упражнение, познавательная игра) Словесный, наглядный, объяснительноиллюстративный, практический, частичнопоисковый (объяснение, рассказ, упражнение, познавательная игра, самостоятельная работа) диктант, контрольные упражнения дидактическая игра «Топознаки» Тестирование, наблюдение, устный опрос, диктант,контрольные упражнения Комплект тестов, заданий, упражнений; спортивные карты; плакаты; компасы; презентация «Компас. Виды компасов»; мультимедийный комплект, разные виды компасов; дидактическая игра «Условные знаки спортивных карт» 4. Основы безопасности. Основы гигиены, первая помощь пострадавшему Лекция, беседа, практическое занятие 4.1 Техника безопасности при проведении занятий, походов, экскурсий. 4.2 Правила санитарии и гигиены. 4.3 Основные приёмы оказания Лекция, первой практическое доврачебной занятие помощи 4.4 Лекция, практическое занятие Лесная аптека Лекция, практическое занятие Практический, наглядный, словесный, объяснительноиллюстративный, метод проблемного изложения (объяснение, рассказ, упражнение, показ, демонстрация, самостоятельная работа) Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, самостоятельная работа) Словесный, наглядный, практический, проблемнопоисковый, объяснительноиллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, упражнение, самостоятельная работа) Словесный, наглядный, практический, проблемнопоисковый, объяснительноиллюстративный Устный опрос,тестирование, наблюдение, игра Презентация «Правила дорожного движения», таблицы, видеоматериалы, мультимедийный комплект, игра-лото «Что можно, что нельзя», викторины Беседа, тестирование, устный опрос, наблюдение, контрольные упражнения Плакаты, тесты, викторины Тестирование, устный опрос, наблюдение, решение ситуационных задач, контрольные упражнения Медицинская аптечка, плакаты, презентация (видеофильм) «Оказание первой доврачебной помощи», мультимедийный комплект Тестирование, устный опрос, наблюдение, решение ситуационных задач, Презентации «Растения-лекари», «Ядовитые грибы и растения», мультимедийный комплект, дидактическая игра "Ядовитые и лекарственные растения и грибы", гербарии, 61 (объяснение, рассказ, демонстрация, упражнение, самостоятельная работа) контрольные упражнения справочники-определители 5. Основы экологии 5.1 5.2 5.3 Наша планета – Земля. Туризм и охрана природы. Наблюдения в природе Лекция, практическое занятие, игра, «Путешестви е по карте» Лекция, беседа, практическое занятие, игра, экологически е акции Беседа, практическое занятие, экскурсия, беседа, зарисовка, фото-кино съемка Словесный, наглядный, практический, проблемнопоисковый, объяснительноиллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, познавательная игра, самостоятельная работа) Словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, самостоятельная работа) Словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, самостоятельная работа) Тестирование, викторины, кроссворды, наблюдение, минидоклады Плакаты, презентация (видеофильм) «Землянаш дом!», презентация (видеофильм) «Природные комплексы», комплект «Экологические игры», викторины Беседа, тестирование, устный опрос, наблюдение Набор плакатов, фотографии, мультимедийный комплект, фотоматериалы, комплект заданий и тестов Дневник наблюдений за погодой, растительностью; тестирование, викторины, кроссворды, минидоклады Набор плакатов; фотографии растений края, гербарии; мультимедийный комплект, термометр, дневник наблюдений, компас 62 Формы организации учебного занятия: - комплексное занятие (теоретическое и практическое); беседа, упражнение, мини-соревнования в группе, экскурсия и поход, творческий проект, учебный проект, социальный проект. Структура занятия по программе (40 мин+10 мин+40 мин) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Содержание Организация работы группы (проверка присутствующих на занятии) Организация рабочего места (подготовка материалов и инструментов к работе) Сообщение темы занятия и задач Работе по теме Перерыв Организационный момент Работе по теме Подведение итогов занятия. Уборка рабочего места Время 2 мин 3 мин 5 мин 30 мин 10 мин 1-2 мин 35 мин 3-4 мин Педагогические технологии, применяемые в программе Название № образовательной п/п технологии 1 Технология развивающего обучения 2 Игровые технологии 3 Технология коллективного взаимообучения 4 Технология исследовательскопроектной деятельности Цель применения Результат применения образовательной образовательной