ДООП_Стрельба из лука

Приложение
к программе дополнительного образования
(приказ №81/3-од от 30.08.2024)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности
«Стрельба из лука»
Возраст обучающихся: 7-17
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Денисов Вениамин Владиславович,
педагог дополнительного образования

г. Артемовский
2024

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка
Стрельба из лука – олимпийский вид спорта, в котором производится стрельба из лука стрелами на точность. Победителем
является спортсмен или команда, которая наберёт больше очков, согласно правилам соревнований.
Сегодняшний спортивный лук – продукт современных технологий. Стрелковый лук мощный, точный и красивый. Но в то же
время, в отличие от стрельбы из любого другого оружия, стрельба из лука требует активной работы всех групп мышц. Стрельба из
лука – это не только спорт, который может принести радость любому человеку любого возраста, но и интересное хобби, увлечение,
доступное практически каждому человеку.
Дополнительная общеразвивающая программа «Стрельба из лука» физкультурно-спортивной направленности создана для
развития психических и двигательных качеств. Это вызвано тем, что ведение эффективной стрельбы требует от обучающихся
проявления выносливости, координации, быстроты, внимания, памяти, мышления. Качество овладения как отдельными техническими
элементами, так и техникой выстрелов в целом, эффективность выполнения выстрела в соревновательных условиях и уровень
спортивных результатов.
Программа «Стрельба из лука» разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Санитарных правил 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;
- Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;
- Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

2

- Приложения к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 № 09–3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы.
Актуальность программы и занятий по стрельбе из лука заключается в их социальной значимости для современного
поколения обучающихся. Свободный доступ к интернету и гаджетам часто приводит к ситуации, когда ребенок, занятый
виртуальными развлечениями, перестает общаться с друзьями вживую, выходить на прогулки даже во двор. Поэтому занятия
стрельбой из лука могут стать интересной альтернативой пассивному образу жизни, виртуальному миру.
В настоящее время стрельба из лука становится все популярнее у школьников. С 2017 года в Республике Коми открыта
Федерация стрельбы из лука. Посетив хотя бы одно занятие, ребенок понимает, что может сам стать героем, научиться стрелять не
хуже сказочных персонажей. В итоге он начинает посещать занятия, у него появляются увлечения, друзья. Данный вид спорта
развивает концентрацию внимания, собранность и мышцы. Так, незаметно для себя, ребенок отвлекается от виртуального мира и
улучшает здоровье, которое из-за сидячего образа жизни часто оставляет желать лучшего.
Программа позволяет познакомить обучающихся с историей развития стрельбы из лука и на практике обучиться основам
стрельбы из лука. Важным элементом занятий является изучение правил соревнований и участие в соревнованиях по стрельбе из лука.
Отличительные особенности программы.
В работе со стрелками учитывают определенные требования, отражающие специфику стрельбы из лука. Преимущественно
техническая и тактическая направленность тренировочного процесса. Основным содержанием тренировки стрелка из лука является
наиболее полное овладение техникой и тактикой ведения стрельбы. Это связано с тем, что, в конечном счете, спортивные достижения
в основном определяются уровнем тактической и технической подготовленности. В свою очередь, тренированность стрелка
характеризуется степенью специализированности двигательных действий, на основе которых происходит восполнение прицельного
выстрела из лука, и уровнем тактических знаний, умений и навыков, обеспечивающих реализацию наиболее эффективной модели
выстрела с учетом сложившейся ситуации.
. Индивидуальные особенности стрелка часто проявляются в особенностях техники выполнения выстрела, скорости и
адекватности принятия тактических решений в правилах выбора и эффективной реализации тактической модели выстрела в
зависимости от сложившихся условий. Поэтому обучение технике выполнения прицельного выстрела из лука и различным
тактическим приемам и действиям целесообразно проводить с учетом склонностей к проявлениям определенных двигательных и
психических качеств. Это ускоряет процесс освоения необходимых технических и тактических действий в тренировках и
обусловливает их успешное применение в соревнованиях.
Адресат программы, обучающиеся 7 – 17 лет. Набор в группы проводится по желанию и интересам детей (мальчики и
девочки). Специальной подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося.
3

