ДООП_ВДОХновение

Приложение
к программе дополнительного образования
(приказ №81/3-од от 30.08.2024)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«ВДОХновение»»
Возраст обучающихся: 8-12
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Шалаева Анна Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Артемовский
2024

Пояснительная записка.
В педагогике с древних времен известно, насколько велика роль танца – синтеза музыки и пластики. Об этом не раз
говорили в Древней Греции, где высоко ценится основа всего прекрасного на земле – Гармония. Платон утверждал, что
нет лучшего метода воспитания, проверенного опытом веков, который может быть выражен в двух видах: гимнастика
души и гимнастика тела. Поэтому одно из ведущих мест в воспитании предопределено танцу, где гармонично
сочетаются музыка и пластика. Гармония и ритм способны глубоко проникнуть в душу, овладеть ею и наполнить
красотой, чистотой, искренностью.
Занятия хореографией способствуют формированию четкости и точности выполнения движений, запоминанию простых
и сложных комбинаций, что сказывается на всей учебной деятельности обучающихся. Дети занимаются не только
практической деятельностью, но и теоретической, пополняя багаж знаний о танцевальном этикете, музыкальной
грамоте, истории появления и развития хореографического искусства, начиная с обрядового танца наших предков,
завершая основами современной хореографии. Социальное значение танцевальному творчеству обучающихся придает
тот факт, что они вместе с педагогом входят в контекст современной художественной культуры России.
Формирование духовно-нравственной культуры, интеллектуальное и личностное развитие, подготовка к
самостоятельной жизни есть важнейшие составляющие развития общества и государства. Основные требования в сфере
воспитания отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании», где подчеркивается значение
гуманистического характера образования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВДОХновение» (далее по тексту –
программа) разработана с учетом основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и
методических рекомендаций:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;

 приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 устав МАОУ СОШ №56.
Программа направленна на эффективное развитие духовно-нравственных ценностно-смысловых ориентаций,
мотивацию к непрерывному личностному росту, коммуникативным и другим социально значимые способностям,
умению и навыкам, обеспечивающим социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в
жизни, обществе и возможной будущей профессии.
Каждый ребенок должен знать о значении физической активности, как необходимом условии роста и развития,
повышения умственной работы и защитной функции иммунитета. Программа разработана так, что в процессе обучения
дети получают возможность самостоятельно принимать решения, находить возможные ошибки, оценивать свою работу
и работу других участников коллектива. Постепенно у них формируется волевые качества личности, развивается
выносливость и мышечная сила. Помимо этого на занятиях хореографии обучающиеся познают культуру поведения и
навыки общения, как с детьми, так и взрослыми.
Программа «ВДОХновение» является модифицированной и имеет художественную направленность. При
составлении дополнительной общеобразовательной программы «ВДОХновение» использовались следующие
материалы:
– Программа хореографического коллектива «Надежда», подготовленная педагогом дополнительного образования
Бузиной
Т.В.
М.,2013
г
(программа
модифицированная)
– Программа «Ритмика и танец», подготовленная педагогом дополнительного образования Сивковой М.Г. г. Сыктывкар,
2004 г. (программа модифицированная.
«Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков. Нередко наблюдаются недостатки в
выправке и движениях детей: одни скованны, неподвижны, медлительны, другие-разболтаны и суетливы. Часто дети
плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носками внутрь) и т.п. Необходимо

выправить все эти недостатки и обогатить запас двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные
упражнения. Участие в ритмических и гимнастических упражнениях, в играх и танцах способствует правильному
физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение.» ( Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические
упражнения и танцы для детей»).
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественной
направленности для детей младшего и среднего школьного возраста. Занятия хореографией оказывают благотворное
влияние на развитие физических данных, творческого мышления, внимания, памяти. Разная по окраске музыка,
танцевальные движения, гармония в зале – все это способствует улучшению настроения, побуждает к активности,
снимает психическую напряженность.
В настоящее время все большее количество детей и их родителей (законных представителей) желают заниматься
хореографическим искусством на базе общеобразовательных школ, так как это достаточно удобно – совмещать основное
образование и развиваться творчески, посещая танцевальные занятия. Нет необходимости тратить время на поездку в
иные учреждения, опаздывать на занятия других педагогов, когда есть возможность заниматься любимым делом в
родной школе. Особенно эта программа актуальна для тех родителей, которые вынуждены работать достаточно далеко
от места жительства и не имеют возможности водить ребенка в другие образовательные и культурные учреждения.
Таким образом, возникла необходимость в данной программе.
Новизна программы основана на идее единства и уникальности разных танцевальных жанров (классический танец,
народный танец, русский танец, эстрадный танец).
По уровню освоения и сложности программа реализуется на трех уровнях. Стартовый уровень (1 год обучения, 34
часа в год), возраст обучающихся 8-12 лет. На стартовый уровень принимаются все дети, без отбора, главное условие –
желание ребенка танцевать.
Цель программы.
Создать условия для социализации и гармоничного развития духовных и физических качеств личности ребенка
посредством хореографического искусства.
Задачи программы.
Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Развивать память, творческого
мышления и воображения путем
использования
игр
и
импровизации на занятиях.

Формировать чувства уважения к
прошлому и настоящему своего
народа, его культурным ценностям.

Развивать музыкальный слух,
чувство
ритма
и
четкость
исполнения.

Формировать
образа жизни.

3.
Способствовать
раскрытию
индивидуальности через исполнение
отдельных
движений
и
хореографических номеров.

Развивать лидерские качества,
командный голос, выносливость.

Воспитывать дисциплинированность,
ответственность,
способность
самоорганизовываться.

4. Формировать правильную осанку
и походку.

Развивать эмоциональность и
артистичность при исполнении
отдельных движений и танцев.

Формировать
моральные,
нравственные и духовные качества
личности ребенка.

Развивать навыки общения с
другими участниками коллектива.

