ДООП__Волейбол

Приложение
к программе дополнительного образования
(приказ №81/3-од от 30.08.2024)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности
«Волейбол»
Возраст обучающихся: 9-13
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Якимова Евгения Анатольевна,
педагог дополнительного образования

г. Артемовский
2024

Пояснительная записка
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 273) (ст. 2, ст. 12, ст. 75)
- Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75),
Направленность: дополнительной образовательной программы секции «Волейбола» физкультурно-спортивная. Программа направлена на
приобретение теоретических и практических навыков игры в волейбол. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей.
Актуальность (соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и
ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей). Актуальность – это констатация проблем в развитии и
воспитании детей (потребность в общении, укрепление здоровья и т.д.). Отражение условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности в настоящий момент, соответствие современным запросам.
Наиболее острые проблемы дополнительного образования:
- повышение занятости детей в свободное время;
- организация полноценного досуга;
- развитие определенных качеств личности;
- поддержка и развитие талантов;
- адаптация в обществе детей с определенными особенностями;
- физическое развитие и оздоровление детей;
- профессиональная ориентация и т.п.
Отличительные особенности:
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими
упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка
компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность,
способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря
этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по
волейболу различного масштаба.
Кружковая работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».
По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития
психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и
задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.
Адресат программы: – от 9 до 13 лет.
Цель и задачи Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в
жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
 укрепление здоровья;
2










содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
отбор лучших учащихся для ДЮСШ.
Условия реализации программы:
- условия набора и формирования групп;
- возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения;
- необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы;
- особенности организации образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы: должны быть указаны все необходимые составные
реализации программы: сведения о помещении, в котором должны проводится занятия; необходимо перечислить нужное оборудование, ТСО,
инструменты, декорации, костюмы, приборы, станки, химические реактивы, зеркала, грим, микрофоны и т.п.
Кадровое обеспечение реализации программы: необходимо прописать, какие специалисты, кроме педагога дополнительного образования,
необходимы для образовательного процесса: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, педагоги дополнительного образования
других направлений, лаборант и др.
Форма организации деятельности учащихся:
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия
необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по
технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно
разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и
оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует:
объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают
создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
 метод упражнений;
 игровой;
 соревновательный;
 круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
3

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения
подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуально-групповая.
Год обучения: группа первого года обучения и второго года обучения. Количество обучающих: 12-15 человек первого года обучения.
Режим занятий: Всего 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Вид учебной группы – постоянство учебной группы обязательно, т. к. новый материал базируется на предыдущем, и навыки накапливаются с
каждым занятием. Форма занятий соответствует современным образовательным тренировкам, в которых отражён принцип индивидуального и
группового обучения в пределах одной группы. Планируются следующие формы занятий: беседа, рассказ, теоретические и практические занятия,
соревнования
Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения
программы).
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение, убеждения, нравственные
принципы, система ценностных отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям,
государственному строю, духовной сфере, общественной жизни; результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность
(сформированность общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа
жизни, самоопределение, нравственно-этическая ориентация и др.)
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися ключевые компетенции (ценностно-смысловая, общекультурная, учебнопознавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования), применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – освоенный обучающимися опыт специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его
преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта - навыки или предпрофессиональные/предметные
компетенции – конструкторская, техническая, технологическая и т.п.
Ожидаемый результат непосредственно проистекает из задач, поэтому должен отражать все три заявленные в задачах составляющие:
обучение, развитие, воспитание личности учащегося.
Ожидаемым результатам прохождения программы должен стать интерес детей к спорту, в частности, к волейболу.

4

Учебно-тематический план первого и второго года обучения
Учебно-тематический план
1 года обучения.

№ п/п

Название раздела

Всего
3
3

Количество часов
Теория
3
-

Практика
3

Формы контроля

1.
2.

Основы знаний
Освоение техники передвижений

3.

Освоение техники приемов и передач
мяча

20

-

20

Показ.Тренировочные упражнения.
Работа в группах. Учебная игра

4.

Освоение техники подачи мяча и
приема подач.

26

-

26

Показ.Тренировочные упражнения.
Работа в группах. Учебная игра

5.

Освоение техники прямого
нападающего удара и овладение
техникой защитных действий

11

-

7

Показ.Тренировочные упражнения.
Работа в группах. Учебная игра

6.

Овладение тактикой игры в
нападении.

3

-

3

Показ.Тренировочные упражнения.
Работа в группах. Учебная игра

7.

Овладение тактикой игры в защите

1

-

1

Показ.Тренировочные упражнения.
Работа в группах. Учебная игра

8.

