Приложение к программе дополнительного образования (приказ №81/3-од от 30.08.2024) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности «Изостудия «Фантазёры»» Возраст обучающихся: 8-11 Срок реализации: 3 года Автор-составитель: Маликова Алёна Григорьевна, педагог дополнительного образования г. Артемовский 2024 1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ФАНТАЗЁРЫ» Пояснительная записка Направленность программы: художественно-эстетическая Актуальность программы: Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» и разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области образования и защиты прав ребенка: 1. Федеральные законы и указы: o Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79). o Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 7 мая 2018 г. N 204. 2. Концепции и национальные проекты: o Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р). o Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р. o Национальный проект "Образование". 3. Приказы Министерства просвещения Российской Федерации: o Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». o Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» o Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». o Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196». o Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 4. Методические рекомендации: o Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242). o Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09). 5. Санитарные правила: Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28. Региональные социально-экономические и социокультурные потребности, проблемы и потребности детей и родителей. В условиях Уральского региона России, особенно в маленьких городах, жители сталкиваются с рядом специфических социально-экономических и социокультурных проблем. В таких городах мало мест для отдыха и развлечений, а из учреждений просветительского и культурного характера присутствуют только библиотеки, которые используются в основном школьниками. Интернет доступен не всем, что ограничивает возможности для дистанционного обучения и самореализации. Дети часто проводят время в социальных сетях и мессенджерах, что приводит к недостатку культуры общения как со сверстниками, так и со старшим поколением. В семьях часто возникают проблемы с заработной платой, много неблагополучных и неполных семей. Разводы родителей негативно сказываются на детях, усиливая атмосферу сплетен и негатива. В связи с этим, существует острая необходимость в программах, направленных на духовно-нравственное воспитание, формирование позитивного отношения к миру, любви к себе, людям, природе и родному краю. Потребность в таких программах исходит не только от государства и общества в целом, но и от значительной части родителей. Потенциал образовательного учреждения высок, однако материальное обеспечение занятий в основном лежит на плечах родителей, так как материалы приобретаются за их счет. При этом программа разработана таким образом, чтобы использовать самые недорогие и подручные материалы, что минимизирует финансовую нагрузку на родителей. Отличительные особенности программы, новизна Программа предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Основой модернизации российского образования являются идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостной личности. По мнению педагогов и психологов (Арутюнова Н. Д., Бахтина М. М., Выготский Л. С.), живопись, музыка и литература способствуют формированию активной творческой личности. Деятельностный подход в обучении предполагает активное участие ребенка в учебном процессе, что способствует развитию его самостоятельности. В процессе рисования развиваются образные представления, художественный вкус, зрительная память и мышечно-двигательные функции. Искусство также играет важную роль в здоровьесберегающих технологиях, помогая уравновесить умственную перегруженность и формировать нравственные качества. Программа ориентирована на развитие личностных качеств и воспитание в духе патриотизма и толерантности. В кружке учащиеся расширяют кругозор, изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества. Отличительная черта программы – применение разнообразных методов и приемов работы с материалами и техническими средствами обучения, включая графические редакторы и конструкторы. Программа состоит из семи образовательных блоков: теория, практика, проектная деятельность, посещение выставок, участие в конкурсах, коллективная и индивидуальная работа. Тематические модули направлены на усвоение теоретических знаний и формирование практического опыта. Педагогическая целесообразность программы основана на выводах Рудольфа Штейнера и принципах Вальдорфской школы, которые учитывают возрастные особенности детей. Программа направлена на детей 10-15 лет, учитывая их физическое и психическое развитие. Для девочек в этом возрасте характерно снижение работоспособности и капризность, тогда как мальчики проявляют избыток энергии. Школа должна помогать учащимся справляться