Приложение к программе дополнительного образования (приказ №81/3-од от 30.08.2024) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «ДЮП» Возраст обучающихся: 7-11 Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Гринькина Екатерина Константиновна, педагог дополнительного образования г. Артемовский 2024 Пояснительная записка Рабочая программа дополнительного образования «Дружина юных пожарных» (далее – Программа) для 2 класса составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», а также с учетом: федеральной рабочей программы воспитания, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»); авторских рабочих программ дополнительного образования для обучающихся 2 класса общеобразовательных организаций. Актуальность реализации данной программы обусловлена тем, что техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха. В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть программа дополнительного образования «Дружина юных пожарных». Цели курса дополнительного образования «ДЮП» – создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения. Основные задачи курса внеурочной деятельности «ДЮП». Рабочая программа направлена на: формирование у младших и старших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в конечном счете; для воспитания личности безопасного типа - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни человека, осознающей их важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Место курса дополнительного образования в учебном плане: «ДЮП» - курс дополнительного образования социального направления. Программа имеет концентрическое построение и рассчитана на 1 год обучения, предусматривает по 2 занятия в неделю во 2 классе – 68 часов. Возраст обучающихся: 7-11 лет, группа 10-15 человек Ведущими методами организации обучения детей осторожному обращению с огнем и правильным действиям при пожаре являются: объяснительно-иллюстративные методы (конкурсы рисунков, плакатов, памяток по пожарной безопасности); практические методы (выступление агитбригады и т.д.). Формами обучения являются: коллективные теоретические и практические занятия; общие совместные мероприятия: праздники, экскурсии, рейды, спортивные эстафеты и т.д.; общественно-полезные дела, являющиеся условиями для применения детьми полученных знаний, умений, навыков, формой контроля уровня усвоения программного материала. Форма проведения занятий – беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями. При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям, организовываются экскурсии в пожарную часть и на пожарно-техническую выставку. Члены детского коллектива привлекаются к пожарно-профилактической работе среди дошкольников, младших школьников и сверстников. Таким образом, действует принцип «Научился сам — научи другого». Помощь в работе коллектива, в проведении занятий обязательно должны оказывать специалисты пожарных подразделений. Они могут не только обеспечить необходимым оборудованием, инвентарем, но и выступать консультантами, организовывать и руководить экскурсиями. Не следует перегружать детей теоретическими знаниями, преобладать должны практические занятия, которые вызывают у детей огромный интерес. Важное место отводится и физической подготовке ребят, что осуществляется посредством тренировочных занятий, участия в спортивных состязаниях, пропаганды здорового образа жизни. Ребята должны осознать, что от их выносливости, физической подготовки может зависеть здоровье и жизнь других людей. Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса дополнительного образования разработана с учётом рекомендаций Федеральной программы воспитания, что позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется: в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Федеральной программе воспитания; высокой степени самостоятельности школьников в проектно- исследовательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина; ориентации школьников на подчёркиваемую Федеральной программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности; в возможности комплектования разновозрастных групп для организации деятельности обучающихся, воспитательное значение которых отмечается в Федеральной программе воспитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими взрослыми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Федеральной программой воспитания. Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать: 1. Основные причины пожаров в жилом доме. 2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных. 3.Сведения о подсобных средствах тушения пожара. 4. Правила пожарной безопасности в общественных местах. 5.Виды травм, полученных при пожаре 6. Знаки пожарной безопасности. Уметь: 1. Пользоваться спичками. 2. Эвакуироваться из здания школы. 3. Пользоваться огнетушителем. 