технологии технологии На занятиях применяется принцип поиск на занятиях обучения на высоком уровне трудности, различных способов решения быстрыми темпами, ведущая роль учебнотренировочных отведена практическим знаниям и задач. умениям Игровая форма занятий создается при мотивация детей к помощи игровых приемов и ситуаций, активному движению; выступающих как средство побуждения, оптимизация стимулирования к учебной образовательного процесса. деятельности. - мотивация учащихся к усвоению преподаваемого Походы выходного дня, категорийные материала через передачу его походы своим сверстникам. развитие творческой ребенка. свободной Конференции, выступления с докладами личности по защите проекта Дидактические материалы Дидактические материалы включают в себя раздаточные материалы (топографические знаки, карты области и мест предполагаемых походов и экскурсий, инструкционные материалы и т.д.), задания и упражнения по различным темам 80 2.6. Список литературы Нормативно-правовые акты и документы. Федеральные нормативноправовые документы Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.07.2020); Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. От 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 №52831); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573; Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16); Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467). Программа соотнесена с: «Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования» Министерства образования и науки Российской Федерации. М., «Просвещение» 2010г. 1. 2. 3. 4. 5. Список литературы для педагога Алексеев А.А. Как писать отчет. М., ЦДЮТиК, 2005. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. – М,ЦДЮТиК, 2002. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М., «Просвещение» 2010; Балабанов И.В. Однодневные походы. М: Издатель И.В.Балабанов,2003 Балабанов И.В. Узлы. М., 2006. 81 6. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000. 7. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2002. 8. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. М., ЦДЮТур МО РФ, 2006. 9. Константинов Ю.С. Степанов В.С., Федотов Ю.Н. Организация детскоюношеского туризма. Учебник для ВУЗов. – СПб., СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008. 10. Константинов Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: РМАТ, 2009. 11. Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.1. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». – 2010. – 96 с. 12. Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.2. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». – 2010. – 88 с. 13. Сейненский А.Е. Школьное историческое краеведение. «Педагогическое общество России», М., 2014. 14. Сухов А.Н. Социальная психология. – М., ИЦ Академия, 2005. 15. Туристская игротека / Сост. Л.М.Ротштейн. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. 16. Тимофеев М.И. Деловое общение: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2004. 17. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М., ИЦ Академия, 2008. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Список литературы для учащихся Балабанов И.В. Узлы. – Москва, 2006. Бурцев В.П. Загадки и находки на тропинках спортивного ориентирования. – М.: ФЦДЮТиК, 2007. Данилова М. З. Занимательная экология // Воспитание школьников. 2010. - № 5. - С.25-33. Дроздов Н. Н. Охрана природы / Н. Н. Дроздов, А. К. Макеев. – М.: Мнемозина, 2012. – 64 с.: ил. – (Живая природа с Николаем Дроздовым). Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. ФЦДЮТК Москва 2005. Кругов А.И. Задачник по краеведению. – Москва «Русское слово», 2006. Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказание первой помощи. –СПб.: Изд. Дом «Литера», 2008. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Константинов Ю.С. Словарь Юного туриста. Изд. 2-е стереотип. – М., ФЦДЮТиК, 2008. 82 9. Лукашенец Д.А. Красная книга: исчезнувшие животные Земли/ Д. Лукашенец, Е. Лукашенец. – М.: Эксмо, 2014. – 96 с.: ил. – (Красная книга для больших и маленьких). 10. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. М., ЦДЮТиК, 2005. 11. Очеретний А. Д. Красная книга. Животные нашего леса / А. Д. Очеретний. – М.: Эксмо, 2014. – 96 с.: ил. – (Красная книга для больших и маленьких). 12. Тихонов А. В. Растения России. Красная книга / А. В. Тихонов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011. – 172 с.: ил. 83 84