с этими изменениями, предоставляя конструктивные занятия. Программа включает изучение пространственных форм, перспективы и законов композиции, что помогает детям выражать свои внутренние чувства и переживания. Бумажная пластика и создание объемных конструкций развивают творческие способности и уверенность в себе. Занятия включают рисование букв, каллиграфию и оформление совместной книги, что способствует развитию совместной практической деятельности. Особое внимание уделяется изображению человека, что особенно интересно девочкам, посещающим изостудии. Программа учитывает интересы мальчиков, предлагая им темы, связанные с их любимыми героями. Введение нового теоретического материала вызвано требованиями творческой практики, что позволяет сохранять высокий творческий тонус. Программу отличает использование современных образовательных технологий, включая индивидуальный подход, доступность, преемственность и результативность. Формы и методы обучения включают дистанционное обучение, дифференцированное обучение, конкурсы и экскурсии. Автор приняла решение создать программу на основе собственного опыта и увлечения Вальдорфской системой. В Вальдорфских школах применяются рецитация, эвритмия, рисование форм и живопись, что способствует всестороннему развитию ребенка. Дополнительное образование детей охватывает разнообразные интересы личности и способствует развитию самодисциплины, самоорганизованности и навыков здорового образа жизни. Художественно-эстетическое направление помогает учащимся заниматься различными видами искусства, что повышает их мотивацию и популяризирует искусство. Целевая аудитория: Программа предназначена для детей младшего школьного возраста (8-11 лет). Режим занятий: Занятия проводятся в течение 3 лет, 1 раза в неделю по 1 академическому часу (пол года). Общий объём программы составляет 51 учебный час. Система набора учащихся и принципы формирования групп. Система набора детей в группы осуществляется на основе следующих принципов: Добровольность: Учащиеся и их родители самостоятельно принимают решение о зачислении в программу. Отсутствие предварительной подготовки: Программа рассчитана на детей без предварительной подготовки в области изобразительного искусства. Уровень интересов и мотивации: При наборе учитываются интересы и мотивация детей к участию в художественной деятельности. Физическое здоровье: Учитывается состояние здоровья детей, чтобы избежать противопоказаний к занятиям. Равные возможности: Обеспечивается доступность программы для всех категорий детей, включая детей из неблагополучных и неполных семей. Формы реализации программы Традиционная и модульная формы реализации, а также сетевое взаимодействие являются обоснованными и соответствуют современным образовательным практикам. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество. Задачи: Образовательные задачи: содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость; учить художественной грамоте и работе с различными художественными материалами, формировать художественный кругозор и помогать приобретать опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствовать эстетический вкус; учить детей элементарным основам реалистичного рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки; способствовать овладению воспитанниками основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления пространственной среды; обучать навыкам рисунка, живописи, скульптуры и композиции, передавать знания об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры; формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности; способствовать овладению умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению). Развивающие задачи: способствовать овладению средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способность к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; развивать творческий потенциал, воображение, навыки сотрудничества в художественной деятельности; развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству; развивать творческий опыт как формирующий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; формировать эмоционально-образный, художественный тип мышления; формировать, развивать и обогащать нравственные чувства, опыт уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; формировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; развивать воображение, творческий потенциал ребёнка, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески; развивать художественно-творческие способности воспитанников, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности. Воспитательные задачи: воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества; воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству, воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства; формировать понимание эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; формировать активное, заинтересованное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осваивать художественную культуру как форму материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; воспитывать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей, максимально способствовать формированию правильных наклонностей, симпатии и склонности к добру, красоте, антипатии к проявлению уродливого и злого в мире и человеческой жизни, формированию совести; формировать гражданскую позицию, патриотизм; воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности; воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к культуре и чтению литературы; приобщить ребенка к здоровому образу жизни. Планируемые результаты Воспитанник будет знать: технику безопасности на занятиях в изостудии; основные правила смешивания красок и получения различных оттенков; отличия тёплых и холодных оттенков цвета; основы композиции: как компоновать изображения на листе, выбирать размеры и форму объектов; способы проведения прямых и изогнутых линий от руки; основные правила построения орнаментов и узоров; особенности разных художественных материалов и техник, таких как рисование, аппликация, лепка из пластилина и глины. Воспитанник будет уметь: правильно и безопасно пользоваться инструментами и материалами, такими как карандаши, краски, кисти, бумага, пластилин; создавать композиции на листе бумаги, учитывая основные правила композиции и цветового сочетания; проводить прямые и изогнутые линии от руки, фиксировать точку в памяти и проводить дугу вокруг точки от руки; придумывать и рисовать несложные геометрические орнаменты или орнаменты плетения для декора в полосе; смешивать краски для получения нужных оттенков, отличать тёплые и холодные цвета; создавать завершённые художественные работы, используя различные художественные техники, такие как аппликация, лепка, рисование; фантазировать, воображать, представлять и создавать образы. Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи: развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению почерка и речи; иметь терапевтический эффект от работы с художественными материалами, что способствует эмоциональному раскрытию и избавлению от стресса; поднять самооценку и повысить собственный рейтинг в среде сверстников через участие в выставках и конкурсах; увлекательно заполнить свободное время, найти хобби; творчески самовыражаться с помощью изобразительных средств; получить поддержку и понимание единомышленников, обрести друзей; учиться взаимодействовать с детьми разного возраста и со сверстниками. Воспитанник способен проявлять следующие отношения: интерес и любознательность к творчеству и биографиям художников, представляющих различные временные эпохи и культурные традиции; доброжелательность к сверстникам и одногруппникам старшего и младшего возраста; толерантность и уважение к представителям других культур; уважительное отношение к старшему поколению; понимание и поддержку детей, имеющих проблемы со здоровьем, лишённых возможности свободно двигаться и перемещаться, с нарушениями моторики и пр. Планируемые воспитательные результаты: ребёнок направлен на совместную деятельность и взаимодействие с другими людьми, имеет представление об основных ценностях, независим, самостоятелен в своих поступках, использует ценности в поведении, взаимодействуя с окружающими, владеет способами оценки явлений окружающей действительности, анализирует свои действия и поступки, действия и поступки других людей; рефлексивные навыки хорошо видны на различных этапах практической деятельности, а также в итоговых творческих работах. Педагог акцентирует внимание на положительных результатах деятельности учащихся, даёт устную положительную оценку работе; ребёнок способен удерживать позитивный настрой, коллективную задачу, принимает ответственность за происходящее в группе, учится организовывать свою деятельность, соотносит результаты с целью деятельности; ментальные новообразования возникают в процессе всей творческой и практической деятельности. Рисование форм развивает речь, пространственное, логическое, рациональное и иррациональное, образное мышление; способы деятельности, включая интеллектуальную активность, развиваются через практическое исследование и работу с материалами, использование разнообразных техник и приёмов; в студийной атмосфере создаются условия для самостоятельного творчества, что способствует формированию предметно-пространственных навыков; опыт творческой деятельности формируется через практическое освоение различных видов художественной деятельности; опыт самопрезентации приобретается через представление своих работ и идей на занятиях; опыт взаимодействия в референтной группе формируется через коллективную работу и общение на занятиях; опыт участия в конкурсах и выставках стимулирует креативное мышление и повышает мотивацию; навыки самооценки развиваются через анализ и обсуждение работы, участие в выставках и конкурсах. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план: №п/п Количество часов Название раздела, темы Вce гo Теор ия Практи ка Формы аттестации/ КОНТРОЛЬ Первый год обучения. Тема цикла занятий: Изобразительные материалы для творчества. Инструктажи. Фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 1 Вводный инструктаж по ТБ №002, 003,008,012,013, 023, 037, 065. Краски как материал в руках художника. Выразительные средства красочных материалов. Заливка как акварельный приём. Акварель. Бумага А4 формата. 1 0,25 0,75 2 Краски как материал в руках художника. Выразительные средства красочных материалов. Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Смешивание красок на бумаге. Упражнения. Акварель, плотная бумага А4 формата, кисти, баночки для воды. 3 1 2 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 3 Изобразительные материалы для творчества. Выразительные средства красочных материалов. Техника и приёмы акварели - "по-сырому". Вплавление цвета в цвет. Упражнения. Акварель, плотная бумага А4 формата, кисти, баночки для воды, поролоновая губка, тряпочка. 0,25 0,75 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 1 4 Приёмы - сухая кисть, набрызг, промакивание, применение соли, мыльной пены и спирта. Получения эффектов. Композиция «Одуванчики». «Облака». Упражнения. Акварель, плотная бумага А4 формата, кисти, баночки для воды, поролоновая губка, тряпочка. 5 Техника и приёмы акварели - монотипия. Упражнения. Акварель, плотная бумага А4 формата, кисти, баночки для воды, поролоновая губка, тряпочка, полиэтиленовый пакет. 1 6 Колорит. Тёплая цветовая гамма. Композиция «Осенний листопад» или «Каравн в пустыне» *. (Самостоятельная творческая работа). Акварель, плотная бумага А4 формата, кисти, баночки для воды, поролоновая губка, тряпочка. 7 Колорит. Холодная цветовая гамма. Композиция «Зимний вечер». (Самостоятельная творческая работа). Акварель, плотная бумага А4 формата, кисти, баночки для воды, поролоновая губка, тряпочка. 1,5 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 0,2 0,8 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 1 0 1 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 1 0 1 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 2 0,5 8 9 10 11 Бумага как материал в руках художника. Художественные изделия из бумаги. Знакомство с Оригами. Сгибание бумажных квадратов. Простые фигурки.Тонкая цветная или белая писчая бумага, ножницы. Аппликация, коллаж. Создание композиции из журнальных страниц. Обрываем и наклеиваем.Яркие страницы из журналов, клей ПВА, ножницы, кисти для клея. Лепка птиц и животных из пластилина. Рельефные изображения. Круглая мелкая пластика. Освоение различных приёмов и методов лепки из цветного пластилина.Плотный белый картон, цветной пластилин, досочки и стеки. Лепка птиц и животных из глины. Рельефные изображения. Круглая мелкая пластика. Освоение различных приёмов и методов лепки из глины.Глина, тряпочки, полиэтиленовые пакеты, стеки, баночки для воды, клеёнки. Итого: 1 2 2 0,5 0,25 0,25 0,5 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 1,75 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 1,75 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 2 0,25 1,75 17 3,45 13,55 №п/п Количество часов Название раздела, темы Вce гo Теор ия Практи ка Формы аттестации/ КОНТРОЛЬ Второй год обучения. Тема цикла занятий: Свет и тьма. Добро и зло. Создание художественного образа посредством различных материалов на плоскости и в объёме. Древние промыслы. 1 Вводный инструктаж по ТБ №002, 003,008,012,013, 023, 037, 065. Вводное занятие. Тема цикла занятий: Тональные отношения цвета. Свет и тьма. Добро и зло. Фон и многоплановость в живописи. Гуашь. Бумага формата А3, тряпочки, клеёнки, баночки для воды, кисти. 2 Чёрный и белый цвет. Ахроматические цвета. Выражение доброго и злого в живописи. Светлый и тёмный образ. Силуэт. Контраст. Форма пятна. Линия. Гуашь. Бумага формата А3, тряпочки, клеёнки, баночки для воды, кисти, чёрная бумага, ножницы. 3 Создание образа положительного и отрицательного. Иллюстрации В.М. Васнецова, М.А. Врубеля. Добрый и злой персонажи. Самостоятельная творческая работа - иллюстрация к литературному произведению А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Гуашь. Бумага формата А3, тряпочки, клеёнки, баночки для воды, кисти. 2 1 2 0,5 0,25 0 1,5 Индивидуально-групповая форма 0,75 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 2 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 4 Лепка. Персонажи народных русских песен, сказок, пословиц и поговорок. Глина. Лепим игрушки: «Барашек». «Петушок». «Лисица». «Волк». Глина, тряпочки, полиэтиленовые пакеты, стеки, баночки для воды, клеёнки. 5 Художники и театр (беседа). Работа над образом. Создаём головы перчаточных кукол-сказочных животных в технике папье-маше. Пластилин (любые остатки), досочки и стеки, газеты, клейстер, гуашь, клей ПВА. 6 Возрождение национальных народных промыслов. Плетение из лозы, лыка и соломы, берестяные изделия. Плетение из газетных трубочек изделия для праздничного стола. Конфетница, хлебница, корзиночка для фруктов. Газеты, журналы, клей ПВА, шпажки для шашлыков, формочки для плетения корзин, прищепки бельевые, красивые салфетки для декупажа. Красители для яиц, морилка, лак. 5 Итого: 17 2 5 1,75 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 4 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 1 4 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 3 14 0,25 1 №п/п Количество часов Название раздела, темы Вce гo Теор ия Практи ка Формы аттестации/ КОНТРОЛЬ Третий год обучения. Темы цикла занятий: «Художественные средства выразительности в декоративно-прикладном искусстве». «Многоплановость. Основные методы передачи глубины пространства на плоскости листа». 