Группы могут быть сформированы одного возраста или разных возрастных категорий.
Объем программы – 34 часа за весь период обучения.
Сроки освоения программы – 1 год.
Возраст учащихся: 7-17 лет
Формы организации образовательного процесса.
Форма обучения – очная, групповая. В период невозможности организации образовательного процесса в очной форме
(карантин, актированные дни) может быть организовано самостоятельное изучение программного материала учащимися с
последующим контролем со стороны педагога.
В процессе обучения используются различные формы занятий (индивидуальные, групповые) и различные виды занятий
(практические занятия, выполнение самостоятельной работы, соревнования). Занятия включают в себя теоретическую и практическую
части. Теоретические сведения даются на соответствующих занятиях перед новыми видами деятельности обучающихся. Для
изложения теоретических вопросов используются такие методы работы как рассказ, беседа, сообщения. Практические занятия: общая
и специальная физическая подготовка, техническая и тактическая подготовка. Для эффективности обучения на некоторых занятиях
используется опыт работы других педагогов, обучение может проводиться на базе других объединений.
Режим занятий – Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (40 минут).
Цели и задачи программы
Цель программы:
Формирование двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся в процессе физкультурно-спортивной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- вовлечение учащихся в физкультурно - спортивную деятельность средствами стрельбы из лука;
- формированию навыков стрельбы из лука;
- ознакомление с правилами безопасной работы на занятиях, соревнованиях, и тренировочных сборах.
Развивающие:
- укрепление здоровья обучающихся; - привитию терпения и спокойствия; - развитию внимания и собранности.
- Воспитательные:
4

-

формирование у учащихся научного мировоззрения;
формирование координационных функций;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
формирование и развитие творческих и спортивных способностей обучающихся.

Решение перечисленных задач осуществляется на каждом возрастном этапе тренировки,
требований, учитывающих
специализацию и квалификацию стрелков.

исходя

из

конкретных

Содержание программы
Учебный план
Количество часов
№
Наименование темы
Всего
Теория
Практика
1.
Введение
2
2
Теория и методика физической культуры
2.
12
4
8
и спорта
Общая и специальная физическая
3.
5
5
подготовка.
4.
Техническая и тактическая подготовка
15
15
Итого:
34
6
28
Программа предполагает активную воспитательную работу с обучающимися (Приложение № 12).
Содержание программы
Введение
Теоретическая часть. Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасного поведения юных лучников. Правила
поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне. Порядок хранения снаряжения, оборудования,
инвентаря и материалов.
5

Теория и методика физической культуры и спорта
Теоретическая часть. Оборудование и инвентарь для занятий стрельбой из лука. История зарождения Олимпийских игр,
история возникновения стрельбы из лука как вида спорта. Техника и тактика стрельбы из лука. Правила соревнований. Роль
физической культуры и спорта в формировании личности.
Влияние физических упражнений и стрельба из лука на организм занимающихся.
Баллистика. Понятие о выстреле. Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки. Планирование спортивной
тренировки. Врачебный контроль, самоконтроль, первая помощь, спортивный массаж.
Промежуточная аттестация – тестирование. Тема: теория и методика физической культуры и спорта (Приложение в УМК 3).
Общая и специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Практическая часть.
Кроссовая подготовка.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения на гимнастических снарядах.
Элементы акробатики.
Силовая подготовка с использованием гантелей, скакалок, эспандеров.
Силовая подготовка с использованием специальных тренажеров.
Скоростно- силовая подготовка.
Плаванье.
Лыжный спорт.
Спортивные игры. Эстафеты.
Входной контроль – сдача спортивных нормативов (Приложение в УМК 2). Используются упражнения, дающие оценку
развития исходного уровня физических качеств (скоростные, скоростно-силовые, выносливость, силовые качества, координация).
Состав упражнений подобран с учетом задач комплексной оценки уровня общей физической подготовленности на этапах многолетней
подготовки.
Специальная физическая подготовка