4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара. В процессе реализации программы формируются ключевые и общепредметные компетенции: ценностносмысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Планируемые результаты освоения курса дополнительного образования Содержание программы «ДЮП» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Личностные УУД гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней). патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. эстетическое воспитание: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, села, района) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. ценность научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Метапредметные результаты Познавательные УУД базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные УУД общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Регулятивные УУД самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты К концу курса у обучающихся будут сформированы: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; знания о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; знания о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; знания об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; знания об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; знания о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; навыки принятия решений и выработки плана действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; навыки анализа явлений и событий природного и социального характера, причин их возникновения и возможных последствий; навыки проектирования модели личного безопасного поведения; навыки ведения дискуссии, поиска компромиссного решения в различных ситуациях; навык эстетической оценки красоты окружающего мира и сохранения его; установка на здоровый образ жизни; умение оказывать первую помощь в том числе и медицинскую. Содержание курса дополнительного образования «ДЮП» Тема «Вводное занятие. Знакомство с планом муниципальных конкурсов и мероприятий на текущий учебный год. Знаки пожарной безопасности». Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней. Значение сигнальных цветов и знаков безопасности в предотвращении пожаров, взрывов. Сигнальные цвета, их смысловое значение. Группы знаков безопасности. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки. Геометрическая форма знаков, смысловое значение. План эвакуации и требования к нему. Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Опустошительная сила огня. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. План муниципальных конкурсов и мероприятий на текущий учебный год. Тема «Цели и задачи ДЮП, обязанности и права члена дружины». Создание, история и развитие советской пожарной охраны и добровольных пожарных организаций, а также об организации движения юных пожарных, создании дружин юных пожарных (ДЮП). Задачи юных пожарных во время проведения массовых мероприятий: вечеров, спектаклей, концертов, новогодней елки и т.д., а также во время пребывания в лагерях. Тема «Оформление информационного уголка ДЮП и подготовка к участию в муниципальном конкурсе информационных уголков Дружин Юных Пожарных». Разработка модели уголка ДЮП (дизайн, рубрики, содержание). Оформление. Презентация уголка. Подбор сюжета для фото или рисунка. Тема «Люди огненной профессии». Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Государственная противопожарная служба. Встречи с людьми профессии пожарный. Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с профессией пожарного, встречи с людьми данной профессии. Единая служба спасения 01. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров. Знакомство с противопожарной техникой, пожарно-техническим вооружением. Первичные средства тушения пожара. Изучение принципа работы огнетушителя и пожарной техники. Требования к профессии. Тема «Знакомство с понятиями «герой», «герой-спасатель». Знакомство с профессией герой-спасатель. Разбор пожароопасных ситуаций. Знакомство с героямиспасателями России и Свердловской области. Просмотр видеоурока по предупреждению пожаров. Проведение викторины по правилам пожарной безопасности. Проведение ролевой игры «Правила поведения при возникновении пожара». Тема «Действия при возникновении пожара». Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара: предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получение ожогов, отравления дымом. Действия юного пожарного при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений, выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре. Тема «План эвакуации. Практические занятия по эвакуации». Противопожарный режим квартиры, дома. Правила, которые должны соблюдать все, чтобы не допустить беды. Анализ причин пожаров. Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. Действия по сохранению личной жизни до прибытия пожарных подразделений. План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное организационное мероприятие. Тема «Безопасный Новый год». Административная ответственность. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности. Чтобы ёлка принесла только радость. Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками. Пожарная профилактика среди населения. Тема «Причины возникновения пожаров». Неосторожное обращение с огнем – основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления и т.п. – основная причина пожаров от электрохозяйства. Защита электрических сетей от коротких замыканий перегрузок и т.п. Тема « Средства пожаротушения». Вода, песок, земля, покрывало как средства тушения пожаров. Применение этих средств в условиях горения тех или иных веществ и материалов. Ручные, пенные и углекислотные огнетушители, область их применения. Правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. Тема «Пожарные автомобили и пожарное оборудование». Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автолестница, автомашина связи и освещения и т.п.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожара. Тема «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре». Изучение основных приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. Тема «Весенний и летний пожароопасные сезоны». Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров. Защита населенных пунктов, производственных объектов, линий электропередач и др. Большая трудоемкость работ. Основные способы тушения. Опасность для людей, находящихся в лесу. Административные меры взыскания за нарушения противопожарного режима в лесу. Практические занятия по составлению листовок для населения «Берегите лес от пожара!». Беседа со школьным фельдшером на тему «Оказание первой медицинской помощи при пожаре». Составление памятки или компьютерной презентации «Что нужно делать при пожаре». Составление рекомендаций для учащихся «Противопожарный режим при проведении массовых мероприятий». Разработать презентацию для младшего и среднего школьного возраста, с помощью которой можно эффективно обучать детей правилам пожарной безопасности и вырабатывать у них навыки принятия решений в случае пожара. Тематическая викторина «Чем потушить пожар?» Игры по правилам пожарной безопасности. Подготовка театрализованного представления на тему противопожарной безопасности, плакатов, листовок и реклам и их размещение на территории села и организаций, находящихся там. Изготовление памяток. Рейд по ОУ с целью соблюдения правил противопожарной безопасности. Выступление кружкового объединения перед родителями и обучающимися школы на противопожарную тему. Оформление и распространение на территории села, в общественных зданиях информационных плакатов, газет на тему пожарной безопасности в новогодние праздники. Творческие мастерские. Изготовление моделей пожарных машин, конкурс рисунков среди обучающихся начальной школы. Тема «Пожарно-прикладной спорт». Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту. Пожарная эстафета. Практическое занятие по прохождению полосы препятствий. Тема «Повторение». Подведение итогов работы. Планирование на предстоящий год. Решение викторин. Представление раздела портфолио. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Тематическое планирование № п/п Темы Кол-во часов Основное содержание 1. Цели и задачи ДЮП, обязанности и права 2 члена Дружины. 2. Оформление информационного уголка 2 ДЮП и подготовка к участию в муниципальном конкурсе информационных уголков Дружин Юных Пожарных. 3. План эвакуации. Практическое занятие по 2 эвакуации. Виды деятельности обучающихся Создание, история и развитие Разучивают девиз, название советской пожарной охраны ДЮП. Планируют работу на и добровольных пожарных предстоящий год. организаций, а также об организации движения юных пожарных, создании дружин юных пожарных (ДЮП). Задачи юных пожарных во время проведения массовых мероприятий: вечеров, спектаклей, концертов, новогодней елки и т.д., а также во время пребывания в лагерях. Разработка модели уголка Принимают участие в ДЮП (дизайн, рубрики, оформлении совместно со содержание). Оформление. старшими обучающимися Презентация уголка. Подбор школы, взрослыми, готовят сюжета для фото или рисунки. рисунка. Действия по сохранению Совместно со всей школой личной жизни до прибытия принимают участие в эвакуации. пожарных подразделений. Анализируют своё поведение во План эвакуации людей в время эвакуации. случае возникновения пожара, как обязательное 4. Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с 4 профессией пожарного, встречи с людьми данной профессии. 5. Действия при возникновении пожара. 2 6. Причины возникновения пожаров. 2 организационное мероприятие. Единая служба спасения 01. Выполняют рисунок по Использование достижений увиденному на экскурсии. науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров. Знакомство с пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением. Первичные средства тушения пожара. Изучение принципа работы огнетушителя и пожарной техники. Требования к профессии пожарного. Действия юного пожарного Отработка навыков вызова при обнаружении пожара. пожарной службы. Участие в Порядок вызова пожарной сюжетно-ролевой игре. помощи, встреча пожарных подразделений. Неосторожное обращение с Просмотр видеофильма, ответы огнем – основная причина на вопросы викторины. возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления и т.