Способствовать развитию чувства
коллективизма Формировать культуру
межличностных отношений.

1.
Обучать
детей
танцевального искусства.
2.
Обучать
исполнения.

основам

синхронности

5.
Учить
ребенка
отличать
танцевальные направления, начало и
конец музыкального произведения.

навыки

здорового

Педагогическая целесообразность программы основывается на принципах воспитания и обучения, это принцип
взаимосвязи обучения и развития и принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической
подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает им возможность участвовать в
постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств
личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.
Отличительные особенности программы от уже существующих состоит в том, что помимо изучения танцев народов
мира, делается акцент и на современную культуру, в которой молодежь проводит большее количество времени. Поэтому
наряду с народным танцем идет знакомство с основами эстрадной и современной хореографии, что позволяет сохранять

интерес и желание заниматься танцевальным искусством у большей части обучающихся. Кроме того вся деятельность
ведется для воспитания хореографической культуры, комплексного развития и обогащения техники каждого
исполнителя, а также высокого уровня владения эмоциональной выразительностью (за счет включения этюдной работы
– коротких танцевальных номеров, исполняющихся в характере определенного народа). В конце обучения дети пробуют
себя в качестве хореографа, воплощая свои идеи в жизнь.
Мощным воспитательным элементом в программе стали условия, способствующие расширению участия семьи в
образовательной деятельности (открытые занятия, совместные клубные часы, приуроченные к календарным праздникам
(День матери, День семьи, День защиты детей), родительские собрания, поездки на конкурсы и фестивали, подготовка
костюмов,
подготовка
аудитории
к
занятиям). В
результате
тесного
взаимодействия
с
семьей
обучающегося устраняются возможные конфликтные ситуации, дети более мотивированы на занятия танцами,
становятся более открытыми, ведь для них очень важно поделиться с близкими людьми своими успехами и неудачами,
новыми
знаниями
и
умениями
в
этом
увлекательном
пути
изучения
танцевальной
культуры.
Срок реализации программы – 3 года. Рассчитана на детей 8-12 лет. При реализации программы учитываются
психические, возрастные и физиологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные (посещение концертов, участие в конкурсах, праздниках,
фестивалях и т.д.)
Формы организации занятий: со всем объединением, с группой, в подгруппах (творческие группы), индивидуальные
(сольные номера).
Группы по составу одновозрастные. В объединении могут быть сформированы разновозрастные творческие группы по
концертным номерам. Состав группы на стартовом уровне допускается сменяемым, на базовом и продвинутом уровне
состав постоянный.
В составе группы могут быть как мальчики, так и девочки, что позволяет проводить более качественную работу,
прививая чувство партнерских отношений, вызывая чувство симпатии и заинтересованности противоположным полом.
Работа в парах способствует обогащению знаний учащихся, и повышению количества танцев ( массовых парных).
При наборе детей учитывается только возрастная категория, а потому все желающие познать мир танца вне зависимости
от физических данных, природных талантов, знаний и умений, могут обучаться в группе. Этот критерий набора играет
важную роль не только для родителей, но и для самих обучающихся, которые испытывают страх перед входом в

кабинет, ожидая сложные упражнения, болезненные ощущения после занятий, а также получение замечаний из-за
отсутствия каких-либо физических данных. Это все остается за дверью, в зале дети объединены общим стремлением
научиться танцевать, и не просто танцевать, а танцевать грамотно и со смыслом.
Типы занятий: комплексное, практическое, зачеты, самостоятельные, занятие-игра, занятия – соревнование, занятиесводная репетиция, клубный час.
Набор в детское объединение по данной программе осуществляется по желанию обучающегося и его родителей
(законных представителей). Требование к поступающим: справка от врача, о разрешение заниматься данным видом
творческой деятельности. Особого отбора нет.
Занятия по программе, включают в себя танцевальные упражнения, реализуемые в разном музыкальном темпе, ритме,
отличительной амплитуде, упражнения для общего развития учащихся, упражнения на координацию, задания на
развитие музыкальности и актерского мастерства. Занятия, построенные с использованием импровизации, позволяют
детям развивать творческое мышление и получать удовольствие от собственных достигнутых результатов. Значительное
внимание на занятиях уделяется развитию двигательным функциям, формированию правильной осанки, ровной и
подтянутой походке, приобретению знаний о танцах народов мира и современных направлениях хореографии.
Обучающиеся совершенствуют физические умения и навыки, у них развивается мышечное чувство, ориентирование и
координация движений в пространстве, повышается жизненный тонус.
Для
успешной
реализации
программы
необходим
ряд
условий:
– своевременно выявлять проблемы, возникающих в период образовательного процесса и решать их;
–
осуществлять
поиск
оригинальных
идей
для
лучшего
усвоения
предлагаемого
материала;
– обеспечить занятия необходимым инвентарем для проведения полноценной, интересной и слаженной работы с детьми
разного возраста;
–
творческий
подход
к
организации
учебного
процесса;
– участие объединения в конкурсах и фестивалях разного уровня (от внутренних до международных).
На занятиях обязательным является уважительное отношение ко всем участникам коллектива. По необходимости
проводятся беседы, выслушиваются предложения родителей, которые с радостью готовы предложить свои способы
решения возникающих трудностей. Программа подразумевает поощрение стремлений детей задавать вопросы, давать
волю проявлениям чувств и эмоций, так как это основа артистизма, выражения внутренних ощущений. В танцевальной
сфере есть две важные задачи исполнителей: тщательно разобрать и технически выполнить лексику постановочного
номера, а вторая задача – проявить темперамент, характер, станцевать с чувством, эмоциональной выразительностью.