6

Практическая часть. Специальные упражнения лучника с использованием утяжеленного оружия, специальных тренажеров,
резиновых жгутов, набивных мячей и т.п. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для
туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением.
Техническая и тактическая подготовка
Техническая подготовка
Практическая часть.
Совершенствование техники стрельбы.
Обучение начинающих спортсменов основным элементам техники выполнения выстрела, к которым относится прицеливание
(как процесс), натяжение лука, выполнение выпуска (расслабление пальцев и освобождение тетивы из захвата).
Обучение прицеливанию предусматривает освоение целого комплекса сложных и взаимосвязанных микродействий,
обеспечивающих принятие рациональной изготовки, регуляцию дыхания, натяжение лука, наведение и удержание лука в плоскости
выстрела, совмещение и удержание мушки в районе прицеливания. Выполнение выпуска тетивы предусматривает также множество
последовательно и одновременно выполняемых микродействий, обеспечивающих продолжающееся натяжение лука, движение руки,
удерживающей тетиву в плоскости выстрела, расслабление пальцев и сход с них тетивы. Все эти движения должны быть строго
согласованными с действиями руки, удерживающей лук и обеспечивающей упор (постоянно возрастающее сопротивление давлению
лука). Натяжение лука предусматривает согласованную работу мышц руки, удерживающей лук, и мышц руки и спины, выполняющих
его. Этот элемент состоит из ряда обеспечивающих удержание лука, удержание тетивы, положение предплечья руки, удерживающей
лук, согласованную работу мышц спины и руки, выполняющей натяжение и удержание лука и т.п., и выполняется одновременно с
прицеливанием и выпуском.
При совершенствовании техники стрельбы изменяется удельный вес различных средств и методов работы. Основная задача
совершенствования состоит в выполнении точного, свободного и вариативного технического приема (действия). Достигается это при
многократном его повторении в усложненных условиях. К частным педагогическим задачам нужно отнести изолированное
совершенствование: а) основных элементов техники выстрела (прицеливания, натяжения лука и выполнения выпуска); б) элементов
выстрела (изготовка, способ удержания лука, удержание тетивы, управления дыханием, собственно прицеливание); в) микроэлементов
(положение ног, туловища, рук, головы, способа натяжения лука, способы удержания тетивы и т.п.); г) техники выполнения выстрела в
целом.
Тактическая подготовка
Практическая часть.

7

Формирование и совершенствование тактического мышления. Разработка моделей тактики выполнения одиночного выстрела,
стрелковой серии, упражнения в целом. Для совершенствования тактического мышления стрелков из лука используют следующие
упражнения:
В процессе стрельбы на дистанции в ветреную или дождливую погоду по сигналу тренера (это может быть неожиданностью)
прекратить внесение поправок в прицельные приспособления и продолжить стрельбу с выносом;
По договоренности со стрелком (во время стрельбы) тренер вносит допустимые изменения в прицельные приспособления, не
сообщая о них стрелку, и регистрирует время, затраченное спортсменом на выполнение необходимых действий по коррекции прицела;
В процессе стрельбы тренер изменяет количество времени, отводимого на
выполнение стрелковой серии (3 и 6 стрел);
Выполнение стрельбы с изменением длительности отдельных фаз выстрела;
Во время стрельбы по сигналу тренера стрелок обязан заменить какой-либо компонент экипировки (наконечник, крагу,
бинокль, рилис и т.д.) или материальной части оружия (тетиву, прицел, стрелу и т.д.) и продолжить стрельбу, выполняя при этом
отладку и подгонку замененного компонента;
Проведение стрельбы (особенно контрольной) в условиях изменения освещенности и (или) введение звуковых помех;
Стрельба с изменением установки (со стороны тренера) на одиночный выстрел, стрелковую серию;
Проведение контрольной стрельбы с искусственно увеличенными или сокращенными интервалами времени между
стрелковыми сериями, введение некоторых аспектов необъективного судейства;
Моделирование соревновательных условий. Ведение дневника спортсмена.
Соревнования, досуговые мероприятия
Практическая часть.
Участие в школьных, районных и республиканских соревнованиях, конференциях, походах выходного дня. Праздничные
мероприятия: 23 февраля, 8 марта, 9 мая, масленица, новый год и т.д.
Промежуточная аттестация – сдача нормативов по стрельбе из лука

•
•
•

Планируемые результаты
Ожидаемые личностные результаты: Обучающиеся получают возможность для формирования:
волевых качеств: смелость и решительность, терпеливость, настойчивость, инициативность, дисциплинированность;
познания окружающего мира;
системы ценностных отношений к мировой и отечественной культуре, семье, окружающему миру;
8

•
•
•

расширенного кругозора;
уверенности и общей психической устойчивости;
сосредоточенности в экстремальных условиях и быстрого принятия решений.

Ожидаемые метапредметные результаты:
Регулятивные: Обучающиеся научатся:
•
в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности;
•
понимать цель выполняемых действий;
•
управлять своим вниманием;
•
фиксировать и осмыслять особенности собственных работ;
•
адекватно оценивать результаты своей деятельности, вносить корректировки в последующую работу;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные. Обучающиеся научатся:
•
использовать различные источники информации в учебной деятельности;
•
производить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные. Обучающиеся научатся:
•
допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с собственной;
•
участвовать в коллективном обсуждении и принятии решений;
•
строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
•
воспринимать позицию других людей как партнѐров в общении и совместной
деятельности;
•
учитывать мнения других в собственной работе.
Ожидаемые предметные результаты:
По окончании первого года обучения Знать:
•
правила безопасного поведения юных лучников;
•
порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов;
•
основные этапы возникновения и развития стрельбы из лука в Древнем мире и в средние века;
9

•
краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки.
Уметь:
•
осуществлять минимальный самоконтроль;
•
•

освоить основные элементы техники выполнения выстрела;
активно включаться в здоровый образ жизни.

