описание_АООП УО_В2

Описание
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП УО) Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная
школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) (далее – Школа)
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 (далее Стандарт).
АООП самостоятельно разрабатывает и утверждает Школа в соответствии со Стандартом и с
привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер
управления Школой.
Содержание АООП УО представлено учебно-методической документацией (учебный план,
календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы),
определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с АООП УО Школа разработала следующие адаптированные основные
общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее соответственно - обучающихся с УО, АООП):
АООП образования обучающихся с УО (с 1 по 4 класс, включая дополнительный класс, с 5 по 9 класс;
АООП образования глухих обучающихся с УО (с 1 по 9 класс);
АООП образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с УО (с 1 по 9 класс);
АООП образования слепых обучающихся с УО (с 1 по 9 класс);
АООП образования слабовидящих обучающихся с УО (с по 9 класс);
АООП образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) с УО
(с 1 по 9 класс);
АООП образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) с УО (с 1 по
9 класс).
АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как
общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма
ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с
использованием ресурсов и иных организаций 4.
В основу разработки АООП УО заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической
науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и
учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как
процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП УО реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и
поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы
научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП УО положены следующие принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области образования 5 (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся);
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий
развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых
образовательных потребностей;
принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между
изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений,
имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных
представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий, адекватных способов
поведения в разных социальных средах;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до
старшего школьного возраста;
принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и
взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими
в их состав;
принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных
областей и результаты личностных достижений;
принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной
им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Структура АООП УО включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с
требованиями Стандарта.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации
АООП образовательной организацией (далее – Школа), а также способы определения достижения этих
целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучаю щихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следу-ющие программы, ориентированные
на достижение личностных и предметных результа-тов:
- программу формирования базовых учебных действий;
- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
- программу духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с ум-ственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу внеурочной деятельности;
- программу коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1,2).
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также
механизмы реализации АООП Школой.
Организационный раздел включает:
- учебный план;
- систему специальных условий реализации основной образовательной программы в соответствии с
требованиями Стандарта.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по-лучает образование по
АООП (варианты 1), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту
завершения школьного обучения с содержанием и итого-выми достижениями сверстников, не имеющих
ограничений здоровья.
АООП при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития;
далее - СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные
учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с
умственной отсталостью.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих
инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилита-ции инвалида (далее – ИПРА) в
части создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (далее ПМПК), сформулированных по ре-зультатам комплексного психологомедико-педагогического обследования, с учетом ин-дивидуальной программы развития инвалида (далее
- ИПРА) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее – Программа) составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(с
изменениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденным приказом Минобразования и науки РФ
от 19.12.2014 г. № 1599, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015 г. регистрационный № 35850;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная Приказом Минпросвещения России от
24.11.2022 № 1026;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молоде-жи», утвержденных постановлением
Главного санитарного врача РФ 28.09.2020 г. № 28 (зарегистрированы в Минюсте России 18.12.2020 г.
№ 16573).);Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и федерального образовательного стандарта обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями), письмо Ми-нобрнауки от 11.03.2016 года № ВК452/07.
Нормативно-методические документы Минобнауки Российской Федерации и другие нормативноправовые акты в области образования.
В адаптированной основной общеобразовательной программе образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальным нарушениями) используются следующие сокращения:
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;
АООП – адаптированная основная образовательная программа;
ОО – образовательная организация;
СИПР – специальная индивидуальная программа развития;
ИПРА – индивидуальная программа развития инвалида;
ТМНР – обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия.
АООП УО имеет два варианта: федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) (далее - АООП УО (вариант 1) и федеральная адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2) (далее - АООП УО (вариант 2).
Каждый вариант АООП УО содержит дифференцированные требования к структуре, результатам
освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых
образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью,
получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других
нарушений развития, места проживания обучающегося, вида образовательной организации. В
соответствии с требованиями Стандарта образовательная организация может создавать для каждой
нозологической группы два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) - варианты 1 и 2
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в
пролонгированные сроки образование по АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и итоговым
достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми
достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная
индивидуальная программа развития; далее - СИПР), к которой может быть создано несколько учебных
планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности
групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания
специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».