1 Вводный инструктаж по ТБ №002, 003,008,012,013, 023, 037, 065. Вводное занятие. Рисование природных форм. Волна. Графитные карандаши, бумага формата А3. 2 0,5 1,5 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 2 Беседа: «Орнамент как часть древних культур и основа возникновения искусства декора». Орнамент плетения с мотивом волны в основе. Декоративные орнаменты плетения славянских народов. Графитные карандаши, бумага восковые мелки.формата А3, 2 0,25 1,75 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 3 Творческая работа над стилизацией природных растительных форм. Создание орнамента в полосе. Графитные карандаши, бумага формата А3, восковые мелки, фломастеры 2 0,25 1,75 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 4 Декоративный натюрморт с предметами крестьянского быта. Полотенце или скатерть с вышивкой, крынка, овощи. На предметах быта должны быть орнаменты.Гуашь. Бумага формата А3, тряпочки, клеёнки, баночки для воды, кисти. 3 0,5 2,5 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 5 Композиция с изображением человека в народном костюме. Образ человека труда. Крестьянский быт.Гуашь. Бумага формата А3, тряпочки, клеёнки, баночки для воды, кисти. 6 Народные промыслы. Глиняная игрушка. Лепка стилизованного человеческого образа барыни в кокошнике.Глина, тряпочки, полиэтиленовые пакеты, стеки, баночки для воды, клеёнки. 5 Итого: 17 3 2,5 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 1 4 Работа в команде, фронтальная и индивидуально-групповая форма деятельности. 2,5 15,5 0,5 За курс дети узнают основы декоративного орнамента. Знакомятся с его видами и типами. Осваивают симметрию, оттачиваю владение линией. Развивают пространственное мышление, волевые качества. Обретают опыт работы над композицией. Итого: 51 час. Условия реализации программы Условия реализации программы соответствуют всем требованиям, включая: Материально-техническое обеспечение: Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном необходимыми материалами и инструментами для изобразительной деятельности. Используются доступные и недорогие материалы, что минимизирует затраты родителей. Кадровое обеспечение: Программа реализуется квалифицированным педагогом дополнительного образования, имеющим опыт работы в области художественного образования и высшую квалификацию. Методические материалы: Программа обеспечена необходимыми методическими материалами, включая пособия, дидактические материалы и методические рекомендации. Используются современные образовательные технологии и информационные методики. Формы аттестации и контроля Формы аттестации и контроля разрабатываются для определения результативности программы. Включают: Фонд оценочных средств (ФОС): Описание форм диагностики (входящей, промежуточной и итоговой), перечень контрольно-измерительных материалов (тесты, зачеты, проектные работы и т.д.). Формы итоговой аттестации: Включают беседы, семинары, мастер-классы, творческие отчеты, выставки и презентации. В конце каждого занятия проводится рефлексия, где вербально проговариваются результаты и достижения учащихся. Текущий контроль: оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения; прогностический контроль: проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный контроль: контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций; рефлексивный контроль: обращён на ориентировочную основу действия и опирается на понимание принципов его построения. Итоговый контроль: беседа; практическая работа; конкурс; выставка. Самооценка и самоконтроль: определение учеником границ своего «знания-незнания», своих потенциальных возможностей; осознание проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся: выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком; недопущение сравнения его с другими детьми; данные по уровню усвоения программы заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание законов композиции, понимание цветовых гармоний, техники использования, применение пластических, живописных и графических материалов. Диагностические методики: Методика «Композиция» - диагностика уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов, Методика «Вид из окна» - изучение творческой самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, способности выражать в своей изобразительной деятельности эстетическое отношение к окружающему миру, к миру своих переживаний. При традиционном для отечественной психолого-педагогической практики подходе диагностика, обучение и развитие были доверены разным