выполнять необходимых действий по коррекции прицела;

Владеть навыками:
•
техники и тактики стрельбы из лука, развития общих и специальных физических качеств, необходимых для освоения навыков
стрельбы из лука, опытом соревновательной деятельности, регуляции
психических состояний, формирования
индивидуального оптимального психофизического состояния;
•
построения тренировочного процесса, владения средствами и методами спортивной тренировки в стрельбе из лука;
•
самоконтроля в процессе тренировки и соревновательных выступлений.
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Лук спортивный классический, в сборе, 6 шт.
Стрела для лука спортивного, в сборе, 48 шт.
Подставка для лука и стрел, 6 шт. Мишень, 40 шт.
Заколка для мишени, 12 шт.
Стрелковый щит, 3 шт.
Скакалка гимнастическая, 15 шт.
Мяч баскетбольный, 1 шт.
Мяч футбольный, 1 шт.
Мяч волейбольный, 1 шт.
Комплект приспособлений для проверки луков,1 шт.
Бинокль, 3 шт.
Методическое обеспечение:
Информационно-методическое обеспечение Интернет-источники:
10

Министерство спорта Российской Федерации http://www.minsport.gov.ru/

Российская Федерация стрельбы из лука http://www.archery.su/
Академия Google — бесплатная поисковая система по полным текстам научных публикаций всех форматов и дисциплин http://
https://scholar.google.ru/

•

Методы и технологии обучения и воспитания
практический (применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность
учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленное развитие физических качеств);

•

наглядный, объяснительно-иллюстративный (схемы, фото и видеоматериалы по технике стрельбы из лука, детальный разбор
физического упражнения или обслуживания инвентаря);

•
•
•
•
•

словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);
инновационные методы (поисковый, учебно-исследовательский, проектный, игровой);
работа с информационными источниками (литература, поисковые системы и др.);
креативные методы обучения (метод придумывания, метод рефлексии);
метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирование;

•

метод самостоятельной работы обучающихся по осмысливанию и усвоение нового материала;

•

метод работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: праздники, фестивали, соревнования, конкурсы,
открытые занятия;

•

метод проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос
(индивидуальный, групповой), контрольные занятия, соревнования).

В основу отбора и систематизации материала положены принципы комплексности, преемственности и вариативности.
Принцип комплексности выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон образовательного и тренировочного процессов:
теоретической, физической, технической, тактической и психологической подготовок, педагогического и медицинского контролей,
восстановительных мероприятий.
Принцип преемственности прослеживается в последовательности изложения теоретического материала по этапам обучения, в
углублении и расширении знаний по вопросам теории в соответствии с требованиями совершенствования мастерства обучающихся, в
11

постепенном, от этапа к этапу усложнении содержания тренировок, в росте объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, в
единстве задач, средств и методов подготовки.
Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и методов, в определении времени для подготовки
обучающихся. Исходя из конкретных обстоятельств, при решении той или иной педагогической задачи педагог вносит свои
коррективы в построение тренировочных циклов, занятий, не нарушая общих подходов.
Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации
Порядок аттестации учащихся регламентируется положением «Об аттестации учащихся» в муниципальной образовательной
организации «Районный центр дополнительного образования» с. Корткерос. Аттестация учащихся включает в себя:
• входной контроль учащихся. Форма - сдача нормативов по физической подготовке;
• промежуточную аттестацию успеваемости учащихся. Форма промежуточной аттестации – сдача нормативов по физической
подготовке, тестирование по теории и методике физической культуры и сдача нормативов по стрельбе из лука;
• итоговую аттестацию учащихся после освоения всего объема дополнительной общеразвивающей программы. Форма итоговой
аттестации – сдача нормативов по стрельбе из лука.
Учащемуся, освоившему полный курс обучения дополнительной общеразвивающей программе, прошедшему итоговую
аттестацию, выдаѐтся Свидетельство организации.
Виды
аттестации,
сроки
проведения