Программа основывается на двух векторах развития:
1. Обогащение опыта ребенка. Детям требуется время для того чтобы уложить в себе необходимое количество
информации, поэтому показывать исходный материал нужно не спеша, делая акцент на том, что ребенку удается, а что
нет. Если длительный период у ребенка так и не получается выполнить танцевальный элемент, следует показать
похожий элемент, который можно понять и на его основе выполнить предыдущий. Необходимо всегда поддерживать
положительный настрой участников, помогать приобретать новые знания, рассказывая интересные факты, предлагать
загадки и даже говорить в стихотворной форме. Дети не должны чувствовать себя ущемленными, нужно помочь им
расслабиться и внушить доверие.
2. Последовательное расширение познавательной сферы. Родителям требуется, как можно раньше обнаружить
природные способности ребенка и оказать ему поддержку в развитии творчества, проявления себя, как активного и
уверенного человека. Зная интересы детей, взрослые используют свой опыт и помогают сделать правильный выбор:
продолжать ли ему формировать творческие умения и навыки в выбранной среде или же стоит обратить свой взор в
другую сторону. Недостаточно просто навязать свое мнение ребенку, важно его заинтриговать. Чем сильнее интерес,
тем больше желание удовлетворить свои запросы, найти ответы на вопросы. Так произойдет постепенное включение
ребенка в совместную деятельность с взрослыми.
Структура занятия
1. Обращение педагога к учащимся.
2. Исполнение поклона в знак приветствия и готовности к занятию.
3. Выполнение разминки, которая включает в себя комплекс упражнений у станка (если он предусмотрен в зале), а также
на середине зала.
4. Теоретическая часть занятия (если она имеется).
– Знакомство учащихся с танцевальным материалом, особенностями стран и народов мира.
– Просмотр видеофильмов с танцевальной и музыкальной тематикой.
5. Практическая часть занятия.
– Разучивание характерных танцевальных движений
– Работа над манерой исполнения
– Создание хореографических этюдов и танцев.
6. Заключительное слово педагога. Поклон.

Прогнозируемые результаты.
После 1 года обучения обучающиеся должны с легкостью определять характер музыкального сопровождения,
ориентироваться в пространстве класса, знать правила поведения и соблюдать дисциплину, различать танцевальные
упражнения по характеру и способу исполнения. Дети должны без труда выполнять требования и задания педагога,
предназначенные для повышения физической активности, здоровья, улучшения настроения и гармоничного развития в
коллективе. По окончании 2 года обучения ребята уже привыкают к работе в парах с другими детьми, обязаны
относиться с уважением к партнеру, знать отличительные особенности в работе девочек от мальчиков. Из теоретических
занятий они должны владеть знаниями о возникновении танца, первых древних плясках, значении движения в жизни
человека,
и
его
влиянии
на
здоровый
образ
жизни.
Завершив 2 год обучения, у детей выработается свое понимание танцевальных движений, они научатся передавать
разные образы посредством хореографии, изучат элементы народного, классического и эстрадного танца, что еще
больше расширит их кругозор. Со временем проявится легкость, выразительность и пластичность, исчезнет зажатость и
неуверенность. Танец позволит вернуть им душевное равновесие, исключит перепады настроения и повысит иммунитет
и укрепит мышечную систему. Наиболее важным моментом станет сближение детей с их семьей, которая на протяжении
всего творческого пути должна
оказывать поддержку, гордиться достижениями обучающихся.
По окончании 2 лет обучения, дети должны обладать следующими знаниями и умениями:
1. Владеть основами танцевального искусства ( грамотно исполнять элементы народного танца, классического
эксзерсиса как у станка, так и на середине зала, элементы эстрадной и современной хореографии)
2. Обладать хорошей памятью, творческим мышлением и воображением, что четко отображается при создании
собственным
хореографическим
номеров.
3.
Работать
в
ансамбле,
соблюдая
правило
синхронного
исполнения
движений.
4. Иметь желание исполнять сольные номера, тем самым проявляя себя, как творческую личность ( индивидуальность)
5. Обладать выносливостью, при исполнении номеров отличаться эмоциональной выразительностью и старанием.
6. Обладать моральными, нравственными качествами во время танца, а также показывать культуру общения с
участниками
коллектива
и
педагогом.
7. Иметь большой запас танцевальных движений, трюковых элементов, обладать пластичностью, высокими
двигательными
навыками.

8. Стремиться развивать лидерские качества в коллективе, тем самым оказывая поддержку педагогу при организации
концертов, открытых занятий. Помогать осваивать наиболее сложные танцевальные элементы другим участникам
коллектива.
9. Иметь представление о культурных ценностях своего народа, а также изучаемых народов стран мира. Стремиться к
расширению своего кругозора, постоянно самосовершенствоваться, посещая концертные мероприятия других
творческих
коллективов.
10.
Отличать
танцевальные
направления
и
музыкальное
сопровождение.
Межпредметные связи
Хореография состоит из богатых возможностей для формирования и развития общеучебных навыков, что, в свою
очередь, зарождает основу для целостного развития личности. Доказательством являются межпредметные связи,
которые
позволяют
успешно
усвоить
данный
курс,
а
также
многие
учебные
дисциплины.
Например, имеющиеся в танцевальной сфере понятия и навыки уже известны учащимся благодаря общеобразовательной
школе. Каждое движение или же танец рассматривается с исторической и географической стороны: приступая к
разучиванию танцевального элемента участники узнают об истории его создания, месте зарождения, а также народе,
использующем его. Традиции и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце и, наоборот, изучая танец,
обучающиеся узнают о тех или иных народах и странах.
При изучении общих понятий в хореографии обучающиеся сталкиваются с понятиями «угол поворота», «направление
движения» (по линии танца, по диагонали), «доли счета» (2/4, ¾, ), «геометрия шагов», круг и др. Таким образом,
прослеживается связь танцевального искусства с математической наукой, благодаря которой обучающиеся смогут
наиболее точно выполнять построения и перестроения в различные рисунки, исполнять требуемое количество шагов и
иных движений.
Непосредственная связь хореографии с музыкой прослеживается на всем этапе, так как мы танцуем под музыкальное
сопровождение и выражаем характерные особенности мелодии танцем. Обучающиеся должны усвоить понятия: ритм,
счет, размер и узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз. На ранних этапах знакомства с хореографией
участники должны уметь различать вступление и основную часть произведения, безошибочно вступать в танец сначала
музыкальной фразы.
И, конечно же, нельзя забывать о том, что имеется тесная взаимосвязь между танцевальным искусством и
физкультурой: и по построению занятия, и по его насыщенности. Начиная с разминки, в начале занятия, имея

кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки, к концу, каждое занятие имеет конкретную
цель. Регулярные занятия хореографией создают и укрепляют мышечный тонус, улучшают сердечную деятельность,
нервную систему, оказывает благотворное воздействие на психику ребенка, а это значит, что мы воспитываем и учим
здорового участника коллектива с крепким иммунитетом, жизнерадостного и талантливого человека.
Содержание
учебного
плана
состоит
из
следующих
разделов:
● Вводное занятие ( Педагог знакомит обучающихся с требованиями внешнего вида, формой поведения в зале и на
сцене в период выступления, правилами приветствия, а также с планом работы на предстоящий год). Важно, чтобы дети,
которые впервые пришли на занятия хореографией, осознали, что они способны научиться двигаться под музыку,
координировать свои действия под определенный ритм, воплощать задумки хореографа, и помогать в создании
оригинальных
номеров.
● Поклон и разминка ( проведение комплекса упражнений для общего разогрева мышц учащихся, и подготовки их тела
к выполнению более сложных технических движений, танцевальных номеров). В этом разделе выделяются упражнения
для головы, мышц плечевого пояса, корпуса и ног. Данная разминка основывается на постепенности выполнения и
соблюдении
принципа
«от
простого
к
сложному».
Грамотно проведенная разминка для обучающихся позволит подготовить их тело к работе, повысить внимание и память,
настроить на успешную работу вместе с другими обучающимися. Кроме того, этот раздел целесообразно включать в
программу педагога дополнительного образования с целью исключения любого рода травм у детей. Сюда же относится
и игровая форма занятий, предполагающая развитие двигательных навыков у учащихся, активную работу головного
мозга. Мною было подробно изучено коллективное творчество, выступающее одним из компонентов проявления
индивидуальности ребенка. Ввиду этого, участие в игре других ребят позволит улучшить социальную сферу каждого
ребенка,
повысить
настроение,
и
победить
страх
и
неуверенность
перед
публикой.
●
Теория
танца.
Все
от
«А»
до
«Я».
В данном разделе обучающимся предлагается более детально ознакомиться с основными понятиями «Хореография» и
«Танец» а также их богатым содержанием: история возникновения и развития в судьбе нашего народа, изучение
танцевальной терминологии, средств выразительности, манеры исполнения. Кроме того, дети узнают о национальном
колорите танцевальной культуры других народов, населяющих мир. Включение в процесс теоретических занятий
импровизации,
позволит
приобрести
опыт
в
актерской
игре.
●
Практическая
работа.
Репетиционно-постановочный
процесс.





В этом разделе содержится самое главное — создание танцевальных номеров, коротких этюдов, а также открытых
занятий, в которых обучающиеся демонстрируют свое мастерство, делятся знаниями со зрителями, приобретают опыт
работы не только в репетиционном зале, но и на сцене, становясь настоящими артистами. В конце года
организовывается отчетный концерт, в котором родители обучающихся смогут увидеть всю проведенную работу в
течение
года.
Постановочная
работа
должна
проводиться
поэтапно:
–
Педагог
рассказывает
обучающимся
о
выбранной
идее,
сюжете
танца.
–
Знакомит
с
народом,
манерой
исполнения,
самобытностью,
культурными
особенностями.
– Прослушивает музыкальный материал вместе с воспитанниками, обращая внимание на реакцию каждого из них. После
этого обсуждает о характере произведения, темпе, предлагает поделиться собственными идеями и представлениями.
– Разучивание танцевальных движений ( с обязательным использованием принципов «от простого к сложному»). Как
правило, педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с учащимися сначала в медленном темпе,
со счётом вслух, без музыкального сопровождения, а затем с музыкой — в спокойном темпе, пока они не будут усвоены
детьми. На итоговом занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно включаясь в элементы
танцевальной постановки.
– Работа над манерой исполнения, приобщение детей к актерскому мастерству.
Концертная деятельность, показательные выступления.
Заключительным разделом является, непосредственно, показ приобретенных умений и навыков в хореографическом
искусстве учащимися разной возрастной категории. Выступления могут касаться, как образовательного учреждения, в
котором занятия проводятся, так и за ее пределами. Дети набираются опыта, демонстрируя свои таланты, и наблюдая за
выступлением других участников.
Тематические клубные часы. Тема клубного часа может быть
различной, обязательное условие участие родителей или их законных представителей, а также других членов семьи.
Таким образом, программа «ВДОХновение»:
1. Формирует и развивает творческие способности обучающихся.
2. Удовлетворяет индивидуальные потребности обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом,
нравственном развитии, а также в занятиях спортом.
3. Формирует культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепляет здоровье обучающихся.
4. Обеспечивает духовно-нравственное, патриотическое, трудовое воспитание обучающихся.