Овладение организаторскими
способностями

5

1

4

Учебно-тренировочные
Соревнования

ИТОГО:

68

4

Беседа, рассказ
Показ.Тренировочные упражнения.
Работа в группах. Учебная игра

игры

64

5

Календарно – учебный график
Год обучения

Дата
обучения
программе

1 год

1 сентября

начала Дата
окончания Всего учебных Кол-во
по обучения по программе недель
учебных часов

31 мая

34

68

Режим занятий

2 раза в неделю по 1 часу

Календарный учебный график составлен с учетом проведения во время каникулярного времени экспедиций, поездок, походов, учебнотренировочных сборов, профильных лагерей, летних школ др.
В период школьных каникул могут быть реализованы краткосрочные программы (модули) с переменным составом учащихся.
Содержание дополнительной программы первого и второго года обучения.
Программный материал
Основная
направленность
1 Основы знаний
2 Освоение техникой передвижений
3 Освоение техники приемов и
передач мяча
4 Освоение техники подачи мяча и
приема подач.
5 Освоение техники прямого
нападающего удара и овладение
техникой защитных действий
6 Овладение тактикой игры в
нападении.
7 Овладение тактикой игры в защите

1-ый год обучения
Правила игры в волейбол. Организация и судейство соревнований по волейболу. Жестикуляция судей.
Правила техники безопасности при занятиях волейболом. Технико-тактические действия в защите и в
нападении.
Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба,
бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.)
Передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещений. Передачи над собой, перед
собой. Во встречных колоннах через сетку с переходом в конец противоположной колонны.
Верхняя прямая подача через сетку из-за лицевой линии. Верхняя прямая подача на количество
попаданий на противоположную площадку. Прием подачи через сетку.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Нападающий удар с разбега из зоны 2,
4 с передачи мяча игроком из зоны 3. Блокирование нападающего удара (индивидуальное и групповое).
Страховка.
Выполнение подач в определенные зоны. Групповые действия – взаимодействие игроков зоны 6 с
игроком зоны 3, а игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4. Командные тактические действия через игрока
передней линии без изменения позиций игроков.
Выбор способа приема мяча. Взаимодействие игроков задней линии с игроками передней линии.
Система игры в защите «углом вперед».
6

8 Овладение организаторскими
способностями

Организация и судейство учебно-тренировочных игр, соревнований между классами. Проведение
разминки тренировочных занятий. Товарищеские встречи со сборными командами близлежащих школ

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарно-тематическое планирование первого и второго года обучения
Календарно-тематическое планирование.
1 года обучения
№
п/п
1

2

Раздел
Тема занятий
1 Основы знаний
Комплектование группы (только 1 год)
Вводный инструктаж по ТБ Правила игры в волейбол Основные понятия
об игре в волейбол.
Организация и судейство соревнований поволейболу. Жестикуляция
судей.

3

Кол-во часов
теория
практика
3
1
-

Форма контроля

Беседа, рассказ
1

1

Беседа, рассказ
-

Технико-тактические действия в защите и в нападении.

Беседа, рассказ

3
4

5

6

7-8

2 Освоение техники передвижений
Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком,
лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол,
встать, подпрыгнуть и т. д.)
Перемещение игроков при подаче и приёме мяча.
Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами
лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок
вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов
перемещений.
Перемещения. Прыжки на месте, у сетки, после перемещений и
остановки; сочетание способов перемещений с остановками, прыжками,
техническими приёмами.
3 Освоение техники приемов и передач мяча
Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести,

1

1

1

20
2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
7

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

25-26

27-28

выносливости, ловкости, гибкости. Передача мяча сверху двумя руками;
над собой и после перемещения различными способами; в парах; в
треугольнике; Учебная игра
Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости. передачи в стену; на точность с
собственного подбрасывания и партнёра. Учебная игра
Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости. Командные действия. Система игры
со второй передачи игроком передней линии: приём подачи и первая
передача в зону 3 (2) Учебная игра
Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости. Командные действия. Система игры
со второй передачи игроком передней линии: приём подачи и первая
передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Учебная игра
Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости. Групповые действия волейболистов.
Взаимодействие при первой передаче игроков зон 3, 4 и 2; Учебная игра
Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости. Групповые действия волейболистов.
Взаимодействие при второй передаче игроков зон 3, 4, 2; Учебная игра
Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости. Групповые действия волейболистов.
Взаимодействие при первой передаче игроков зон 6, 5, 1 и 3, 4, 2 при
приёме подачи. Учебная игра
Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости. Перемещение игроков при приёме
мяча. Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными
шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; Учебная игра
Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости. Перемещение игроков при приёме
мяча: двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; Учебная игра
Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости. Перемещение игроков при приёме
мяча: сочетание стоек и перемещений, способов перемещений Учебная
игра
4 Освоение техники подачи мяча и приема подач.
Приём подачи.
Подающие поочерёдно подают мяч. На противоположной стороне

упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
2

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

2

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

26
2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
8

29-30

31-32

33-34

35-36

37-38

39-40

41-42

43-44

45-46

47-48

площадки игроки принимают мяч к сетке в зону 3. В зоне 3 игрок
отбивает мяч через сетку. Выполнив предварительно передачу над собой.
После 3-4 подач принимающие смещаются по кругу. Учебная игра
Перемещение игроков при подаче и приёме мяча.
Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами
лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; Нижняя прямая (боковая);
в стену - расстояние 6-9м, отметка на высоте 2м. Учебная игра
Перемещение игроков при подаче и приёме мяча.
Стойки основная, низкая; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом.
Нижняя прямая (боковая); через сетку — расстояние 6м, 9м;
Учебная игра
Перемещение игроков при подаче и приёме мяча.
Стойки основная, низкая; сочетание стоек и перемещений, способов
перемещений. Нижняя прямая (боковая); из-за лицевой линии в пределы
площадки, правую, левую половины площадки.
Учебная игра
Приём подачи
Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой.
Прием мяча двумя снизу. Нижняя прямая подача. Учебная игра
Приём подачи
Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в
четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4.
Учебная игра
Приём подачи
Верхняя прямая подача Передачи мяча сверху двумя руками и снизу
двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра
Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Передачи мяча сверху
двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная
игра
Верхняя прямая подача с вращением. Передача из зон 1,6,5 в зону 3. .
Прием мяча с подачи. Учебная игра
Верхняя прямая подача с вращением. Прием мяча с подачи в зону 3.
Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из зоны
3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра
Верхняя прямая подача в прыжке. Учебно – тренировочная игра

группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

2

2

2

2

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
9

49-50

Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебно
– тренировочная игра

2

51-52

Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая
передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра

2

5 Освоение техники прямого нападающего удара и овладение
техникой защитных действий
Атакующие удары.
Прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение
кистью по мячу: стоя у стены; удар через сетку, подброшенному
партнером; удар с передачи.
Учебно – тренировочная игра
Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча
с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно –
тренировочная игра
Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное
блокирование. Учебно – тренировочная игра. Нападающий удар без
поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирование.
Учебно – тренировочная игра
Упражнения на развитие прыгучести.
Прыжковые упражнения с отягощениями и без них.
Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо. Прямой
нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно –
тренировочная игра
Упражнения на развитие прыгучести. Прыжки из глубокого приседа.
Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с
продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бёдра).
Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное
блокирование. Учебно – тренировочная игра
Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча
с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающий
удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование. Учебно –
тренировочная игра
Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча

7

53

54

55

56

57

58

59

группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Показ.Тренировочные
10

60

61

62

63

с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающий
удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое
блокирование. Учебно – тренировочная игра
6 Овладение тактикой игры в нападении.
Нижняя прямая, верхняя прямая подачи по определенным зонам.
Неожиданные передачи мяча через сетку на площадку соперника. Учебно
– тренировочная игра
Групповые тактические действия в нападении: взаимодействие игрока
зоны 6 с игроком зоны 3. Учебно – тренировочная игра

упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
3
1

1

Групповые тактические действия в нападении: взаимодействие игрока
зоны 3 с игроком зоны 2. Учебно – тренировочная игра в волейбол с
заданиями.
7 Овладение тактикой игры в защите

1

Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочная игра в
волейбол с заданиями. Учебная игра

1

1

8 Овладение организаторскими способностями
64
65
66
67
68

Организация и судейство учебно-тренировочных игр, соревнований
между классами. Проведение разминки тренировочных занятий.
Организация и проведение соревнований на первенство школы по
волейболу среди команд юношей и девушек 9 классов.
Организация и проведение соревнований на первенство школы по
волейболу среди команд юношей и девушек 10 классов.
Организация и проведение соревнований на первенство школы по
волейболу среди команд юношей и девушек 11 классов.
Товарищеские встречи между командами близлежащих школ

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

4

1

Всего
4
Примечание: 4 часа теоретических занятий проводятся в течение всего курса практических занятий

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1
1
1
1

Учебно-тренировочные
игры Соревнования
Учебно-тренировочные
игры Соревнования
Учебно-тренировочные
игры Соревнования
Учебно-тренировочные
игры Соревнования
Учебно-тренировочные
игры Соревнования

64

11

Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:
1. Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с

естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 18-20 человек.
Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между
занятиями.
2. Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение.
3. Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам.
4. Специальное оборудование: Мячи, Сетка в/б, Свисток, Мячи теннисные.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Формы занятий, планируемых по каждому разделу первого и второго года обучения.
№ п/п