Цель

Содержание

Форма

12

Контрольноизмерительны
е материалы
Критерии

Входной
контроль.
Сентябрь

Промежуточная
аттестация. С
20 по 30
декабря

Промежуточная
аттестация. С
20 по 30 апреля

Определить
Для определения
исходного
исходный
уровня общей
уровень
физической
физической
подготовленности подготовки
тестируются
учащихся
физические
качества
учащихся:
быстрота,
скоростно –
силовые
качества,
выносливость.
Определить
Минимальные
уровень
сведения
об
теоретической
основах
подготовленност спортивной
тренировки,
и учащихся.
основные этапы
Тема: теория и
развития
методика
олимпийского
физической
движения
и
культуры и
лучного спорта.
спорта.
Определить
уровень
стрелковой
подготовки
учащихся

Норматив
сдается
согласно
правилам
по
виду
спорта
«стрельба
из
лука», с учетом

Сдача
нормативов по
физической
подготовке

Приложение в
УМК 2

Тестирование

Приложение в
УМК 3

Сдача
нормативов по
стрельбе из лука

Приложение в
УМК 4

13

поправки
возраст
учащихся.

на

Учебно-методический комплекс
Календарно-тематический план
Раздел программы Тема занятия

Всего колво часов

Кол-во
часов
Теория

Введение. Инструктаж по ТБ
Досуговое мероприятие
Общая физическая подготовка. Входной контроль

1
1
1

1

Оборудование и инвентарь для занятий стрельбой из лука

1

1

Техническая подготовка. Специальная физическая
подготовка
История зарождения Олимпийских игр, история
возникновения стрельбы из лука как вида спорта.

1

Общеразвивающие упражнения. Упражнения с
сопротивлением
Техника и тактика стрельбы из лука
Обучение основным элементам техники выполнения
выстрела

1

Кол-во
часов
Практика

1
1

1

1

1

1

1
1

1
1

14

Формирование и совершенствование тактического
мышления
Упражнения для рук и плечевого пояса. Обучение
прицеливанию
Участие в соревнованиях
Совершенствование техники стрельбы
Влияние физических упражнений и
стрельба из лука на организм занимающихся
Планирование спортивной тренировки. Врачебный
контроль, самоконтроль, первая помощь, спортивный
массаж.
Промежуточная аттестация
Участие в соревнованиях
Поход выходного дня
Наведение и удержание лука в плоскости выстрела

1

1

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

1
1
1

1
1
1

Выполнение стрельбы с изменением длительности
отдельных фаз выстрела

1

1

Проведение стрельбы в условиях изменения освещенности
или введение звуковых помех

1

1

Общеразвивающие упражнения
Упражнения для туловища, для ног
Соревнования, досуговые мероприятия

1
1
1

1
1
1

Соревнования, досуговые мероприятия. Промежуточная
аттестация

1

1

Соревнования, досуговые мероприятия

1

1

15

Соревнования, досуговые мероприятия

1

1

Совершенствование техники стрельбы

1

1

Спортивные игры. Эстафеты
Совершенствование техники стрельбы

1
1

1
1

Совершенствование техники стрельбы

1

1

Спортивные игры. Эстафеты
Совершенствование техники стрельбы

1
1

1
1

Кроссовая подготовка
Ведение дневника спортсмена. Совершенствование
техники стрельбы

1
1

1
1

Итого:

34

6

28

Оценочные материалы
Содержание контроля
Входной контроль
Форма: комплексы контрольных упражнений для оценки общей подготовленности учащихся.
1.
Челночный бег (3 х 10 м). Тест проводят в спортивном зале. Отмеряют 10- метровый отрезок, начало, и конец
которого отмечают линией. За каждой чертой – 2 полукруга радиусом 50 см. спортсмен становится за ближней чертой линии и
по команде «марш» начинает бег в сторону финишной черты: обегает полукруг и возвращается к линии старта. Затем также
обегает другой полукруг и возвращается обратно.
2.
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя. Тест проводят в спортивном зале.
3.
Подтягивания на перекладине. Юноши выполняют тест из положения вис на перекладине хватом сверху, руки на
ширине плеч. Девушки выполняют тест на низкой перекладине из положения вис с касанием ногами пола. Темп выполнения
16

произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины (не
засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища).
4.
Сгибание разгибание рук в упоре лежа выполняется максимальное количество раз. И.п. – упор лежа на
горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, туловище и ноги составляют единую линию.
Отжимание засчитывается, когда спортсмен, коснувшись грудью пола, возвращается в
и.п. При выполнении упражнения запрещены движения в тазобедренных суставах.
5.
Подъем туловища из положения, лѐжа на спине, ноги согнуты под 90°, руки за головой, сомкнутые в замок, до
касания грудью бедер. Максимальное количество раз за 30 секунд;
6.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при
приземлении. Из трѐх попыток учитывается лучший результат.
7.
Натяжение тетивы лука до касания подбородка в исходном положении стрелка «изготовка». Специальный
скоростной тест. Натяжение производится от начала растяжения тетивы лука до подбородка, и обратно в исходное положение.
Регистрируется максимальное количество натяжений лука за 20 секунд.
8.
Непрерывное натяжение тетивы лука до касания подбородка. Специальный тест на выносливость. Тест
выполняется в исходном положении стрелка «изготовка» без учета времени.
При проведении тестирования следует уделить особое внимание соблюдению требований инструкции и созданию единых
условий для выполнения упражнений для всех занимающихся. Тестирование проводят в соответствии с годовым тренировочным
планом в установленные сроки.
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для входной, промежуточного, и итогового контроля юных
лучников
Развиваемое
физическое
качество
Быстрота

Контрольные
упражнения
Челночный
бег 3 х 10 м,
с, не более

низкий
Юноши
10

Девушки
10,5

Нормативы
средний
Юноши
9,7

Девушки
10,3

17

высокий
Юноши
9,6

Девушки
10,1

Скоростносиловые
качества

Выносливость

Бросок
набивного
мяча 1 кг, м,
не менее
Подъем
туловища из
положения
лѐжа на
спине, раз, не
менее
Сгибание и
разгибание
рук в упоре
лежа, раз, не
менее
Прыжок в
длину с
места, см, не
менее
Прыжки
через
скакалку за 1
мин, раз, не
менее
Натяжение
тетивы лука
до касания
подбородка,
раз, не менее

3,8

3,3

3,8

3,3

3,9

3,4

25

20

28

23

32

27

12

10

15

13

18

16

130

120

140

125

150

135

70

80

77

87

85

95

_

_

10

8

12

10

Промежуточная аттестация за первое полугодие 1 – го года обучения Форма: тестирование.
18

Тест по теории и методике физической культуры и спорта
1.Термин «Олимпиада» в Древней Греции означал:
а) четырехлетний период между Олимпийскими играми;
б) первый год четырехлетия, наступление которого празднуют Олимпийские игры;
в) соревнования, проводимые во время Олимпийских игр.
2. Кто имел право принимать участие в древнегреческих Олимпийских играх:
а) только свободные греки мужчины;
б) греки мужчины и женщины;
в) только греки мужчины;
г) все желающие.
3. Факел олимпийского огня современных игр зажигается.
а) в Спарте;
б) у горы Олимп;
в) в Олимпии;
г) в Афинах.
4. Олимпийский девиз, выражающий устремления олимпийского движения звучит так: а) «Быстрее, выше, сильнее»;
б) «Главное не победа, а участие»;
в) «О спорт – ты мир»;
г) «Ум, честь и слава».
5. В честь афинского воина Филипидиса, принесшего в Афины весть о победе над персами в античные времена, во время
современных игр Олимпиады проводятся соревнования в а) плавании;
б) борьбе;
в) марафоне;
г) гимнастике. Ответы: 1- а); 2 – а); 3 – в); 4 – а); 5 –в).
19

6.Физическая культура-это: … (часть человеческой культуры);
7.Физическая подготовленность характеризуется:…. (уровнем развития физических качеств);
8.Основными показателями физического развития человека являются:…(антропометрические характеристики человека);
9.Что понимается под закаливанием: …… (приспособление организма к воздействиям внешней среды);
10.Что называется осанкой:…(привычная поза человека в вертикальном положении);
11. Показатели Параметры
1. Физического развития; а) Быстрота;
2.Физической подготовленности; б) Частота сердечных сокращений 3. Функциональной подготовленности; в)
Окружность грудной клетки; Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – б.
12. 1.Физическая культура; а) Уровень развития физических качеств;
2.Физическая подготовленность; б) Часть человеческой культуры;
3.Физическое развитие человека; в) Антропометрические характеристики человека Ответы:1 – б; 2 – а; 3 –в.
13. 1.Главной причиной нарушения осанки является:
2.Чем характеризуется утомление:
3.Что понимается под закаливанием:
а) слабость мышц;
б) временным снижением работоспособности организма;
в) приспособление организма к воздействиям внешней среды. Ответы: 1 –а); 2 – б); 3 – в.
14. 1.Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект в развитии гибкости 2. Какое физическое качество развивается
при длительном беге в медленном темпе
3.Лучшие условия для развития ловкости создаются во время:
20