п. – основная причина пожаров от электрохозяйства. Защита электрических сетей 7. Средства пожаротушения. 2 8. Пожарные автомобили и пожарное оборудование. 4 9. Творческая мастерская. 2 10. Что делать, если загорелась одежда? Действия при ожоге. 2 от коротких замыканий перегрузок и т.п. Вода, песок, земля, покрывало как средства тушения пожаров. Применение этих средств в условиях горения тех или иных веществ и материалов. Ручные, пенные и углекислотные огнетушители, область их применения. Правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автолестница, автомашина связи и освещения и т.п.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожара. Изготовление моделей пожарных машин, конкурс рисунков. Общая характеристика ожогов. Понятия «ожоговый шок». Действия человека, если на нём загорелась Составляют алгоритм по использованию средств пожаротушения. Раскрашивание и рисование пожарных машин. Организуют выставку рисунков пожарной техники. Беседа со школьным фельдшером на тему «Оказание первой медицинской помощи при 11. Опасность пожара для жизни и здоровья людей. 2 12. Сигарета – яд и пожар. 4 13. Петарды – еще не война, но уже не игрушка. 4 14. Тема «Безопасный Новый год». 4 одежда. Первая доврачебная пожаре». помощь при ожогах. Горючие вещества и Составление памятки действий материалы. Меры при грозе. безопасности во время грозы. Курение – самая Рисуем плакат о вреде курения распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения подростков. Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров. Практические занятия: Подготовка и проведение пятиминуток в классах о вреде курения. Просмотр видеоролика о Просмотр видеоролика, вреде петард, подготовка подготовка выступления выступления по теме в классах. Административная и Просматривают учебные уголовная ответственность. видеоролики, обсуждают. Принципы уголовной ответственности. Чтобы ёлка принесла только радость. Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками. Пожарная профилактика среди населения. 15. Практическое занятие «Безопасный Новый 4 год». 16. Противопожарный режим в жилых помещениях. 2 17. Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные спешат на помощь». 4 Подготовка Подготовка плакатов, газет на театрализованного тему: «Чтобы ёлка приносила представления на тему радость». Размещение их в противопожарной общественных местах. безопасности, плакатов, Принимают участие в экскурсии листовок, реклам и их в ДК с целью изучения размещение на территории соблюдения мер района школы и организаций, противопожарной безопасности находящихся поблизости. при проведении новогоднего Изготовление памяток. Рейд праздника. по школе с целью соблюдения обучающимися правил противопожарной безопасности в новогодние каникулы. Выступление кружкового объединения перед родителями и обучающимися школы на противопожарную тему. Игры по правилам пожарной безопасности. Анализ причин пожаров в Изготовление листовок и жилых помещениях. распространение их Основные противопожарные среди жильцов домов по месту требования к жилым жительства. помещениям. Пути эвакуации людей при пожаре. Характерные нарушения ППБ. Алгоритм действий Участие в игре. Распределение пожарных. Проведение игры ролей. среди членов ДЮП и обучающихся начальной школы. 18. Люди «огненной» профессии. 4 19. Знакомство с понятиями «герой», «герой-спасатель». 2 20. Творческая мастерская. 2 21. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре. 2 22. Весенний и летний пожароопасные сезоны. 2 Необходимость Готовят рисунки на тему: « Я профессии пожарного. хочу пожарным стать, пусть Готовность пожарных меня научат». немедленно прийти на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Государственная противопожарная служба. Встречи с людьми профессии пожарный. Знакомство с профессией Знакомятся с произведением герой-спасатель. С.Я.Маршака «Рассказ о Знакомство с герояминеизвестном герое». спасателями России и Свердловской области. Изготовление моделей Изготавливают модель пожарных машин, конкурс пожарной машины из различных рисунков. Подготовка к материалов. конкурсам детского литературного творчества «Героям-спасателям посвящается». Изучение основных приемов Просмотр учебного оказания первой видеоролика. медицинской помощи пострадавшим при пожаре. Необходимость сохранения Тематическая викторина лесных массивов. Большой «Чем потушить пожар?» материальный ущерб от Подготовка плакатов, листовок лесных пожаров. Защита и реклам и их размещение на населенных пунктов, территории района школы и производственных объектов, организаций. линий электропередач и др. Игра по правилам пожарной 23. Действия при возникновении пожара. 24. План эвакуации. Практические занятия по 2 эвакуации. 