5. Формирует профессиональную ориентацию обучающихся.
6. Создает и обеспечивает необходимые условия для личностного роста обучающихся.
7. Способствует социализации и адаптации обучающихся к жизни в обществе.
8. Формирует общую культуру и семейные ценности.
Учебный (тематический) план.
1 год обучения ( Стартовый уровень)- 2,3 классы
Количество
часов

№
п/п

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

Формы
контроля

1

Организационная работа

2

1

1

Практическая работа

2

Азбука танцевального движения

5

1

4

Практическая работа

3

Постановка корпуса

5

1

4

Практическая работа

4

Партерная гимнастика

4

4

Практическая работа

5

Основы классического танца

4

1

3

Проведение зачета

6

Основы народного танца

5

1

4

Проведение зачета

7

Репетиционно-постановочная
деятельность

6

6

Отчетный концерт

8

Клубные часы

3

3

Праздник

34

5

аттестации/

29

Задачи на первый год обучения – научить участников хореографического коллектива внимательно слушать и понимать

требования педагога, музыкальный материал, познакомить детей с разнообразием привычных движений, развивать
координацию движения, чувство ритма, память, внимание, заинтересованность. В течение этого времени обучающиеся
должны научиться самостоятельно готовиться к занятиям, без затруднений переключаться с одного вида деятельности
на другой. Сюда же относится и постановочная работа: «Танец дикарей», «Полька девочек».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения
1.Организационная работа ( всего 2 ч)
Теория ( 1ч.):
Знакомство учащихся с понятием «Хореография». Постановка целей и задач на текущий год, обсуждение правил
техники безопасности на занятиях. Разговор о необходимой форме для успешной работы на занятии.
Практика ( 4ч.):
Проведение разминки под музыкальное сопровождение, игровые минутки «Познакомимся», «Вставайте в круг»
2. Азбука танцевального движения (всего 5 ч.)
Теория (1 ч):






Мелодия и движение
Музыкальные размеры: 4/4; 2/4; ¾
Контрастная музыка (быстрая, медленная, веселая, грустная)
Перестроение из одних рисунков в другие
Повороты, наклоны и выпады.
Практика (4 ч):

Музыкально-пространственные упражнения (маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте вокруг себя, вправо,
влево; повороты на месте)
 Маршевый шаг с перестроением в различные танцевальные рисунки
 Танцевальные шаги ( передача образов животных)
 Выделение сильной доли
3. 4.Постановка корпуса (всего 5 ч.) и партерная гимнастика ( всего 4 ч.)
Беседа с обучающимися о значении осанки, просмотр видеоматериала, работа с плакатами.


Выполнение комплекса упражнений, благотворно влияющих на корректировку походки, устранение дефектов в осанке.
Партерная гимнастика и постановка корпуса изучаются совместно, что дает обучающимся лучшее представление о
значении пластики и силы мышц.
4. Основы классического танца ( всего 4 ч.)
Теория ( 1 ч.)
Разговор с обучающимися о значении классического танца. Предоставление видеоматериала с балетными постановками
и открытыми занятиями в ведущих ВУЗах страны. Перед началом выполнения каких-либо упражнений у станка или
середине зала обучающимся дается информация о названии движения, его перевод ( в классическом танце используются
иностранные названия движений, поэтому детям необходимо пояснять и помогать запоминать их)
Практика ( 3 ч.)
 Знакомство с позициями ног и рук (позиции ног – 1; 6; позиция рук – подготовительная, первая)
 Полуприседания (деми – плие) – по 1 позиции
 Подъем на полупальцы обеих ног (релеве) в 1; 6 позициях
. Батман тандю ( вперед и в сторону).
. Прыжки соте ( по 6 позиции с паузами и без)
6. Основы народного танца ( всего 5 ч.)
Теория ( 1 ч.)
Разговор с обучающимися о происхождении народного танца. Предоставление наглядного материала. Рассказ о
характерных особенностях той или иной страны. Важность правильного исполнения и работы в ансамбле (соблюдение
синхронности исполнения). Игровые минутки ( русские народные игры)
Практика ( 4 ч.)
 Русский поклон
 Шаги русского народного танца ( простой, переменный, с каблука)
 «Гармошка», «Елочка», «Ковырялочка», «Молоточки»
 Создание танцевального этюда «Катюша»
7.Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 6ч.)
Практика ( 6 ч.)
 «Танец дикарей»
. «Полька девочек»

. Комбинации классического и народного танца на середине зала под музыкальное сопровождение.
8. Клубные часы ( всего 3 часа)
Практика ( 3 ч.)
Три раза в год у обучающихся есть возможность провести время с родными, занимаясь любимым, творческим делом. В
последний учебный день декабря, перед Новым годом и в конце учебного года проводится открытое занятие или
праздничный концерт, после которого устраивается большая танцевальная вечеринка ( флешмоб) для родителей и детей
( если же у обучающихся по каким-либо причинам нет возможности пригласить родителей, на данный праздник могут
прибыть его законные представители). Каждый год это не просто праздник, а тематическое мероприятие, которое
проходит радостно, весело и оставляет массу приятных впечатлений. Второй такой праздник проходит в мае, псле
отчетного концерта.
Возможные названия клубного часа: «Пиратские сокровища», « А у нас карнавал», « В гостях у сказки», « Русские
традиции». По окончании праздника все приглашаются за праздничный стол, который украшают сами обучающиеся.
К концу 1 года обучения дети овладевают знаниями и навыками:
– Правильно пройти в такт музыки, сохраняя осанку
– Уверенно исполнять простейшие танцевальные движения, а также запоминать последовательность выполнения
упражнений на середине зала и на коврике ( партерная гимнастика)
– Чувствовать характер марша и умело его исполнять под музыку
– Уметь изобразить в танцевальном движении животных, а также настроение
– Обладать знаниями основ классического и народного танца
– Исполнить танцевальные номера на Отчетном концерте в конце учебного года

Учебный

(тематический)

2 год обучения ( базовый уровень)- 4 классы
Количество
№
п/п

часов
Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

план.