а) выносливость;
б) гимнастика;
в) подвижные и спортивные игры.
Ответы:1 –б); 2 – а); 3 –в).
15. 1. Укажите количество игроков волейбольной команды: а)5;
2. Укажите количество игроков баскетбольной команды: б)11; 3. Укажите количество игроков
футбольной команды: в)6 Ответы: 1 – а); 2 – в); 3 -11.
16. В какой последовательности целесообразно выполнять перечисленные упражнения в комплексе утренней гигиенической
гимнастики:
1. Дыхательные упражнения.
2. Упражнения на укрепление мышц и повышение гибкости.
3. Потягивания.
4. Бег с переходом на ходьбу.
5. Ходьба с постепенным повышением частоты шагов.
6. Прыжки.
7. Поочерѐдное напряжение и расслабление мышц.
8. Бег в спокойном темпе; Ответы: 3,7,5,8,1,2,6,4.
17. В какой последовательности целесообразно воздействовать на развитие физических качеств в основной части урока, посвященного
ОФП.
1. Сила. 2. Быстрота. 3. Гибкость. 4. Выносливость. Ответы:2,3,1,4.
18. Укажите предпочтительную последовательность упражнений для физкультминутки.
1. Приседания, прыжки, бег переходящие в ходьбу. 2. Упражнения в расслаблении мышц туловища, рук, ног. 3. Упражнения на
точность и координацию движений. 4. Упражнения в подтягивании, профилактика нарушений осанки. 5. Упражнения в растягивании
мышц туловища, рук, ног. 6. Дыхательные упражнения. 7. Упражнения махового характера. Для различных мышечных групп.
Ответы: 4,5,7,1,6,2,3.
21

19. Для проведения самостоятельных занятий надо:
1. Изучение техники. 2. Контроль полученных умений и навыков. 3. Закрепление материала.
4. Подготовка организма (разминка). 5 Совершенствование. 6. Снижение нагрузки и переход на отдых.7. Самооценка результатов
своей деятельности на занятиях. Ответы: 4,1,3,5,2,6,7.
20. Состояние здоровья обусловлено:
а) условиями производственного труда;
б) образом жизни;
в) уровнем здравоохранения;
г) отсутствием болезней.
БАЛЛЫ: _____
24- 25 б – высокий уровень
18 -23 б – средний уровень
13 – 17 б – низкий уровень
Промежуточная аттестация за второе полугодие 1 – го года обучения.
Форма: сдача нормативов по стрельбе из лука.
На занятии, приближенном к соревновательному или на соревнованиях учащиеся должны произвести 60 выстрелов в мишень для
классического лука. Дистанция должна соответствовать возрасту учащегося и его спортивной подготовки.

1 год обучения
1 год обучения

Таблица нормативов по стрельбе из лука для промежуточной и итоговой аттестации
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
количество очков
количество очков
количество очков
Учащиеся 9 -11 лет, дистанция до 12 метров
до 99
100 - 130
131 и больше
Учащиеся 12-14 лет, дистанция 12 - 18 метров
до 110
111 -140
141 и больше
22

1 год обучения

до 120

Учащиеся 15-17 лет, дистанция 12 – 18 метров
121 - 150
151 и больше

Программа воспитания
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе спортивной направленности
«Стрельба из лука»
Воспитательная деятельность объединения направлена на формирование полноценной, творчески активной, способной к успешной
самореализации и самоопределению в условиях современного общества личности.
Задачи:
- выявление и поддержка одаренных, талантливых и социально–активных учащихся;

- развитие социальной активности,

формирование условий для гражданского становления, военно–патриотического воспитания, духовно–нравственных качеств,
учащихся через разнообразные формы воспитательной работы;
- формирование у учащихся ключевых компетентностей в вопросах укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в
занятиях физической культурой, туризмом и спортом;
- предупреждение и профилактика правонарушений, социально-опасных явлений, противодействие проявлениям экстремизма и
терроризма среди учащихся;
- организация массовых мероприятий, социально значимых программ, акций и проектов воспитательно - развивающего характера,
способствующих сплочению коллектива, вовлечению учащихся в общее дело, раскрытию индивидуальных качеств и талантов;
- организация работы с семьями учащихся, их родителями (законными представителями), направленной на совместное решение
проблем личностного развития учащихся;
- укрепление взаимодействия с учреждениями и организациями социума.

