Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Приложение к основной образовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности начального общего образования в 1 классе «Золотая кисточка» 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1-й класс Личностные результаты: осознавать роль художественного искусства в жизни людей; эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своѐ отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения); понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). к концу 1-го класса Обучающиеся должны знать: названия основных и составных цветов; понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись; изобразительные основы декоративных элементов; материалы и технические приѐмы оформления; названия инструментов, приспособлений. Обучающиеся должны уметь: пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой; полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; владеть основными навыками использования красного, жѐлтого, синего цветов их смешением; моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм; пользоваться материалами. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Занятия изобразительным творчеством являются действенным средством развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребѐнка, его индивидуальности. Изобразительное творчество является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей. На занятиях «Золотая кисточка» у обучающихся формируется представление о композиции, рисунке, о законах перспективы, изобразительных средствах в живописи, дети учатся мечтать, чувствовать и восхищаться прекрасным, любить природу, животных. Программа развивает и воспитывает сознательное отношение к творчеству. Актуальность данной программы заключается в том, чтобы помочь детям своевременно узнать, какими возможностями обладают, казалось бы, самые обыкновенные материалы для рисования, какие существуют приемы работы простым и цветными карандашами, фломастерами, гуашью, как работать с бумагой и трафаретами. Новизна программы состоит в том, что на занятиях используются не только традиционные художественные средства (карандаш, фломастеры, акварель, гуашь), но и новейшие современные материалы для детского творчества (гелиевые ручки, различные виды цветной бумаги, картона, пленки, поролон). Кредо педагога – разбудить в каждом ребѐнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь принимаются дети с разной степенью одарѐнности и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребѐнку. Язык различных видов искусства делают художественную деятельность уникальным средством воспитания и развития ребенка. Занятия дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, научиться видеть красоту окружающего мира. Цель: раскрытие творческого потенциала ребѐнка художественно – изобразительными средствами. Задачи: воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей; техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане: Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с музыкой, изобразительным искусством, с окружающим миром Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. 1-й класс «Радужный мир» Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребѐнка 6 – 7 лет необходим определѐнный уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Программа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть: Знакомство с различными художественными материалами, приѐмами работы с ними. Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира. Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе. 3. Календарно - тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7. 8. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Тема занятия К-во Содержание часов 1 триместр «Знакомство с королевой Кисточкой». «Знакомство с королевой Кисточкой». 1 Живопись. Дать начальные представления об Инструкция по технике безопасности. основах живописи, развитие умения получать «Что могут краски?» 1 цветовое пятно, изучение основных, тѐплых и «Изображать можно пятном». 1 холодных цветов. Контраст тѐплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в «Изображать можно пятном». 1 зависимости от характера его насыщения белой или «Осень. Листопад». 1 чѐрной краской. Практическая работа: освоение «Силуэт дерева». 1 приѐмов получения живописного пятна. Работа идѐт «Грустный дождик». 1 «от пятна», без использования палитры. «Изображать можно в объѐме». 1 Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов, Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» 1 бытовых сцен, сказочных животных, птиц, растений, «Красоту нужно уметь замечать». 1 трав. «Узоры снежинок». 1 Рисуем дерево тампованием. 1 2 триместр Времена года в моих рисунках «Зимний лес». 1 «Портрет Снегурочки». 1 «К нам едет Дед Мороз».. 1 «Снежная птица зимы». 1 «Дом снежной птицы». 1 «Ёлочка – красавица». 1 «Кто живѐт под снегом». 1 «Красивые рыбы». 1 «Мы в цирке». 1 «Волшебная птица весны». 1 «Моя мама». 1 «Цветы и травы» 1 «Цветы и бабочки». 1 26 27 28 29 30 31 32 33 34 «Орнамент из цветов, листьев и для украшения коврика». 3 триместр «Моя семья» «Веселые фигуры» «Домашние питомцы» «Победителям –Слава! «Весенняя клумба» «Веселая игра» «Лето, здравствуй!» Работа на воздухе. бабочек 1 1 1 1 1 1 1 1 4. Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса Технические средства обучения: Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Компьютер, интерактивная доска, проектор, МФУ Фотокамера цифровая. Печатные пособия: Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования. Репродукции картин ЦОРы: . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school Газета «1 сентября»: www.1september.ru