РП_ВД_Читательская грамотность_3 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
в 3 классе «Читательская грамотность»

Пояснительная записка
В период всеобщего перехода к информационному обществу
интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее
замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как
телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детского чтения
и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся
обществе приводит к снижению читательской, информационной,
общекультурной
компетентности
подрастающего
поколения.Целью
образования становится в современной школе развитие личности, готовой к
правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и
саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является
сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне
ключевых компетентностей занимает читательская компетентность или
иными словами читательская грамотность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы
произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и
подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского
чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале
XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие
поколения. Однако они, безусловно, читают. Современному школьнику
необходимо не только быстро читать и понимать содержание прочитанного ,
но и уметь нужную информацию в тексте, выделять его основную идею,
формировать выводы на основании прочитанного, определять точку зрения
автора, то есть так овладеть чтением , чтобы оно стало средством
дальнейшего обучения.
Программа
«Читательская
грамотность»,
имеет
практическую
значимость. В современном образовательном пространстве школьнику
необходимо постоянно проявлять способность находить информационносмысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых
поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных
текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать
информацию и делать собственный вывод.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и направлена на
реализацию основных целевых установок начального общего образования:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.

2

Цель и задачи программы
Цель:
- общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии
продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем)
деятельности в процессе чтения.
Задачи:
Обучающие:
– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг.
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного.
Развивающие:
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование»,
«диалог с автором», «комментированное чтение» и др.
Воспитательные:
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Особенности возрастной группы детей
Возраст детей посещающих данный курс 9 лет.Подвижность,
любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность,
подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое
внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору
высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются
и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные
эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями
и оценками самих детей.Дети этого возраста очень подвижны, энергичны.
Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не
растет в пропорции сего телом, он не может вынести длительные периоды
напряженной деятельности.Ребенок может сосредоточить свое внимание на
15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то
интересное, то внимание переключается. Наши слова ребенок может
понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»Ребенок хорошо
3

запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания
наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.Особенно хорошо
запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.Начинает развиваться
система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки.
Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку
заслоняет оценка взрослого.Достаточно хорошо может оценить и предвидеть
предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что
можно позволить.Ребенок нуждается в любви и опеке.Старается помочь маме
по дому и учителям.Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть
вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому
ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и
недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.
Набор детей – свободный.
Режим занятий
Занятия проводятся после уроков по основному расписанию один раз в
неделю, учебных недель 34, поэтому программа рассчитана на 34 занятия.
Результаты освоения курса
Первый уровень результатов предполагает приобретение школьниками
знаний:
- об экологии, о животных и растениях;
- о принятых в обществе нормах поведения и общения с животными;
- об основах отношения к животным и растениям;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки социальных проектов и организации
коллективнойтворческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
- о правилах проведения исследования.
Второй уровень результатов предполагает:
- детиулучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки
работы в коллективе;
- будут стремиться охранять природу, не загрязнять леса, парки, природные
объекты;
- стараться улучшать экологию родного края;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы
в коллективе.

4

Формируемые УУД
Личностные результаты:
- оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
- формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному
формулирует собственную.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
–
в
диалоге
с
учителем вырабатывать критерии
оценки
и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной
текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
- задавать вопросы.