специалистам, что в итоге приводит к тому, что ставит диагноз один специалист (психолог), а «лечит» (учит, воспитывает) - другой (педагог). Вот почему так важно каждому педагогу иметь знания и в области психологии. Не существует универсальной методики, с помощью которой можно сразу все «измерить» и понять в ребенке, дать исчерпывающую характеристику его личных качеств, способностей, его познавательных процессов. Одной из самых популярных концепций интеллектуально-творческого потенциала личности является модель, разработанная одним из известных американских специалистов в области обучения детей. Дж. Рензулли. Его универсальная схема потенциала личности включает три характеристики: интеллектуальные способности креативные способности (способность к творчеству) настойчивость (мотивация, ориентация на задачу). Кроме этого, в его модели учтены знания (эрудиция) и благоприятствующая, окружающая среда. Диагностика и оценка развития творческих и художественных способностей школьников по предмету «Изобразительное искусство» в студии рисования по 3-х годичной программе «ФАНТАЗЁРЫ». Методика подходит для использования в разных возрастных группах. Тестирование помогает выявить: творческий потенциал человека; индивидуальный темп развития его художественных способностей; глубину постижения программы по изобразительному искусству, ее отдельных тем; профессиональную ориентацию подростка, глубину его интересов к изобразительному искусству; служить для самооценки учеником и педагогом своей художественной культуры; показатели и критерии анализа творческой активности - это оценка эффективности создания учителем творческой ситуации на уроках изобразительного искусства и др. 3.3. Календарно-учебный график на 2024-2025 уч. год: дни занятий каникулярные дни праздничные дни выходные дни 8-9 лет. 1 группа (до нового года) – 15 час. 1 час можно провести в январе. 2 группа – 18 час. 9-10 лет 1 группа (до нового года) – 14 час. 2 часа можно провести в январе. 2 группа – 17 час. пн вт Сент ср чт пт сб вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 пн вт 1 7 8 14 15 21 22 28 29 ср 2 9 16 23 30 Окт чт 3 10 17 24 31 пт 4 11 18 25 сб 5 12 19 26 вс пн вт ср 6 13 4 5 6 20 11 12 13 27 18 19 20 25 26 27 Ноя чт пт 1 7 8 14 15 21 22 28 29 сб 2 9 16 23 30 вс 3 10 17 24 30 пн вт Дек ср чт пт 2 4 9 16 23 30 3 5 6 10 11 12 13 17 18 19 20 24 25 26 27 31 Мар пн вт ср чт пт сб вс пн вт 1 7 8 6 7 Янв ср чт пт сб вс пн вт 1 2 3 4 5 8 9 10 11 12 3 4 Фев ср чт пт 5 6 7 сб вс 1 2 8 9 14 15 13 14 15 16 17 18 19 10 11 12 13 14 15 16 21 22 20 21 22 23 24 25 26 17 18 19 20 21 22 23 28 29 27 28 29 30 31 24 25 26 27 28 сб 1 3 4 5 6 7 8 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 24 25 26 27 28 29 вс 2 9 16 23 30 пн вт 1 7 8 14 15 21 22 28 29 ср 2 9 16 23 30 Апр чт 3 10 17 24 пт 4 11 18 25 сб 5 12 19 26 вс пн вт ср 6 13 5 6 7 20 12 13 14 27 19 20 21 26 27 28 Май чт 1 8 15 22 29 пт 2 9 16 23 30 сб 3 10 17 24 31 вс 4 11 18 25 1 31 2 3 4 5 6 7 8 10-11 лет 1 группа (до нового года) – 15 час. 1 часа можно провести в январе. 2 группа – 18 час. Недостающие часы можно компенсировать за счёт тем: № 2 и 8 во 2 кл., № 5 и 6 в 3 кл., № 6 в 4 кл. Каникулы пройдут в периоды 07.10.2024 – 13.10.2024 18.11.2024 – 24.11.2024 30.12.2024 – 08.01.2025 17.02.2025 – 24.02.2025 07.04.2025 – 13.04.2025 09.06.2025 – 31.08.2025 1 учебный модуль 02.09.2024 - 06.10.2024 2 учебный модуль 14.10.2024 - 17.11.2024 3 учебный модуль 25.11.2024 - 29.12.2024 4 учебный модуль 08.01.2025 - 16.02.2025 5 учебный модуль 25.02.2025 - 06.04.2025 6 учебный модуль 14.04.2025 - 08.06.2025 Итого в 2024-2025 уч. году 168 учебных дней и 122 каникулярных дня. Уточняющая информация к вышеуказанным датам: с 27.05.2025 по 08.06.2025 – образовательные экскурсии, профориентационные мероприятия в целях реализации основной образовательной программы в полном объеме. Список литературы: Нормативные документы: o Федеральные законы и указы: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79). Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 7 мая 2018 г. N 204. o Концепции и национальные проекты: Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р). Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р. Национальный проект "Образование". o Приказы Министерства просвещения Российской Федерации: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196». Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». o Методические рекомендации: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242). Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09). o Санитарные правила: Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28. Литература для педагогов: 1. Арнхейм Рудольф Искусство и визуальное восприятие. Издательство «Прогресс», Москва, 1974. 2. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл. – М.: ВЛАДОС, 2003. 3. Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе. Статья из сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции Том №1 «Общество. Культура, личность. Актуальные проблемы образования». ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2012 год. 4. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства — М.: Прометей, 1994. 5. Бастид Р. О чём говорят цвета. Мифы и символы. //Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958. 6. Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. 7. Бранский В. П. Искусство и философия. — М.: Янтарный сказ, 1999. 8. Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. 9. Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой учёный. — 2012. 10. Бюхи П. Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм, Киев: Наири, 2011. 11. Бюхи П. "Терапия рисованием форм"/ Перевод с немецкого Л. Деменковой, (Ориг. название Anregungen zum Formenzeichnen in Erziehung und Therapie) Киев: НАИРИ, 2014. 12. Ливехуд Б. Фазы развития ребёнка. Издано на русском: "Духовное познание", Калуга, 1998. 13. Общая психология: Учебник / Под ред. А. В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004. 14. Цикл лекций (занятий) Питера Бюхи: «От движения, которое образовывает форму, к движению формы». Киев, Харьков, 21 апреля, 2014. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. - М.: Знание, 1982. - 64 с. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1–4 классов. – М., 1998. Иванов И.И. Методика преподавания изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 2020. Ионова Е. Н., Топтыгин А.Л. Рисование форм как учебный предмет в вальдорфской школе. - Харьков, 1997. Искусство воспитания. Методика и дидактика, М. 1996. Клементьева М. В., Кучина Т. И. Основы психолингвистики и психосемиотики: Учебное пособие. – М.: Прометей, 2024. Кандинский В. О духовном в искусстве. — М.: Архимед, 1992. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать – М.: Столетие, 1998. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. Кох Э., Вагнер Г. "Индивидуальность цвета". - М., 1995. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: уч. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984. Кузин В. С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1–4 классы) – М., 2005. Кулагина И. Ю. Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие – М.: Академический проект, 2015. Кьюли Р. Рисование форм" Перевод Зарубиной Е. Н. г. Ростов-на-Дону. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995. Нелюбова М. В. Психология цвета. Авторский курс лекций // Студия "Видеотон", URL: http://www.videoton.ru/Articles/pshiho_color.html (дата обращения: 05.09.2021). Неменский Б.М. Мудрость красоты – М.: Просвещение, 1987. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003. Обухов Я. Л. Красный цвет // Журнал практического психолога. — 1996. — №5. Петрова П.П. Психолого-педагогические основы дополнительного образования детей. – СПб.: Питер, 2019. Праченко О. В. Семантика фразеологизмов и пословиц с компонентом «цвет» (на материале русского и английского языков) // Русская и сопоставительная филология: взгляд молодых. — Казань: КГУ, 2003. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов . – М.: Академический проект, 2008. Серов Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония. — СПб.: ЛИСС, 1993. Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. — СПб.: Речь, 2003. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Васьков М.А.: Конфликтология. Учебник. Ростов на Дону: Феникс, 2004. Штейнер Р. Педагогика, основанная на познании человека, М.1996. Штейнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения…М.1995. Юнеман М., Вайтман Ф. "Уроки искусства в вальдорфской школе. Живопись и рисование". - М., 1998. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 189 с. ISBN 5-8428-0269-4. 48. Яньшин П.В. Психосемантика цвета – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 368 с. – ISBN 5-9268-0485-X. 4.3. Список литературы для родителей: 1. Галеев Б.М. Поющая радуга. - Казань: Таткнигоиздат, 1980. - 120 с. 2. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987. 3. Вагнер Э. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и переживанию цвета. Пер., Издательство: Деметра, 2009. 4. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982. 5. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001. 6. Лободина Н. В. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 2006. 7. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000. 8. Рыбкина А. А. Народные куклы. Народные игрушки. URL: https://www.rukukla.ru/ (дата обращения: 05.09.2021). 9. Штейнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения…М.1995. 10. Иванов И.И. Методика преподавания изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 2020. 11. Петрова П.П. Психолого-педагогические основы дополнительного образования детей. – СПб.: Питер, 2019. 12. Сидоров С.С. Воспитание через творчество. – М.: АСТ, 2021. 13. Серия «Диалог. Чудо-мастерская» Просвещение/Дрофа 2013. 14. Кузнецова К.К. Как помочь ребенку раскрыть творческий потенциал. – СПб.: Азбука, 2020. 15. Екатерина Кронгауз: Я плохая мать? И 33 других вопроса, которые портят жизнь родителям. – М.: Corpus, 2016 г.