Раздел

Формы занятий

Методы и приемы

1

Основы знаний

2

Освоение техники
передвижений

Беседа Рассказ
Объяснение материала
Объяснение материала
Тестирование
Соревнование

3

Освоение техники
приемов и передач мяча

Объяснение материала
Тестирование
Соревнование

4

Освоение техники

Объяснение материала

Словесный метод (беседа, описание, разъяснение,
рассуждение, дискуссия, диалог, рассказ)
Наглядный метод (педагогический показ)
Практический метод (работа под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод (воспроизведение полученных
знаний и освоенных способов деятельности: отработка
технических навыков, физических упражнений)
Наглядный метод (педагогический показ)
Практический метод (работа под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод (воспроизведение полученных
знаний и освоенных способов деятельности: отработка
технических навыков, физических упражнений)
Наглядный метод (педагогический показ)

Формы подведения
итогов
Опрос
Учебно –
тренировочная игра
Индивидуальный и
групповой показ
Тестирование
Учебно –
тренировочная игра
Индивидуальный и
групповой показ
Тестирование
Учебно –
12

подачи мяча и приема
подач.

Тестирование
Соревнование

5

Освоение техники
прямого нападающего
удара и овладение
техникой защитных
действий

Объяснение материала
Тестирование
Соревнование

6

Овладение тактикой игры
в нападении.

Объяснение материала
Тестирование
Соревнование

7

Овладение тактикой игры
в защите

Объяснение материала
Тестирование
Соревнование

8

Овладение
организаторскими
способностями

Соревнование

Практический метод (работа под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод (воспроизведение полученных
знаний и освоенных способов деятельности: отработка
технических навыков, физических упражнений)
Наглядный метод (педагогический показ)
Практический метод (работа под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод (воспроизведение полученных
знаний и освоенных способов деятельности: отработка
технических навыков, физических упражнений)
Наглядный метод (педагогический показ)
Практический метод (работа под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод (воспроизведение полученных
знаний и освоенных способов деятельности: отработка
технических навыков, физических упражнений)
Наглядный метод (педагогический показ)
Практический метод (работа под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод (воспроизведение полученных
знаний и освоенных способов деятельности: отработка
технических навыков, физических упражнений)
Наглядный метод (педагогический показ)
Практический метод (работа под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод (воспроизведение полученных
знаний и освоенных способов деятельности: отработка
технических навыков, физических упражнений)

тренировочная игра
Индивидуальный и
групповой показ
Тестирование
Учебно –
тренировочная игра
Индивидуальный и
групповой показ
Тестирование
Учебно –
тренировочная игра
Индивидуальный и
групповой показ
Тестирование
Учебно –
тренировочная игра
Индивидуальный и
групповой показ
Тестирование
Тренировочная игра
Индивидуальный и
групповой показ

Форма подведения итогов.
В конце каждой тренировке подводятся итоги:
-Анализ тренировочных упражнений;
-Анализ игровой деятельности.
13

-

В учебном году проводятся:
школьный турнир по волейболу;
межшкольные районные соревнования;
различные соревнования.

Оценочные материалы







Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».
Критерии выставления оценки «зачтено»:
Оценки «зачтено» заслуживает учащийся, показавший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала,
умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой.
Оценка «зачтено» выставляется учащимся, показавшим полное знание учебного материала, успешно выполняющим
предусмотренные в программе задания, демонстрирующие систематический характер знаний по предмету.
Оценкой «зачтено» оцениваются учащиеся, показавшие знание основного учебного материала в минимально необходимом объеме,
справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой, но допустившим погрешности при выполнении контрольных
заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что учащийся обладает необходимыми знаниями для
последующего устранения указанных погрешностей под руководством педагога.
Критерии выставления оценки «не зачтено»:
Оценка «не зачтено» выставляется учащимся, показавшим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим
принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают результаты учащихся,
носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер.

Список литературы.
Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., -- М.:
«Физкультура, образование, наука», 2000.
2. Железняк Ю. Д. “Юный волейболист”. Учебное пособие для тренеров. - М.: «Физкультура и спорт», 1988.
3. Загорский Б. И., Залетаев И. П., Пузырь Ю. П. и др. “Физическая культура”. Высшая школа. 1989 г.
4. Ивойлов А. В. Волейбол: [Учебник для »ус..». пед. ин-тов].-- Мн.: Выш. школа, физ. воспитания 1979.
5. Ковалев В.Д. Спортивные игры; М., 1988
1.

14

Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николаенко Н. Г. “Физическое воспитание”. Учебное пособие для средних специальных учебных
заведений. Высшая школа 1984 г.
6.

7.Д.Железняк -«подготовка юных волейболистов», М. просвещение. 1989г
8. А.Г. Фурманов. Игра в мини-волейбол. М.
9. Ю.О. Чехов. Основы волейбола. М. ФИС. 1979 г.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».