5

Система отслеживания и оценивания результатов
Формами подведения итогов и результатов обучения детей выступают:
- обзор – беседа;
- пятиминутки чтения;
- выполнение заданий межпредметного характера;
- выполнение творческих заданий по тексту;
- комплексная работа над текстом;
- чтение с заданием;
- анализ текста;
- чтение по памятке;
- чтение с применением стратегий критического мышления и т.д.
Содержание курса
Введение. (2 часа).
Вводное занятие. Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. Слово,
словосочетание, предложение.
Раздел I.Работа с текстом. (20 часов).
Определение основной темы и главной мысли в произведении. «Зонтик» (по
Т. Нуждиной), «Емеля - охотник» Д. Мамин – Сибиряк. Сопоставление
содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
«Серьёзная птица» Н. Сладков. Работа с текстом: как выделить главную
мысль текста или его частей? "Маленький принц" Антуан Де СентЭкзюпери, "Жаркий час" М. Пришвин. Типы текстов: текст описание.
«Осень» И. Бунин, «Cказка о жабе и розе» В. Гаршин
Типы текстов: текст повествование. «Первый шаг» И. Полуянов.,
«
«Неслышимка» по В. Бианки.Типы текстов: текст рассуждение. «Моя
родина» М. Пришвин, «Арбат» (Азбука московская для детей и родителей).
Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П. Чехов, «Бедный принц» , А.
Куприн «Стёклышко» ,Н. Абрамцева.
Работа с несплошным текстом. Игра «Праздник к нам приходит»,игра «День
рождение», игра «Магазин», игра «Билет в цирк».
Раздел II.Работа с эталонными заданиями. (12 часов)
Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем текст, выполняем задания.
Проверяем себя. Учимся оценивать.Работа с эталонным заданием.
«Кругобайкальская железная дорога». Читаем текст, выполняем
задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.
Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Читаем текст,
выполняем задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.Работа с эталонным
6

заданием. «Антарктида». Читаем текст, выполняем задания.Проверяем себя.
Учимся оценивать.
Работа с эталонным заданием. «Тунгусский « Метеорит». Читаем текст,
выполняем задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.Работа с эталонным
заданием. «Киберспорт». Читаем текст, выполняем задания.Проверяем себя.
Учимся оценивать.Итоговое занятие. Квест «Читательская грамотность».

7

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.

2.

3.
4

5

6.
7.

8

Тема занятия

Представление о
настоящем читателе.
Вводный мониторинг.
Обложка любимой
книжки.

Форма
проведения
занятия
Введение (2 часа).
Беседа. Игровая
программа.

Дата

Корректировка
проведения

Беседа, конкурс.

Раздел I(20 часов).
Чтение и обсуждение Работа с книгой.
книг.
Рассуждение.
Экскурсия в библиотеку. Работа с книгой.
Карточки, стеллажи,
Рассказ.
разделители книг.
Алфавитный порядок
расстановки книг.
Правила поведения в
библиотеке. Книги«калеки», «лечение книг».
Личная библиотека.
Работа с книгой.
Члены семьи –
Рассуждение.
собиратели книг.
Настоящий читатель много читает. Лента
времени для учёта
длительности чтения.
Портреты писателей.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Быстрое чтение.
Работа с книгой.
Получение информации.
Рассказ.
Проверка скорости и
качества чтения.
Читаем всё, что задано.
Беседа, дискуссия
Особенности чтения
в формате
текстов математических
свободного
задач. Чтение текстов из
обмена мнениями.
учебника русского языка
и окружающего мира.
Сходство и различие
текстов разных
8

9.

10

11

12.

13

предметов.
Выражение своей
позиции в сочинении,
рисунке или аппликации.
Продуктивное чтение –
что это? Высказывание
предположений. Опрос
взрослых друзей,
одноклассников. Запись
ответов. Продуктивное
чтение и значение слова
«продукт». Работа над
текстом.
Продуктивное чтение –
что это? Высказывание
предположений. Опрос
взрослых друзей,
одноклассников. Запись
ответов. Продуктивное
чтение и значение слова
«продукт». Работа над
текстом.
Глубокое восприятие и
понимание текста.
Восприятие – активное
включение человека в
чтение. Работа над
текстом.
Чтение рассказов Н.
Сладкова: «Воздушный
замок», «Болтливые
окуни», « Бюро лесных
услуг».. Рассказ Л.
Каминского «Послушный
Петя».

Работа с книгой.
Рассуждение.
Беседа, дискуссия
в формате
свободного
обмена мнениями.

Беседа, дискуссия
в формате
свободного
обмена мнениями.

Работа с книгой.
Рассуждение.

Работа с книгой.
Рассказ.

В. Драгунский
«Денискины рассказы».

14

Чтение, обсуждение,
выполнение заданий на
развитие читательской
грамотности.
Чтение рассказов Н.

Работа с книгой.
9

Сладкова: «Воздушный
замок», «Болтливые
окуни», « Бюро лесных
услуг».. Рассказ Л.
Каминского «Послушный
Петя».

Рассуждение.