2 Большая трудоемкость работ. безопасности. Основные способы тушения. Опасность для людей, находящихся в лесу. Административные меры взыскания за нарушения противопожарного режима в лесу. Правила поведения людей, Разбор ситуаций, составление которым угрожает опасность плана действий. пожара: предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получение ожогов, отравления дымом. Действия юного пожарного при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений, выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре. Противопожарный режим Принимают участие в квартиры, дома. Правила, эвакуации, анализирую которые должны соблюдать результат. все, чтобы не допустить беды. Анализ причин пожаров. Паника, 25. Пожарно-прикладной спорт. 2 26. Повторение. Подведение итогов. 2 Общее количество часов 68 растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. Действия по сохранению личной жизни до прибытия пожарных подразделений. План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное организационное мероприятие. Изучение правил Проходят полосу препятствий соревнований по пожарноприкладному спорту. Пожарная эстафета. Практическое занятие по прохождению полосы препятствий. Подведение итогов работы. Решают викторину. Проводят Планирование на анализ и самооценку своей предстоящий год. Решение работы. викторин. Представление раздела портфолио. Форма контроля и оценочные материалы Для оценки результативности знаний применяется начальный, текущий и итоговый мониторинг. Начальный мониторинг – диагностика первичных знаний о пожарной безопасности, экологической культуре воспитанников. Для определения уровня знаний используется анкетирование, тестирование и собеседование. Текущий мониторинг тестирование и выполнение текущих творческих заданий, итоговые занятия, воспитательные мероприятия, викторины и т.д. Заключительный мониторинг участие в конкурсах по противопожарной безопасности, на которых оценивается уровень усвоения полученных знаний. Учебно-методические и информационное обеспечение программы Методы обучения - Словесный метод (лекции, беседы, объявления); - метод демонстрации (плакаты, газеты, журналы, фото, таблицы, карточки); - тестирование. Формы обучения. Беседы, лекции; ситуативные, ролевые игры; участие в соревнованиях, конкурсах; экскурсии. Материально-технические условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Материальная база: школьные стенды по противопожарной безопасности, наглядный раздаточный материал по правилам пожарной безопасности, проектор в кабинете, наличием фильмов на противопожарную тематику. Список литературы Методические материалы для учителя 1. Дубровская Е.Н. Огонь – он и друг, он и враг. Сборник игр и сценариев по профилактике пожарной безопасности. – Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодёжи», 2004. 2. Сборник сценариев театрализованных представлений и агитбригад юных пожарных «Сумеем огонь обезвредить!», Под редакцией Кудрявцева А.Н. Екатеринбург 2007. 3. Казаков В.И. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях. Екатеринбург 2006. 4. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В Павлова., Г.П.Попова, Г.Н. Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2007. 5. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М: 2008. Фёдорова Т. Чтоб не ссориться с огнём. Калан 2007. 6. Кривицкая А. М. У кого на кухне газ. – Издательство: «Калан» 2006. 7. Сибирев В.П. 01 – пароль отважных. - Издательство: ООО « Калан-Форт», 2005. 8. Методические материалы по обучению детей правилам пожарной безопасности / сост. Е.П. Малышева, Т.А. Клепинина, И.Н. Громовая, Н.П. Зайцева. – Санкт-Петербург, 2000. 9. Огонь ошибок не прощает: Методический материал по проблемам противопожарной безопасности // Авт.сост. Л. А. Горбачева. Екатеринбург: Дворец молодежи, 2000. 10.Отряд юных пожарных в летнем оздоровительном лагере: Методические рекомендации в помощь руководителю отряда // Сост. Л. А. Горбачева. — Екатеринбург, 1993. 11.Роль познавательной игры в процессе формирования навыков осторожного обращения с огнем у младших школьников: Методические рекомендации для преподавателей ОБЖ, работающих в начальных кл. — Екатеринбург., 2002. Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет Список сайтов, рекомендуемых для посещения: http://www.vniipo.ru/ – «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны»; http://www.sec4all.net/stat-all.html – сайт по безопасности; http://www.0-1.ru/ – справочник пожарного; http://www.mchsrb.ru/fire/common.shtml – сайт МЧС; http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml – сайт «Пожарный»; http://www.fireman.ru/myzei/istor1/istor.htm – история пожарной охраны; http://www.fireman.ru/myzei/memor/s-p/memo.htm – книга памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга в мирное время; http://www.fireman.ru/myzei/myz-tex.htm – музей пожарной техники и средств пожаротушения; http://www.mchsrb.ru/fire/recomend.shtml – рекомендации по пожарной безопасности