Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Приложение к основной образовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности начального общего образования во 2 классе «Секреты каллиграфии» 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты каллиграфии» направлена на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях её развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты: Личностные универсальные учебные действия У обучающего будут сформированы: - адекватное использование речевых средств для решения различных задач; - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; - умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; - готовность корректировать свою точку зрения; - способность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - умение задавать вопросы. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости письменной деятельности; - выраженной учебной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам письма; - адекватного понимания причин успешности или неуспешности письменной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - различать задачу урока, направленную на процесс отработки навыка либо на конкретный результат; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: - начертанию и соединению всех букв; соблюдению наклона букв; соблюдать высоту и ширину букв; - понимать правила каллиграфии; - соблюдать гигиенические навыки письма; - писать каллиграфическим почерком, развивая ритмичность, плавность письма, способствующие скорописи; - сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи; - устранять недочёты графического характера; - уметь писать красиво, четко, разборчиво; - каллиграфически списывать с письменного и печатного текста; - применять при письме правила оформления границ предложений; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные учебные универсальные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск наиболее рационального способа решения для выполнения учебной задачи с использованием алгоритмов; - использовать знаки, символы, модели, схемы для создания своего шрифта и представления результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (составлять целое из частей); - проводить сравнения, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - устанавливать аналогии; - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: - объяснять орфограммы; - работать со словарями (алфавит); - соблюдать орфоэпические нормы; - работать со всеми видами грамматических разборов; - различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое); - работать с текстом: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; - делить тексты на смысловые части, составлять план текста. 2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности «Секреты каллиграфии» является программой внеурочной деятельности младших школьников интеллектуальной направленности, предполагает уровень освоения знаний и практических навыков красивого письма, по функциональному предназначению – учебно-познавательной. Актуальность: Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: - понятно излагать письменную речь; - быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Цель курса: Целью обучения по курсу внеурочной деятельности «Каллиграфия» является научить детей писать шариковой ручкой правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы. Достижение цели по формированию графически правильного, чёткого, достаточного скорого письма зависит от решения многих задач, встающих перед учителем. Задачи курса: исправление тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников. Формирование навыка письма основывается на определённых принципах обучения. 2-й класс Раздел 1: Введение Введение в программу. Правила техники безопасности в кабинете Раздел 2: Элементы букв Что такое каллиграфия? Большие и малые прямые наклонные линии. Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями вверху и внизу. Большой и маленький овалы Большие и малые полуовалы. Линия с петлей вверху и внизу. Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки. Использование простого карандаша с тонким стержнем. Раздел 3: Написание схожих групп букв Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т, г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч. Группа букв с, С, е, о, О, а, д, б. Группа букв: ь, ъ, ы, в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д. Работа по устранению графических недочетов. Письмо перьевой ручкой, брашпеном. Основные методы работы - практический (индивидуальная и индивидуально групповая деятельность; - наглядный метод (вариативный показ, пособия); - словесный метод (диалог, пояснение, алгоритм действий, беседа); - игровой (нейроразминка); - метод проекта; - метод эксперимента. Методические приёмы обучения каллиграфии 1) Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. 2) Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Приём основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. 3) Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений. 4) Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец. 5) Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать её на составляющие, зрительно выделяемые элементы. 6) Письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного письма в определённом темпе. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку с учётом его возможностей. Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане: Данная программа рассчитана на 34 часа один раз в неделю по 40 минут. Возраст детей от 8 до 9 лет Занятия проводятся согласно учебному расписанию. Программа реализует межпредметные связи с литературным чтением и изобразительным искусством. Тематическое планирование 2 класс Раздел 1 Элементы букв Что такое каллиграфия? 16 ч. 1 Большие и малые прямые наклонные линии 2 Урок открытия нового знания Бесплатные прописи, линовки и курсы по каллиграфии школы Регины Каримовой Прямая линия с закруглением внизу Прямая наклонная линия с закруглением вверху Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением внизу и вверху Большой и маленький овалы Большой и малый полуовалы Линия с петлей вверху и внизу Малая и большая пламевидные прямые Раздел 2.Написание схожих групп букв Петля на линии строки Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т, г Группа букв: л, м, Л, М, я, Я Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч Группа букв: с, С, е, о, О, а, д, б Группа букв: ь, Ъ, ы, в Группа букв: н, ю, Н, Ю, к, К Группа букв: В, З, з, э, ж, Ж, х, Х, ф Группа букв: Ф,Г,У,Т,П,Б,Р,Д Работа по устранению графических недочётов. Конкурс по чистописанию Общее количество часов по программе 2 2 2 2 2 2 1 18 ч. 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 34часа Бесплатные прописи, линовки и курсы по каллиграфии школы Регины Каримовой