В. Драгунский
«Денискины рассказы».

15

16

17

18.

Чтение, обсуждение,
выполнение заданий на
развитие читательской
грамотности.
Основные этапы работы
над произведением.
Практическая работа.
Обсуждение общей темы.
Уточнение, выбор под тем
проекта: «Электронная
книга будущего», «Самая
фантастическая книга»,
«Книги о детях» и т.д.
Участие и помощь
родителей. Составление
плана работы над
проектом.
Обсуждение общей темы.
Уточнение, выбор под тем
проекта: «Электронная
книга будущего», «Самая
фантастическая книга»,
«Книги о детях» и т.д.
Участие и помощь
родителей. Составление
плана работы над
проектом.
Подготовка проекта. Сбор
информации. Работа с
картотекой, с
источниками.
Выполнение проекта.
Фиксация хода работы
над проектом. Плакат для

Работа с книгой.
Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассуждение.

Работа с книгой.
Рассуждение.

Работа с книгой.
Рассказ.

10

19

20

защиты проекта.
Обобщение знаний в ходе
праздника «Я –
настоящий читатель!».
Чтение рассказа Н.
Носова «Фантазёры».

Беседа, дискуссия,
игра.
Беседа, дискуссия,
игра.

В. Драгунский «Друг
детства».

21.

Г. Скребицкий « Кот
Иваныч». Работа над
текстами. Составление
плана, пересказ.
Чтение рассказа Н.
Носова «Фантазёры».

Беседа, дискуссия,
игра.

В. Драгунский «Друг
детства».

22

23

24

25

Г. Скребицкий « Кот
Иваныч». Работа над
текстами. Составление
плана, пересказ.
Понятие о тексте
описании. Работа над
текстом.
Рассказ К. Паустовского
«Дремучий медведь».
Комплексная работа над
текстом.
Рассказ К. Паустовского
«Дремучий медведь».
Комплексная работа над
текстом.
Изучать природу – значит
любить и охранять её.
Науки о природе. Как
изучают природу.
Наблюдения в при­роде,
описание живых

Беседа, дискуссия,
игра.
Работа с книгой.
Рассуждение.

Беседа, дискуссия
в формате
свободного
обмена мнениями.
Работа с книгой.
Рассуждение.

11

26.

27

28.

29.

30

31

объектов. Тексты на
заданную тему.
Кто и как живет рядом с
нами. Свет, тепло, влага в
жизни растений. Нужны
ли комнатные растения в
доме. Чужестранные
пришельцы на
подо­коннике - что мы о
них знаем.
Кто и как живет рядом с
нами. Свет, тепло, влага в
жизни растений. Нужны
ли комнатные растения в
доме. Чужестранные
пришельцы на
подо­коннике - что мы о
них знаем.
Почему надо беречь и
охранять растения.
Растения Красной книги.
Чтение текстов,
выполнение заданий к
ним.
Почему надо беречь и
охранять растения.
Растения Красной книги.
Чтение текстов,
выполнение заданий к
ним.
Почему надо соблюдать
правила пове­дения в
природе. Что охраняют в
заповедниках и
заказниках Самарской
области. Охранять
природу - значит охранять
здо­ровье.
Экология - наука о связях
между живыми
существами и
окружающей их средой,
между человеком и
природой. Организм и

Беседа, дискуссия
в формате
свободного
обмена мнениями.

Работа с книгой.
Рассуждение.

Беседа, дискуссия
в формате
свободного
обмена мнениями.
Работа с книгой.
Рассуждение.

Беседа, дискуссия
в формате
свободного
обмена мнениями.

Беседа, дискуссия
в формате
свободного
обмена мнениями.

12

32

33
34

окружающая среда.
Простейшая
квалификация
экологических связей.
Комплексная работа.

Комплексная работа.
Итоговое занятие. Квест
«Читательская
грамотность».

Беседа, дискуссия
в формате
свободного
обмена мнениями.
Анализ текста
Беседа, дискуссия
в формате
свободного
обмена мнениями.

13

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учителя:
Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности. 3 класс.
ФГОС. О. Б. Панкова – М.: Издательство «Экзамен», 2023.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций. Г. С. Ковалёва и др. – М:
Просвещение, 2020.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».