23

Для реализации поставленных задач предусматриваются следующие формы воспитательной работы:
- участие учащихся в мероприятиях различного уровня: на уровне объединения, Учреждения, района, республики, России;
- проведение традиционных мероприятий, календарных и тематических праздников, конкурсов, экскурсий, походов, тематических
занятий, бесед, акций и т.д.; - организация профилактических мероприятий по противодействию проявлениям террористических
угроз, по формированию культуры безопасного поведения, по профилактике правонарушений, табакокурения, наркомании,
токсикомании, алкоголизма и т.д.;
- обеспечение оздоровления и занятости учащихся в каникулярный период;
- организация совместных досуговых мероприятии с родителями (законными представителями).
Результатом воспитательной работы с учащимися является развитие личностных качеств учащегося, который отражается в
диагностике личностных результатов каждого учащегося.
Работа с родителями. Взаимодействие с семьей является одним из важных направлений работы педагога дополнительного образования.
Вовлечение родителей в образовательное пространство Учреждения, выстраивание партнерских взаимоотношений в воспитании
подрастающего поколения позволяют сделать образовательный процесс интересным, результативным и насыщенным.
Целью работы с родителями является формирование системы взаимодействия и сотрудничества с родителями для создания единого
образовательного пространства.
Задачи:
- установление партнерских взаимоотношений с семьей каждого учащегося;
- повышение педагогической культуры и грамотности родителей;
- вовлечение и приобщение родителей в образовательный процесс, деятельность объединения, Учреждения через поиск и внедрение
наиболее эффективных форм работы;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
24

Основными формами работы с родителями являются:
- родительские собрания;
- анкетирование родителей;
- организация совместных мероприятий; - индивидуальное консультирование, беседы;
- информационная и просветительская работа.

Список литературы
Нормативно-правовые документы
Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития
дополнительного
образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; - Санитарные правила 2.4.3648–20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
Приказ Министерства образования, науки и молодѐжной политики Республики Коми «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года № 214-п;
Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09–3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по
проектированию
25

дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы); - Приложение к письму Министерства
образования, науки и молодѐжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07–27/45 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных
общеразвивающих программ в Республике Коми»;
Устав МОО «РЦДО» с. Корткерос.
Литература для педагога
1.
Назаренко, Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков /Л.Д.Назаренко.
- М., - 2001.- 332с
2.
Сопов В.Ф. Условия психологической подготовки спортсмена к максимальному спортивному результату//Теория и практика
психологической подготовки в современном спорте. Москомспорт. Методическое пособие: М.: 2010. – С.6-56.
3.
Спортивная стрельба из лука. Теория и методика обучения: Учебное пособие /Ю.Н.Шилин, Е.Н.Белевич/ – М.: ТВТ Дивизион,
2011. – 280с.
4.
Спортивная пулевая стрельба: Учебное пособие /Ю.Н. Шилин, А.А. Насонова/ - М.: ТВТ Дивизион. 2012. – 319с.
5.
Стрельба из лука: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и
СДЮШОР, школ высшего спортивного мастерства /Ю.Н.Шилин, Л.В.Тарасова,
А.А.Насонова//– М.:Советский спорт, 2006.- 135с.
6.
Тарасова, Л.В. Система комплексной оценки функционального состояния и физической подготовленности юных и
квалифицированных стрелков из лука в процессе многолетней подготовки: дис. … докт. пед. наук: 13.00.04/ Л.В.Тарасова. – Москва,
2014.- 269с
7.
Тарасова Л. В. Управление тренировочным процессом стрелков из лука. - Волгоград, 2004.
8.
Тарасова Л.В., Ешеев В.Н., Шадрина ГЛ. Исследование физической подготовленности стрелков из лука. - М.: ВНИИФК, 2004.
9.
Шилин Ю Н. Физическая подготовка стрелков из лука. - М.: РГАФК, 1995. 20.Шилин Ю.Н. Техническая подготовка стрелков
из лука. - М.: РГАФК, 1998.
10. Шилин Ю.Н. Тактическая подготовка стрелков из лука. - М.: РГУФК, 2005.
Литература для учащихся:
2. ВайиштейпЛ.М. Стрелок и тренер. -М.: ДОСААФ, 1977.
3. Лаптев А.П., Шилин Ю.Н. Спортивный режим стрелка из лука. -М.: РГАФК, 1997
4. Тарасова Л. В. Особенности развития организма юных стрелков в подростковом периоде. М.: ВНИИФК, 2002.
26

5. Шилин Ю.II., Лаптев А.П. Профилактика травм и профессиональных заболеваний у стрелков из лука. - М.: РГАФК, 1997.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».