1
2
3

Организационная работа
Азбука танцевального движения
Постановка корпуса

1
5

практической

1

Выполнение
работы

практической

1

4

Выполнение
работы

практической

5

Выполнение
работы

практической

5

Выполнение
работы

5

4

Партерная гимнастика

5

5

Основы классического танца

5

1

4

Проведение зачета

6

Основы народного танца

6

1

5

Проведение зачета

7

Репетиционно-постановочная
деятельность

5

5

Отчетный концерт

8

Клубные часы

2

2

Праздник

34 часа

4

30

Задачи на второй год обучения: дальнейшее развитие чувства ритма, музыкальности, пластики, координации движения,
знакомство с новыми элементами классического и народного танца. Включение в программу парного танца для
понимания коллективной деятельности. Разучивание танцевальных этюдов на основе русского материала «Барыня» и
итальянского материала «Тарантелла», а также хореографических номеров «Как по небу» (русский хоровод), русская
пляска «Катюша», эстрадный танец «На недельку до второго».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го года обучения

1. Организационная работа. ( всего 1ч.)
Теория ( 1ч.):
Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности на занятиях хореографии.
Ознакомление с репертуаром нового учебного года. Если в коллективе присутствуют новые участники, то необходимо
познакомить всех друг с другом.
Проведение разминки под музыкальное сопровождение, игровые минутки ( «Познакомимся», « Танцуй и улыбайся»)
2.Азбука танцевального движения ( всего 5 ч.)
Теория ( 1 ч.)


Особенности музыкального ритма «Марш».
. Особенности музыкального ритма «Вальс»
. Просмотр видеоматериала для наилучшего усвоения материала.
Практика ( 4 ч.)



Акцентирование сильной доли такта в шага ( Марш, Вальс)
Вступление и финал в танце
Перестроение по линии танца ( хоровод и плясовая)
. Проведение первой проверочной работы ( зачета) для проверки усвоения полученных знаний
3. 4. Постановка корпуса (всего 5 ч.) и партерная гимнастика ( всего 5 ч.)




В связи с тем, что приходят новые участники коллектива, возникает необходимость в очередном повторе материала
«Значение осанки», а также в детальном рассмотрении работы мышц.
дальнейшее развитие тела танцора при применении комплекса изученных и новых упражнений как на середине зала, так
и на ковриках.
5. Основы классического танца ( всего 5 ч.)
Теория ( 1ч.)
Перед началом выполнения каких-либо упражнений у станка или середине зала обучающимся дается информация о
названии движения, его перевод ( в классическом танце используются иностранные названия движений, поэтому детям

необходимо пояснять и помогать запоминать их). На каждом занятии теория и практика неразрывно связаны.
Практика ( 4 ч.)
 Повторение и закрепление упражнений классического танца 1 года обучения
 Полуприседание (деми-плие) – по 1 и 2 позиции
 Вытягивание ноги на носок (батман тандю) – 1 позиция вперед, в сторону, с плие
. Батман тандю жете вперед и в сторону ( по 1 и 6 позиции)
 Медленное поднимание ноги вперед на 90 градусов
 Прыжки вверх с обеих ног (соте) – в 1 и 2 позициях
 Пор де бра ( упражнения для рук, головы и корпуса)
6. Основы народного танца (всего 6ч.)
Теория ( 1 ч.)
Как и при изучении основ классического танца, теория с практикой неразрывно связаны. Поэтому каждое движение
сперва четко разъясняется, приводятся примеры его использования в танцевальных номерах ( видеоматериал,
иллюстрации), а только потом обучающиеся вместе с педагогом стараются его выполнить. Новые термины так же
доступно объясняются, если вызывают затруднения. Перед изучением танцевальных этюдов той или иной народности,
дети знакомятся с отличительными особенностями, культурным достоянием, чтобы иметь первоначальное
представление о живущих там людях, их характере.
Практика ( 5 ч.)
. Хороводный шаг на носочках
 Шаг с притопом, тройной притоп
 Подскок по кругу в парах и по диагонали
 «Припадание» и «упадание»
 «Молоточки» на месте и в сочетании с бегом по диагонали
 Перестроение из одного круга в два и обратно, движение по часовой и против часовой стрелки, «змейка», «снежинка»
 Разучивание элементов итальянского танца «Тарантелла» ( высокие подскоки, выброс вперед вытянутых носочков,
комбинации с поворотами и хлопками, характерные для данного танца)
7. Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 5 ч.)
Практика ( 5 ч.)











Танцевальный этюд «Барыня»
– Хореографические номера: ««Как по небу» (русский хоровод), русская пляска «Катюша», эстрадный танец «На
недельку до второго».
8. Клубные часы ( всего 2 ч.)
Практика ( 2 ч.) ( описание дано в разделе учебный тематический план/ содержание 1-го года обучения)
К концу 2 года обучения дети овладевают знаниями и навыками:
Безошибочно определять позиции ног 1; 2; 6; позиции рук
Исполнять де ми плие ( 1, 6 позиции), батман тандю, батман тандю жете ( вперед и в сторону), поднимание ног на 90
градусов вперед
. С легкостью исполнять прыжки соте ( по 1,2 и 6 позиции)
Уметь начинать движение после вступления и слышать сильные доли в тактах музыкального произведения
Различать музыкальные особенности (марш, вальс – быстрый или медленный, хоровод, плясовая)
Уметь танцевать в паре, иметь навыки вежливого отношения к партнеру в танце
– Исполнять танцевальные этюды и хореографические номер

Методическое обеспечение программы.
На каждом периоде обучения дети познают новую специфику и сложности хореографического искусства. Если в
первый год обучения большую роль играет выразительность в танце, умение слушать музыку и двигаться согласно ее
ритму, то в дальнейшем знания суммируются и используются для исполнения более трудных движений. Все внимание
уже отводится манере исполнения, работе в паре и ансамбле, осознании своей творческой деятельности, как фактора
разностороннего развития. Значительно повышается интеллектуальный уровень, художественная выразительность и
музыкальность.
Все ступени образовательного процесса содержат в себе различные методы обучения детей в соответствии с их
возрастными особенностями:

-словесные методы ( беседа с учащимися, рассказ интересных историй).
-наглядные методы ( использование иллюстраций, видео-материала на занятиях). Главный метод проведения занятийпрактическая работа, главной целью которой является не только обучить грамотности исполнения определенных
движений и комбинаций, но и усвоить, а также по возможности углубить знания.
Для успешных занятий используется соответствующая форма: дети занимаются в балетках или чешках (туфлях/
сапогах), при изучении современных танцевальных направлений используются кроссовки и джазовая обувь. Одежда для
девочек- купальник, лосины и юбка, выше колен, для мальчиков- белая майка, лосины. Разрешается спортивная форма.
Одним из не менее важных условий проведения занятий является наличие прически у девочек ( волосы, собранные в
пучок). Чтобы работа проходила с максимальной самоотдачей и достижением целей педагога и самих воспитанников,
имеется просторный зал с деревянным покрытием, оснащенный зеркалами, и аудио-оборудованием. Большое значение
имеет соблюдение температурного режима, что гарантирует заботу о здоровье учащихся.
Устраиваемые в конце каждого школьного периода отчетные и открытые занятия ясно показывают путь развития
детей, повышение уровня воспитанности, дисциплины, знаний о танцевальном искусстве. Усвоение теоретической части
путем наглядного показа ( использование иллюстраций, видео-материала, аудио-дисков). Большую роль в оценке работы
педагога и воспитанников играют отзывы самих детей, их родителей, и, конечно же, преподавательского состава школы,
которые помогают корректировать содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Танцующий Ирис».
Использование

№
п/п

Название
технологии
автора)

образовательных

образовательной
(с указанием

Цель
использования
образовательной
технологии

технологий
Описание
порядка
использования (алгоритм
применения) технологии
в
практической
профессиональной

на

Результат
использования
образовательной
технологии

занятиях.

деятельности

1.

Традиционные
технологии
обучения (Я.С.Коменский)

Цель
технологии
традиционного
обучения
–
это
воспитание личности с
заданными
свойствами.
К
традиционным
технологиям
подготовки относятся
методы
и
рекомендации
по
изучению
танцевальной техники,
построения
и
разучивание
танцевальных
комбинаций, изучение
истории становления и
развития
искусства
танца,
общее
эстетическое развитие
занимающихся.

1)
Приветствие
обучающихся
2)
Исполнение
традиционного поклона.
3) Объявление темы
занятия
и
краткое
пояснение
основных
терминов, которые будут
использоваться
при
разучивании тех или
иных
движений.
4) Демонстрация общей
комбинации
или
отдельного
движения
обучающимся
5)
Пошаговое
разучивание
танцевального элемента
под счет, а затем под
музыкальное
сопровождение
6) Увеличение темпа (
если
требуется)
7) Отработка движения,
добавление его в общую
танцевальную
связку,
разученную
ранее.

Благодаря
использованию
традиционных
технологий
обучения,
дети
уверенно разучивают
новый
материал,
старательно
используют
свои
умения и навыки во
время
танца.
Повышается
самооценка
участников
образовательного
процесса, так как
большинство
справляется
с
задачей-выучить
и
грамотно исполнить
как
отдельное
движение, так и
танцевальную
связку.
Пошаговое
объяснение
позволяет
также
устранить

2.

Технология
личностноориентированного обучения (И.
С. Якиманская)

Цель технологии
личностноориентированного
обучения
–
максимальное
развитие
(а
не
формирование заранее
заданных)
индивидуальных
познавательных
способностей ребенка
на
основе
использования
имеющегося у него
опыта
жизнедеятельности.

8) Устранение ошибок,
ответы
на
вопросы
обучающихся
9)
Проверка
обучающихся
на
внимательность ( педагог
задает
вопрос
о
выученном танцевальном
элементе и его названии)
10) Домашнее задание (
пожелания).
Поклон.

большинство ошибок
на начальном этапе
формирования
движенческих
навыков.

1)
Ориентационный
этап (договорной).
Педагог ставит задачу —
разучить и грамотно
исполнить
прыжок
«соте» по 2-й позиции.
2) Подготовительный
этап. Дидактическая
задача
– обеспечить
мотивацию,
актуализировать
опорные
знания
и
умения.
Необходимо
объяснить, почему это
нужно научиться делать,
где это пригодится. (

Результативность
занятия определяется
обобщением
полученных знаний и
умений, оценкой их
усвоения; анализом
результатов
групповой
и
индивидуальной
работы;
особым
вниманием
к
процессу
выполнения заданий,
а
не
только
к
конечному
результату;

Данный
прыжок
позволяет
развивать
«баллон»,
увеличивает
силу мышц, способствует
укреплению
опорнодвигательного аппарата и
мышц
спины).
Перед
выполнением
педагог
должен
попросить
учащихся
попрыгать на месте с
затяжкой
в
воздухе,
обратив внимание на то,
с чего они начинают
прыжок и в каком
положении
его
завершают.
Вспомнив
основные
правила
исполнения
прыжка,
можно приступать к
третьей стадии занятия.
3) Основной
этап.
После того, как дети
проговорили
вслух
правила
исполнения
прыжка по 6-ой позиции,
можно
выполнять
данный прыжок из 2-й
позиции под счет и

обсуждения в конце
занятия того, что
«мы
узнали»,
сколько того, что
понравилось
(не
понравилось)
и
почему. Изменяется
позиция
обучающегося— от
прилежного
исполнения
к
активному
творчеству,
иным
становится
его
мышление:
рефлексивным,
то
есть нацеленным на
результат.

музыкальное
исполнение. После этого
класс стоит разделить по
парам. Одна часть ребят
показывает
прыжок,
стараясь не допустить
ошибок, а вторая часть
обучающихся проверяет
и
исправляет.
Затем
обучающиеся меняются
местами.
4)Итоговый
этап–
оценка лучших работ,
ответов,
обобщение
пройденного на занятии.




3.

Технология игрового обучения
(Пидкасистый П.И., Эльконин
Д.Б


дидактические:
расширение кругозора,
применение ЗУН на
практике,
развитие
определенных умений
и навыков;
воспитательные:
воспитание
самостоятельности,
сотрудничества,
общительности,
коммуникативности;
развивающие:

– Постановка задачи
педагогом.
–
Рассмотрение
основных
правил
и
требований,
предъявляемых
в
процессе
игры
–
Проведение
игры
между обучающимися ( в
процессе
которой
обучающиеся
ведут
активную
коммуникативную


Применение данной
технологии
позволяет:
пробудить
активность
детей;
вооружить
оптимальными
способами
осуществления
деятельности;
подвести

их

эту



4.

Технология индивидуализации
обучения (Инге Унт, В.Д.
Шадриков)

развитие качеств и
структур личности;
социальные:
приобщение к нормам
и ценностям общества,
адаптация к условиям
среды.

деятельность, выполняют
мыслительную
работу,
используют память и
воображение)
– По истечении игры,
педагог спрашивает о
полученных
эмоциях,
трудностях,
которые
обучающиеся
преодолевали.
– Проводится самоанализ
– Из игры делаются
выводы,
которые
способствуют открытию
новых
знаний
у
обучающихся.

деятельность
к
процессу творчества;
опираться
на
самостоятельность,
активность
и
общение детей.

Главная
цельиндивидуального
обучения скрывается в
том,
что
оно
позволяет
адаптировать
содержание, методы,
формы, темп обучения
к
индивидуальным
особенностям каждого
обучающегося,
следить
за
его

– В начале занятия
ставится задача- изучить
отдельные танцевальные
движения из русского
народного
танца)
– Обучающиеся делятся
на 2 группы, первая из
которых
лучше
справляется
с
вращениями
по
диагонали, а вторая с
дробями.

–
Сохранение
и
дальнейшее развитие
индивидуальности
ребенка,
его
потенциальных
возможностей .
–
Содействие
средствами
индивидуализации
выполнению
учебных программ
каждым учащимся,

5.

Информационнокоммуникационные технологии

продвижением
в
обучении,
вносить
необходимую
коррекцию .

– Обе группы должны
разучить требующийся
материал
и
воспроизвести
его,
оценивая каждый сам
себя
и
других
обучающихся
.
-Педагог следит за ходом
выполнения и по мере
необходимости помогает
обучающимся.
– Проверка выученного
материала
у каждой
группы по отдельности, а
также
совместное
исполнение под музыку (
умеренный
темп
и
быстрый)
– Подведение итогов
занятия.
Советы
и
рекомендации педагога
каждой
группе
и
отдельным
обучающимся.
– Домашнее задание ( по
мере необходимости)

предупреждение
неуспеваемости
учащихся.
–
Формирование
обще
учебных
умений и навыков
при опоре на зону
ближайшего
развития
каждого
обучающегося
–
Улучшение
учебной мотивации и
развитие
познавательных
интересов.

Цель:
– ускорить передачу

– В начале занятия
педагог
рассказывает

Применение ИКТ на
занятиях:

(М.В.Моисеева,
М.В.Бухаркина)

С.Полат,

знаний и накопленного
технологического
и
социального
опыта
человечества не только
от
поколения
к
поколению, но и от
одного
человека
другому.
–
активное
и
эффективное
внедрение
этих
технологий
в
образование является
важным
фактором
создания
системы
образования,
отвечающей
требованиям ИО и
процессу
реформирования
традиционной системы
образования в свете
требований
современного
индустриального
общества.

обучающимся о теме
занятия
и
его
особенностях
проведения.
–
Все
обучающиеся
присаживаются на стулья
и готовятся к просмотру
видеоматериала по теме
занятия
– По просьбе педагога
обучающиеся
должны
внимательно посмотреть
материал,
чтобы
ответить на необходимые
вопросы.
( также есть вариант
заранее
написать
вопросы или же задать
их в устной форме, а
затем попросить ребят
внимательно смотреть и
слушать, чтобы суметь
ответить
на
них).
–
Просмотр
видеоматериала.
–
Обсуждение
с
учащимися,
а
также
ответы на поставленные
вопросы.

–
активизирует
познавательную
деятельность
обучающихся.
Усиливает
положительную
мотивацию обучения
(анимация, музыка);
–
обеспечивает
наглядность;
–
привлекает
большое количество
дидактического
материала;
–
обеспечивает
высокую
степень
дифференциации
обучения
(применение
разноуровневых
заданий).

– Ответы на вопросы
обучающихся ( если есть
необходимость)
– Подведение итогов
занятия.
– Домашнее задание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология (учебное пособие для студентов ВУЗа) / Г.С. Абрамова – М., 1999.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов./ А. Адлер – Ростов-на-Дону, 1998.
3. Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом. / Г.Ф. Богданов – М., 2011.
4. Бузина Т.В. Программа хореографического коллектива «Надежда» / Т.В. Бузина – М.,2013 г.
5. Бухвостова Л.В. Балетмейстер и коллектив./ Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А. Щекотихина – Орел, 2007.
6. Горшкова Е. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце./ Е.
Горшкова – М., 2002.
7. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. / И.Г. Есаулов – Ижевск, 1992.
8. Зарецкая Н.В. Танцы для детей среднего школьного возраста. Пособие для практических работников ДОУ./ Н.В.
Зарецкая – М., 2008.
9. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. / Е.В. Конорова -М., 1972.
10. Пасютинская В. Волшебный мир танца. / В. Пасютинская – М., 1985.
11. Полятков С.С. Основы современного танца. / С.С. Полятков – Ростов-на-Дону, 2005.
12. Программа Ритмика и танец 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001.
13. Сивкова М.Г. Программа Ритмика и танец / М.Г. Сивкова – г. Сыктывкар, 2004.
14. Череховская Р. Танцевать могут все. / Р. Череховская – Минск, 1973.
15. Яковенко А.М. Учебно-методический комплекс. Танец и методика его преподавания: эстрадный танец. / А.М.
Яковенко – Тюмень, 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».